рефераты курсовые

Взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с наличием у ребенка психосоматических заболеваний

edern говорит об очевидности границы соматического Я, которая должна оставаться интактной, чтобы внешний мир оставался очевидным. “Мы обладаем... постоянным чувством очевидности внешнего мира, возникающего вследствие того, что импульсы из внешнего мира проходят через границу соматического Я с особым качеством ощущений и чувства соматического Я. Ребенок, однако, в самом раннем периоде жизни вынужден опираться на мать как на вспомогательное Я, которая во взаимодействии с ребенком формирует его соматические границы адекватным реагированием на его потребности.

Самость развивается по образцу ее первых объектных отношений. Объект, который до того был составной частью Я, формируется вначале как частичный объект из еще не структурированного Я. Путь к обретению себя или автономии Я является одновременно нарцисстическим и привязанным к объектам. По Spitz он тянется от соматического Я к восприятию не-Я, к первобытной самости и далее к нахождению идентичности [1, 115 с.].

Этот двусторонний процесс развития Я в особенности существенен для рассмотрения психосоматической симптоматики, поскольку объектные отношения психосоматически реагирующего человека застревают на первичной нарцисстической стадии. У психосоматического больного формируется позднее как частичный объект психосоматический симптом, который до того был интегрирован в его еще не структурированном соматическом Я, и заполняет дыру в Я.

Психотически реагирующий пациент становится свободным от психотической реакции на время соматического заболевания. На это обстоятельство среди других указывали уже С. G. Jung и Dreyfuss. Психосоматическое заболевание приобретается, прежде всего, в связи с бессознательной динамикой в семейной группе. Психосоматически больной человек имеет определенное значение в поддержании гомеостаза семьи [1, 118 с.].

Аммон различал первичные и вторичные психосоматические заболевания. При первичных функциях Я затронуты очень ранние и тяжелые заболевания Я, например, нарушения речи, походки, питания, зрения и слуха. Симптомы при этом фиксированы и малоподвижны, они фиксированы в целостном соматическом процессе. При вторичном психосоматическом заболевании достигается ступень формирования символов на уровне органного языка. Оно увязано с ситуацией и подлежит, скорее, смещению симптомов, причем болезненный процесс может принимать деструктивные формы на службе враждебного сверх - Я.

В анализе психосоматических реагирующих пациентов выявляется, что мать, воспринимает телесные проявления, в особенности пол, соматические потребности ребенка, как нарцистическую обиду и лишь проявление соматического заболевания ребенка позволяет матери подтвердить восприятие себя как хорошей и совершенной матери [1, 119 с.].

Когда выздоровевший ребенок вновь теряет внимание матери, испытанное им во время болезни, он вновь борется за него с помощью смены симптомов или рецидива старого заболевания.

Mitscherlich высказал в связи с этой концепцией интересную мысль, что психосоматические заболевания являются результатом двухфазной защиты от инстинктивных потребностей. Последующее вытеснение в соматику происходит, когда психические защитные операции Я прорываются по внутренним или внешним причинам в форме невротических симптомов и психическое совладание с конфликтом не становится более возможным [1, 109 с.].

Роль родительского отношения в возникновении нарушений психического развития ребенка.

Эйдемиллер, Юстицкис описывают общение с ребенком по типу двойной связи, отсутствие логичности в поведении родителя способствуют прогрессированию нарушений мышления ребенка.

Установлена связь между стилем родительского отношения и развитием определенных типов акцентуаций и психопатий. Например, потворствующая гиперпротекция содействует развитию истеройдных и гипертимных черт характера, доминирующая гиперпротекция усиливает астенические черты характера ребенка, эмоциональное отвержение способствует акцентуации по эпилептоидному типу, повышенная моральная ответственность стимулирует развитие психастенического характера, безнадзорность усиливает гипертимность и неустойчивое поведение подростка. Клинические наблюдения показывают, что излишнее строгое или даже деспотичное воспитание развивает у детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и, реже, возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребенка приводит к развитию истерических черт характера с эгоцентризмом и отсутствием самоконтроля. Отсутствие воспитания как такового ведет к возбудимости, асоциальному типу поведения.

Матери детей, которые впоследствии заболевают неврозами, отличаются гиперсоциальной направленностью личности (в виде гипертрофированного чувства долга, обязательности), повышенной принципиальностью, трудностями в установлении компромиссов. С одной стороны, эти матери опекают и тревожатся, а с другой - поступают излишне правильно, например, стремятся излишне пунктуально выдерживать режим дня, часто морализируют. Существенно, что мать не может обеспечить приемлемого и, главное, устойчивого эмоционального контакта в то время, когда ребенок наиболее нуждается в нем. В этом случае типичной будет ситуация, когда нежность и любовь матери заменяются строгостью, отзывчивость - недоверием, терпение - раздражительностью.

А.И. Захаров показал, что самосознание таких родителей может быть основано на инфантильной идентификации себя с собственными родителями или одним из них. Противоречия, возникающие вследствие неосознанной идентификации с родителями и реальной неспособности воплотить в себе родительские черты, приводят к невротизации личности и последующему неврозу у детей. А.И. Захаров считает, что в трех поколениях происходит уменьшение выраженности характерологических изменений, в наибольшей мере представленных в прародительской семье, и увеличение невротических, эмоциональных в своей основе и психогенных по происхождению изменений личности.

В.И. Гарбузов выделил 4 типа неправильного воспитания, которые приводят к неврозу у ребенка.

1. Неприятие, эмоциональное отвержение сочетается с жестким контролем, регламентацией жизни ребенка, которому навязывают единственно правильный тип поведения.

2. Тревожно-мнительное воспитание, которое выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Данная аномалия включает элемент гиперсоциальности, но не престижной, не тщеславной, а тревожной. Ребенок тревожно, мнительно воспринимает естественные трудности, отношения со сверстниками. Для этих детей характерны, по мнению В.И. Гарбузова, тревожность и мнительность на всю жизнь, нервность или даже невроз.

3. Непонимание своеобразия детей, возрастных особенностей формирования их личности, неблагоприятное воздействие резкого обращения, чрезмерного давления и семейных конфликтов.

4. Неблагоприятные личностные характеристики родителя, такие, как гиперсоциальность, тревожность в отношениях с детьми.

5. Базисные характеристики воспитания, такие, как забота, любовь родителей к детям, контроль за детьми, обучение, интенсивность воспитательных мероприятий и время, затрачиваемое на воспитание.

А.Я. Варга выявила, что родители могут бессознательно фиксировать и закреплять невротическую форму энуреза у ребенка. Такие родители сочетают две формы отношений - инфантилизацию и социальную инвалидизацию ребенка. Для инфантилизирующих родителей детство представляется более комфортным состоянием, чем взрослость. Социальная инвалидизация - это приписывание ребенку личной несостоятельности. Родители представляют ребенка маленьким несмышленышем, который не может быть полноценным членом социальной группы, они пессимистично оценивают его будущее. Обращение с ребенком как с маленьким неудачником дает ему своеобразное "разрешение" болеть энурезом. Маленький (это идет от мамы) может позволить себе недержание мочи, а неудачник (это идет от папы) - не может от этого избавиться. Энурез ребенка играет "положительную" роль в установлении внутрисемейного равновесия.

Родительская гиперопека может приводить к развитию у ребенка обсессивно-компульсивного или фобического невроза. Сверхкритичный родитель редко или никогда не удовлетворен детским поведением или качеством выполнения им какой-либо деятельности. Ребенка редко хвалят и поощряют за какую-либо деятельность, и он отвечает родительским ожиданиям. Ребенок боится совершить ошибку, сделать что-то неверно. Постоянное оттормаживание своих реакций ведет к развитию у ребенка обсессивно-компульсивного расстройства.

Тесная связь между родителями (чаще всего матерью) и ребенком может стать причиной школьной фобии. Симбиотические отношения с матерью не дают ребенку возможности свободно развиваться и отделиться от матери. Чрезмерная опека, запрет на критику ребенка даже для самой себя, часто испытываемое чувство вины - характерные черты таких матерей. Нередко ребенок более значим для женщины, чем муж, который часто играет пассивную роль в семье и мало занимается вопросами воспитания.

Существуют значительные различия в стиле поведения матерей, имеющих детей, заболевших неврозом, психосоматическим заболеванием, хроническим соматическим заболеванием. Матери детей-невротиков характеризуются общим негативным отношением к материнской роли, низким уровнем эмпатии. Их непосредственное взаимодействие с ребенком носит негативный характер: они чаще выражают недовольство, чем похвалу и поощрение. Матери детей-психосоматиков отличаются положительным отношением к материнской роли. Еще до рождения ребенка они связывали с его появлением большие надежды, предполагая, что ребенок добьется в жизни того, что не удалось им (гиперсоциализирующая установка). Этим матерям свойственны низкий уровень эмпатии, властность, доминантность и эгоцентризм. Матери детей с хроническим соматическим заболеванием обладают общей положительной установкой по отношению к материнству, кооперативностью в общении с ребенком и высоким уровнем эмпатии [42, 3 с.].

Фурманов И.А. описывает влияние стилей семейного воспитания на психологическое состояние детей.

1. Стиль семейного воспитания как непосредственно, так и опосредованно влияет на направленность и особенности (тип) агрессивности и негативизма.

2. Существует взаимосвязь стилей семейного воспитания (авторитарной, требовательной, ограничивающей, снисходительной, гиперпротекции; скрытой, жестокой, жесткой гиперпротекцией; требовательного, попустительского, сверхзаботливого обращения) с агрессивностью и негативизмом детей подросткового и юношеского возраста.

3. Установлено, что агрессивность характерна для детей подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семьях с требовательным обращением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией и гипопротекции с жестоким обращением (девочки), а также в условиях требовательной либо ограничивающей гиперпротекции (юноши) и повышенной моральной ответственности (девушки).

4. Определено, что такие стили семейного воспитания как эмоциональное отвержение, попустительское обращение, авторитарная гиперпротекция, жестокая гипопротекция в зависимости от пола и возраста детей могут опосредованно способствовать образованию невротических, психотических, депрессивных тенденций, их различных комбинаций, а также состояния психической неуравновешенности в целом, которые детерминируют высокий уровень общей агрессивности.

5. Было замечено, что агрессивность деструктивной направленности присуща детям из семей со скрытой гипопротекцией (мальчики), потворствующей гипопротекцией (девочки), доминирующей гиперпротекцией, либо жестокой гипопротекцией (юноши) и снисходительной гиперпротекцией (девушки).

6. Деструктивная агрессивность может возникать вследствие негативных эмоциональных состояний в результате воспитания ребенка в условиях требовательного обращения (симбиоз невротических и депрессивных тенденций), потворствующей гиперпротекции ("мимозоподобность"), применение чрезмерно строгих наказаний (депрессивное состояние) или полного их отсутствие (высокий психотизм).

7. Обнаружено, что агрессивность асоциальной направленности формируется в семьях с эмоциональным отвержением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией, либо гипопротекцией (девочки и девушки), требовательной или ограничивающей гиперпротекцией (юноши).

8. Асоциальная агрессивность может опосредованно возникать в результате воздействия негативных эмоциональных состояний, формирующихся вследствие жесткого обращения (невротические симптомы у девочек), эмоционального отвержения (депрессивные симптомы у девочек и юношей), жестокого обращения (депрессивные симптомы у девочек, психотические и невротические тенденции у юношей), сверхзаботливого обращения (депрессивность у юношей), авторитарной гиперпротекции (невротические и депрессивные симптомы у девушек) и жестокой гипопротекции (психотическое состояние у девушек).

9. Склонность к проявлению физической агрессии выявлена у детей подросткового возраста, в семьях которых преобладает требовательная гиперпротекция (мальчики) и жестокая гипопротекция, а также снисходительная, либо требовательная гиперпротекция у юношей и скрытая гипопротекция у девушек.

10. Высокий уровень вербальной агрессии обнаруживается в семьях девочек подросткового возраста, воспитывающихся в условиях потворствующих гиперпротекции либо гипопротекции, а также юношей при требовательной (непосредственно), авторитарной и снисходительной (опосредованно) гиперпротекции. Подобных зависимостей при обследовании подростков и девушек установлено не было.

11. Наклонность к косвенной агрессии отмечается у детей подросткового возраста при воспитании в семьях с повышенной моральной ответственностью (мальчики) и авторитарной гиперпротекцией и жесткой гипопротекцией (девочки), а также в условиях требовательного обращения у юношей. У девушек достоверных коэффициентов корреляции уровня агрессии и стиля семейного воспитания не обнаружено.

12. Определено, что негативистические тенденции характерны для девочек из семей с жестоким обращением и для девушек при таких стилях воспитания как потворствующая гиперпротекция и гипопротекция. Опосредовало условия воспитания в семьях с повышенной моральной ответственностью связаны с высоким уровнем негативизма у мальчиков, в то время как у юношей такие взаимосвязи полностью отсутствуют [40, 111с.].

Основная патогенная роль настроя родителей заключается в недоверии к возможностям ребенка, его опыту формирования "я", что приводит к непринятию его индивидуальности, несоответствию требований и ожиданий родителей реальным возможностям детей, их возрастным потребностям, наиболее адекватному для них ритму и темпу психического развития. Недоверие к формирующемуся опыту детей, непринятие их индивидуальности и несоответствие воспитания возрастным возможностям и потребностям развития вместе с конфликтными отношениями в семье представляют собой главные психотравмирующие аспекты существования детей в семье.

Навязывание родителями своей характерологически и невротически измененной "я-концепции" и возникающий вследствие этого внутренний конфликт у детей составляет сущность психогенного механизма происхождения их невроза, когда они воспринимают навязываемый опыт как неестественный для них, несовместимый с возможностями и потребностями развития и отличающийся от норм общения, принятых среди сверстников, т.е. от "я-образа" - представления о себе, с точки зрения других. Навязанный и тем более внушенный опыт не может быть отторгнут усилием воли. Его можно пережить или переболеть им, когда он, подобно инородному телу, может быть отторгнут посредством невроза, выражением чего является аффект - эмоциональное расстройство [7, 451 с.].

Из выше изложенного можно сделать вывод, что изменения личности у родителей предшествует развитие невроза у детей. Конфликтные отношения в семье неблагоприятно отражаются на воспитании ребенка. Эгоцентризм, затрудняющий принятие ребенка и его индивидуальности и эмпатический контакт с ним в дальнейшем; тревожность, лежащая в основе гиперопеки; внутренняя конфликтность, осложняющая отношения в семье; а также излишняя принципиальность, ведет к негибкости и чрезмерному контролю в отношениях с детьми. Главный патогенный аспект отношения родителей - непроизвольное использование детей для разрешения своих личностных проблем и кризисных ситуаций в семье. В результате невроз как болезненно-защитная форма реагирования на аффективно переживаемые и неразрешимые проблемы развития, выражения и признания своего "я" снижает творческий, эмпатический потенциал личности, осложняет адаптацию среди сверстников и затрудняет дальнейшее принятие ролей.

Глава 2 Экспериментальное изучение исследования взаимосвязи между особенностями детско-родительских отношений и наличием у ребенка соматических заболеваний

2.1 Организация и этапы проведения экспериментального исследования

При изучении проблемы семейного взаимоотношения с конкретными индивидами необходимо, с одной стороны, сравнить этот процесс с условно нормативными, с другой - исследовать влияние воспитания на "Я концепцию" ребенка и состояние его здоровья. Проследить семейные взаимоотношения во всей полноте невозможно. Ведь жизнь - это не жестко обусловленная последовательность действий и форм поведения, реализация которых с необходимостью приводит к определенной цели. У каждого учащегося есть сформированные черты характера, личностные установки и принципы жизнедеятельности. В обществе и его частях (в семье, ближайшем окружении) также существуют определенные схемы, включающие критерии поведения (в виде приемлемых границ), норм и ценностей, обязательные для человека определенного возраста, способы и формы достижения социально приветствуемых результатов. В процессе взаимоотношений все эти моменты находятся в постоянном сложнейшем взаимодействии, результаты которого интегрируются в представлениях ребенка о себе и своей семье. Неопределенность взаимоотношений выступает как материал проективного, задаваемого самой жизнью теста, выполнение которого (т.е. реальное отношение) обнаруживает особенности и некоторые детерминанты процесса воспитания, а также личностные качества его участников.

В исследовании участвовали учащиеся 10-го класса в количестве 19 человек. Семейные взаимоотношения и личностные качества детей выявлялись путем опросов, бесед, тестирования, экспериментального исследования. Для проведения исследования были использованы методики: "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (А.Я. Варга, В.В. Столин), самоотношение подростков по тест - опроснику (С.Р. Пантелеев, В.В. Столин), диагностика гендерных различий и потенциалов девиантного поведения с помощью многофакторного личностного опросника - FPI, экспресс - диагностика гендерных стереотипов. Проводился сравнительный анализ по методике межличностных отношений (Т. Лири), исследовались медицинские карты учащихся.

По сравнительному анализу всех методик и амбулаторных карт здоровья детей необходимо было определить влияние семейных взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. С помощью сравнительной характеристики данных обоих родителей по методике "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте" (В.В. Столин, А.Я. Варга) было определено три группы семейных взаимоотношений: группа А - гармоничные взаимоотношения в семье (8 чел), группа Б - амбивалентные взаимоотношения в семье (7 чел) и группа В - не гармоничные взаимоотношения в семье (4 чел). По остальным методикам определяли уровень эмоционального состояния, межличностное взаимоотношение и самоотношение ребенка. В настоящем исследовании предпринята попытка выявить отношение родителей к своим детям, специфическое именно для этого возрастного периода и исследовать влияние взаимоотношений на психосоматическое состояние ребенка. Это возможно, как мы полагаем, лишь при сопоставлении с результатами исследования.

Результаты оценивались по следующим формальным критериям: приближенные к критериям нормы и отклоненные от нормы.

Таблица № 1. Результаты методики "Детско-родительские отношения в подростковом возрасте".

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

мать

отец

мать

отец

мать

отец

1. Принятие

28,5

29

23,7

20

20,5

17

2. Эмпатия

26,5

27

21,7

17,3

14,5

13

3. Эмоц. - я дистанция

19

15,5

17,7

15,3

16

17

4. Сотрудничество

23,6

24

18,7

15,7

15

13

5. Принятие решений

24

28

20

19,7

15,5

15,5

6. Конфликтность

5

4

7,3

8

11

11

7. Поощр. автономности

27,4

27,5

21,8

21,6

22

21

8. Требовательность

17,6

14,5

19,4

14,7

20,4

21

9. Мониторинг

22,6

23,5

21,7

16

15

15

10. Контроль

17,6

16

19,4

10,3

14,5

15

11. Авторитарность

10,1

7

15,4

11,7

15

16,5

12. Оказан. поощрений

13,4

13,5

11,7

8,7

10

8

13. Реализ. наказаний

5,1

3,5

8

7,3

8

8

14. Непосл. родителя

13,9

8,5

15,6

14,3

17,5

16,5

15. Неуверен. родителя

15

9

15,1

11,3

15

13,5

16. Удовл. потр. ребенка

27,9

27,5

21,7

19

20,5

18,5

17. Неадекв. образа реб.

11,2

9

13,3

13

17,5

19

18. Вражд. к супругу

4,6

3

5,3

7,7

5,5

5,5

19. Доброж. к супругу

11,1

8,5

8,6

8

6,5

6,5

20. Удовл. отношениями

25,5

24,5

20,7

21,7

10

10

По семейным отношениям мы видим, что в первой группе преобладает демократический стиль воспитания. Отцы в большей мере стремятся проявлять любовь и внимание к детям. Они стремятся лучше понимать чувства и состояние ребенка, но при этом эмоциональная связь у матерей с подростком проявляется лучше. При низкой интенсивности конфликтов родители стремятся сообща и равноправно выполнять общие задания передавая ответственность подростку. При пониженной декларации требований у отцов выше осведомленность о делах и интересах подростка. При низкой авторитарности родители хорошо контролируют своих детей, качественно оказывают оценочные воздействия. Изменчивость и непостоянство воспитательных приемов, сомнение в верности воспитательных усилий у отцов проявляется в наименьшей степени, они наиболее стремятся удовлетворять материальные потребности и внимание ребенка. У родителей хорошая доброжелательность к друг другу. Подростки удовлетворенны отношениями с родителями.

Во второй группе родители меньше проявляют любовь и внимание к детям, выполняют с ребенком совместные задания. Отцы, в отличие от матерей, хуже понимают чувства и состояние ребенка, проявляют эмоциональное отношение, требовательность, контроль. При этом уровень авторитарности и конфликтов у родителей не интенсивный. Они проявляют постоянство в воспитательных приемах, совместно принимают решения, передают ответственность подростку, поощряют его материальные потребности, интересуются его делами и увлечениями. При пониженной доброжелательности супругов подростки взаимоотношениями с родителями удовлетворены.

В третьей группе мы видим, что отношения родителей с ребенком в семье имеют деструктивный характер. Взаимоотношения родителей более конфликтные. Родители недостаточно проявляют внимание и любовь к своим детям, стремятся к пониманию их душевного состояния на эмоциональном уровне. Плохо выполняют с ними совместные задания. При повышенной конфликтности родителей на ребенка оказывается давление, возлагается ответственность. Менее удовлетворяются потребности во внимании и информации ребенка. Матери хуже контролируют подростков, интересуются их делами. При постоянстве воспитательных приемов требовательность, реализация наказания и авторитарность родителей не превышает нормы. Отцы менее поощряют ребенка. Супруги менее доброжелательны друг к другу. Взаимоотношениями с родителями подростки удовлетворены плохо.

Таблица №2. Результаты методики "Гендерные различия и потенциалы девиантного поведения" по опроснику FPI.

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

1. Невротичность

4,2

6,2

7

2. Спонтанная агрессивность

4,7

6,7

5

3. Депрессивность

5,5

6,5

6,5

4. Раздражительность

5,8

6,8

7,5

5. Общительность

5,5

5,7

5,5

6. Уравновешенность

6,2

5,7

3,5

7. Реактивная агрессивность

6,5

7

6,5

8. Застенчивость

3,8

5

6

9. Открытость

6,8

8,3

8,5

10. Экстраверсия - интроверсия

7,5

7,2

5

11. Эмоциональная лабильность

5,3

6,2

7,5

12. Маскулинизм - феминизм

4,5

5,5

3,5

Ниже 4 баллов - низкие параметры состояния. Выше 6 баллов - высокие параметры состояния.

В первой группе у подростков проявляется экстравертированный тип личности. Уровень невротизации не превышает нормы. Они более гармоничны и уравновешенны по своему внутреннему состоянию. Хорошо реагируют на стрессовые ситуации, наиболее уравновешенны. Но при этом может проявляться агрессивное отношение к социальному окружению со стремлением к доминированию, что является социально приемлемым поведением. При взаимоотношении с окружающими открыты и самокритичны. Проявляются андрогинные стереотипы поведения.

Во второй группе результаты несколько отличаются. У подростков проявляются невротичные признаки, депрессивность. Более проявляется агрессивность по отношению к окружающим, стремление к доминированию, раздражительность, но при этом они социально активны, устойчивы к стрессу всегда стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию при высоком уровне самокритичности. Экстравертированный тип личности с андрогинными стереотипами поведения.

В третьей группе у детей наблюдается наибольший уровень невротизации личности. Проявляется депрессивный синдром, неустойчиво эмоциональное состояние, частые колебания настроения, повышенная возбудимость, раздражительность, недостаточная саморегуляция. Проявляются агрессивные признаки поведения. При этом они более застенчивы, наиболее стремятся к открытому взаимоотношению с окружающими людьми. Психическая деятельность протекает преимущественно по женскому типу.

Таблица № 3. Результаты по методике "Диагностика самоотношения" (В.В. Столин) (в %)

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

1. Собственно "Я"

89,5

85,2

90,7

2. Самоуважение

77

73,2

75,7

3. Аутосимпатия

75,3

68

62,2

4. Ожид. отнош. от других

64,8

70,4

72,2

5. Самоинтерес

72,9

71,1

85,7

6. Самоуверенность

62,3

75,3

65,5

7. Отношение других

46,8

56,4

65,7

8. Самопринятие

70,9

73,5

60,7

9. Саморуководство

68,8

67,9

79,7

10. Самообвинение

26,9

51,6

60,8

11. Самоинтерес

90

75,2

100

12. Самопонимание

71,7

64,7

63,5

В первой группе мы видим, что подростки осознают и имеют представление о своих выраженных чертах характера. Они уверенны в свои силах и способностях. Более уважительно относятся к своим достоинствам и недостаткам, симпатизируют личностным качествам. По сравнению с другими группами менее рефлексичны в отношениях с другими людьми. Проявляется интерес к личностным чертам характера, менее самоуверенны. Принимают себя такими какие они есть. Внутреннее управляют своим поведением, действуя скорее на основе собственных убеждений и ценностей, чем на основе социальных норм или группового давления. Наименее проходит процесс самообвинения. Наиболее стремятся понять свои чувства и ощущения.

Во второй группе результаты подростков несколько отличаются. По сравнению с первой группой менее проявляется личностное самоотношение, уважение личностных качеств, симпатия, интерес к себе. Более рефлексивны при взаимоотношениях с окружающими. При этом наиболее высокая самоуверенность, принятие своих достоинств и недостатков. Менее контролируют свое поведение, понимают что с ними происходит. Более происходит самообвинение подростков.

В третьей группе подростки наиболее стремятся к познанию структуры самосознания. По сравнению с первой группой менее самоуважительны, симпатизируют себе. При этом наиболее проявляется рефлексия, самоинтерес. По сравнению со второй группой менее самоуверенны. В наименьшей степени происходит процесс самопринятия, самопонимания. Подростки наиболее контролируют свое поведение при повышенном самообвинении. Подростки в отличии от остальных хуже понимают душевное состояние.

Таблица № 4. Результаты методики "Диагностика межличностных отношений" (Т. Лири).

Шкалы

Группа А

Группа Б

Группа В

1. Авторитарный

9

9,7

9,5

2. Эгоистичный

5,7

7

6,5

3. Агрессивный

4

5,7

7

4. Подозрительный

6,5

6,7

7,5

5. Подчиняемый

5,7

3,5

3,5

6. Зависимый

8

6,2

9,2

7. Дружелюбный

11,2

7,5

8

8. Альтруистический

9,5

7,2

8,5

У подростков первой группы проявляются качества доминантного, энергичного, компетентного, авторитетного лидера. При этом они менее эгоистичны, ориентированны на себя, склонны к соперничеству, упрямы, упорны, настойчивы и энергичны. Менее критичны по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям. В тоже время по сравнению с другими группами наиболее проявляются качества скромности, робости, уступчивости, эмоциональной сдержанности, способность подчиняться, выполнять свои обязанности. Присущи черты конформности, мягкости, ожидание помощи и советов, доверчивость, склонность к восхищению окружающими, вежливость. Подростки наиболее стремятся проявлять дружелюбность и любезность со всеми, ориентацию на принятие и социальное одобрение, могут стремиться удовлетворять требования всех, "быть хорошим" для всех без учета ситуации, стремиться к целям микрогрупп, иметь развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоциональную лабильность. Проявляют стремление к гиперответственности, могут приносить в жертву свои интересы, стремиться помогать и сострадать всем, проявлять навязчивость в своей помощи и активность по отношению к окружающим, принимать на себя ответственность за других.

Подростки второй группы наиболее стремятся проявлять лидерские качества при эгоистических чертах характера. Менее чем у подростков третьей группы проявляется упорство, настойчивость и энергичность, а также критичность к окружающим людям. По сравнению с первой группой они менее скромны, уступчивы, проявляют желание подчиняться, выполнять свои обязанности. По сравнению остальными группами наименее проявляется конформность, мягкость, ожидание помощи и советов, проявляется доверчивость, склонность к восхищению окружающими; они менее склонны к сотрудничеству, кооперации и компромиссности, менее стремятся находить согласие с окружающими людьми, следовать условностям, проявляют инициативность в достижении целей группы, стремятся быть в центре внимания, проявляют общительность; менее проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, сострадание, симпатия, умение подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстность.

В третьей группе подростки также стремятся к лидерскому доминированию. Менее чем во второй группе проявляются эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. Наиболее чем в остальных группах проявляется упрямство, упорство, настойчивость и энергичность. Более проявляется критичность к социальным явлениям и окружающим людям. При этом меньше чем в первой группе проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться, менее проявляется отсутствие собственного мнения, послушное выполнение обязанностей. Менее проявляется склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем, согласованность с мнением окружающих, сознательная конформность, следование условностям, правилам и принципам " хорошего тона" в отношениях с людьми, стремление помогать, чувствовать себя в центре внимания, стремление в признании и любви, общительность, проявление теплоты и дружелюбия в отношениях. Они стремятся проявлять ответственность по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброту, сострадание, симпатию, заботу, ласку, проявляют бескорыстность и отзывчивость. Наиболее чем в остальных групп проявляется послушание, боязливость, беспомощность, слабо проявляется сопротивление, искренне считают, что другие всегда правы.

По экспресс - диагностике гендерных стереотипов в трех группах проявляются преимущественно андрогинные стереотипы поведения.

Выводы по II главе

В результате проведенного эмпирического исследования нами были распределены три группы. В ходе исследования они показали, что родительские отношения в первой группе более гармоничны и согласованны. Родители проявляют интерес и заинтересованность в жизни подростка. Проявляют эмоциональные отношения при общении с ним. Контролируют и поощряют его поведение. Подростки в свою очередь очень ценят и уважают отношения с обоими родителями, проявляя при этом более близкие и теплые отношения к матери.

При этих взаимоотношениях у подростков проявляется гармоничное и уравновешенное психическое состояние, они открыты и самокритичны в отношениях с окружающими. Проявляют уверенность в свои силах и способностях. Уважительно относятся к своими достоинствами и недостатками, симпатизируют личностным качествам. По сравнению с другими группами менее рефлексивны в отношениях с другими людьми. Наименее проходит процесс самообвинения. Наиболее стремятся понять свои чувства и ощущения.

Проявляются лидерские качества, при этом они менее эгоистичны, упрямы, критичны к окружающим людям. По сравнению с другими группами наиболее проявляются качества скромности, способность подчиняться. Присущи черты конформности, доверчивости, проявляют стремление к гиперответственности. Наиболее стремятся проявлять дружелюбность и любезность со всеми.

В группе Б родители меньше проявляют любовь и внимание к детям, выполняют с ребенком совместные задания. Отцы, в отличие от матерей, хуже понимают чувства и состояние ребенка, проявляют эмоциональное отношение, требовательность и контроль. При этом уровень авторитарности и конфликтов у родителей не интенсивный. Они проявляют постоянство в воспитательных приемах, совместно принимают решения, передают ответственность подростку, поощряют его материальные потребности, интересуются его делами и увлечениями. При пониженной доброжелательности супругов подростки взаимоотношениями с родителями удовлетворены.

При этих отношениях подростки хуже идут на контакт с отцами. По сравнению с первой группой взаимоотношения с матерью менее интенсивное, но отношения с обоими родителям они также ценят и уважают.

У подростков проявляются невротичные признаки, депрессивность. Более проявляется агрессивность по отношению к социальному окружению, стремление к доминированию, раздражительность, но при этом они социально активны, устойчивы к стрессу всегда стремятся к доверительно-откровенному взаимодействию при высоком уровне самокритичности.

По сравнению с первой группой менее проявляется личностное самоотношение, уважение личностных качеств, симпатия, интерес к себе. Более рефлексивны при взаимоотношениях с окружающими. При этом наиболее высокая самоуверенность, принятие своих достоинств и недостатков. Менее контролируют свое поведение, понимают что с ними происходит. Более происходит обвинение себя.

В межличностных отношениях дети наиболее стремятся проявлять лидерские качества при эгоистических чертах характера. Менее чем у подростков третьей группы проявляется упорство, настойчивость и энергичность, а также критичность к окружающим людям. По сравнению с первой группой они менее скромны, уступчивы, проявляют желание подчиняться, выполнять свои обязанности. По сравнению с остальными группами наименее проявляется конформность, мягкость, ожидание помощи и советов. Они менее склонны к сотрудничеству, кооперации и компромиссности, менее стремятся находить согласие с окружающими людьми, проявляют инициативность в достижении целей группы, стремятся быть в центре внимания, проявляют общительность. Менее проявляется ответственность по отношению к людям, деликатность, сострадание, симпатия, умение подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстность.

В группе В взаимоотношения родителей с подростками более конфликтные. Родители недостаточно проявляют внимание и любовь к своим детям, на эмоциональном уровне плохо стремятся к пониманию их душевного состояния. Не достаточно активно выполняют совместные задания. При повышенной конфликтности родителей на ребенка оказывается давление, возлагается ответственность. Менее удовлетворяются потребности во внимании и информации ребенка. Матери хуже контролируют подростков, проявляют интерес к их делами и увлечениям. Родители проявляют постоянство в воспитательных приемах, требовательности, реализации наказания. Авторитарность при этом не превышается. Отцы менее поощряют ребенка. Супруги менее доброжелательны друг к другу. Взаимоотношениями с родителями подростки при этом удовлетворены плохо. Они менее дружелюбны с ними. С матерями общаются меньше. С отцами идут на контакт еще неохотнее. Подростки стремятся к взаимоотношению с друзьями, проявляя при этом высокую любознательность, но меньшую общительность.

При таких семейных взаимоотношениях у подростков проявляется недостаточная саморегуляция, депрессивный синдром. При неустойчивом эмоциональном состоянии частые колебания настроения, повышенная возбудимость, раздражительность. Проявляются агрессивные признаки поведения. При этом они более застенчивы, наиболее стремятся к открытому взаимоотношению с окружающими людьми. Психическая деятельность протекает преимущественно по женскому типу.

По сравнению с первой группой менее самоуважительны, симпатизируют себе. При этом наиболее проявляется рефлексия, самоинтерес. По сравнению со второй группой менее самоуверенны. В наименьшей степени происходит процесс самопринятия, самопонимания. Подростки наиболее контролируют свое поведение при повышенном самообвинении.

В межличностных отношениях подростки стремятся к лидерскому доминированию. Менее чем во второй группе проявляются эгоистические черты, ориентация на себя, склонность к соперничеству. Наиболее чем в остальных группах проявляется упрямство, упорство, настойчивость и энергичность. Более проявляется критичность к социальным явлениям и окружающим людям. При этом меньше чем в первой группе проявляется скромность, робость, эмоциональная сдержанность, способность подчиняться, менее проявляется отсутствие собственного мнения, послушное выполнение обязанностей. Менее проявляется склонность к сотрудничеству, кооперации, гибкость и компромиссность при решении проблем, сознательная конформность. В тоже время проявляют стремление к ответственности по отношению к людям, деликатность, мягкость, доброту, сострадание, симпатию, заботу, ласку, бескорыстность и отзывчивость. Наиболее чем в остальных групп проявляется послушание, боязливость, беспомощность, слабо проявляется сопротивление, искренне считают, что другие всегда правы.

Из медицинских карт мы выяснили, что около 70% детей являются носителями туберкулезной инфекции.

По психосоматическому состоянию подростков мы видим, что дети группы В более невротичны, раздражительны и предрасположены к соматическими заболеваниям. По сравнительной характеристике психосоматическое состояние детей в группе А лучше чем в остальных группах. У них более низкий уровень невротизации, предрасположенность к соматическим заболеваниям.

Дети группы Б более проявляют спонтанную и реактивную агрессивность.

Вывод

Таким образом анализ теоретических и практических источников по проблеме показал, что взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Практически все учащиеся желают иметь более тесные взаимоотношения с родителями, но в силу "переходного возраста" (становления личностных факторов подростков, формирования "Я концепции") они в недостаточной мере контактируют со своими родителями. Переходный возраст очень сложен не только для детей, но и для родителей. Им сложно понять чувства своих детей. Они не могут должным образом сориентироваться в конфликтной ситуации и поэтому вместо сотрудничества с ребенком выбираются другие пути выхода из возникшей проблемы. Несмотря на высокую невротичность в группе негармоничных взаимоотношений у детей довольно высокое самоотношение, общительность и любознательность, что говорит о хорошей саморегуляции подростков. По соматическому состоянию у детей очень высокий процент туб. инфицирования. По теоретическим источникам мы определили, что это проявляется от недостаточного внимания и любви матери к своему ребенку. Недовольство ребенка взаимоотношениями родителей, невнимательное отношение родителей к ребенку все это оказывает влияние на проявление невротических симптомов у подростков. Родители зачастую не отдают себе отчет, что дети могут по своему реагировать на ситуации в семье. Если после ссоры родители через некоторое время могут забыть о конфликте, то у ребенка этот конфликт может оставить глубокую душевную травму которая впоследствии может проявиться в психосоматическом заболевании.

Заключение

Важнейшей особенностью личности в юношестве является быстрое развитие самосознания посредством рефлексии подростка на себя и других. Чем лучшее образование и воспитание получил подросток в детстве, тем богаче его рефлексия. Это занятие при живости ума может продуцировать важные для подростка откровения общеморального порядка и относительно своей собственной персоны. Как указывалось выше, в отрочестве формируется стремление быть и считаться взрослым. Это стремление является одной из форм проявления самосознания подростка. Чувство взрослости у подростка специфическое новообразование самосознания, стержневая особенность личности, ее структурный центр. Это чувство выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, людям и миру, определяет специфическое направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и аффективных реакций. Специфическая социальная активность проявляется в большей восприимчивости к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых.

Как показали практика и научные исследования, в поведении подростков, в их отношении к нравственным и культурным ценностям, в общении со сверстниками и взрослыми довольно зримо отражаются семейная микросфера, ее положительные и отрицательные стороны, ее достоинства и недостатки, которые в ходе их развития опосредуются влиянием социальной среды, коллективом класса, стихийной группы.

Семейное общение в подростковом возрасте имеет одну особенность: оно носит противоречивый характер. Подростки, с одной стороны, стремятся к общению со взрослыми, в том числе с родителями, а с другой - у них наблюдается снижение интереса к семейному общению, уменьшение его удельного веса при всевозрастающей роли семьи в жизни подростка.

В результате теоретического и практического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Неадекватное отношение родителей к ребенку приводит к эмоциональному психологическому дискомфорту, возникновению психосоматических заболеваний.

2. Уровень личностного роста подростка зависит от психологического климата семьи и состояния атмосферы.

3. Манера и характер отношений и семейного общения, становятся той базой, на основе которой строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми в образовательном процессе и оказывает влияние на самоопределение личностной структуры подростка.

Главное психологическое приобретение юности - открытие своего внутреннего мира. У него формируется полная структура самосознания. Это проявляется в стремлении быть самим собой, в осознании жизненных планов и перспектив, осознании уровня притязаний, в развитии личностной рефлексии [3, 101 с.].

Список использованной литературы

1. Аммон, Г.В. Динамическая психиатрия / Г.В. Аммон. - М.: изд. Психоневрологического инст. им. В.М. Бехтерева, 1995. - 320 с.

2. Антропов, Ю.Ф. Психосоматические расстройства: курс лекций / Ю.Ф. Антропов, 2001. - 58 с.

3. Адлер, А.А. Воспитание детей. Взаимодействие полов / А. Адлер. Пер. с англ. А.А. Валеева, Р.А. Валеевой. - Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 448с.

4. Бочанова, Е.В. Психосоматические заболевания: полный справочник / под ред. Ю.Ю. Елисеева. - М.: Эксмо, 2003. - 605 с.

5. Бурлачук, Л.Ф. Психология жизненных ситуаций / Л.Ф. Бурлачук, Е.Ю. Волкова, А.Н. Методические приемы диагностики супружеских отношений / А.Н. Волкова, Т.М. Трапезникова вопр. психол. - 1985. - № 5. - С.110-116 с.

6. Коржова, В.Н. Учебное пособие / В.Н. Коржова - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.

7. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии - 2-е изд. / Р.М. Грановская. - М.: Изд. Ленинградский университет, 1988. - 560 с. И.В.

8. Гребенников, Д.Н. Воспитательный климат семьи / Д.Н. Гребенников - М.: Знание, 1976. - 40 с.

9. Губачев, Ю.М. Клинико-физиологические основы психосоматических соотношений / Ю.М. Губачев, Е.М. Сгабровский-Л.: Медицина, 1981. - 216 с.

10. Захаров, А.И. Неврозы у детей и подростков: Анамнез, этиология и пато генез / А.И. Захаров. Л.: Медицина, 1988. - 244 с.

11. Захаров, А.И. Предпосылки патогенетически обоснованной семейной психотерапии детей с невротическими расстройствами/ А.И. Захаров, - Л., 1978. - 75-86 с.

12. Зейгарник, Б.В. Патопсихология / Б.В. Зейгарник, - М.: МГУ, 1986, - 288 с.

13. Карвасарский, Б.Д. Психотерапия: учеб. для вузов / Б.Д. Карвасарский, Изд.2-е, перераб. - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.

14. Карпова, Э.Б. Разработка и клиническая апробация методики исследования системы отношений у больных хроническими соматическими заболеваниями / Э.Б. Карпова,: Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л., 1985. - 22 с.

15. Келам, А.Л. Причины конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации) // А.Л. Келам, И.В. Эббер - Вильнюс, 1985. - 66 с.

16. Ковалев, В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков / В.В. Ковалев, - М.: Медицина, 1985. - 288 с.

17. Костерева, В.Я. О роли семейных конфликтов в формировании внутренней картины болезни у больных шизофренией / В.Я. Костерева, - Л.: 1978. - 38 с.

18. Куприянов, С.Ю. Семейная психотерапия больных бронхиальной астмой / С.Ю. Куприянов, Сб. науч. тр. Под ред. В.К. Мягер, В.П. Козлова, Н.В. Семеновой - Тянь-Шанской, - Л., 1983. - 84 с.

19. Левченко, И.Ю. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская. - М.: Издательский центр "Академия", 2003. - 320 с.

20. Левкович, В.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов / В.П. Левкович, О.Э. Зуськова Психол. журн. - 1985. - 137 с.

21. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко, - Л.: Медицина, 1983. - 256 с.

22. Менегетти, А.А. Клиническая онтопсихология / А.А. Менегетти. Пер. с итал. - М.: Славянская ассоциация онтопсихологии, 1997. - 320 с.

23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд. / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 456 с.

24. Малкина - Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога/ И.Г. Малкина - Пых. - М.: Изд. Эксмо, 2005. - 992 с.

25. Мишина, Т.М. Психологическое исследование супружеских отношений при неврозах / Т.М. Мишина, Под ред. В.К. Мягер и Р.А. Зачепицкого. - Л., 1978. - 20 с.

26. Мягер, В.К. Теоретические предпосылки семейной психотерапии/ Мягер, В.К. - Л., 1978. - 184 с.

27. Мясищев, В.Н. Личность и неврозы / В.Н. Мясищев - Л.: Изд. ЛГУ, I960. - 426 с.

28. Обозов, Н.Н. Межличностные отношения / Н.Н. Обозов - Л.: Изд. ЛГУ, 1979. - 151 с.

29. Обозова, А.Я. Психологические проблемы службы семьи и брака / Обозова, А.Я. - Л., 1984. - 180 с.

30. Абрамова, Е.И. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.И. Абрамова, Е.И. Абрамова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; под ред. Е.П. Силяевой. - М.: Изд. "Академия", 2002. - 192 с.

31. Пушкина, Т.П. Медицинская психология / Т.П. Пушкина, сост. - Новосибирск: Научно-учебный центр психологии Н Г У, 1996. - 208 с.

32. Савинова, Е.А. Родители и дети: Психология взаимоотношений / Е.А. Савинова, Е.О. Смирнова. - М.: "Когито - центр", 2003. - 206 с.

33. Сермяжко, Е.И. Семья и личность /Под ред. профессора Е.И. Сермяжко - М.: Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2003. - 101 с.

34. Смулевич, А.Б. Психосоматические расстройства / А.Б. Смулевич - Л.: Изд., 2003. - 19 с.

35. Струковская, М.В. Психосоматические расстройства/ М.В. Струковская - М.: Медицина, 1986. - 384 с.

36. Свядощ, А.М. Неврозы / А.М. Свядощ - М.: Медицина, 1982. - 367 с.

37. Смехов, В.А. Опыт психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье / В.А. Смехов Вопр. психол. №4 1985. - 92 с.

38. Ушаков, Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства / Г.К. Ушаков - М: Медицина 2-е изд., 1087. - 304 с.

39. Фурманов, И.А. Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста / И.А. Фурманов. - Мн.: НИО, 1997. - 198 с.

40. Хоментаускас, Г.Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений / Г.Т. Хоментаускас. Вопр. психол. № 1., 1986. - 170 с.

41. Цареградская, Ж.В. Ребенок от зачатия до года / Ж.В. Цареградская. - М.: Астрель: ACT, 2005. - 281 с.

42. Шутценбергер, А.А. Синдром предков / А.А. Шутценбергер. - М.: Издательство института психотерапии, 2001. - 208 с.

43. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия / Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий. - Ленинград " Медицина" Ленинградское отделение, 1990. - 189 с.

44. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозоподобных состояниях: Методические рекомендации / Э.Г. Эйдемиллер. - М.: 1980. - 27 с.

45. Эйдемиллер, Э.Г. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подростков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и нсврозо-подобными состояниями: Методические рекомендации/ Э.Г. Эйдемиллер, Юстицкий В.В. - Л., 1987. - 26 с.

46. Юстицкий, В.В. Роль неосознаваемых психологических механизмов в формировании отношений родителей к детям / В.В. Юстицкий, - Вильнюс: 1977. - 164 с.

47. Ясперс, К.В. Общая психопатология / К.В. Ясперс. Пер. Л.О. Акопян. - М.: Практика, 1997. - 1053 с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты