Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения
Библиотека и религия: современные направления в разработке вопросов информационно–библиографического обеспечения
90
Содержание :
Введение
Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия
§ 1. Роль религии в жизни общества
§ 2. Взаимодействие государства и церкви в России
2.1. Государственная политика в области религии до 1917 года
2.2. Основные этапы государственной политики в области религии в советское и постсоветское время
§ 3. Роль библиотек в работе по духовно-религиозному возрождению России
3.1. Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
3.2. Православная библиотека наших дней
3.3. Опыт работы государственных библиотек по проблемам религии и церкви (по материалам специальной печати)
Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви
§ 1. Обзор современного состояния библиографии религиоведения
1.1. Текущая библиографическая информация
1.2. Ретроспективные библиографические указатели
1.3. Церковное краеведение
§ 2. Новые технологии в библиографии религиоведения
§ 3. Опыт библиотек региона по библиотечно-библиографическому обслуживанию пользователей библиотек
Введение
За последние 10-15 лет в России возрос интерес к религии. Так как Россия многонациональная страна, то и религий и вероисповеданий на ее территории много, но основной все же является Православие. Оно-то и объединяет людей различных политических взглядов, возрастов и конфессий. Восстанавливаются соборы, храмы, монастыри, часовни, открываются воскресные школы при храмах и церквях. Все больше и больше возникает новых духовных учебных заведений, а также открываются факультеты в вузах России. Не остаются в стороне от этого процесса и библиотеки, как культурно-просветительные и информационные учреждения. Они способствуют процессу возрождения: формируя фонды религиозной литературы и раскрывая их пользователям, воспитывают в людях нравственность, гуманность, понимание веры и религиозную веротерпимость.
Этот процесс требует постоянного информационного обеспечения. Поэтому тема данной дипломной работы является актуальной.
Основными задачами дипломного проекта являются:
1) ознакомление с проблемами избранной темы;
2) анализ состояния библиографии религиоведения на современном этапе;
3) знакомство с опытом работы библиотек по данной тематике;
4) обобщение опыта работы библиотек Липецкой и Орловской областей;
5) создание рекомендательного указателя «Христианство 2000 лет: история и современность».
Объектом данной работы являются вопросы, связанные с информационно-библиографическим обеспечением религиоведения.
Предмет исследования -- опыт работы библиотек региона и создание библиографической информации по религиоведению.
Документальной основой дипломного проекта является Конституция РФ, законы РФ по вопросам религии( ), о библиотечном деле ( ). Для написания диплома был выявлен значительный круг материалов как общего, так и специального характера учебники по религиоведению, интересные статьи по истории религии.
Для изучения опыта работы библиотек были привлечены публикации из журналов «Библиотека», «Библиография «Общество и образование». При характеристике состояния информационно-библиографического обеспечения проблем религии и церкви были использованы обзоры литературы, сведения из БРБ.
Базой исследования явилась Липецкая ОУНБ и Липецкая городская детская библиотека-филиал № 24 Городской Липецкой ЦБС.
При написании данной работы были использованы следующие методы:
- изучение и анализ документов;
- анализ библиотечной документации;
- беседа;
- анкетирование;
- статистический;
- работа с библиографическими источниками.
Автором дипломного проекта были разработаны две анкеты и были опрошены библиотекари региона и читатели г. Липецка.
В качестве экспериментальной части дипломного проекта в приложении дается библиографическое пособие -- рекомендательный указатель «Христианство 2000 лет: история и современность», прилагаются две анкеты.
Работа имеет следующую структуру:
Введение
Глава I. Религия и библиотеки: грани взаимодействия (§ 1-3)
Глава II. Основные тенденции создания библиографической информации по проблемам религии и церкви (§ 1-3)
Список сокращений:
БРБ - библиография Российской библиографии;
ВГБИЛ - Всероссийская Государственная библиотека иностранной
литературы;
ГПИБ - Государственная публичная историческая библиотека;
ИНИОН РАН - институт научной информации по общественным
Глава I. Религия и библиотека: грани взаимодействия
§ 1. Роль религии в жизни общества
Термин «религия» происходит от латинского religio. Наиболее признаваемыми являются варианты римского мыслителя Цицерона (106 -- 43 г. до н.э.) и христианского апологиста Лактация (? 250 -- после 325 г.). В самой общей форме можно сказать: религия не просто вид каких-то связей, взаимоотношений и действий людей, некоторое функционирующее образование людей, форма общественного или индивидуального сознания; она есть одна из сфер духовной жизни общества, групп, индивида, способ практически духовного освоения мира, одна из областей духовного производства.( )
Религиоведение -- совокупность научных дисциплин, изучающих религию. Предметом религиоведения являются закономерности возникновения и функционирования религии, взаимосвязь и взаимовлияние религии и других областей культуры. Религиоведение изучает религию на уровне общества, групп и личности. В настоящее время религиоведение включает ряд разделов -- философию, социальную психологию, феноменологию, историю религии.
