рефераты курсовые

Автоматизация ВУЗовских библиотек г. Орла

p align="left">Структура библиографического пособия устанавливается предварительно, но в процессе работы вносятся различные изменения. Персональный указатель, как правило, включает разделы:

- основные даты жизни и деятельности ученого;

- краткий очерк научной, педагогической и общественной деятельности;

- литература о жизни и деятельности;

- хронологический указатель трудов;

- патенты и авторские свидетельства;

- алфавитный указатель трудов;

- указатель соавторов;

- список принятых сокращений.

Библиографический материал готовит кафедра. Базовый массив документов формируется на основе электронной картотеки опубликованных трудов ученых вуза. В режиме поиска необходимо отобрать подмножество документа, используя поля «Автор» и «Другие авторы». Система MARX позволяет выгрузить отобранное подмножество в отдельную базу.

Если нет возможности сверить библиографические записи с оригиналом, следует обратиться к реферативным журналам, указателям депонированных рукописей и другим централизованным библиографическим изданиям, на достоверность которых можно положиться.

Следующая задача - установить последовательность документов. В системе MARK это можно сделать с помощью режима «Сортировка» в пункте меню «Сервис». Задается хронологическое расположение материала. В меню выходных форм выбирается наиболее приемлемый пункт. В нашем случае это бюллетень новых поступлений, именно на его основе удобнее всего формировать указатель трудов.

Готовый бюллетень система помещает в текстовой файл BVLL.TXT. Для дальнейшей работы лучше перенести этот файл в текстовой редактор. Поскольку материал расположен в хронологическом порядке, вводятся готовые распределители. При необходимости текст корректируется.

Когда подготовлена основа - хронологический указатель трудов, можно приступать к формированию вспомогательных ключей (алфавитный указатель заглавий, указатель соавторов и др.). Система MARK выполняет этот рутинный труд. Затем, находясь в рабочей базе, выбираем пункт меню «Подготовка», в нем «Внутренний словарь» и нужное поле. Для алфавитного указателя выбирается поле «Название». Формируем словарь и далее, используя режим быстрого поиска, получаем алфавитно-предметный указатель, который система выгружает в файл с расширением. APV.

Указатель соавторов формируются также. В данном случае выбираются поля «Автор» и «Другие авторы». При наличии материала составитель материала следующие разделы: патенты на авторские свидетельства, рецензии на труды ученого, указатель статей о жизни и деятельности, географический указатель и др.

Для удобства пользователей составляется список принятых сокращений. В предисловии указывается целевое и читательское назначение, способ организации материала, номенклатура вспомогательных указателей.

До сих пор использовался MS DOS. С помощью конвертора указатель переносили в среду WINDOWS (текстовой редактор WORD) и корректировала с учетом требований редакционно-издательского отдела.

Таким образом, БД позволяет не только улучшить справочно -библиографическую работу, повысить уровень поисковых возможностей, но и усовершенствовать издательскую деятельность.

Состояние и проблемы автоматизации в вузовских библиотеках Урала.

В уральском регионе насчитывается 49 вузовских библиотек, которые расположены в 14 городах 6 областей (Курганской, Оренбургской, Пермской, Свердловской, Тюменской, Челябинской). Компьютерная техника имеется в 35 библиотеках. Это можно было бы оценивать как положительный факт, если не принимать во внимание, что 120 компьютеров (из 175) - устаревшие модели. Нехватка оперативной памяти, емкости жесткого диска, невозможность установки современных операционных систем и прикладных пакетов резко ограничивают возможности использования их в качестве автоматизированных рабочих мест, и в сетевом варианте. Осознавая это, библиотеки стремятся приобрести более современную технику: 13 библиотек имеют компьютеры на основе процессоров Pentium. Наиболее современными компьютерами на основе процессора Pentium-166 ММХ оснащена библиотека Уральского государственного экономического университета.

Насыщенность техникой также далеко неодинакова: в 5 библиотеках сосредоточено 50% общего парка компьютеров и 70 % компьютеров на основе процессоров Pentium. [48]

В 9 библиотеках компьютеры объединены в локальные сети, в остальных - функционируют в качестве автоматизированных рабочих мест. 8 библиотек имеют электронную почту, 7 подключены к Интернет, что является печальным фактом, так как доступ к глобальным информационным ресурсам сегодня должна иметь каждая библиотека.

В настоящее время перед большинством библиотек встает проблема технического переоснащения, что обусловлено быстрым развитием новых информационных технологий, широким распространением различных информационных продуктов на оптических компакт-дисках.

Программное обеспечение. Центральной задачей автоматизации библиотечно-библиографических процессов является формирование ЭК. Сегодня библиотеки вузов Урала используют хорошо известные в России библиотечные программы. Статистический анализ показывает, что в 17 библиотеках установлены различные версии программы «Библиотека» (МГУ). В 9 библиотеках функционирует программа «MARK» (НПО «Информ -система») различных версий. В среде CDS/ISISIM программой ДИТ-ИБИС пользуются 2 библиотеки - Пермского государственного технического университета и Челябинской государственной медицинской академии; в библиотеки Магнитогорской горно-металлургической академии - программа «БАРС» (МГУ им. И,Э,Баумана); в некоторых библиотеках несколько программ, например «Библиотека» и «MARK» одновременно.

Интересным представляется переход библиотеки Сургутского государственного университета с программы «Библиотека» на американскую программу VTLS. Признано, что программа VTLS обладает расширенными возможностями, особенно для задач библиотечного обслуживания. Для решения локальных проблем во многих библиотеках используются собственные программы, например «Библиограф 1.0» и «APV1» в библиотеки Уральского государственного технического университета, «Комплектование» в библиотеке Пермского государственного технического университета, «Читатель», «Инвентаризация», «Учет новых поступлений» в библиотеке Южно-Уральского государственного университета. Очевидной становиться необходимость создания каталога библиотечных программ для знакомства с ними в взаимовыгодного использования.

Наиболее интенсивно в вузовских библиотеках Урала идет работа по формированию БД электронного каталога книжного фонда. В 80 % библиотек в ЭК насчитываются десятки тысяч записей, а в трех библиотеках более 100 тыс.

Специализированные БД формируются: во виду документов «Диссертации», «Спецвиды» НТД, CD-ROM; по целевому названию «Кадры», «Индикатор», «Сводный каталог иностранной периодики по Екатеринбургу», «Архив выполненных справок»; тематические - «Труды перподователей», отраслевые БД по вычислительной технике, экономике, местному законодательству и другие в зависимости от актуальности; фактографические - «Персоналии». Как правило, отдельно создается БД электронного каталога на фонд редкой книги. Активно используется в вузовских библиотеках и готовые БД, такие, как «Консультант плюс», «Юридический мир», «Medline» и др.

Весь этот спектр информационных продуктов призван создавать комфортную информационную среду в библиотеке как для читателей, так и для библиотекарей. Однако актуальной остается проблема доступа пользователей к электронным библиотечным ресурсам.

В вузовских библиотеках Урала услуги читателей предоставлены как бесплатно, так и на платной основе. Традиционные формы информирования в виде бюллетеней новых поступлений и адресно-библиографических справок по БД даются, естественно, бесплатно, как и предоставление информации из БД «Консультант плюс» и имеющихся в библиотеке CD-ROM. В библиотеке Уральского государственного университете при поддержке Международного фонда открыт зал бесплатного доступа к Интернет.

Перечень платных услуг достаточно широк и обусловлен трудовыми и материальными затратами библиотек. Сложнее тематические справки с распечаткой результата поиска выполняются на платной основе. Отдельные библиотеки предлагают такие услуги, как копирование на дискету информации из собственных БД, поиск по зарубежным БД, индексирование. Практикуются и нетрадиционные для библиотеки дистрибьюторские услуги, например, распространение программных продуктов и их установка, обучение работе с программой.

В любой крупной научной библиотеке при наличии компьютеров возникает необходимость в создании такого подразделения, как, отделы автоматизации. В Уральском регионе отделы автоматизации созданы в 7 библиотеках. Их роль важна не только решении число инженерских задач, но и в определении стратегии развития библиотечных ФБД, построения локальной сети. Зачастую перед отделом автоматизации стоят задачи как глубокого изучения библиотечно-библиографических процессов, так и активной ломки стереотипов, обусловленных традиционным консерватизмом библиотекарей и перестройки технологических процессов.

НТБ ТулГУ в обеспечении дистанционного обучения.

Библиотечке - информационное обслуживание направлено прежде всего на стратегически важные процессы деятельности учебного заведения - на внедрение новейших форм обучения, управление, преподавание общетехнических и специальных дисциплин, гуманитаризацию инженерного образования, организацию самостоятельной работы студентов, исследования по важнейшим научно-техническим проблемам, внедрение достижений в производство.

В последнее время все больше читателей предпочитают пользоваться материалами на нетрадиционных носителях информации. Это, например, документы на микрофильмах, приложения к ряду книг в виде дискет или CD-ROM диски. Использование новых технологий позволяет библиотекам значительно расширить круг предоставляемых услуг: в большом объеме проводить обучение читателей методике сбора и переработки информации; составлять тематические списки литературы по интересующим их проблемам; издавать и рассылать в соответствующие службы и подразделения учебного заведения списки новых поступлений; подготавливать выставки и просмотры литературы и многое другое.

Библиотеки высших и средних специальных учебных заведений, выступая как воспитатели и наставники молодежи, должны максимально раскрывать свои фонды, давать возможность читателям знакомиться с любым документом, пользоваться карточными и электронными каталогами, предоставлять читателям сервисные услуги. Все приближает нас к новым формам обучения и создает базу для их внедрения. Научная библиотека Тульского государственного университета уже имеет некоторый опыт по использованию новых технологий для внедрения новейших форм обучения в том числе дистанционного. [32]

Научная библиотека Тульского государственного университета (НБ ТулГУ), которая является одной из крупнейших библиотек вузов Тульской области, была организована в октябре 1930 года.

С 1990 года библиотека приступила к активной автоматизации библиотечно-библиографических процессов. Внедрение компьютерных технологий началось в 1992 году. С этого периода данное направление деятельности библиотеки является одним из приоритетных. Начиналось все на очень старых компьютерах, на которых создавался электронный каталог. Одновременно использовались другие системы, которые помогли сотрудникам библиотеки упростить и ускорить процессы списания, комплектование книжного фонда, оформления подписки на периодические издания.

В библиотеке была создана и функционирует локальная вычислительная сеть. Библиотечная сеть объединяет 23 компьютера, большая часть из которых - «Pentium» (16 шт.), «IBM PC - 486» (1 шт.) с мультимедиа - комплектацией и машины класса «Мазовия» (6 шт.). Для обеспечения работы сети используются операционная система. Администратором ЛВС является Тульский региональный центр Информации. В сети функционирует 17 АРМов сотрудников. Кроме того, приобретены и используются в работе 7 матричных и 3 лазерных принтера. Для формирования электронных каталогов библиотека начала использовать программу «Библиотека 3.0». В 1995 году библиотека перешла на новую версию программы «Библиотека 4.2». Также имеются собственные разработки:

- программа определяющая и проверяющая авторский знак на основе таблиц Хавкиной;

- комплекс программных средств по формированию и печати актов на списание и утерянную литературу, а так же прием и замен утерянной.

Сюда же входят 2 программы по комплектованию - подписка и составления акта новых поступлений.

В целом, созданы и поддерживаются 12 БД. Для обеспечения деятельности библиотеки в области автоматизации был создан сектор автоматизации и компьютеризации библиотечных процессов. В котором в настоящий момент работает инженер - програмист и библиограф, которые обеспечивают такие направления работы отдела, как:

- обеспечение единого процесса автоматизации библиотечно -библиографических работ;

- изучение и адаптация приобретенных или разработка необходимых программных средств;

- организация обучения сотрудников библиотеки технологиям работы на ПЭВМ.

Отдел комплектования и научной обработки обеспечивает решение следующих задач: подписка и комплектование литературы; получение и распределение литературы по отделам; книгообеспеченность, вводит и обрабатывает информацию о литературе, осуществляет поиск документов по различным поисковым признакам, а также занимается ведением ЭК и основной БД электронных документов.

Заказ на литературу, осуществляется с помощью электронной почты. Главные специалисты кафедр вуза просматривают предлагаемые издания и формируют список литературы. Списки объединяются и заказы отправляются по электронной почте.

БД «Книги» формируются из библиографических записей текущего комплектования. В БД «Книги» содержится 89 тыс. записей, в которых отражена информация не только о новых поступлениях в фонд библиотеки, но и содержится БЗ, полученные в результате ретроконверсии каталогов. Ретроконверсия ведется на основе отбора карточек генерального каталога по алфавиту. При вводе БЗ одновременно осуществляется контроль за правильностью библиографического описания, индексов УДК (ББК), а также определяются ключевые слова и предметные рубрики. Проводится также распечатка всех необходимых форм. БД «Книги» включает книги, учебники и учебные пособия, энциклопедии, словари, справочники, диссертации, отчеты. Ведением данной базы занимаются сотрудники библиотеки с 2-х автоматизированных рабочих мест. Всего в отделе находится 4 АРМа. / *' Кроме БД «Книги» в ЭК так же входят:

1. БД научных публикаций ученых ТулГУ «Труды ученых ТулГУ» содержит свыше 4640 записей. БД пополняется согласно научных работ, поданных кафедрами вуза;

2. БД «Авторефераты» (330 записей). Записи поступают в электронном виде с кафедр;

3. БД «История ТулГУ» (112 записей). Любые виды документов по истории ТулГУ;

4. БД «Краеведение» (797 записей). Статьи из изданий фонда библиотеки ТулГУ по краеведению;

5. БД «Экология» (1212 записей). В нее вошли записи из всего электронного каталога библиотеки;

6. БД «Экономика»;

7. БД «Книги на иностранных языках (886 записей). Собираются все отрасли знаний;

8. БД «Журналы на иностранных языках(358 записей). Собираются все отрасли знаний;

9. БД «Медиатека» (214 записей). Собираются компакт-диски ( CD-ROM);

10. БД «Читатели» (1129 -сотрудники, преподователи).

С 2001 года осуществляется прямой доступ читаталей к ЭК и библиотечным БД.

По ЭК можно получить:

- информацию о новой литературе;

- по сигме хранения узнать место хранения литературы;

- подобрать по ключевому слову книги по интересующей теме;

- найти конкретную книгу используя поиск по автору или по заглавию. Кроме того, в научно-библиографическом отделе читатель может работать:

- со справочно-правовой системой «Консультант плюс»;

- в составе которой «Финансист» (1395 записей);

- Тульское законодательство (3030 записей);

- «Международные акты» (4822 записей).

Сегодня библиотека обслуживает около 16 тысяч читателей, из них около 14 тысяч - студенты. Фонд библиотеки составляет более миллиона единиц: это книги на русском и иностранных языках, периодические издания, отчеты о НИР, диссертации, научно-техническая документация, реферативная информация. К услугам читателей работают 5 абонемента и 7 читальных залов на 450 посадочных мест.

В 1998 году университет получил поддержку Фонда Дж. Сороса для создания классов Интернет, и библиотека стала участницей этого проекта. Появилось два класса Интернет для сотрудников и аспирантов университета.

Библиотека имеет онлайновый доступ к электронным полнотекстовым базам данных EBSKO ( социальные и гуманитарные науки и база данных по медицине MEDLINE ) и полнотекстовой базе данных Российского фонда фундаментальных исследований, предоставляющих электронные версии зарубежных научных журналов практики по всем отраслям знаний.

Отдельно хотелось бы отметить опыт работы читального зала электронных документов (43 ЭД) как один из передовых аспектов внедрения компьютерных технологий в обеспечение работы библиотеки и учебного процесса в том числе дистанционного обучения студентов.

С 1999 года в библиотеке ведется создание медиатеки, которая со временем превратилась в читальный зал электронных документов, в которую входят книги и журналы состоящие из электронных носителей, прилагающееся к книгам и журналам.

В 2000 году был открыт читальный зал электронных документов, оснащенный компьютерами с CD-ROM. Здесь можно посмотреть электронные журналы на CD-ROM, коллекция которых уже сформирована и продолжает формироваться в фонде библиотеки.

Фонд читального зала электронных документов содержит следующие виды материалов:

- компьютерные программы продукты учебного назначения для самостоятельных занятий студентов и работы преподавателей;

- электронные книги, учебники, справочники, энциклопедии, словари; Компьютерные программы продукты учебного назначения - это

учебники на CD ROM для учения иностранных языков и других дисциплин.

Создание 43 ЭД стало малым вкладом в развитии и обеспечении дистанционного обучения. Развитие же дистанционного обучения в НБ ТулГУ находится на начальном этапе. При этом учитывается, что одним из новых приоритетных направлений развития университетской библиотеки становится библиотечно - информационное обеспечение дистанционного обучения, относящегося к наиболее прогрессивным и динамичным разновидностям общеобразовательного процесса. Для этого НБ Тул ГУ необходимо сделать следующее:

1. Создание и наращивание информационной базы ДО, включающая в себя: электронные учебники, учебные пособия, методические издания, электронный каталог, проблемно-ориентированные и полнотекстовые БД, компакт-диски, содержащие справочники, энциклопедии, рекомендуемую литературу, электронные издания и т.п.

2. Создание в библиотеке участка сканирования учебно-методических документов на дискеты и компакт-диски;

3. Формирование и хранение электронных комплектов учебной, методической и справочной информации по изучаемым дисциплинам;

4. Обеспечение удаленного доступа обучаемых к информационным ресурсам как по электронной почте, так и в режиме онлайн.

5. Подключением библиотеки к сети Интернет.

6. Поскольку развитие дистанционного обучения осуществляется широким фронтом, одновременно многими вузами, назревает необходимость в создании сводного каталога информационных ресурсов дистанционного обучения.

Глава 3. автоматизация библиотечно-информационных технологий

научной библиотеки Орловского государственного технического университета

3.1. Создание электронного каталога в Научной библиотеке ОрелГТУ

Электронный каталог - библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени, предоставленный в распоряжение читателей библиотеки.

Любой читатель, приходя в НБ ОрелГТУ хотел бы видеть сервисное обслуживание. А что же такое сервис для читателя? Это: возможность быстро осуществлять поиск по различным данным; быстрая процедура выдачи; определение местонахождения документа; возможность сделать предварительный заказ; способность библиотекаря больше времени уделить читателю. Электронный каталог убрал все границы между существующими традиционными каталогами. Пользователь имеет возможность многоаспектного поиска, при котором наличествуют элементы поиска по алфавиту, систематическому, предметному, краеведческому каталогам, картотекам статей и заглавий, каталогу периодики.

Современное состояние образования предъявляет новые требования к функционированию вузовской библиотеки. В настоящее время она рассматривается как открытая система, обменивающаяся информацией с окружающей средой. Изменение информационных потребностей пользователей, внедрение автоматизированных технологий кардинально меняют политику, направления и возможности библиотечного обслуживания.

Вузовская библиотека превращается в информационно-образовательный центр, открывающий доступ и формирующий умение ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому особое внимание уделяется формированию в библиотеках электронных информационных ресурсов. [48]

Автоматизация библиотечно-библиографических процессов в научной библиотеке Орловского государственного технического университета началась в 1989 году. Первоначальной задачей было создание электронного каталога. Программистами университета была разработана автоматизированная система «Научно-техническая библиотека», с дальнейшим введением дополнительных модулей «Методические указания», «Подписка», «Книгообеспеченность», которая легла в основу автоматизации библиотеки.

К настоящему моменту комплексная автоматизация библиотечных процессов осуществляется на основе АБИС «LiberMedia» и охватывает все стороны деятельности Научной библиотеки нашего университета, начиная с заказа литературы до процессов обслуживания читателей с использованием идентификационного штрихового кода издания и штрихового кода читательского билета, что позволяет фиксировать посещаемость, учитывать книговыдачу, создавать отчетную документацию, проверять издания на занятость, контролировать перемещение издания и т.д.

На основе автоматизированной информационно-библиотечной системы «LiberMedia» производится также создание электронного каталога книг и других изданий, поступающих в библиотеку. Ввод информации проводится в двух направлениях: новые поступления текущего года и поэтапный ретроввод литературы. На сегодняшний день в каталоге представлены все книги 1989-2006 годов издания и выборочно - остальной книжный фонд. Ретроввод осуществляется регулярно. Все электронные каталоги снабжены пояснениями и рекомендациями для поиска.

Приоритеты работы НБ ОрелГТУ в области формирования электронных ресурсов направлены прежде всего на:

- комплектование фонда библиотеки электронными (CD, DVD) носителями (книги, справочники, обучающие программы, методические комплексы, учебные фильмы, приложения к периодическим изданиям и др.);

- использование электронных ресурсов других библиотек и информационных центров (электронных каталогов, баз данных). Примером может служить организация доступа к Электронной библиотеке диссертаций РГБ, к научной электронной библиотеке e-Iibrary);

- использование электронных ресурсов сети Internet (материалы, свободно размещенные в сети на сайтах и порталах различных учреждений и организаций);

- создание собственных баз данных.

Опыт создания собственных баз данных начался с выпуска компакт-диска «ОрелГТУ: по страницам печати», посвященного 50-летию университета, где собраны публикации об университете в центральной и местной печати за 1996-2004 годы. Данный диск снабжен удобной поисковой системой по различным параметрам: автору, заглавию, году, любому слову из текста. В настоящий момент база данных «ОрелГТУ: по страницам печати» регулярно пополняется и обновляется, содержит около 100 статей, доступ к ней предоставлен на сайте Научной библиотеки нашего университета в разделе «Информационные ресурсы».

Трудности, связанные с отсутствием достаточных по объему подсобных помещений для хранения литературы, территориальная разобщенность университетских корпусов, недостаточное финансирование обусловили необходимость создания полнотекстовой базы данных изданий, выпускаемых на полиграфической базе университета. С декабря 2003 года сотрудниками отдела компьютеризации библиотечных процессов была начата работа по переносу методических пособий на электронные носители. С 2005 года, по договоренности с редакционно-издательским отделом университета, все издания, выпускаемые в ОрелГТУ, передаются в библиотеку в электронном виде. Таким образом, полнотекстовая БД методических указаний явилась первым этапом создания базы данных изданий, выпущенных в ОрелГТУ. [16]

С этого учебного года начата работа по введению в открытый доступ всех изданий учебно-методической и научной литературы, выпущенной в ОрелГТУ. В настоящий момент данная база состоит из около 500 полнотекстовых документов.

Доступ к электронным изданиям ОрелГТУ возможен для всех категорий пользователей с любого ПК, подключенного к internet или intranet, посредством сайта НБ через ссылку «Электронный каталог НБ ОрелГТУ» или «ЭК АБИС LiberMedia». Поиск осуществляется по «Заглавию», «Автору», «Дате издания» «Рубрике», «Издательству» Результатом поиска является список документов, заглавия которых представляют собой ссылки на архивы с полными текстами и материалами.

Особой строкой в плане работы библиотеки стоит создание полнотекстовой БД авторефератов диссертаций, поступающих в фонд библиотеки и БД «Труды ученых ОрелГТУ». В данный момент сотрудниками отдела компьютеризации библиотечных процессов совместно с сотрудниками отдела хранения фондов ведется работа по переносу на электронные носители авторефератов диссертаций с 1996 г. Сейчас открытый доступ предоставлен к электронным версиям авторефератов за 2004-2006 годы, что составляет около 200 полнотекстовых документов.

Сотрудниками Отдела хранения фондов в настоящее время также ведется создание базы данных публикаций о библиотеках Орловской области. В ближайшем будущем планируется создание собственной полнотекстовой базы диссертаций, защищенных в стенах нашего университета.

Несомненный интерес представляет собой база данных «Публикации сотрудников НБ ОрелГТУ», где представлены полные тексты статей, опубликованных нашими сотрудниками с 2003 по 2006 годы.

Во избежание проблем с авторским правом, доступ к полнотекстовым документам возможен только с внутренних IP адресов ОрелГТУ.

Работа по созданию полнотекстовых БД является постоянным, непрерывным процессом. Однако, параллельно с ней необходимо проведение комплекса мероприятий, направленных на доведение информации о наличии таких баз до потребителя. Неоценимую помощь в решении проблемы оказывают объявления, ссылочная информация на сайте, рассылки по электронной почте, а также курсы, разработанные сотрудниками библиотеки, в числе которых курс «Основы информационной культуры», преподаваемый студентам начальных курсов.

Основной принцип работы библиотеки в процессе формирования электронных ресурсов - не только постоянное обновление информационной базы, но и обеспечение всеобщей доступности любого потребителя к информационным ресурсам Этим целям служит организованный в 2002г. в НБ ОрелГТУ отдел компьютеризации библиотечных процессов с Залом Электронной информации, а также созданная и успешно функционирующая локальная сеть, объединяющая в настоящий момент 32 компьютера.

Зал электронной информации предоставляет доступ к библиотечным, вузовским и мировым ресурсам через сеть университета и Internet Зал оснащен современной техникой: компьютерами, сканерами, принтерами, теле- и видеоаппаратурой. Фонд отдела включает как книги по компьютерной тематике, так и ежемесячно пополняющийся фонд CD-, DVD-дисков, видеокассет. Особым спросом пользуются электронные версии учебников по экономике, юриспруденции и т.д, а также электронные справочники, словари и мультимедиа-энциклопедии по самым разнообразным отраслям знаний. [1]

С октября 2002 года был получен бесплатный доступ и пароль к ресурсам Научной электронной библиотеки LIBRARY. Кроме того, наши пользователи имеют возможность получить доступ к ресурсам Университетской информационной системы России (УИС). В течение трех лет университет предоставляет возможность всем желающим воспользоваться ресурсами Российской Государственной Библиотеки (РГБ), в том числе электронной базой диссертаций.

В конце 2005 года Национальным Электронно-Информационным Консорциумом (НЭИКОН) любезно был представлен бесплатный доступ к электронным ресурсам

Американского химического общества, Оксфордского университета, Американского института физики. Теперь пользователи могут воспользоваться полнотекстовыми базами на английском языке данных ресурсов.

Большой популярностью и спросом в Научной библиотеке пользуются приобретенные справочно-правовые системы «Консультант-Плюс» и «Гарант», базы которых регулярно пополняются и обновляются.

Надо также отметить, что на сегодняшний день актуальной задачей библиотеки вуза, обладающей не только электронными продуктами, но и обширным спектром услуг, является грамотное представление ее в сети Интернет.

Ведь именно активно работающий, многократно посещаемый Web-сайт является своеобразным «лицом» библиотеки и позволяет реализовать множество задач по продвижению и рекламированию библиотеки вуза в международном информационном сообществе. Сотрудниками Отдела компьютеризации библиотечных процессов сделана попытка создать понятный, информационно насыщенный Web-сайт, соответствующий современным потребностям университетской библиотеки.

Уже упоминаемый в сообщении ранее, сайт Научной библиотеки ОрелГТУ размещен в 2002г. на сервере ОрелГТУ и имеет адрес: http://www.ostu.ru/libraries/. На нем основные направления деятельности библиотеки представлены в рубриках, которые можно разделить на три смысловых блока:

- общие сведения;

- ресурсы;

- услуги.

«Главная» страница организована как стартовая для поиска по информационным ресурсам и доступа к услугам библиотеки. Включены страницы «Новости», «О библиотеке», «Информационные ресурсы», где ценным является предоставление прежде всего доступа к собственным ресурсам библиотеки, в том числе к электронным каталогам, спискам периодических изданий, выписываемых с 1961 года с их Web-адресами (если таковые имеются), перечню CD-дисков, библиографических указателей, изданных НБ ОрелГТУ, и уже упомянутым полнотекстовые базам данных.

Благодаря разделу «Новые поступления» у наших пользователей есть возможность удаленно знакомиться с новинками, поступающими в фонд библиотеки.

«Гостевая книга» сайта создана для осуществления обратной связи с пользователем, она дает возможность посетителям наших страниц оставить свое мнение о нашей работе, задать вопрос и получить ответ прямо со страницы сайта, используя для этого специально разработанную форму.

В заключении хотелось бы отметить, что важнейшее место в формировании качества образовательных услуг в 21 веке занимают именно информационные ресурсы библиотеки как информационный потенциал самого вуза. Поэтому современный этап развития вузовской библиотеки характеризуется изменением основных приоритетов ее деятельности, ведь чаще всего именно библиотека становятся информационным центром учебного заведения. Развитие информационных библиотечных технологий становится первостепенным, а осуществление дальнейших планов позволит решать задачи информационного и библиотечного обслуживания на современном уровне, что будет способствовать дальнейшему развитию библиотеки. [1]

Научная библиотека Орел ГТУ в 1990 году приступила к созданию электронного каталога. В отделе комплектования и научной обработки литературы (ОК и НОЛ) в автоматизированном режиме осуществляется:

- ввод новых поступлений;

- коррекция введенных записей;

- выдача каталожных карточек;

- выдача инвентарной книги;

- выдача книжных формуляров ( на иностранную литературу );

- поиск литературы;

- выдача списков основной и дополнительной литературы (выборочно, а также можно получить полный список литературы по отдельным дисциплинам);

- выдача списков новых поступлений;

- копирование базы данных.

При поиске литературы можно осуществить поиск литературы по следующим параметрам:

- по автору;

- по названию;

- по любому слову из названия;

- по редактору;

- по области серии;

- по предметной области;

- по ключевому слову.

В настоящее время, количество названий, введенных в электронный каталог библиотеки составляет 26427.

Отдел комплектования и научной обработки литературы работает также с программами «Подписные издания» и «Методические пособия». Программа «Методические пособия» обеспечивает ввод, коррекцию, ликвидацию введенных записей, выдачу каталожных карточек, выдачу поступлений по авторам, составление списков новых поступлений по кафедрам.

В справочно-библиографическом отделе библиотеки функционирует АС «Библиограф». С 1993 в базу данных программы вводят газетные и журнальные статьи с их аналитической росписью. В настоящий момент база данных «Библиограф» насчитывает около 4 тыс. записей.

После просмотра информации возможен вывод нужных записей на печать по желанию пользователя.

С 1995 года в СБО в автоматизированном режиме ведется «Картотека трудов преподавателей». По данной картотеке можно получить следующую информацию:

- список кафедр университета;

- список преподавателей;

- список трудов всех преподавателей по определенной кафедре;

- список трудов преподавателя (по фамилиям).

Для пользователей на начальном этапе освоения информационного потенциала локальных и глобальных сетей обращение к электронным каталогам библиотеки является самым эффективным.

В 2001 году НБ ОрелГТУ приобрела автоматизированную библиотечно-информационную систему «LIBER» (Франция), которая реализует автоматизацию следующих видов процессов:

- комплектование библиотечного фонда, включая серийные издания;

- каталогизацию;

- доступ и все современные виды поиска в электронных каталогах;

- контроль движения (в т.ч. - нахождение) документов;

- функции управления работой библиотеки;

- функции межбиблиотечного обслуживания.

Недавно приобретенная и подготовленная к использованию автоматизированная библиотечно-информационная система «LIBER» реализует такие процессы как все современные виды поиска в электронных каталогах, контроль нахождения документов, функции межбиблиотечного обслуживания и управление работой библиотеки, комплектование и многое другое.

Поддерживаемые внутренние и коммуникативные форматы UNIMARK, ISBD, возможно импортирование и экспортирование в другие MARC форматы.

Всем известно, что после поступления литература должна пройти учет. На этом этапе вносятся сведения об авторе, заглавии, дате выхода издания, его цене и количестве полученных экземпляров, соответствующие инвентарные номера. Конечным информационным продуктом является лист инвентарной книги. Затем листы брошюруются в книги и ставятся отчетно-финансовыми документами библиотеки.

Программа «Либер» частично автоматизирует цикл систематизации и предметизации документов. Это осуществляется путем введения в базу ЭК предметных понятий. Данное обстоятельство облегчает работу систематизатора и помогает избежать неточностей в формулировках или размещении подрубрик, а для уточнения предмета конкретного документа достаточно внести к уже имеющимся дополнительные подрубрики.

«Либер» в перспективе позволит отказаться от ведения традиционных карточных каталогов, что в свою очередь избавит нас от подбора и расстановки печатных карточек.

Следует отметить проявление особого интереса к лазерным компакт -дискам. К сожалению, сведения о научных БД не доходят до библиотек, так как в нашей стране нет постоянной системы информирования о существующих и готовящихся к выпуску компакт - дисках.

Несмотря на очевидные достижения, компьютеризация приводит и к неизбежному появлению новых проблем. Прежде всего, это - нехватка машинного времени. Для успешного библиографического обслуживания в идеальном варианте необходимо иметь персональное рабочее место библиографа. Чтобы проект компьютеризации довести до логического конца, необходимо автоматизировать и так называемый пользовательский цикл (или систему обслуживания читателей на абонементах и в читальных залах). Программа «Либер» позволяет с помощью штрих кодирования автоматизировать регистрацию посещаемости и книговыдачи. Библиотека сможет открыть свои книжные фонда, установив контрольную аппаратуру «вход-выход» и обеспечив посетителей магнитными читательскими билетами.

Информационно-библиографическое обслуживание важнейшая и неотъемлемая часть работы НБ ОГТУ. Традиции и опыт, накопленные за десятилетия, позволили сформировать систему библиографического обслуживания, отвечавшую до недавнего времени потребностям читателей. Основной функцией библиографов являлось непосредственное справочно-библиографическое обслуживание в читальных залах, базировавшиеся на использовании справочно-поискового аппарата библиотеки, вспомогательных картотек отдела и фонда справочно-библиографических изданий. [48]

Внедрение компьютерной техники, позволившее переводить традиционные картотеки в электронную форму и создавать на их основе проблемно-ориентированные базы данных, работы по созданию электронного каталога НБ ОГТУ, последовательное и целесообразное приобретение баз данных на CD-ROM требуют поиска новых форм организации информационно - библиографического обслуживания в библиотеке.

Выступая в качестве незаменимой части системы образования и обучения, библиотеки высших учебных заведений должны как минимум обеспечить пользователям доступ к электронным каталогам других библиотек, справочным, мультимедийным учебным материалам для самообразования. С точки зрения сервиса пользователи должны быть обеспечены: поддержка в поиске глобальных информационных ресурсов; оценка достоверности полученных данных; помощь в изучении возможностей для образования и обучения; интерактивное взаимодействие с культурными и образовательными учреждениями.

Проблемы вузовских библиотек связаны с недостаточным финансированием как следствие, недостаточной техникой и квалифицированных кадров. Проблемы, которые не требуют больших финансовых затрат (обмен базами данных на'CD-ROM, совместная подписка на наиболее спрашиваемые БД и др.), не решаются из-за разобщенности библиотек высших учебных заведений и отсутствием координации в их деятельности.

В настоящее время вузовская библиотека - на пороге качественно нового этапа развития, связанного с техническим перевооружением библиотечно - библиографических и справочно-информационных процессов, внедрение в практику автоматизации. Все большую актуальность, особенно в достижении главной цели - сделать информацию более доступной, обеспечить всеобъемлющий обмен источниками информации.

Современные вузовские библиотеки сегодня являются не только хранилищами информации и плодов деятельности человеческого интеллекта. Уровень развития библиотек становится сегодня одним из индикаторов состояния развития страны и общества в целом. Оснащение библиотек современными программно -- аппаратурными системами и средствами превращает их не только в необходимый и удобный студентам источник знаний, но и в один из важнейших элементов научно - технического и социального прогресса страны и общества в целом. Крупные вузовские библиотеки являются информационными центрами вузов, архивами электронных документов, которые предоставляются в пользование на традиционных носителях и в электронном виде.

Новые технологии становятся достоянием библиотек университетов, и это приводит к повышению степени доступности информации и расширяет возможности ее поиска.

В новых условиях использования информационных технологий и технического перевооружения университетские библиотеки, сохраняя свои основополагающие принципы, приобретают новые функции и организационные формы своего существования и обслуживания потребителей.

С появлением и формированием электронных библиотек, с управляемой средой мультимедиа в цифровой форме сложилось новое представление о библиотеке.

Какой же должна быть библиотека будущего? Таковой можно считать библиотеку, которая:

- обеспечивает пользователям свободный доступ к информации, независимо от их социально - экономического статуса и местонахождения;

- является органической частью национальной и мировой информационной системы и предоставляет возможность получения информации из любого источника, без временных, географических и иных ограничений; хорошо знает и эффективно отражает содержание имеющиеся в ее фондах документов и помогает пользователю быстро получить информацию;

- обеспечивает долгую жизнь документам особой культурной и исторической значимости не только средствами консервации, но и путем перевода их образцов в электронную форму;

- умело регулирует соотношения в своем фонде документов на традиционных и электронных носителях информации.

Исследуя накопленный определенный опыт автоматизации отечественных и зарубежных вузовских библиотек следует отметить главные проблемы информационного обеспечения процессов обучения:

- постепенное создание и наращивание информационной базы, включающей в себя электронные учебники и учебные пособия, методические указатели, электронные каталоги и картотеки университетской библиотеки;

- проблемно -- ориентированные БД, полнотекстовые БД, содержащие справочники, энциклопедии, электронные издания, учебные пакеты прикладных программ и т.п.;

- формирование и хранение электронных комплектов учебной, методической и справочной информации;

- обеспечение удаленного доступа обучаемых к информационным ресурсам, как в режиме электронной почты, так и в режиме реального времени;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты