рефераты курсовые

Технологии социальной работы с пожилыми людьми

p align="left"> граждан. - Москва. 1991г., с.125 (ЦИЭТИН).

Изучение мнения директоров домов-интернатов, на ба-зе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опро-шенные считают это не лучшим вариантом, приводя следу-ющие аргументы:

· за редким исключением дома-интернаты для преста-релых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;

· нарушаются санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к дому-интернату как к закрытому учрежде-нию: лица, посещающие отделение дневного пребывания, не обследованы всесторонне, как постоянно проживающие;

· контактируя с последними, пользуясь общей столовой, биб-лиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфек-ций в дом-интернат;

· ухудшаются жилищные условия постоянно прожива-ющих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделе-ния, что косвенно отражается на материальном благополу-чии проживающих в учреждении;

· ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребыва-ния бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, полу-чают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интер-нате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.

В связи с этим во многих административных террито-риях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функ-ционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязан-ными» к домам-интернатам.

При создании первых центров еще не была предусмот-рена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт ра-боты этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживаю-щих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявле-ния на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябин-ске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы.11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. -- Красноярск, 1993 г.,

с. 165.

Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделе-ние, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство по-жилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чув-ства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения.11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. -- Красноярск, 1993 г.,

с. 165.

Культурно-массо-вые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танца-ми, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В ре-зультате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды неза-висимо от их семейного положения, сохранившие способ-ность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиоте-ки, мастерских и другие.

Питание может осуществляться как в специально обо-рудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации от-дыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные по-мещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлеж-ностями.

Обслуживаемые лица могут при их добровольном сог-ласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или на подсобных хозяйствах. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц, а излишки мо-гут быть реализованы с последующим зачислением доходов на счет Центра.

Пенсионеры и инвалиды обслуживаются отделением бесплатно. Питание обслуживаемых может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

По решению руководства Центра и местной админист-рации отдельные услуги в отделении могут предоставляться за плату (массаж, мануальная терапия, посещение культур-но-зрелищных мероприятий и так далее). Денежные средства, взимаемые за отдельные виды услуг, зачисляются на счет Центра и направляются на его развитие.

Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме то-го, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщи-ка, а при организации питания в самом отделении -- еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.

Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслужива-ния (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% -- мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 -- 74 лет) возраста -- 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста -- 46%.11 Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико-социальной реабилитации нетрудоспособных

граждан. - Москва, 1991, с.113 (ЦИЭТИН).

Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане -- 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, одна-ко 15,7% не получают от своих родственников никакой ма-териальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откро-венно враждебные.11 Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. --

МРЖ, р.14, №12.

Посетители отделения дневного пребывания имеют разный образовательный уровень: 22,4% граждан имеют на-чальное образование, либо неграмотны; у 40,3% лиц непол-ное среднее и среднее образование; 38,8% посетителей име-ют специальное среднее или высшее образование.

Большинство посетителей отделения (58%) обслужива-ют себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственни-ков и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от вре-мени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных пере-двигались с помощью костылей.

Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего боль-шинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерар-хии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетво-рительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания.22 там же Так, ежедневное посеще-ние заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «напо-лняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения спо-собствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кри-зов и другое). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность ра-ботников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физ-культурой.

Иерархия мотивов посещения отделения дневного пре-бывания в значительной степени связана как с возрастом обследованных, так и с образовательным уровнем. Это об-стоятельство следует учитывать при формировании контин-гента каждой «смены» и при разработке плана досуговых и других мероприятий для каждой такой «смены».

В настоящее время в штатном расписании отделений дневного пребывания не предусмотрена должность социаль-ного работника, его должностные обязанности выполняют частично заведующий отделением, частично культработник. Вместе с тем, вопросами комплектования контингента отде-ления, формированием микроколлективов среди посетите-лей отделения, оказанием психологической помощи, в оп-ределенной степени организацией досуговых мероприятий и другими должен заниматься специально подготовленный че-ловек -- социальный работник. Можно предположить, что в перспективе такая должность появится в штате отделений дневного пребывания.

В последние годы в ряде Центров социального обслу-живания появилось новое структурное подразделение -- Служба срочной социальной помощи. Она предназначена для оказания неотложной помощи разового характера, на-правленной на поддержание жизнедеятельности граждан, остро нуждающихся в социальной поддержке. Организация такой службы была вызвана изменением социально-эконо-мической и политической ситуации в стране, появлением большого числа беженцев из горячих точек бывшего Совет-ского Союза, бомжей, а также необходимостью оказывать срочную социальную помощь гражданам, оказавшимся в экстремальных ситуациях в связи с природными катаклиз-мами и так далее.

В соответствии с нормативным документом11 Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об утверждении Положения о территори-

альной службе срочной социальной помощи»., Служ-ба срочной социальной помощи должна размещаться в спе-циально отведенном помещении, имеющем все виды ком-мунального благоустройства, складские помещения для хра-нения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, по-стельного белья, набора лекарственных препаратов и пере-вязочных средств для оказания срочной доврачебной помо-щи и другое), иметь телефонную связь.

Основными направлениями деятельности Службы явля-ются:

· предоставление необходимой информации и кон-сультаций по вопросам социальной помощи;

· обеспечение бесплатным горячим питанием или про-дуктовыми наборами (по талонам в закрепленном предпри-ятии общественного питания; талоны могут выдаваться на одно посещение столовой либо, после обследования соци-ально-бытовых условий потерпевшего сроком на месяц);

· предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;

· оказание материальной помощи;

· содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);

· направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;

· оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;

· оказание других видов помощи, обусловленных реги-ональными особенностями (в том числе, срочной юридичес-кой помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не име-ющих возможности получить услуги государственной юри-дической службы).

Штатное расписание Службы срочной социальной по-мощи предусматривает следующие должности: заведующий службой, психолог (на 0,5 ставки), юрист (на 0,5 ставки), специалисты по социальной работе (2 должности), социаль-ный работник.

В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претер-певает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи не-трудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения -- отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибир-ской и Самарской областях). Размещаются они, как прави-ло, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отды-ха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых боль-ниц, от которых отказались органы здравоохранения, мед-санчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее).11 Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к реабилитации. - Красноярск, 1993 г.,

с.105.

Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения про-водится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской об-ласти) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких от-делениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержа-тельного досуга, психологическая помощь. Эта форма соци-ального обслуживания еще не получила широкого распро-странения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их даль-нейшее развитие имеет перспективу.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспо-собным гражданам дают основание прогнозировать дальней-шее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется са-мое серьезное внимание.

ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей

Россия - страна со сложной медико-демографической ситуацией, высокой средней долей пожилых людей в составе населения (на уровне 20,8%), превышающей долю детского населения, существенными региональными различиями уровня и качества жизни пожилых людей. Научиться жить в условиях, когда структура населения по полу и возрасту изменилась, когда необходимо согласовывать интересы всех возрастных групп, когда обеспечение благополучия детей и пожилых людей потребует стабильно высоких затрат ресурсов всех видов, - это непростая задача трансформирующегося общества.

Одно из закономерных макроэкономических последствий старения как социально-демографического процесса - рост потребности в социальных услугах, влияющий на развитие системы социального обслуживания населения, определение объемов финансирования учреждений социального обслуживания в бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах.

В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать.11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва., 1998 г., с. 23. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.

Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек).11 Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва., 1998 г., с. 25.

Десятилетие реформ принесло значительные достижения в области социального обслуживания населения пожилого возраста: право на социальное обслуживание в Российской Федерации установлено законодательно, социальные службы развиваются ускоренно, имеются учреждения социального обслуживания населения различных типов, финансовое, материально-техническое, кадровое обеспечение их деятельности постоянно улучшается, совершенствуются применяемые технологии социального обслуживания, постепенно внедряются методы индивидуальной оценки нуждаемости в помощи и социальных услугах, расширяется участие негосударственных структур в этой деятельности.

С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них - на 12,3 тысячи.

Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.

В России в стационарных учреждениях социального обслуживания постоянно проживают примерно 0,7-0,8 процента общей численности граждан пожилого возраста.

