рефераты курсовые

Христианство: история возникновения и античные критики

p align="left">Получив власть, Юлиан не открыл гонений против христиан, как это делали его христианские предшественники и преемники по отношению к "язычникам". Христианская церковь была тогда уже слишком сильна. Он провозгласил свободу вероисповедания; единственный его враждебный христианам акт - запрещение христианам преподавать светские науки. Но это запрещение было изложено в весьма умеренных выражениях. Юлиан имел ввиду просто не утверждать учителей-христиан и откровенно мотивировал это в одном из своих циркуляров тем, что преподаватель должен быть честен, а не двуличен; и поэтому христианин не может быть допущен к преподаванию Гомера и других классиков, которых он считает сынами сатаны. Но император вместе с тем не возражает, чтобы христиане в своих церквах преподавали своим единоверцам догматы христианской веры и занимались "толкованием Матфея и Луки".

Однако такое поведение императора не умеряло гнева и ненависти к нему христианской знати, лишившейся своего значения и влияния. Христиане никак не могли удовлетвориться свободой исповедовать свою веру наряду с другими, они хотели монополии для себя при дворе, в управлении, в армии, сохранить свои привилегии, свои иммунитеты. Весьма правдоподобно поэтому предположение Либания, что копье, нанесшее императору смертельную рану в сражении с персами в 363 г. , было пущено рукой христианина. Ведь христианская церковь всегда умела вовремя вооружить убийцу против неугодного ей противника.

Литературная деятельность Юлиана относится в основном к краткому периоду его правления (361 - 363 гг.) и носит на себе печать спешки. Его речь "О матери богов" написана в одну ночь, а его гимн Гелиосу - в три ночи. Работая часто в обстановке военного похода, он не мог отделать свои произведения как следует. Но, помимо того, его литературные способности были довольно ограниченны. Восстановление старой религии и победа над христианством были своего рода навязчивой идеей у этого императора. Поэтому непримиримая вражда к христианству и христианам выражается прямо или косвенно во всех почти его произведениях и письмах последнего периода. Но прямой атакой против христианского вероучения является его специальный труд в 3 книгах - "Против христиан", написанный во время его последнего похода в Персию. Это сочинение Юлиана, как и другие антихристианские книги первых веков христианства, до нас не дошло. Только из труда Кирилла Александрийского, написанного между 429 и 444 гг., сохранились отчасти на греческом, отчасти на сирийском языке первые 10 книг, в которых содержится полемика против первой книги труда Юлиана и многочисленные цитаты (редко - пересказы), почти целиком покрывающие первую часть сочинения Юлиана.

Юлиан в своем сочинении против христианства не был оригинален; он повторяет в общем те аргументы, которые выдвинули до него Цельс и Порфирий. Написана его книга многословно, путано, стилистически и синтаксически небрежно. Первая книга, которая только и дошла до нас, содержит критику христианского учения главным образом с точки зрения иудаизма, т.е. как раз наименее интересную для нас. Юлиан обнаруживает хорошее знакомство с Ветхим и Новым заветами, необходимо, однако, отметить, что библейские цитаты у него часто приводятся лишь приблизительно сходные с существующим ныне текстом. Отступления, повторения довольно часты; чувствуется спешка в работе.

2.5 Либаний

Либаний (314-393 гг.) - знаменитый учитель красноречия, среди учеников которого были между прочим "отцы церкви" Иоанн Златоуст, Василий Великий.

Родившись в Антиохии в богатой семье, Либаний получил хорошее образование. В 336 г. он отправился в Афины, чтобы закончить свое образование, выдвинулся там, и 25 лет он уже был назначен в коллегию, ведавшую преподаванием в Афинах. Вскоре он открыл школу в Константинополе, где усиленно конкурировал с штатными риторами. Но в 342 г. он был выслан (по не совсем ясной причине) из столицы и очутился вскоре в Никомедии, где его уроками пользовался живший там будущий император Юлиан. Так как Юлиану старались дать христианское воспитание то, как сообщает Либаний, Юлиан не мог слушать его лекций, а получал их через посредника. В 349 г. Либаний, получивший широкую известность за пределами своего города, был переведен в Константинополь; здесь он завел близкие связи с представителями тогдашнего литературного мира. В 354 г. он уехал в свой родной город Антиохию, где и прожил до самой смерти.

Либаний был представителем того направления в литературе и философии эллинистической эпохи, которое известно под именем второй софистики. "Крах античных мировых порядков", разложение рабовладельческой Римской империи привели к созданию реакционной романтической идеологии, которой сходящие с арены истории группы родовой знати, хранители отживших традиций республиканского Рима, пытались скрасить постылые будни неминуемого угасания. "Потерянный рай" для них лежал позади, и потому они цеплялись за прошлое, и их идеологи пытались возродить классическую эллинскую литературу, оживить философию Платона, восстановить в прежнем блеске официальный эллинский культ, вернуть на Олимп богов, вытесненных оттуда восточными богами. Новые софисты старались писать "под Демосфена", "под Платона", "под Аристофана", но ничего ценного, полнокровного, оригинального дать не могли. Бессодержательный формализм - основная черта второй софистики, и самые талантливые ее представители давали лишь безупречные с точки зрения языка, но ничтожные по содержанию риторические упражнения.

Либаний - типичный представитель новой софистики. Его изощренное красноречие, стяжавшее ему великую славу при жизни и считавшееся в течение многих веко образцовымО популярности Либания свидетельствует тот факт, что сохранилось до 500 рукописей его трудов, причем не только его речи и письма дошли до нас, но и 143 школьных упражнения., поражает своей пустотой, отсутствием каких бы то ни было широких общественных интересов, неумением не только разрешить, но и поставить какие бы то ни было общие философские, политические, экономические проблемы. А между тем Либаний находился в гуще политической и умственной жизни господствующего класса и общался с наиболее выдающимися людьми своего времени. Поэтому ни речи Либания, которых дошло до нас 64, ни его обширная переписка (сохранилось 1605 его писем) не дают нам даже того исторического материала, которого можно было ожидать, и за исключением нескольких речей и писем произведения Либания представляют для современного историка относительно незначительный интерес.

Как и все софисты того времени, Либаний цеплялся за древнюю эллинскую религию и горячо приветствовал реформу Юлиана, восстановившего на время культ древних богов. К христианам он относился с нескрываемой ненавистью; но и здесь сказалось бессилие его школы: он не сумел дать критики христианства и ограничивался лишь выражением своего презрения к христианам, ненависти к мракобесам, разрушавшим великолепные храмы, разбивавшим драгоценные статуи и, главное, захватывавшим постепенно земельные богатства и командные посты. К тому же торжествующая христианская церковь в союзе с императорской властью столь свирепо подавляла всякую попытку сопротивления ей, что прямая, открытая критика христианского учения после Юлиана вряд ли была возможна.

2.6 Симмах

Если не считать сообщения Тацита, мы впервые находим сдержанно-враждебную, презрительную оценку христианства в письме Плиния Младшего к Траяну (начало II в.).

Плиния можно условно считать первым римлянином, выразившим, хотя и в неясной форме, отрицательное отношение к христианству. Последним защитником язычества в римской литературе выступил "последний римлянин" Квинт Аврелий Симмах (приблизительно 340-402 гг.).

Симмах, родом из знатной и богатой семьи, в течение многих лет был руководителем сената, занимал высшие должности - консула (391 г.), префекта столицы, проконсула Африки; в течение своей долгой политической карьеры (первую должность получил в 365 г.) он выполнил по поручению императоров и сената ряд ответственных политических и дипломатических поручений. Его изысканное красноречие создало ему широкую известность и вне круга чиновной знати, к которой он принадлежал по рождению и по положению. До нас дошло обширное собрание его писем и докладных записок и отрывки из речей.