Философия религии -- совокупность философских понятий, принципов, концепций, дающих философское объяснение объектов религии. Эти концепции многообразны, интерпретация религии осуществляется в них под различным углом зрения.
Социология религии изучает общественные основы религии, общественные закономерности ее возникновения, развития и функционирования, ее элементы и структуры, место, функции и роль религии в общественной системе, влияние религии на другие элементы этой системы и специфику обратного воздействия данной общественной системы на религию.
Психология религии исследует психические и психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений общественной, групповой и индивидуальной психологии (потребностей, чувств, настроений).
История религии образует движущийся во времени мир явлений религии во всем его многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретности их форм, накапливает и сохраняет информацию о многочисленных существовавших и существующих религиях. Исследования ведутся в русле всеобщей истории религии, истории данной религии и конфессии, страноведческой истории религий и конфессий.
Выделяют теоретическое и историческое, теоретическое и эмпирическое, конфессиальное и внеконфессиальное, сравнительное религиоведение. Главным во внеконфессиальном религиоведении является философское содержание, поскольку именно философия раскрывает глубинные, сущностные свойства религии, разрабатывает наиболее универсальные понятия и теории объекта. Однако это содержание не заполняет всего объема религиоведческих знаний: в религиоведении имеются и другие уровни понятий, теорий, интерпретаций, а также множество эмпирических данных, фактического материала.
Таким образом, мы видим, что религиоведение -- многоаспектная научная дисциплина, включающая в себя историю религии как важную составную часть. Именно история религии, ее возникновение, основные этапы развития интересуют широкий круг читателей, поэтому в данной работе основное внимание уделяется историческим аспектам развития и взаимодействия религии и культуры.
Религия -- это одна из сфер духовной жизни, способ практически духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Религия возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества, человечества и превращается в определенный аспект их сущности и существования.
Одним из течений религии является христианство, которое получило распространение в России в виде Православия.
Элементы и структура религии складываются и видоизменяются в ходе истории. Являясь подсистемой общества, религия занимает в нем определенное место и выполняет соответствующие функции. Выделяется несколько функций религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, культуротранслирующая и другие.
Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря прежде всего наличию в ней определенного типа взглядов на человека, общество, природу. Религия включает миропонимание (объяснение мира в целом и определенных явлений и процессов в нем), миросозерцание (отражение мира в ощущении и восприятии), мирочувствие (эмоциональное принятие или отвержение), мироотношение (оценка) и прочее.
Религия выполняет компенсаторную функцию, восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане воображения, перестройки сознания, а также изменения объективных условий существования.
Религия обеспечивает общение, осуществляет коммуникативную функцию. Общение складывается как в нерелигиозной, так и в религиозной деятельности и отношениях, включая процессы обмена информацией, взаимодействия, восприятия человека человеком.
Регулятивная функция состоит в том, что с помощью определенных идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов осуществляется управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов, групп, общин. В регулятивной функции большое значение имеет система норм (религиозного права и прочего) и образов (многочисленных примеров для подражания).
Для сохранения и развития духовной культуры весьма важное значение отводится культурнотранслирующей функции. Она проявляется в том, что религия, являясь составной частью культуры, способствовала развитию определенных ее слоёв -- письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивалось сохранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляется передача накопленного наследия от поколения к поколению.
Степень влияния религии связана с ее местом в обществе, а это место не является раз и навсегда данным, оно изменяется в контексте процессов, происходящих в окружающем мире и связанных с эволюцией человечества.
Одним из немаловажных моментов существования религии в обществе является ее взаимоотношение с государством.
§ 2. Взаимоотношение государства и церкви
2.1. Государственная политика в области религии до 1997 года
На различных этапах развития христианства предпринимались попытки усилить религиозное влияние на государственную власть ( № , с.213).
В 1455 году Константинополь захватили турки. Разрушение Византийской империи, интересы укрепления авторитета Российского государства, а также возросшее влияние Русской Православной церкви за рубежом привело к тому, что в 1599 году была создана Московская патриархия, и митрополит на поместном соборе был избран первым российским патриархом. Сделав Русского патриарха независимым от Константинопольского, собор вместе с тем поставил его в зависимость от царской власти: согласно Соборному уложению 1649 года, патриарх после избрания его на Поместном соборе, утверждался царем.
Дальнейшее укрепление власти церкви в государстве было проведено патриархом Никоном в середине XVIII века. Никон провел ряд реформ, последствием которых явился раскол в Русской православной церкви -- возникло старообрядчество. Никон в своей реформаторской деятельности стремился утвердить приоритет духовной власти над светской, стремился стать над царем. Но в борьбе с самодержавием Никон потерпел поражение. В результате Поместный собор 1667 года осудил Никона, лишил его сана и подтвердил необходимость подчинения церкви государству.
В 1721 году Петр I ликвидировал патриаршество и учредил Святейший синод -- коллективный орган, члены которого назначались императором( ) . Церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления.( ) Главой церкви стал сам император, а Синодом должен был управлять его чиновник -- обер-прокурор. Церкви вменялось в обязанность исполнение ряда функций государственной власти: запись актов гражданского состояния, руководство начальным образованием, наблюдение за политической благонадежностью граждан.
Православие верой и правдой служило самодержавию в течение двух веков, вплоть до свержения династии Романовых и ликвидации монархии в результате Февральской революции 1917 года.( )
Революционная ситуация в России в начале ХХ века вынудила правительство вносить коррективы в религиозную политику. Так, царский Манифест от 26 февраля 1905 года содержал обещание даровать свободу вероисповеданий.
С этого момента начинаются новые изменении во взаимоотношениях церкви и государства.
На начальном этапе Февральской революции между церковью и Временным правительством установились взаимопонимание и тесное сотрудничество. Временное правительство для проведения своей политики нуждалось в поддержке церкви. Поэтому оно предприняло ряд шагов, направленных на установление добрых отношений. Церковь получила крупные ассигнования на содержание храмов и Клира. В свою очередь, православные священники стремились оказать поддержку Временному правительству, обосновать законный характер новой власти.
Временным правительством в порядке обеспечения свободы совести был проведен ряд реформ, основной смысл которых заключался в том, чтобы уравнять в правах все религии России, отделить школу от церкви и т.д. В школах было отменено обязательное преподавание закона Божьего, церковно-приходские школы передавались от церкви в ведомство Министерству школ. Таким образом, в управлении Русской православной церковью, а значит, и ее отношениях с государством, произошло эпохальное событие.
2.2. Основные этапы государственной политики в области религии в советское и постсоветское время
Первые декреты советской власти кардинально изменили положение православной церкви и других религиозных организаций. Документом, обобщившим законодательство республики в области свободы совести и отношений государства с религиозными организациями, является декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделение церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года.
В декабре 1936 года была принята Конституция СССР. Ее 124 статья гласила: «В целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви. Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами.( )Но надо отметить, что несмотря на такой важный законодательный документ, взаимоотношения церкви и государства в этот период были сложными. Ведь именно в 30-е годы были закрыты многие церкви, от репрессий пострадал целый ряд религиозных деятелей. Во многом это объяснялось общей политической обстановкой в стране и успешным насаждением атеизма. Но все-таки оставались и храмы, и священнослужители, и верующие, которые сохранили лучшие православные традиции, доказав в годы тяжелых испытаний, сто православная вера и любовь к Родине для них едины.
С первых дней Великой Отечественной войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту Родины, организовать сбор средств фонд обороны страны. Правительство оценило эту поддержку, был принят ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Но коренной поворот в деле нормализации государственно-церковных отношений наступил в 1943 году.
8 сентября 1943 года на Архиерейском соборе был избран патриарх Московский и Всея Руси. Постановление Совнаркома СССР предусматривало организацию Совета по делам Русской Православной церкви, открытие православного богословского института. Упорядочение государственно-церковных отношений распространялось и на другие религиозные организации, действующие в стране.
В послевоенное время продолжалась постепенная нормализация отношений между церковью и государством. В 1975 году принимается Указ Президиума Верховного Совета РСФСР о внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года, расширявший возможности религиозных организаций в удовлетворении потребностей верующих ( , с.124). В последующих документах расширялось понятие «свободы совести» и гарантировалось право исповедовать любую религию.
Следующим шагом в разработке проблемы взаимоотношений церкви и государства на уровне законодательства явилось принятие в 1977 году новой Конституции СССР.
1985 год положил начало процессу глубоких перемен в отношениях государства и церкви. Были сняты ограничения, которые на протяжении многих лет связывали деятельность религиозных организаций. Это способствовало активизации различных сфер деятельности религиозных организаций всех конфессий, действующих на территории нашей страны.
1 октября 1990 года Верховным Советом СССР был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях» ( ), который гарантировал права граждан на определение и выражение своего отношения к религии, устранял многочисленные ограничения и противоречия, препятствующие практическому осуществлению свободы совести. Именно этот документ свидетельствовал о коренных изменениях в отношениях церкви и государства на официальном уровне.
Для современной России важное значение имела Конституция Российской Федерации (1993 г.), которая в законодательном порядке гарантирует гражданам свободу совести и слова, развивая и подтверждая положения, высказанные в законе 1990 года.
В главе второй этой Конституции «Права и свободы гражданина и человека» в статье 28 записано: «Каждому человеку гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Эта статья является основополагающей для построения взаимоотношений государства и церкви.
В статье 29-й оговаривается, что не допускается агитация, которая может сеять религиозную ненависть. Это очень важные положения, которыми должны руководствоваться в своей деятельности не только различные организации, но в том числе и библиотеки.
В русле развития взаимоотношений церкви и государства следует рассматривать и принятый в 1997 году новый федеральный Закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (№ ), который еще раз подтверждает позиции государства в отношении религии, провозглашенные в Конституции России.
Закон состоит из четырех глав и 27 статей. Настоящий Федеральный Закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений.
Все статьи этого закона важны для определения отношений между церковью и государством. По-прежнему, как и в предыдущих документах, церковь отделена от государства, а школа от церкви. Таким образом, государство в очередной раз на законодательном уровне подтверждает незыблемость светской власти. Но диалог между церковью и государством продолжается.
Подтверждением этого является следующий факт. Предполагается, что вскоре будет вынесен на рассмотрение в Государственную Думу законопроект «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций». Эта информация была представлена журналистом, зам. председателя Комитета Думы по делам общественных объединений и религиозных объединений Александром Чуевым. Он высказал предположение, что такие отношения важны и необходимы при решении проблем общегосударственного порядка, таких, как, например, демографический кризис, поднятие боевого духа армии и некоторые другие.
Крупнейшие события в религиозной и культурной жизни общества происходят при участии не только религиозных, но и современных политических деятелей России. Часто эти мероприятия затрагивают важнейшие стороны жизни общества.
Так, в январе 2004 года святейший Патриарх Алексий II открыл крупнейшую выставку «Православная Русь», которая была организована Русской Православной Церковью, Паломническим центром Московского патриарха и Выставочным объединением «Рестек». Такая выставка в городе Москве проводится уже второй раз. В день открытия выставки состоялась общественная дискуссия на тему: «Церковь, политика, нравственность», в которой приняли участие председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, депутат Государственной Думы, лидер блока «Родина» Сергей Глазьев и другие.( )
С изменением отношений между церковью и государством произошли заметные изменения в духовно-религиозном пространстве России. Это видно и в сфере культуры, и в сфере образования. Восстанавливаются церкви и монастыри, увеличивается число духовных учебных заведений, возникают воскресные школы, православные гимназии, открываются факультеты религиоведения в государственных высших учебных заведениях.
Это не случайно явление, а закономерный процесс, связанный с ростом числа верующих. Об этом говорил в своем интервью видный иерарх Русской православно церкви, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл. Он привел такие сведения: «В 1988 году было примерно шесть тысяч восемьсот православных храмов. Сейчас, если брать каноническую территорию Русской православной церкви, их около двадцати пяти тысяч. А если говорить о монастырях, то их было восемнадцать, теперь же их около семисот».
В свете этих фактов не случайным стало открытие Православных библиотек, которые когда-то были в России. И государственные библиотеки различных уровней так или иначе связаны в своей работе с религиозной проблематикой. Поэтому мы вправе говорить о роли библиотек в возрождении духовно-религиозной культуры, поскольку именно библиотеки являются той инфраструктурой, которая имеет необходимые ресурсы для такой деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Одной из тенденций развития библиографии религиоведения является на современном этапе значительное развитие прикнижных библиографических указателей. Многие научные труды по истории и современным проблемам религии сопровождаются весьма солидными списками.
На видное место в потоке библиографической продукции выдвигается биографическая тематика. Появилось значительное количество прикнижных списков и отдельно изданных пособий о многих святых и деятелях русской православной церкви.
В последнее время выдвигаются крупные библиографические проекты, которые будут способствовать переводу религиоведческой информации на новые носители.
Новым направлением является опыт по созданию первый опыт по созданию указателей, библиографических пособий, религиоведческой тематике, которые подводят своего рода итоги развития библиографии.
Таким образом, в настоящее время формируется система библиографии религиоведения, направленная на удовлетворение потребностей гуманитарного образования.
§ 3 Роль библиотек в работе
по духовно-религиозному возрождению России
Библиотека -- это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом тиражированных документов и представляющее из во временное пользование физическим и юридическим лицам.( )
Проблема места и роли библиотек в системе «Общество и религия» относится к числу сложных. Можно надеяться, что в ходе духовного развития, совершенствования всех сторон социальной и духовной жизни страны она найдет правильное решение.
В библиотеку и к библиотекарю и сегодня приходят, и завтра придут и верующие, и неверующие, и колеблющиеся. И вряд ли в обществе есть такое учреждение, в которое именно в стремлении удовлетворить самые сокровенные духовные интересы, порой обрести душевный покой, смягчить печаль, найти опору в жизни обращаются тут же, один за другим, глубоко верующий и убежденный атеист, даже такие люди, как религиозный фанатик и богохульник. На то и «Открытый стол идей за который приглашен каждый, за которым каждый найдет пищу, которую ищет» ( , с.60).
Поскольку главным источником удовлетворения запроса будет книга, то важное значение приобретает фонд библиотеки. Любая светская библиотека, в любой демократической стране -- синтез фондов религиозной и иной литературы, при преобладании, как правило, именно светской.
Установление различий между церковной и светской библиотеками при формировании фондов -- важное условие для решения других вопросов.
Церковная библиотека, доступная для верующих, содержит литературу, посвященную одной вере и служащую средством ее распространения.
Светская библиотека -- институт, один из важнейших, способствующих сохранению традиций, обычаев, духовных ценностей предков, защитник от сиюминутных веяний и влияний. И в то же время у этого института имеются свои специфические, общечеловеческие и гуманистические задачи, связанные и с правами каждого человека, и с накопленными человечеством духовными богатствами, в распространении которых важно участвовать. Позиция библиотекаря должна представляться, чтобы уделять максимум внимания каждому человеку, но не для того, чтобы укоренить его заблуждения, а для того, чтобы помочь избавиться от них.
Работа библиотеки как одного из институтов сферы духовного развития включает в себя и обращение к религии, ее литературным источникам. С этой точки зрения важно, чтобы в крупнейших библиотеках страны не только были собраны полные комплекты ныне выходящей религиозной литературы, но и проявлена забота о том, чтобы постепенно восполнялись пробелы в соответствующем разделе фонда путем розыска, приобретения или копирования книг, имеющихся у церкви либо в государственных книгохранилищах.
Библиотекарям следует понимать, что в их фондах находятся и иные, тоже по-своему относящиеся к религиозной сфере, произведения, затрагивающие ее основные, сущностные проблемы -- духовные сокровища философской и социологической мысли разных народов, начиная с Древнего Китая и Индии, античного мира -- таких авторов, как Платон, Демокрит, Аристотель и другие. В этом же ряду находятся мыслители Ближнего и Среднего Востока, Европы, средневековья, Возрождения и нового времени.
Что понимается под духовной литературой? Это книги, брошюры, журнальные и газетные статьи, непосредственно касающиеся вопросов духовного мира и истории религии. Но, говоря о духовной литературе, мы подразумеваем не литературу по одному из разделов науки, равноправному с философией, экономикой, математикой, а особую область, стоящую отдельно от всех других областей человеческого знания, значительно выше их. Перед нами не литература по отдельной науке, но сочинения, рассматривающие все важнейшие вопросы жизни с духовной точки зрения. Богословие не зависит от различных наук, не взаимосвязано с ними, оно основывается в первую очередь на Священном Писании, и в этом принципиальное отличие христианской литературы от любой другой.( ) В целом же разумный подбор произведений по тому кругу проблем, о котором идет речь, предполагает наличие в фондах библиотек произведений материалистов и идеалистов и позитивистов и т.д. Особенно большое внимание следует уделить тем, кто на пороге ХХI века размышляет о судьбах человечества, способах его выживания и путях существования на планете.
Чтобы содействовать читателю в духовном обогащении, библиотекарю просто необходимо заботиться о том, чтобы человек, приходящий к нему, учился думать, размышлять над любым событием, стремиться видеть то, чего не увидел раньше, чтобы включал в процесс усвоения тех или иных истин свою душу, обрел способность переживать и, если не открывать для себя новые тайны, то хотя бы заглядывать в глубины возможных. Чтобы чаще он, человек, задумывался над тем, для чего он существует, какова в нем доля земного и божественного, есть ли последнее вообще, а если да, то в каждом ли?
Важно, чтобы читатель, независимо от того, верующий он или неверующий, в целях духовного возрождения не только просиживал вечера у телевизора, взирая на дешевые поделки типа «Просто Мария», «Санта-Барбара» (по числу зрителей они превосходят число посещающих храмы), а читал лучшие произведения современной и классической литературы, те, которые действительно способствуют глубоким размышлениям о смысле жизни и бытия, трансформации души, ее христианской сущности.
Читатель может прийти в библиотеку с любым запросом. Это может быть потребность и в духовной, и в атеистической книге, и библиотекарь должен удовлетворить эту потребность. Люди обращаются с запросами по духовной литературе или по литературе светского характера, где рассматриваются вопросы религии и церкви. Поэтому в процесс работы с литературой религиозного содержания вовлечены практически все библиотеки -- от церковных до светских. Остановимся подробнее на деятельности некоторых из них.
3.1 Библиотеки учебных заведений, религиозных организаций и монастырей
С середины 90-х годов ХХ века появляются новые виды православных библиотек. Этот процесс происходит благодаря появлению учебных библиотек при православных гимназиях, воскресных школах и лицеях, катехизаторских курсах, детских садах. Они функционируют как филиалы храмовых библиотек (церковных) и монастырей, либо самостоятельно.
В настоящее время в структуру библиотек Русской православной церкви входят: библиотека при центральном духовном ведомстве -- Московской патриархии -- Синодальная библиотека, библиотеки при монастырях и храмах (церквах), благочинические (окружные) библиотеки, учебные библиотеки, представленные достаточно широко при духовных учебных заведениях разного образовательного уровня -- фундаментальные (духовно-академические) библиотеки Духовных академий -- Московской, Санкт-Петербургской, библиотеки семинарий, епархиальных училищ, православных церковноприходских и воскресных школ, гимназий и лицеев, библиотеки историко-просветительских обществ и братств, личные библиотеки служителей православной церкви, ученых богословов и др.
Одно из крупнейших книгохранилищ Русской православной церкви -- это библиотека Духовной академии и семинарии в Санкт-Петербурге.
Духовная библиотека как неотделимая часть церковного мира имеет его отпечатки: иконы по стенам вместо дежурных портретов, которые встрети-лись в любой светской библиотеке; непривычные рублики каталогов «Свя-щенное писание», «Патрология», «Агиография», «Гомилетека». В свободном доступе на абонементе в шкафах стоят новогреческо-русский словарь, учеб-ник древнегреческого языка, словарь церковных терминов.
Вместе с академиями и семинариями Петербурга библиотека ведет ро-дословную от «Словенской школы», учрежденной в 1721 году при Александро-Невском монастыре.
В конце 18 века монастырь получил высший статус -- лавры. И вскоре здесь сложился полный образовательный комплекс: духовные училища, семинария, академия, а при них «библиотека довольная». В годы революции духовные школы разогнали, а библиотеку конфисковали. Ее собрание стало филиалом «Публички». Самые ценные древние рукописные книги до сих пор являются частью фонда РНБ.
В 1946 году Духовные академия и семинария открылись вновь. Постепенно стала возрождаться и библиотека. Освободилась от ряда своих религи-озных изданий и Библиотека Академии наук. Без больших проблем были по-лучены книги Римско-католической духовной академии.
Санкт-Петербургская духовная библиотека за 10 послевоенных лет при-готовила более 100 тыс. книг-сирот, которыми впоследствии делилась дуплетными изданиями с вновь образующимися духовными школами всей Рос-сии.
Собрание растет за счет -- пожертвований. Сегодня собрание библиотеки насчитывает 250 тыс. томов, из них 70 тыс. на иностранных языках. Основу составляют книги духовного содержания. В разделе «Патрология» широко представлены творения святых отцов - как восточных (Василий Великий, Иоанн Златоуст), так и западных (Блаженный Иероним, Августин Гиппонский). Имеется литература о других христианских церквях, о всевозможных сектах.
Библиотека владеет многочисленными изданиями Библии: русскими, начиная со времен царя Алексея Михайловича, и иностранными на 60 языках и наречиях.
Личные собрания, подаренные библиотеке, входят в ее состав как неделимые коллекции.
Компьютеры позволяют входить в Интернет, таким образом, библиотека сотрудничает с другими духовными организациями, и библиотеками, обмениваясь литературой и своим опытом работы. ( стр. 30 - 32)
Другой крупнейшей библиотекой является библиотека при Московской духовной академии, которая была учреждена в Москве в 1685 году. Вначале она называлась Славянско-Греческо-Латинская. В 1814 году Московскую Духовную академию перевели в Сергиев Посад в Троице Сергиеву лавру, но название «Московская» осталось. Библиотека возникла одновременно с академией, и время ее существования исчисляется столетиями. Специфика ее в том, что она существовала при высшем учебном заведении и семинарии, являясь душой этих заведений и важным звеном в духовной школе. Практически всегда она была в центре внимания царской семьи. Например, благодаря покровительству Петра I фонд библиотеки достиг 212 тыс. экземпляров.
Особенность библиотеки в том, что ее фонды отражают профиль самой академии: преподавание и научная богословская работа по кафедрам.
Библиотека существует при учебном заведении, для вновь поступивших читается лекция, в которой дается информация о происхождении библиотеки, рассказывается о ее фондах, содержании, каталогах.
Библиотека поддерживает отношения со светскими библиотеками: РНБ, Государственной публичной исторической и ВГБИЛ. Совместно с РГБ проводятся семинары по работе с религиозной литературой. ( стр. 8 -10)
В первой четверти XVIII века в России были проведены важные преобразования в области культуры и просвещения, существенно повлиявшие на развитие библиотечного дела.
Появление новых типов библиотек закрепило наметившиеся к концу XVII века изменения в общественной и культурной среде. Наука, образова-ние и издательское дело перестали быть монополией Русской Православной церкви. Вслед за ними постепенно прекращается монополия и на библиотеч-ное обслуживание.
При Петре I впервые стал вопрос о значении библиотек и необходимо-сти их организации в широких масштабах, поскольку наблюдался интерес к образованию, связанный с общественными преобразованиями. В «Духовном регламенте» (1721 г.) подробно рассматривались роль и значение библиотек в деятельности учебных заведений духовного ведомства. Библиотеку начали рассматривать, с одной стороны, как неотъемлемую часть учреждения (в частности, учебного заведения), и, с другой стороны, как самостоятельное учреждение, предназначенное для содействия распространению просвещения, развитию экономики и науки в государстве. Цель ее деятельности видят не только в собирании книг, но и использовании библиотечного фонда, доступности находящейся в нем литературы для определенного мирского круга чи-тателей того времени. Важнейшим событием начала XVIII века явилось создание первой светской библиотеки -- академической, Указ о создании которой был подписан Петром I в 1714 году.
Монастырские библиотеки в XVIII веке в собирании документов отхо-дят на второй план по сравнению с библиотеками нового типа - академической, публичной. Светская литература в монастырских библиотеках умень-шалась. Это объяснялось тем, что актуальная научная и художественная ли-тература, в которой общество испытывало особую потребность, сосредотачи-валась в этот период в библиотеках -- академической, публичной, учебных, специальных, а прежняя литература по естествознанию, географии, матема-тике, медицине и другая монастырями постепенно утрачивалась. Такое по-ложение дел было характерно для центральной части России. На Урале, в За-падной Сибири, Западном Забайкалье (Бурятии) фонды монастырских и хра-мовых библиотек только начинали складываться.
В этот же период возникают проекты организации новых библиотек. Большое значение придавалось организации библиотек при учебных заведениях.
В проектах 1712 и 1714 гг. выдающегося деятеля петровской эпохи Ф.С. Салтыкова были выдвинуты принципы организации учебных и пуб-личных библиотек, создаваемых в помещениях монастырей, -- и на основе их книжных фондов.
По решению конференции Сената и Святейшего Синода 27 февраля 1727 года Печатный двор передавался В. В. Киприанову при условии, кото-рое было оговорено в «Кондициях»: «Из церковных книг от каждого выходу присылать в Святейший Синод по книге, в библиотеку - по книге ж, а из ис-торических книг - по одной же книге в Дистанс-Академию... И никому без-денежно не давать» ( ).
Таким образом, в некоторые библиотеки, в том числе и православные, поступал обязательный экземпляр (ОЭ), наполняя их фонды, и являлся фор-мой текущего комплектования. ОЭ служил для создания алфавитного катало-га печатной продукции и выполнял библиографическую функцию. Издания, получаемые из Московской типографии, предназначались для «всегдашнего» хранения, иначе говоря, создавался фонд печатной продукции, хранящийся вечно, что впоследствии будет широко использоваться в национальных библиотеках России.
Духовное ведомство в XVIII веке участвовало в становлении государственной системы обязательного экземпляра документов, одновременно явля-ясь органом цензуры.
Кроме библиотек учебных заведений существует большое количество монастырских библиотек.
Соловецкий монастырь -- самый северный в нашей стране -- был круп-нейшим культурным центром, «цитаделью книжного просвещения». Обитель имела одну из лучших библиотек, в ней работали летописцы, иконописцы, действовала книгописная мастерская.
Очень условно можно назвать несколько книг, бывших в распоряжении первых игуменов Соловецкого Преображенского монастыря и составивших ядро будущей библиотеки. Важная веха в ее истории -- конец XV века, когда игумен Досифей -- при Зосиме, был простым монахом -- отправлялся в город Новгород Великий, чтобы пополнить монастырскую библиотеку.
Досифей, образованный игумен, самолично и с помощью приглашенных мастеров занимался переписыванием книг, отбирая лучшие, наиболее авторитетные оригиналы, подправлял послесловия, делал вкладные приписки. В двух из них сохранились перечень 25 книг, отправленных на Соловки.
Известен Досифей, как автор одной из редакций Жития Зосима и Савватия, о чем он рассказал в «Слове о сотворении Жития начальников соловец-ких». Досифей записал по памяти все, что знал об основателях монастыря.
Так Досифей положил начало основанию разносторонней по составу библиотеки Соловецкого монастыря. Содержание рукописей, собранных игуменом говорит о широте взглядов Досифея, о его интересах к церковно-полемической тематике и лучшим образцам оригинальной русской литерату-ры. После Досифея библиотека непрерывно пополнялась.
В 1928 году книжное собрание Соловецкого монастыря -- 1482 рукописи были переданы из Казанской духовной академии в Государственную публичную библиотеку имени Салтыкова-Щедрина (РНБ). ( стр. 63 - 65).
Синодальная библиотека при Андреевском монастыре на Воробьевых горах считается -- первым просветительским учреждением в России. Мона-стырь основан Ф. Ртищевым в 1648 году. Андреевский монастырь существовал достаточно скромно и тихо до се-редины XVII века, когда Ртищев собрал украинских образованных монахов. Андреевский монастырь и Учительское братство, которое здесь было образо-вано, явились фундаментом для создания Славяно-греко-латинской акаде-мии, основанной братьями Лихудами.
Ученые монахи, пробыв около двух лет, перешли затем в Богоявленский монастырь, в Спасский монастырь и способствовали созданию первой академии, которая дала впоследствии две ветви: Московскую духовную академию и Московский государственный университет.
Новый период в истории Андреевского монастыря начался в августе 1992 года. 14 августа вышел указ Патриарха Всея Руси Алексия II о переводе в Андреевский монастырь Синодальной библиотеки. В монастыре работает воскресная школа, где учится около 30 детей разного возраста.
Библиотека монастыря взаимодействует и с государственными светски-ми библиотеками: учебными, юношескими. Монастырская библиотека помо-гает им в комплектовании духовной литературой -- за собственный счет -- монастыря. В соответствии с программой комплектования библиотека стремится ох-ватить как библиотеки светские, так и библиотеки ученых заведений Русской Православной церкви.
В данный момент библиотекой установлены тесные отношения с Ассоциацией богословских библиотек. В Венгрии проходила встреча по вопросам взаимодействия библиотек стран Восточной Европы. Библиотека входит в состав ИФЛА. В настоящее время библиотека активизирует связи со специальной библиотечной богословской ассоциацией. ( стр. 18 - 22)
Книжное обозрение учебной библиотеки Православного Свято-Тихоновского Богословского института, расположенного в г. Москве стало пополняться после открытия этого крупного учебного заведения в 1991 году. Библиотека, как структурное подразделение института была организована в 1992 году и в настоящее время это крупный информационный библиографический центр. Отбор литературы в фонд ведется в соответствии с потребностями преподавателей и студентов богословско-пастырского, катехизаторского, педагогического, историко-филологического факультетов. В структуре фондов библиотеки существует фонд иностранной литературы.
В 1998 году был издан библиографический указатель книг на русском и церковно-славянском языках за 1918 - 1993 годы «Православие», подготовленный библиографами РГБ при участии преподавателей института и сотрудников библиотеки. Подробная информация о данном указателе будет даваться ниже.