Фиксируется постоянный рост посещаемости пожилыми людьми нестационарных учреждений социального обслуживания. В 2002 году нестационарными формами социального обслуживания было охвачено 12957,8 тысяч человек. Вместе с тем из общего числа обслуженных лиц 10865 тысяч человек - это обратившиеся в отделения (службы) срочного социального обслуживания. В такой структуре обращаемости отражаются негативные тенденции качества жизни пожилых людей.

Численность лиц, обслуженных на дому специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания, растет и составляет 129,2 тысяч человек.11 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. - Москва.,

1998г., с. 56. Однако этот показатель нестабилен, а заявленная потребность в социально-медицинских услугах на дому, очевидно, ниже, чем реальный «скрытый» спрос на них.

Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.

На первый план выходит задача повышения качества предоставляемых социальных услуг, что связывается с преодолением различий качественных показателей социального обслуживания, характерных для отдельных регионов, населенных мест, для города и села.

Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.

Благодаря активной политике в области социального обслуживания населения пожилого возраста создаются основы для инициативных действий и использования новых социальных технологий, в том числе проверенных на опыте других стран, с целью ускорения развития и повышения эффективности деятельности учреждений социального обслуживания.

Внедрение инноваций оправдывается, если служит достижению конкретных приоритетных целей. В трансформирующемся обществе инновационный процесс способствует достижению практических результатов по таким приоритетам, как:

- соблюдение прав и обеспечение безопасных условий для пожилых людей;

- повышение качества жизни и сохранение самостоятельности в пожилом возрасте через предоставление социальных услуг;

- оказание эффективной поддержки семьям, предоставляющим пожилым людям семейный уход;

- налаживание партнерства на всех уровнях.

Определенной вехой с точки зрения распространения новых подходов и технологий в социальном обслуживании пожилых людей стало проведение в ноябре 2002 года в Саратове первого Общероссийского съезда социальных работников под девизом «Социальная работа для пожилых людей: профессионализм, партнерство, ответственность».11 Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. Учебное пособие. - Москва., 2005 г., с.606.

Резолюция съезда выражает стремление обеспечить устойчивое внимание к решению практических вопросов социальной защиты пожилых людей, руководствуясь реальным подходом к современным социальным явлениям, в ней содержатся конкретные предложения по развитию социального обслуживания граждан пожилого возраста в новых правовых и экономических условиях, особо подчеркивается значимость новых технологий.

Применение новых технологий социального обслуживания граждан пожилого возраста получает все более широкое распространение в связи с утверждающимся единым нравственно-этическим стандартом отношения к пожилому человеку, основанному на уважении к нему.

Четко формулируется и становится всеобщим достоянием базовый принцип современного социального обслуживания - ориентация на индивидуальную оценку потребностей клиента, более совершенный механизм предоставления социальных услуг на основе индивидуальных планов, участие самих пожилых людей в планировании деятельности социальных служб.

Вклад органов социальной защиты населения и непосредственно учреждений социального обслуживания может быть представлен на примере Кемеровской области, где в период 2000-2003 годов при поддержке Минтруда России успешно реализован пилотный проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в г. Кемерово и Кемеровской области». В его рамках города Кемерово, Новокузнецк и Березовский получили статус модельных территорий, два дома-интерната общего типа и два комплексных центра социального обслуживания - статус модельных учреждений. Финансирование проекта осуществлено Департаментом международного развития Великобритании.

Система разработки и внедрения новых технологий социального обслуживания пожилых людей на дому включала:

- проведение исследований по изучению потребностей пожилых людей в социальных услугах;

- изучение социальных и экономических возможностей учреждений социальной сферы, предоставляющих услуги;

- разработку новых моделей работы по удовлетворению потребностей клиентов пожилого возраста;

- обучение кадров, в том числе специалистов по социальной работе, и руководящих работников социальной сферы;

- мониторинг и корректировку «работающей» модели с учетом опыта, полученного в ходе ее применения.

В Кемерово оборудована учебно-методическая (модельная социальная) квартира со средствами реабилитации и социальной адаптации клиентов, что позволяет эффективно оценивать возможности, которыми человек пожилого возраста или инвалид располагает для независимой жизни, индивидуально подобрать и приобрести технические средства реабилитации. Открытие квартиры состоялось 1 октября 2002 года.11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва:

Институт социальной работы., 1996 г.

Учебно-методическая квартира переоборудована из типовой городской квартиры и полностью адаптирована к проживанию в ней и организации быта людей с ограниченными возможностями, сохранения самостоятельности и независимости. Стоимость работ по перепланировке квартиры составила 250 тысяч рублей. Проектом предусмотрены расширенные дверные проемы, отсутствие порогов, широкая балконная дверь и удобный съезд на лоджию, что позволяет инвалиду беспрепятственно передвигаться по квартире в кресле-коляске. Санитарный узел снабжен специальными поручнями. Подъезд жилого дома оборудован съемным пандусом, в нем также выполнены удобные для перемещения в инвалидной коляске пороги. Электрооборудование квартиры устроено таким образом, чтобы человек с ограниченными возможностями самостоятельно справлялся с ним.

Потребовался широкий ассортимент реабилитационного и адаптивного оборудования. В рамках проекта «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области» в учебно-методической квартире установлено 138 видов реабилитационного оборудования на сумму 231,1 тыс. рублей: оборудование для ванной - 34 вида; оборудование для самообслуживания - 27 видов; оборудование для ведения домашнего хозяйства- 58 видов; оборудование для безопасного передвижения и перемещения - 10 видов; приспособления для хождения- 9 видов. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва:

Институт социальной работы., 1996 г

На базе модельной социальной квартиры проводятся обучающие семинары для социальных работников и студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа», родственников, оказывающих помощь по уходу пожилым членам семьи, по правилам и приемам ухода за пожилыми людьми и людьми с ограниченными возможностями с помощью реабилитационного оборудования. Специалисты социально-реабилитационного отделения Комплексного центра социального обслуживания населения Центрального района г. Кемерово оказывают им содействие в подборе и приобретении средств реабилитации. В модельной квартире проходят заседания клубов общения, клубов «Оберег» и «Ищу работу» (члены - инвалиды, желающие найти работу).

Квартиру посещают представители лечебно-профилактических учреждений, что помогает укрепить взаимодействие с медицинскими структурами по вопросам социальной реабилитации пожилых людей и инвалидов, включая направление в социально-реабилитационное отделение родственников, длительное время осуществляющих уход за тяжелобольными.

В регионе рационализирована деятельность социальных работников. Внедряется, и притом весьма успешно, новая система командной работы по осуществлению ухода на дому. Предоставляемые услуги в большей степени соответствуют индивидуальным потребностям человека, стали более разнообразными и эффективными.

Если раньше значительная часть времени социальных работников уходила на то, чтобы доставлять клиентам продукты, то теперь они работают бригадами и предоставляют различные виды социальных услуг. Во всех модельных центрах работают курсы для социальных работников, где они повышают свою квалификацию и приобретают профессиональные знания.

Регулярно проводятся опросы с помощью анкет, которые дают информацию о том, насколько клиенты удовлетворены переменами в обслуживании и как оценивают его эффективность. В модельных стационарных учреждениях проведен опрос о качестве ухода по методике, известной в Великобритании как программа «Внутренняя уверенность в качестве». На большие потенциальные возможности этой программы обратили внимание все организаторы социального обслуживания пожилых людей и эксперты, проекта.

Проект «Поддержка и развитие социального обслуживания пожилых людей в городе Кемерово и Кемеровской области», опиравшийся прежде всего на людские ресурсы, энтузиазм и увлеченность работников, воплощает лучшие идеи международного сотрудничества и взаимной поддержки в интересах граждан старшего поколения. 11 Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга специалиста по социальной работе. - Москва:

Институт социальной работы., 1996 г

В настоящее время Российско-Европейский фонд как организация, реализующая проект при поддержке Министерства труда и социального развития Российской Федерации, органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации успешно осуществляет мероприятия по распространению накопленного в проекте инновационного опыта.

3.2. Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста

Минтруд России и органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации активно постоянно работают над укреплением существующих и развитием инновационных форм социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: включая геронтологические, геронтопсихиатрические, реабилитационные центры, дома (отделения) милосердия, учреждения социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий, специализированные отделения социально-медицинского обслуживания на дому, социально-оздоровительные центры, специальные жилые дома для одиноких престарелых, социальные квартиры.

Геронтологические центры - новый тип учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста, где предоставляется гериатрическая помощь. Необходимость их создания вызвана ростом численности граждан престарелого возраста и долгожителей, нуждающихся в усиленном медицинском уходе. Геронтологические центры открыты в Республике Татарстан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Волгоградской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Орловской, Смоленской, Ярославской областях, Ханты-Мансийском автономном округе и Москве.

Особое место в организации работы с пожилыми людьми в Новосибирской области занимает Областное государственное учреждение «Новосибирский геронтологический центр», основной задачей которого является разработка новых технологий в работе с людьми старшего поколения, оказание организационно-методической помощи учреждениям социального обслуживания пожилых граждан.

В настоящее время в целях совершенствования деятельности геронтологических центров Департамент по делам ветеранов, пожилых людей и приема населения Минтруда России, обеспечивая организационно-методическую работу и поддержку в укреплении материально-технической база этих учреждений, подготавливает для органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации методические рекомендации по организации деятельности названных центров. В развивающиеся центры комплексно поставляется современное медицинское, технологическое и реабилитационное оборудование по федеральной целевой программе «Старшее поколение».

Все большую роль в оказании помощи пенсионерам играют центры социального обслуживания. В настоящее время таких центров насчитывается свыше 1,9 тысяч. По сравнению с начальной стадией развития этих учреждений, новых для периода 80-х годов, бурный количественный рост их прекратился. В последние годы ежегодно открывается 40-50 новых центров. 11 Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические исследования в геронтопсихиатрии. --

МРЖ, №12.

Однако в результате совершенствования системы видов и форм социального обслуживания, включающих комплекс услуг (медицинских, коммунальных, торговых и других), предоставляемых гражданам пожилого возраста, характерной чертой центров стала их многопрофильность.

В Амурской области введена новая форма социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - социально-консультативные пункты по работе с гражданами по месту жительства.

В Приморском крае созданы бригады социальных работников по выращиванию огородной продукции. Центр социального обслуживания населения заключает соглашения с гражданами, состоящими на надомном обслуживании, на выращивание на их земельных приусадебных участках огородной продукции. Часть собранного урожая выдается малообеспеченным гражданам в качестве материальной помощи, а часть реализовывается предприятиям общественного питания. Средства, вырученные от продажи, также направляются на оказание материальной помощи малообеспеченным пенсионерам.

Все большую роль в поддержке одиноких пожилых граждан играют специальные дома для одиноких престарелых с комплексом служб социально-бытового назначения, которые являются перспективной моделью структуры жизнеобеспечения пожилых людей в условиях нарастания численности пожилого населения (700, более 22 тысяч проживающих). В каждом четвертом специальном доме созданы социально-бытовые службы. Наибольшее число домов насчитывается в Москве, Свердловской, Вологодской, Новосибирской областях, Красноярском крае.

Социальные квартиры являются одним из вариантов создания оптимальной среды проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов. Общее число таких квартир составляет около 2,5 тысяч, в них проживает более 3 тысяч престарелых граждан, третья часть из которых обслуживаются отделениями социального обслуживания на дому и специализированными отделениями социально-медицинского обслуживания.11 Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. // Учебное пособие. - М.,1998г.,с.62.

Активно развивают это направление социального обслуживания Москва, Свердловская, Читинская области, Красноярский и Приморский края.

Учитывая необходимость предоставления адресной, оперативной помощи, максимально приближенной гражданам, которые проживают в удаленных сельских населенных пунктах, органы социальной защиты населения активно развивают разнообразные модели мобильной социальной службы. Целесообразность такой формы социального обслуживания все более подтверждается на практике. Для многих ветеранов и инвалидов крайне затруднено обращение в лечебные, правоохранительные и другие социально значимые учреждения, в том числе предоставляющие бытовые и торговые услуги населению. Обслуживание мобильной социальной службой обходится людям как минимум вдвое дешевле, чем по сложившимся тарифам на транспортные и другие услуги в данной местности.

Поиск новых социальных технологий, повышающих доступность социальных услуг населению в современных социально-экономических условиях, привел в Пензенской области к идее создания межведомственных центров по решению социальных вопросов при муниципальных органах самоуправления в форме сельских мини-центров (в Пензенской области действует 384 мини-центра).

Практически во всех субъектах Российской Федерации созданы учреждения и отделения социальной помощи для лиц без определенного места жительства. Действует 47 специальных домов-интернатов для престарелых и инвалидов на 7,2 тысяч человек,11 Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003. с.142. в которых находятся граждане пожилого возраста и инвалиды без определенного места жительства, частично или полностью утратившие способность к самообслуживанию и добровольно согласившиеся проживать в стационарных учреждениях социального обслуживания.

Сегодня в Хабаровске насчитывается 140 тысяч пенсионеров по возрасту, которые получают более 18 видов льгот - по услугам ЖКХ, связи, общественного транспорта, лекарственному обеспечению и санаторно-курортному лечению. Многие из них получают также краевые и городские компенсационные выплаты и адресную материальную помощь. Правом на предоставление таких льгот в среднем ежемесячно пользуются более 86 тысяч пожилых хабаровчан.

С начала текущего года на социальную поддержку пожилых людей в городе из всех источников было израсходовано 934 миллиона рублей, в том числе из бюджета Хабаровска - 312,8 миллиона рублей.

В Хабаровске также создана сеть учреждений, обеспечивающих различные формы социального обслуживания пожилых граждан - два краевых Дома-интерната для престарелых и инвалидов, четыре специальных дома для проживания ветеранов. Имеются краевой Центр социальной адаптации граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, пять муниципальных Центров по работе с населением, три Дома ветеранов, развернута сеть муниципальных магазинов «Ветеран», где предоставляются скидки.

Сегодня в крае проживают 250 тысяч граждан преклонного возраста, среди них - 34 тысячи - ветераны войны, свыше 125 тысяч - ветераны труда. И все они, как никто другой, заслуживают особого уважения и внимания.

Под особым контролем у краевого правительства находится обеспечение жильем  участников Великой Отечественной войны. К 60-летию Победы сданы в эксплуатацию  дома и квартиры для ветеранов - в  г.Хабаровске,  п.Переяславке,  г.Вяземском. Всего в крае построены и действуют 11 специальных домов для ветеранов с  набором социальных услуг, в которых проживают около 1 тысячи ветеранов войны и труда. Более 3 тысяч  пожилых граждан живут в стационарных учреждениях социального обслуживания и домах-интернатах, где им оказываются поддержка и помощь.

В целом сложившаяся социальная политика в крае направлена на улучшение медицинского, бытового, транспортного обслуживания пожилых граждан, улучшение их жилищных условий, обеспечение социальных услуг и гарантий, создание условий для их общественной и творческой деятельности.

16 стационарных учреждений социального обслуживания пожилых граждан в Хабаровском крае не могут вместить всех нуждающихся. Очередь в стационары соцобслуживания движется очень медленно, и порой людям приходится ждать места по несколько лет. В настоящее время 450 человек стоят на очереди.

Также многие из подобных учреждений, особенно находящиеся в отдаленных от центра населенных пунктах, не приспособлены для проживания инвалидов. В результате этих и других (в том числе, технических) проблем, часто в таких учреждениях не соблюдаются нормы жилплощади, не хватает мебели и так далее. Стоимость суточного питания на человека в среднем составляет всего 74 рубля. Также, из-за низкой заработной платы и отсутствия соцпакета подобные учреждения укомплектованы персоналом всего на 67%.

Депутатами были приняты рекомендации по улучшению системы обслуживания пожилых граждан и инвалидов правительству края, органам

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью курсовой работы являлось выявление социальных проблем пожилых людей. В ходе работы было изучено много литературы и исходя из этого анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

1) социально-демографическую категорию пожилых людей, анализ их проблем теоретики и практики социальной работы определяют с разных точек зрения - хронологической, социологической, биологической, психологической, функциональной и тому подобное;

2) из исследования видно, что наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов;

3) в ходе исследования было установлено, что отделения дневного пребывания пользуются большой популярностью у людей пенсионного возраста;

4) в работе была исследована структура системы учреждений социального обслуживания. Важнейшей задачей которой является поддерживание уровня жизни пожилых людей и инвалидов в экстремальных ситуациях, содействие их адаптации к условиям рыночной экономики;

5) главной целью обслуживания людей является создание ориентированных на конкретного человека мобильных структур, при этом социальный работник организует предоставление услуг независимыми, добровольными и государственными организациями, он так же ответственен за сотрудничество с медицинскими учреждениями и агентствами разного рода;

6) установлено, что долгожитель и его семья - одна из актуальнейших

проблем и нашего общества в целом, и социальной медицины в

частности. Проблема эта кажется не разрешаемой ни

общественными, ни правительственными мерами направленными на

укрепление социальной защиты народонаселения; еще в меньшей

степени - медицинскими путями;

7) выявлено, что для качественного обслуживания пожилых граждан, необходима высокая подготовка персонала в области психологии, социологии, педагогики, а так же социальных работников.

Таким образом, подведя итог исследования, были выявлены социальные проблемы пожилых людей, решение следующих задач:

1) определение основных социальных проблем пожилых людей;

2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;

3) выявление основных форм обслуживания граждан;

4) роль реабилитационных центров;

5) необходимость новых технологий социального обслуживания пожилых людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты, основные выводы и обобщения способствуют более глубокому пониманию социальных проблем пожилых людей, установлению контактов между социальным работником и клиентом для выполнения совместной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Альперович В.Д. Если вам за 60 … // г. Ростов-на-Дону. 1999г.

2. Альперович В.Д. Геронтология. Старость. Социокультурный портрет. //

Учебное пособие. - Москва., 1998г.

3. Дементьева Н.Ф., Модестов А.А. Дома-интернаты: от призрения к

реабилитации. -- Красноярск, 1993г., 195 с.

4. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Формы и методы ме-дико-

социальной реабилитации нетрудоспособных граждан. - М.,

1991, 135 с. (ЦИЭТИН).

5. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю. Социально-психо-логическая адаптация лиц старших возрастов в начальный период пребывания в домах-интернатах. /Методич. реко-менд. - М., 1992, 18 с. (ЦИЭТИН).

6. Дементьева Н.Ф., Шаталова Е.Ю., Соболь А.Я. Орга-низационно-методические аспекты деятельности социально-го работника. В кн.; Социальная работа в учреждениях здра-воохранения. -- М., 1992, (Департамент проблем семьи, женщин и детей МСЗ РФ. Центр общечеловеческих ценно-стей).

7. Зайнышев И.Г. Технология социальной работы // Москва. 2003 г.

8. Принципы и концепция развития медико-социальной реабилитации

больных, инвалидов и лиц пожилого возраста.- Методические

рекомендации.- Москва.- 1990 г.

9. Приказ Минсоцзащиты населения РСФСР от 04.02.1992 г. №21 «Об

утверждении Положения о территориальной службе срочной

социальной помощи».

10. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом.

-- М., 1994, 78 с. (Институт социальной работы/ ассоциации

работников социальных служб).

11. Социальная работа / Под ред. проф. В.И. Курбатова. - г. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000 г., 576 с.

12. Социальная геронтология./ Под общ. Ред. Р.С. Яцемирской - Москва, 1998 г.

13. Социальная работа с пожилыми людьми: Настольная книга

специалиста по социальной работе. - Москва: Институт социальной

работы., 1996 г.

14. Холостова Е.И. Социальная работа // Учебное пособие. - Москва. 2005г.

15. Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми: Учебное

пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. -

296с.

16. Технологии социальной работы: Учебник под общ. ред. проф.

Е.И.Холостовой. - М.: ИНФРА-М, 2002. -400с.

17. Холостова Е.И. Пожилой человек в обществе: В 2 ч. М.: Cоциально-

технологический институт, 1999.-320с.

18. Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. Социальная реабилитация: Учебное

пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.

-340с.

19. Черносвитов Е.В. Социальная медицина Учеб. пособие для студ. высш.

учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -304с.

20. Щирина М.Г. Демографические и клинико-эпидемиологические

исследования в геронтопсихиатрии. -- МРЖ, р.14, №12.

21. Энциклопедия социальной работы (перевод с анг-лийского).

-- М., 1993, т.1, 480 с. (Центр общечеловеческих

ценностей).

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты