рефераты курсовые

Субъективное ощущение одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением

начение статуса для человека велико, следовательно и важность изучения данного феномена переоценить нельзя. Неофициальные кодексы, существующие во многих закрытых группах эффективны потому, что действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса в группе. Люди весьма чувствительны к мнениям тех, кого они знают как индивидов, и, чтобы сохранить их доверие, они приносят значительные жертвы, иногда рискуя навлечь на себя возмущение официальных лиц или даже смерть (человек не имеет права сделать ничего такого, что не соответствовало бы персонификации, которую создали о нем другие, ибо любое нарушение вызовет изменение взаимоотношений).

Представление каждого человека о самом себе поддерживается преимущественно реакциями людей, которых он знает лично. Каждое переживание человека каким-то образом связано с другими людьми, и его Я-концепция четко вплетена в эту ткань взаимоотношений.

Вопрос о статусе, который занимает ребенок в системе межличностных отношений, и факторах, его определяющих, исследовался отечественными и зарубежными психологами. В работе Браза было показано, что в социальных взаимоотношениях детей наибольшие различия обнаруживают два показателя: лидерство и готовность следовать за лидером, то есть быть ведомым. Косвенное подтверждение роли взрослого в установлении социометрического статуса ребенка было получено в исследованиях Крантза. Оказалось, что социометрический статус ребенка-дошкольника положительно коррелирует со степенью его участия в просоциальной деятельности. Просоциальная активность детей дошкольного возраста целиком организуется и поддерживается взрослым, поэтому данные Крандза свидетельствуют в пользу влияния оценок взрослого на социометрический статус ребенка-дошкольника. Также оказалось, что дети, вовлеченные в социальное взаимодействие, могут предсказать свой социометрический статус точнее детей, не участвующих в просоциальной деятельности.

Из отечественных психологов вопросами статуса занимались Т.А. Репина, Я.Л. Коломинский, В.В. Абраменкова [1, с.76].

Выводы

1. Девиация - это отклонение от нормы, рассматриваемое большей частью членов общества как предосудительное и недопустимое. Обычно мы оцениваем поведение как девиантное в зависимости от того, получает ли оно отрицательную оценку и вызывает враждебную реакцию.

2. Одиночество - социально-психологическое явление, эмоциональное состояние человека, связанное с отсутствием близких, положительных эмоциональных связей с людьми и/или со страхом их потери в результате вынужденной или имеющей психологические причины социальной изоляции. В рамках этого понятия различают два различных феномена - позитивное (уединенность) и негативное (изоляция) одиночество, однако чаще всего понятие Одиночества имеет негативные коннотации. Проблема одиночества занимает не только умы простых людей. На протяжении столетий ее изучением занимались (и продолжают заниматься) философы, богословы, ученые и писатели. Даже, несмотря на относительно небольшой срок существования психологии как обособленной науки, почти в каждом из ее направлений можно найти связанные с одиночеством концепции, теории и исследования. Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман), Человеко-центрированный подход (К. Роджерс), Социально-психологический подход (Боумен, Рисмен, Слейтр), Интеракционистский подход (Вейс), Когнитивный подход (Л.Э. Пепло), Экзистенциальная психология (И. Ялом, К. Мустакас).

Глава 2. Эмпирическое исследование субъективного ощущения одиночества во взаимосвязи с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением

2.1 Организация исследования

На первом этапе исследования изучалась литература по выделенной проблеме, формулировались теоретико-методологические положения, цели и задачи исследования.

Нами были проанализированы социально-психологических условия, обусловливающие девиантное поведение. И пришли к выводу, что проблема взаимосвязи девиантного поведения подростков (социально-психологический фактор) и одиночества (индивидуально-личностный фактор) в психологической научной литературе не исследована. Это обстоятельство обусловило выбор темы настоящего исследования.

Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Второй этап - поисковый эксперимент. Он был посвящен подбору и разработке диагностических программ состояния одиночества и социометрического статуса среди подростков-девиантов. В итоге этого этапа определились предмет, гипотеза и задачи формирующего этапа исследования.

Предмет исследования - взаимосвязь субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Гипотеза исследования - существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Задача исследования - провести исследование взаимосвязи субъективного состояния одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением.

Третий этап - формирующий эксперимент: конструирование и анализ результатов исследования с подростками, проявляющие девиантное поведение; выявление взаимосвязи между состоянием одиночества и социометрическим статусом подростков-девиантов. В результате этого этапа мы подтвердим или опровергнем выдвинутую нами гипотезу, сформулируем выводы, дадим рекомендации психологам, определим перспективы дальнейшего исследования.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечится четкостью теоретической и методологической позицией общего замысла работы: комплексным подходом к проблеме; согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальных исследований; сбором эмпирического материала и развернутой качественной и количественной интерпретацией результатов исследования; корректным использованием методов обработки экспериментальных данных.

Нашу выборку составили ученики СШ № 33, - 31 человек. Нами были протестированы по методике Социометрия 8-е ("А" "Б"), 9-е ("А" "Б"), 10-е ("А" "Б") и 11-й классы - 7 классов - 174 человека из них 31 подростко-девианты, с ними мы затем проведем методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. Из числа девиантных подростков, т.е. дети, употреблявшие спиртные напитки, токисикоманы, и пр.

а) Методика "Социометрия" [16, с.3].

Социометрия - это метод социальной психологии, разработанный Дж. Морено, для количественного выражения структуры межличностных отношений в группе исходя из числа и характера взаимных выборов ее членов по определенному социометрическому критерию. Цели социометрической процедуры:

1) изменение степени сплоченности-разобщенности в группе;

2) выявление авторитета членов группы по признакам симпатии-антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

3) обнаружение внутригрупповых, сплоченных неформальных образований и их лидеров. Данные социометрии по изменению авторитета формального и неформального лидеров успешно используются для перегруппировки людей в командах, позволяющей снизить напряженность в коллективе, возникающей из-за взаимной неприязни. Подробное описание методики в Приложении 1.

б) Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона [28]

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант отметьте знаком "+".

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" - на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

Подробное описание методики в Приложении 2.

Описание и анализ результатов исследования

Затем мы проводили качественную и количественную обработку результатов Социометрического исследования
(результаты исследовании я в Приложении 3), в классах, с детьми подросткового возраста. И проводили методику диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона в группе подростков-девиантов. В таблице 2.1 мы представим результаты Социометрического исследования подростков-девиантов. В Таблице 2.2 мы представим результаты тестирования по методике уровня субъективного ощущения одиночества.

Таким образом, по результатам Социометрического исследования были сделаны следующие выводы:

1. методика Социометрия 8 "А" класса (31 чел)

Лидер

Изгой

2

23

6

2. методика Социометрия 8 "Б" класса (30 чел)

Лидер

Изгой

1

26

3

3. методика Социометрия 9 "А" класса (27 чел)

Лидер

Изгой

3

17

7

4. методика Социометрия 9 "Б" класса (33 чел)

Лидер

Изгой

2

22

9

5. методика Социометрия 10 "А" класса (17 чел)

Лидер

Изгой

2

11

4

6. методика Социометрия 10 "Б" класса (18 чел)

Лидер

Изгой

2

14

2

7. методика Социометрия 11 "А" класса (18 чел)

Лидер

Изгой

1

14

3

Так, из нашей выборки (174 чел) мы увидели, что в группу "изгоев" входит 34 (20%) человека. Лидеров 13 (7%) человек. К сожалению, мы можем наблюдать такую картину в наших школах. Дети формируются в группировки по разным социальным признакам. И зачастую эти группировки не хотят принимать в свое окружение подростков, у которых, например не состоятельные родители или нет мобильного телефона - эти дети и являются изгоями, т.к. они не такие как все и находят компании с таким же социальным статусом, однако большинство из них являются девиантными подростками, которые не в силах противостоять обществу. И они находят свое утешение в пьянстве, курении, токсикомании и пр. Такие подростки идут за "бесшабашными" подростками, которых боятся, а он в свою очередь окружает себя людьми бесхарактерными.

Подробный результат исследования Социометрии по всем классам в Приложении 3.

Интересующие нас подростки-девианты - 31 человек входят в разные группы, группу "изгоев", "лидеров". В таблице 2.1 мы представим их социометрический статус.

Таблица 2.1

Результаты Социометрического исследования подростков-девиантов

(31 чел)

ИМЯ

Соц. статус

Группа

1. Аркадий К.

- 24

Изгой

2. Игорь К.

- 18

Изгой

3. Дмитрий М.

- 24

Изгой

4. Сергей Р.

- 20

Изгой

5. Петр Ш.

- 17

Изгой

6. Светлана Б.

- 6,7

Изгой

7. Петр К.

- 21

Изгой

8. Вадим Р.

- 15

Изгой

9. Алина Б.

- 23

Изгой

10. Дмитрий Ш.

- 19

Изгой

11. Вероника З.

- 19

Изгой

12. Артем К.

- 47

Изгой

13. Игорь В.

35,3

Лидер

14. Сергей С.

12

Лидер

15. Дмитрий К.

24

Лидер

16. Константин С.

27

Лидер

17. Марат Р.

13

18. Жанна Л.

0

19. Роман Л.

6,9

20. Кирилл Б.

3,4

21. Максим М.

0

22. Ульяна В.

0

23. Светлана В.

7,7

24. Валерия О.

3,1

25. Павел Р.

0

26. Данила Р.

3,8

27. Роман Т.

3,1

28. Кира Ф.

0

29. Ирина К.

18,8

30. Василий Г.

- 5,9

31. Андрей Д.

5,9

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы [14, с.5].

Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству.

Из данной таблицы мы видим, что 4 (13%) человек являются Лидерами в своих коллективах, т.е. имеют высокий социометрический статус. В основе жизнедеятельности каждой группы лежит система общих целей и ценностей, связанных как с основной деятельностью, так и с ведущими мотивами членов группы. Это некоторая оценочная система, сквозь призму которой рассматриваются потенциальные лидерские возможности каждого члена группы.

Человек, который может быть выдвинут группой на роль лидера, должен быть в определенной степени олицетворением предпочитаемых группой целей и ценностей, их носителем, выразителем, активным проводником в жизнь.

В итоге лидером становится тот член группы, чьи ценностные установки и целевые ориентиры, реализуемые в конкретном поведении, являются для большинства членов группы референтными.

Поведение, реализуемое лидером в значимых групповых ситуациях, служит источником его влияния на других членов группы, которые ориентированы на него как на образец, а высказываемые им оценки являются эталоном для построения самооценки.

Действия лидера могут быть направлены на достижение общей групповой цели (такой лидер называется инструментальным) либо на сплочение группы, поддержание позитивного эмоционального климата (это задача экспрессивного лидера).

12 (39%) человек, являются "изгоями". Они не имеют положительных выборов, только отрицательные, склонны к убеганию, застенчивости, неуверенности в себе, обладают повышенной тревожностью.

Теперь в таблице 2.2 мы представим результат по методике диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона.

Таблица 2.2

ИМЯ

Балл

Уровень одиночества

1. Аркадий К.

42

Высокий

2. Игорь К.

43

Высокий

3. Дмитрий М.

45

Высокий

4. Сергей Р.

51

Высокий

5. Петр Ш.

32

Средний

6. Светлана Б.

50

Высокий

7. Петр К.

43

Высокий

8. Вадим Р.

46

Высокий

9. Алина Б.

47

Высокий

10. Дмитрий Ш.

44

Высокий

11. Вероника З.

43

Высокий

12. Артем К.

54

Высокий

13. Игорь В.

32

Средний

14. Сергей С.

37

Средний

15. Дмитрий К.

39

Средний

16. Константин С.

28

Средний

17. Марат Р.

29

Средний

18. Жанна Л.

46

Высокий

19. Роман Л.

12

Низкий

20. Кирилл Б.

12

Низкий

21. Максим М.

14

Низкий

22. Ульяна В.

53

Высокий

23. Светлана В.

42

Высокий

24. Валерия О.

13

Низкий

25. Павел Р.

40

Высокий

26. Данила Р.

18

Низкий

27. Роман Т.

20

Низкий

28. Кира Ф.

41

Высокий

29. Ирина К.

43

Высокий

30. Василий Г.

45

Высокий

31. Андрей Д.

21

Средний

Из данной таблицы мы видим, что 18 (58%) чел. имеют высокую степень одиночества. Для обычного подростка можно было бы сказать, что он просто любит размышлять, однако совсем иначе дело обстоит с подростками-девиантами. Они являются одинокими именно по своему образу жизни. Обычные подростки не принимают их в своих компании, и это от части хорошо. Поэтому подростки-девианты остаются одинокими в своих школьных коллективах, да и возможно сами по себе и в других компаниях, потому-то они уже не думают о дружбе, у них другие интересы…

7 (23%) человек имеют средний уровень одиночества.

6 (19%) человек обладают низким уровнем одиночества. Это подростки из числа лидеров и они обладают лидерскими качествами, им пытаются подражать и многие ребята хотели бы быть как они - смелые, "безбашенные".

Теперь методом ранговой корреляции Спирмена мы статистически докажем нашу гипотезу. Для этого мы составим таблицу сравнительных результатов по двум методикам с подросткам-девиантами.

Таблица 2.3

Сравнительные результаты по двум методикам с подросткам-девиантами

Имя

Соц. статус

Уровень одиночества

1. Аркадий К.

- 24

42

2. Игорь К.

- 18

43

3. Дмитрий М.

- 24

45

4. Сергей Р.

- 20

51

5. Петр Ш.

- 17

32

6. Светлана Б.

- 6,7

50

7. Петр К.

- 21

43

8. Вадим Р.

- 15

46

9. Алина Б.

- 23

47

10. Дмитрий Ш.

- 19

44

11. Вероника З.

- 19

43

12. Артем К.

- 47

54

13. Игорь В.

35,3

32

14. Сергей С.

12

37

15. Дмитрий К.

24

39

16. Константин С.

27

28

17. Марат Р.

13

29

18. Жанна Л.

0

46

19. Роман Л.

6,9

12

20. Кирилл Б.

3,4

12

21. Максим М.

0

14

22. Ульяна В.

0

53

23. Светлана В.

7,7

42

24. Валерия О.

3,1

13

25. Павел Р.

0

40

26. Данила Р.

3,8

18

27. Роман Т.

3,1

20

28. Кира Ф.

0

41

29. Ирина К.

18,8

43

30. Василий Г.

- 5,9

45

31. Андрей Д.

5,9

21

Программой STATISTIKA 6,0 мы рассчитаем коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении показателей социометрического статуса и уровня одиночества у подростков-девиантов.

Spearman Rank Order Correlations (new. sta)

NONPAR

STATS

MD pairwise deleted

Valid

N

Spearman R

t (N-2)

p-level

СОЦ_СТАТ & УР_ОДИН

31

-,617588

-4,22861

,000214

Связь достоверна, если rs эмп ? rs 0,05, и тем более достоверна, если rs эмп ? rs 0,01.

Корреляция между социометрическим статусом и уровнем одиночества у подростков-девиантов статистически значимо отличается от нуля. (rs эмп) - 0.6 ? 0.36 (rs 0,05) и 0.46 (rs 0,01).

Графически данное измерение выглядит следующим образом:

Выводы

Проведенное нами исследование показало, что существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением. В данном случае, подростки-девианты с низким социометрическим статусом обладают высокой степенью одиночества. А подростки-девианты с высоким социометрическим статусом обладают средней или низкой степенью стрессоустойчивости.

Анализ взаимосвязи социометрического статуса и уровня одиночества показал ее статистически значимую корреляцию в области социометрического статуса и одиночества (с = - 0,6, с = 0,01). Из полученных результатов, мы можем утверждать, что наша гипотеза о том, что существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением доказана.

Заключение

1. Осуществить теоретический анализ существующих отечественных и зарубежных источников по изучаемой проблеме.

Девиантное поведение может способствовать эффективному функционированию общества. Во-первых, девиации способны усиливать подчинение нормам (Социолог Э. Сагарин). Во-вторых, нормы не выражаются в твердых правилах или водах законов. Согласно положению Э. Дюркгейма, всякий раз, когда члены группы осуждают некий акт как отступление от нормы, они ярче очерчивают контуры того, что считается нормой. Существует четыре наиболее распространенных социологических подхода к проблеме девиации: теория аномии (Э. Дюркгейм утверждал, что девиация играет функциональную роль в обществе, Мертон выделил пять реакций на дилемму цели - средства, четыре из которых представляют собой девиантные адаптации к условиям аномии). Теория культурного переноса (Социологи Г. Тард, Эдвин Г. Сазерленд подчеркивают сходство между способом выработки девиантного поведения и способом выработки любого другого стиля поведения). Теория конфликта (сторонники теории пытаются ответить на вопрос: "Какая социальная группа сумеет выразить свои принципы в законах общества и заставить членов общества подчиняться этим законам?") и теория стигматизации (Приверженцы теории стигматизации Эдвин Лемерт, Говард Бекер и Кай Эриксон утверждают, согласно теории стигматизации, девиация определяется не самим поведением, а реакцией общества на такое поведение. Когда поведение людей рассматривается как отступающее от принятых норм, это дает толчок ряду социальных реакций. Другие определяют, оценивают поведение и "навешивают" на него определенный ярлык. Нарушитель норм начинает согласовывать свои дальнейшие поступки с такими ярлыками. Во многих случаях у индивида вырабатывается самопредставление, совпадающее с этим ярлыком, в результате чего он способен вступить на путь девиации).

Психологические представления об одиночестве. 1) Психоаналитический подход (Зилбург, Саливан, Фромм-Рейхман). Обобщая положения некоторых психоаналитических теорий можно сказать, что одиночество расценивается в этой психологической парадигме как состояние отрицательное, уходящее корнями в детство. 2) Человеко-центрированный подход (К. Роджерс). Подход К. Роджерса к одиночеству отличается от психоаналитического в том, что он мало обращает внимания на ранние детские воспоминая, считая, что одиночество вызвано текущими влияниями, которые испытывает личность.

2. Проведенное исследование показало, что подростки-девианты обладают в основном средним социометрическим статусом - 15 (48%). Низким социометрическим статусом - 12 (39%) человек. Высоким социометрическим статусом обладают 4 (13%) подростков. Здесь мы не сможем утверждать, что подростки-девианты обладают низким социометрическим статусом. Однако 18 (58%) чел. имеют высокую степень одиночества.7 (23%) человек имеют средний уровень одиночества.6 (19%) человек обладают низким уровнем одиночества. И здесь мы можем утверждать, что подростки-девианты обладают высоким уровнем одиночества.

Программой STATISTIKA 6,0 мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена при сопоставлении показателей социометрического статуса и уровня одиночества у подрстков-девиантов и доказали, что Корреляция между социометрическим статусом и уровнем одиночества у подростков-девиантов статистически значимо отличается от нуля rs эмп > rs 0,01.

Гипотеза о том, что существует взаимосвязь между субъективным состоянием одиночества с социометрическим статусом подростков с девиантным поведением доказана.

Список использованной литературы

1. Бодалев, А.А. Личность и общение: избранные труды / А.А. Бодалев - М.: Просвещение, 1983. - 274 с.

2. Бойко, В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, помощь / В.В. Бойко. - СПб, "Сударыня", 1998. - 205 с.

3. Васильев, В.Л. Юридическая психология / В.Л. Васильев - СПб.: Питер, 1997. - 395 с.

4. Волков, Ю.Г., Социология: Учебник / Ю.Г. Волкова. - М.: Гардарики, 2003. - 512 с.

5. Гаврилова, Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т.П. Гаврилова // Вопросы психологии. - 1975. - №2 - 150 с.

6. Гидденс, Э.Н. Социология / Н.Э. Гидденс. - М.: Наука, 1999. - 704 с.

7. Иванченко, Г.В., Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологические и психологические очерки / Г.В. Иванченко, Н.Е. Покровский. - М.: Университетская книга, Логос, 2008. - 371 с.

8. Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. - М.: Педагогика. 1980. - 352 с.

9. Кошелева, Ю.П. Самопредъявление одиноких людей в тексте газетных объявлений / Ю.П. Кошелева // Вопросы психологии. 1998. - №2. - С.106-116.

10. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

11. Марковская, И.М. Основы социально-психологических знаний: Учебное пособие/И.М. Марковская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 64 с.

12. Мостовая, И.В. Зачет по социологии. Учеб. пособие / И.В. Мостовая. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 112 с.

13. Миюскович, Б. Одиночество: междисциплинарный подход / Б. Миюскович // Лабиринты одиночества Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

14. Можгинский, Ю.Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм / Ю.Б. Можгинский - СПб.: Питер, 1999. - 272 с.

15. Перлман, Д. Теоретические подходы к одиночеству / Д. Перлман, Л.Э. Пепло // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

16. Психологические тесты / под ред.А. А. Карелина: В 2. т. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Т.2. - 248 с.

17. Пузько, В.И. Экзистенциальный невроз как бегство от одиночества / В.И. Пузько // Материалы научной конференции "Теология, философия и психология одиночества", - Владивосток, 1995. - 28 с.

18. Радугин, А.А. Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 1995. - 472 с.

19. Садлер, У.А. От одиночества - к аномии / У.А. Садлер, Т.Б. Джонсон // Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. - М.: Прогресс, 1989. - 624 с.

20. Сакутин, В.А. Феноменология одиночества: опыт рекурсивного постижения: Дис. … д-ра филос. наук: 09.00.13. / В.А. Сакутин Владивосток, 2003. - 25 с.

21. Социальная психология: Хрестоматия / Под ред. И.М. Марковская - Челябинск: Изд-во. ЮУрГУ, 2000. - 101 с.

22. Степанов, В.Г. Психология трудных школьников / В.Г. Степанов. - М.: Педагогика, 1988 - 304 с.

23. Фромм, Э. Искусство любви / Э. Фромм. - М.: Наука, 1995. - 269 с.

24. Фролов, С.С. Социология: Учебник / С.С. Фролов. - М.: Гардарики, 1999. - 577 с.

25. Хараш, А.У. Психология одиночества / А.У. Хараш // Педология/новый век. 2000 - № 4 - С.102 - 104.

26. Шихарев, П.Н. Жить без алкоголя? / П.Н. Шихарев. - М.: Наука, 1988. - 277 с.

27. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. - М.: Прогресс, 2000. - 544 с.

28. А-Я Психология [Электронный ресурс] / Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. - Электрон. дан. - Режим доступа: http://www.azps.ru. - Дата доступа: 22.12.2009.

Приложения

Приложение 1

Социометрический метод

Общая схема действий при социометрическом исследовании заключается в следующем. После постановки задач исследования и выбора объектов измерений формулируются основные гипотезы, т.е. предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте или исследовании [2; С.36], и положения, касающиеся возможных критериев опроса членов групп. Здесь не может быть полной анонимности, иначе социометрия окажется малоэффективной. Требование экспериментатора раскрыть свои симпатии и антипатии нередко вызывает внутренние затруднения у опрашиваемых и проявляется у некоторых людей в нежелании участвовать в опросе. Когда вопросы или критерии социометрии выбраны, они заносятся на специальную карточку или предлагаются в устном виде по типу интервью. Каждый член группы обязан отвечать на них, выбирая тех или иных членов группы в зависимости от большей или меньшей склонности, предпочтительности их по сравнению с другими, симпатий или, наоборот, антипатий, доверия или недоверия и т.д.

При этом социометрическая процедура может проводиться в двух формах. Первый вариант - непараметрическая процедура. В данном случае испытуемому предлагается ответить на вопросы социометрической карточки без ограничения числа выборов испытуемого. И второй вариант - параметрическая процедура с ограничением числа выборов. Испытуемым предлагают выбирать строго фиксированное число из всех членов группы. Величина ограничения числа социометрических выборов получила название "социометрического ограничения" или "лимита выборов".

Многие исследователи считают, что введение "социометрического ограничения" значительно превышает надежность социометрических данных и облегчает статистическую обработку материала. С психологической точки зрения социометрическое ограничение заставляет испытуемых более внимательно относиться к своим ответам, выбирать для ответа только тех членов группы, которые действительно соответствуют предлагаемым ролям партнера, лидера или товарища по совместной деятельности. Лимит выборов значительно снижает вероятность случайных ответов и позволяет стандартизировать условия выборов в группах различной численности в одной выборке, что и делает возможным сопоставление материала по различным группам.

Социометрическая процедура может иметь целью:

измерение степени сплоченности - разобщенности в группе;

выявление "социометрических позиций", т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии - антипатии, где на крайних полюсах оказываются "лидер" группы и "отвергнутый";

обнаружение внутригрупповых подсистем, сплоченных образований, во главе могут быть свои неформальные лидеры.

Социометрическая карточка или социометрическая анкета составляется на заключительном этапе разработки программы. В ней каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по критериям (например, с точки зрения совместной работы, участия в решении деловой задачи, проведения досуга, в игре и т.д.). Критерии определяются в зависимости от программы данного исследования: изучаются ли отношения в производственной группе, группе досуга, во временной или стабильной группе.

При опросе без ограничения выборов в социометрической карточке после каждого критерия должна быть выделена графа, размеры которой позволили бы давать достаточно полные ответы. При опросе с ограничением выборов справа от каждого критерия на карточке чертится столько вертикальных граф, сколько выборов мы предполагаем, разрешить в данной группе. В нашем случае, социометрическая карта выглядит, немного иначе в связи со спецификой исследования (см. Приложение А).

Таблица 2. Социометрическая карточка

Тип

Критерии

Выборы

1

Работа

а) Кого бы Вы хотели выбрать своим бригадиром?

б) Кого бы Вы не хотели выбрать своим бригадиром?

2

Досуг

Кого бы Вы хотели пригласить на встречу Нового года?

Когда социометрические карточки заполнены и собраны, начинается этап их математической обработки. Простейшими способами количественной обработки являются табличный, графический и индексологический.

Социоматрица:

Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. "Пример социоматрицы"). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.

Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.

Основное достоинство социоматрицы - возможность представить выборы в числовом виде, что, в свою очередь, позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в той или иной конкретной группе. На основе социоматрицы строится социограмма - карта социометрических выборов (социометрическая карта) производится расчет социометрических индексов.

Рисунок 1. Пример социоматрицы

Социограмма

Социограмма - схематическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрический критерий. Социограмма позволяет произвести сравнительный анализ структуры взаимоотношений в группе в пространстве на некоторой плоскости ("щите") с помощью специальных знаков (См. Рисунок 2).

Рисунок 2. Виды связей

Социограммная техника является существенным дополнением к табличному подходу в анализе социометрического материала, ибо она дает возможность более глубокого качественного описания и наглядного представления групповых явлений. Анализ социограммы начинается с отыскания центральных, наиболее влиятельных членов, затем взаимных пар и группировок. Группировки составляются из взаимосвязанных лиц, стремящихся выбирать друг друга. Наиболее часто в социометрических измерениях встречаются положительные группировки из 2-3 членов, реже из 4 и более членов (См. рис.3)

Рисунок 3. Пример группировок

Сомитрические индексы:

Различают персональные социометрические индексы (ПСИ) и групповые (ГСИ). Первые характеризуют индивидуальные социально-психологические свойства личности в роли члена группы. Вторые дают числовые характеристики целостной социометрической конфигурации выборов в группе. Они описывают свойства групповых структур общения.

Основными ПСИ являются:

индекс социометрического статуса i-члена;

индекс эмоциональной экспансивности j-члена;

индекс объема, интенсивности и концентрации взаимодействия i j-члена.

Символы i и j обозначают одно и то же лицо, но в разных ролях: i - выбираемый, - выбирающий, i j - совмещение ролей.

Индекс социометрического статуса i-члена группы определяется по формуле:

, (2.1)

где Сi - социометрический статус i-члена, Ri - полученные i-членом выборы, У - знак алгебраического суммирования числа полученных выборов i-члена, N - число членов группы.

Социометрический статус - это свойство личности как элемента социометрической структуры занимать определенную пространственную позицию (локус) в ней, т.е. определенным образом соотноситься с другими элементами.

Социометрический статус - позиция члена группы в системе межличностных предпочтений. Определяется по количеству симпатий антипатий по отношению к нему со стороны других членов группы [60; С.43].

Такое свойство развито у элементов групповой структуры неравномерно и для сравнительных целей может быть измерено числом - индексом социометрического статуса. Элементы социометрической структуры - это личности, члены группы. Каждый из них в той или иной мере взаимодействует с каждым, общается, непосредственно обменивается информацией и т.д. В то же время каждый член группы, являясь частью целого (группы), своим поведением воздействует на свойства целого. Реализация этого воздействия протекает через различные социально-психологические формы взаимовлияния. Субъективную меру этого влияния подчеркивает величина социометрического статуса. Но личность может влиять на других двояко: либо положительно, либо отрицательно. Поэтому принято говорить о положительном и отрицательном статусе. Статус тоже измеряет потенциальную способность человека к лидерству. Чтобы высчитать социометрический статус, необходимо воспользоваться данными социоматрицы.

Возможен расчет Сi + - положительного и Сi + - отрицательного статуса в группах малой численности (N).

Индекс эмоциональной экспансивности j-члена группы высчитывается по формуле:

, (2.2)

где Еj - эмоциональная экспансивность j-члена, R - сделанные j-членом выборы (+, -).

С психологической точки зрения показатель экспансивности характеризует потребность личности в общении.

Из ГСИ наиболее важными являются:

Индекс эмоциональной экспансивности группы высчитывается по формуле:

, (2.3)

где Аg - экспансивность группы, N - число членов группы.

Индекс показывает среднюю активность группы при решении задач социометрического теста (в расчете на каждого члена).

Индекс психологической взаимности в группе ("сплоченности группы") высчитывается по формуле:

, (2.4)

где Gg - взаимность в группе по результатам положительных выборов, Аij + - число положительных взаимных связей в группе, N - число членов группы.

Надежность рассмотренной процедуры зависит, прежде всего, от правильного отбора критериев социометрии, что диктуется программой исследования и предварительным знакомством со спецификой группы.

Использование социометрического теста позволяет проводить измерение авторитета формального и неформального лидеров для перегруппировки людей в бригадах так, чтобы снизить напряженность в коллективе, возникающую из-за взаимной не приязни некоторых членов группы.

Социометрическая методика проводится групповым методом, ее проведение не требует больших временных затрат (до 15 мин). Она весьма полезна в прикладных исследованиях. /14/

Надо отметить, что в этом исследовании брался только один индекс - индекс "сплоченности группы", как наиболее важный.

Планируя проведение социометрии, следует решить вопрос о качестве и количестве используемых критериев, а также о количестве выборов, которые сделает каждый член группы. Чаще всего количество выборов ограничено до трех выборов (как в нашем случае). И вопрос был выбран следующий: "С кем Вы хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?" для положительного выбора и "С кем Вы НЕ хотели бы вместе работать на учебной (производственной и др.) практике?" - для отрицательного. Эксперимент с фиксированным числом выборов значительно легче подвергнуть математической обработке.

Число выборов, полученных каждым человеком, является мерилом положения его в системе личных отношений, измеряет его "социометрический статус". Люди, которые получают наибольшее количество выборов, пользуются наибольшей популярностью, симпатией, их именуют "звездами". Обычно к группе "звезд" по числу полученных выборов относятся те, кто получает 6 и более выборов (если при условиях опыта каждый член группы делал 3 выбора). Если человек получает среднее число выборов, его относят к категории "предпочитаемых", если меньше среднего числа выборов (1-2 выбора), то к категории "пренебрегаемых", если не получил ни одного выбора, то к категории "изолированных", если получил только отклонения - то к категории "отвергаемых".

Рисунок 4 - Дифференциальная социограмма

Для каждого члена группы имеет значение не столько число выборов, сколько удовлетворенность своим положением в группе:

(2.5)

Так, если индивид хочет общаться с тремя конкретными людьми, а из этих троих никто не хочет общаться с этим человеком, то Куд. = 0/3 = 0.

Коэффициент удовлетворенности может быть равен 0, а статус (количество полученных выборов) равен, например 3 у одного и того же человека - эта ситуация свидетельствует о том, что человек взаимодействует не с теми, с кем ему хотелось бы. В результате социометрического эксперимента руководитель получает сведения не только о персональном положении каждого члена группы в системе межличностных взаимоотношений, но и обобщенную картину состояния этой системы. Характеризуется она особым диагностическим показателем - уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким, если "звезд" и "предпочитаемых" в сумме больше, чем "пренебрегаемых" и "изолированных" членов группы. Средний уровень благополучия группы фиксируется в случае примерного равенства ("Звезды" + "Предпочитаемые") = ("Пренебрегаемые"+ "Изолированные" + "Отверженные"). Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом, а диагностическим показателем считается "индекс изоляции" - процент людей, лишенных выборов в группе.

Нередко понятие социометрической "звезды" смешивают с понятием лидера группы. При этом не учитывают, что "звездность" - показатель эмоциональной притягательности человека, показатель хорошего отношения к нему со стороны товарищей, членов группы. Лидерство же - это процесс действенного влияния того или иного человека на членов группы. И неудивительно, что это могут быть разные люди: ведь для завоевания положения "звезды" и положения лидера человеку нужны различные качества личности, например лидер должен обладать организаторскими способностями, которых "звезда" может и не иметь.

Приложение 2

Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона

Инструкция: Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к вашей жизни при помощи четырех вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда".

Обработка результатов и интерпретация. Подсчитывается количество каждого из вариантов ответов. Сумма ответов "часто" умножается на три, "иногда" - на два, "редко" - на один и "никогда" - на 0. Полученные результаты складываются. Максимально возможный показатель одиночества - 60 баллов.

Высокую степень одиночества показывают от 40 до 60 баллов, от 20 до 40 баллов - средний уровень одиночества, от 0 до 20 баллов низкий уровень одиночества.

Текст опросника

Утверждения: Часто, Иногда, Редко, Никогда

1. Я несчастлив, занимаясь столькими вещами в одиночку

2. Мне не с кем поговорить

3. Для меня невыносимо быть таким одиноким

4. Мне не хватает общения

5. Я чувствую, будто никто действительно не понимает себя

6. Я застаю себя в ожидании, что люди позвонят или напишут мне

7. Нет никого, к кому я мог бы обратиться

8. Я сейчас больше ни с кем не близок

9. Те, кто меня окружает, не разделяют мои интересы и идеи

10. Я чувствую себя покинутым

11. Я не способен раскрепощаться и об щаться с теми, кто меня окружает

12. Я чувствую себя совершенно одиноким

13. Мои социальные отношения и связи поверхностны

14. Я умираю от тоски по компании

15. В действительности никто как следует не знает меня

16. Я чувствую себя изолированным от других

17. Я несчастен, будучи таким отверженным

18. Мне трудно заводить друзей

19. Я чувствую себя исключенным и изолированным другими

20. Люди вокруг меня, но не со мной.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты