рефераты курсовые

Возрастная психология

p align="left">§ Самооценка формируется под влиянием 3-х факторов: успеваемости, особенности общения учителя с классом, стиля семейного воспитания.

§ Уровень притязаний формируется по-прежнему родителями ( к 9 годам уже полностью сформирован - по Э.Берну)

§ Развивается рефлексия - способность ребенка взглянуть на себя со стороны, самонаблюдение и соотнесение своих действий и поступков с общечеловеческими нормами.

Эмоционально-волевая сфера:

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

§ Наблюдается нарастание осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.

§ Возможности полного осознания своих чувств и понимания чужих переживаний еще ограничены. Поэтому, наблюдается подражание в реакциях на родителей, учителей.

§ Возрастной эмоциональной нормой считается оптимистичное, бодрое, радостное настроение.

§ Появляются сложные, высшие чувства: нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание); интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, творческое удовольствие, разочарование); эстетические ( чувства прекрасного, красивого, безобразного, чувство гармонии)

§ Чувства и воля находятся в тесном взаимодействии. Чаще в этом возрасте мотивом поведения становятся больше эмоции.

§ Волевое поведение к 3-му классу уже направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.

Условия развития волевого действия у школьников:

1. Понятность и осознанность целей, которые необходимо достигнуть.

2. Ребенок должен видеть начало и конец цели.

3. Деятельность, которую должен осуществить ребенок должна быть соразмерной его возможностям. Очень трудные и очень легкие задания не способствуют развитию воли.

4. Ребенок должен знать и понимать способ выполнения деятельности, видеть этапы достижения цели.

5. Внешний контроль за деятельностью ребенка должен постепенно сменяться на внутренний.

Показатели произвольности в учебной деятельности:

Уровень сформированности учебной деятельности является низким, если ребенок не выполняет уроки самостоятельно, а только под руководством взрослого; идет на поводу у ситуации.

Сформированность мотивационного компонента - хочет или не хочет ребенок учиться. Зависит от успехов в учебе.

5.6. Общение в младшем школьном возрасте

Отношения со взрослыми. На поведение и развитие детей влияет стиль руководства со стороны взрослых: авторитарный, демократический или попустительский (анархический). Дети лучше чувствуют себя и успешнее развиваются в условиях демократического руководства.

Отношения со сверстниками. Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству.

Игра. По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство.

Игра принимает социальную окраску: дети выдумывают тайные общества, клубы, секретные карты, шифры, пароли и особые ритуалы. Роли и правила детского общества позволяют осваивать правила, принятые в обществе взрослых. Игры с друзьями в возрасте с 6 до 11 лет занимают больше всего времени.

5.7. Базальная потребность возраста

Базальная потребность - уважение. Любой младший школьник высказывает претензию на уважение, на отношение к нему как ко взрослому, на признание его суверенитета. Если потребность в уважении не будет удовлетворена, то невозможно будет строить отношения с этим человеком на основе понимания ("Я открыт для понимания, если уверен, что меня уважают").

Выводы

1. Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника и учебную мотивацию.

2. Учебная деятельность становится ведущей.

3. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление, он создает необходимую базу для своего последующего обучения.

4. От учебной деятельности зависит развитие личности ребенка. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений приводит к становлению чувства компетентности - нового аспекта самосознания. Если не формируется чувство компетентности, то возникает чувство неполноценности, которое может спровоцировать компенсаторную самооценку и мотивацию.

5. Основные новообразования - произвольность, внутренний план действий, рефлексия. Кроме того, совершенствуются, перестраиваются все психические процессы.

6. Центральными новообразованиями младшего школьного возраста признаются теоретическое рефлексивное мышление и чувство компетентности как один из аспектов самосознания.

Литература по теме 5

Вайзман Н.П. Реабилитационная педагогика. - М.: Аграф, 1996.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений / Сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М., 1999.

Возрастная психология: Детство, отрочество, юность. Хрестоматия: учебное пособие для вузов. / под ред. В.С. Мухиной, А.А. Хвостова. - М.: изд. Центр «Академия», 1999.

Глассер У. Школы без неудачников.- М., 1991.

Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении.- М., 1972.

Доналдсон М. Интеллектуальная деятельность детей.- М., 1985.

Дреер А.М. Преподавание в средней школе США: Проблемы начинающих учителей.- М., 1983.

Жамкочьян М. плохой", или Проблема идентификации в школе. / Знание - сила - 1994 - № 8.

Жамкочьян М. Власть в школе, или Паноптикум. / Знание - сила - 1994 - №10.

Жамкочьян М. Личность в современной школе. Знание - сила - 1994 - № 9.

Жамкочьян М. Сквозь психологический "кристалл". / Знание - сила - 1994 № 7.

Жамкочьян М. Стратегии успеха. / Знание - сила - 1994 - №2.

Жамкочьян М. Страх и бегство. / Знание - сила - 1994 - №11.

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка.- М., 1993.

Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М., 1996.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.

Матвеева Л.Г., Выбойщик И.В., Мякушкин Д.И. Практическая психология родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., 1997.

Муссен П. и др. Развитие личности ребенка.- М., 1987.

Мухина В.С. Детская психология. - М., 1999.

Мухина В.С. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - М., 1998.

Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.- М., 1991.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1999

Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся. / Вопр. психол. - 1994 - №3.

Раттер М. Помощь трудным детям.- М., 1987.

ТЕМА 6. ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Возрастные границы периода пластичны и во многом индивидуальны. Ведущая деятел
ьность - интимно-личностное общение со сверстниками в процессе общественно-полезной деятельности и обучения. Это возраст физиологической перестройки организма, перехода от детства к взрослости.

В подростковом возрасте различают 2 периода: младший подростковый (10-12 лет) и старший подростковый (13-15 лет)

6.1 Особенности перехода в среднее звено обучения

На этапе перехода из начального в среднее звено школы основной проблемой является социально-психологическая адаптация к новым условиям обучения. Дети переживают так называемый мотивационный кризис.

Причины:

Переход от системы обучения преимущественно с одним педагогом на много педагогов (личностей). После авторитарных педагогов демократический и либеральный стиль педагога вызывает дикие эмоции, выходки. После либеральных к авторитарным педагогам возникает агрессия со стороны детей. Внутренняя и внешняя агрессия учителя вызывает удвоенную агрессию со стороны учеников. Педагогу-предметнику целесообразно сориентироваться сначала на учителя младших классов, а потом подстроить детей под себя. Учебная мотивация закладывается на основе личностно-эмоционального отношения к учителю: если педагог сумеет расположить к себе учеников, они будут иметь интерес к его предмету.

Переход к множеству предметов. Ребенок теряется в многообразии домашних заданий, пока не выстроится иерархия предметов, у него может снизится успеваемость.

Происходят психологические и физиологические сдвиги, свойственные латентному (скрытому) младшему подростковому периоду. Это проявляется в снижении работоспособности ребенка.

6.2 Младший подростковый период (10 - 12-13 лет)

Общая характеристика:

§ Период повышенной активности ЦНС, желез внутренней секреции. Это ведет к увеличению гормонов в крови и усилению признаков полового созревания.

§ Половое созревание происходит неодинаково у девочек и мальчиков ( у девочек раньше и острее протекает кризис)

§ Возбуждение преобладает над торможением и подросток может выдать бурную реакцию и на слабый раздражитель и на сильный.

§ Неравномерность психического развития. Девочки становятся более плаксивыми, а мальчики - шумными, непоследовательными.

§ Изменяется речь подростков - она делается более замедленной и создается впечатление, что подросток как бы утратил словарный запас.

§ Увеличивается утомляемость, в которой наблюдается 2 этапа: 1) двигательное беспокойство; 2) дремота или еще большее возбуждение.

§ Период широты познавательных интересов - стремление везде себя попробовать (кружки, спортивные секции и т.п.). При этом широта интересов не означает глубокого подхода.

§ Происходит переключение коммуникативных проявлений: появляется острый интерес к сверстнику, первичные реакции группирования. Ценности теперь задают сверстники. Группировки формируются по половому признаку.

Умственное развитие: распадается эгоцентризм, формируется децентрированная позиция. Ребенок уже способен сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, формируется способность одновременно учитывать несколько измерений состояния объекта, способность прослеживать изменение объекта, на основе чего формируется абстрактно-логическое мышление. Данный период является сензитивным для абстрактно-логического мышления. Поэтому очень важно именно в этом возрасте загружать ребенка задачами абстрактно-логического мышления (математика, физика, информатика, техническая деятельность).

Поведенческие подростковые проявления:

Хобби-реакции в форме всеобщего заражения (коллекционирование, обмен, виды спорта и т.п.). К 13 годам хобби-реакции приобретают специфический смысл и индивидуальный характер.

Реакция идентификации. Дети, как правило, сравнивают себя с кумирами. В младшем подростковом возрасте процесс идентификации носит характер общего заражения. В более позднем подростковом возрасте идентификация носит уже более индивидуальный характер.

Реакция эмансипации. В латентном возрасте - скрытая, но к 13 годам носит наиболее яркий характер - ребенок требует независимости, уединенности от родителей. Реакция независимости различна при разных стилях семейного воспитания и, кроме того, зависит от типа характера.

Ведущее новообразование на этом этапе развития - личностная рефлексия. Меняется самооценка за счет того, что в ее структуру теперь входит не только отношение взрослого, но и отношение сверстников. Появляется внутреннее стремление иметь свою собственную точку зрения.

В то же время активно развивается межличностная рефлексия. Дети активно сравнивают себя с другими, ориентированы на общность. Наблюдается стремление слиться с группой, ничем не выделяться в одежде, прическе, увлечениях и т.п. (механизм психологической защиты, который называют социальной мимикрией). Конфликты с родителями, в основном, на почве требований такой же одежды, как у сверстников-друзей - родителей не устраивает ни молодежная мода, ни цены на требуемые вещи.

6.3 Подростковый кризис

Подростковым кризисом называют период гормонального взрыва, переход из младшего подросткового возраста в старший. Кризис наступает у одних детей в 10-11 лет (у девочек), у других в 14-15 лет (у мальчиков), но наиболее часто в психологии его отмечают как кризис 13 лет. Это негативная фаза полового созревания. Кризисный период обычно протекает трудно и для ребенка и для близких ему взрослых. Это кризис социального развития, напоминающий кризис 3 лет ("Я сам"), только теперь это "Я сам" в социальном смысле. В литературе подростковый кризис описан как "возраст второй перерезки пуповины, "негативная фаза полового созревания". Характеризуется падением успеваемости, снижением работоспособности, дисгармоничностью во внутреннем строении личности. Человеческое Я и мир разделены более, чем в иные периоды. Кризис относится к числу острых.

Меняется динамика группового формирования - теперь это уже смешанные половые группы. Происходит формирование «Мы-концепции», т.е. стремление раствориться в группе, хотя потребность в уединении сохраняется (особенно по отношению к взрослым). В процессе реакции группирования подросток учится общаться, т.е. социализируется. Хорошо, если он попробует себя в различных социальных статусах (лидер, ведомый, эксперт) - это помогает формированию психологической гибкости.

Остро стоит проблема необходимости взрослого лидера у подростков. Это может быть любой значимый взрослый - учитель, тренер, руководитель кружка, а может быть и представитель криминального мира, дворовый заводила и т.п. Учитель может успешно управлять подростковой группой, если он станет для нее лидером. Влияние родителей уже ограничено, но ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителей.

Симптомы подросткового кризиса:

1. Снижение продуктивности и способности к учебной деятельности даже в той области, в которой ребенок одарен. Регресс проявляется, когда задается творческое задание (например, сочинение). Дети способны выполнять так же, как и прежде, только механические задания.

Это связано с переходом от наглядности и знания к пониманию и дедукции (выведение следствия из посылок, умозаключение). То есть происходит переход на новую, высшую ступень интеллектуального развития. По Пиаже, это 4 период умственного развития. Это не количественная характеристика интеллекта, а качественная, которая влечет за собой новый способ поведения, новый механизм мышления.

На смену конкретному приходит логическое мышление. Это проявляется в критицизме и требовании доказательств. Подросток теперь тяготится конкретным, его начинают интересовать философские вопросы (проблемы происхождения мира, человека). Охладевает к рисованию и начинает любить музыку, самое абстрактное из искусств.

Происходит открытие мира психического, внимание подростка впервые обращается на других лиц. С развитием мышления наступает интенсивное самовосприятие, самонаблюдение, познание мира собственных переживаний. Разделяется мир внутренних переживаний и объективная действительность. В этом возрасте многие подростки ведут дневники.

Новое мышление оказывает влияние и на язык, речь. Эту стадию можно сравнить только с ранним детством, когда развитие мышления продвигается вслед за развитием речи.

Мышление в подростковом возрасте не одна из функций в ряду других, а ключ для всех остальных функций и процессов. Под влиянием мышления закладываются основы личности и мировоззрения подростка.

Мышление в понятиях перестраивает и низшие, ранние функции: восприятие, память, внимание, практическое мышление (или действенный интеллект). Кроме того, абстрактное мышление является предпосылкой (но не гарантией) того, что человек достигнет высшей стадии нравственного развития.

Второй симптом кризиса - негативизм. Иногда эту фазу так и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом 3 лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины. Одновременно испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции.

У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, и начинается позже - в 14-16 лет.

Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения.

Негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится либо несколько недель, либо подросток надолго выпадает из семьи, недоступен уговорам старших, возбудим или, наоборот, туп. Это трудное и острое протекание наблюдается у 20% подростков.

Ребенок - потенциальный негативист. Это проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние среды (семейные конфликты, угнетающее действие школьной обстановки). Таких детей большинство, примерно 60 %.

Негативных явлений нет вовсе у 20 % детей.

На этом основании можно предположить, что негативизм следствие недостатков педагогического подхода. Этнографические исследования также показывают, что есть народы, где подростки не переживают кризиса.Мид М. Культура и мир детства. - М., 1988.

4. Старший подростковый возраст

Подростковый возраст связан с перестройкой всего организма ребенка половым созреванием. И хотя линии психического и физического развития не идут параллельно, границы этого периода значительно ваpьиpyются. Одни дети вступают в старший подростковый возраст раньше, дpyгие - позже, пyбеpтатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет.

Начинаясь с кризиса, весь период обычно протекает тpyдно и для ребенка, и для близких ему взрослых. Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом.

Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками. Эта деятельность является своеобразной формой воспроизведения между сверстниками тех отношений, которые существуют среди взрослых людей, формой освоения этих отношений. Отношения со сверстниками более значимы, чем со взрослыми, происходит социальное обособление подростка от своей семьи.

6.4.1 Психофизическое развитие

Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме. Особенно важную роль в этом процессе играют гипофиз и щитовидная железа, которые начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез.

§ Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес ребенка, причем y мальчиков в среднем пик "скачка роста" приходится на 13 лет, а заканчивается после 15 лет, иногда продолжаясь до 17 лет. У девочек "скачок роста" обычно начинается и кончается на два года раньше.

§ Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Сначала до "взрослых" размеров дорастают голова, кисти рук и ступни, затем конечности - удлиняются руки и ноги - и в последнюю очередь туловище.

§ Интенсивный рост скелета, достигающий 4-7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит к некоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети часто ощущают себя в этот период неуклюжими, неловкими.

§ Появляются вторичные половые признаки - внешние признаки полового созревания - и тоже в разное время у разных детей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембр голоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживаться довольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвиги ими почти не ощущаются.

§ Для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепады вызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения. Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почти не чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный период времени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Вообще в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.

§ Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиков все в большей мере осознает истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения, но большинство - более неопределенные, связанные с yдовлетвоpением дpyгих потребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).

§ Половая идентификация достигает нового, более высокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявдлении личностных свойств. Но ребенок может сочетать в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские качества. Например, девочки, планирующие себе в будущем профессиональную карьеру, часто обладают мужскими чертами характера и интересами, хотя одновременно могут иметь и чисто женские качества.

§ Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического "Я". Из-за его гипертрофированной значимости ребенком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба - все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу. Известны случаи нервной анорексии: девочки, стремясь стать изящными как фотомодель, соблюдают строгую диету, а затем совсем отказываются от пищи и доводят себя до полного физического истощения.

Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность y подростков смягчаются при теплых доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны, разумеется, проявить и понимание, и тактичность. И наоборот, бестактное замечание, подтверждающее худшие опасения, окрик или ирония, отрывающие ребенка от зеркала, усугубляют пессимизм и дополнительно невротизируют.

6.4.2 Развитие личности в старшем подростковом возрасте

С.Холл назвал это возраст периодом «бури и натиска». Развитие на этом этапе, действительно, идет быстрыми темпами, особенно много изменений наблюдается в плане формирования личности.

Мотивационная сфера подростка

Мотивационная сфера - направлена на общение со сверстниками, учебную и творческую (спортивную) деятельность. Главная особенность подростка (Г.С. Абрамова, 2000) - личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и бурятся друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка. В отношениях со сверстниками, учителями и родителями могут проявляться противоположные мотивы.

§ Мотив достижения успеха - стремление добиваться успехов в различных видах деятельности и общения.

§ Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление индивида избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности и общения.

§ Аффилиация - стремление индивида быть в обществе других людей. У подростков направлен на общение со сверстниками и является ведущим.

§ Мотив отвергания - боязнь быть отвергнутым, не принятым в группе.

§ Мотив власти - стремление к господству над другими, проявляется в подростковых группах.

§ Альтруизм - мотив оказания помощи людям.

§ Эгоизм - стремление удовлетворять свои потребности и интересы безотносительно потребностям и интересам других людей.

§ Агрессивность - стремление нанести физический, моральный или имущественный вред другим людям.

Базальная потребность возраста - понимание. Чтобы подросток был открыт для понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.

Развитие самосознания:

1. Чувство взрослости. Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:

§ Эмансипация от родителей. Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В возрасте 10-12 лет дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг друга, а ребенок - максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены. Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.

§ Новое отношение к учению. Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.

§ Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная от взрослых (свидания, развлечения).

§ Внешний облик и манера одеваться.

«Я-концепция». После поисков себя, личностной нестабильности y подростка формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе, образов «Я».

Образы «Я», которые создает в своем сознании подросток, разнообразны - они отражают все богатство его жизни. Подросток - еще не цельная зрелая личность. Отдаленные его черты обычно диссонируют, сочетание разных образов "Я" негармонично. Неустойчивость, подвижность все душевной жизни в начале и середине подросткового возраста приводит к изменчивости представлений о себе. Иногда случайная фраза, комплимент или насмешка приводят к заметному сдвигу в самосознании. Когда же образ "Я" достаточно стабилизировался, а оценка значимого человека или поступок самого ребенка ему противоречит, часто включаются механизмы психологической защиты (рационализация, проекция).

1) Реальное «Я» включает в себя когнитивный оценочный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент Реального «Я» подростка складывается благодаря самопознанию:

§ физическое "Я", т.е. представления о собственной внешней привлекательности,

§ представления о своем уме, способностях в разных областях,

§ представления о силе характера,

§ представления об общительности, доброте и других качествах.

Оценочный компонент Реального «Я» - для подростка важно не только знать, какой он есть на самом деле, но и насколько значимы его индивидуальные особенности. Оценка своих качеств зависит от системы ценностей, сложившейся, главным образом, благодаря влиянию семьи и сверстников.

Поведенческий компонент Реального «Я» - представлениям о себе должен соответствовать определенный стиль поведения. Девочка, считающая себя очаровательной, держится совсем иначе, чем ее сверстница, которая находит себя некрасивой, но очень умной.

2) Идеальное «Я» зависит от соотношения уровня притязаний и самооценки.

§ При высоком уровне притязаний и недостаточном осознании своих возможностей идеальное «Я» может слишком сильно отличаться от реального «Я». Тогда переживаемый подростком разрыв между идеальным образом и действительным своим положением приводит к неуверенности в себе, что внешне может выражаться в обидчивости, упрямстве, агрессивности.

§ Когда идеальный образ представляется достижимым, он побуждает к самовоспитанию. Подростки не только мечтают о том, какими они бyдyт в ближайшем бyдyщем, но и стремятся развить в себе желательные качества. Если мальчик хочет стать сильным и ловким, он записывается в спортивную секцию, если хочет быть эрудированным - начинает читать художественную и научную литературу. Некоторые подростки разрабатывают целые программы самосовершенствования.

В конце подросткового возраста, на границе с ранней юностью, представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему - «Я-концепцию». У части детей «Я-концепция» может формироваться позже, в старшем школьном возрасте.

Эмоционально-волевая сфера. Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков, половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи самоубийства.Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1988.

Типичные школьные фобии, которые исчезли в 10-13 лет, теперь снова появляются в слегка измененной форме. Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности. Появляются страхи открытых и закрытых пространств.

Самовоспитание становится возможным в этот период благодаря тому, что y подростков развивается самоpегyляция. Разумеется, далеко не все они способны проявить настойчивость, силу воли и терпение, чтобы медленно продвигаться к созданному ими самими идеалу. Кроме того, y многих сохраняется детская надежда на чудо: кажется, что в один прекрасный день слабый и боязливый вдруг нокаутирует первого в классе силача и нахала, а троечник блестяще напишет контрольную работу. Вместо того чтобы действовать, подростки погружаются в мир фантазий.

6.4.3 Аномалии личностного развития подростков

Подростковый возраст - манифестация тех аномалий личностного развития, которые в дошкольном периоде существовали в латентном состоянии. Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты этого возраста - чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек, снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой, некоторым же нужна помощь психолога.

Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков. К ним относят девиантное поведение.

6.4.4 Воображение и творчество

Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. По сравнению с фантазией ребенка, она более творческая. У подростка фантазия связана с новыми потребностями - с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой крупицы поэзии. "Фантазирует отнюдь не счастливый, а только неудовлетворенный". Фантазия становится на службу эмоциональной жизни, является субъективной деятельностью, дающей личное удовлетворение. Фантазия обращена в интимную сферу, которая скрывается от людей. Ребенок не скрывает своей игры, подросток прячет фантазии как сокровенную тайну и охотнее признается в проступке, чем обнаружит свои фантазии.

Есть еще второе русло - объективное творчество (научные изобретения, технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.

6.4.5 Общение в подростковом возрасте

Формирование референтных групп. В подростковом возрасте среди детей начинают выделяться группы. Сначала они состоят из представителей одного пола, впоследствии возникает объединение подобных групп в более крупные компании или сборища, члены которых что-то делают сообща. С течением времени, группы становятся смешанными. Еще позже происходит разделение на пары, так что компания состоит только из связанных между собою пар.

Ценности и мнения референтной группы подросток склонен признавать своими собственными. В его сознании они задают оппозицию взрослому обществу. Многие исследователи говорят о субкультуре детского общества, носителями которой и являются референтные группы. Взрослые не имеют в них доступа, следовательно, каналы воздействия оказываются ограниченными. Ценности детского общества плохо согласованы с ценностями взрослого.

Типичная черта подростковой группы - чрезвычайно высокая конформность. К мнению группы и ее лидера относятся некритически. Диффузное "я" нуждается в сильном "мы", инакомыслие исключено.

Формирование «Мы-концепции». Иногда оно принимает очень жесткий характер: "мы - свои, они - чужие". Между подростками поделены территории, сферы жизненного пространства. Это не дружба, отношения дружбы еще предстоит освоить в юности: как отношения близости, увидеть в другом человеке такого же, как сам. В подростковом возрасте это, скорее, поклонение общему идолу.

Взаимоотношения с родителями. В психологической литературе описано несколько типов отношений родителей и подростков:

Эмоциональное отвержение. Обычно оно скрыто, так как родители неосознанно подавляют неприязнь к ребенку как недостойное чувство. Безразличие к внутреннему миру ребенка, маскирующееся с помощью преувеличенной заботы и контроля, безошибочно угадывается ребенком.

Эмоциональное потворство. Ребенок - центр всей жизни взрослых, воспитание идет по типу "кумира семьи". Любовь тревожна и мнительна, ребенка демонстративно ограждают от "обидчиков". Поскольку исключительность такого ребенка признается только домашними, у него будут проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

Авторитарный контроль. Воспитание - главное дело жизни родителей. Но главная воспитательная линия проявляется в запретах и в манипулировании ребенком. Результат парадоксален: воспитательного эффекта нет, даже если ребенок подчиняется: он не может сам принимать решения. Такой тип воспитания влечет за собой одно из двух: либо социально неприемлемые формы поведения ребенка, либо низкую самооценку.

Потворствующее невмешательство. Взрослые, принимая решение, чаще руководствуются настроением, а не педагогическими принципами и целями. Их девиз: поменьше хлопот. Контроль ослаблен, ребенок предоставлен сам себе в выборе компании, принятии решений.

Сами подростки оптимальной моделью воспитания считают демократичное воспитание, когда нет превосходства взрослого.

Основные новообразования периода:

Целостная «Я-концепция»

Критическое отношение к взрослым.

Стремление к взрослости, самостоятельности.

Дружба.

Критичность мышления, склонность к рефлексии (самоанализу)

Внутренние проявления чувства взрослости - отношение подростка к себе как взрослому, представление, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Эта субъективная сторона взрослости считается центральным новообразованием младшего подросткового возраста.

Литература по теме

Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток.- М., 1991.

Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия /сост. И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - М.: «Академия», 1999.

Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 - М., 1984.

Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. - 2-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 464 с.

Дубровина И.В. Психологическое здоровье школьников. Практическая психология образования. - М., 1998.

Карандашев Ю.Н. Психология развития. Введение. - Минск, 1997.

Кле М. Психология подростка (психосексуальное развитие).- М., 1991.

Кон И.С. Психология ранней юности.- М., 1989.

Крайг Г. Психология развития. - СПб: Питер. 1999.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. - М., 1996.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения, - М., 1986.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков.- М., 1983.

Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития. Вопр. психол. - 1994 - №1.

Психология возрастных кризисов: Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест, 2000.

Психология. Учебник./ Под ред. А.А. Крылова. - М.: «ПРОСПЕКТ», 1999.

Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. - М., 1994.

Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2001.

Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000.

Снайдер Д. Курс выживания для подростков.- Екатеринбург, 1992.

Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б.Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. - М., 1992.

Цукерман Г. Саморазвитие: задача для подростков и их учителей. // Знание - сила - 1995 - №5.

Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задачи для подростков и их педагогов. - М., 1994.

Шахова И.П. Практикум по лабораторным работам курса «Возрастная психология». - М, 2002.

Эриксон Э. Жизненный цикл: эпигенез идентичности. /Архетип - 1995 - №1.

тема 7. РАННЯЯ ЮНОСТЬ (15 - 17 ЛЕТ)

7.1 Общая характеристика возраста

В отечественной возрастной психологии возраст старшего школьника (10-11 классы, 15-17 лет) принято относить к ранней юности. Содержание ранней юности как этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависят положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и т.д.

В этом возрасте обретает значимость для личности старшеклассников неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений - отметок, различных мероприятий и т.п. С другой стороны, перед ними стоят задачи жизненного самоопределения. Таким образом, юношеский возраст выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью.

Социальная ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется тем, что школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И.Божович и многие другие исследователи этого возраста (И.С.Кон, В.А.Крутецкий, Е.А.Шумилин) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции. Смена внутренней позиции заключается в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания, интересов, планов юноши.

Существенным моментом внутренней позиции старшеклассника становится новый характер потребностей: из непосредственных они превращаются в опосредованные, приобретая сознательный и произвольный характер. Возникновение опосредованных потребностей - такой этап в развитии мотивационной сферы, который делает возможным сознательное управление школьником своими потребностями и стремлениями, овладение своим внутренним миром, формирование жизненных планов и перспектив, что должно означать достаточно высокий уровень личностного развития. Ведь для ранней юности характерна устремленность в будущее. Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась, и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил выход во взрослую жизнь. Следовательно, за эти два года необходимо составить себе жизненный план, который включает в себя вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное или моральное самоопределение). Этот жизненный план уже должен существенно отличаться от того туманного, что представлялся в 9 классе. Соответственно и личность старшеклассника имеет новые характеристики и новообразования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты