В каждом регионе страны процесс религиозного ренессанса имел свои особенности, при этом наиболее острые формы он приоб-рел на Северном Кавказе, и, главным образом в части, касающейся ислама. Традиционно основу мусульманских объединений на Северном Кавказе составляют суфийские мюридские братства (тарикаты), представляющие собой мистико-религиозные объединения суннитского ислама. В настоящее время по приблизительным оценкам на Северном Кавказе существует около 300 тарикатистских братств и орденов, возглавляемых старейшинами. Мюридские братства весьма органично вписываются в существующую у коренных народов Северного Кавказа структуру социальной организации народов - роды, тейпы, тукхумы, а официальное мусульманское духовенство находит-ся пол сильным влиянием тарикатов [1, С. 24].
Одним из первых существенных результатов перемен стало разделение некогда единого Духовного управления мусульман Северного Кавказа (ДУMCK) на «национальные» духовные управления (аварское, даргинское, ингушское, карачаевское, лезгинское и т.д.). В итоге авторитет официального мусульманского духовенства существенно снизился. В условиях отсутствия подготовленных и авторитетных проповедников в руководящие звенья религиозных общин стали все чаще проникать экстремистские элементы - носители национал - сепаратистской идеологии, подчас имеющие весьма смутные представления о религиозной догматике и не отличающееся безупречной репутацией.
Одновременно произошла резкая активизация процесса рас-пространения в регионе фундаменталистского ислама, получившего известность как ваххабизм. Ваххабиты, как и подобает последовате-лям этого учения, заняли жесткую позицию в отношении сторонни-ков тарикатизма, обвиняя представителей духовенства в отходе от канонов ислама и оттесняя их от руководства общинами всеми воз-можными мерами, вплоть до физического уничтожения, как это име-ло место в случае с дагестанским муфтием С.Абубакаровым. При этом нельзя не отметить, что в условиях крушения традиционного уклада жизни кавказских народов идеология ваххабизма, категориче-ски осуждающая такие получившие угрожающее распространение явления, как наркомания, пьянство, прелюбодеяние, была восприня-та частью населения как некая спасительная жизненная философия.
И, наконец, далеко не последнюю роль в формировании ны-нешней, религиозной ситуации на Северном Кавказе сыграли зару-бежные исламские центры и организации, в подавляющем большин-стве стоящие на позициях отторжения Северного Кавказа, равно как и других регионов традиционного распространения ислама, от России. Пристальный интерес со стороны ряда зарубежных государств к действующим на территории России исламским объединениям стал явно проявляться с середины 90-х годов. Активные контакты с лиде-рами общин поддерживались как сотрудниками посольств государств Ближнего и Среднего Востока, так и представителями всевозможных фондов типа «Аль-Ибрагим» и «Аль-Игаса». При этом главное вни-мание уделялось поддержке организаций фундаменталистского тол-ка [27, С. 31].
Непосредственная помощь ваххабитским организациям Север-ного Кавказа оказывается через расположенные в регионе филиалы зарубежных исламских центров, в том числе таких, как «Рабитат уль-алям», «Саар Фаундейшн», «Тайнибат Уль-Хайрия», «Ибрагим Уль-Хайрия» и т.д. Массовый характер приобрело привлечение молодежи из республик региона на учебу в учебные заведения и центры стран Ближнего Востока, где зачастую наряду с богословием юноши обучались методам проведения диверсионных и террористических акций.
Реакцией на указанные вызовы стало принятие органами власти субъектов Федерации ряда документов, направленных на со-здание правовых ограничений на пути распространения религиозного экстремизма в Северо-Кавказском регионе. Так, Народным собрани-ем Дагестана был принят Закон «О запрете ваххабитской и иной экс-тремистской деятельности на территории Республики Дагестан», парламентом Кабардино-Балкарии - Закон «О запрете экстремист-ской религиозной деятельности и ответственности за правонаруше-ния, связанные с осуществлением религиозной деятельности». В Ка-рачаево-Черкесии действует Закон «О противодействии политиче-скому и религиозному экстремизму», в Адыгее - «О свободе совести и религиозных объединениях», в Ингушетии - Закон «О регулирова-нии некоторых вопросов религиозной и миссионерской деятельности в Республике Ингушетия», а также ряд постановлений правительства по этому вопросу. Губернатором Ставропольского края издано поста-новление «О мерах по противодействию политическому, националь-ному и религиозному экстремизму на территории Ставропольского края» [3, С. 46].
Этнополитическая ситуация в России имеет весьма характерный аспект: почти во всех происходящих конфликтах одна из сторон относится к исламскому массиву. Последние события в Дагестане и Чечне, Беслане и Нальчике высветили принципиально новую особенность - Россия столкнулась с исламским миром на уровне борьбы с терроризмом в виде Северокавказского ваххабизма как разновидности исламского радикализма.
О сущности ислама и его течениях (в том числе и радикальных) писали многие ученые, обществоведы, политологи. Начиная с 90-х годов, данные проблемы нашли отражение в трудах Р.Г. Абдулатипова, Л.Ф. Болтенковой, Л.М. Дробышевой, А.Г. Здравомыслова, К.В. Калининой, Л.Т. Тавадова. Вопросы отношений народов, населяющих Кавказ, рассмотрены в работах Л.Н. Гумилева «Древняя Русь и Великая степь», «Тысячелетие вокруг Каспия», «Древние Тюрки», В.А. Тишкова «О природе этнического конфликта», Е.А. Беляева «Арабы, ислам и арабский халифат в раннем средневековье», Л.И. Климович «Книги о Коране, его происхождении». Проблемы современных религиозных течений и многие другие насущные вопросы определили актуальность данного исследования.
