рефераты курсовые

Религия как социальный институт

p align="left">Коснемся отличий гражданских ценностей и этнических установок представителей групп татарской молодежи. Можно констатировать различия при ответе на вопрос «Что роднит Вас с людьми Вашей национальности?». Вариант «общая государственность» выбрали 15% нерелигиозной молодежи и лишь 6,4% респондентов «традиционной» группы. Однако если среди представителей внеконфессиональной татарской молодежи только татарстанцами считает себя приблизительно четверть (26%), то среди «традиционных» молодых мусульман - более половины (58,2%). Показательно также распределение по выделенным группам татарской молодежи, причисляющей себя к россиянам: среди неисламизированных татар таковых 18%, а среди «традиционных» - всего 1,5%. Только 5% респондентов внеконфессиональной группы одобряют деятельность политических национальных движений в республике, а в «традиционной» группе респондентов с подобным отношением почти четверть (23%) [11, c.34].

Среди исполняющей мусульманские ритуалы молодежи меньше доля респондентов с «маргинальной» этничностью. Они уверенно идентифицируют себя с определенной национальностью в 90% случаев, тогда как среди не относящих себя к определенной конфессии данная доля составляет 56%. Не идентифицируют себя ни с какой этнической группой 3,5% из числа «традиционных» молодых мусульман и 27,5% «внеконфессиональных» татар. Представители «традиционной» группы «никогда не забывают о своей национальности»: в 2 раза чаще, чем не придерживающиеся никакой религии молодые татары (79% и 36% соответственно).

Среди исполняющих религиозные обряды и ритуалы доля общающихся на татарском языке более чем в два раза выше, чем среди представителей внеконфессиональной группы и «номинальных» мусульман. Заметим, что такая зависимость характерна как для общения на работе (в школе), так и для неформального общения с друзьями, соседями или членами семьи.

Рассмотрим, отличаются ли выделенные группы молодежи по межэтнической толерантности. Как и любая другая религия, ислам призывает к миру и терпимости, поэтому предполагалось повышение толерантности с ростом уровня религиозности. В ходе опроса респондентов задавался вопрос о чертах характера, присущих, на их взгляд, татарам и русским. Результаты опроса показали, что «традиционная» группа татарской молодежи отличается наименьшим объемом отрицательных автостереотипов. Только 12,2% ее представителей указали на подобные черты. Данная доля в два раза меньше, чем у татар, не являющихся сторонниками определенных конфессий (24,7%).

Татары, не относящие себя к определенной конфессии, более толерантны в своих гетеростереотипах. Респонденты группы в 3,5 раза чаще (17,5% по отношению к 5%) называли русских добрыми и в 5раз чаще щедрыми (10,5% по отношению к 1,9%), чем их сверстники - «традиционные» мусульмане. Вопрос задавался в открытой форме, и респонденты имели возможность указывать не только положительные черты национального характера. Почти половина (47,8%) из числа «традиционных» мусульман отметили отрицательные черты, свойственные русским. Среди «номинальных» мусульман подобная доля составила 37,2%, среди молодых татар, исповедующих другие религии, - 26,7% и среди респондентов, не относящих себя к определенной конфессии, - 20,8%.

Важный показатель межгрупповой дистанции - отношение к межэтническим бракам. В данном вопросе влияние уровня религиозности выразилось в меньшей приемлемости подобных браков для «традиционных» мусульман по сравнению со всеми остальными группами татарской молодежи. Среди представителей «традиционной» группы доля тех, кто очень не хотел бы видеть представителя другой национальности в роли супруга, в три раза больше, чем среди респондентов внеконфессиональной группы (34,4% против 11,8%). Различие между этими группами еще более выражено по отношению к межэтническим бракам детей («Насколько бы Вам хотелось видеть представителя другой национальности в роли будущего мужа (жены) вашего ребенка?»). Вариант ответа «очень хотелось бы» выбрали 14,7% нерелегиозных респондентов и 52,5% - «традиционных».

Результаты, опровергающие гипотезу о повышении толерантности, можно объяснить следующим образом. Во-первых, рост интолерантности по мере « исламизированности» групп, вероятно, обусловливается не воздействием религии, а ростом этнической составляющей идентичности. Во-вторых, можно указать на большее восприятие респондентами внешней, обрядовой стороны религии, нежели концептуальной.

Религиозные взгляды не очень распространены среди молодого поколения татар. Невысока и субъективная оценка молодыми татарами степени своей религиозности. С возрастанием религиозности татарской молодежи уменьшается роль общероссийской государственности как маркера, сплачивающего этнос. В ситуации позиционирования Республики Татарстан как суверенного государственного образования региональная гражданская идентичность - татарстанец доминирует над общенациональной идентичностью в группе молодежи, отличающейся большей религиозностью («традиционные мусульмане»), в отличие от внеконфессиональной татарской молодежи. Очевидны серьезные различия гражданской идентичности различных этнических групп молодежи: русские позиционируют себя как россияне, а татары - как татарстанцы. Можно говорить о большей поддержке в группе «традиционных мусульман» националистических проявлений в татарстанской политике. Группа «традиционных» мусульман отличается и более отчетливым этническим самосознанием по сравнению с молодыми татарами, не ассоциирующими себя ни с одной из конфессий. Представители «традиционной» группы более склонны к употреблению татарского языка в повседневном общении. Наиболее высокий уровень межэтнической толерантности свойственен внеконфессиональной, а самый низкий - религиозной татарской молодежи. Итак, для придерживающихся основных канонов ислама и предписанных этой религией обрядов молодых людей более актуализирована их этническая принадлежность в силу их большей приверженности идеям традиционализма [12, с. 106-108].

2.3 Исследование религиозных и светских ценностных ориентаций у студентов старших курсов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска

При анализе ценностных ориентаций молодежи мы учли действие двух механизмов -- преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих молодых людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

В конечном счете, традиционные ценности (особенно, когда речь идет о тоталитарном, авторитарном обществе) -- это ценности, усвоенные поколением родителей. Отказ детей от них вольно или невольно означает и критику, осуждение ими образа мысли и жизни родителей. Это вероятно связано с двумя уровнями отношения детей к ценностям родителей. На индивидуальном уровне -- конкретные родители влияют на своих детей. На уровне поколений -- молодое поколение в целом, так или иначе, воспринимает ценности старшего поколения. Но со временем, присущая молодому сознанию ломка ценностных ориентаций всё больше и больше высвобождает их от стереотипов старшего поколения и формирует в их сознании новое. Юность это время интенсивного строительства мировоззрения молодых людей и здесь бывает много динамики, перестройки, изменений и прочих движений. И у каждого типа людей свой тип сознания (ТИМ - тип информационного метаболизма - психики человека) и каждый тип сознания формируется в соответствии со своей программой заключённой создателем в ДНК.

Авторы исследования пытались сделать максимально открытым для студентов: опросный лист имел только открытые вопросы (см. приложения), а при заполнении опросных листов соблюдалась тишина и дисциплина [13, с.154]

Всего опрошено 270 человек из них девушек 157 (58%), юношей 113 (42%) в возрасте от 20 до 30 лет. Опрос проводился в 6 учебных заведениях г. Нижнекамска. (Приложение Б)

Самая солидная группа - это группа верующих: а) в Бога 145 студентов (54%), и б) в Аллаха 38 студента (14%):

1. Среди верующих в Бога 105 девушек (39%) и 39 юношей (14.5%) от всей совокупности или 65% от всех верующих (девушки) и соответственно 27% юношей.

Показатель духовной посвещённости или степень богоугодности жизни верующих в Бога респондентов (Приложение В, табл. 1).

Расшифровка:

Высокая степень выраженности духовной и богоугодной жизни - это сильная приверженность (лат.fanaticus - фанатизм), стремление угодить объекту своей веры так, чтобы быть достойным попасть в рай или небесное царство. Данная категория специалистов могут быть ярчайшими идеологами религиозных ценностей в нашем обществе.

Средняя степень выраженности к богоугодной жизни - это достаточно высоконравственная, ответственная жизнь без сильной приставки «для Бога». Это «нравственный костяк общества» нашего города, поскольку они ориентированы на построение карьеры, развитие гражданского общества и усиление демократических норм и ценностей в нашем обществе. Данной категории следует доверить основные рычаги управления, для развития экономики, социальной, культурной и духовной сфер нашего города.

Низкая выраженность к богоугодной жизни - эта группа находится в поиске своего социального, профессионального и духовного лица, а также тех моральных ценностей, которых они хотели бы придерживаются. Вероятно, данная категория студентов нуждается в лучшей мотивации к своей профессиональной деятельности и обретения своего социального «Я». Эта категория нуждается в поддержке со стороны более опытных и мудрых взрослых, они более податливы и восприимчивы к их наставлениям, поскольку в своё время, они либо не получили их, либо не имели такой необходимости. Группа хорошего потенциала, который необходимо развивать и в этом им могут помочь взрослые, но только те которых они сами себе изберут в наставники!

2. Группа верующих в Аллаха: вероятно, здесь были охвачены те из татар-мусульман, которые более чётко осознают свою именно мусульманскую традицию, чем скажем татары, мало охваченные влиянием ислама на их веру и мировоззрение. Вероятно, таковые отвечали вместо «Аллах» - «Бог» и вошли в первую группы студентов.

Верующих в Аллаха, всего: 38 студентов. Юноши - 18 человек (6,5%) и девушки -20 (7.5%) от всех опрошенных и (9,8%) и (11%) от всех верующих в Бога и Аллаха.

Показатель духовной посвещённости или богоугодность жизни верующих в Аллаха респондентов (Приложение В, табл. 2) [14, c.155-156].

Расшифровка практически такая же, как и в первой группе, лишь одно замечание: в мусульманском течении которое господствует в сознании татарстанских мусульман (суннитская ветвь) могут встретиться радикально настроенные мусульмане. Этого опасаются практически все имамы и муфтии Татарстана. Об этом в частности говорил вновь утверждённый имам главной мечети Татарстана «Кул Шариф» - Юнусов Рамиль Хазрат, о недопущении превращения мусульманина в фанатика и марионетку (1). Иными словами два респондента, особенно приверженные исламу, могут быть склонны придерживаться совершенно радикальных идей. Но наши респонденты обычные суннитские активисты, мы это проверили! Надеемся, что они принесут большую пользу в развитии мусульманства и возможно больше терпимости к иноверцам, чем что-либо иное!

Анализ опросных листов в группе верующих в Бога показал:

1. Зависимость желания студентов видеть окружающих людей верующими в то же, во что и они сами. Желание это сильно у студентов с сильно выраженным стремлением к богоугодной жизни. Обнаружилась связь между силой веры и силой желания воплощать свои убеждения: чем сильнее вера, тем яснее и сильнее желание видеть окружающих верующими в тоже! В подгруппе неверующих, атеистов и верящих только в себя и свои силы обнаружена такая же зависимость и связь. Многие из подгруппы со средней выраженностью к богоугодной жизни также хотели бы расширять границы своих убеждений, но без навязывания и учитывая реальные потребности субъектов общения. Некоторые выражают такое желание в связи с упрощением общения с окружающими: «если бы они верили в тоже, во что и мы, нам просто было бы проще общаться!». В подгруппе с низкой выраженностью к высокодуховной, богобоязненной жизни такая связь резко сокращается, доходя до безразличия.

Таким образом, можно констатировать что, верующие активисты и просто энергичные верующие студенты будут оказывать своё, вероятно благотворное влияние на свое пассивное неверующее окружение, поскольку опрос выявил также моральное состояние студентов, у верующих оно на порядок выше! Данное исследование выявило мало активистов, но это не означает что их мало в других ВУЗах и ССУЗах города, для этого необходимо охватить хотя бы тысячу студентов города! Вероятно также, что тот положительный настрой, который есть у верующих студентов, оказывает своё важное влияние на профессионализацию и оптимизацию самой их жизни. Как правило, верующие студенты более дисциплинированны и ответственны за свои поступки. Таким образом, вероятно, подтверждается ещё одно важная связь: высоких моральных стандартов с высокими профессиональными качествами студентов. Здесь как в поговорке: «хорошие родители делают хороших детей!» - хорошая моральная основа сделает свое доброе дело в профессиональной деятельности готовящихся специалистов, в том числе в процессе их профессионального становления. Позволю сделать себе отступление на актуальную библейскую ссылку, на мудрого царя Соломона, который высказал формулу успеха в построении сильного и процветающего государства: « Наставь ребёнка на верный путь, он и в старости не собьётся с него» (2). « Не давай сердцу твоему завидовать грешникам, но всегда пребывай в страхе перед Вечным » (3). « Да не покинут тебя любовь и верность; обвяжи ими шею свою и запиши их на сердце своём. Тогда ты найдёшь расположение и доброе имя у Всевышнего и людей» (4). Первая и вторая подгруппа верующих в Бога и Аллаха обладают высокой моралью и своей гражданской ответственностью. В общей совокупности опрошенных их свыше 170 респондентов (63%): свыше 115 респондентов (45 юношей и 73 девушки) (42,5%) - среди верующих, среди других групп свыше 55 респондентов (20%). Таким образом, костяк, стержень нового поколения Нижнекамских специалистов состоит из людей осознающих существование Бога (Аллаха) и стремящихся жить достойную жизнь! Хочется верить, что так оно и будет!

Опрос выявил большую неразбериху и путаницу в понимании верующими студентами вопроса о происхождении. Так, например первые считают, что мир произошёл в процессе эволюции или процессов с перемещением во вселенной космической энергии. Вторые считают, что необъяснимые механизмы химических и физических реакций породили всё, при этом о Боге-Творце ни слова! Третьи считают, что люди произошли от обезьян, которые произошли, которых создал Бог. Четвёртые считают, что нас забросили существа с других галактик или их останки, которых создал Бог. Пятые не задумывались над этими вопросами, и им самим хотелось бы узнать об этом! Шестые верят в Создателя-Творца, без всяких объяснений.

Такой разброс в мнениях и представлениях является прямым следствием влияния разнообразных эволюционных и космогонических учений и представлений о происхождении. Опрос не выявил у студентов знания основ Креационизма (науки о сотворении мира), но выявлена тенденция к движению научной мысли верующих студентов в эту сторону. Поскольку преподаватели естественно-научных дисциплин либо сами придерживаются эволюционных моделей и материализма как основы своего мировоззрения, другого ожидать не приходится! А креационная модель, признанная более признанной среди ведущих умов планеты, не находит места в сознании российских учёных. По крайней мере, преподаватели биологии, химии и физики в ВУЗах и ССУЗах города остаются материалистами, а если и не материалистами, то, по крайней мере, не сведущими в креационной модели происхождения мира и живых существ.

Анализ такого явления как сочетание противоположных позиций в мировоззрении верующих студентов показал ожидаемую в связи с секуляризованностью нашего общества ситуацию: безусловно, есть верующие студенты, синтезирующие в своем сознании несовместимые представления, к примеру: одна студентка верит в Бога, но при этом стремится к идеалам: стерва, наглая, распутная и прочее; другие студенты считают, что вера в Бога не помешает им достичь своих целей любыми путями; третьи верующие в Бога студенты увлекаются астрологией, гаданием, колдовством, наведением порчи и прочими оккультными практиками, причём это характерно и для тех, кто стремится вести достаточно высоконравственную жизнь под «Его взором». Подобные явления в жизни студентов говорят о том, что они плохо осведомлены о мнении традиционной веры (религии) об этом. А это можно расценивать как слабую воцерковлённость и приверженность исламу многих верующих. Вероятно, это является подтверждением тому, что в нашем обществе разрываются традиционные связи, такие как традиции религии и семейные связи. И это является прямым следствием того, что с детства поколение молодых людей было плохо охвачено влиянием традиционных религий, которые сами ещё плохо развиты, ведь прошло ещё очень мало времени после провозглашения свободы совести и вероисповедания. Возможно, дети нынешнего поколения будут лучше охвачены традиционными религиями и будут более разборчивыми в вопросах ведения своей духовной жизни, чем их родители.

Количество верующих девушек превышает количество верующих юношей лишь по причине их значительного преобладания среди опрашиваемых. Данное исследование слишком мало для того, чтобы показать среди кого действительно больше верующих: среди юношей или девушек. Из опроса видно, что 125 (42,3%) девушек и 57 (21%) юношей верят в Бога. А среди неверующих 14 (5,2 %) и атеистов 2 (0.8%) одни юноши. Но это нельзя считать показателем для всех ВУЗов и ССУЗов города.

3. Методические рекомендации для специалистов и руководителей по работе со студенческой молодёжью

В современных условиях, когда развитие религиозного (духовного) сознания студенческой молодёжи находится в стадии активного поиска духовной истины, специалисты, работающие со студентами должны:

В первую очередь понимать, что молодое сознание находится как в поиске своего «я» и своей второй половинки, так и в поиске духовного наполнения своей жизни. Причём необходимо иметь в виду что современные студенты, как правило, верят в существование Бога и эта вера неотделима от них, поскольку социально-экономические трудности и морально-этические проблемы во взаимоотношениях людей толкают их на активный поиск источников любви и гармонии. Ответ они находят в разнообразных фильмах, передачах, песнях, книгах, в людях и прочие источники информации - которые говорят миру о безграничной любви Господа Бога к своему творению, доказательством которому служат смерть Христа на кресте. В современном мире молодые люди склонны верить в любовь Бога без особых доказательств Его бытия, но из-за стремления ощутить на себе Его любовь, если она на самом деле есть. Желающих получить такой опыт не убавляется, поскольку людям свойственно искать любовь (чувство возможно иррацио-нальное, но без которого нельзя жить). Вероятно, причиной поиска служит «недополучение» любви в детстве от родителей, которые тоже её получили мало. Молодые люди не могут объяснить порою, почему верят в Бога, чаще отвечают, что просто хотят в Него верить. И это понятно. Поток жестокости, насилия, страдания людей, сцены жестокого обращения с людьми и животными, ненависть и вражда настолько пресытились с детства молодым людям, что они сейчас хотят получить глоток чистоты и любви. С точки зрения соционики психика человека избирает объект своего поклонения в процессе многократного сравнения и испытания на прочность. Кроме этого человеческая психика устроена таким образам, что она стремится всеми своими силами уйти от саморазрушения. Вероятно, её так запрограммировал Сам Создатель. В вере в Бога видна тяга к жизни молодых людей. Бог стал для них синонимом жизни. Поэтому они категорически не приемлют кровавый и суровый коммунизм. Здесь исследователь указывает причины их духовных поисков для того, чтобы те, кто проводит работу с ними, мог себе четко представит, что именно толкает молодых людей тянуться к Богу и в связи с этим выражать своё понимание и одобрение к их поискам. Очень многие молодые люди указали в опросных листах на то, что им не хватает понимания со стороны окружающих [15, c.176].

Важно также содействовать установлению в молодёжной среде обстоятельств к лучшей коммуникации со своими сверстниками. Молодые люди указали на нехватку хорошего общения друг с другом.

Также молодые люди хотели бы участвовать в различных мероприятиях по узко специализированным направлениям и интересам. Самая большая проблема для большинства студентов в своем профессиональном развитии на сегодняшний день это отсутствие для развития своего внутреннего потенциала. А те возможности, которые есть у студентов сегодня, ничтожно малы и ограничены организацией вечеринок и разнообразных увеселительными мероприятиями. Для молодёжи разных типов, имеющих различные интересы нужны соответственно возможности для реализации тех развивающих потребностей, которые в них есть. Эта задача стоит и перед родителями тоже, поскольку невежество последних бывает губительным для самых перспективных идей молодых людей. Тем более это касается специалистов и руководителей.

Предоставление многих инициатив молодым людям в процессе профессиональной подготовки поможет им в повышении своего коэффициента личностного развития. Также предоставление прав и свобод для верующих студентов иметь в ВУЗе или колледже возможность проводить христианские или мусульманские молодёжные собрания и вечеринки, будет большим благом в развитии толерантности между студентами. А иметь молитвенные комнаты, кабинеты или аудитории для верующих различных вероисповеданий будет способствовать к повышению морально-этического климата в учебном заведении, что неминуемо положительно отразится на успешности в обучении и усвоении учебных нагрузок. Подобно тому, как в Японии для сотрудников многих процветающих компаний придумали комнаты релаксации или проявления своих гневных эмоций на чучеле руководителя, молитвенные комнаты или аудитории будут способствовать восстановлению равновесия духовных, душевных и физических сил и эмоций. Возможно, это также будет способствовать развитию коммуникативной стороне среди молодёжи, которая в настоящее время находится в очень неудовлетворительном состоянии. Ведь не зря так много студентов верят в Бога, это ведь продукт, причина индивидуализации и соответственно одиночества, которое не с кем порою бывает разделить, как только с Богом [16, c.180]. Отсутствие коммуникаций отрицательно сказывается как на работе психики, так и на профессиональном становлении личности студента.

Итак, рассмотрены некоторые причины веры в Бога и то, как можно разрешить эмоционально-познавательные интересы и потребности студентов. Теперь остаётся проанализировать и выбирать наиболее приемлемые и наиболее результативные способы развития студентов как личностей социальных и духовных, если есть желание видеть молодых людей красивыми, нравственно и душевно здоровыми. Ведь путь к сердцу студента лежит через его потребительский желудок!

Заключение

Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту невозможно. Весь опыт ХХ в. показал несостоятельность односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого и близкого отмирания, либо грядущего возрождения былой мощи. Сегодня очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что она претерпевает глубокие и необратимые изменения.

На положение религии в современном обществе решающее воздействие оказывают две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в современном обществе ведут к неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для нее и новые возможности.

Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом реальных проблем общественного развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала человека.

Обращение только к сознанию респондентов, религиозные и нерелигиозные признаки которого могут фиксироваться лишь по их высказываниям, без учета поведения тоже может привести к получению недостаточно достоверной информации. По каким-то причинам человек может скрывать свою религиозность, подлинные мотивы своего поведения или же, наоборот, представлять себя верующим, приверженцем конкретной конфессии, сам при этом сознавая, что таковым не является.

Проведенные исследования свидетельствуют, что подобные искажения информации, когда речь идет о такой тонкой, глубоко интимной стороне духовного мира человека, как его отношение к религии, имеют место. Но эти же исследования, сравнение результатов, полученных на разных объектах, анализ заполненных анкет на логическую противоречивость позволяют утверждать о достаточной надежности и достоверности основной массы получаемой информации, о принципиальной доступности религиозного феномена изучению социологическими методами. Выход - в комплексной фиксации признаков сознания и поведения, соотнесении их друг с другом, постановке контрольных вопросов и построении в исследовательской процедуре такой модели сочетания этих двух рядов признаков, которая позволяла бы достоверно судить о религиозности или нерелигиозности индивида.

Перспективы социологии религии в стране, по крайней мере ближайшие, неутешительны. Нет кадров, и они не готовятся. Крайне скудна литература, появившиеся в последние годы немногочисленные публикации существенно этой ситуации не изменяют [17,18 с. 22-31].

Перспективы отечественной социологии религии достаточно проблематичны и потому, что помимо общих трудностей, переживаемых сегодня наукой, ей в России еще приходится заниматься самоутверждением и в научном сообществе, и в общественном сознании. Начинать почти заново, со скудным наследством - дело трудное, но в противном случае остаются открытыми вопросы и о реальном состоянии религии в сегодняшнем российском обществе, и о будущем религии в перспективе его развития.

Все же хочется верить, что отечественная социология религии будет развиваться. Быть может, за это нелегкое, но стоящее дело возьмется кто-то из тех, кто прочитает эту книгу. Помимо индивидуальных склонностей, здесь требуются общественные предпосылки, прежде всего - не отягощенное никакими комплексами состояние духа, свобода видеть в религиозной сфере вещи такими, какие они есть.

Дальнейшее развитие социологии религии диктуется научным интересом к тому, что происходит с религией и как меняется ее воздействие на общество в контексте тех кардинальных сдвигов, которые происходят на пороге XXI века. Каким потенциалом обновления обладает сегодня религия? Способна ли она сыграть в культурно-исторических переменах на пути к постиндустриальному обществу роль, сопоставимую с той, которую сыграли мировые религии в рождении из великих культур древности современного мира, или протестантизм в становлении научно-технической цивилизации Запада? Очевидно не только научное, но и более широкое, общественное значение этой проблематики.

Для России сегодня важна также прикладная проблематика религии, т.е. накопление эмпирических данных о религиозной жизни в различных ее аспектах и выходах на демографические, этнические, образовательные и другие проблемы современного российского общества. Отсутствие подобной эмпирической основы, естественно, приводит к тому, что религиозный фактор зачастую как бы сбрасывается со счетов в таких отраслях социологии, как политическая, экономическая, социология образования, семьи и другие, хотя, казалось бы, очевидно, что этого не должно быть, если мы хотим иметь достаточно полную и достоверную картину жизни нашего общества.

Список использованной литературы

1. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. - 414с.

2. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. - 414с.

3. Гаврилов Ю.А., Кофалова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Конфессиональные особенности религиозной веры и представлении о ее социальных функциях. // Социологические исследования. - 2005.- №3.- 94 с.

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. - СПб.:Общественная польза, 2000.- 487 с.

5. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. - Сочинения в 2-х т. - М.: Наука, 2000.-304 с.

6. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. - 2005.- №6. - 133 с.

7. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2004. - 527 с.

8. Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник./ А.М. Яковлев - М.: Изд. «Экзамен», 2003. - 384 с.

9. Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначначная реальность.// Социологические исследования. - 2005.-№6. - 118-121 с.

10. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. - 2005.- №6. - 133 с.

11. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. - Сочинения в 2-х т. - М.: Наука, 1993.-304 с.

12. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов - М.: Изд-во Политической литературы, 1999. - 387 с.

13. Ядова В.А. Социология в России./ Под ред. В.А. Ядова - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

14. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. - СПб.:Общественная польза, 2001.- 487 с.

15. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов - М.: Изд-во Политической литературы, 2001. - 387 с.

Список использованной литературы

1. «Ваша Газета» №23 (591) стр.2 «Рамиль Хазрат возглавил мечеть Кул Шариф».

2. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 632 с.

3. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 633 с.

4. Священное писание, изд-во «Стамбул», 2003 « Мудрые изречения» 613 с.

5. Багдасарьян Н.Г. Послевузовские ожидания студенческой молодёжи./ Н.Г. Багдасарьян, А.А. Немцов, Л.В. Кансузян // Социологические исследования - 2003. -- №3, 168 с.

6. Булгаков С.Н. Народное хозяйство и религиозная личность./ С.Н.Булгаков. - Сочинения в 2-х т. - М.: Наука, 1993.-304 с.

7. Возмитель А.А. Социология религии в России: проблемы и перспективы. // Социологические исследования. - 2007. - №2. - 160 с.

8. Гаврилов Ю.А., Кофалова Е.Н., Мчедлов М.П., Шевченко А.Г., Конфессиональные особенности религиозной веры и представлении о ее социальных функциях. // Социологические исследования. - 2005.- №3.- 94 с.

9. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому./ Н.Я. Данилевский. - СПб.:Общественная польза, 2000.- 487 с.

10. Джудит Л.Т., Кейт Шектер. Социальный капитал и социальное расслоение в современной России./ Под ред. Л.Т. Джудит, Кейт Шектер. - М.: Альпина Пабишер, 2003. - 384 с.

11. Лебедев С.Д. Отношение учащейся молодежи к религии.// Социологические исследования. - 2007. - №7. - 156 с.

12. Лукьянов В.Г., Сидоров С.А., Урсу И.С. Социология: учебное пособие./ В.Г.Лукьянов, С.А.Сидоров, И.С. Урсу.- СПб: СПбИВЭСЭП, 2004. - 414 с.

13. Мчедлов М.П. Религия и современность. / М.П. Мчедлов - М.: Изд-во Политической литературы, 2001. - 387 с.

14. Налетова И.В. «новые православные» в России: тип или стереотип религиозности. // Социологические исследования. - 2004. - №5. -130-135 с.

15. Осипов Г.В. Социология. Основы общей теории: Учебник для вузов. / Отв. Ред. Академик РАН Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев. - М.: изд-во Норма, 2002. - 912 с.

16. Сфера политики и межнациональные отношения в восприятии религиозных общностей. // Социологические исследования. - 2005.- №6. - 133 с.

17. Тощенко Ж.Т. Социология: Общий курс. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Юрайт, 2004. - 527 с.

18. Филатов С.Б., Лункин Р.Н., Статистика российской религиозности: магия цифр и неоднозначначная реальность.// Социологические исследования. - 2005.-№6. - 118-121 с.

19. Ходжаева Е.А., Шумилева Е.А., Возрождение религии и этническая идентичность татарской молодежи в РТ. // Социологические исследования. - 2003. - №3 - 106-108 с.

20. Ядова В.А. Социология в России./ Под ред. В.А. Ядова - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: Изд. Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

21. Яковлев А.М. Социальная структура общества. Учебник./ А.М. Яковлев - М.: Изд. «Экзамен», 2003. - 384 с.

Приложение А

Культ как социальный феномен

Аспект рассмотрения

Характеристика

Предмет культовой

деятельности

Материальные вещи, животные, растения, горы, реки, солнце, луна, существа - духи, единый всемогущий бог

Субъект культовой

деятельности

Верующий индивид или религиозная группа. Мотив участия: религиозная вера, чувства, потребности в общении, эстетическом наслаждении.

Содержание культовой

деятельности

Во время отправления культа в сознании участников актуализируются религиозные образы, представления, идеи, догматы. Культ - это своеобразная «драматизация религиозных представлений».

Способы культовой

деятельности

а) элементарные культовые акты - крестное знамение, поклоны, коленопреклонение, падение ниц;

б) сложные культовые акты - жертвоприношения, обряды, проповеди, молитвы, богослужения, праздники.

Средства культа

Культовое здание, религиозное искусство, культовые предметы.

Результат культовой

деятельности

Удовлетворение религиозных потребностей;

Общение верующих друг с другом;

Сплочение религиозной группы;

Психотерапевтический эффект (переход от состояний тоски и скорби к внутреннему успокоению);

Получение эстетического наслаждения (от убранство храма, музыки)

Приложение Б

Количество опрошенных респондентов в ВУЗах и колледжах г. Нижнекамска

Название Учебного заведения, факультет.

Юноши (%)

Девуш-ки (%)

Всего (%)

1

Нижнекамский -Химико-Технологический Институт

63

95

158

Экономики и управления

15

64

79

Управления и автоматизации

15

4

19

Технологический

24

23

47

АСОиУ

5

2

7

ХТоВ

4

2

6

2

Татарский Институт Содействия Бизнесу

14

17

31

Экономический

11

14

25

юридический

3

3

6

3

Филиал Московского Гуманитарно-Эконо-мического Института (МГЭИ)

12

12

24

Экономики и управления

4

4

8

юридический

8

8

16

4

Нижнекамский Муниципальный Институт

2

19

21

Иностранных языков

1

7

8

Педагогических дисциплин

1

12

13

5

Нижнекамский Нефтехимический Колледж (ННХК)

12

12

24

Электротехнический

12

12

24

6

Нижнекамский Политехнический Колледж

4

8

12

юридический

4

8

12

Итого:

107

163

270 (100%)

Приложение В

Таблица 1.

Показатель духовной посвещённости или степень богоугодности жизни верующих в Бога респондентов

Степень выраженности

Юноши, кол-во и (%)

Девушки , кол-во и (%)

1. Высокая

2 (1 %)

8 (3%)

2. Средняя

29 (10 %)

44 (16 %)

3. Низкая

8 (3 %)

53 (19.5 %)

Таблица 2

Показатель духовной посвещённости или богоугодность жизни верующих в Аллаха респондентов

Степень выраженности

Юноши, кол-во и (%)

Девушки, кол-во и (%)

1. Высокая

1 (0,4 %)

1 (0,4 %)

2. Средняя

14 ( 5.2 %)

11 ( 4 %)

3. Низкая

3 ( 1,2 %)

8 ( 3 %)

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты