1 Предмет возрастной психологии. Задачи и методы возрастной психологии
Возрастная психология: детская психология (от 0 до 11), ювентология (от 11 до 20), акмеология (от 20 до 60), психогеронтология.
Объект - возрастные изменения психики.
Предмет - закономерности изменений и факты.
Составляющие:
1) зак-ти представляют механизмы, кот.подчинен процесс псих.развития, явл.всеобщим. (условия псих.развития - детерминанты:гены, соц.среда; источник - факторы, с кот.все начинается, обеспечивающие псих.развитие; движущие силы: для любого процесса нужна энергия)
2) возрастные изменения
3) возраст - конкретная относительно-ограниченная во времени ступень психич.развития, характер.совокупностью закономерностей психич.и физич.изменений, не связанных с индивид.различиями и явл.общими для всех общеразвивающихся людей.
Афанасьев:
1) топологическая хар-ка с т.зрения фаз становления псих.функций.
2) метрическая - развертывание процесса псих.развития во времени.
Изменения в психологии р.м. в трех аспектах:
1) онтологический - р.м. с т.зрения влияния биологич. и соц.факторов развития (чем меньше ребенок, тем больше влияет психологич.аспект).
2) структурно - динамический - возрастные изменения р.м. с т.зрения перестройки структур развития (чем примитивнее психология, тем она меньше структурирована).
3) хронологический - р.м.возрастные изменения по скорости возникновения обнаружения (чем меньше ребенок, тем быстрее темп развития).
4) каузальный - хар-ся развитием с т.зрения взаимного влияния внешних и внутр.факторов.
Проблемы возрастной психологии:
1. Органич. и средовый, обусловл.псих.развитием
2. влияние стихийного и организ.обучен.воспитан. на техн.разв.чел
3. соотношение задатков и способностей
4. проблема влияния на развитие ситуац, эволюц, революц.изменений.
5. соотношение Интел. и личностного разв.в общем психологич.развитии
6. выявление потенц.возможностей ребенка в разл.периоды жизни.
7. возможности прогноз-ния развития
Задачи:
Исследовательские:
1. Изучение влияния биологич. и соц.факторов на развитие.
2.1. оценка влияния стих.и организ.опыта на развитие
2.2. исследов.самого стих.опыта
2.3. исслед.стойкости стих.опыта
3.1. исслед, что представляют задатки и саму природу
3.2. исслед.влияния задатков на формир.способностей
3.3. изучение условий развития способностей
4.1. определение устойч, стойкие типы изменений
4.2. изучение влияния на техн.изучение чел-ка кажд.изменен.
5.1. изучить, имеются ли криляции (взаим.между интеллектом и личн)
5.2. каким образом Интел.и личност.развитие определяют общее
6.1. выявление, изучение ролей потенц.возм. в псих.разв
6.2. изучение взаимосвязей потенциальности и актуальности
7.1. изучение переменных, влияющих на псих.развитие
7.2. определение врем.границ и прогнозов.
Диагностические:
1. разраб.надежных методов диагностики, наслед. и соц.воздействий (близнец.метод)
2. разработка методов дифференц.последствий стихийного и организац.опытов
3.1. разраб.методов раннего диагност.задатков
3.2. разр.метод дигн.разн.способностями, по их степенной выраженности
4.1. дифференц.всех типов изменений
4.2. исслед.послед.типов изм.
5. разработка иежду диагн.интел и личностн.потенциала
6. диагностика именно потенц.возможностей
7. диагностика отклонений, нарушения развития
Коррекционные:
1. разраб.метод коррекц.индивида
2. методы, позволяющие контролировать стих.опыт
3. развит.способн.без серьезных задатков
4.1. разраб.метод позв.снизить стойкость эволюц и революц изменений
4.2. повыш стойкости ситуац.изменений
5. методов коррекции - инд и личностного
6. методы коррекц.потенц.возможн
7. коррекция нарушения в развитии
Метод - это способ в психологии получения психологических фактов.
Психологические факты: 1) определенные факты поведения, в которых проявляются особенности личности; 2) акты совместной деятельности людей = акты взаимодействия.
Классификация методов возрастной психологии по Ананьеву:
1) Организационные: (сравнительный: + быстрое получение статистических данных; лонгетюдный - длительное наблюдение, очень долгий; комплексный - совокупность наук, изучается одно явление с разных точек зрения).
2) Имперические (наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы; психодиагностика (тесты); контент-анализ (анализ продуктов деятельности); биографические методы.
(не по Ананьеву) 3) Методы обработки данных: количественный (статистический) и качественный (дифференциация материала по группам, вариантам, описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями) анализы.
4) интерпретационные методы (генетический и структурный методы). Генетический метод позволяет интерпретировать весь обработанный материал исследования в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические моменты становления психических новообразований. Он устанавливает «вертикальные» генетические связи между уровнями развития. Структурный метод устанавливает «горизонтальные» структурные связи между всеми изучаемыми характеристиками личности.
2 Теории психического развития (биогенетические теории, психоанализ, бихевиоризм)
Биогенетические теории - осн.роль - фактор наследственности, процесс развития р.м. как созревание
1. теория Стенли Холла - теория рекапитуляции (развитие человека в онтогенезе=развитие чел.общества). Американский психолог С. Холл, опираясь на биогенетический закон, утверждал, что каждый ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет этапы истории человеческого рода. Поэтому нужно дать ему возможность беспрепятственно изживать первобытные инстинкты. Развитие, таким образом, это пассивное, от воли людей не зависящее вызревание, так что для каждого человека предопределен предел его развития. Психическое развитие рассматривался как процесс созревания, его решающим показателем признавался темп, быстрота развертывания заложенных способностей. При нормальном темпе ребенок на каждой возрастной ступени должен достигнуть определенного умственного уровня, который определялся статистическими подсчетами и выводился как норма для каждого возраста.
2. теория Вильямя Штерна - теория конвергенции двух факторов (факторы в развитии - инстинкты, задатки, склонности, предрасположенности(внутренние) и соц, культурные, экономич, природные воздействия, влияющие на человека(внешние). Закон самосохр.затрудняет обучение ребенка чему-то, что и противоречит внутр.инстинкту.
3. теория Карла Бюллера - В своих работах он дает большой фактический материал по развитию восприятия ребенка, рассматривает проявления фантазии детей в игровой деятельности, анализирует особенности детского мышления и речи, их своеобразие на отдельных возрастных этапах. Однако, делая попытку создать единую теорию развития психики ребенка, Бюлер опирается на закономерности, заимствованные из биологии. Он выделяет определенные ступени психического развития детей: инстинкт, дрессуру, интеллект, которые проходит каждый в процессе онтогенетического развития. Одна ступень надстраивается над другой чисто механически. Смешение биологических и социальных показателей развития психики приводит К. Бюлера к переоценке одних фаз и недооценке других. Ученый считает, что детская психология - это в основном психология младенческого возраста, когда вызревают биологические функции психики, выделяемые им как центральные в детской психологии. Социальное влияние на ритм психического развития не учитывается. Т.о., попытка Бюлера исчерпать содержание детской психики только биологическими функциями является несостоятельной.
4. теория Арнольда Гезелиса - закон 1 - созревание идет сверху вниз (от головы до ног). закон 2 - закон паттерна ( все, что имеет опред.форму). закон 3 - развитие паттернов подчиняется принципам функц.ассиметрии и взаимного переплетения. закон 4 - закон самосохранения. закон 5 - закон индивидуальности созревания (быстрый, медленный, неравномерный темп).
Психоанализ - структурный подход к психоанализу (сознательное, подсознат, бессознательное), экономич.подход (выработка энергии), динамический подход( последов.формир-ся псих.стр-ра личности - ид(оно), либидо(инстинкт удовольствия) и мортидо(инстинкт саморазрушения), эго ( я), суперэго (сверхЯ).
Источники развития - инстинкты.
Стадии удовлетв.либидо - оральная (сосущие рефлексы), анальная, фаллическая (от 2 до 5 лет), латентная(5 - 11 лет) - удовлетв.разных форм активности, генитальная(11-15 лет).
Развитие психоанализ получил в работах дочери Фрейда - Анны Фрейд. Придерживаясь классической для психоанализа структуры личности, в инстинктивной ее части она выделила сексуальную и агрессивную со¬ставляющие. Детское развитие А. Фрейд рассматривает как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципуреальности. Метод психоанализа позволил ему создать структурную теорию личности, в основе которой лежит конфликт между инстинктивной сферой душевной жизни человека и требованиями общества. По 3. Фрейду, всякий человек рождается с врожденными сексуальными влечениями.
Социогенетические теории - осн.фактор развития - соц.влияние, чел-к как соц.существо.
Бихевиоризм - поведение как сов-ть реакций.
Классическое научение (Уотсон) - формир.условных рефлексов на базе безусловных. оперантное научение (Скиннер) - реакция выр-ся самим человеком (позитивное и негативное подкрепление, наказание тормозит реакцию).
Подражание - имитационное поведение.
Теория ведущей деят-ти Леонтьева - деят-ть как форма сознат.активности чел-ка, потребности - источник псих.развития (мягкий вариант социогенет.теории).
3 Генетическая теория Ж.Пиаже
Исследование детского интеллекта он строит на основе наблюдений и изучения действий детей. Ребенок, по мнению Пиаже, является природным существом, и в то же время с момента рождения он представляет автономную и активную единицу, обладающую внутренней структурой. Его действия детерминируются окружающим миром. Однако ребенок не просто отвечает на внешние воздействия, но и перерабатывает их. В свою очередь, внешний мир выступает как нечто сопротивляющееся ребенку, чем вызывает его ответные действия. В результате этого ребенок начинает воспринимать среду как нечто чуждое для себя. Развитие мышления детей в теории Пиаже делится на досоциальный и социальный периоды. Первоначально у ребенка имеется ряд особенностей, отличающих его эгоцентрическое мышление от рационального мышления взрослого человека, что определяется биологическими особенностями детской природы. Социализируется детское мышление с шести - семилетнего возраста под влиянием авторитета взрослых, принуждения, сотрудничества. Пиаже не отрицает влияния обучения на психическое развитие, но считает, что оно не может изменить содержания или последовательности его стадий, а способно лишь несколько замедлить их или ускорить. Пиаже выделяет и детально исследует четыре стадии развития интеллекта: сенсомоторную (от рождения ребенка до 2 лет), дооперациональную (от 2 до 7-8 лет), конкретных операций (от 7-8 до 11-12 лет) и формальных операций (от 11-12 до 15 лет). Стадии следуют одна за другой, последовательность неизменна, след.стадия наступает после завершения предидущей, стадии культурно универсальны, стадии связаны с процессом созревания мозга.
Направления в развитии:
1. Движение от эгоцентризма к децентрации.
Эгоцентризм - дикритичное, Интел.позиция, при кот.отсутствует полностью реципроткность, релятивизм и объективность.
Реципроткность - понимание того, что на одно и тоже явление м.б.несколько точек зрения.
Релятивизм - способность отвлечься от внешне воспринимаемых особ.объекта и сосред. на его сути.
Направления: от абсолютизма к реципроктности, от субъективизма к объективизму, от эгоцентризма к релятивизму.
2. Движение от действия к операции. Действие - круговые реакции, группировка, образ действия.
4 Культурно-историческая теория Л.С.Выготского
Уровни психики: низшая (обладают чел и животные), высшая (свойственна только человеку).
Особенности высшей психики: произвольность, осознанность, системность (иерархич.система, главные и второстеп.функции), опосредованность (осущ.с помощью особых псих.средств).
В основе присвоения лежит процесс интериоризации - переход вн.действия во внутр.план.
Стадии: 1. реакция ребенка на знак, 2. реб начинает исп-ть знак для воздействия на др.чел-ка. 3. знак исп-ся в своих целях.
в основе культ-историч.теории лежат гипотезы: о механизме интериоризации в процессе присвоения знаков.
Согласно Л. С. Выготскому два типа психического развития - биологическое и историческое (культурное), -представленные в разделенном виде в филогенезе и связанные отношением преемственности и последовательности, реально существуют в слитом виде и образуют единый процесс в онтогенезе.
Основные законы психического развития, сформулированные Л. С. Выготским:
* Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадаете ритмом времени (год в младенчестве не равен году жизни в отрочестве).
* Закон метаморфозы в детском развитии (ребенок не просто маленький взрослый, а существо с качественно отличной психикой).
* Закон неравномерности развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
* Закон развития высших психических функций «извне внутрь». Отличительные качества высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность; они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества.
5 Понятие психического развития. Факторы и принципы психического развития
Псих.развитие - процесс необратимый, направленный и закономерно изм, привод.к возникновению количеств, качеств и структ.преобразований психики и поведения чел-ка.
Необратимость - способность к накапливанию изменений.
Направленность - способность СС психики к проведению единой линии развития.
Закономерность - способность психики к воспроизвед.однотипных изменений у разных людей.
Развитие - филогенез (процесс становл.псих.стр-р в ходе биологич.эволюции вида или его соц-историч.развития) и онтогенез (процесс индивид.развития чел-ка).
Области психич.развития:
1. психофизическое развитие - моторика, органы чувств, психодинамические свойства.
2. психосоц.развитие - изм.в переживаниях, эмоциях в личностной сфере.
3. когнитивное развитие - познават.развитие - внимание, память, мышление, воображение.
Тенденции псих.развития:
1. развитие непрерывно - развитие никогда не зак-ся, процесс пост.взросления.
2. развитие прерывно - каждый возраст явл.уникальным и неповторимым.
Периоды псих.развития: 1. литический - изм.в психике медленны и не очень заметны. 2. критический - изменения заметны сразу и резко.
Новообразование - псих.структура либо впервые появившаяся в онтогенезе, либо достиг.в данном возрасте оптим.уровня развития.
Факторы развития:
1. наследственность - свойство организма повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и развития в целом - типизирует процесс развития. Черты видовой специфики чел-ка: универсальность - способность к неогранич.развитию, неспециализированность, выс.степень активности чел-ка.
2. среда - окр.человека общ, духовные и мат.условия сущ-ния. Среда образует фенотип и индивид.псих.развитие. Общ.среда - макросреда (историч, соц-эк, этнические, культ.особ-ти общества, в кот.человек сущ-ет), микросреда (ближайшее к чел-ку окружение - семья, соц.институты), уровень стр-ры отношений.
6 Закономерности психического развития
1. Развитие характеризуется неравномерностью и гетерохронностью.
Неравномерность развития проявляется в том, что различные психические функции, свойства и образования развиваются неравномерно: каждая из них имеет свои стадии подъема, стабилизации и спада, т. е. развитию присущ колебательный характер. Гетерохронность развития означает асинхронность (несовпадение во времени) фаз развития отдельных органов и функций. По мнению П. К. Анохина, гетерохронность является закономерностью, заключающейся в неравномерном развертывании наследственной информации.
2. Неустойчивостьразвития. Развитие всегда проходит через неустойчивые периоды. Наиболее ярко эта закономерность проявляется в кризисах развития. В свою очередь, высший уровень устойчивости, динамизм системы возможен на основе частых, мелкоамплитудных колебаний, с одной стороны, и несовпадения во времени разных психических процессов, свойств и функций -с другой. Таким образом, устойчивость возможна благодаря неустойчивости.
3. Сензитивность развития. Сензитивный период развития - это период повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям, особенно к воздействию обучения и воспитания. Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому если упущен сензитивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.
4. Кумулятивность психического развития означает, что результат развития каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь. Такое накопление изменений подготавливает качественные преобразования в психическом развитии. Характерный пример - последовательное становление и развитие наглядно-действенного, на¬глядно-образного и словесно-логического мышления, когда каждая последующая форма мышления возникает на базе предшествующей и включает ее в себя.
5.Дивергентность - конвергентностьхода развития. Психическое развитие включает в себя две противоречивые и взаимосвязанные тенденции - дивергенцию и конвергенцию. В данном случае дивергенция - это повышение разнообразия в процессе психического развития, а конвергенция - его свертывание, усиление избирательности.
7 Психическое развитие и деятельность. Понятие о ведущей деятельности
Деятельность - сознат, целенаправл.форма человеч.активности. По форме деят-ть м.б.внешней и внутренней. На протяжении жизни чел.овладевает разн.видами деят-ти, что связано с появлением мотивов: потребность--мотив---деят-ть--потребность.
Стр-ра деятельности: деят-ть-действия-операции
мотив - цоли - задачи
Ведущая деятельность:
0 - 1 год - непосредственно эмоциональное общение со взрослыми
1 - 3 года - предметно-манипулятивная деятельность
3 - 7 лет - игровая деятельность (дошкольный возраст)
7 - 11 лет - учебная деятельность
11 - 17 лет - личностное общение
Каждому возрастному периоду, подчеркивает Леонтьев, соответствует определенный вид деятельности, который влияет на развитие и формирование всех черт личности ребенка и ее познавательных возможностей, характерных именно для этого периода. В этом виде деятельности происходит формирование новой ведущей деятельности, определяющей следующий этап возрастного развития. Итак, каждая ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей (новообразований), а переход от одной ведущей деятельности к другой знаменует собой смену возрастного периода.
Ведущая деятельность :
1. внутри вед.деят-ти появл.новые виды деят-ти.
2. внутри вед.деят-ти возникают осн.новообразования псих.процессов.
3. в вед.деят-ти возникают осн.новообразования личности.
8 Психическое развитие и обучение (Выготский)
Обучение - это процесс взаимодействия ребенка с идеальной формой, опосредованного взрослым. К настоящему времени сложились три основные концепции обучения и развития: Э. Торндайка, Ж. Пиаже и Л. С. Выготского.
1. Э. Торндайк отождествляет процессы развития и обучения. Обучение - это процесс приобретения навыков, а навыки внутренне связаны с развитием психики.
2. Ж. Пиаже полагает, что обучение должно идти за развитием. Психическое развитие - прежде всего развитие интеллекта как перехода от одних стадий к другим. Сам интеллект - особый механизм адаптации ребенка к среде, в основе которого лежат ассимиляция и аккомодация. Их равновесие является целью развития интеллекта, которое имеет собственные внутренние закономерности. Именно им должно быть подчинено обучение.
3. Л. С. Выготский утверждал, что обучение ведет за собой развитие. Он подверг основательному критическому разбору широко известные в его время положения Ж. Пиаже, К. Коффки, У. Джеймса и рассматривал их как типичные для того времени решения проблемы обучения и развития, когда биологическое созревание психических функций дает возможность обучения новым способам действия. Суть точки зрения на связь обучения и развития Л. С. Выготского можно выразить так: «хорошо поставленное обучение идет впереди развития. Обучение строится не только на завершенных циклах, но прежде всего на тех психических функциях, которые еще не созрели и двигают вперед их формирование».
Внутреннюю связь обучения и развития Л. С. Выготский отразил в понятии «зона ближайшего развития», суть которого состоит в следующем: то, что на прошлом этапе ребенок решает с помощью других людей, в следующий раз он решает самостоятельно. Обучение приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Исследования, проводимые Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и др., направленные на изменение содержания обучения и способов преподавания, показали, что при проблемном обучении в развитии личности происходят существенные изменения. Теория П. Я. Гальперина о поэтапном формированииумственныхдействий открыла путь к разработке программ формирования интеллектуальных функций, знаний и навыков с высоким уровнем усвоения. Согласно Л. С. Выготскому процесс психического развития - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Ребенок не сразу осваивает духовное и материальное богатство человека. Но вне процесса освоения идеальных форм вообще невозможно развитие. Поэтому внутри непреформированного типа развития психическое развитие ребенка - это особый процесс. Процесс онтогенетического развития - процесс, ни на что не похожий, чрезвычайно своеобразный, который проходит в форме усвоения.
9 Периодизация психического развития Д.Б.Эльконина
При построении периодизации Д. Б. Эльконин основывался на следующем:
- возрастное развитие - это общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок;
- на диалектическом представлении о процессе развития (детерминированном внутренними противоречиями, целенаправленном, неравномерном с критическими и литическими периодами);
- на конкретно-историческом понимании природы детства (каждая историческая эпоха имеет свою периодизацию детства);
- в основе периодизации должны лежать закономерности развития деятельности и растущего человека.
Отсюда вся психическая жизнь ребенка рассматривается как процесс непрерывной смены деятельностей, причем на каждом возрастном этапе выделяется «ведущая деятельность», с усвоением структур которой связаны главнейшие психологические новообразования данного возраста. Внутри системы ведущей деятельности Д. Б. Эльконин обнаруживает скрытое диалектическое противоречие между двумя аспектами ведущей деятельности - операционально-техническим, относящимся к развитию подсистемы «ребенок - вещь», и эмоционально-мотивационным, связанным с развитием подсистемы «ребенок - взрослый». В общей последовательности ведущих деятельностей попеременно чередуются деятельности с преимущественным развитием то одной, то другой стороны.
Каждая эпоха детства состоит из закономерно связанных между собой двух периодов. В первом периоде идет усвоение задач, мотивов, норм человеческой деятельности и развитие мотивационно-потребностной сферы, во втором - усвоение способов действий с предметами и формирование операционально-технических возможностей. Переход от одной эпохи к следующей происходит при возникновении несоответствия между операционально-техническими возможностями ребенка и задачами и мотивами деятельности, на основе которых они сформировались.
1 эпоха раннего детства ( до 3 лет) - младенчество (до 1 года) - эмоц.общение. ранний возраст (1-3 года) - предметно-манипулитивный вид деят-ти.
Кризис развития - условное наим.короткого периода онтогенеза, характ.резкими изм. в развитии.
Особенности кризиса: нечеткость границ, негативный характер развития, неустойчивость кризисных новообразований.
Формы протекания кризиса: бурный, сглаженный, скрытый.
Причины кризисов - возникновение в ходе развития противоречий между: новыми потребностями и способами их удовлетв, самими потребностями, новыми потребностями, кот.приводят к изм.представлений о себе со сложившимися соц.отношениями.
Структура кризиса:
1. фаза влечения - предкритичный этап.
2. собственно критический этап - фаза практической реализации, конфликтная фаза, рефлексивная фаза
3. посткритический этап
12 Неравномерность психического развития и ее причины
1) олигофриния - умственная отсталость (стойкое необратимое недоразвитие функций вследствие органич.поражения ЦНС на ранней стадии развития - до 2 лет. Причины - генетич.факторы - генетич.операции, генетич.нарушение обмена веществ, патогенное наследование, внутриутробные факторы). Стадии олигофрении: дебильность, имбицильность, идиотия.
2) ЗПР - задержка псих.развития - парциальное недоразвитие псих.функций, носящее врем.хар-р и преодолеваемое к подростковому возрасту, недоразвитие идет снизу вверх. причины и систематика:
- зпр конституционального генеза
- зпр соматогенного генеза (в рез-те соматич.заболеваний)
- зпр психогенного генеза ( в рез.нарушения условий воспитания)
13 Общая характеристика психического развития в период новорожденности
К моменту рождения ребенка его нервная система в основном сформирована и готова к активному установлению связей с внешним миром. Дальнейшее развитие нервной системы выражается в росте веса мозга. С первых дней жизни у ребенка имеется система безусловных рефлексов: пищевых, защитных и ориентировочных. Однако их недостаточно чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить не одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми, в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых вырабатывается условный рефлекс на положение во время кормления. Уже после 5-6 дней жизни ребенок способен следовать взором за движущимся в непосредственной близости предметом при условии его медленного перемещения. Первые проявления эмоций выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением. На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.
Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.
В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движения рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к 5 месяцам - элементы захватывания предметов.
Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.
Переход от внешних ориентировочных действий к целенаправленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.
14 Психическое развитие в младенческом возрасте
Младенческий возраст - 0-1 год (по Эльконину). Ведущий вид деятельности - непосредственно эмоциональное общение. Внутри и на фоне его формируются ориентировочные и сенсомоторно-манипулятивные действия, т.е. действия, сопровождаемые и в какой-то мере регулируемые зрительными, слуховыми, мышечно-двигательными и другими ощущениями, восприятиями. Важным новообразованием этого возраста является формирование потребности в общении с другими людьми и определенное эмоциональное отношение к ним.
На втором месяце жизни ребенок замирает и сосредотачивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления. В три месяца ребенок уже выделяет близкого ему человека, а в 6 месяцев отличает своих от чужих.
Во втором полугодии ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающем предмет, и самим предметом. У ребенка формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре ребенка появляются новые слова.
В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движения рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к 5 месяцам - элементы захватывания предметов.
Во втором полугодии у него формируются целенаправленные действия с предметами. Манипулирование с предметами дает возможность ребенку знакомиться со всеми новыми их свойствами, устанавливать устойчивость этих свойств. Восприятие приобретает предметность и константность.
Переход от внешних ориентировочных действий к целенаправленным действиям на основе зрительного восприятия предметной действительности называется процессом интериоризации.
15 Общая характеристика развития в раннем возрасте
Раннее детство - 1-3 года (по Эльконину). Ведущая деятельность - предметно-орудийная. В ней ребенок овладевает общественно-выработанными способами действий с предметами в сотрудничестве со взрослыми. Новообразованием возраста является развитие речи и наглядно-действенного мышления.
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает ребенка более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства.
К концу 2-го года жизни у детей улучшается координация движений, дети осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений.
Общение детей со взрослыми в раннем возрасте является непременным условием развития предметной деятельности. Ребенок 2-го года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка и др. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудие как продолжение руки, и потому это действие было названо ручным (например, ребенок использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе он учиться соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песок). Таким образом ребенок приспосабливается к свойствам орудий. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению ребенком общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Ребенок учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами относительно др. др.
Практическая предметная деятельность детей является важным этапом перехода от практического опосредствования к умственному; создает условия для последующего развития понятийного, речевого мышления. Появляется такой мыслительный процесс, как обобщение, однако обобщение у ребенка из-за недостатка опыта бывает неправильным (например словом шар ребенок обозначает все круглые предметы).
Совершенствование предметной деятельности способствует интенсивному развитию речи ребенка. Так как деятельность ребенка осуществляется совместно со взрослыми, то речь его ситуативна, содержит вопросы и ответы взрослому, имеет характер диалога. У ребенка увеличивается словарь. Он начинает проявлять большую активность в произношении слов.
К концу 2-го года ребенок начинает использовать в своей речи двухсловные предложения. Факт интенсивного усвоения ребенком речи объясняют тем, что маленькие дети любят многократно произносить одно и то же слово, они как бы играют им. В результате ребенок учится правильно понимать и произносить слова, а также строить предложения. Это - период повышенной восприимчивости ребенка к речи окружающих, поэтому он называется сензитивным (благоприятным) для развития речи. Формирование речи в этом возрасте является основой всего психического развития.
В конце первого и начале второго года жизни наблюдаются некоторые зачатки игровой деятельности, но дети предпочитают игрушке реальный предмет (миска, ложка).
В раннем детстве начинают формироваться зачатки нравственных чувств, это происходит в том случае, когда взрослые приучают ребенка считаться с другими людьми («не шуми, папа устал»).
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу.
Уже в раннем возрасте начинают складываться предпосылки воли (увидя привлекательную вещь, ребенок стремиться получить ее).
Кризис трех лет: от двух до трех лет с каждым ребенком происходит перелом, связанный с первоначальным осознанием ребенком своей самостоятельности, осознанием себя отдельным человеком, деятелем. Ребенок к этому времени много знает и умеет и требует самостоятельности.
16 Кризис трех лет: причины и симптоматика
Кризис трехлетнеговозраста - этап онтогенеза, сопровождающийся резкой и кардинальной перестройкой сложившихся личностных новообразований у детей и переходом к новому типу взаимоотношений с окружающими. Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к тому, что ребенок начинает сравнивать себя со взрослыми и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается в упорном стремлении поступить так, а не иначе, ощутив прелесть и возбуждающую тревогу от волеизъявления. Ощущать себя источником своей воли - важный моментвразвитии самопостижения. Негативизм и упрямство развиваются внутри отношений взрослых и ребенка. Попытки обращаться с ребенком в рамках сложившихся прежде отношений, когда ребенок стремится действовать самостоятельно, могут привести к поддержанию негативизма и упрямства. Кризис трех лет возникает в результате определенных достижений в личностном развитии ребенка и невозможности его действовать по освоенным прежде способам общения с другими людьми. Но именно переживания кризиса обостряют сензитивность ребенка к чувствам других людей, учат не только навыкам позитивного общения, но и навыкам приемлемых форм обособления себя от окружающих. Возникающие в процессе развития собственная воля, способность к обособлению, рефлексивные способности готовят ребенка к тому, чтобы стать личностью.
Л. С. Выготский описывает характеристики кризиса трех лет:
1) негативизм - ребенок дает негативную реакцию не на само действие, которое он отказывается выполнять, а на требование или просьбу взрослого;
2) упрямство - это реакция ребенка, который настаивает на чем-то не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он сам об этом сказал взрослым и требует, чтобы с его мнением считались;
3) обесценивание - когда обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;
4) строптивость близка к негативизму и упрямству, но направлена не против конкретного взрослого, а против принятых в семье норм поведения;
5) своеволие - т. е. ребенок хочет делать все сам, стремится к самостоятельности намерения, замысла;
6) протест-бунт, который проявляется в частых ссорах с родителями;
7) деспотизм - диктует свое поведение (если в семье один ребенок).
17 Общая характеристика развития дошкольника- соц.ситуация развития, ведущая деятельность
Отделение ребенка от взрослого к концу раннего возраста создает предпосылки для создания новой социальной ситуации развития. В чем же она заключается? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Идеальной формой, с которой ребенок начинает взаимодействовать, становится мир социальных отношений, существующих в мире взрослых людей. Идеальная форма, как считал Л. С. Выготский, - это та часть объективной действительности (более высокая, чем уровень, на котором находится ребенок), с которой он вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте этой идеальной формой становится мир взрослых людей. По словам Д. Б. Эльконина, здесь дошкольный возраст вращается как вокруг своего центра вокруг взрослого человека, его функций, его задач. Взрослый здесь выступает в обобщенной форме, как носитель общественных функций в системе общественных отношений (взрослый - папа, доктор, шофер и т. п.). Противоречие этой социальной ситуации развития Д. Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, основная его потребность - жить вместе с окружающими людьми, но это осуществить в современных исторических условиях невозможно: жизнь ребенка проходит в условиях опосредованной, а не прямой связи с миром.
Ребенок еще не в состоянии реально участвовать в жизни взрослых. Данное противоречие разрешается в игре как в ведущей деятельности. Это единственная деятельность, которая позволяет смоделировать жизнь взрослых и действовать в ней. Круг отношений детей расширяется, они чаще бывают в магазинах, больницах и т. п., появляется потребность изображать взрослую жизнь. Здесь впервые появляется общение со сверстниками, форма его внеситуативно-личностная. Со взрослыми преобладает внеситуативно-познавательное общение (общение по поводу мира предметов), ребенок испытывает потребность во внимательном уважительном отношении к нему.