При выполнении работы использованы историко-сравнительный и структурно-функциональный методы, социологические методы.
Объектом данного исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Предметом исследования является процесс трансформации ислама.
Цель исследования - доказать, что именно политизация ислама и ваххабизма, стремление политических элит национального толка применять в политике исламский фактор приводит к радикализму в исламе, превращению религиозного ваххабизма в политический экстремизм.
Задачи исследования:
· проследить историю становления ислама;
· дать анализ причин распространения ислама и превращения его в мировую религию;
· изучить становление направлений в исламе, их особенностей,
· дать определение сущности ваххабизма;
· рассмотреть процесс радикализации ваххабизма на Северном Кавказе.
Данная работа может быть использована на уроках религоведения, обществознания, для проведения классных часов и внеклассных мероприятий.
Глава I. Проблемы становления ислама как мировой религии.
1. Родина ислама: история зарождения мировой религии.
Ислам - третья и последняя из развитых монотеисти-ческих религий. Она также возникла на Ближнем Во-стоке, своими корнями уходила в ту же почву, питалась теми же идеями, основывалась на тех же культурных традициях, что и христианство и иудаизм. Эта религиоз-ная система с ее наиболее строгим и завершенным, до-веденным до предела монотеизмом сложилась па базе двух ее предшественников, так что заимствования в плане не только общекультурном, но и чисто теологиче-ском, религиозно-культовом, ощутимы здесь на каждом шагу. Ими наполнена священная книга мусульман Ко-ран. Они сказываются в символе веры, в принципах культа, в мифологии, заповедях морали и т. п. И все же, несмотря на это, исламу как мировой религии нельзя отказать в самобытности. Пусть даже в философских поисках и решениях, в сфере религиозной доктрины воз-никший сравнительно поздно ислам в основном огра-ничился заимствованием уже давно апробированных идей. Много существенней для оценки роли и места этой религии то, что в практике; в повседневном влиянии на жизнь людей, в колоссальном воздействии на культуру и быт ряда народов Азии и Африки ислам не только имеет свой неповторимый облик, но и весьма специфи-чен по характеру. Специфика эта настолько велика и ощутима, что специалисты далеко не случайно говорят о «мире ислама», об исламской (арабо-исламской) ци-вилизации.
Ислам - самая молодая из мировых религий. Она возник-ла в VII в. н.э. на Аравийском полуострове. Таким образом, ислам моложе христианства более чем на 600 лет и моложе буддизма на целое тысячелетие.
Аравия - это край пустынь, небольших оазисов, невысо-ких гор. Берега огромного полуострова омываются теплыми морями, а узкие прибрежные полосы наиболее благоприятны для жизни людей и для земледелия. Климат здесь очень жар-кий и сухой, а большая часть территории представляет собой бескрайнее море песков. На всем полуострове нет ни одной постоянно текущей реки, а песок раскаляется на солнце до такой степени, что от него можно получить ожог. Несмотря на суровые условия, земля эта была заселена с глубокой древно-сти. Здесь жили семитические племена - предки современ-ных арабов. Отсюда же, по мнению некото-рых ученых, вышли и предки древних евреев [4, С. 161].
Главным занятием местных жителей было ското-водство. Кочевники перегоняли по огромному малонаселенно-му пространству стада верблюдов, лошадей, овец. Через Ара-вию проходили важные торговые пути древности, по которым перевозили золотой песок, слоновую кость, драгоценные кам-ни, масло, благовония, шелк, жемчуг, рабов и бесчис-ленные стада скота. В оазисах, либо вблизи моря, возника-ли крупные торгово-ремесленные города, одним из которых была славная Мекка - будущий центр ислама.Вдоль ка-раванных путей постоянно появлялись все новые поселения, жители которых охраняли дорогу, снабжали караваны верблю-дами и проводниками, занимались традиционными ремеслами.
Аравия находится довольно близ-ко к Междуречью, древней Палестине, к Египту и Персии, но достаточно изолирована от остального мира. Не случайно сами арабы называли ее «арабским островом». Крупные волны завоеваний древности не особенно влияли на жизнь этого пустын-ного района, а вот близость к культурным и религиозным цен-трам сильно сказывалась на жизни аравийских племен.
В религиозном отношении жители Аравии были очень нео-днородны. На севере полуострова ощущалось сильное влия-ние христианства, распространенного в основном в виде монофизитскихучений. Оно появилось там после того, как в Аравию переселились некоторые жители Византии, которые бежали от преследований монофизитской ереси. В более юж-ных районах арабские племена лучше знали иудаизм. Новая религия, которая возникла здесь, была тесно связана с тради-циями иудаизма и христианства, она приняла от них много элементов. Смотрите, как перекликаются имена пророков трех религий: Ибрахим- Авраам, Исхак - Исаак, Муса - Моисей, Йусуф- Иосиф, Иса - Иисус... Теперь становит-ся понятно, почему многие рассказы Библии с некоторыми из-менениями и добавлениями оказываются в Коране или пере-сказываются арабами как собственные народные предания.
Очень важно, что арабы, как и древние евреи, скло-нялись к единобожию. Более того, мусульмане даже обвиня-ли христиан за отклонения от веры в единого Бога,ссыла-ясь на то, что Христос - Сын Божий, а у Бога, по их мнению, не может быть сына, потому что в этом случае он уже неедин! По этим же соображениям они критиковали христи-анскую идею Троицы [4, С. 131].
Родство арабов и евреев и единые корни их религий подтверждают-ся преданиями. Вспомните библейский рассказ, как у Авраама и Сарры не рождался сын, и праотец был вынужден взять себе наложницу - еги-петскую рабыню Агарь. Она и родила Аврааму (Ибрахиму) первенца - Измаила (Исмаила). Но, когда ангелы возвестили о грядущем рожде-нии у девяностолетней Сарры Исаака, наложница, по ее настоянию, была изгнана из дома, после чего и попала в Аравию, где едва не умерла вме-сте с младенцем от жажды. Библейский рассказ подтверждается и допол-няется арабскими преданиями и Кораном; маленький Исмаил, лежавший на земле между двух холмов, ударил ножкой, и из этого места ударил священный источник Земзем- ныне одно из священных мест покло-нения мусульман, Исмаил стал легендарным родоначальником арабов.
Арабы считают, что именно Исмаила, а не Исаака дол-жен был принести в жертву Ибрахим (Авраам), а в Коране, где излага-ется этот известный нам и по Библии сюжет, имя сына вообще не назва-но. Позже, как говорят предания, Исмаил и Ибрахим встретились. Отец, пытаясь искупить вину, не раз проделывал долгий путь, чтобы навестить изгнанного сына, а ревнивая Сарра не разрешала ему даже сходить с коня во время этих посещений. Хотя потом все образовалось, и отец с сыном вместе отстраивали главный мусульманский храм. В Коране вообще много рассказывается об Ибрахиме: как он разуверился в поклонении идолам и пришел к поклонению единому Богу - Аллаху, как был приговорен царем-язычником к сожжению и спасся волей Аллаха, как вместе с род-ственником - Лутом был перенесен Богом в Палестину, и наконец, как Бог покарал нечестивых жителей города, где поселился Лут... Как мно-го совпадений с Ветхим Заветом, и все это, конечно, не случайно!
Место захоронения Ибрахима-Авраама в роще около палестинско-го города Хеврон стало священным и для мусульман, и для иудеев, и для христиан. (Крестоносцы называли этот город «Крепостью святого Ав-раама», а арабы - «другом Бога - Авраама».) Где-то здесь стоял свя-щенный дуб, под сенью которого Авраам принимал трех библейских Ан-гелов. В двадцатые годы нашего века в этих местах велись большие археологические раскопки. Ученые обнаружили плиты от весьма загадоч-ного циклопического сооружения и остатки корней огромного дерева.
Если в тех районах Аравии, которые имели связи с внешним миром, были хорошо известны религии иудаизма и христиан-ства, то в центре и на крайнем юге полуострова, где кочевники жили изолированной жизнью, господствовало язычество. Каж-дое племя имело своих богов, свой культ и свои святыни. Мно-гие арабы с древности поклонялись священным камням-идолам. Небольшие священные камни кочевники возили с собой на вер-блюдах. Но здесь, как и в землях евреев, очень рано стали скла-дываться общие для всех арабов религиозные представления. Единая религия служила для укрепления связей между племе-нами и для предотвращения войн и конфликтов, Она стала скла-дываться вокруг самого сильного племени - курейшитов, в землях которого стояла Мекка. [8, С. 264].
В этом богатом торговом городе находилась самое уважа-емое святилище арабов - Кааба,ставшее главной святыней ислама и сохранившееся до наших дней. Слово Кааба означает куб.Это здание кубической формы, высотой 15 метров, углы которого сориентированы по частям света. Сверху Кааба всегда накрыта четырьмя черными полотнищами, на которых золотом вышиты слова из Корана. В северо-восточной части находится дверь. Она расположена на высоте двух метров от земли, и поэтому, чтобы попасть внутрь, надо приставлять специальную переносную лестницу. В восточном углу храма, на высоте около полутора метров в стену вмонтирован «Черный камень» в дорогой серебряной оправе. Сейчас это три соединенных между собой осколка черновато-красного цвета, предположительно метеоритного происхождения. Считается, что камень - это символ могущества Аллаха, посланный Богом на землю и подаренный первочеловеку Адаму, По пре-данию, сначала этот камень был белымяхонтом (древнерус-ское название рубина или сапфира), но от поцелуев людей - грешных и несовершенных, почернел. Мусульмане верят, что настанут времена, когда после Страшного Суда грехи людей будут искуплены, и камень вновь побелеет [10, С. 116].
Мусульмане очень берегут свою святыню. Считается, что камень никогда не покидал этого места, кроме единственного случая: в X в. его захватили и увезли с собой сторонники од-ного из воинствующих направлений в исламе. Черный камень удалось вернуть только через 20 лет. А совсем недавно - в 1980 году Каабу и священный камень захватила группа тер-рористов, утверждавшая, что среди них находится новый про-рок. Святыню пришлось брать штурмом, а все мятежники были убиты.
Сама Кааба - это прообраз, воплощение небесного храма Аллаха, его Трон. Первым создателем этого святилища считается сам Адам. Когда Бог изгнал его из рая, Адам очень тосковал по храму, в котором привык мо-литься в райских кущах, поэтому и получил его точную копию на земле. Во время всемирного потопа храм разрушился, а Исмаил вместе с отцом - Ибрахимом заново отстроили его. Напротив входной двери в Каабу нахо-дится небольшое сооружение, в котором хранится камень с отпечатками че-ловеческих ног. Мусульмане верят, что это ноги самого Ибрахима:во вре-мя строительства камень, поддерживаемый небесными силами ангела Джабраила(Гавриила), висел в воздухе, выполняя роль строительных ле-сов. Считается, что около стены Каабы похоронены Исмаили его мать (арабы называют ее не Агарь, как в Библии, а Хаджар).
С древности Кааба была центром, объединяющим арабские племена, поэтому во времена молодости пророка Мухаммеда, т. е. в начале 7 века, по преданию, в ней находились 360 идолов божеств, почитавшихся в разных частях полуострова. Это явно свидетельствует о существовании язычества у древних арабов. Во времена молодости Мухаммеда храм Каабы и соседние здания были основательно реконструированы под руководством визан-тийского мастера, который оказался заброшенным в этот далекий край после кораблекрушения в Красном море. В работах прини-мал участие и молодой тогда пророк ислама. Когда Мекка стала центром новой религии, Мухаммед приказал выбросить из Каа-бы всех идолов и стереть со стен языческие изображения.
Вокруг Каабы проходит мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища, а не-вдалеке находится и священный источник Земзем, тоже зак-люченный под крышу здания. Вода источника, конечно, счи-тается священной. Вокруг Каабы возведены стены и построено много замечательных сооружений. Этот комп-лекс - священное место для всех мусульман, куда каждый из них в течение жизни должен обязательно совершить паломни-чество. Во время молитвы верующие, где бы они ни находи-лись, всегда обращают свое лицо в сторону Каабы [10, С. 120].
Еще в древности арабы признали своим единым Бо-гом Аллаха- Творца и всеобщего покровителя. Ничто в мире не совершается без воли Аллаха или его знания об этом. Люди, сознавая всемогущество Аллаха, должны быть ему полностью покорными. Властвуя над всем и опекая все свои творения, Аллах милостив, милосерден и всепрощающ по от-ношению к человеку. Но всем, кто не хочет верить в него, Ал-лах, по мнению мусульман, посылает тяжкие наказания.
Само слово Аллахпроисходит от арабского ал-илах, что буквально означает божество. Он не имеет облика, а те мес-та в Коране, где говорится о его способности видеть, слышать и сидеть на троне, мусульмане обычно предлагают восприни-мать иносказательно и символически.
Ислам сыграл огромную роль в истории и культуре не только арабов, его первых и основных адептов, но и всех народов ближневосточного региона, а также иран-цев, тюрков, индийцев, индонезийцев, многих народов Средней Азии, Кавказа, Поволжья, Балкан, значитель-ной части населения Африки. В результате арабского завоевания и под прямым воздействием ислама складывались не только судьбы народов «исламского мира», но и их культурные традиции, идейный багаж, нормы быта и морали, мифо-поэтические и эпические образы и предания, которые и сегодня во многом определяют их жизнь. Конечно, покоренные арабами страны и на-роды сохраняли и развивали собственные доисламские культурные традиции, - тем более это относится к странам, куда ислам проник мирным путем. Однако на протяжении веков почти абсолютного господства ис-лама доисламские традиции либо безвозвратно уходили в прошлое, либо настолько преобразовывались, исламизировались, что практически свелись лишь к национально-культурной специфике. Разумеется, эта специфика весьма дорога каждому из народов исламского мира, так как отражает его лицо и придает ему оригинальный собственный облик. И в этом смысле ее нельзя недооце-нивать, считать чем-то второстепенным. Однако важно подчеркнуть, что у любого из мусульманских народов она с лихвой перекрывается комплексом норм и пред-писаний общего для всех них ислама.
2. Роль личности пророка Мухаммеда в становлении догматов
ислама.
Пророк Мухаммед является реальным историческим персо-нажем. Ислам не наделяет его какими-либо сверхъестественны-ми качествами, хотя рассказ о его жизни, как и жизни любого великого человека, тем более основателя религии, оброс много-численными легендами и преданиями. В очень кратком варианте этот рассказ обычно сводится к следующему.
Мухаммед родился в Мекке около 570 года нашей эры и принадле-жал к племени курейшитов. Его отец умер, находясь в путешествии, че-рез два месяца после рождения сына (а по другой версии еще до его рож-дения) и, в любом случае, не видел его. Свое раннее детство Мухаммед провел в степи, взятый, по местному обычаю, на воспитание одной из пастушеских семей. Однажды, как рассказывает предание, с ним про-изошло необычайное событие. Когда мальчик играл, к нему подошли двое мужчин в белых одеяниях. Это были ангелы. Один из них держал в руке таз, наполненный ослепительным снегом. Они схватили Мухаммеда, повалили на спину, рассекли ему грудь, вынули сердце и, основательно прочистив его снегом «от греха и нечистоты», вложили обратно. Затем ангелы закрыли грудную клетку мальчика и удалились. Воспитатели, при-влеченные криком другого ребенка - свидетеля всех событий, увидели только мертвенно-бледного Мухаммеда, стоявшего около шатра.
Вскоре воспитатели вернули загадочного мальчика в Мекку к мате-ри. Но мать пророка была болезненна и вскоре умерла. Некоторое вре-мя мальчика воспитывал мудрый дед Абд-эль Мутталиб, служивший хранителем ключей от главного мекканского храма - Каабы, в котором арабы молились в то время многочислен-ным идолам. Затем за воспитание принялся дядя будущего пророка Абуталиб - энергичный, практичный и не особенно, видимо, религиозный.
Несмотря на то, что Мухаммед происходил из древнего уважаемого рода, предки не оставили ему никакого наследства. Юноше пришлось за-ниматься традиционным делом тогдашних молодых мужчин-арабов: па-сти стада, погонять верблюдов и помогать проводить торговые карава-ны. В 12 лет он отправился с дядей в далекое путешествие в Сирию. В пути впечатлительному мальчику являлись волшебные видения, и не-сколько раз случались события, исполненные загадочного смысла. В Сирии у него произошла очень важная встреча. Когда караван отды-хал у стен монастыря, в котором жили христианские монахи, к арабским пришельцам вышел один святой старец. Он увидел юного Мухаммеда и тут же пригласил его к себе в келью, где сообщил, что по движению сол-нца и облаков, а также по тому, что написано в древних христианских книгах, он предрекает мальчику будущее великого пророка. Так основа-тель ислама впервые столкнулся с христианством. Позже, когда Мухам-мед вновь посетил Сирию по торговым делам, он, вероятно, продолжал знакомиться с христианским учением.
До 24-х лет Мухаммед находился в услужении у своих дядьев. Он был человеком правдивым, искренним, прямым, очень развитым и зна-ющим. За эти качества окружающие уважали и любили его. Однако внешне жизнь Мухаммеда мало отличалась от жизни других соплемен-ников. Крутой поворот в его судьбе произошел на 25-м году жизни, когда судьба столкнула будущего пророка с его же двоюродной сестрой и бо-гатой мекканской купчихой Хадиджой.В это время она была вдовой, похоронившей уже двух мужей. Сначала Хадиджа просто наняла Мухам-меда для торговой поездки в Сирию во главе богатого каравана. Путе-шествие прошло более чем успешно: видимо, в то время Мухаммед был весьма деловым и практичным человеком. Но вскоре Хадиджа, которой было в то время уже сорок лет, полюбила своего слугу и приказчика. Она сама, через верного раба, сделала ему предложение «руки и сердца. Конечно, окружающие шептались, осуждая «неравный брак», но Мухам-мед с радостью и благодарностью принял предложение. Он не ошибся, потому что именно жена первой поверила в особую миссию пророка после первого явления ему ангела Джабраила, оказала Мухаммеду моральную и материальную поддержку в самый решающий момент его жизни. Лю-бовь и признательность пророка к жене была столь велика, что он, воп-реки существовавшим у арабов обычаям многоженства, до самой ее смер-ти не брал себе других жен. Образ Хадиджи в исламской религии стал образом идеальной жены-мусульманки.
40-летнему Мухаммеду явился ангел, который открыл ему удивительную способность говорить стихами от имени самого Аллаха. Теперь пророк постоянно получал откровения с неба и сообщал их людям. У него не было никаких сомнений в том, что он совсем даже не автор Корана, а только передатчик Небесных книг, писанных самим Богом. Мухаммед всегда уверял, что ровным счетом ничего никогда не сочинял и не имеет к сообщаемым, стихам никакого отношения.От-кровения могли посетить его и ночью во время сна, и самым ярким днем. Иногда Мухаммед, в предчувствии божественного озарения, начинал дрожать всем телом, покрывался каплями холодного пота. В этот момент он мог упасть, поэтому часто предусмотрительно ложился на землю [11, С. 78].
Сначала пророк сообщал свои откровения только жене и самым близ-ким людям. Как и все великие пророки, Мухаммед поначалу был очень одинок и всеми гоним. Небольшая группа поверивших ему первых пос-ледователей постоянно подвергалась оскорблениям со стороны язычни-ков, а однажды в драке пролилась и первая кровь за ислам: один из мо-лодых мусульман в пылу ударил язычника верблюжьей челюстью, разбив ему голову. К сожалению, эта кровь в истории ислама стала не последней.
На Мухаммеда обрушились и личные беды: умерли дядя-воспитатель и жена Хадиджа, оставившая ему трех дочерей. В исламе считается, что Бог построил ей на небе прекрасный дом из большой цельной жемчужины... Ов-довевший пророк женился вновь на тридцатилетней вдове одного недавно об-ратившегося мусульманина, но не по любви, а желая спасти и защитить ее от издевательств. Их совместная жизнь была недолгой и кончилась разво-дом: доброе и гуманное отношение друг к другу не заменило любви. Вслед за этим Мухаммед заключил семейный союз с молоденькой Айшой - до-черью одного из твердых последователей и вождей ислама Абу Бекра.
Над головой пророка продолжали сгущаться тучи. Гонения теперь распространялись не только на Мухаммеда, но и на весь его род. Убить его соплеменники не решались, но лелеяли планы вынудить «неудобно-го человека» навсегда уйти из Мекки. Чувствуя постоянное преследова-ние, он вступил в тайное соглашение с жителями соседнего города Ясриба, где язычников тоже было большинство, но местные жители так устали от религиозных войн, что готовы были принять кого угодно, лишь бы он навел порядок. Кроме того, Ясриб был городом-конкурентом Мекки и принимал новую веру как бы ей «в пику». Конечно, в этом городе были и немало последователей Мухаммеда с его новой религией. Позже Ясриб переименовали в Медину(что означает город пророка).
В 622 году все последователи ислама, а за ними и сам Мухаммед со-вершили исход, бегство из Мекки, называемое по-арабски хиджра.Этот год стал точкой отсчета, началом новой эры для мусульманского лунно-го календаря (счет лет ведется по нему во всем исламском мире, кроме Ирана).
Незадолго до хиджры Мухаммед совершил таинственное ночное пу-тешествие на крылатом коне с человеческим лицом, которого привел ему под узцы ангел Джабраил. Пророк побывал в святых местах: Иерусали-ме, Вифлееме и Хевроне. По преданию, он встретился там с Авраамом, Моисеем и Иисусом Христом, после чего окончательно убедился в сво-ей богоизбранности. По окончании совместной молитвы со всеми вели-кими пророками, которой руководил, конечно, Мухаммед, ему было предложено на выбор испить из трех сосудов: с водой, молоком и вином. Мухаммед выбрал молоко, что символизировало верный путь, которым пойдут его последователи (а вино стало запретным для мусульман).
Согласно преданию, Мухаммед, будучи в святом Иерусалиме, взо-шел на «семь небес» по спустившейся к нему лестнице и предстал перед самим Аллахом. Бог приказал всем мусульманам совершать ежедневно по 50 молитв, но пророк возразил, что это слишком много. Тогда Аллах сократил их число до пяти. Будучи на небе, Мухаммед познакомился с устройством рая и ада. Когда путешествие закончилось и пророк вернулся домой, то обнаружилось, что за все время странствий его постель не ос-тыла, а из кувшина, который Мухаммед опрокинул, спешно собираясь в дорогу, еще не успело вытечь ни капли воды...
Дальнейшая история жизни Мухаммеда и его религии - это в основ-ном история военных событий. Собрав своих сторонников в Медине, про-рок начал военные действия против Мекки. Сначала войско Мухаммеда одержало победу, (но позже война приняла затяжной характер, а пророк даже был ранен в голову в одном из сражений. Во время войны произошло и еще одно важное событие: Мухаммед бесповоротно пос-сорился с иудеями. Не поддержали Мухаммеда и немногочисленные христиане, жившие в Ара-вии. В ответ на это пророк Аллаха решил окончательно отделить свою веру от других и объявил о превосходстве ислама над всеми религиями.Иудейский обычай почитать субботу как праздничный день Мухаммед заменил почитанием пятницы, а все мусульмане во время молитвы стали обращать свое лицо к мекканской Каабе (до этого они молились в сто-рону Иерусалима, который считали священным городом).
Позиции Мухаммеда в Аравии все больше укреплялись. Он стал те-перь не только пророком, но и политиком, вождем арабов. В 630 году Мекка сдалась ему практически без сопротивления: видимо, все жители Аравии теперь воспринимали Мухаммеда как своего предводителя. Про-рок вернулся в родной город победителем и, можно считать, что с этого момента на полуострове возникло арабское исламское государство со сто-лицей в Мекке [10, С. 169].
Еще в ранний период проповедниче-ской деятельности Мухаммеда определились основные требования, предъявляемые к мусульманам. На первом месте следует поставить ут-верждение статуса Аллаха как единственного Бога - строжайший мо-нотеизм и признание пророческой миссии его посланника. Вместо дву-кратной молитвы, совершавшейся еще до ислама, Мухаммед предло-жил пятикратную молитву, которую можно совершать в любом чистом месте, так как Богу можно поклоняться везде. Постепенно к этим обяза-тельствам добавились соблюдение поста, уплата очистительной мило-стыни и совершение паломничества в Мекку. Многие проповеди Му-хаммеда, его откровения были связаны с конкретными случаями, с за-просами его последователей. В них отражены важные стороны жизни Аравии, мусульманской общины. Все установления Мухаммеда посте-пенно утверждались в жизни и приняли характер закона, хотя они, есте-ственно, не были изложены в виде определенной системы. Обличение богатых соединено с утверждением, что имущественное неравенство имеет божественное происхождение и частная собственность неприкос-новенна. Мухаммад порицал скупость, но и не приветствовал чрезмер-ную щедрость, если даже речь шла о благотворительности, и всячески поощрял бережливость. Ворам отсекали руку.
Что касается земли, основного богатства, она, согласно проповеди Мухаммеда, принадлежит Богу, и Он дает ее тем, кому хочет. Значите-льное внимание Мухаммед уделял проблеме повиновения. Он призы-вал: «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас». Здесь заложен главный принцип, который послужил впоследствии основанием суннитской доктрины власти. В систему политических отношений доисламской Аравии было внесено существенное изменение путем фактического запрета союзов племен. Семейно-брачные отношения заняли в проповедях Мухаммеда важное место. Его усилия были направлены на укрепление индивидуа-льной семьи, хотя и была разрешена полигамия. Число жен ограничива-лось четырьмя, и муж был обязан одинаково содержать их. Вопреки древне арабской традиции женщины были включены в категорию на-следников. По новым установлениям женщинам выделялась половина доли мужчины-наследника; это стало важным явлением в социальной жизни Аравии. Все заботы по содержанию жены и детей возлагались на мужа, а жена могла раздельно владеть своим имуществом, совершать торговые и финансовые сделки самостоятельно. Запрещены были кро-восмесительные браки до третьего колена кровного родства и второго колена молочного родства. Был отменен левират, но такие браки сохра-нялись, если они были заключены до ислама.
В связи с тем, что война занимала важное место в жизни общины, Мухаммед неоднократно обращался к этой теме, касалось ли дело кому идти на войну, как делить военную добычу и как поступать с пленны-ми. Из военной добычи выделяли 1/5 часть Богу, Пророку, на выкуп ра-бов, на помощь вошедшим в долги, бедным, сиротам. Остальное дели-ли между участниками похода. Пленных обычно освобождали за выкуп. В своих откровениях Мухаммед неоднократно обращается к рабству как к социальному институту, прочно утвердившемуся в Аравии. От-пуск рабов на волю был объявлен богоугодным делом, однако Мухам-мед этим не ограничился. При определении видов наказания за клевету, за празднословие, за убийство и другие прегрешения мусульманам предписывался отпуск верующего раба на волю. Мусульмане должны были своих вольноотпущенников наделить письменной отпускной и ча-стью имущества, чтобы бывшие рабы могли начать самостоятельную хозяйственную жизнь. Это не означало, что была провозглашена отмена рабства, однако все эти установления, с одной стороны, привлекали симпатии невольников к учению Мухаммеда, а с другой - способство-вали смягчению или предотвращению социальной напряженности.
У арабов кровная месть являлась одним из древнейших обычаев, соблюдение которого приводило к гибели многих людей и который слу-жил поводом для межплеменных кровавых столкновений. Мухаммед осудил кровную месть и утвердил выкуп как наиболее приемлемый вы-ход из ситуации. В некоторых случаях, когда речь шла об интересах ис-лама, он сам брал на себя уплату выкупа. Тем самым была сделана по-пытка ограничения сферы применения обычая кровной мести. Все ус-тановления Мухаммеда, которые он произносил как полученные от Ал-лаха откровения, легли в основу мусульманского священного зако-на - шариата.
В это время у вождей арабов зародилась идея распростра-нения влияния ислама на весь мир. Начав с покорения племен Аравии, мусульмане открыли длительную и жестокую эпоху арабских завоеваний. Религиозные воины против неверных получили название джихад(буквально в переводе с арабского усилие) или газават (буквально набег). Поначалу такое на-звание получили походы Мухаммеда против Мекки, но потом война вышла за пределы аравийского полуострова. Участие в джихаде стало считаться священным долгом каждого мусуль-манина.
О джихаде говорится в Коране. На этом основании мно-гие считают, что ислам - воинственная религия, которая рас-пространялась силой оружия и всегда поощряла насилие над «неверными» (гяурами или кафирами,как их называли). Под «неверными» понимались все немусульманенезависимо от той религии, которую они исповедовали. Отчасти эта точка зре-ния имеет под собой основания. Но надо учитывать, что джи-хад может объясняться и иносказательно, символически, как войну человека с собственным несовершенством, со своим неверием, с собственными грехами.Именно так - иноска-зательно чаще всего и объясняют идею джихада современные мусульманские богословы. Знакомясь с сюжетами Ветхого Завета, мы уже встречались с религиозными войнами против язычников, и все они изображались отнюдь не только как во-енные действия за захват территории, а как сражения за ис-тинную веру и в какой-то степени символизировали войну че-ловека с самим собой [15, С. 172].
Если говорить о джихаде и газавате в прямом смысле, т. е. как о войне с неверными, то тут мусульмане обычно подчер-кивают очень важные моменты. Во-первых, по правилам, это всегда должна быть только оборонительная война,и ее мож-но вести лишь в том случае, если на исламскую общину кто-нибудь нападает. Во-вторых, есть принципы, нарушать кото-рые в ходе войны в высшей степени неблагородно: убивать слабых и беззащитных -- детей, стариков, женщин, брать в плен священнослужителей и монахов любых вероиспове-даний, подвергать физическим мукам и калечить пленни-ков, убивать пленных, принявших ислам.Некоторые му-сульманские предводители считали недопустимым уничтожать посевы, сады и другое имущество на территории противника. В то же время исламский закон позволял брать во время вой-ны пленников из тех, кто воюет, казнить их, превращать в рабов или брать за них выкуп.
Последние годы жизни Мухаммед провел в Медине. Теперь он был на вершине своего могущества. Вокруг предводителя толпились много-численные сподвижники и военные вожди. Все чаше и чаще именно они начинали реально управлять всеми делами в государстве. Пророк жил в по-чете, ему поклонялись, но, как это часто бывает в истории, политики стара-лись делать за его спиной свои собственные дела. Не обходилось, конечно, без соперничества, борьбы за власть и многочисленных интриг.
Самыми приближенными к особе пророка людьми были его многочис-ленные родственники, но одно его не могло не огорчать: отсутствие сыновей. Мухаммед имел в общей сложности одиннадцать жен, девять из которых, в том числе любимая жена - совсем молодая красавица Айша, пережили его. Хотя у пророка были уже взрослые дочери, мечта о сыне не покидала его. И вдруг - о радость - родился маленький Ибрахим! К сожалению, ли-кование оказалось преждевременным: мальчик, которого отец буквально не отпускал со своих рук, неожиданно тяжело заболел и умер. Предание рас-сказывает, что в этот момент над всей страной померкло солнце [11, С. 104].
Теперь очередь была за самим пророком. В общем, он был совсем еще не стар, но неожиданно начал слабеть с каждым днем у всех на глазах. С большим трудом Мухаммед добирался до мечети, во время молитвы ноги не держали его, часто случались обмороки. Совсем ослабевший, ве-ликий пророк умер, когда голова его покоилась на коленях Айши. Это произошло в Медине в середине 632-го христианского года, в день, когда посланнику Аллаха исполнилось 63 года. Как говорил сам Мухаммед, любой пророк должен быть похоронен на том месте, где умер. В комна-те Айши, отодвинув кровать, вырыли могилу, куда и опустили его тело. Смерть Мухаммеда вызвала смятение и испуг среди единоверцев, мно-гие из них долго отказывались верить в нее.
Оценка личности Мухаммеда на Западе в течение веков претерпела значительные изменения. Религиозная нетерпимость, навеянная духом крестовых походов, предопредели-ла восприятие основателя ислама в средневековую эпоху в гротескном искаженном виде. О нем писали как о мошеннике, о лжепророке, осно-вателе ереси. С возникновением научного исламоведения в XIX в. нача-лись поиски новых подходов к личности Мухаммеда, однако вопрос в основном сводился к оценкам его психического склада, при этом акцент делался на признаках психического расстройства, якобы послужившего источником вдохновения аравийского пророка. Уже в начале XX в. тео-рия, связывающая появление ислама с душевным недугом Мухаммеда, была подвергнута массированной критике. Психологические аспекты его пророческой деятельности перестали рассматриваться как явления отклоняющейся психики. Было признано, что состояния Мухаммеда во время получения откровений, в том числе экстатические, аналогичны соответствующим состояниям ветхозаветных пророков и христианских святых. Были также предприняты попытки представить Мухаммеда не как историческую личность, а как мифологизированную фигуру, однако они не получили поддержки в мировом исламоведении.
Религиоведы и историки разных поколений выделяют различные ас-пекты деятельности Мухаммеда, рассматривая их как основополагаю-щие. Немецкий историк А. Мюллер и отечественный ученый, академик В. В. Бартольд в первую очередь представляют его как политического деятеля, создателя основ мусульманской государственности. В то же время академик И. Ю. Крачковский обращает особое внимание на поэ-тический дар Мухаммеда, обеспечивший успех его проповеди. Именно Мухаммеда многие исследователи считают основоположником догматов ислама. При всей разноплановости оценок личности пророка Мухаммеда многие со-временные специалисты признают, что формирование новой религии происходило через осознанное ощущение Мухаммедом своего предназ-начения как посланника Аллаха: в духовном и социальном плане он яв-ляется порождением исторической эволюции и культурно-историческо-го опыта Аравии.
3. Распространение ислама. Оформление Корана.
Ислам, зародившись в качестве религии арабов, быстро превратился в мировую религию. Произошло это главным образом с помощью джихада. Новая религия утверждалась, как правило, силой и оружием.
Мухаммед скончался, не успев назвать своего преемника и не оста-вив завещания о правилах передачи власти в общине. Это обстоятельст-во вызвало замешательство в среде мусульман, и начались споры и столкновения между различными группировками. Перед всей общиной встали серьезные проблемы, которые были не предусмотрены ни одним из высказываний Пророка. Суть этих вопросов заключалась в следую-щем: прекратились контакты общины с Аллахом через Мухаммеда, и неоткуда было получать наставления; умер последний пророк, и никто не мог определить, как назвать его преемника; скончался глава общи-ны-государства, а вопрос о преемстве власти не был решен при его жизни. Самой насущной оказалась третья проблема о непосредствен-ном преемнике Пророка, и она носила чисто политический характер. На это место могли претендовать виднейшие сподвижники Мухаммеда, прибывшие с ним из Мекки в Медину, т. е. мухаджиры. Претенденты на власть были и вне группы мухаджиров - мединцы, принявшие Му-хаммеда и поддержавшие его (ансары). Еще до кончины Мухаммеда в Аравии появились люди, которые сами объявили себя пророками. В ис-торической традиции эти люди получили название «лжепророков». По-сле смерти Мухаммеда их число увеличилось, они отказались подчиня-ться мединским властям и начали вооруженную борьбу за власть. Наи-более активными среди них были аль-Асвад, стремившийся к объедине-нию и независимости Йемена; «лжепророчица» Саджах, нашедшая от-клик на свой призыв среди бедуинов Иемамы, Ирака и Бахрейна; Тулайха, чьи претензии не выходили за границы Центральной Аравии. В конечном итоге победу одержали представители мухаджиров, и первым преемником Мухаммада община верующих избрала Абу Бакра (правил с 632 по 634 г.), хотя при этом не обошлось без столкновений интересов разных сторон. В этом выборе важную роль сыграло то обстоятельство, что Абу Бакр еще при жизни Мухаммеда в 631 г. возглавлял караван па-ломников в Мекку, и сам Пророк на время своей болезни назначил его предстоятелем на молитве в мединской мечети. Абу Бакр получил титул халифа- преемника, или заместителя. Абу Бакр был дальним родст-венником Мухаммеда. Он один из первых уверовал в Пророка, за что был наречен Сиддиком («Правдивейшим»). Способ избрания Абу Бакра воспроизводил практику родового общества при избрании племенного вождя. Он был богатым мекканским купцом, оказывал финансовую поддержку общине, сопровождал Мухаммеда во всех общественно зна-чимых мероприятиях. В Медине он выдал замуж за Мухаммеда свою дочь Айшу. Отличительной чертой правления Абу Бакра было то, что его родственники не пользовались никакими преимуществами и приви-легиями. В мусульманской исторической традиции за ним закрепилась репутация мягкого, лишенного честолюбивых устремлений человека. При Абу Бакре были продолжены внешние завоевания, начатые еще при жизни Пророка.