Осью древнеегипетской культуры и цивилизации стала величайшая река Северной Африки - Нил. Жизнь была сосредоточена по берегам Нила на протяжении тысячи километров - вплоть до нынешней границы с Суданом, до порогов, делавших с этого места несудоходным. В "ширину" же жизнь простиралась не более чем на 20 - 30 км, охватывая не более 3 - 4 %, территории Египта. Эта картина не слишком изменилась и по сей день. О значении Нила в жизни Египта говорит такой курьезный факт. Когда египтяне стали переплывать Средиземное море, добираясь до Европы, они были удивлены не тем, что и там кипит жизнь, что есть горы и реки, но тем, что "реки текут вспять" (с Севера на Юг, в противоположность Нилу).
До того места, куда разливающийся из года в год воды Нила приносили ил, земля была черной и плодородной. Поэтому народ Египта так и называл свою страну - Кеме, что значит Черная. Реальная граница причудливо извивающейся линией проходила там, где кончалась черная земля. За нею начинался суровый мир песчаных и каменных пустынь, Красная страна - Дезире. Правда, и эти земли не были совершенно пустынны. На запад от долины Нила, возле оазисов, пасли свои стада кочевые племена ливийцев, на восток - семитов. Кеме также состоял из двух частей, Верхнего Египта и Нижнего Египта. Верхний Египет простирался от первого водопада до первого ответвления дельты, а Нижний - представлял собой разрезанную речными рукавами заболоченную местность и, хотя ни один из рукавов не превышал 150 км, по величине он примерно равнялся Верхнему Египту. Вместе Верхний Египет и Нижний Египет занимали территорию, равную лишь половине сегодняшней Венгрии. Тем не менее, на территории Древнего Египта кормилось огромное количество людей. И в тогдашнем еще малонаселенном мире Египет был, во всяком случае, наиболее густонаселенной страной.
Справиться с непростыми природными условиями можно было, только объединив усилия. Кто не рыл каналы, не носил землю, не возводил насыпи, был обречен. Поэтому в Египте сложилась форма добровольно-принудительного труда, сравнимого с рабским. Она была применена впоследствии и на строительстве пирамид, которое вменялось огромному количеству людей как трудовая повинность.
Сохраненная в записях история Древнего Египта включает в себя шесть периодов:
Раннее царство (3000 - 2800 гг. до н.э.)
Древнее царство (2800 - 2250 гг. до н.э.)
Среднее царство (2050 - 1700 гг. до н.э.)
Новое царство (1580 - 1070 гг. до н.э.)
Поздний период (1070 - 332 гг. до н.э.)
Греко-римский период (332г. до н.э. - 395 г. н.э.)
Между Древним и Средним царствами, а также между Средним и Новым были два периода распада, а после раздела Римской империи в 395 г. на Восточную и Западную, Египет стал провинцией Византии. В 638 - 642 гг. он был завоеван арабами, которые и поныне населяют его территорию, мало что имея общего с исконным населением Египта. Таким образом, история Древнего Египта длится, в сущности, до начала христианской эры. Часть доарабского населения Египта приняла христианство. Их потомки, известные под названием копты, живут в основном в городах Верхнего Египта, а также в других странах Ближнего Востока. В Каире и сейчас действует храм, где можно посетить коптскую службу, послушать коптские духовные песнопения.
1.2 Социальная основа культуры Древнего Египта
"Своеобразие восточной истории лучше всего постигается через сравнение восточных и западных государств, способов их происхождения и их отношения к человеческой индивидуальности и свободе... В восточной истории потребность в государстве возникла раньше, чем стали обнаруживать себя ростки внешних проявлений свободы и индивидуальности человека" Культурология. Курс лекций/Авт. и сост. Радугин А.А. М., 1997. С. 116.
В Египте (как и в Двуречье) можно было выжить, лишь практикуя орошаемое земледелие и постоянно создавая общественные запасы зерна на случай неурожая и весьма частых стихийных бедствий. Целенаправленное накопление запасов и их рачительное использование были немыслимы без жесткого администратирования. Таким образом, ответом на вызов природы в Древнем Египте (как в других цивилизациях Древнего Востока) явилась такая форма государственного устройств, которая известна под названием восточная деспотия.
В условиях Древнего Египта природа была и кормилицей, и карающим мечом. Только такой могла быть и государственная власть. Любая восточная деспотия управляется огромным количеством государственных чиновников, а налаженная бесперебойная работа бюрократического аппарата цементируется безраздельной, буквально божественной властью верховного правителя. В Египте таким был фараон (от египт. пер-о - большой дом; судя по всему, такое же происхождение имеет и слово пирамида).
Если в западной цивилизации государство в той или иной степени зависело от общества, подотчетно ему, то в восточных деспотиях даже формально свободные люди являлись государственными рабами. Даже возвысившись по службе, подданный такого государства оставался бесправным рабом правителя, а точнее - всей тоталитарной системы. Здесь верховный властитель почитался не за личные качества (мужество, ум), а как воплощение Бога на земле. Власть передавалась только внутри династии, и не случайно в истории Древнего Египта так много правителей с психическими и физическими отклонениями. Правда, это вовсе не значило, что на власть никто не мог покушаться. "Величество ушло", - говорили в Египте, когда фараон в силу тех или иных обстоятельств утраивал свое могущество. Так, известна история о том, как 110-летний кудесник предсказал фараону Хеопсу конец его династии. Фараон хотел добыть свиток, содержащий тайные сведения и хранившийся в городе бога Солнца - Ра. Лишь старый чародей Джеди знал, где находится помещение под названием "Привлекающий к ответу" с кремниевым сундуком, содержащим заветный свиток. Однако Джеди не подчинился приказу фараона принести его. Это было грозным знаком. Джеди же остался ненаказанным, более того, он предсказал, что после сына Хеопса трон унаследует тот из трех близнецов, рожденных женой жреца от бога Ра, который первым появится на свет: сил Хеопса не хватило даже на сохранение трона для своего внука.
В этой мистической истории просматривается и важная роль жрецов, посредников между божественной природой и человеческой общиной. Будучи столпами власти фараона, хранителями знаний, они могли в силу особенностей своего положения держать в подчинении невежественный и не допускаемый к образованию народ, они же нередко свергали фараонов.
1.3 Феномен пирамид
Уникальными памятниками древнеегипетской культуры и цивилизации являются пирамиды. Это не просто усыпальницы фараона, но и символ государственной мощи - особенно если учесть, что они сооружались при жизни фараона в течение многих лет. На их строительство принудительно направлялись десятки (порой сотни) тысяч "государственных рабов", использовались и рабы, захваченные в плен. Участие в постройке пирамид представлялось как религиозная обязанность, попытки же уклонения от нее жесточайшим образом карались.
Согласно вероучениям египетских жрецов, всякий человек обретал бессмертие, если полностью соблюдался ритуал погребения. Однако тела бедняков не бальзамировались, а просто заворачивались в циновки и опускались во рвы. Древнейшая из египетских пирамид была возведена около 5 тыс. лет назад для фараона Джосера, который считался открывателем камня как строительного материала. Строитель пирамид, Имхотеп, также был обожествлен как "первый после царя, управитель великого дворца, покровитель плотников и писцов". Самая же грандиозная пирамида Хуфу (Хеопса), высотой почти 147 м, и занимающая площадь пять гектаров. Она сложена из 2300 тыс. гигантских камней весом по 2-3 т, столь плотно пригнанных, что между ними невозможно просунуть даже иглу. Немногим уступает ей (143,5 м) пирамида Хаффы (Хефрена). Греческий историк Геродот сообщал, что гробницу Хуфу сооружали в течение 20 лет около 100 тыс. человек одновременно, сменяясь каждые три месяца. Огромное количество рабочих погибало, но это не могло задержать строительство. Можно только попытаться представить себе, какие успехи могли быть достигнуты, если бы столь колоссальные усилия и средства были направлены на строительство дорог и каналов, а не на хранение мумий.
Египетские пирамиды считались одним из "семи чудес света". Начиная со II тыс. до н.э. их стали строить не из камня, а из кирпича - это было проще и менее разорительно, но такие размеры не могли уже быть достигнуты. Вовсе было прекращено строительство пирамид к началу I тыс. до н.э. Для усыпальниц фараонов отводились теперь хитроумные тайники-лабиринты, имелись они и в самих пирамидах. Они стоили жизни многим грабителям, но все равно не могли их остановить, так же как и грозные боги. Подавляющее большинство пирамид ныне разграблено, потому столь знаменита далеко не самая богатая, но зато чудом сохранившаяся усыпальница Тутанхамона (1351 - 1342 гг. до н.э.), раскопанная в 1922 г. Х. Картером. Известно, что практически все участники его экспедиции (кроме него самого) вскоре погибли, вероятно от ядов, скопившихся в склепе, наверняка такая же участь (божья кара) постигла и большинство грабителей. Удивительные открытия в пирамидах продолжаются до сих пор, привлекая новейшие технические средства (в том числе создаваемые специально для этих исследований).
1.4 Особенности духовной культуры
Вероятно, наиболее специфической особенностью египетской культуры был своеобразный культ смерти. Вся египетская культура пронизана протестом против смерти и одновременно приготовлением к ней (проникнутым верой в обретение бессмертия).
Буквально во всех древних мифологиях и религиях присутствует вера в бессмертие, искупление, воскресение и т.д., но, ни одна культура не пронизана в такой степени подготовкой к смерти. Мумифицирование позволяло сохранить тело, в которое могло вернуться душа, а мощные стены пирамид должны были обеспечить им покой; погребенные в пирамидах рабы, утварь были одинаково необходимы в жизни: как до смерти, так и после нее. Сами пирамиды возводились не в насыщенной влагой долине Нила, а на краю соседних с нею пустынь.
Сохранился и по сей день, привлекая туристов со всего мира, некрополь, Город Мертвых, расположенный западнее древней столицы, Мемфиса (Мен Нофера). Древние египтяне называли его просто Западным городом, а находившихся здесь называли не мертвыми, а утомившимися. Город мертвых в итоге занял территорию, превышающую любой город живых, простираясь на 60 км. Само название Мемфис - Мен Нофер происходит от имени первого фараона, Мена. Согласно преданию, собственные псы загнали однажды Мену в озеро Мерида, где бы он и погиб, если бы его не взял в пасть крокодил. В этом месте Мена основал город и велел почитать крокодилов. Считается, что именно Мена заложил единую столицу Верхнего и Нижнего Египта. Вначале ее называли Белыми Стенами, позже она получила более возвышенное название: Весы Двух Стран, Жизнь Двух Стран, Непреходящая Красота (Мен Нофер), Дворец Души Птаха - Хет-Ка-Птах. Мен Нофер стало звучать у греков как Мемфис, а название Хет-Ка-Птах трансформировалось а Айгуптос (Египет).
В египетской культуре постоянно просматривается причудливое сочетание "первобытности" со сложным мировосприятием, отличающим "высокоразвитую цивилизацию" Павлова О. И. Культура Древнего Египта // Древние цивилизации. М., 1989. С.45.. О. Шпенглер, исследуя прасимволы различных культур, считал таковым для египетской культуры дорогу. Египетская душа ступает по заданному раз и навсегда направлению: "мощные стены храмов, торжественные ряды статуй, длинные ленты рельефов и рисунков, изображающих шеренги смотрящих и идущих в одном направлении фигур, аллеи сфинксов - все это подчеркивает идею дороги. Пирамида - гигантский треугольник стрелки, указывающий конец пути" Кармин А.С Культурология. СПб., 2001. С. 749. Шпенглер видит здесь выражение "отважной души".
Общий дух египетской культуры определяет ее мифологию, религию, искусство. Египетская душа наиболее естественно выражает себя языком камня, и не случайно базисом искусства выступает архитектура. Египетская архитектура лишена, каких бы то ни было декоративных, чисто "украшательских" элементов. А египетская статуя представляет собой как бы отдалившийся от стены рельеф и установлена всегда так, чтобы смотрелось спереди. Столь же характерно дух египетской культуры выражен и в живописи. В отдельных рисунках, помещенных рядом друг с другом, одно и то же явление растягивалось по плоскости. Было бы упрощением объяснить это лишь незнанием законов перспективы - здесь опять налицо прасимвол дороги. Гегель считал, что своеобразным символом египетского духа может считаться сфинкс: "Человеческая голова, выглядывающая из тела животного, изображает дух, который начинает возвышаться над природой, вырываться из нее и уже свободнее смотреть вокруг себя, однако не вполне освобождается от оков... Чело духа еще как бы стянуто железным обручем, так что он не может дойти до самосознания своей сущности и мысли, но порождает это самосознание лишь как задачу, как загадку, относящуюся к самому себе" Гегель Г.Ф. Соч., М., Л., 1935. Т. VIII. Философия истории. С. 186.
В религиозном культе Египта центральное место занимало обожествление фараонов. Фараон - живое подобие Солнца с его "сияющим светом и ужасным блеском", и после смерти плавает по небосводу - на солнечной ладье днем и на лунной - ночью. Среди великого множества богов Древнего Египта (своих богов имели даже отдельные города) верховным был бог Солнца - Ра. Вторым по значению, как можно догадаться, был бог смерти Усири греч. - (Осирис), олицетворяющий умирающую и воскресающую природу. Усири был своеобразным "богом царем, который научил людей земледелию и виноградству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов, научил их пению, танцам, музыке и отучил пожирать друг друга" Варга Д. Древний Восток. У начал письменности. Будапешт,1979. С.51. Брат же его, Сет, уповающий на насилие и разрушение, завистливый, желал гибели Осирису. Поскольку же в египетской мифологии даже боги смертны, дело было за малым. Обманом вынудив Осириса лечь в приготовленный по его мерке гроб-сундук, Сет велел заколотить его, запаять свинцом и бросить в море. Жена Осириса, Есит (греч. - Изида), сумела отыскать его далеко от берегов Нила. Рыдая, она упала на труп Осириса, целовала и обнимала его, пока не зачала от него ребенка, божественного Гора (сокол или, точнее, высоколетящий), который вновь и вновь воплощался в каждом фараоне. Осирис же стал царем подземного мира. Сет, не желающий сдаваться, вызывал Гора перед сонмом Девяти Богов на все новые и новые испытания. В итоге бог солнца - Ра, покровительствовавший Сету, все же склонился в сторону Гора, передав ему египетское царство. Сета же он взял с собой в ладью, в которой каждый день проплывает по небесным водам с Востока на Запад, а ночью - с Запада на Восток.
Столь же антропоморфны и другие египетские мифы. Исида, богиня плодородия и материнства, была одновременно женой и сестрой Осириса. Имелся и бог Луны, одновременно бог письменности. Богиней истины и порядка была Маат, беспристрастно взвешивающая души умерших. Обожествлялись также животные, растения, некоторые предмет. Божественным символом был жук скарабей, облик животных имели многие боги: бык - Апис, корова - Хатор, баран - Амон, крокодил - Сабек, кошка - Баст, множество богов воплощались во льве. В виде сокола изображался Гор, а бог мудрости Тот имел облик ибиса, сезонные перелеты ибисов напрямую связывались с сезонными разливами Нила. Боги изображались с головами птиц и животных, полностью человеческий облик имел мемфисский Пта (Птах) - создатель всего сущего.
Многобожие препятствовало централизации государства, и фараон Аменхотеп IV (правил в 1368 - 1351 гг. до н.э.) попытался ввести культ единого бога, объявив таковым солнечный диск (под именем бога Атона, трактуемого как тело Ра). Столицей он объявил город Ахетатон (совр. Эль-Амарна), а сам принял имя Эхнатон (угодный Атону). Культы других богов были отменены, их храмы закрыты, имущество конфисковано. Однако Эхнатон был отравлен, а его приемники вынуждены были, под натиском жрецов, вернуться к культу прежних богов.
Особенности древнеегипетской культуры отчетливо проявляются и в искусстве. Многие произведения изобразительного искусства (скульптура, живопись) дошли до нас почти в такой же сохранности, как пирамиды. Перед храмами и дворцами возводились высокие обелиски, покрытые иероглифами - письмом в виде символов, которое само стало символом египетской культуры - вне меньшей степени, чем пирамиды. Заупокойные храмы охранялись сфинксами - каменными изваяниями с телом льва и головой человека. Самый большой из них, "Отец трепета", стоит и по сей день перед пирамидой Хефрена (III в. до н.э.). Он высечен из цельной скалы, длина его тела равна 57 м, а голова в 30 раз больше человеческой. В XVI в. до н.э. между его передними лапами был построен храм.
Не менее привлекательны для туристов статуя фараона Аменемхета III,стела вельможи Хунена, голова фараона Сенусерта III. Восхищение вызывает рельеф, изображающий (на крышке ларца) умершего в 20-летнем возрасте фараона Тутанхамона с еще более юной женой. Остается только гадать, какие бесценные памятники египетской культуры оказались разграбленными и, возможно, просто переплавленными или, в лучшем случае, надежно скрытыми в частных коллекциях. Жемчужиной музея Лувр в Париже является скульптурный портрет Нефертити, жены фараона Аменхотепа IV, предстающий для последующих поколений как символ женской красоты. Вандомскую площадь в Париже украшает изящная колонна с иероглифами, вывезенная Наполеоном. Даже он был потрясен величием древнеегипетской культуры. "Остановитесь, - сказал он своей армии перед пирамидами, - на нас смотрит вечность".
Установленные в египетском искусстве каноны остались неизменными в течение трех тысячелетий: строгая линейность композиции, плоскостное изображение фигур, условности в передаче туловища и ног, геометрическая декоративность с симметричным узором, ясность и четкость линий. Величайшим открытием не только для искусства, но и для науки стало золотое сечение, обеспечивающее максимальную прочность архитектурным и скульптурным сооружениям, задающее эстетические каноны живописи. Золотому сечению подчиняется "архитектура" скелета, оно лежит в основе глубочайших природный соотношений. Вообще искусству приписывалось магическое значение. Не менее примечательно и то, что искусство носило безымянный характер - художник не выпячивал свою индивидуальность, а передавал общие смыслы.
Одной из древнейших в мире является музыкальная культура Египта. Музыка сопровождала религиозные обряды и празднества, распространена была и в повседневной жизни. Музыка в Египте называлась "хи" - удовольствие. Ей приписывалась мистическая сила, и в этой связи инструменты подбирались не по тембру, а по назначению. На фресках II тыс. до н.э. можно встретить изображения лиры, арфы, барабанов.
До нас дошли также памятники художественной литературы, относящиеся ко II тыс. до н.э. Она представлена мифами, сказками, поучениями и наставлениями мудрецов и царей. Самое знаменитое и совершенное в художественном плане творение древнеегипетской литературы - "Беседа разочарованного со своей душой", или "Песнь арфиста". Все обречено на тлен, разрушение, исчезновение, говорится в ней, и никто еще не подал вестей о себе после смерти. Раз так, надо успеть насладится земной жизнью: "Проведи праздничный день и забудь заботы". Другим замечательным памятником являются созданные в конце II тыс. до н.э. "Прославления писцов": "Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы, Но оставили наследство в писаниях, поучениях, созданных ими, Их пирамиды - книги поучений" Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. С. 102.. Существовала в Древнем Египте и любовная лирика.
Уважение к слову, к письму было буквально благоговейным. По сути дела, именно Египет дал человечеству письмо и традиции письменных записей, там же был создан папирус для письма. Составлялись своды законов, писались долговые расписки. В Древнем Египте использовались металлические деньги. Там были созданы прообразы школ, первые сведения о которых датируются III тыс. до н.э. Существовала и своеобразная высшая школа, названная Домом жизни. Здесь обучали главным наукам древности - астрономии, математике, врачеванию. Не менее полезными знаниями считались там волшебство и заклинания.
В Древнем Египте были накоплены значительные знания как теоретического, так и прикладного характера. Астрономам удавалось предсказать затмения (чем ловко пользовались жрецы, устрашавшие ими народ), была высказана догадка о том, что звезды не уходят с небосвода и днем, но их затмевает Солнце. Египетские математики умели вычислять объем шара, значительных успехов достигла медицина: была установлена роль мозга в организме, проводились операции, даже трепанация черепа. Были изобретены первые в истории часы - водяные и солнечные, ниломер - устройство для измерения уровня воды в Ниле, позволяющее предсказать урожай.
Египтяне первыми освоили пчеловодство, догадались хранить зерно в амбарах, изобрели агротехнические приемы интенсивного возделывания почвы, плуг, гончарное колесо, развивали керамическое и ткацкое производство, металлургию. В эпоху Среднего царства египтяне приручили кошку, позже - верблюдов, они разводили антилоп и газелей, с дрессированными гиенами охотились!
1.5 Эллинистический Египет
Египет дважды был завоеван иностранными захватчиками. С VI в. до н.э. до 405 г. до н.э. длился период персидского владычества, а в 332 г. до н.э. здесь установил свою власть Александр Македонский, основавший г. Александрию. Египетские жрецы предпочли объявить его сыном бога. Был установлен культ нового бога - Сераписа. Александрия стала вскоре центром Греко-Восточного мира, крупным портом, центром торговли и науки. В III в. до н.э. там был создан Александрийский Мусейон - центр науки и культуры. В нем были залы для заседаний, столовые и комнаты отдыха для ученых. Приезжая из различных стран, они содержались там за государственный счет. В Александрии работали Архимед, географ Эратосфен. Там же во II в. до н.э. был создан музыкальный инструмент с необычным звучанием - гидравл (водяной орган), был сконструирован гидравлический насос. Александрийский маяк (280 г. до н.э.) стал еще одним из семи чудес света, наряду с пирамидами. В правление Клеопатры, последней царицы Египта (51 - 30 гг. до н.э.) история Древнего Египта завершилась, Египет стал провинцией Древнего Рима.
2. Религия Древнего Египта
Египетская (древнеегипетская) религия - система политеистических верований племен и народов долины Нила в эпоху первобытнообщинного и раннерабовладельческого общества.
Огромное значение в верованиях древних египтян играло поклонение природе, а зооморфизм и тотемизм, характерные для их религии, объясняются важной ролью скотоводства и охоты в экономике страны.
К глубокой древности восходил в Египте культ священного камня.
Были свойственны для религии древнейших египтян и представления о "священной земле", "матери природы", а также о боге земли Гебе. Первый водный хаос, основу всей природы, они называли богом Нун. Египтяне обоготворяли Нил, именуя его Хапи, сопоставляя его с богом животворящих сил Осирисом и называя его "старшим среди богов, Нилом (Хапи), который создал все, который разливается, чтобы дать жизнь людям". Дождь, вода, в представлениях древних египтян, исходила из "глаза солнечного бога Гора", или из тела и глаз плачущей богини Изиды, а священный источник около Гелиополиса воспринимался египтянами Древнего Царства как проявление водного божества. Все воды они населяли духами, "которые пребывают в воде" и среди которых царит бог водяной пучины Собк, изображавшийся в виде крокодила или человека с головой крокодила.
Стихия огня, исходящая из недр земли и опаляющая людей с высоты неба, в представлениях египтян, была тесно связана с космической водой (влагой).
Весь растительный и животный мир был населен духами, богами и богинями, обитавшими в отдельных растениях, деревьях и животных.
Культ животных (зоолатрия) был широко распространен в Египте, начиная с архаической (додинастической) эпохи. Египтяне поклонялись священным львам и львицам. Таковы были культ Миизисс в Бубастисе, культ богинь-львиц в городах Тинис, Мемфис и в Эскэ, среди которых особым почтением пользовался культ львиноголовой богини Сомхет. А в городе Буто почитали ядовитую змею, именуя ее богиней Уаджит. Чтили египтяне и домашних животных: например, священных быков Аписа и Мневиса в Мемфисе и Гелиополисе Бог Хнум, почитаясь богом творческой силы, изображался в виде барана. Особое распространение во всем Египте получил культ священной коровы - богини Хатхор. Покровителями царской власти считали сокола, пчелу, коршуна и змею, а самого фараона часто изображали в виде льва с головой человека - Сфинкса.
С эпохи родового строя в Египте существовал культ предков и связанный с ним заупокойный культ. Полагая, что загробная жизнь есть лишь продолжение земного существования, египтяне оберегали посредством мумификаций тело покойного (Хат) для того, чтобы душа человека Ба могла вечно пребывать в нем.
С телом (Хат) был связан Ка, или "двойник" человека, его энергетический фантом, наделенный всеми атрибутами человека и способный существовать независимо от него, перемещаться по земле, возноситься на небо и беседовать с богами.
Душа же называлась египтянами Ба, и в отношении ее возрения их были очень протеворичивы. Сам иероглиф Ба означал "величественный", "благородный", "могущественный". Считалось, что Ба живет в Ка и, по-видимому, обладает таинственной способностью становиться телесной и бестелесной по своему желанию.
Ба изображалась в виде сокола с головой человека, и по природе своей состоит из чистого эфира, имея способность оставлять гробницу и подниматься в небеса, наслаждаясь там вечным существованием.
Однако в некоторых текстах имеются указания на то, что иногда она посещала тело в гробнице и была способна оживить его и общаться с ним. Подобно сердцу - Аб - она являлась вместилищем жизни человека.
Существовал в представлении египтян и духовный разум, или дух человека - Ху, имевший вид святящегося неосязаемого образа его тела. Другой очень важной частью человеческой сущности была Сехем (древнеегип. - властвовать над чем-либо) - сила. Очевидно, Сехем человека была персонификацией его жизненной силы. Она следовала за своим земным владельцем на небо.
Следующей составляющей человека была Ханбит - Тень, всегда пребывающая возле души.
Одной из наиболее важных составляющих сущности человека была его Рен - Имя, с уничтожением которого разрушаются и все остальные сущности человека, ибо безымянное существо не может быть представлено богам.
Египтяне были уверены, что увековечение имени отца является сыновьим долгом.
В эпоху Древнего Царства древний бог воды и растительности Осирис постепенно превратился в центральную фигуру заупокойного культа, судью мертвых, царя загробного мира.
Молитвы и заклинания, писавшиеся в эпоху Среднего Царства на стенках погребальных камер и саркофагов, в эпоху Нового Царства и позднее писались уже на свитках папирусов, постепенно образуя дошедшую до нашего времени "Книгу Мертвых" ("Книгу воскресения", или, точнее, "Книгу выхода днем" - Пер-ем-херу).
Древняя "Книга мертвых", родившаяся из "Текстов пирамид" (Древнего Царства) и "Текстов саркофагов" (Среднего царства), изменялась на протяжении веков.
Особое значение приобрел в Древнем Египте солярный культ - культ бога солнца, центром которого в древнейшие времена был город Иуну, греками впоследствии названный Гелиополисом - Городом Солнца, игравший роль крупнейшего религиозного центра Египта в течение всей его древней истории.
В эпоху Древнего Царства верховным богом Солнца является бог Ра. С культом Ра постепенно сливается культ бога Гора, изображавшегося в виде солнечного диска с крыльями птицы.
В эпоху Среднего царства, когда политический центр Египта из Мемфиса перешел в Фивы, местный фиванский бог Амон становится верховным государственным богом Египта. И, как прежде, культ бога Ра слился с рядом других богов древних культов, так и теперь культ Амона впитал в себя множество местных культов других областей во главе с культом гелиопольского бога Ра, породив тем самым культ единого бога Амон-Ра, создателя мира, изначального верховного бога, прародителя богов.
Уже в эпоху Древнего Царства обоготворение царя достигло апогея.
В эпоху Нового Царства получает совершенное воплощение и развитие догмат о царе как сыне верховного бога Солнца.
Древние боги природы вместе с развитием царского культа превращаются в общегосударственные ветви богов - покровителей Египта, фараона и его власти. Осирис с течением времени превратился в царя загробного мира, первого царя Египта, покровителя власти фараона и поэтому изображается в виде фараона со всеми знаками царской власти. Древний бог солнца Гор, сохранивший свой тотемный облик сокола, с течением столетий превратился в охранителя царя.
Но наряду с этими могущественными культами вплоть до христианской эпохи существовал и популярный в простом народе культ фетишей.
С древнейших времен в Египте почитали особый фетиш в виде двух перекрещенных стрел или лука, соединенного в футляр, ставший священным символом богини Нейт, украшенный перьями и лентами папирусный посох бога Ух.
Пантеон древних египтян в общих чертах можно изобразить следующим образом. Из теорий всех египетских жреческих школ в наиболее полном виде сохранилось учение жрецов города Гелиополя. Анализируя погребальные тексты времен фараонов V - VI династий, можно установить перечень богов гелиопольской, или "великой Эннеады" (древнеегип. паут - девятки), которую возглавлял бог Тему (или Атму).
Кроме богов "Великой Эннеады", была группа из девяти богов, получившая название "Малой Эннеады", и третья, стоявшая ниже ее в божественной иерархии.
Особо почитались те боги, которые имели отношение к человеческой судьбе. Они и входили в девятку богов Гелиополиса и принадлежали к циклу Осириса. Возглавлял этот список:
1) Тему, или Атму, т.е. "тот, кто завершает" день, подобно тому как Птах был богом, "который его открывал". В гимнах Тему именовали "создателем богов" и "творцом людей". Культ его восходил к глубокой древности, среди богов Египта он занял место Ра.
2) Вторым был бог Шу - первородный сын Тему. Шу изображали поднимающимися из земли с солнечным диском на плечах. Кроме того, он олицетворял свет.
3) За ним следовала сестра-бизнец Шу, олицетворявшая влагу и солнечное тепло, богиня умерших (по-видимому, была связана с утолением ими жажды).
4)За ними следовал Себ - сын бога Шу, первоначально считавшийся богом земли, позже богом мертвых. Одна из легенд называет его "Великим Гоготуком", отождествляя с гусем. Он сотворил яйцо, из которого произошел мир. От него и богини Нут произошли Осирис, Исида, Сет и Нефтида.
5) Богиня Нут была супругой Себа. Первоначально богиня неба, женского начала, участвовавшего в сотворении мира.
6) Осирис - сын Себа и Нут, муж Исиды, отец Хора. Осирис считался человеком, имевшим божественное происхождение; на земле он жил и правил как царь. Осирис породил сына Гора (Хора). В одной из своих ранних ипостасей Осирис был божеством солнца, а в додинастический период был судьей и богом умерших. Во времена же XVIII династии он уже был равен Ра.
7) Исида - жена Осириса и мать Гора (Хора), богиня природы, олицетворявшая собою рассвет. Почиталась египтянами в качестве "Божественной Матери", которую изображали в виде женщины, держащей на коленях и кормящей грудью младенца Гора (Хора).
8) Сет - сын Себа и Нут, муж Нефтиды, олицетворял собой ночь. Первоначально почитался египтянами как бог, помогавший душам умерших всходить с земли на небо: он держал вместе с братом своим Хором Старшим (не путать с Гором, сыном Осириса), олицетворявшем день, лестницу на небо. Однако вскоре после правления фараонов под общим именем Сети, чьи имена произошли от имени этого бога, отношение египтян к богу Сету резко изменилось. Теперь он стал воплощением и олицетворением всего злого и странного в природе: безлюдной и суровой, выженной солнцем пустыни, грозы, бури и т.д.
9) Нефтида - сестра Исиды и ее спутница во всех скитаниях и бедах. Подобно Исиде, и она находилась в ладье бога солнца Ра при сотворении Мира, вероятно, олицетворяя сумерки или самое начало ночи, супруга Сета. Согласно одной из легенд, она родила Анубиса от Осириса.
Известны и другие Эннеады.
Следует отметить Хора Древнего (позже с ним путали сына Исиды), чьим символом был сокол, и который, подобно Ра, тоже был богом Солнца. С его именем были связаны четыре бога старого света - четыре духа Хора (Гора), поддерживающие небо с четырех сторон - Хапи, Туамутеф, Амсет, Кебсеннуф (олицетворявшие север, восток, юг и запад).
Важнейшими богами загробного мира были: Анубис, сын Ра или Осириса, повелитель страны умерших; Упуат (Апуат), разделивший с ним власть (символом обоих был шакал), богиня Маат (древнеегип. - прямая), честная, праведная, стойкая в правде, участвовавшая в сотворении мира вместе Тотом, Птахом и Хнему (Хнумом), богиня любви и творения Хатхор, богиня Мехурит, представлявшая одну из ипостасей Хатхор - Небесную Корову, а также представлявшая собой ту часть неба, где солнце завершает свой дневной бег и где, как верили египтяне, проходил Суд над умершими.
3. Египетская мифология
Источники изучения мифологии Древнего Египта отличаются неполнотой и несистематичностью изложения. Характер и происхождение многих мифов реконструируется на основе поздних текстов. Основными памятниками, отразившими мифологические представления египтян, являются разнообразные религиозные тексты: гимны и молитвы богам, записи погребальных обрядов на стенах гробниц. Наиболее значительные из них - "Тексты пирамид" - древнейшие тексты заупокойных царских ритуалов, вырезанных на стенах внутренних помещений пирамид фараонов V и VI династий Древнего Царства (26 - 23 вв. до н.э.); "Тексты саркофагов", сохранившиеся на саркофагах эпохи Среднего Царства (21 - 18 вв. до н.э.), "Книга мертвых" - составлявшаяся начиная с периода Нового Царства и до конца Древнего Египта, сборники заупокойных текстов. Мифологические представления нашли отражение также в таких текстах, как "Книга Коровы", "Книга часов бдений", "Книги о том, что в загробном мире", "Книга дыхания", "Амдуат" и другие. Значительный материал дают записи драматических мистерий, которые исполнялись во время религиозных праздников и коронационных торжеств фараонов жрецами, а в некоторых случаях и самим фараоном, произносившими от лица богов записанные речи. Большой интерес представляют магические тексты, заговоры и заклятия, в основе которых часто лежат эпизоды из сказаний о богах, надписи на статуях, стелах и т.д., иконографический материал. Источником сведений о египетской мифологии являются также труды античных авторов: Геродота, посетившего Египет в 5 в. до н.э., Плутарха (1 - 2 вв. н.э.), оставившего подробный труд "Об Исиде и Осирисе", и другое.
Египетская мифология начала формироваться в 6 - 4 тыс. до н.э., задолго до возникновения классового общества. В каждой области (номе) складывается свой пантеон и культ богов, воплощенных в небесных светилах, камнях, деревьях, зверях, птицах, змеях и т.д. Сам ном также персонифицируется в образе особого божества: например, богиней Гермопольского нома считалась Унут, почитавшаяся в образе зайца. Позднее местные божества обычно группировались в виде триада во главе с богом-демиургом, покровителем нома, вокруг которого создавались циклы мифологических сказаний (напр., фиванская триада - бог солнца Амон, его жена Мут - богиня неба, их сын Хонсу - бог луны; мемфисская - Птах, его жена Сехмет - богиня войны, их сын Немфертум - бог растительности, и т.д.). Женские божества, как правило, имели функции богини-матери (особенно Мут, Исида). Небесный свод обычно представлялся в виде коровы с телом, покрытым звездами, но иногда его олицетворяли в образе женщины - богини Нут, которая, изогнувшись дугой, концами пальцев рук и ног касается земли. Существовали представления, согласно которым небо - это водная поверхность, небесный Нил, по которому днем солнце обтекает землю. Под землей тоже есть Нил, по нему солнце, спустившись за горизонт, плывет ночью. Воплощением земли в одних номах был бог Геб, в других - Акер. Нил, протекавший на земле, олицетворялся в образе бога Хапи, который способствовал урожаю своими благодатными разливами. Сам Нил также населялся добрыми и злыми божествами в образе животных: крокодилов, гиппопотамов, лягушек, скорпионов, змей и т.д. Плодородием полей ведала богиня - владычица закромов и амбаров Рененутет, почитавшаяся в образе змеи, которая появляется на поле во время жатвы, следя за тщательностью уборки урожая. Урожай винограда зависел от бога виноградной лозы Шаи.
Большую роль в египетской мифологии играли представления о загробной жизни как непосредственном продолжении земной, но только в могиле. Ее необходимые условия - сохранение тела умершего (отсюда обычай мумифицировать трупы), обеспечение жилища для него (гробницы), пищи (приносимые живыми заупокойные дары и жертвы). Позднее возникают представления о том, что умершие (т.е. их ба, душа) днем выходит на солнечный свет, взлетают на небо к богам, странствуют по подземному царству (дуат). Сущность человека мыслилась в неразрывном единстве его тела, душ (их, считалось, было несколько: ка, ба; русское слово "душа", однако, не является точным соответствием египетского понятия), имени, тени. Странствующую по подземному царству душу подстерегают всевозможные чудовища, спастись от которых можно при помощи специальных заклинаний и молитв. Над покойным Осирис вместе с другими богами вершит загробный суд (ему специально посвящена 125 глава "Книги мертвых"). Перед лицом Осириса происходит психостасия: взвешивание сердца умершего на весах, уравновешенных истиной (изображением богини Маат или ее символом). Грешника пожирало страшное животное Амт (лев с головой крокодила), праведник оживал для счастливой жизни на полях иару. Оправдан на суде Осириса мог быть, согласно так называемой "Отрицательной исповеди", содержащейся в 125 главе "Книги мертвых" (перечне грехов, которых не совершал покойник), только покорный и терпеливый в земной жизни, тот, кто не крал, не посягал на храмовое имущество, не восставал, не говорил зла против царя т.д., а также "чистый сердцем" ("я чист, чист, чист", - утверждает умерший на суде).
Характернейшей чертой египетской мифологии является обожествление животных, возникшее в древнейшие времена и особенно усилившееся в поздние периоды истории Египта. Воплощенные в животных божества первоначально, как правило, считались покровителями охоты, с приручением животных некоторые стали божествами скотоводов. К числу наиболее почитаемых животных - воплощений различных божеств относились бык (Апис, Мневис, Бухис, Бата) и корова (Хатор, Исида), баран (Амон и Хнум), змея, крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (воплощение многих богов: Тефнут, Сехмет, Хатор и др.), шакал (Анубис), сокол (Гор), ибис (Тот; прилет ибиса-Тота в Египет связывали с разливами Нила) и др. Позднее происходила антропоморфизация пантеона, однако зооморфные черты в облике божеств не были полностью вытеснены и обычно сочетались с антропоморфными. Например, Баст изображалась в виде женщины с кошачьей головой, Тот - в виде человека с головой ибиса и т.д.
Боги в образах быков и коров почитались во многих номах. Один демотический папирус сохранил запись мифа о том, что сначала все боги и богини были быками и коровами с шерстью различного цвета. Потом по велению верховного бога, все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы - в одну черную корову. Культ быка, в глубоко древности связанный, вероятно, с почитанием вождя племени, с возникновением, древнеегипетского государства стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался "тельцом". В Мемфисе, а затем во всем Египте черный бык с белыми отметинами считался воплощением бога Аписа. В образе змей воплощались как добрые, так и злые божества. Главой всех врагов солнца - Ра считался огромный змей Апоп, олицетворявший мрак и зло. В то же время в образе змеи почиталась богиня плодородия Ренутет, богиня - хранительница кладбищ Меритсегер, Исида и Нефтида - защитницы Осириса и, следовательно, любого умершего, богиня Уто - покровительница Нижнего Египта, охранительница Ра и фараона.
С развитием древнеегипетского государства мифологические представления видоизменялись. Культы многочисленных местных божеств сохраняли свое значение, но почитание некоторых из них распространилось за пределы отдельных номов и даже приобрело общеегипетское значение.
Наиболее значительные циклы мифов Древнего Египта - это мифы о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе. Изначально, считалось, мир представлял собой хаос, первозданную пучину вод - Нун. Из хаоса вышли боги, создавшие землю, небо, людей, животных и растения. Первым богом было солнце, выступающее обычно в роли демиурга. В одном из мифов говорится, что из вод вышел холм, на котором распустился цветок лотоса, а оттуда появилось дитя (солнце - Ра), "осветившее землю, пребывавшую во мраке. В других мифах появление солнца связывается с яйцом, снесенным на поднявшемся из хаоса холме птицей "великий Гоготун". Существовал миф, согласно которому солнце было рождено в виде теленка огромной коровой - небом. Наряду с этим существовали представления о богине неба - женщине, которая утром рождает солнце, вечером проглатывает - в результате наступает ночь - и последующим утром вновь рождает его. В некоторых мифах прародителями выступают мужские божества. В гелиопольском мифе бог Атум, отождествленный с солнцем - Ра, появившийся из хаоса - Нуна, сам себя оплодотворил, проглотив собственное семя, и родил, выплюнув изо рта, первых богов: пару Шу и Тефнут (бога воздуха и богиню влаги). Те в свою очередь произвели вторую пару: бога земли Геба и богиню неба Нут, у которых родились Исида и Нефтида, Осирис и Сет. Эти боги составляют знаменитую гелиопольскую "девятку" - эннеаду, почитавшуюся во всем Египте и неизменно присутствовавшую в религиозных текстах. Боги эннеады считались первыми царями Египта. В мемфисском мифе о сотворении мира, относящимся к Древнему Царству, демиургом выступает местный бог Птах. В отличие от Атума, Птах, создавших первых восьмерых богов предварительно задумал творение в своем сердце (сердце - "седалище мысли") и назвал их имена своим языком (Птах творил "языком и сердцем", т.е. мыслью и словом). Таким же образом он создал и весь мир: землю и небо, людей, животных, растения, города, храмы, ремесла и искусства, учредил культы богов. В этом мифе Птах наделен всеми атрибутами царя. В период Нового Царства с возвышением XVIII (Фиванской) династии (16 - 14 вв. до н.э.) в качестве демиурга утверждается отождествляемый с Ра фиванский бог Амон, которого называют царем всех богов. С Амоном отождествляется фараон, называемый его сыном. Характерен для развитого египетского общества и другой освящающий утвержденную богом власть царя миф, который приводится в политическом трактате - поучении гераклеопольского царя Ахтоя своему сыну Мерикара (X династия, 22 в. до н.э.). В нем говорится, что люди - "стадо бога" - произошли из тела бога-творца (имя которого не называется) как точное его подобие. Для них он сотворил из хаоса небо и землю, для дыхания - воздух, для пропитания - животных, птиц и рыб. По другим мифам (видимо, поздним), люди возникли из слез Ра или были вылеплены на гончарном круге Хнумом.
С мифами о сотворении мира тесно связаны мифы о солнечных богах. Солярные мифы отражают две группы представлений: о смене времен года (более древние) и о борьбе солнца с мраком и злом, олицетворенным в образах чудовищ и различных страшных животных, особенно змей. С прекращением приносящего засуху знойного ветра пустыни хамсина и оживлением растительности связан миф о возвращении солнечного ока - дочери Ра Тефнут. Тефнут (иногда называемая также Хатор), поссорившись с Ра, царствовавшим в Египте, в образе львицы удалилась в Нубию, в область Бугем (по-видимому, в представлении египтян, ее уход вызывал наступление засухи). Чтобы она вернулась в Египет, Ра посылает за ней в Нубию Шу и Тота, принявших образ павианов. Они должны вернуть Тефнут к отцу, завлекая ее пением и танцами. В более раннем варианте мифа ее заманивает в Египет бог охоты Онурис. Вернувшись, Тефнут вступает в брак со своим братом Шу, что предвещает рождение природой новых богатых плодов. Праздник возвращения любимой дочери Ра отмечался и в исторический период. В египетских календарях он назывался "днем виноградной лозы и полноты Нила". Население Египта встречало богиню песнями и плясками.
В наиболее знойное время года солнце, считалось, распаляется гневом на людей. С этим представлением связан миф о наказании людей за их грехи по приказанию Ра. Когда Ра состарился ("его кости стали из серебра, его плоть из золота, волосы из чистой ляпис-лазури"), люди перестали почитать бога-царя и даже "замыслили против него злые дела". Тогда Ра собрал совет богов во главе с прародителем Нуном (или Атумом), на котором было решено наказать людей. На них напустили солнечное око, любимую дочь Ра, называемую в мифе Сехмет или Хатор. Богиня в образе львицы стала убивать и пожирать людей, их истребление приняло такие размеры, что Ра решил остановить ее. Однако богиня, разъяренная вкусом крови, не унималась. Тогда ее хитростью напоили красным пивом, и она, опьянев, уснула и забыла о мести. Ра же, провозгласив своим заместителям на земле Геба, поднялся на спину небесной коровы и оттуда продолжал править миром.
С периодом, когда жар солнца слабеет, связан миф, в котором Ра жалит змея, насланная Исидой, пожелавшей узнать его сокровенное имя (египтяне верили, что знание имени дает власть над его носителем). Исцелить Ра может только Исида, "великая чарами", "госпожа волхований", которая знает заговор против укуса змеи. В награду она требует от Ра назвать ей свое тайное имя. Ра выполняет условие, и Исида исцеляет его.
Борьба солнца с силами мрака отражена во многих мифах. Одним из наиболее страшных врагов Ра является в них владыка подземного мира огромный змей Апоп. Миф повествует, что днем Ра плывет, освещая землю, по небесному Нилу в барке Манджет, вечером подплывает к вратам преисподней, и, пересев на ночную барку Месектет, плывет со своей свитой по подземному Нилу. Однако Апоп, желая воспрепятствовать плаванию Ра и погубить его, выпивает воду Нила. Между Ра и его окружением и Апопом начинается борьба, победа в которой неизменно остается за Ра: Апопу приходится изрыгнуть воду обратно. Ра же продолжает свой путь, чтобы утром опять появиться на небесном Ниле. Существовал также миф, согласно которому Ра-солнце в образе рыжего кота под священной сикоморой города Гелиополя победил огромного змея (Апопа) и отрезал ему голову.
Одним из наиболее ярких и полно сохранившихся мифов о борьбе солнца с врагами является миф о Горе Бехдетском. Гор Бехдетский, считавшийся сыном Ра, сам почитался как солнечное существо, воплощенное в образе сокола. В этом мифе Гор выступает не только как сын Ра, но и как сам Ра, сливаясь с ним в одно синкретическое божество Ра-Гарахути (Гарахути означает "Гор обоих горизонтов"). Миф повествует о том, как Гор, сопровождая ладью Ра, плывущую по Нилу, побеждает всех врагов великого бога, превратившихся в крокодилов и гиппопотамов. Гор - сын Исиды присоединяется к Гору Бехдетскому, и они вместе преследуют бегущих врагов. Уничтожается и предводитель врагов Сет, олицетворяющий вех чудовищ. Происхождение мифа относится ко времени начала обработки меди в Египте. В период складывания древнеегипетского государства победа гора интерпретируется как победа Верхнего Египта в борьбе за объединение страны, а Гор стал почитаться как бог - покровитель царской власти.
Третий основной цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением земледелия в Египте. Он бог производительных сил природы, увядающей и воскресающей растительности. Так, сев считался похоронами зерна - Осириса, появление всходов воспринималось как его возрождение, а срезание колосьев во время жатвы - как умерщвление бога. Эти функции Осириса отразились в чрезвычайно распространенном сказании, описывающем его смерть и возрождение. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (в то же время являющаяся его женой) и Нефтида долго ищут тело убитого, а найдя, оплакивают. Исида зачинает от мертвого мужа сына Гора. Возмужав, Гор вступает в борьбу с Сетом, на суде богов он с помощью Исиды добивается признания себя единственным правомочным наследником Осириса. Победив Сета, Гор воскрешает отца. Однако Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробного мира и верховным судьей над умершими. Трон Осириса на земле переходит к Гору. (В другом варианте мифа воскрешение Осириса связывается с ежегодными разливами Нила, которые объясняются тем, что Исида, оплакивающая Осириса, после "ночи слез" наполняет реку своими слезами).
Уже в эпоху Древнего Царства живущие фараоны рассматриваются как "служители Гора" (что переплетается с представлениями о Горе Бехдетском) и приемники его власти, а умершие отождествляются с Осирисом. Фараон благодаря магическому погребальному обряду так же оживает после смерти, как ожил Осирис. Начиная с эпохи Среднего Царства с Осирисом отождествляется не только фараон, но и каждый умерший египтянин, а в заупокойных текстах перед именем умершего обязательно ставится имя "Осирис". Такая "демократизация" представлений об Осирисе после падения Древнего Царства связана с усилением знати и появлением прослойки богатых простолюдинов в кон. 3го тыс. до н.э. Культ Осириса становится центром всех заупокойных верований. Считалось, что каждый египтянин, подобно Осирису, возродится для вечной загробной жизни, если будет соблюден весь погребальный ритуал.
Связанные с Осирисом мифы нашли отражение в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца "хойяк" - начале первого месяца весны "тиби" совершались мистерии Осириса, во время которых в драматической форме воспроизводились основные эпизоды мифа о нем. Жрицы в образах Исиды и Нефтиды изображали поиски, оплакивание и погребение бога. Затем происходил "великий бой" между Гором и Сетом. Драма завершалась водружением посвященного Осирису столба "джед", символизировавшего возрождение бога и, опосредствованно, - всей природы. В додинастический период праздник заканчивался борьбой участников двух групп мистерий: одна из них представляла лето, а другая - зиму. Победу всегда одерживало лето (воскрешение природы). После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер мистерий меняется. Теперь борются две группы, из которых одна в одеждах Верхнего Египта, а другая - Нижнего. Победа, естественно, остается за группой, символизирующей Верхний Египет. В дни мистерий Осириса справлялись также драматизированные обряды коронации фараонов. Во время мистерии молодой фараон выступал в роли Гора - сына Исиды, а умерший царь изображался Осирисом, сидящем на троне.
Характер Осириса как бога растительности отразился и в другом цикле обрядов. В специальном помещении храма водружалось сделанное из глины подобие фигуры Осириса, которое засевалось зерном. К празднику Осириса его изображение покрывалось зелеными всходами, что символизировало возрождение бога. На рисунках нередко встречается мумия Осириса с проросшими из нее всходами, которые поливает жрец.
Представления об Осирисе как о боге плодородия было перенесено и на фараона, который считался магическим сосредоточием плодородия страны и поэтому участвовал во всех основных обрядах земледельческого характера: с наступлением времени подъема Нила бросал в реку свиток - указ о том, что начало разлива наступило; первым торжественно начинал подготовку почвы для посева; срезал первый сноп на празднике жатвы; за всю страну приносил благодарственную жертву богине урожая Рененутет и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.
Широчайшее распространение культа Осириса отразилось и на представлениях об Исиде. Почитавшаяся как любящая сестра и беззаветно преданная жена Осириса, заботливая мать младенца Гора и одновременно великая волшебница, она в греко-римскую эпоху превратилась во всеегипетскую богиню-мать, а ее культ распространился далеко за пределы Египта.
Многие персонажи египетской мифологии почитались в соседних странах, в частности в Куше (Древней Нубии), который в течение длительного времени находился под властью Египта. Государственным богом Куша был Амон, его оракулы изобрели царя. В многочисленных местных формах развивался культ Гора, проникший в Куш еще в эпоху Древнего Царства. Популярностью пользовались мифы об Исиде, Осирисе и Горе, причем Исида считалась покровительницей царской власти, место Осириса нередко заменяли местные божества (Апедемак, Аренснупис, Дедун, Мандулис, Себуимекер). Почитались в Куше также Ра, Онурис, Тот Птах, Хнум, Хапи, Хатор. Жители Куша восприняли и многие представления египтян о загробной жизни и суде, который Осирис вершит над умершими.
Мифологические воззрения Древнего Египта нашли широкое отражение в архитектуре и искусстве, литературе. В египетских храмах и около них стояли скульптурные изображения божеств, мыслившиеся как "тела", в которых эти божества воплощаются. Представления о том, что умершие должны иметь жилище, обусловили строительство специальных гробниц: мастаба, пирамид, скальных склепов. Гробницы и храмы украшались рельефами т росписями на мифологические темы. На случай повреждения или уничтожения мумифицированного тела умершего в гробницу помещали его портретную статую (наряду с мумией призванную быть вместилищем его ба и ка). Росписи и рельефы в гробницах должны были создавать для умершего привычную обстановку: они изображали его дом, членов семьи, празднества, слуг и рабов на полях и в мастерских и т.д. В гробницы помещались также статуэтки слуг, занятых различными видами сельскохозяйственных, ремесленных работ, обслуживанием умершего. В погребениях эпохи Нового Царства в большом количестве сохранились так называемые ушебти, особые фигурки, обычно в виде запеленатой мумии. Считалось, что покойный силой магических заклинаний оживит их и они будут работать за него в загробном мире.
Высокими литературными достоинствами обладала религиозная и магическая литература, в которой запечатлены многие мифологические представления египтян. Широкое отражение получили мифологические сюжеты в сказках. Например, в сказке "Змеиный остров" ("Потерпевший кораблекрушение") действует огромный змей, который может испепелить человека своим дыханием, но может и спасти его, предсказать будущее. Этот образ возник под влиянием представлений о богах-змеях. В другой сказке к Редедет, жене жреца Раусера, в образе ее мужа является бог Ра, и от этого брака рождается трое близнецов - детей основателей новой династии фараонов. Под влиянием мифа об Осирисе была создана сказка о двух братьях Бате и Анубисе, в которой ложно обвиненный Бата погибает, а затем оживает вновь при помощи Анубиса (в образе Баты сохранились также черты бога-быка Баты). В сказке "О кривде и правде" младший брат ослепляет старшего (которого зовут Осирис) и завладевает его добром, однако сын Осириса Гор мстит за отца и восстанавливает справедливость. В сказке о мудром юноше Са-Осирисе (его имя в переводе означает "Сын Осириса") описывается загробное царство, куда ведет он своего отца, и суд над мертвыми.
Используемая литература
1. Торосян В.Г. Культурология. История мировой и отечественной культуры: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / М.: Гуманитар. из. центр ВЛАДОС, 2005. - 735 с.
2. Религии мира. Новейший словарь / А.И. Богомолов. - Ростов н / Д.: Феникс, 2005. - 672 с. - (Словари).
3. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах. Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: "Советская Энциклопедия", 1980. - т.1. А - К. 672 с. с илл.