рефераты курсовые

Влияние профориентационного консультирования на выбор профессии подростками

p align="left">2. прошлое: история индивида, его собственный опыт;

3. будущее: тенденции общественного развития, личные цели, уровень притязаний и т.п.

Первое место по силе влияния на профессиональное самоопределение подростков занимает сфера дружеских отношений.

Второе место занимают средства массовой информации (книги, газеты, журналы, кинофильмы, телепередачи).

Третье место -- педагогический коллектив, классный руководитель, затем учителя-предметники, завуч и директор школы.

Четвёртое место -- влияние семьи.

Пятое место -- учебные предметы, чем выше успеваемость школьника, тем более сильное влияние оказывают учебные предметы на его профессиональное самоопределение.

Шестое место -- внеклассная работа.

Седьмое место -- организации.

Восьмое место -- общественно-полезный и производственный труд.

Девятое место -- внешкольная работа. [17, с.75]

В результате рассмотрения теоретических основ профориентации, а именно теории возникновения и развития профориентации и её научных основ, а также взаимосвязи профориентации с особенностями подросткового возраста, сделаем следующие выводы.

Профессиональное самоопределение молодого человека понимается в настоящее время большинством авторов как существенная сторона общего процесса развития личности.

Она не сводиться к акту выбора профессии, выступая как содержательный процесс духовного развития личности. Поэтому для построения научной теории профориентации важнейшее значение имеет исследование закономерностей формирования внутренней, психологической основы самоопределения. Последняя не возникает как простая равнодействующая всех внутренних предпосылок, но складывается в процессе непрерывного взаимодействия субъекта с внешним миром. В русле этого взаимодействия человек активно “ищет себя”, руководствуясь сложившимися у него представлениями о себе, своих ожиданиях, своей возможной роли. Выбор профессии, таким образом, неотделим от развития личности в целом. [38, с.5]

Далее в работе перейдём к рассмотрению содержания, методов и социально-педагогических условий профориентированного консультирования.

ГЛАВА II.

СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

§1. Структура профориентационной работы

Профессиональная ориентация - это система научно-практической подготовки молодёжи к свободному и самостоятельному выбору профессии. Её цель - подготовка подрастающего поколения к сознательному выбору профессии. Реализация данной цели предполагает формирование у школьников социально-значимых внутренних (психических) регуляторов поведения и деятельности: в воспитании уважительного отношения к различным видам труда; становление личностной позиции в профессиональном самоопределении. Всё это определяет воспитывающий развивающий подход к личности школьника с целью его подготовки к социальному выбору профессии.

Это проблема комплексна, многоаспектная, включающая социальные. Экономические, психологические, педагогические, медико-физиологические аспекты, которые действуют одновременно и взаимосвязано. [ , с.4]

Важным вопросом в профориентации является раскрытие понятий “профессия”, “специальность” и “должность”, их состава и назначения в основных сферах общественного производства.

Профессия -- это группа родственных специальностей и в переводе с латинского означает “официально указанное занятие”, “объявляю своим делом”. Например, профессия: токарь, учитель, врач и др. Однако нет вообще учителя, токаря или врача, а есть например, учитель русского языка, учитель физики, учитель математики и т.д., мысленно относящиеся к группе “педагогической профессии”.

Таким образом, под “специальностью” понимается комплекс приобретённых путём соответствующей подготовки и опыта работы, знаний, умений и навыков, необходимых для определённого вида деятельности в рамках той или иной профессии (инженер-строитель, инженер-технолог, врач-терапевт, учитель биолог и т.д.). Понятие “профессия” является родовым по отношению к понятию “специальность”. А разнообразные специальности - видовым по отношению к профессии. Особняком стоит понятие “должность”.

Должность -- служебное место (положение) в каком-либо государственном или общественном учреждении, на предприятии, связанное с выполнением организационно- распорядительных или административно-хозяйственных и финансовых обязанностей. Должностные обязанности в той или иной сфере общественного труда (например, министр, директор, начальник или технолог производства), естественно, определяются профессиональной подготовкой и опытом работы по специальностям в определённой сфере деятельности.

Отрасли знания, которые изучает мир профессий, называется профессиографией. А документ, в котором описаны особенности специальности или профессии, - профессиограммой. Это информационный документ, необходимый для ознакомления с избираемой профессией, и отправной момент для разработки психофессиограммы, т.е. оценки психических и физиологических особенностей человека, которые необходимы для освоения данной профессии.

Профессиография позволяет составить ясное, целостное представление о мире профессий, выработать умение быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворенность полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительностью труда, сменой трудовой деятельности.

Интерес к определённому виду деятельности возбуждает непосредственно читательский интерес, а тот, в свою очередь, обеспечивает овладение теоретическим материалом и способствует формированию объективного представления о профессии. Это требует работы с профессиографической литературой, ознакомления с экономическими и кадровыми проблемами города (районов), школы, знакомство с основными профессиями предприятий и организаций, производственного окружения школы.

Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.

Особую ценность для учащихся представляют сведения о том, как проявляются профессиональное мастерство и творчество, в чём заключается профессиональная этика специалиста, какие моральные качества ему необходимы. Чтобы представление о профессии было объективным, необходимо ознакомление подростков с её трудностями, а также с тенденциями развития в будущем. Им необходимо знать также о медицинских противопоказаниях к той или иной профессии.

Цель профессиограммы - создать целостное восприятие содержания и особенностей конкретного вида труда. Как правило она создаётся в ходе профессиографических экскурсий, наблюдений и встреч, при работе с профессиографической литературой.

Профессиографическая встреча проводится с преподавателями различных специальностей. Она эффективно влияет на профессиональный интерес школьников, если хорошо продумана и организована. Цель такой встречи - подробное знакомство с профессией. Ученики ходят в непосредственный контакт с рабочими, инженерами и другими специалистами. В процессе подготовки к ней рекомендуется включать классного руководителя, родителей, учащихся и других специалистов.

Школьникам поручают собрать необходимую информацию:

- общие сведения о профессии:

- характеристика процесса труда:

- санитарно-гигиенические условия труда:

- психофизиологические требования профессии к человеку:

- получение специальной подготовки, экономическая и правовая стороны профессиональной деятельности.

Профессиографическая экскурсия имеет целью ознакомить учащихся со средствами и орудиями труда конкретного специалиста, организацией его профессиональной деятельности, технологией производства. Во время неё они встречаются с целой группой представителей одной профессии, а затем собранную информацию систематизируют и обобщают.

Основой любой профессиограммы является психограмма. Это документ, в котором достаточно полно отражена (описана) система требований профессии (специальности, должности, рабочего места) к психологическим и психофизическим качествам человека. Это личностные особенности (внимание, наблюдательность, память, терпеливость, упорство, острота зрения, слуха, обонятельных, вкусовых ощущений, осязания, наличие ловкости пальцев, высокая координация глаз, рук, ног и др.); профессиональные умения (быстрота в трудовой деятельности, схватывание новых идей, самостоятельность суждений, оперативность действий в нештатных ситуациях, аккуратность и ловкость рук, бережливость, скорость и точность счёта и др.). Насколько объективно будут выявлены требуемые личностные особенности, профессиональные качества, настолько полно будет разработана и профессиограмма профессии конкретной сферы производства. [39, c.78]

Одним из важных компонентов профориентационной консультации является предварительная профессиональная диагностика (изучение учащихся в целях профессиональной ориентации).

Содержание работы по предварительной диагностике школьника заключается во всестороннем изучении его личности, т.е. изучении его интересов, способностей, склонностей, профессиональных намерений, индивидуальных свойств нервной системы.

Эффективность работы профконсультанта по профдиагностике во многом зависит от активности школьников в определении своего жизненного пути. Выбор профессии подростком должен основываться как на знании своих стремлений, психофизиологических особенностей, так и на понимании своего места как квалифицированного специалиста в современном производстве. Рассмотрим далее некоторые методы и методики изучения личности подростка и метод профдиагностики. [22, c.4]

Одна из задач предварительной профдиагностики в школе -- определение пригодности школьника к той или иной профессии в соответствии с психофизиологическими свойствами личности.

Психофизиологические особенности человека -- это особенности его психики, развитие, строение организма, состояние здоровья. Каждый человек обладает психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим пригодным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определённой профессией или групповой профессией. В связи с этим встаёт вопрос: какие характерные особенности личности необходимо изучить? Как правильно определить особенности и свойства личности?

Ответы на эти вопросы и будут предметом нашего дальнейшего рассмотрения.

К наиболее важным особенностям личности, подлежащим диагностированию, относятся: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, профессиональные намерения, профессиональная направленность, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.

Рассмотрим подробнее те стороны личностных характеристик, которые имеют значение для профориентационной работы.

Личность формируется в процессе постоянных взаимоотношений с людьми. Все особенности, присущие личности, социально обусловлены. Поэтому ценностные ориентации можно определить как напрвленность личности на усвоение (создание) общественных ценностей в соответствии с конкретными потребностями.

Каждая личность стремиться к усвоению тех ценностей, которые наиболее соответствуют её целям и интересам. Применительно к профессиональной деятельности человека можно выделить такие ценности, представляющие для него значимость:

- самоутверждение в обществе, в ближайшей социальной среде -- быть полезным обществу;

- авторитет в трудовом коллективе;

- признание родных, знакомых, друзей;

- самосовершенствование и самовыражение; интересная работа;

- применение свои знаний, умений, способностей;

- творческий характер труда;

- стать мастером своего дела;

- романтика трудовой деятельности;

- материально-практические, утилитарные ценности -- хороший заработок;

- должность, удовлетворяющая личность; перспектива продвижения по службе.

Главную роль в выборе ценностей имеют мотивы, которые, в свою очередь, зависят от интересов и потребностей личности, целей этой личности.

По виду мотивы выбора профессии можно разделить на шесть групп:

- общая мотивировка;

- романтика профессий;

- мотивы познавательного характера;

- мотивы, в которых подчёркивается общественная значимость профессии;

- ссылка на пример;

- немотивированный выбор.

По характеру все мотивы можно разделить на четыре группы:

- мотив, чётко и аргументированно обосновывающий целесообразность выбора данного направления трудовой деятельности;

-

- мотивация нечёткая, недостаточно аргументированная;

- мотивация неуверенная, неаргументированная;

- никак не аргументированная мотивация.

Выявление мотивов выбора профессии позволяет узнать, что именно побудило человека избрать данный вид труда и насколько чётки, аргументированы мотивы выбора. Это в свою очередь даёт возможность выяснить направленность личности на ценности. Итак, мы рассмотрели ценностные ориентации в структуре личности человека. Во взаимосвязи с другими характеристиками личности их можно представить следующим образом: потребности - интересы ценности - мотивы - цели - выбор.

Предварительная профдиагностика предполагает выявление таких характеристик, как склонности, интерес, темперамент.

1. Интерес -- это особое отношение к чему-либо или кому-либо, это и потребность в определённых эмоциональных переживаниях, получаемых в результате каких-то людей или предметов. Ведь одно дело интересоваться, например, автомобилем, и совсем другое - заниматься в кружке автодела. Как правило, на занятия, к которым учащийся более склонен, он тратит больше времени и к тому же трудится с желанием. Если человек при этом добивается ещё определённых результатов в этой деятельности, то можно говорить о способностях к данной деятельности.

2. Склонности -- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не сводятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

3. Способности -- это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений и навыков, но которые сами к наличию этих знаний, умений и навыков не водятся. Способности обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и правилами деятельности.

Кроме способностей, к индивидуальным психологическим особенностям относятся темперамент и характер. Эти свойства консервативны и устойчивы.

Характер человека не представляет собой некоторую случайную совокупность различных свойств. Отдельные свойства характера зависят друг от друга, взаимосвязаны, образуют одно целое.

Учёт особенностей темперамента в профессиональной работе с учащимися имеет большое значение для выявления наиболее оптимальных вариантов выбора “человек-дело”, для определения наибольшей пригодности человека к тому или иному виду трудовой деятельности как исполнителя, например оператора, диспетчера, лётчика и т.д.

Изучение особенностей характера школьника в целях профдиагностики и профотбора выявляет психофизиологические особенности личности, что необходимо не только для характеристики его как исполнителя определённых видов трудовой деятельности, но и как будущего организатора производственного процесса в различных областях физического и умственного труда.

Итак, мы рассмотрели группы психологических характеристик личности, необходимых для изучения школьников в профориентационных целях. Таким образом, мы ответили на вопрос: Что изучать в личности школьника?

Теперь мы попытаемся дать ответ на вопрос: Как изучать указанные стороны личности учащихся?

Для изучения личности школьника в целях последующей профориентации можно использовать такие методы:

1. Наблюдение. Оно может быть непосредственным и опосредственным, открытым и скрытым, включённым и невключённым, кратковременным и длительным, непрерывным и дискетным (первичным), многографическим и узким.

2. Анализ документов и результатов деятельности учащихся -- их личных дел, итогов медицинских обследований, классных журналов, творческих сочинений изделий и т.д.

3. Анализ практических действий учащихся в школе, общественных местах в семье.

4. Анкетирование. Вопросы анкеты могут быть трёх видов: дихотомические (требующие ответа “да” или “нет”), закрытые (анкетируемому даётся возможность выбора вариантов ответа) и открытые (отсутствует ограничение в ответах).

5. Беседы, интервью. Для них должна быть тематическая направленность. Они могут проводиться как с самими учащимися, так и с учителями, классными руководителями, директорами школ, родителями и т.д.

6. Педагогический эксперимент. Он может проводиться в естественных условиях учебно-воспитательного процесса. В ходе эксперимента используют наблюдение, беседу, анкетирование и другие методы. Педагогический эксперимент, проводимый в специальных лабораторных условиях, называют лабораторным. Его используют для уточнения методики педагогического исследования, определения наиболее эффективных приёмов воспитания профессиональных интересов, умений и навыков, способов контроля и самоконтроля за правильностью выполнения трудовых операций, в целях профотбора и т.д.

7. Метод обобщения независимых характеристик. Суть этого метода заключается в том, что учителя, работающие в том или ином классе, дают свою характеристику школьникам. С этой целью можно привлечь и других лиц: родителей, одноклассников, школьного врача и т.д. После этого классный руководитель обобщает полученные им независимые характеристики.

Более глубоко и разносторонне изучить личность школьника можно, используя несколько методов. Затем полученные данные следует обобщить.

В результате получится целостная системная сумма знаний об ученике. Диагностический аспект профориентации тесно взаимосвязан с воспитательным. При изучении профессиональных интересов, склонностей, способностей, мотивов выбора профессии проводятся воспитательные мероприятия, направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой либо избранной профессии.

Исходя из того, что психодиагностика занимает важное место в общей системе профориентации учащихся, необходимо подчеркнуть, что одной из ведущих её задач является определение готовности учащегося к выбору профессии.

Готовность к выбору профессии - это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость ученика о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. Вот почему педагогу важно овладеть методами изучения учебников в решении профориентационных задач. С помощью имеющихся методов педагог может выявить склонности ученика, с одной стороны, и его возможности -- с другой, а затем наметить программу воспитания и самовоспитания.

§2. Профессиональная консультация

Основная тенденция развития профориентационной и профконсультационной работы с подростками и юношами - всемерное содействие побуждению собственной активности молодого человека. Специалисты в этой области делают попытку уйти от традиционной диагностико-рекомендательной схемы профконсультации, когда подростка или юношу сначала консультируют с помощью различных методик, а затем, после анализа полученных данных, профконсультант выдаёт клиенту рекомендацию, в лучшем случае - несколько вариантов таких рекомендаций. Психолого-педагогическая помощь школьнику в профессиональном самоопределении должна быть направлена на создание условий для самостоятельного решения проблем с помощью специальных методов например, выделяются следующие этапы организации активизирующего консультационного воздействия. [15, с.399]

Предварительный этап -- ещё до встречи со школьником, на котором консультант должен познакомиться с предварительной информацией об учащемся и на основании анализа этой информации выдвинуть предварительную профориентационную гипотезу -- определить проблему и наметить пути её решения.

1. Общая оценка ситуации консультирования по следующим составляющим: особенностей данного учащегося (в чём он сам видит проблему), условия консультирования (насколько они помогают решать проблему учащегося), самооценка профконсультанта (насколько он готов помочь данному школьнику). На 1 этапе важно не только “исследовать” учащегося, сколько помочь ему сформулировать собственную проблему, поэтому особенное значение имеет организация эмоционально-доверительного контакта со школьником и такое последовательное развитие этого контакта: вначале - максимальная доброжелательность; далее - доброжелательность и конструктивность; в завершение консультации доброжелательность и оптимальное настроение.

2. Выдвижение (или уточнение) профконсультационной гипотезы, которая включает общее представление о проблемах клиента и возможного пути и средства решения этой проблемы.

3. Совместное решение выделенной проблемы, допускающее использование в ряде случаев и неактивизирующих методов, например, стандартизированных психодиагностических средств. Главное, чтобы учащийся понимал общую логику проводимой совместной работы, т.е. оставался субъектом самоопределения.

Работа на данном этапе предполагает решение следующих основных задач:

1. Задача -- информационно-справочная, может быть решена с помощью профессиограмм, специальной справочной литературы, компьютерных информационно-поисковых систем и т.п.

2. Задача -- диагностическая, направленная в идеале на самопознание юноши (девушки), может быть решена с использованием несложных, понятных клиенту психодиагностических методик.

3. Задача -- связанная с морально эмоциональной поддержкой самоопределяющегося человека. Здесь могут быть использованы приёмы и техники, заимствованные из психотерапии и консультативной психологии (Э. Берн, 1988; М. Мелибруда, 1986; Р. Мэй, 1994), а также специальные игровые профконсультационные методики.

Цель такой работы -- вселение в юношу оптимизма, уверенности в себе, а также проигрывание в специальных процедурах сложных моментов, связанных с самоопределением.

4. Задача -- связанная с принятием конкретного решения.

5. Задача -- совместное поведение итогов, что важно как для рефлексии учащегося, так и для развития рефлексии самого профконсультанта. [15, c.400]

В ходе консультирования были применены следующие методики:

1. Метод активизирующего консультирования, основанный на индивидуальной работе с подростком.

2. “Тест профессиональных интересов” (Голланд).

3. Тест “Уровень мотивации достижения”.

4. Исследование образовательных установок.

5. Сочинение на тему “Моя будущая профессия”.

6. Техника “Составление информационной карты”.

7. Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности.

8. Выбор профессии по классификации Е.А. Климова.

9. Диагностическая методика “Профессиональная готовность”.

Исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы №3 г. Кинеля. Выборка составила 10 человек для экспериментальной группы, 10 человек для контрольной группы. В контрольной группе проводилось исследование профессиональных интересов (Голланд), диагностическая методика “Профессиональная готовность”, оценка “Уровня мотивации достижения”.

Для экспериментальной группы был использован полный комплекс методик. В исследовании принимали участие учащиеся десятых классов.

Эксперимент, за основу которого был взят метод активизирующего консультирования, состоял из нескольких этапов:

1. Построение эмоционально-доверительного контакта с подростком, постановка, формулирование проблемы, а также беседа с подростками об их склонностях, способностях, интересах.

2. Техника «Составление информационной карты». Состоит из трёх колонок в которых подросток описывает: что ему интересно знать или делать; в какой профессии он может этого достичь; что ему нужно для получения этой профессии. Проводится техника с целью повышения активности подростков в поиске необходимой информации.

«Исследование образовательных установок» с целью получения общей картины отношения к школе, учёбе и самооценки подростка.

3. Проведение теста «Уровень потребности в достижении», с целью оценки уровня мотивации достижения.

Техника на самоописание, оценку способностей и оценку видов деятельности, проводилась с целью ознакомления подростков со своими способностями (которые помогают подростку заниматься тем или иным видом деятельности).

Совместное решение с социальным педагогом выделенной проблемы, с помощью классификации профессий Е.А. Климова.

4. Сочинение на тему «Моя будущая профессия».

Беседа с подростками о важности самостоятельного, осознанного выбора профессии.

Диагностическая методика «Профессиональная готовность».

5. Совместное подведение итогов, принятие решения.

«Тест профессиональных интересов» (Голланда).

В результате проведённого эксперимента, получены следующие данные:

а). «Тест профессиональных интересов» показал, что возросла дифференцированность личности (т.е. дифференцированность сферы интересов в разных профессиональных областях, т.к. индивиды с плохо дифференцированным кругом интересов часто встречают трудности в составлении списка профессий, плохо осознают, что они хотят от своей профессиональной карьеры), в контрольной группе на 7%, в экспериментальной группе на 20% (см. приложение 1).

б). Уровень самооценки способностей в экспериментальной группе существенно изменился из-за знакомства подростков со своими способностями, возможностями (см. приложение 2).

в). Уровень мотивации достижения в контрольной группе остался почти прежним, в экспериментальной группе: низкий уровень изменился с 73% до 58%; средний с 21% до 40%; высокий с 0% до 2%. Это говорит о повышении потребности в достижении поставленных целей (см. приложение 3).

г). Диагностическая методика «Профессиональная готовность», отражающая автономность, информированность, способность к принятию решений и планированию, а также эмоциональное отношение к выбору профессии показало, что уровень профессиональной готовности изменился: в контрольной группе с 43% до 51%; в экспериментальной группе с 40% до 73,6% (см. приложение 4).

д). По результатам сочинения «Моя будущая профессия», получены сведения о том, что проведенная профконсультационная работа повлияла на уровень знаний о мире профессий, на самооценку способностей и возможностей подростков, на самостоятельность в принятии решений и способность к планированию. Также повысился интерес к самообразованию и саморазвитию в интересующих подростков профессиональных областях.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы решены задачи исследования по изучению научных и теоретических основ профоиентирования, по рассмотрению особенностей формирования личности подростка, а также мотивов выбора профессии подростками в первой главе работы.

Во второй главе описаны: структура работы по профориентационному консультированию; существующие методы и методики профконсультационной работы; представлены результаты исследования влияния профориентационного консультирования на выбор профессии подростками.

Анализ результатов проведённого нами исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. В результате организации профориентационного консультационного воздействия, а также в результате помощи подросткам в ознакомлении со своими способностями, склонностями и интересами, и в постановке реальных целей -- процесс выбора профессии подростком проходит наиболее успешно.

2. Включение в учебно-воспитательный процесс определённого нами комплекса методик, способствует более успешному выбору профессии подростком.

3. Эффективность работы по профориентационному консультированию обусловлена обеспечением социально-педагогических условий в школе и использованием различных форм и методов профориентации.

4. Профориентация подростков перемещает акцент с общего знакомства с миром труда на конкретные варианты выборов. На этом этапе важно решать как когнитивные задачи (справочно-информационные, помощь в самопознании, планировании и выборе), но и формировать морально-эмоциональную устойчивость подростка, готовя его к возможным конкретным трудностям в ходе подготовки и реализации своих профессиональных намерений. Одновременно необходимо оказывать помощь учащимся в поиске смыслов предстоящих жизненных и профессиональных выборов, а также не отказываться от обсуждения сложных ценностно-нравственных и морально-правовых проблем.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абрамова Г.С. Возростная психология М., 1997.

2. Ахметжанова Г.В. Формирование мотивации школьников к педагогической профессии. Тольятти, 1997.

3. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., 1995.

4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М. -- Воронеж, 1995.

5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

6. Воробьёва А.И., Петровский В.А., Фельдштейн Д.И. Психологическая роль и место подростка в онтогенезе. М., 1987.

7. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников. М., 1989.

8. Кон И.С. Психология юношеского возраста. М., «Просвещение», 1979.

9. Кон И.С. Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1980.

10. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М., 1996.

11. Купцов И.И. Психологическая характеристика интеллектуально-волевых действий школьников в учебной деятельности. -- Рязань, 1992.

12. Максимов В.Г. Профессиональная ориентация школьников. -- Чебоксары, 1988.

13. Маклаков А.Г. Общая психология. -- М., 2000.

14. Методологические и теоретические проблемы всеобщей профессиональной подготовки молодёжи. -- М., 1991.

15. Немов Р.С. Психология. -- М., 1995.

16. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории; факты; проблемы. -- М., 1995.

17. Павлютенков Е.М. Формирование мотивов выбора профессии. -- Киев, 1980.

18. Петрова А.С. Профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных школ на обучение в юридических учебных заведениях МВД России. -- Тюмень, 2001.

19. Практикум по психодиагностике. -- М. МГУ., 1992.

20. Практикум по возрастной психологии. -- СПб. «Речь», 2001.

21. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. -- М., 1982.

22. Профессиональная ориентация молодёжи. -- М., 1989.

23. Профессиональная диагностика школьников. -- Самара, 1988.

24. Профессиональная ориентация в социалистическом обществе. -- М., «Экономика» 1979.

25. Профессиональная ориентация учащихся. -- М. «Просвещение», 1983.

26. Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. -- М., 1987.

27. Психологические средства выявления особенностей личностного развития подростков и юношества. -- М., 1990.

28. Психологическая диагностика детей и подростков. -- М., 1995.

29. Психологические тесты / под ред. Карелина. -- М., 1999.

30. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной. -- М., 1998.

31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -- СПб., 2000.

32. Реан А.А. Коломинский Я.П. Социальная педагогическая психология. -- СПб., 1999.

33. Саруханов Э.Р. Проблемы управления профессиональной ориентацией. -- Л. 1991.

34. Формирование личности старшеклассника. -- М., 1989.

35. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. -- М., 1986.

36. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. М., 2001.

37. Чирков В.И. Мотивация учебной деятельности. -- Ярославль, 1991.

38. Шавир Л.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. -- Тюмень, 1980.

39. Школа и производство // Арефьев И.П. Профориентация учащихся в «Технологии»., №4, 2001.

40. Школа и производство // Пряжников Н.С. Формирование «психологических тылов» у старшеклассников., №3, 1999.

Приложение 1

Тест профессиональных интересов (Голланд)

% %

100 100

90 90

80 80

70 70

60 60

50 50

40 40

30 30

20 20

10 10

0 янв. февр. март апр. 0 янв. февр. март апр.

а. б.

Рисунок 1.

Контрольная группа:

Дифференцированность личности - 41% февраль

- 48% апрель

Экспериментальная группа:

Дифференцированность личности - 43% февраль

- 63% апрель

Приложение 2

Самооценка способностей

Контрольная группа:

Экспериментальная группа:

февраль

апрель

февраль

Апрель

высокая - 35%

высокая - 37%

высокая - 34%

высокая - 40%

средняя - 18%

средняя - 21%

средняя - 20%

средняя -36%

низкая - 47%

низкая - 42%

низкая - 46%

низкая - 24%

Приложение 3

Уровень мотивации достижения

Контрольная группа:

Экспериментальная группа:

февраль

апрель

февраль

апрель

низкий - 84%

низкий - 82%

низкий - 79%

низкий - 58%

средний - 16%

средний - 18%

средний - 21%

средний - 40%

высокий - 0%

высокий - 0%

высокий - 0%

высокий - 2%

Приложение 4

Диагностическая методика “Профессиональная готовность”

% %

100 100

90 90

80 80

70 70

60 60

50 50

40 40

30 30

20 20

10 10

0 янв. февр. март апр. 0 янв. февр. март апр.

а. б.

Рисунок 2.

Контрольная группа Экспериментальная группа

профессиональная готовность: профессиональная готовность:

февраль - 43%; февраль - 40%;

апрель - 51,2% апрель - 73,6%

(автономность + 9% (автономность + 36%

информированность + 3% информированность + 34%

принятие решения + 8% принятие решения + 44%

планирование +10% планирование + 31%

эмоциональное отношение + 11%). эмоциональное отношение + 23%).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты