рефераты курсовые

Особенности богородичного движения в России

p align="left">Церковь имеет ряд монастырей и обителей, в которых живут верующие, избравшие формой своей жизни монашество. Монастыри могут быть мужскими или женскими. Обители церкви братскосестринские, что является феноменом для России, но, в тоже время, в какойто степени это возвращение к древней традиции, так как в Древней Руси подобные обители существовали. В качестве примера можно привести Покровский Хотьковский монастырь, где в XIV в. постригались родители преп. Сергия Радонежского и пребывали там до своей смерти.

Вступлению в число монахов предшествует период послушничества, когда послушник (инок) учится нести послушание. Личность приобщается к новой жизни. Игумен помогает духовному становлению каждого послушника. Этот период длится у каждого человека разное время. Затем послушник может принять монашество на 1 или 3 года это называется "временным обетом целибата". В это время человек определяет свой дальнейший путь дать вечные обеты и остаться монахом или вернуться в мир. Окончательный выбор зависит только от него самого, а не от руководства.

Как и все катакомбные молитвенные помещения, обители располагаются в домах, мало чем отличающихся от прочих построек. Например, в Подмосковье они находятся в коттеджных посёлках. Некоторые детали являются общими для них. Например, во дворе обители устраивается подобие святого места, связанное с дорогими для каждого члена церкви образами: крест белого цвета среди камнейвалунов, символизирующих Соловецкую Голгофу (в Гефсиманской обители братия говорят, что эти камни в самом деле очень похожи на те, которые можно встретить на Соловках) и напоминающий о Кресте, по преданию церкви являвшемся в небе над Соловками. Абрис этого места очертание Соловецкого острова, внутри заложен булыжниками, в центре возвышается белый деревянный крест высотой до трёх метров. Также можно встретить (например, в Триникольской обители) статую Божией Матери, тоже среди камней, в память о явлении Девы Марии в каменном гроте (в Лурде). Во дворе обители также выкапывается бассейн купель для омовений. Совершать омовения завещала преп. Евфросиния.

На территорию обителей паломники и посторонние допускаются по благословению игумена. Мирской человек при любых обстоятельствах несёт в себе сферу мира, ценности, несовместимые с монашеской жизнью, отвлекающие от молитвы. Общение священников с верующими происходит в Центре русской духовности, при необходимости в домах верующих.

Здесь же нужно отметить, что священнослужители по этой же причине считают необходимым безусловное отделение церкви от государства. Они объясняют это тем, что когда церковь в Византии стала государственной, в неё потянулись бывшие язычники, иногда всего лишь преследовавшие какието корыстные цели, например, получение государственных должностей, а в душе так и оставшиеся язычниками. Без сомнения, они несли в себе языческую сферу. Впоследствии изменилась сфера всей православной церкви.

Внутреннее устройство обителей различно в одних более аскетичный порядок, насельники имеют больше времени для индивидуальной молитвы, в других больше внимания отдаётся общим молитвам. Но, во всяком случае, молитва занимает очень большое место в жизни монахов. Кроме специально отведённого для неё времени, они молятся в любое время, во время выполнения любого дела. Главной молитвой является Псалтырь. В откровении архиеп. Иоанну преп. Евфросиния говорит о том, что "Псалтырь отвоёвывает пространство, занятое бесами, возвращает в лоно Отчее. Если хотя бы сто подвижников молитвы читали по несколько часов в день Псалтырь в Москве, дьявол потерял бы силу"39. Другой важной молитвой является Лествица (идентична Розарию в Католической церкви), читается по чёткам, может, действительно, совершаться постоянно, в любой момент. Все священнослужители, монашествующие и многие миряне всегда имеют с собой чётки. В отличие от чёток, составленных из зёрен (каменных, деревянных, стеклянных), они вяжутся из узлов и при перебирании не создают посторонних звуков. Именно такие чётки всегда использовались в Катакомбной церкви.

Распорядок жизни насельников обителей почти одинаков в каждой из них, хотя, по словам монахов [благочинный, о. Василий], устава, регламентирующего жизнь буквально по минутам, обители не имеют. Подъём осуществляется в 6.00 или 6.30 часов утра, потом в течение получаса монахи и послушники, по личному желанию, совершают омовение в купели [иные успевают совершить пробежку], затем начинается утренняя молитва. Эти два момента постоянны во времени, дальнейший распорядок дня зависит от того, сколько по времени длится молитва. Как и все богослужения в церкви (кроме Евхаристического канона) она совершается не только по записанным текстам, но и даётся много возможности для молитвы "от сердца". В некоторые дни служится Литургия, она длится более двух часов. После утренней молитвы игумен назначает послушания, большая часть которых вне обители. Их выполнение тоже не укладывается в какойто определённый отрезок времени. Приблизительно к 12 часам дня братия, оставшаяся к этому времени в обители, собирается для трапезы. Это первое принятие пищи за день.

Согласно наставлению преп. Евфросинии, питаться можно не раньше 12 часов дня и не позже 20 часов, но в обители во времени допускаются отступления. Во время трапезы, по древней традиции, читаются духовные тексты Евангелие, откровения Божией Матери, житие и откровения св. Серафима Соловецкого, преп. Евфросинии, Жития Святых, описания подвига Новомучеников Российских. Могут также проводиться и духовные беседы, просматриваться видеозаписи духовного содержания, прослушиваться музыка. В обителях не принято употреблять в пищу мясные продукты, иногда допускаются кисломолочные продукты, сливочное масло. По словам монахов, мясные продукты отягощают и приземляют души, но вообще их употребление не запрещено. Если ктото изза проблем со здоровьем не может питаться как все, то есть возможность составления индивидуального меню.

Точного распорядка постов в обителях также не существует, каждый из насельников благословляется духовником на определённое количество дней поста. После трапезы насельники обители снова идут на послушания. Возвращаются они к вечерней трапезе или позже, начинается она обычно в 19 часов (иногда в другое время, но никогда не позднее 20 часов). Пришедшие позже, как и вернувшиеся в обитель после выполнения послушания, вкушают трапезу, им оставленную, или вновь приготовленную. Какихлибо санкций за опоздание или нарушение устава обители нет.

Одна из форм послушания благовeствование. Оно осуществляется монахами, монахинями, священниками, отдельными мирянами в общественных местах за пределами обители. Во время благовествования рассказывается о живой вере, о духовном понимании Православия, о святых подвижниках, о подвиге Новомучеников Российских, о явлениях и откровениях Иисуса Христа и Божией Матери, особенно в XIXXXI вв., о путях духовнонравственного возрождения святого Российского Отечества, об укреплении семьи, здоровом и высоконравственном образе жизни,ведется работа против употребления наркотиков, распущенности, также предлагается и литература, изданная церковью.

Ночной отдых начинается в 24 часа, по благословению можно отдыхать в другое время. Многие монахи используют часть ночного времени для молитвы. Это может быть 1 час, иногда, наиболее преуспевающим в духовной жизни, духовник даёт благословение молиться ночью в течение трёх часов.

Келии в обителях рассчитаны на двух человек. Комфортные условия для сна нередко отвергаются, то есть не применяются пружинные матрацы, но тёплые, мягкие одеяла, подушки и спальные мешки используются. В Гефсиманской обители некоторые насельники спят на полу, постелив специальные матрацы, спальные мешки; другие же отдыхают на деревянных кроватях; в Императорской обители на самодельных деревянных кроватях, немного напоминающих кушетки в поликлиниках или топчаны в воинских подразделениях.

В архитектуре и интерьерах некоторых келий Гефсиманской обители отражена идея ухода от земного и стремления к небесному окна устроены таким образом, что в них видно небо и могут быть видны верхушки деревьев. Правда, это диктуется и архитектоникой мансардной части дома.

В каждой обители, в наиболее тихом месте, удалённом от остальных зданий, имеется скит, куда, по благословению настоятеля, может удаляться на несколько дней монах, чувствующий потребность в уединённой молитве.

Главной обителью церкви, её духовным центром является Гефсиманская обитель. Ее название в настоящее время обитель Марии Небесной Доброты, она была переименована в память бывшей насельницы этой обители матушки Марии, отошедшей в декабре 2003 года. В этой обители находится резиденция архиеп. Иоанна, где он проводит семинары для священников и некоторых прихожан, встречается с посетителями, зарубежными гостями, с учёными. Там же выполняются небольшие издательские работы.

В алтаре катакомбного храма обители Марии Небесной Доброты пребывает великая для церкви святыня мощи преп. старицы Евфросинии, обретённые нетленными и мироточащими в 1998 году.

Здесь же следует отметить, что устройство храмов в трёх подмосковных обителях разное. Только в обители Марии Небесной Доброты (Гефсиманской) храм имеет алтарь, отделённый иконостасом. Вместо Царских врат в нём катапетазма (тёмновишнёвый бархатный занавес). Святыней этой обители также является мироточащая икона Божией Матери "Таинственная Роза". На этой иконе Божия Матерь изображена с тремя розами это Её любимые цветы. Белая роза символизирует Премудрость Божию, свет, чистоту; красная Божию Любовь, Силу, Справедливость, Милосердие, Кровь Христа; золотая царственность. В руках Дева Мария держит чётки. В храме присутствует также и статуя Божией Матери "Таинственная Роза".

В этом храме обители можно увидеть иконы преп. Евфросинии, св. Серафима Соловецкого, св. Иннокентия Балтского, свв. Царственных Мучеников…, но есть иконы, которых нет в других обителях. К ним относится икона, изображающая преображённую в Царстве Небесном св. Евфросинию. Она представлена в образе небесной воительницы. В правой руке держит жезл (кадуцей) символ Св. Духа, в левой меч, символизирующий меч духовный. В нижних углах иконы изображение символов поверженной дьяволоцивилизации: справа Содом, слева Сатаноград. Сверху иконы надпись "Святая солнечная матушка, воительница, помазанница Евфросиния царица". Как считает церковь, это икона III тысячелетия. Она была открыта игумену о. Иакову как явление славы св. Евфросинии.

В настоящее время ведется благоустройство Императорской обители. Она посвящена св. Николаю II и его мученически погибшей семье. В обители осуществляется подготовка священнослужителей: священников и игумений. Распорядок её жизни от упомянутого выше отличает особый режим ночной молитвы в течение каждого часа на протяжении всей ночи обязательно молится ктото из братьев или сестёр. Литургия совершается, как правило, ежедневно, один из священников начинает проскомидию в 5 часов утра.

Заслуживает внимания хранящаяся в Императорской обители хоругвь с изображением чудотворной Гваделупской статуи Девы Марии, обретённой в 1326 г. и являющейся одной из главных святынь Испании. Она была подарена обители испанскими верующими.

Следующая Триникольская обитель посвящена трём святым по имени Николай св. равноапостольному Аскольду (в крещении Николаю), св. Николаю Мирликийскому и св. Царюмученику Николаю II. Они изображены на большой храмовой иконе, её копии можно увидеть и в других обителях. Св. Аскольд Николай первый христианский князь на Руси, преданный забвению официальной церковью. В Триникольской обители хранится также икона св. Николая Белогорского старца Белогорского монастыря (под Пермью), который был, по преданию, признаваемому Церковью Божией Матери, духовником чудесно избавленного от смерти Императора Михаила II, принявшего затем имя Серафима Поздеева, рукоположенного через три месяца после этого св. Патриархом Тихоном во епископы и ставшим тайным Патриархом Катакомбной церкви.

Недалеко от Триникольской обители находится поселение. На участке земли площадью 5 гектар (эта площадь, возможно, будет расширяться, так как имеются возможности для этого) ведётся строительство домов для семейных священников, в перспективе постройка отдельного храма высотой в сорок метров. Также будут возведены хозяйственные постройки, художественные мастерские (народные промыслы), овцеводческая ферма, несколько овец уже гуляет по территории поселения. В планах есть устройство постоянно действующей выставки, которая будет рассказывать об истории церкви, её деятельности, о её связях с международным Марианским движением. Вокруг территории возводится кирпичная ограда с башнями. Всё это предполагается построить в течение ближайших пяти лет. Правда, как отметил о. Георгий, "может, и намного раньше". Хотя такого рода хозяйства традиционны для русских монастырей, но церковь указывает на мистический смысл организации такого поселения. Согласно ряду откровений Божией Матери, в последние дни земной истории крупные города подвергнутся различным катастрофам, но люди, прислушавшиеся к этим откровениям, могут избежать катастроф вдалеке от крупных городов. Итак, рядом с обителью, создаётся оригинальный природноархитектурный комплекс. В нём будут проживать сами священнослужители церкви со своими семьями.

В течение некоторого времени церковью была организована работа религиозного образовательного учреждения Духовной Академии имени преп. Симеона Нового Богослова, зарегистрированной Министерством Юстиции РФ. Само посвящение Академии имени этого подвижника также симптоматично для богородичного движения. Его труды воздействовали на многие поколения подвижников, наставляли в вере сомневающихся. Одно из основных учений святого о достижении небесного озарения души верующего через следование евангельским заповедям, главная из которых, согласно Симеону, заповедь святой любви, мира и неосуждения ближних.

Главные задачи Академии способствовать духовному формированию слушателей, обучить основам святоотеческого богословия и аскетики; углубить знание и понимание содержания Библии, а также Слов Откровения Господа нашего Иисуса Христа и Богоматери, данных в Восточной церкви православным старцам и подвижникам и в Западной церкви боговидцам; дать основы практического богословия и пастырского служения, христианской истории и миссии, богословского исследования, элементов общегуманитарного образования с изучением английского языка. Наконец, развивать навыки практического применения полученных знаний в контексте служения Православной Церкви Божией Матери Державная.

Для слушателей предлагались следующие курсы:

Основы Вероучения Православной Церкви Божией Матери Державная. Катехизация. Ветхий Завет. Новый Завет. Богословие Откровения. Вероучение Церкви. Профетическое богословие (факультатив). Богословие Креста (факультатив). Общая история Христианской церкви. История Российской Православной Церкви. История религий в России. История религий в России в ХХм веке. Новые религиозные движения. Основы философии. Святоотеческое богословие. Аскетика. Иконопись Церкви. Литургика. Литургическое богословие. Экономика Общины. Английский язык (факультатив). Хоровой класс. Пастырское служение (факультатив). Богослужение Церкви (практикум). Специализация (по выбору).

Обучение в Академии бесплатное, ее устав воплощал нестяжательную традицию ПЦБМД. Однако, просуществовав недолгое время, Академия на время приостановила свою работу изза отсутствия финансирования. В какойто степени восполняют ее работу семинары, регулярно проводимые священниками под руководством вл. Иоанна.

Таким образом, Богородичная ветвь русского Православия сохранила в своей основе традиционную структуру церкви. Как это и принято в православии, она живет по своему уставу, по уставу осуществляют свою деятельность её отдельные организационные структуры. К особенностям в организации ПЦБМД относится не та форма, в которой Церковь существует, а содержание отношений между духовенством и мирянами и в целом между всеми членами Церкви. Чем отличаются эти отношения это, прежде всего простота, душевная близость, более сильная связь между членами Церкви. Духовные лица, имеющие сан, отнюдь не выступают здесь как некие "князья церкви" или начальствующие (это одна из черт институционализма, которую и стремится упразднить Церковь Божией Матери), они выполняют именно функции наставников, помогающих верующим в молитвенном евхаристическом общении.

МЕСТО РОССИЙСКОГО БОГОРОДИЧНОГО ДВИЖЕНИЯ В ХРИСТИАНСТВЕ

Богородичное движение в России это часть движения в христианстве, которое получило название в Западной транскрипции “Марианское”. Оно относится прежде всего, к РимскоКатолической церкви. В ней сформирована целая отрасль богословского знания мариология. Следует сказать несколько слов об этом учении, так как многое из него приемлют представители богородичного движения в России. Она посвящена раскрытию миссии и роли Пресвятой Девы Марии в судьбах церкви. Принимая догматическое учение семи Вселенских соборов, которыми и Мария признается Богородицей и Девой “прежде рождества, в рождестве и после рождества” Иисуса Христа, современная мариология развивает его дальше. Согласно католической мариологии, Дева Мария является также, как и отмечалось ранее, Соискупительницей (Coredemptrix), соразделившей искупительное страдание Христа, и Новой Евой, в которой и от которой происходит рождение свыше как отдельной личности, так и всего человечества.

Одному из знаменитых представителей современной мариологии Максимилиану Кольбе принадлежит учение о Марии как носительнице непорочного начала (по толкованию богословов богородичной церкви), необходимого для полной победы над грехом.

Мариология составляет вероучительную базу марианского движения в современном католицизме. Одним из ее разделов является изучение многочисленных явлений Божией Матери в различных странах, отмечавшихся на протяжении ХIXХХ вв.

Большое количество таких откровений по сравнению с предыдущими веками заметно в XIX веке и в последующие десятилетия.

Издано множество книг, комментариев, документальных свидетельств очевидцев и официальных отчетов об этих знамениях современной эпохи, переживаемой человечеством. И в прошлом совершались подобные явления и откровений Богоматери и Иисуса Христа, но особенно они умножились в период массовых репрессий против верующих, геноцида, убийств невинных людей, изобретения и применения страшного оружия массового поражения, в эпоху наступающего безверия.

По взглядам представителей современной мариологии и богородичного движения, накануне апокалиптических всемирных бедствий “Небо открылось” Сама Царица в Своих откровениях по всему миру и в России преподнесла человечеству истинный образ Живого Бога, святой Церкви и близящегося будущего.

Книги Слова откровения Господа и Божией Матери в России в прошлом и настоящем, а также книги архиеп. Иоанна все это, по учению богословов богородичного движения, является частью всемирных Откровений Иисуса Христа и Богоматери.

В самой России духовные книги богородичного движения распространялись небольшим тиражом в Самиздате усилиями катакомбных и полукатакомбных подвижников католической и православной церкви.
С 1982го года в эту деятельность включились последователи исследуемой религиозной организации, находящейся в то время в катакомбном периоде. С 1992го года, с момента возникновения официального издательства и зарегистрированного религиозного объединения (“Община Церкви Божией Матери Преображающейся”, г. Москва), они издаются благодаря благотворительным пожертвованиям россиян.

Большое внимание в этой литературе уделяется социальным проблемам, тем явлениям, которые оказываются факторами возникновения кризисных ситуаций.
В частности, в Фатимском откровении, которое упомянуто выше и которое признают марианекатолики, дано пророческое предупреждение и указание на пути выхода из мирового кризиса, оказавшее большое влияние на всемирное почитание Богородицы (марианское движение). Согласно словам богородичных священнослужителей, само Небо стремилось соединить православие и католичество, разделенное институциональными преградами. Святая Дева поставила мир между церквами условием победы над духом зла. Призвав собор католических епископов посвятить Россию Ее Непорочному Сердцу (что не произошло и до сих пор), Мария, по сути, призвала к признанию благодатности церквисестры. Признав православную страну находящейся под “Покровом Непорочного Сердца”, собор католических епископов тем самым должен был признать ошибочность многовековых межконфессиональных розней, и после осознания роковых последствий религиозной вражды, покаяться в совершении тяжких грехов, в отступлении от Евангельских принципов мира и любви. Однако лишь Иоанн Павел II, еще в юности посвятивший себя Пречистой Деве нашел в себе мужество от лица Католической церкви принести публичное покаяние, ожидаемое Небом.

В книге ватиканского обозревателя Луиджи Аккатоли “Когда папа просит прощения” (“Quando il Papa chiede perdono”) говорится, что с 1980 по 1996 год Иоанн Павел II “признавал исторические ошибки церкви или просил прощения” по крайней мере 94 раза …

Говоря о самых спорных вопросах истории католицизма Крестовых походах, войнах, поддержке диктаторов, расколе внутри церкви, антисемитизме, инквизиции, мафии и расизме, папа признал вину церкви. В послании, переданном кардиналам в 1994 году (некоторые считают его самым важным документом понтификата), Иоанн Павел II внес предложение о том, чтобы церковь “раскаялась во всех грехах, совершенных за последнее тысячелетие”. Некоторые прелаты последовали примеру папы.

В декабре 1994 года в итальянской газете “Джорнале” сообщалось: “С экранов телевизоров многие американские епископы публично просят прощения”. ...В январе 1995 года в газете “Република” говорилось о том, что упоминание о молчании папы Пия ХII во время холокоста “беспрецедентный в истории современного католицизма шаг”. Некоторые протестантские формирования также критиковали свои действия в прошлом .

К священническому служению Карел Войтыла готовился в катакомбной семинарии в годы немецкой оккупации, тогда же совершил личное посвящение Деве Марии, следуя учению марианских подвижников. Его называют “самым марианским Папой в истории”. Богородице он посвятил свой понтификат и свою жизнь. Его девиз слова марианского обета посвящения “Полностью Твой”. Римокатолическое издание консервативного направления “Inside the Vatican” в майском выпуске 1996 года отмечает, что “Избрание Карола Войтылы на папство в 1978 году вызвало глубокий и широко распространенный всплеск Марианской духовности. Фактически, Войтыла избрал своим епископским девизом “Totus Tuus”, показывая свою преданность Марии.
Во многих отношениях это явилось основанием его Божьего дара и служения. … Энциклика “Redemptoris Mater” (25 марта 1987) возможно самое ясное выражение мыслей о Марии Иоанна Павла II. Он ясно заявил о своем намерении поощрить широкое распространение преданности Марии. И, что еще более важно, Папа всегда выражал надежду пробуждать и углублять подлинную Марианскую духовность, которая основана, как на церковной традиции, так и на учении Ватикана (“Речь к епископальному теологическому факультету”). Папа ИоаннПавел II разрешил издание и распространение откровений Девы Марии, совершающихся в различных странах мира, если в целом они не противоречат католическому вероучению; неоднократно встречался с боговидцами и благословлял их.

После покушения Папа провел шесть месяцев в римской больнице. Он молился Богородице, убежденный, что был спасен Ее прямым вмешательством. Перечитывал хранящиеся в Ватикане тайны, открытые в Фатиме
1917 г. и поручил словацкому епископу Хнилице тайно возведенному в сан священнику из ЧССР собрать для него все церковные документы о явлениях в Фатиме.

В своем интервью в книге “Пересекая порог надежды” (Альфред А. Нопф, 1994), Папа Иоанн Павел II посвятил главу объяснению своего личного почитания Девы Марии: “Totus Tuus. Эта фраза не только выражение благочестия, или просто выражение преданности. Это больше. В течение Второй мировой войны, будучи фабричным рабочим, я стал преданным Марии.
… Благодаря святому Людовику Монфритскому, я пришел к пониманию того, что истинная преданность Богоматери фактически Христоцентрична; действительно, Она очень глубоко внедрена в тайну Блаженной Троицы, и тайнах Воплощения и Искупления”. “Мария есть новая Ева, данная Богом… Мать Христа Искупителя Мать Церкви”. “...Матерь Божья уникальным образом разделяет Воскресение и славу Своего Сына...”

Еще раз вернемся к откровениям Фатимы (майоктябрь 1917 года). Троим детям в шести явлениях Пресвятой Девы были сообщены три тайны, откровения о грядущем мире и о России. В октябре, в конце последнего явления, детямбоговидцам в небе даются три знамения, подтверждающие истинность Явления.

Первое знамение: в небе открывается Святое Семейство, Богомладенец благословляет новое человечество, предстоящее открытому Небу. Второе
в православных образах открываются Господь и Божия Матерь. Господь облечен в багряницу, идет на Голгофу, рядом Богородица Семистрельная (но без пронзающих Ее Сердце мечей).

Последнее видение Дева Мария с Богомладенцем в образе Царицы горы Кармил (Кармил: букв. “гора сада, плодоносное поле”). Затем Мария, увенчанная лучезарной короной, обвитой розами, возносится к солнцу и как бы растворяется в нем. Одновременно с видением, созерцавшимся только боговидцами, множеству людей, собравшимся на месте откровения, даны апокалиптические знамения: радужный свет, исходивший от солнца, покрывший все пространство и всех присутствующих, и затем устрашающее падение солнечного, вращающегося диска. Сильный жар от падающего солнца осушил влажную почву, промокшую одежду свидетелей происходящего. По рассказам очевидцев, совершилось множество чудесных исцелений. Явление наблюдалось всеми присутствующими, находящимися в радиусе нескольких километров.
Во время знамений детямбоговидцам были открыты три великие тайны.

Из фатимского Откровения:

“Я Богородица Розария... Мое прободенное Сердце будет твоим убежищем и дорогой, которая приведет тебя к Богу. Чтобы спасти грешников, Господь желает учредить почитание Моего Пренепорочного Сердца... Необходимо ежедневно читать розарий. Я хочу попросить вас о посвящении России Моему Пренепорочному Сердцу.

Если Мои просьбы будут выполнены, то Россия обратится и настанет мир. Если Россия не обратится к Богу, то распространит свои заблуждения по всему миру, сея в нем войны и преследования против церкви... Но в конце концов совершится триумф Моего Непорочного Сердца. Россия обратится к Богу, и настанет тысячелетие мира”.

Здесь в этом откровении, по представлениям представителей богородичного движения, была впервые открыта ипостась Марии Царицы святейшего Розария (Лествица преп. Серафима Саровского в православной традиции):

1. Россия спасется обращением к Богу;

2. Обращение произойдет через посвящение Непо

рочному Сердцу Марии;

3. Посвящение Непорочному Сердцу совершится через чтение молитвы Венца роз (Лествицы) и обретение через эту молитву ангельского покрова, мистического входа в Царствие, мир святых.

Итак, ХХй век эпоха великих итогов и начало преображения планеты. Начало века ознаменовалось новыми откровениями Святой Девы: Божией Матери Державной в России и Богородицы Розария в Португалии. Согласно учению представителей богородичного движения, фатимское откровение 1917 г. о России произошло почти одновременно с посвящением страны императором Николаем эгиде Божией Матери и явлением иконы Державной.

10 декабря 1925 года Святая Дева вновь открылась фатимской боговидице матери Люсии (недавно скончавшейся) в ее келье в Понтеведра (Португалия). Рядом, как отмечалось выше, с Марией на сияющем облаке был Богомладенец Иисус. “Положив ей одну руку на плечо, Она показала в другой сердце, окруженное шипами. Младенец Иисус, указывая на него, (сказал):

“Пожалей Сердце Пресвятой Матери, все в шипах, которыми неблагодарные люди уязвляют его каждое мгновение, и нет никого, кто освободил бы его от них жертвенным подвигом”. Пресвятая Дева добавила:

“Смотри, дочь Моя, на Мое Сердце, коронованное шипами, которое люди каждое мгновение ранят своими кощунствами и неблагодарностью. Ты, по крайней мере, постарайся утешить Меня и скажи всем, кто по меньшей мере на протяжении пяти месяцев будет исповедоваться, принимая святое Причастие, молясь по четкам и посвящая Мне пятнадцать минут медитации о пятнадцати тайнах Розария, врачуя Мои раны, тем Я обещаю быть с ними в час их смерти со всеми благодатными дарами, необходимыми для спасения их душ.”40

“15 февраля 1926 года Младенец Иисус вновь явился сестре Люсии в Понтеведра. В "Слове о Причастии" говорилось: “...лишь бы принимая Меня, люди пребывали в состоянии благодати, имея намерения уврачевать раны, нанесенные Пренепорочному Сердцу Марии”.

В откровении ночью 2930 марта 1930 года Господь сказал боговидице Люсии о терновых шипах, непрестанно пронзающих Сердце Богородицы:

“...есть пять видов оскорблений и кощунств против Пренепорочного Сердца Марии: 1. Кощунство против Непорочного зачатия; 2. Против приснодевственности Марии; 3. Против Божественного Материнства, отказывающегося в то же время признавать Ее Матерью людей; 4. Кощунство тех, кто стремится публично вложить в сердца детей равнодушие, презрение и даже ненависть к Пренепорочной Матери; 5. Кощунство тех, кто непосредственно оскорбляет Ее в Ее священном образе”41.

Эти и другие откровения Господа и Девы Марии были широко распространены верующими по всему миру, откровения сопровождались многочисленными чудесными знамениями (исцеления смертельно больных, спасения на войне, на море, плачущие иконы и статуи…).

В православной традиции великую “тайну святых” посвящения Непорочному Сердцу Божией Матери открывают многие чудотворные иконы.

Таким образом, то, что происходило в недавних явлениях и откровениях Богородицы, глубоко переживается теми, кто особо почитает Деву Марию. В России же они считают, что после всех жестоких и скорбных событий, в том числе и произошедших на Соловках, в мире, преображенном благодатью Креста, на “Новой земле” и “Новом небе” уже воочию воцарится Господь и Его Державная Мать, Царица неба и земли, стоящая во главе Великого собора всех святых, от века просиявших.

Признание явлений Божией Матери, происходивших во многих местах мира, следование им, вводит представителей богородичного движения в марианское движение в христианстве. С другой стороны, мариане признают представителей российского богородичного движения, и между ними осуществляются взаимодействия. Более того, в некоторых странах: Украине, Литве, Белоруссии, Хорватии, Сербии, Германии, Америке, Франции, Японии, Израиле уже есть священнослужители, посвященные в сан российской Церковью Божией Матери.

Мариане изза рубежа почти c самого начала проведения богородичных соборов бывают их участниками. Собор 1995 года посетил боговидец Феофилд из ЛосАнджелеса, архиепископ американской старокатолической церкви, 85 лет, индийского происхождения, в прошлом чемпион мира по спринту (в 1936 году в Берлине).

Произошло следующее событие. Гость спросил Богоматерь (Она ему явилась): “Кто они? Что я вижу?” Она сказала: “Это народ Божий, сошедший с неба. Когда они исполнят свою миссию, Я приму их опять на небеса”.

По оценкам представителей российского богородичного движения, у них оживленные отношения с марианами всего мира. Очевидно, это явилось основанием для слухов о поддержке со стороны Ватикана богородичного движения. Однако же представители последнего опровергают их в силу того, что они не приемлют ярко выраженный, строгий, присущий Римско Католической церкви, как и Русской православной церкви (Московской патриархии), институционализм.

В Японии существует обитель богородичного движения, объединяющая около ста человек, ее игуменией является знаменитая мать МарияРоза (Розетта), неоднократно посещавшая богородичные Соборы и ведущая переписку с блаженным Иоанном.

На 23ем Соборе нескольким гостям изза рубежа была предоставлена возможность обращения к участникам Собора. Выступила боговидица матушка Роза, брат Паскуале (духовное чадо св. Падре Пио, Италия), а также епископ ГрекоКатолической церкви Иоанн Маргитич.

Следовательно, к 30 с небольшим общинам Богородичной церкви надо прибавить девять общин на Украине, две общины в католической по преимуществу Хорватии, общины в Японии, Италии, Франции, Германии, есть у нее дьякон в штате Огайо (США). Существуют и религиозные группы.

С ХХ века марианское движение находится под пристальным вниманием ряда зарубежных исследователей. Среди них выделяется профессор Чарльз Мерсиека, доктор философии, профессор истории и философии Алабамского Университета, США, президент Международной ассоциации преподавателей за мир, при ООН (ЭКОСОЦ), ЮНДПИ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО (INTERNATIONAL ASSOCIATION OF EDUCATORS FOR WORLD PEACE NGO, United Nations (ECOSOC), UNDPI, UNICEF, UNCED & UNESCO)*. В 1997 г. в России изданы его книги: “Явления Божией Матери: цель и значение”, М., “Новая Святая Русь”, 1997 г., (Mr. Charles Mercieca, Ph. D. “Marian Apparitions: Meaning and Purpose”). “В течение последних 150 лет явлений Божией Матери по всему миру было, может показаться, больше, чем за предшествующие примерно восемнадцать столетий. ...существует крайне важная информация, которую Бог желает сообщить нам. Для этого Он избрал Пресвятую Мать.”; вторая книга Mr. Charles Mercieca, Ph. D. “World and Spirituality of the 3rd Millenium”. New Holy Russia Publishers, Moscow, 1997.

* Его страница в сети Интернет, Home page - Dr. Charles Mercieca, President International Association of Educators for World Peace: http: //www.earthportals.com/Portal_Messenger/mercieca.html

Бартосик Григорий: “От Неё родился Христос”. Краткие очерки по библейской мариологии. Издательство Францисканцев. Орден Францисканцев Братьев Меньших Конвентуальных. 1999 г. “Пресвятая Дева Мария стоит на границе двух эпох, двух Заветов. Она, как родившая Христа по плоти, завершает родословие людей Ветхого Завета и одновременно как Матерь Спасителя, Его Ученица и Помощница становится первой из народа Нового Завета, народа детей Божиих.”

Флинн, Тед и Маурин, книга “Гром правосудия”, 416 стр. Рассказывает о явлениях и пророчествах Девы Марии. Издают журнал “Знамения времени”.

Кудасевич, Иосиф. “Матерь Искупителя”. Издательство Францисканцев. Орден Франциска
нцев Братьев Меньших Конвентуальных. 2000 г. Фундаментальный труд по библейской мариологии, своеобразное целостное наставление в почитании Богородицы, проливающее яркий свет на роль Богоматери в истории спасения.

Что касается Чарльза Мерсиеки, то он не только исследует современное состояние богородичного движения, но и в своих работах говорит о перспективах его развития. В России же существуют единицы таких исследователей и большая часть из них рассматривает Российское богородичное движение в контексте изучения новых религиозных движений. А автор настоящей публикации как социальный феномен.

Есть некоторые отличия в статусах почитателей Девы Марии в Западном мире и в православном в России. В Римско Католической церкви мариане, имея свои структуры, входят в Католическую церковь, как например, “Легион Марии”, международное апостольское движение, основанное в 1921 г. Фрэнком Даффом, Ирландия. В России же богородичное объединение церковь с первых лет своего официального существования в посткатакомбный период живет отдельной, самостоятельной жизнью, вне юрисдикции Русской православной церкви, к которой причисляют себя большинство православных верующих.

По свидетельству ее последователей, Православная Церковь Божией Матери Державная “неустанно стремится возродить первоапостольскую традицию живой веры, духовный опыт неразделенной церкви. Вследствие этого, в результате “покаянного осмысления” трагических вех церковной истории и стремления принести достойные плоды покаяния, а также вследствие изучения, помимо древней апостольской и святоотеческой традиции, современных нам явлений и откровений Пресвятой Девы Марии, Иисуса Христа и святых в ХIХХХI вв., в Церкви Божией Матери постепенно произошло духовное соединение некоторых Западной и Восточной традиций. Учитывая древний и современный духовный опыт, церковь получила значительный импульс к развитию Христологической и марианской теологии третьего тысячелетия, к собиранию великой сокровищницы Премудрости. Марианское движение выходит сегодня на новый уровень.

Духовному единению предшествовали многочисленные паломничества, поездки архиеп. Иоанна и священников церкви к местам явлений Девы Марии в различных странах мира, в том числе и по приглашениям марианских общин, встречи с духовными лидерами, журналистами, писателями, с всемирно известными боговидцами и представителями марианского движения (некоторые из них после встречи считают архиеп. Иоанна своим духовным отцом), участие в международных конгрессах, изучение древних и современных традиций национальных церквей, малоизвестных страниц истории вселенской церкви. Церковь Божией Матери регулярно посещают лидеры и представители зарубежных марианских общин.

Начиная с 1989 года, с момента выхода церкви из катакомбного состояния, были совершены неоднократные паломничества и миссионерские поездки в Венгрию, Болгарию, Польшу, Югославию, Италию, Германию, Францию, Японию, Америку, Финляндию, Бельгию, Швецию, Англию, Турцию, Индию.

В 1992 году архиеп. Иоанн приглашен известным религиоведом доктором Джоном Рознером (Rossner John, Marilyn, The International Institute of Integral Human Sciences) на международный межконфессиональный конгресс в Монреаль, Канада. Н а конгрессе встреча с Джеффри Ньюхоллом, главой Совета Общинных Церквей. После окончания конгресса Церковь Божией Матери была зарегистрирована как полноправный член Международного Совета Общинных Церквей (International Consul of Community Churches; I.C.C.C.), который является коллективным членом Всемирного Совета Церквей (W.C.C.), с наименованием “Российская Церковь и Центр Божией Матери” (THE MOTHER OF GOD CENTRE AND CHURCH IN RUSSIA).

По благословению монсеньора Паоло Хнилица (Mons. Paolo Hnilica S.J.) (Италия) 2 января 1992 года в Москву прислан чудотворный образ Девы Марии Фатимской паломницы. В 1993 году по всей России в течении 75 минут (по 150 теле/радиостанциям), транслировался рассказ о явлении Пресвятой Девы в Фатиме (1917 г., Португалия), о фатимских пророчествах. Создатели фильма записали интервью с архиеп. Иоанном.

В 1994 году состоялась встреча архиеп. Иоанна и священников с известным деятелем дзенбуддизма доктором Сео Куенг Бо, профессором восточной теологии, богословом и учителем (Южная Корея), специально для этой цели приехавшим в Россию. Перед смертью он признал роль Божией Матери и умер с иконой Богородицы на сердце, благословенной архиеп. Иоанном.

В 1995 году, во время 12го Собора Православной Церкви Божией Матери Державная, состоялся Всемирный Конгресс православных и католических марианских церквей, на котором присутствовали боговидцы и гости из стран СНГ, Германии, США, Канады, Японии, Мексики, Сингапура и Франции. Среди гостей собора в составе епископов и архиепископов, священников были архиеп. Джек Джоунс (Jack (Jacquel) A.D. Jones, SA), патр. Афанасий Константинус (Archbishop Athanasius Konstantinos (Harry Armstrong)) , архиеп. Эмиль Феофилд, архиеп. Монахан, боговидец о. Эндрю Вингейт (Трампетер), Арманд Видаль, боговидица Розетта (МарияРоза) из Японии (Rosette (Taemi Hagivara), Japan), боговодица Белая Роза из Сингапура (Christina Lee (White Rose), Singapore). После собора гости поехали в Ватикан для встречи с Папой, затем посетили в Японии м. Розетту. В Японии к ним присоединился архиеп. Иоанн, в нескольких городах были проведены совместные встречи.

В середине 90х годов Хорст Меринг (Horst Mehring) из организации Opus Rosa Mystica, (г. Ессен, Германия) посылает церкви образы Божией Матери Мистической Розы, четки, иконки, книги о явлениях и откровениях Богородицы в Монтихиаре (Италия).

В 1998 году Международный каталог “Кто есть кто среди интеллектуалов” внес статью о архиеп. Иоанне на свои страницы. В то же время ему присуждена награда имени “Альберта Эйнштейна”,

С 1994 по 2004 гг. состоялись поездки архиеп. Иоанна и священников в обитель в Хиросимы (Япония).
Ее члены, около ста человек, переходят под духовную эгиду Церкви Божией Матери, японские священники регулярно стажируются в Московской обители церкви. В мае 2002 года совершены две епископские хиротонии (еп. Иосиф и Иустин), в священнический и дьяконский сан посвящены 8 насельников обители. 24 августа 2003 года церковь принимает Японскую общину в духовное, евхаристическое общение: “Orthodox Church of Mother of God Derjavnaya, the Clerical Administration of the Church RECEIVES the Marian Orthodox Catholic Church of Russia in Hiroshima, Japan in the Eucharistic communion in Christ.”

С 2000 по 2002 гг. осуществляются поездки архиеп. Иоанна и священников в Америку. Посещение католических обителей, например, известной подвижницы м. Анжелы, г. Хатсвиль; м. Марии, г. Дейтройт, и др. В НьюЙорке многочисленные встречи с епископами, священниками.

Международная Ассоциация “Преподаватели за мир” при ООН, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО утверждает архиеп. Иоанна в звании специального консультанта, отмечая “его выдающийся вклад в дело служения человечеству и утверждения взаимопонимания и мира между народами”, и удостаивает его почетной награды, как “выдающегося борца за мир”.

Во время миссии архиеп. Иоанна и священников Церкви Божией Матери в 2002 году в Америке.

В НьюЙорке состоялись: конференция в театре “Миллениум” на Брайтон Бич; встреча с марианским писателем Тэдди Конлином на ЛонгАйленде, встреча со священником Дино Лорензетти, главой марианского движения “Ласточки” (Dino Lorenzetti, “Rondinelle”); в штате Алабама были встреча в монастыре м. Анжелики, г. Хантсвил, выступление на четырех каналах телевидения, конференция свящ. Кирилла (Дешевцева) в пресвитерианской церкви. Тема конференции “Россия тогда и сейчас”; в Детройте миссия посетила женский католический монастырь, побывала на экуменическом праздничном богослужении в Католическом храме,состоялось выступление архиеп. Иоанна на ТВ “ЛюминаКристи”; в Огайе представители миссии выступили в протестантской общине; в НьюДжерси встретились с членами марианской общины “Blue Army”, посетили марианский центр; в Пенсильвании состоялась встреча с марианскими священниками в храме Лурдской Богоматери.

В 2002 г. Богородичная церковь выезжала с миссией в Канаду. Там ее члены имели встречу с марианским боговидцем, исповедником, бывшим заключенным ГУЛАГа, художником Иосифом Терельей. Также посетила марианский центр в Торонто.

В 20002002 гг. была миссия архиеп. Иоанна и его священников в Италии. В турне состоялась встреча в Международном Институте религиозных исследований, глава Massimo Introvigne (CESNUR, Torino), в Риме с кардиналом Каспером и монсеньором Мэйем (секретарь Папы Иоанна Павла II по межрелигиозным связям). Mons. Walter Kasper и с римским кардиналом Милинго (Mons. Emmanuel Milinge). Миссия учавствовала в в ежегодном семинаре марианского движения в г. Скио. Она встретилась в Милане с боговидцем Доном Стефано Гобби, главой международного марианского движения священников (Don Stefano Gobbi), в монастыре. В Милане состоялась встреча архиеп. Иоанна с отцом Луиджи Бьянки, всемирно известным мариологом, одним из основателей международного марианского движения священников, исследователем явлений Богоматери, журналистом, 2002 г.,

В Милане также произошла встреча с Марией Павлович (Marija Pavlovic (Monza, MI)), боговидицей из Меджугорья. Миссия посетила марианскую общину “Оазис Мира”, основатель Джованни Скрива (Communita Oasi della Pace (Gianni Sgreva, Poggio Mirteto)), состоялся визит в марианскую общину для бывших наркозависимых (Communita Chiara Amirante, narcodipendenti).

В Германии миссия Богородичной церкви в 2003 г. участвовала в международной книжной выставке во Франкфурте (Buchmesse). Состоялась встреча с монсеньором Леманом, кардиналом Германии.

Во Франции в 2003 г архиеп. Иоанн встречался с кардиналом Милинго и священником Лукой Черемочич, главой марианского Ордена Луи Гриньона де Монфора

В 2003 году, состоялись поездки архиеп. Иоанна и священников в Хорватию. Там происходили экуменические встречи со священниками и епископами.

В 20022003 гг. состоялись поездки в Хорватию и Боснию. В Сплите была образована община и здесь же в семинарии происходила конференция с участием о. Иоанна. В 2003 г. в городе Баня Лука состоялась личная встреча свящ. Кирилла (Дешевцева) с Папой Иоанном Павлом II в его резиденции, при участии 30 епископов Ватикана.*

* В дни, когда готовилась к изданию настоящая публикация, Иоанн Павел II покинул этот мир. Римский понтифик отличплся веротерпимостью, всегда был расположен к встречам с представителями разных конфессий и их направлений, способствовал установлению межконфессионального мира, утверждению принципов толерантности, преодолению религиозных конфликтов прошлого и настоящего. “С видетельство понтифика как миротворца позволяет людям верить в то, что мир достижим”, ­ эти слова Вселенский патриарх Варфоломей I произнес 17 июля в католической базилике Св. Духа в Стамбуле на конференции “Иоанн Павел II и служение миру”, посвященной 25­летию понтификата Папы Иоанна Павла II.

В 2003 году представители Богородичной церкви совершили поездку в Боснию и Герциговину.

В том же году состоялась поездка еп. Феодосия и свящ. Тимофея (Животова) в Индию. Там у них состоялась встреча с марианским игуменом священником Анастасио Гомес, с руководителями Фатимского и Гарабандальского движений в Индии.

Через год архиеп. Иоанна во Франции встречался с аббатом Рене Лорентано, крупным марианским исследователем, писателем.

На ХХIV богородичном соборе в Москве в качестве гостя был руководитель Американской Русской ПравославноКатолической Церкви (Russian Orthodox Catholic Church) архиепископом Стенли Монаханом
(Abp. Stanley Monaghan), почитающей Розу Мистику (Santa Maria Rosa Mystica). Он обратился к архиеп. Иоанну с просьбой принять его и находящихся в его юрисдикции священнослужителей в духовное общение во Христе. 24.09.2004 года архиеп. Стенли Р. Монахан и те, кто находятся в его юрисдикции, приняты в “Евхаристическое общение” (to receive Holy Communion and keep in eucharistic communication).

В феврале 2005 года состоялась встреча архиеп.Иоанна с лидером мусульманского движения Суфиев шейхом Назимом и его последователями на Кипре. Архиеп.Иоанне ими был признан старцем пророчеств, которым следуют и суфии. Согласно суфистским предсказаниям, старец примирит истинных учеников Христа и Магомеда, межконфессиональный конфликт будет преодолен.”

В международное марианское движение, в которое включается Богородичная церковь, входят различные ордена и другие организационные структуры, основанные подвижниками Католической церкви.
“В 1917 году св. Максимилиан основал так называемое Воинство Непорочной Девы. Это марианское движение распространено сегодня в Италии и в других странах мира. Св. Максимилиан Кольбе канонизирован Святейшим Папой Иоанном Павлом II в 1982 году. Согласно историческим документам, св. Максимилиан добровольно пошел в газовую камеру. Таким образом он спас от гибели своего товарища отца семейства, находившегося вместе с ним в концлагере.”

За рубежом существуют молитвенные группы семей, которые непосредственно входят в Марианское движение. Они имеют название “ценакулы”. Слово “ценакула” происходит от латинского cenaculum; так называлась горница в верхнем этаже, где Апостолы вместе со Святой Марией собирались в ожидании сошествия Св. Духа. Это слово отражает также атмосферу молитвенных собраний в первые века христианской церкви. Они совместно молятся, размышляеют о жизни в посвящении, обретают опыт братства, делятся своими проблемами и трудностями, и тоже совместно возобновляют акт посвящения себя Непорочному Сердцу Девы Марии. Такие семейные ценакулы помогают им жить, образуя подлинную религиозную общину, спаянную совместными молитвами и взаимной любовью.

Составные части молитвенных встреч: молитва прославления; призвание Св. Духа; совместное размышление о книге Марианского Движения Священников; молитва за Папу и за его интенции; совместный розарий.

“Марианское Движение Священников в США охватывает множество епископов, около двух тысяч священников, свыше десяти тысяч духовных деятелей.”

“В Италии по инициативе движения “Фоколяриев” проходит международный марианский конгресс.
В ответ на последовавший в 2002 году призыв Святейшего Отца молиться на Розарии движение “Фоколяриев” выступило инициатором трехдневного международного марианского конгресса, открывшегося 28 апреля в Кастель Гандольфо, где находится летняя резиденция Папы. “Созерцание Христа очами Марии” такова тема встречи. Конгресс транслировался на различных языках по Интернету, спутниковому телевидению “Telepace”, EWTN и бразильской телестудией “Cancao Nova”.

Объявив в октябре 2002го о начале Года Розария, Папа в своем Апостольском послании “Rosarium Virginis Mariae” (“Розарий Девы Марии”) отметил: “Розарий Девы Марии, постепенно развивавшийся во втором тысячелетии по вдохновению Духа Божия, любимая молитва многих святых, подкрепленная Учительством Церкви. Будучи простой и глубокой, эта молитва и в наступившем третьем тысячелетии остается важной и не теряет своего предназначения приносить плоды святости”.

В конгрессе принимали участие представители некоторых церковных движений и общин, а также последователи различных христианских традиций, иудаизма и ислама.”

Завершая обзор контактов представителей Богородичной церкви с марианами за рубежом и с последователями иных религиозных традиций можно сделать вывод о том, что за непродолжительное время своей деятельности Богородичная церковь стала известна за пределами России во многих странах мира. Ее открытость для межконфессионального диалога, понимание его значения в культуре мира, а также веротерпимость являются основанием развивающихся контактов не только с христианами, но и с представителями иных вероисповеданий.

Социальное служение Церкви

Наряду с распространением православного вероучения (богородичной ветви), Православная Церковь Божией Матери Державная видит свою миссию и в социальном служении. Данную сферу своей деятельности церковь основывает на заповедях Ветхого Завета, на словах, проповедях и деяниях Иисуса Христа, св. апостолов и апостольских мужей, на социальном учении отцов христианской церкви, на деяниях целого сонма её подвижников. Среди звеньев социального учения выделяется отношение к богатству. Церковь последовательно проводит принципы нестяжания, которым отличалось раннее христианство (православие), его общины, монашеские обители. Она также придерживается традиции нестяжания, которую утверждал Нил Сорский. Современная Богородичная ветвь русского православия действительно не отличается стяжанием богатства, больших материальных ценностей... Даже с неприязнью относится к тратам других церквей, к золочению куполов. При всей бедности церкви, некоторые средства, поступающие от пожертвований, она пускает на благотворительные дела. Эта миссия последовательно проводится с самого момента существования церкви.

Она следует традиционному православному учению и практике, стремится к полному раскрытию духовных и душевных дарований личности, здорового и высоконравственного образа жизни, благочестивой семьи.

Для членов церкви и служителей церковной организации в отношении их гражданских прав и обязанностей не устанавливаются никакие ограничения, кроме традиционно исповедуемых православием.

Следуя традиции Православия, Богородичная церковь против нарушений общественной безопасности и общественного порядка, подрыва государственной безопасности, против действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации. Церковь выступает против пропаганды войны, человеконенавистничества.

Особое внимание уделяет молодым семьям и вступающим в браки. Она выступает за возрождение здоровой семьи, передачу бесценного опыта духовной жизни подрастающему поколению. Она оказывает духовную и социальную помощь населению, прививая образцы святости. Люди разного возраста получают утешение и помощь, обретая живую веру и надежду на будущее.
В настоящее время основные усилия социального служения Богородичной церкви направлены на укрепление семейных устоев, увеличение рождаемости и воспитание целомудренности. За последнее время в различных городах России были проведены сотни тематических лекций, выставок, семинаров и бесед по распространению духовнонравственного образа жизни, недопустимости разжигания религиозной и межнациональной розни. Усилиями членов церкви были проведены десятки благотворительных акций, концертов, круглых столов и др.

Одной из основных форм внекультовой деятельности церкви является “организация и проведение благотворительных акций по оказанию гуманитарной и социальной помощи наименее защищённым слоям населения…”. Малоимущим в церкви оказывается социальная и материальная поддержка. Еженедельно по субботам и воскресеньям после Литургии предлагаются бесплатные обеды, нуждающиеся могут получить необходимую одежду. Например, местной религиозной организацией Общиной Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы за 2001 год неимущим была оказана безвозмездная помощь продуктами питания, одеждой, книгами, медикаментами. Устраиваются театрализованные мероприятия, праздничные концерты для местных жителей. На устраиваемых церковью праздниках осуществляется раздача гуманитарной помощи. В духовном центре церкви проводятся праздничные рождественские концерты и открыта постоянно действующая выставка на тему “Соловки Вторая Голгофа”.

Существенное место в социальном служении церкви занимает работа по повышению морально эстетического уровня молодёжи и подростков, против отрицательных социальных явлений, таких как роккультура, наркомания и т.д. Для молодёжи проводятся дискуссионные беседы на темы духовного развития. В помещении офиса московской общины постоянно проводятся семинары для молодёжи, концерты, дискуссии. При этом особое внимание уделяется трудным подросткам. В некоторых школах проводится работа по предотвращению распущенности, разврата и наркозависимости, оказывается реальная помощь. В Люберецком психоневрологическом доме интернате и в детском доме интернате к Новому году десятки детей получают рождественские подарки. Служители церкви проводят встречи, беседы с молодёжью и молодыми семьями, открытые дискуссии. В результате такой деятельности были предотвращены распады около 10 семей (из тех, что были на грани развода), а многие дети вышли изпод негативного влияния “улицы”.

Не остаются без внимания страждущие и недугующие (болящие) взрослых категорий населения. Созданный из прихожан церкви коллектив “Сёстры милосердия” в течение 4 лет ухаживает за тяжёлыми больными в отделении неврологии в Химкинской Центральной больнице.

Церковь также помогает больным в Люберецкой районной больнице №1, наркологическом диспансере №12, Люберецком районном противотуберкулёзном диспансере и др. От этих учереждений получены многочисленные благодарственные письма и отзывы.

Ведется социальная работа в тюрьмах, интернатах, которая отмечена многочисленными благодарностями. Недавно Тверская городская дума даже освободила общину Церкви Божией Матери Державная от уплаты налога на землю. 18 октября 2004 года администрация Центрального района СанктПетербурга выразила благодарность священнику Кириллу (Дешевцеву), который возглавляет департамент социальной работы церкви, известный как “Центр русской духовности”, за оказание помощи нуждающимся гражданам. Священник намерен создать в СанктПетербурге центр помощи беспризорным детям “Забота”, для которых даже приемникраспределитель доступен лишь на срок до 12 дней.

В местах заключений проводятся духовные беседы, богослужения, исповеди. Поддерживается постоянная переписка с заключёнными, высылаются бесплатные посылки с духовной литературой, с необходимыми вещами и продуктами. Во многие лагеря и тюрьмы выезжали священники, благовестники и благовестницы церкви.
В местах заключения служились Литургии, проводились беседы, молебны, исповеди, многие заключённые были крещены.

Члены церкви стараются уделить внимание каждому, невзирая на вероисповедание и возраст. Церковь осуществляет духовное окормление в некоторых местах российского казачества. Священнослужители церкви видят в этом смысл своего служения Богу в лице ближних, прихожане церкви также находят отклик на самые сокровенные движения души.

Церковь организует межконфессиональные встречи. Она выступает за открытый диалог и сотрудничество с другими религиозными объединениями, в первую очередь с православными. Осуществляемая церковью духовная программа “Храм мира” направлена на расширение братского диалога не только со всеми христианскими конфессиями, но и с нехристианскими религиями позитивной направленности, установлению с ними искренних, доверительных и дружественных отношений, проведению в жизнь совместной благотворительной, посреднической и миротворческой деятельности, в которой нуждается мир.

Однако с первых шагов становления и до настоящего времени у церкви складываются очень сложные отношения с Русской православной церковью (Московской патриархии). Одной из самых главных причин этого является отвержение Богородичной церковью религиозного фундаментализма, в котором ее представители видят некую окаменелость в существовании традиционных религиозных направлений, в том числе и в православии. К этой причине следует добавить неприятие упомянутого выше институционализма и “сергианства”, которое получило развитие в Русской православной церкви на рубеже 20х 30х годов XX века. В этой связи Богородичная церковь считает, что Московской патриархии необходимо покаяние “в грехе сергианства”. Богородичная церковь направляла свои послания в адрес Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия II с предложениями о сотрудничестве.

Здесь же необходимо отметить, что на протяжении почти 15летнего своего посткатакомбного существования Богородичная церковь ощущает на себе неприязненное отношение со стороны представителей некоторых общественных групп, экстремистского и криминального толка, стремящихся разжечь межрелигиозную рознь.

Это заметно на протяжении последних нескольких лет и особенно последних месяцев: церковь претерпевает к себе негативное отношение. Оно выражается в препятствиях представителям богородичного движения проводить свое свидетельство (миссионерскую работу), распространять духовную литературу, организовывать выставки, посещать больницы, детские дома и школы, места заключения. Дело доходило до погромов официальных представительств богородичного движения в Санкт-Петербурге и Москве*.

* Сопредседатель Института свободы совести Мозговой С.А. : "Однозначно, что в перспективе акты вандализма против богородичного движения будут повторяться..." // Портал­Credo.Ru (20.02.2005)

Здесь заметны отзвуки гонений людей, которые посвоему выражают свои вероисповедные взгляды. Как известно, история изобиловала этими гонениями, в том числе и история христианства. Таким образом, тернии прошлого, через которое прошло христианство, до конца не выкорчеваны и существуют в настоящем.

ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К прежним выводам и обобщениям, сделанным в разделах настоящей работы, следует добавить выводы более общего характера. Итак, вопервых, Православная Церковь Божией Матери Державная представляет богородичное движение в русском Православии. Хотя как община Катакомбной Истинно Православной Церкви она сформировалась в 80гг. XX века (как официальная организация в 1992 г.), истоки её учения, религиозной практики и организационной структуры уходят далеко вглубь веков в античное христианство.

Вовторых, именно к этим истокам церковь призывает вернуться современное православие (а также к традиции живого почитания Богородицы на Руси).

Втретьих, как считают представители богородичного движения, древний период христианства и православие Древней Руси характеризовались братством и простотой общения между учителями церкви и рядовыми верующими, не столь выраженным институционализмом, свободой в вероучительной проповеди (апостольском служении), духовным творчеством, церковным нестяжанием и усиленным почитанием Богоматери. Именно этому они и призывают следовать христиан всех направлений.

Вчетвертых, отличаясь усиленным почитанием Богородицы, представители движения указывают в своих произведениях, проповедях и других устных выступлениях на то, что такое почитание, начавшееся с древних времен, продолжалось и в последующие периоды христианства. Это было наиболее выражено в католичестве (включая и наше время), среди некоторых вероучителей православия, представителей монашества и среди большой части православного народа. Но, как видно из оценок со стороны богородичных богословов, официальное православие не поддерживало усиленного почитания Богоматери. А что касается Её откровений, то они признавались выборочно, имея в виду отдельные личности.

Впятых, особые отношение к Богоматери выражалось в почитании Ее откровений, явлений, многочисленных икон, создании скитов, монастырей, братств, Ей посвященных, что можно определить как богородичное движение в российском Православии. Однако оно не всегда обретало организационные формы. Официальное православие к таким формам относилось негативно. По другому пути пошла РимскоКатолическая церковь, признав так называемое марианское движение (к примеру, “Легион Марии”, некоторые общины в Германии и в других местах).

Вшестых, в организационно оформленном российском богородичном движении (ПЦБМД) много традиционного, идущего от раннего периода христианства. Но в ней, как показывают вышеприведённые материалы, много того, что выделяет Церковь Божией Матери из ряда других церквей Вселенского православия при сохранении ею многих черт традиционности. Всётаки напрашивается понятие “новое”, которое можно применить к характеристике некоторых особенностей вероучения, религиозной практики и организационной структуры.

Вседьмых, отсюда можно сделать еще один вывод об особом положении богородичной церкви среди появившихся в России за последние 20 лет новых религиозных движений.

У церкви особое отношение к такому богословскому понятию как “канон”. Похоже, что она не интерпретирует его как нечто застывшее и считает, что Церковь вольна (свободна) вносить в сформировавшиеся учения и религиозную практику нечто своеобразное, соответствующее современным жизненным реалиям.
В то же время она стремится возвращаться к особенностям жизни церкви, существовавшим в прошлом.

Таким образом, можно выразить сомнения по поводу отнесения исследуемой Богородичной церкви к новым религиозным движениям. Истоки ее уходят вглубь веков.
К новому здесь можно отнести, прежде всего, саму организацию церкви, то есть регистрацию общины Богородичной ветви Истинно Православной Церкви, вышедшей из катакомбного состояния, и затем регистрацию централизованной религиозной организации, а также некоторые своеобразные нововведения в культовой практике. В ней многое, что внешне представляется новым, в сущности своей забытое, но возрождаемое старое.

Итак, исследуемую централизованную религиозную организацию “Православная Церковь Божией Матери Державная” можно отнести к современному либеральному христианству с присущими ему реформаторскими тенденциями.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 А. И. Клибанов. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., Наука, 1973. Гл. II. “Три “издания” русских реформационных движений”. С. 4174.

2 Российская Марианская Церковь. Религия, церковь в России и за рубежом, М., 1995, Информационный бюллетень №5, М., РАГС, 1995.; Религиозные объединения Российской Федерации: справочник. Под общ. ред. М. М. Прусака; В. В. Борщева; Сост.: Иваненко С. И., Лещинский А. Н. и др. Аналитический вестник №24. Специальный выпуск - М.: Республика, 1996 - с. 271; Религия, свобода совести, государственноцерковные отношения в России. Справочник. М., РАГС, 1996. С. 240; Религия, свобода совести, государственноцерковные отношения в России. Справочник. М., РАГС, 1997. С. 335338.

3 Гарольд Дж. Берри. Во что они верят. Издание ассоциации “Духовное возрождение”. М., 1994; Православие и христианские разделения. Исторический очерк. М., Молодая Гвардия, 1996.; Н. В. Кривельская Секта: угроза и поиск защиты. Фонд “Благовест”, М., 1999; А. Дворкин. Сектоведение. Нижний Новгород, 2002; Православная энциклопедия. Т.V. М. 2003. С. 512513; Илья (Кокин), диакон. “Богородичный Центр“: история, вероучение, религиозная практика. Сергиев Посад, Московская Духовная Академия, 2003 (кандидатское сочинение, подготовленное на кафедре сектоведения).

Следует заметить, во многих перечисленных издания до сих пор Церковь Божией Матери именуется как “Богородичный центр”, именно этот термин и его описания включены в солидные издания, в т.ч. “Православная энциклопедия”, хотя церкви под таким названием не существовало. Под названием “Богородичный центр” была зарегистрирована общественная организация, общественно-просветительский фонд, который в 1993г. был переименован в фонд “Новая Святая Русь”,
в 1999 г. фонд прекратил свое существование. Почти одновременно с общественной организацией, в 1992 г. Управление Юстиции гор. Москвы зарегистрировало религиозное объединение “Община Церкви Божией Матери Преображающейся”, которое в соответствии с Законом РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” 1997 г., было переименовано “Местная религиозная организация - Община Православной Церкви Божией Матери Державная г. Москвы”.

4 Новые религиозные культы, движения и организации в России. Изд. РАГС, М., 1998; История религий в России, под общей ред. Н. А. Трофимчука, М., РАГС, 2001;
Д. А. Таевский. Христианские ереси и секты IXXI веков. Словарь. М., INTRADA, 2003.; “Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России”. Сб., сост.
С. Б. Филатов, М., 2002. С. 423437; Новые религиозные движения. Справочник. М., РАГС, 2002.; А.Однорал, История церковных разделений .Россия ХХ век. Пятигорск, 2003, С.5859; Бакланова Г. Ю. Православная церковь Божией Матери “Державная” как социальнорелигиозный феномен: автореферат диссертации на соискание уч. степени кандидата философских наук
09. 00. 06. М., РАГС, 1999; Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания, М., “Логос”, 2004. Т. I. С. 136159; "Religion in USSR"(Novosti press agency monthly bulletin),Moskow, 1990, №10.; Religions of the World. A comprehensive encyclopedia of beliefs and practices (volume 3: KR). J.Gogdon Melton, Martin Baumann.World Religius Statistics David B.Barret.Intrroduction Donald Wiebe. "ABC CLIO", Santa Barbara,California; Denver,Colorado; Oxford, England.,2002,"Mother of God Centre (Orther of God "Majestic") Marat S.Shterin,
с.893 894.

5 Богословие Непорочного Сердца. Кн. 1. М., Новая Святая Русь, 1994, 104 с.; Державный Катехизис, М., 1997; Богоцивилизация III. М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2002; Архиеп. Иоанн. Явления Божией Матери IXX век. М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2003; Священник Илья (Попов), Православие святых и инквизиторов, М., Православная Церковь Божией Матери Державная, 2003; Блаженный Иоанн, “Православие под судом Небесной Церкви”, М., Мир Софии, 2004;"Зов вышней любви".Блаженный Иоанн "Община ПЦБМД г. Москвы" 2005.Тираж 1000.,
с.178;"Музыка Царствия".Сборник церковных песнопений.Редактор составитель д. Георгий (Панкрушин) "Мир Софии" 2005.Тираж 1000., с.420; "Память и уделы наших блаженных" Блаженный Иоанн. "Мир Софии". 2005. Тираж 2000.,с.72.

6 “Законодательство о религиозных культах”. М.,1971.

7 Свобода вероисповедания, государственноконфессиональные отношения и протестантизм в России. М., 2002.

8 Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. Под ред. Каариайнен К. и Фурмана Д., 2000; “Российская цивилизация” Энциклопедический словарь, 2001; Лопаткин Р. А. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации.
М., 2001 г.; Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России. Материалы конференций. М., 2002 г.; Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России. М., СПб, 2002 г.; Проблемы регионального религиоведения и актуальные вопросы преподавания религиоведения в высшей школе. М., 2003; Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия.
К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003.

9 Религиозные организации. Центры и региональные структуры. Москва, Россия, страны СНГ и Балтии”, (сост. А. Н. Лещинский). М., 1994. С. 110.

10 Свобода совести - важное условие гражданского мира и межнационального согласия. К 10летию Российского отделения МАРС. М., 2003. С. 373384;

11 С.И. Иваненко. Основные религиозные центры современной России. М., “Философская Книга”, 2004,
с. 33.

12 А. Верховский. Политическое православие. Русские православные националисты и фундаменталисты, 19952001 гг. М., 2003.

13 Божия Матерь открывает небо: Из беседы с
З. Крахмальниковой. ХХ Собор. М., 2000.

14 Св. Евфросиния (Евфросиния Никифоровна Никифорова, 19161993). Родилась в семье царского офицера, объявленного в 30е гг. “врагом народа”. Пришла к вере в зрелом возрасте через скорби, болезни, тяжёлое осмысление действительности. Находилась при Почаевском старце Амфилохии. Руководствовалась древней монашеской практикой внутреннего делания.
В период пропаганды “научного атеизма” проповедовала на папертях храмов, вокзалах, исцеляла больных на святых источниках. Многие, приходя к ней как к “народной целительнице”, после общения с ней понимали, что перед ними святая и обращались ко Христу. Преследовалась представителями государственной власти. В конце жизни приняла схиму в ИстинноПравославной Церкви. Канонизирована ПЦБМД в ноябре 1998 г. Архиеп. Иоанн, по его словам, получает от неё откровения.

15 Схимитр. Геннадий (Секач) - (18981987). В детстве был привезён матерью на благословение к о. Иоанну Кронштадтскому. Св. Иоанн сказал: “Будет священником, а в последние годы - столпом”. В 1929 г. за связь с “контрреволюционерами” был сослан на север, через восемь лет бежал, принял монашество в Катакомбной церкви. В 193940 г. снова арестован, помещён в камеру смертников в Гомельской тюрьме, чудом избежал расстрела. В годы войны был рукоположен в священники тихоновским архиереем Леонтием в Мозыре. Постоянно терпел гонения. Юродствовал. В нач. 70х гг. стал игуменом тайного монастыря ИПЦ на Новом Афоне. В 1971 г. был рукоположен в епископы вл. Серафимом Поздеевым. В 1975 г. снова был арестован. В кутаисской тюрьме был посвящён в митрополиты заключёнными архиереями Грузинской православной церкви. В 1977 г. вышел на свободу. За свою жизнь организовал 12 катакомбных монастырей, постриг более 500 монахов. Благословил создание ПЦБМД.

Схимитр. Феодосий (Гуменников) - поставлен в 1971 г. схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским (по другим сведениям схимитр. Геннадием и схимитр. Григорием). В 1980 г. - возведен в сан митрополита. Принял схиму в 1991 г. Проживает на Сев. Кавказе.

Митр. Григорий (?) - (ок. 19371987). Рукоположен в епископы в 1973 г. схимитр. Геннадием, вскоре возведен в сан митрополита схимитр. Геннадием и архиеп. Алфеем Барнаульским.

16 Авт. архив, дело ветви в православии. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной церкви от 6/19 декабря 1990 г. о поставлении епископом СанктПетербургским и Валаамским архимандрита Иоанна (копия).

17 Там же. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной православной церкви от 3/16 июня 1991 г.

18 ”Легион Марии” - объединение верующих в рамках РимскоКатолической церкви, входящее в общее мировое Марианское движение. Основано в Ирландии в 1921 г. Франком Даффом (18891980). Насчитывает более 1 млн. действующих и ок. 5 млн. вспомогательных членов во всех странах мира.

19 Державный Катехизис, М., Новая Святая Русь, 1997.

20 Катехизис Католической церкви. М., Истина
и жизнь, 1998.

21 Пространный христианский Катихизис Православныя Кафолическiя восточныя церкви. М., Синодальная типография, 1909.

22 Епископ Александр (Семёнов - ТянШанский). Православный Катихизис. Издание Московской патриархии. М., 1990.

23 ее обожение (с древнегреческого “теосис”), по мысли Симеона Нового Богослова рассматривается в контексте учения мистического православного богословия, т.е. идет издревле и указывает на ее божественное достоинство).

24 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 19.

25 Там же, с. 58.

26 Там же, с. 15.

27 Откровение Божией Матери за апрель 1991 г. М., 1991, с. 8.

28 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 35.

29 Там же, с. 22.

30 Богородичный Собор, №2. М., 1991, с. 3.

31 Богородичный Собор, №1, М., 1991, с. 56.

32 Там же, с. 7.

33 Венчание на Престол. М., 1991, с. 16.

34 Литургия у Голгофы. М., 1991, с. 7.

35 Державный Катехизис, с. 140141.

36 Св. Серафим (Поздеев), патриарх Соловецкий (18781971). По последним историческим сведениям являлся спасшимся от расстрела под Пермью в 1918 г. вел. князем Михаилом Александровичем Романовым. Его спасение не отрицал Ленин, заявляя об этом представительствам европейских держав, перекрывая границы в его поисках. Тела вел. князя Михаила и его секретаря Брайана Джонсона не были найдены, позднее ВЧК распространила слух о том, что они были сожжены в плавильной печи, одновременно рассылая телеграммы об их бегстве. Вел. князь Михаил скрылся в расположенном неподалёку Белогорском монастыре, известном своим уставом, идущим от старцевнестяжателей, приняв имя недавно умершего инока Михаила Поздеева и его биографию, поэтому часто указывается год рождения 1887. Михаил был наставлен в вере известным в то время мистиком и чудотворцем, одним из духовников св. патр. Тихона, св. Николаем Белогорским. Также Михаил осуществлял связь Белогорских монахов с патр. Тихоном, обратившим внимание на высокую культуру и образованность инока, являвшегося по документам полуграмотным удмуртским крестьянином. За три дня до своей кончины в апреле 1925 г. патр. Тихон и еп. Сергий (Никольский) тайно рукоположили священника Серафима в викария Смоленской епархии, благословив его на тайное патриаршество в церкви, которая сможет выстоять во время гонений - в катакомбной церкви. В том же 1925 г. еп. Серафим был сослан на Соловки, по церковным преданиям удостоился там явлений Божией Матери, имп. Николая II, ангельских откровений. Был негласным первоиерархом тайной церкви, получившей название “Серафимово Братство”. Всего провёл в лагерях и тюрьмах около 40 лет. В 1956 г. был выпущен на свободу. Поселился у своих духовных чад в гор. Бузулуке Оренбургской обл. После испытаний на людях в этом районе ядерного оружия, многих пострадавших исцелил от лучевой болезни. Как тайный патриарх Катакомбной церкви передал Тихоновское преемство встреченному им в 1939 г. в тюрьме тайному игумену Геннадию (Секачу). Еп. Серафим упоминается в "Поморской энциклопедии", гл. ред. Н. П. Лаверов; Архангельск: Из-дво Поморского унта; т.1, 2001., с.388.

37 Архиеп. Иоанн. Я верю в торжество святого Православия. Статьи, проповеди, письма. М:. Новая Святая Русь, 1996, с. 79.

38 Св. блаж. Матрона Московская (Матрона Дмитриевна Никонова, 18851952). Родилась с редким пороком развития - отсутствием глаз. Уже в семивосьмилетнем возрасте у неё открылся дар предсказания и исцелений. В 17 лет у неё отнялись ноги. Пятьдесят лет провела в разных домах и квартирах, где находила приют, с 1925 г. жила в Москве. По ночам св. Матрона молилась, совершала земные поклоны. Днём принимала людей, помогала им советом, многих исцеляла, в том числе от неизлечимых заболеваний, не делая различия в вероисповедании пришедших к ней. Многие, сначала видя в св. Матроне “целительницу”, избавляющую от “порчи” и “сглаза”, после общения с ней приходили к вере во Христа. В годы гонений на церковь укрепляла в людях веру, являя своей жизнью пример христианского подвижничества. Канонизирована в РПЦ в 1998 г.

39 Откровения св. Евфросинии Архиепископу Иоанну. Избранное. М., Новая Святая Русь, 1999 г., с.30.

40 Цит. по кн.: Антонио А.Борелли “Фатимская весть: Трагедия или Надежда?”, 1991, “Свет Востоку”, Paris, пер. В.Зелинского, с.62, выдел. Ред.

41 Цит. по кн.: Антонио А.Борелли, указ. соч., с.6364.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ

1. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной Церкви от 6/19 декабря 1990 г. (о решении быть Епископом архимандриту Иоанну).

2. Удостоверительная грамота, 25 декабря 1990 г. (о рукоположении архимандрита Иоанна
(в миру Береславского Вениамина Яковлевича)
в Епископа Санкт-Петербургского и Валаамского).

3. Постановление Священного Собора Российской Автокефальной Православной Церкви от 3/16 июня 1991 г. (о принятии наименования Церкви Божией Матери).

4. Свидетельство о рождении.

5. Диплом музыкального училища
им. Ипполитова-Иванова.

6. Диплом Московского государственного
педагогического института иностранных языков им. М.Тореза.

7. Извлечения из трудовой книжки.

8,8а. Документы о принятии Церкви Божией Матери в Международный Совет Общинных Церквей, 26 мая 1992 г.

9. Награда “Фонтан мира” Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), ЮНДПИ, ЮНИСЕФ, ЮНИСЕД и ЮНЕСКО, 1993 г.

10. Свидетельство Специального консультанта Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), 1994 г.

11. Меморандум Международного Института Интегральных наук о человеке, 29 апреля 1994 г. (о членстве Церкви в Международном Совете Церквей).

12. Сертификат Всемирной Академии по вопросам поддержания мира при Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), июнь 1997 г.

13. Награда Девы Марии Царицы Мира, Легион Марии, 13 июня 1997 г.

14. Сертификат членства Международной энциклопедии интеллектуальной элиты “Кто есть кто” (третье издание), Международный Биографический Центр, Кембридж, Англия.

15. Награда мира им. Альберта Энштейна, май 2001 г.

16. Всемирная награда “Grand prize” Международной Ассоциации преподавателей за мир во всем мире NGO, ООН (ECOSOC), 2001 г.

17. Звание Почетного гражданина г. Хантсвила, штат Алабама, США, 21 марта 2002 г.

18. Письмо патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II от 29.01.1997 г.

19. Прошение патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.

20. Прошение митрополиту Владимиру Санкт-Петербургскому и Ладожскому, декабрь 1998 г.

21. Ответ Генеральной Прокуратуры РФ на запрос депутата Государственной Думы Борщева В.В. от 13.11.1998 г.

21а. Извлечения из Справки Генеральной Прокуратуры РФ.

22. Извлечения из Экспертного заключения о вероучении и соответствующей ему практике, истории и формах деятельности Православной Церкви Божией Матери Державная, 25.02.1999 г.

23. Благодарственное письмо Комитета по спасению молодежи от 22.07.1996 г .

24. Благодарственное письмо Комитета по спасению молодежи от 26.11.1998 г.

25. Благодарственное письмо технического лицея №38, г. Гатчина, октябрь 1998 г.

26. Грамота Московскому молодежному театру духовных мистерий.

27. Благодарственное письмо организации “Православное движение”.

28.Благодарственное письмо Центра социального обслуживания ”Савеловский” от 10.02.2000 г.

29. Благодарственное письмо Люберецкой районной больницы №1 от 22.08.2001 г.

30. Благодарственное письмо Икшанской воспитательной трудовой колонии от 28,01,1993 г.

31. Благодарственное письмо Управления Культуры г. Долгопрудного.

Анатолий Лещинский

особенности богородиЧного движениЯ в россии

Редакторы-составители: Лещинский А.Н.

Дизайн, макет: Кирилл Исаев.

Верстка: Пылева Наталия.

Подписано в печать 25.09.2003 г. Формат 60x110/16. Гарнитура MyslC. Печать офсетная. Усл.печ.л. 22. с. Тираж экз.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты