Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
2
Курсовая работа
Стратегии самореализации личности и их отражение в ранних воспоминаниях
Оглавление
Введение
Глава 1. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом
1.1 Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежной психологии
1.2 Типология жизненных стратегий
1.3 Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
1.3.1 Взгляд З.Фрейда на проблему ранних воспоминаний
1.3.2 Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
1.3.3 Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике
Глава 2. Эмпирическое исследование жизненных стратегий личности и их отражения в ранних воспоминаниях
2.1 Методологические основы и организация исследования
2.2 Результаты и их обсуждение
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Приложение 2. Промежуточные результаты исследования
Введение
Актуальность исследования. На протяжении всей истории психологии проблема предсказания и выявления причин поведения индивида всегда была актуальной. Исследование жизненных стратегий личности имеет комплексный характер. С одной стороны его актуальность обусловлена необходимостью объяснения социальных факторов кризиса жизненных ценностей на этапе экономических преобразований, потребностью осмысления новых моделей поведения и типов идентификации личности.
С другой стороны проблема выбора жизненной стратегии приобретает особую значимость для студенческого возраста, поскольку данный этап является периодом жизненного самоопределения, самореализации, а также связан с необходимостью выбора своего жизненного пути. Данная проблема особо остро встает именно в период ранней юности. Выбранная в данном возрасте стратегия впоследствие становится доминирующей, жизнеопределяющей (К. Хорни, К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова). Поэтому к проблеме ее выбора необходимо отнестись с должным вниманием, потому что зависит вся дальнейшая жизнь и судьба человека, соответственно его психологическое здоровье и уровень удовлетворенности жизнью.
На наш взгляд, проблема стратегий жизни как результата творческого приспособления личности интересна в контексте выявления ее отражения в ранних воспоминаниях личности, а также ее целях и ценностях. Именно в них наиболее ярко выражается жизненная стратегия уже на ранних этапах ее формирования (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова).
Исследования жизненных стратегий личности. В определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67-70]
В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались: А. Адлер, Ш. Бюллер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.
Данные исследования в отечественной литературе проведены, в частности, К.А. Абульхановой-Славской, Н.Ф. Наумовой, Т.Е. Резник, Ю.М. Резником, Е.А. Смирновым, известными своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
Исследования ранних воспоминаний личности. Важность изучения детских воспоминаний и переживаний подчеркивалась многими зарубежными и отечественными психологами. Так, о феномене детских воспоминаний впервые заговорили в психоанализе (З. Фрейд, А. Адлер). Впервые о проблеме переживания в отечественной психологии писал Л.С. Выготский. Он предложил рассматривать переживание в качестве единицы анализа личности и среды, понимая под переживанием внутреннее отношение к тому или иному моменту действительности (Выготский Л.С., 1934). Позже С.Л.Рубинштейн назвал переживание "клеточкой внутренней жизни". Ф.Е. Василюк продолжил изучение феномена "переживания", создал теорию переживания как основу психотерапевтической работы со взрослыми людьми в критических жизненных ситуациях. Согласно его концепции, переживание - это деятельность, имеющая целью решать жизненные проблемы человека (Василюк Ф.Е., 1989).
Термин "воспоминание-переживание" вводится в данном исследовании с целью разделить перцептивные воспоминания, воспоминания-образы, которые не несут никакого эмоционального знака (нейтральные воспоминания) и воспоминания, в которых помимо перцептивной картины существует эмоциональный знак переживания.
К сожалению, именно проблеме связи исследуемых характеристик не уделялось должного внимания. Исходя из вышесказанного, исследование отражения конструктов ранних воспоминаний в жизненных стратегиях личности представляют на сегодняшний день достаточно важное и актуальное направление. Целью исследования является теоретическое и эмпирическое обоснование взаимосвязи конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. проанализировать теоретические подходы к проблеме жизненных стратегий и ранних воспоминаний в зарубежной и отечественной психологии;
2. рассмотреть методологическую основу проблемы в отечественной психологии;
3.2. изучить связь конструктов ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности.
Объект исследования - жизненные стратегии студентов педагогического ВУЗа.
Предмет исследования - выявление связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий студентов.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь между целями жизни из ранних воспоминаний личности с доминирующей жизненной стратегией у студентов ВУЗа.
Методы исследования:
1. Автобиографический метод анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).
2. Контент-анализ сочинения «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»
Методики, использованные при исследовании:
1. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 24 наименований и 2 приложений.
Глава 1. Жизненные стратегии личности и истоки их конструирования субъектом
1.1 Исследования жизненных стратегий в отечественной и зарубежнойпсихологии
Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.
Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» [1, с. 582-583]. Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера [2, с. 168]. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» [3, с. 161].
Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» [4, c. 226-227]. На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе. [5, с. 67-70]
Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.
По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» [6, c. 67].
Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным [6, c. 246-247]. Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» [7, c. 5]. Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.
По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.
«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» [7, c. 10].
В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии [8, c. 101].
В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.
Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.
К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.
Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.
По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.
1.2 Типология жизненных стратегий
Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.
Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.
К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.
Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:
1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;
2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;
3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;
4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.
В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:
- тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;
- тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;
- тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;
- тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;
- тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. [8, 142-145].
Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.
Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.
К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.
Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.
1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;
2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;
3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.
В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий .
1.3 Ранние воспоминания как свидетельства жизнетворчества
А. Адлер отмечает, что формирование жизненных целей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизненная цель формируется в раннем детстве под влиянием личного опыта, ценностей, особенностей самой личности.
Именно в детстве, по его мнению, и формируется жизненный стиль -- интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. Любовь, дружбу и работу А. Адлер называет основными жизненными задачами, с которыми сталкивается человек, которые определены условиями человеческого существования и позволяют поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится. В эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему коренится врожденное стремление к превосходству или совершенствованию, т.е. побуждение улучшать себя, развивать свои способности. Но цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если это стремление включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других, то оно будет развиваться в конструктивном и здоровом направлении.
Как показано в представлениях А. Адлера, жизненные стратегии находят свое выражение в ранних воспоминаниях личности. Он рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Именно так называемые «фиктивные цели» в последующем являются основой для выбора и построения соответствующей жизненной стратегии.
Можно сделать вывод, что жизненные стратегии не всегда являются осознанными, но, как считают некоторые авторы (А. Адлер, Ю. М. Резник, Т. Е. Резник, Е. А. Смирнова), могут быть неосознанными, определяться целями и ценностями на ранних этапах социализации личности. Фиктивные цели в свою очередь могут быть выявлены посредством анализа ранних воспоминаний личности.
1.3.1 Взгляд З. Фрейда на проблему ранних воспоминаний
С самых первых попыток психоанализа и самоанализа З.Фрейд обратил внимание на парадокс памяти о событиях детства: важные, богатые аффектами впечатления того времени не оставляют (не всегда конечно, но очень часто) в памяти взрослых никакого следа, а события по видимости незначимые, второстепенные, запоминаются. Память, по мнению З.Фрейда, производит выбор среди тех впечатлений, которыми она располагает. Этот выбор следует в детском возрасте совершенно другим принципам по сравнению с возрастом интеллектуальной зрелости.
Дело в том, что содержание прикрывающего воспоминания относится к самому раннему детству, в то время как те интеллектуальные переживания, которые данное воспоминание заступало в памяти и которые остались почти всецело неосознанными, имели место в более позднее время. З. Фрейд назвал этот вид сдвигания возвратным, идущим назад.
Может быть, еще чаще наблюдается, обратное отношение, когда в памяти закрепляется в качестве прикрытия какое-либо безразличное впечатление недавнего времени, причем этим отличием оно обязано лишь своей связи с каким-либо прежним переживанием, которое не может быть воспроизведено непосредственно из-за противодействия. Такие воспоминания-прикрытия З. Фрейд назвал предваряющими, забегающими вперед.
И, наконец, встречается и третий случай, когда прикрывающее воспоминание связно с покрытым им впечатлением не только по своему содержанию, но и в силу смежности во времени, - это будут "воспоминания одновременные или примыкающие" (Фрейд З., 1990. с. 145).
Воспоминания-прикрытия -- это цельные впечатления о чем-то пережитом в действительности или мысленно. Феномен прикрывающих воспоминаний основывается на забывании существенных впечатлений.
Фрейд придавал ранним воспоминаниям большее значение, чем всей памяти в целом. Он полагал, что поскольку ранние воспоминания часто имеют тривиальное содержание, они должны служить цели сокрытия более травматичного материала, относящегося в инфантильному сексуальному развитию. Такая «экранирующая память» должна анализироваться так же, как сновидения, с целью выявления вытесненного травматичного материала и работы с ним. З. Фрейд считал вопрос о воспоминаниях детства очень интересным и важным. Он полагал, что первое воспоминание формирует отношение человека к миру и заставляет его действовать в соответствии с ним.
Итак, ранние детские воспоминания, согласно З. Фрейду, представляют собой не настоящий след давнишних впечатлений, а его позднейшую обработку, подвергшуюся воздействию различных психических сил более позднего времени. Детские воспоминания приобретают значение воспоминаний покрывающих и проводят при этом, как писал З.Фрейд: "замечательную аналогию с воспоминаниями детства народов, закрепленными в сказках и мифах" (там же).
1.3.2Ранние воспоминания и их связь со стилем жизни в индивидуальной психологии А.Адлера
Альфред Адлер также считал ранние воспоминания крайне важными. Он соглашался с Фрейдом в том, что неважно, соответствуют ли они реальным фактам или нет. Однако Адлер фокусировался на анализе тем или сюжетов, представленных в манифестном содержании. Он рассматривал память скорее как конструкцию, чем репродукцию. По его мнению, воспоминания сконструированы для поддержания существующих аттитюдов и предубеждений. Ранние воспоминания представляются наиболее значимыми воспоминаниями, поскольку они имеют тесное отношение к созданию индивидуальной системы координат для организации, интерпретации и действий относительно окружающей среды. Адлер говорил, что ранние воспоминания отражают перцептивную систему, в рамках которой индивидуум интерпретирует свой текущий опыт существования.
Метод анализа ранних детских воспоминаний А. Адлер считал самым главным в числе основных источников изучения личности. Он писал: "Каждое воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось человеку, представляет для него что-то достопамятное. Оно говорит ему: "Вот что ты должен ожидать", или "Вот что такое жизнь"... Само по себе событие не так важно, как тот факт, что именно это переживание настойчиво сохраняется в памяти и используется для кристаллизации того значения, которое придается жизни. Каждое воспоминание - это напоминание". (Адлер А., 1997, с. 19) А. Адлер рассматривает ранние воспоминания в контексте понятия "стиля жизни", которое в его теории занимает одну из главных ролей. Стиль жизни - это тот уникальный способ, который выбирает человек для реализации своих жизненных целей. Это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с ней. А. Адлер говорит: "Стиль жизни - это единство, он сформировался в процессе преодоления трудностей пережитых в детстве, и основывается на стремлении к цели" (там же, с. 72).
В рамках этого стиля жизни каждый человек создает субъективное представление о себе и о мире, которое А.Адлер назвал схемой апперцепции и которое детерминирует поведение человека. Схема апперцепции, как правило, обладает способностью самоподтверждения, или самоусиления. Например, изначальное переживание человеком страха приведет к тому, что окружающая ситуация, с которой он вступит в контакт будет восприниматься им как еще более угрожающая.
Таким образом, уяснив значение стиля жизни для человека, обратимся к теме ранних воспоминаний, которые являются, по мнению А. Адлера, наиболее важным средством его понимания. Обращение к прошлому через воспоминания детства лучше любого другого способа позволяет восстановить ранний стиль жизни, который А. Адлер называет прототипом - и который является ядром стиля жизни. Ранние воспоминания человека позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действует в сегодняшней его жизни. Индивидуальный стиль жизни определяется, по крайней мере в ядерной форме, к пяти годам. Согласно А. Адлеру, основа установок остается неизменной, хотя их выражение в последующей жизни часто совершенно изменяется; несмотря на это, во всех ситуациях мы обнаруживаем того же человека, ту же личность, то же психическое единство. Ранние воспоминания "больше похожи на отпечатки того, что произошло, и того, какое это получило развитие. Они показывают движение к цели и то, какие для этого преодолевались препятствия. Они раскрывают, почему человека стала привлекать одна сторона жизни больше, чем другая" (там же, с.91).
Согласно теории А. Адлера, "несчастливым переживаниям детства могут быть даны самые противоположные значения. Никакие пережитые события не могут быть причиной успеха или неудачи. Мы не страдаем от шока случившегося с нами -- травм, - но мы творим из них то, что соответствует нашим целям. Мы самоопределяемся теми значениями, которые мы придаем происходящему с нами" (там же, с. 14). По мнению А. Адлера, для психологических целей безразлично, является ли воспоминание, которое человек считает первым, действительно самым ранним событием, которое он может вспомнить. Ранние детские воспоминания важны только в той мере, в какой они за таковые принимаются: их значение - в их интерпретации и в их способности переносить что-то в настоящую и будущую жизнь.
1.3.3 Использование метода анализа ранних воспоминаний в психотерапевтической практике
Систематизированное изложение концепции А. Адлера представлено в книге Е.В. Сидоренко "Терапия и тренинг по Альфреду Адлеру" (2000). Автор анализирует психотерапевтические возможности метода анализа первых воспоминаний, предлагает собственную схему их анализа. Она считает, что в анализе личности самое раннее воспоминание занимает исключительное положение по двум причинам:
1. "В нем содержится фундаментальная оценка человеком самого себя и своего положения", "...это его первое обобщение явлений, первое более или менее полное символическое выражение самого себя и тех требований, которые к нему предъявляются";
2. "Это его субъективная стартовая точка, начало автобиографии, которую он для себя создает... Поэтому мы часто обнаруживаем в нем контраст между переживаемым им тогда состоянием слабости и неадекватности и теми целями силы и безопасности, которые он считает идеальными для себя" (Сидоренко Е.В., 2000). Е.В. Сидоренко предлагает использовать метод ранних воспоминаний для исследования и реориентации жизненного стиля в психотерапевтической работе со взрослой группой (Сидоренко Е.В., 2000). Участникам группы предлагается, вернувшись с первого дня тренинга домой, записать свои ранние воспоминания.
На следующий день планируется сессия ранних воспоминаний. Работа начинается с того, что все участники круга читают вслух свое раннее воспоминание (никакое принуждение недопустимо, каждый может отказаться). После того как все желающие высказались, выбирается одно, наиболее заинтересовавшее всех, воспоминание. Участник, чье воспоминание было выбрано, еще раз читает его вслух, а все остальные дословно его записывают. Далее проводится качественный анализ раннего воспоминания по стандартной проадлеровской схеме:
1. Анализ содержательных категорий и выдвижение гипотез. присутствующие в воспоминании люди, тип события, способ восприятия ситуации субъектом, Участники работают в группах по три человека и особую группу составляют ведущий тренинга и выбранный участник. После анализа содержательных категорий, необходимо перейти к следующему этапу.
2. Инсайт. Перечитывая полученные данные о содержании своего воспоминания, участник постепенно выстраивает пробные гипотезы по поводу своего жизненного стиля. Затем ведущий тренинга и основной участник возвращаются в круг. Каждая из подгрупп предлагает свои пробные гипотезы по содержанию предложенного воспоминания. Основываясь на получивших подтверждение "героя" тренинга аспектах пробных гипотез, каждая из подгрупп должна составить формулу жизненного стиля данного участника.
3. Реориентация. Фаза реориентации - это фаза решающего психотерапевтического шага, момент преобразования. В соответствии с идеологией А.Адлера, изменение представления о жизни и своем месте в ней неизбежно должно повлечь за собой изменения в стиле поведения (A.Adler, 1932).
Формулы жизненного стиля, которые предлагают подгруппы максимально расширяют поле поиска реориентирующих гипотез для "героя" тренинга. Итак, метод анализа ранних воспоминаний в группах тренинга для взрослых - это фактически групповая психотерапевтическая работа с индивидуальной проблемой одного из участников. Такие сессии анализа могут нести в себе мощный заряд психологической поддержки, но вместе с тем некоторые аспекты воспоминания остаются за кадром рассмотрения в силу того, что их слишком мучительно выносить на групповое обсуждение.
Глава 2. Эмпирическое Исследование связи ранних воспоминаний и жизненных стратегий личности
2.1 Методологические основы и организация исследования
К концу 60-началу 70-х годов 20 века начал свое продвижение феноменологический подход, соответствующий «духу времени», открывший реальность субъективности, преодолевший противоречия между субъектом и объектом познания, вернувший психологии статус гуманитарной науки. Феноменологический подход реализуется в применении качественных исследований, а также многочисленных теорий, подходов, традиций, базовых стратегий, методов и процедур качественного исследования. Целью феноменологически ориентированного исследования в психологии является получение ясных, точных и систематичных описаний тех или иных аспектов переживания человека. Именно данный подход был выбран мною для освещения поставленной в курсовой работе проблемы.
Мы анализируем источники сбора данных в феноменологическом исследовании: отчеты испытуемых, полученные в ходе исследовательского интервью (наиболее распространенный и наиболее надежный способ сбора данных); рефлексивные самоотчеты исследователя; а также документы и всевозможные общекультурные тексты, содержащие развернутые описания внутренней жизни человека (дневниковые и автобиографические записи, художественные произведения, философские работы, мифы и т.п.).
Методический инструментарий был представлен следующими методиками:
1. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)
В исследовании были использованы следующие методы:
1. Автобиографическая методика анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).
2. Контент-анализ сочинения «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»
Эти методы и методики не только имеют научное значение для исследования, но и способствуют прояснению и осознанию человеком целей, ценностей и смысла своей жизни. Обработка данных осуществлялась с использованием качественного метода контент-анализа.
Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова)
Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. Предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Записываются любые мысли, которые кажутся важными как в настоящий момент, так и в целом в жизни.
Автобиографический метод анализа ранних воспоминаний (А. Адлер).
Автобиографический метод ориентирован на изучение жизненного пути человека, значимых событий и поворотных моментов его жизни, этапов и общей направленности личности, самоощущения и мировосприятия человека в различные периоды его жизни (Denzin, 1989; Семенова, 1998; и др.).
У А. Адлера нет четко описанной процедуры анализа ранних воспоминаний, выводы делаются на основе интуитивно-качественного их анализа, поэтому одни и те же смысловые элементы в зависимости от контекста могут выступать показателями как благополучной, так и неблагоприятной социальной адаптации. Впоследствии были разработаны и широко применяются за рубежом системы количественной оценки содержания различных смысловых элементов ранних воспоминаний, позволяющие делать выводы о психологических особенностях групп.
Сочинение «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе»
Испытуемым предлагается в течение десяти минут написать сочинение на тему «История о том, как человек научился выражать лучшее в себе». Оно направлено на выявление в работах доминирующих жизненных стратегий испытуемых. При обработке сочинений использовался метод контент-анализа.
Метод контент-анализа представляет собой исследовательскую технику для получения выводов путем анализа содержания различных документов о состояниях и свойствах действительности, систематическую числовую обработку, оценку и интерпретацию формы и содержания информационного источника. В социологических исследованиях контент-анализ используется для изучения содержания текстов различного характера. Метод применяется при изучении материалов средств массовой информации, книг, устных выступлений, писем, дневников, официальных документов. Хотя, следует заметить, что данная процедура применима и к исследованиям изображений (например, произведений живописи, фасадов зданий, фотографий, кинофильмов и т. д.). Таким образом, объектами контент-анализа являются материальные носители информации. Применение техники контент-анализа имеет смысл только при сравнении, сопоставлении нескольких потоков информации.
В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относится выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:
а) понятия, выраженные в отдельных терминах;
б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;
в) имена, фамилии людей;
г) события, факты и т. п.;
д) смысл апелляций к потенциальному адресату.
Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.
Единицами анализа в сочинении явились ключевые фразы, описывающие признаки, значимые для той или иной жизненной стратегии, например «любыми способами попыталась обратить на себя внимание», «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт».
Исследование проводилось в октябре 2008 года. В нем приняли участие студенты 2, 3, 5 курсов ИПОиИТ БГПУ им.М.Акмуллы, обучающиеся по специальности «Прикладная информатика в психологии» (60 человек).
2.2 Результаты и их обсуждение
При обработке и структурировании полученных результатов и их последующем анализе с проведением сравнительной характеристики методом контент-анализа были проведены следующие действия.
Сначала выделили сочинениях испытуемых 2 типа доминирующих жизненных стратегий в соответствии с классификацией жизненных стратегий по Ю.М. Резнику, Е.А. Смирнову путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Например, «иметь» - «лучшее в себе выражается в наличии положительных черт»; «достигать» - «чтобы стать лучше, нужно чего-то добиться», «без труда не выловишь и рыбку из пруда», «все в твоих руках, не опускай же их». Оказалось, что в выборке отсутствуют испытуемые со стратегией «быть». Это объясняется небольшим объемом выборки, с одной стороны. Возможно, бытийность - характеристика, удельный вес которой увеличивается со зрелостью личности. Наши испытуемые - студенты - еще только находятся на пороге зрелости.
Затем мы разделили ранние воспоминания испытуемых на 4 группы в соответствии с классификацией типов личности по Адлеру путем контент-анализа с выделением из него ключевых фраз как единиц анализа. Это выглядело следующим образом: «берущий» - «бери от жизни все»; «избегающий» - «чувство неуверенности в своих родителях, поступках», «недоверие к людям», «сделать не смог, так как был уставший»; «управляющий» - «любыми способами обратить на себя внимание»; «социально полезный» - «нужно быть ответственнее», «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам». «Управляющий» тип в рассмотрение не вошел, так как представлен слабо.
Посредством тестирования, анализа полученных результатов и проведения сравнительной характеристики методом контент-анализа нам удалось выявить существование связи целей-ценностей, конструктов ранних воспоминаний с жизненными стратегиями, представленные в Таблице 1.
Таблица 1. Результаты исследования
Жизненные стратегии
Иметь
(n=9)
Достигать
(n=11)
Типы личности, по Адлеру
«социально-полезный» (), «избегающий»,
«берущий»
«социально-полезный», «избегающий»
Фиктивные цели
«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «поставленной цели я добиваюсь», «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель».
«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому».
«Берущий» тип. Их основная забота в жизни - получить от других как можно больше. Например, «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей».
«Cоциально-полезный» тип. Человек, относящийся к данному типу, осознает, что решение жизненных задач требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей. Например, «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее».
«Избегающий» тип. Люди этого типа больше опасаются неудачи, чем стремятся к успеху, их жизнь характеризуется социально-бесполезным поведением и бегством от решения жизненных задач. Например, «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча».
Ценности (must-test)
автономность
личностный рост
привязанность и любовь
личностный рост
автономность
привязанность и любовь
У испытуемых со стратегией «иметь» прослеживаются общие черты в выборе жизненных целей и ценностей. Большинство из них ориентируются на автономность принятия решений, они стремятся не зависеть от мнения окружающих, сами хотят определять ход своей жизни, стремятся к личностному росту, также немаловажное значение для них имеет любовь близких. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди трех типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий», «берущий». Принадлежность к этим типам может свидетельствовать о:
· проявлении заботы о других и заинтересованности в общении с ними, восприятии основных жизненных задач как социальных проблем;
· избегании проблем в жизни, и уходе от всего, что предполагает возможность неудачи;
· удовлетворении большей части своих потребностей за счет других.
Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «прежде, чем что-то сделать, надо сформировать цель», «недоверие к миру (людям)», «была бы менее любопытной», «настороженность ко всему новому», «бери от жизни все и все получится», «иметь больше знакомых и друзей». Данная стратегия характеризуется тем, что человек стремится как можно больше иметь (в том числе материальных благ).
У испытуемых со стратегией «достигать» прослеживаются как доминирующие те же ценности. Но личностный рост и развитие собственных умений и способностей находится для них все же на первом месте. Среди испытуемых с этой стратегией преобладают люди двух типов по А. Адлеру: «социально-полезный», «избегающий». Для данных типов характерны:
· соединение в себе высокой степени социального интереса и высокого уровня активности;
· стремление уклониться от фрустрирующей ситуации;
Стратегия «иметь» выражается в ранних воспоминаниях и сочинениях в следующих фразах: «чтобы нравиться людям, нужно отвечать принятым правилам и нормам», «нужно быть ответственнее», «боялась сделать что-нибудь неправильно, боялась огорчить родителей», «делать все молча». Данная стратегия характеризуется повышенным стремлением достичь поставленных целей, самосовершенствованием, высокой общительностью.
Испытуемых со стратегией «быть» в выборке не оказалось. Это можно объяснить доминированием в обществе патриархальных ценностей: конкуренция, агрессия, выгода, целеустремленность, решительность, рациональность, автономность и независимость, игнорирование чувств, взаимозависимости, нуждаемости в других (Э. Фромм). Также данный факт может быть связан с небольшим объемом выборки.
Отсутствие других групп ценностей по результатам «must-теста» можно объяснить возрастными особенностями, единством ценностей испытуемых в связи с высокой сплоченностью в группах (один факультет, одна специальность).
Выводы
1. Жизненные стратегии личности связаны с доминирующими ценностями:
1.1 При стратегии «иметь» преобладающими ценностями являются автономность (у 30% испытуемых), личностный рост (у 25% испытуемых), привязанность и любовь (у 20% испытуемых).
1.2 При стратегии «достигать» доминируют ценности личностного роста (у 30% испытуемых), автономности (у 30% испытуемых), привязанности и любви (у 25% испытуемых).
У всех испытуемых наблюдаются схожие жизненные ценности. Это объясняется возрастными особенностями, а также однородностью выборки (студенты одного факультета, одной специальности).
2. Жизненные стратегии связаны с конструктами ранних воспоминаний:
2.1 При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий» (у 15% испытуемых по каждому типу).
2.2 При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий» (у 25% испытуемых по каждому типу).
Заключение
Понятие «стратегия жизни» характеризует, с одной стороны, систему социокультурных представлений личности о своей будущей жизни, ориентирующую и направляющую ее текущее (повседневное) поведение в течение длительного времени, а с другой - способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.
Формирование жизненных стратегий может рассматриваться в контексте проявления их в виде фиктивных целей в ранних воспоминаниях.
Ранние воспоминания (early recollections) представляют собой память о специфических инцидентах детского возраста. Эти воспоминания выделяются на фоне общей памяти как случаи, которые индивидуум может визуализировать «духовным взором» таким образом, что отдельные детали, включая оттенки настроения, могут вспомниться, как наяву. Обычно ранние воспоминания имеют большое значение, поскольку имеют отношение к развитию базисных аттитюдов и воззрений индивидуума.
Предположение, заключавшееся в том, что между конструктами ранних воспоминаний и формированием жизненных стратегий личности существует достоверная связь, было подвергнуто проверке с помощью эмпирического исследования.
В результате проведенного исследования выявлено - конструкты ранних воспоминаний связаны с доминирующими жизненными стратегиями. При стратегии «иметь» наиболее часто встречающимися типами личности является «социально-полезный», «избегающий», «берущий». При стратегии «достигать» - «социально-полезный», «избегающий».
Список использованных источников
1. Современный словарь иностранных слов / Ред. М. Н. Черкасова, Л. Н. Черкасова - М.: Феникс, 2009. - с. 582-583.
2. Толковый словарь по управлению. М.: Аланс, 1994. - с. 168.
3. Горянина, В.А., Масалков, И.К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. - М.: Совершенство, 1999. - 230 с.
4. Головаха, Г.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - с. 212-267.
5. Резник Ю.М., Смирнов Е.А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М., 2002. - 384 с.
6. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991. - 268 с.
7. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. 1995. № 5. - с. 4-13.
8. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности // Социс. 1995. № 2. - с. 98-104.
9. Резник Ю.М. «Социология жизни» как новое направление междисциплинарных исследований // Социс. 2000. № 9. - с. 38-46.
10. Резник Ю.М. Социология жизни: новая парадигма или междисциплинарный синтез // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 1996. № 4. - с. 51-57.
11. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995. - 238 с.
12. Фрейд З.: жизнь, работа, наследие // Энциклопедия глубинной психологии // Ред. А.М. Боковикова. 1998, Том 1. MGM - Interna, М.: ЗАО МГ Менеджмент, 1998.
13. Бассин Ф.В. Проблемы бессознательного. - М., 1968.
Приложение 1. Определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П.Н.Иванов, Е.Ф.Колобова)Назначение теста. Данная методика является одной из разновидностей вербальных проективных тестов. Предложенный набор Must-тем позволяет определить пятнадцать жизненных целей-ценностей у лиц школьного и послешкольного возраста. Инструкция к тесту. Вам предлагается продолжить напечатанные на выданном бланке предложения. Крайне важно, чтобы мысли, внесенные в бланк, были искренними и принадлежали именно вам. Запишите любые мысли, которые кажутся вам важными как в настоящий момент, так и в целом в вашей жизни.Лист ответов· Я непременно должен…· Я непременно должен…· Я непременно должен…· Я непременно должен…· Я непременно должен…· Я непременно должен…· Ужасно, если…· Ужасно, если…· Ужасно, если…· Ужасно, если…· Ужасно, если…· Ужасно, если…· Я не могу терпеть…· Я не могу терпеть…· Я не могу терпеть…· Я не могу терпеть…· Я не могу терпеть…· Я не могу терпеть…Обработка и интерпретация результатов
Для обработки данных, полученных с помощью этого теста, не существует стандартизированной процедуры. Нет таких Must-тем, которые исследователю предписывается найти среди ответов испытуемых. Поэтому для каждой выборки и для каждого испытуемого, как правило, выделяется индивидуально-уникальный набор долженствований. Ниже приводится список ценностей-целей и примеры утверждений испытуемых, относящихся к этой ценности. Список ценностей взят из методики «Жизненные цели» (Э.Дисл, Р.Райан в модификации Н.В.Клюевой и В.И.Чиркова).
Свобода, открытость и демократия в обществе
Высказывания, в которых содержится отношение к духовному состоянию общества («Я не могу терпеть бездарность и бездуховность властей»), указывается на необходимость социальной справедливости («Я не могу терпеть существующего беспредела»), выражаются требования к власти всех уровней «Я не могу терпеть… бездуховных начальников».
Безопасность и защищенность
Высказывания, касающиеся обеспокоенности непредсказуемыми событиями в обществе и страхов за свою жизнь и жизнь своих близких («Ужасно, если начнется война», «Ужасно, если зло восторжествует»).
Служение людям. Высказывания, касающиеся таких жизненных и профессиональных целей, как помощь и содействие другим людям (в том числе ученикам): «Я непременно должна выпустить своих учеников грамотными людьми»; «Я непременно должна сделать все, чтобы мои ученики были счастливы».Власть и влияние. Утверждения этой группы связаны со стремлением педагога проявлять власть над другими, оказывать на них влияние: «Ужасно, если меня ни во что не ставят»; «Я непременно должна быть авторитетом для своих учеников».Известность. В эту группу входят утверждения, связанные со стремлением обратить на себя внимание, быть известным многим людям. «Ужасно, если обо мне все забудут, когда я умру»; «Я непременно должна оставить свой след в жизни».Автономность
Высказывания, связанные с потребностью делать то, что сам человек считает важным, не зависеть от мнения окружающих, самому определять ход своей жизни: «Ужасно, если от тебя ничего не зависит»; «Я не могу терпеть, когда мне указывают, что я должна делать»; «Я непременно должна исполнить задуманное».
Материальный успех
Утверждения, связанные со стремлением к материальному благополучию, к тому, чтобы иметь гарантированный заработок, хорошие условия для проживания: «Ужасно, если я всю жизнь проживу в общежитии»; «Я не могут терпеть, когда задерживают зарплату»; «Я непременно должна найти хорошо оплачиваемую работу».
Богатство духовной культуры
Утверждения, касающиеся стремления к духовному совершенствованию, желания приобщиться к достижениям культуры, искусства и т. п.: «Я непременно должна находить время для чтения»; «Я не могу терпеть нищих духом».
Личностный рост
Утверждения, касающиеся требований к себе, стремления к развитию себя как личности и профессионала: «Я не могу терпеть, когда люди не стремятся к высоким целям»; «Я непременно должна не останавливаться на достигнутом уровне».
Здоровье
Утверждения этой группы выражают стремление педагога иметь хорошее здоровье, как можно меньше болеть, вести здоровый образ жизни, заниматься спортом: «Ужасно, если я тяжело заболею»; «Я не могу терпеть людей, которые не думают о своем здоровье»; «Я непременно должна заняться аэробикой (плаванием)».
Привязанность и любовь
Утверждения этой группы свидетельствуют о потребности педагога иметь близких людей, выражают озабоченность по поводу отношений со значимыми людьми: «Ужасно, если я буду совсем одна»; «Ужасно, если тебя никто не любит».
Привлекательность
Утверждения, касающиеся стремления иметь привлекательную внешность, следовать моде, быть довольной своим внешним видом: «Ужасно, если человек не следит за собой»; «Я непременно должна хорошо выглядеть»; «Не могу терпеть неопрятных мужчин».
Чувство удовольствия. Утверждения, касающиеся физического комфорта, получения удовольствия от таких сторон жизни, как хорошая еда, вино, секс и др.: «Я непременно должна попробовать в этой жизни все»; «Не могу терпеть «синих чулок».
Межличностные контакты и общение
Утверждения, касающиеся потребности чувствовать себя частью какой-либо группы, иметь свой круг общения, страхов, связанных с одиночеством и непониманием: «Ужасно, если меня перестанут понимать окружающие»; «Ужасно, если совсем нет друзей».
Богатая духовно-религиозная жизнь. Утверждения, касающиеся веры в Бога, стремления жить в соответствии с религиозными убеждениями: «Ужасно, если я потеряю веру в Бога»; «Я непременно должна сходить в церковь».