Симмах, как и его друг Претекстат, был пламенным защитником римской старины. Как вождь сенатской партии, он, естественно, противился растущему влиянию христианской бюрократии, насколько это было возможно при тогдашних условиях, когда все "языческое" тщательно искоренялось. Имея такого влиятельного и не стесняющегося в средствах противника, как Амвросий Медиоланский, Симмах был бессилен предпринять какие-либо шаги против христианства, но он пытался косвенно нанести удар своим христианским противникам путем восстановления древних римских культов.

После смерти Юлиана христианские императоры долгое время не предпринимали репрессий против "язычества", и древнеримская религия пользовалась покровительством закона. Но в 382 г. указом императора Грациана был прекращен отпуск средств из казны на торжественные языческие церемонии и на содержание весталок, отменены иммунитеты жрецов, из здания сената убрали жертвенник богини Победы, символ "язычества". Сенаторы усмотрели в этом последний удар по старым традициям и постановили послать делегацию к императору и просить об отмене декрета. Но римский епископ Дамасий предупредил об этом Амвросия, и тот успел добиться того, что делегация сената не удостоилась даже аудиенции. Но в 384 г. уже после смерти Грациана, дело, казалось, повернулось в пользу сенаторов. Префект претория Претекстат добился указа о том, что разграбленное имущество храмов, оказавшееся в руках частных лиц, должно быть отнято, а лица эти - преданы суду как грабители. Тогда сенат решил вновь поставить вопрос об алтаре Победы.

По поручению сената Симмах летом 384 г. выступил со своей знаменитой запиской. Записка произвела при дворе большое впечатление. Но и Амвросий не дремал, и выступление Симмаха успеха не имело. Интересно, что хотя Симмах и пускает в ход старый аргумент о том, что Рим обязан своим величием покровительству отечественных богов, не пытается ни защищать римскую религию, ни критиковать христианство и его деятелей. Он ссылается больше на формальные и юридические основания и взывает к беспристрастию императоров. Здесь политическая сторона борьбы между христианством и "язычеством" выступает совершенно наглядно. Борьба за безразличный и для Симмаха алтарь Победы была борьбой за сохранение хотя бы видимости значения сената.

В 391 г. сенат снова возобновил свое ходатайство о восстановлении алтаря Победы; Симмах, бывший тогда консулом, выступил перед Феодосием в защиту алтаря, чем только навлек на себя гнев и немилость императора. Почвы для восстановления старых "мировых порядков" и старой религии не было.

Выступления Либания и Симмаха можно считать последним выражением открытой борьбы против христианства и переходом к новому типу литературы, хоть и антихристианской по тенденции, но уже не выступающей прямо против христианства.

Новые софисты и неоплатоники, отстаивая безнадежное дело, продолжали противопоставлять христианской идеологии - неоплатоновскую философию, христианскому культу - теургию и мантику, христианским деятелям - прославленных героев "язычества". Но прямой критики христианства греческая литература V - VI в. уже не дает.

Типичный представитель последнего периода софистики - Евнапий из Сард (приблизительно 345 - 420 гг.). Его дошедшая до нас книга "Жизнь софистов" и известные лишь в фрагментах и по отзывам Фотия (IX в.) "Исторические записки" прославляют на все лады "языческих" философов и политических деятелей и выставляют христианских императоров в их истинном свете, как кровавых деспотов. Особенно восторженные похвалы расточает Евнапий Юлиану, составляющему центральную фигуру "Исторических записок". Он приравнивает его к богам. Зато личность и царствование христианских императоров Константина, Феодосия и других изображены в самых мрачных тонах.

Только один раз Евнапий позволил себе прямой выпад против христианства. В 389 г. в Александрии разрушено христианами последнее убежище язычества - великолепный Серапеум, храм Сераписа. Описав разгром Серапеума, произведенный по указаниям "нечестивца" Феофила (патриарха александрийского), Евнапий продолжает: "…Вот до какой "добродетели" дошло человечество. И вот этих-то монахов поместили в Канопусе, тех самых, которые склоняют род человеческий, вместо культа видимых богов, к почитанию рабов, и притом дурных. Они собирают кости и черепа людей, уличенных в преступлении и казненных по приговору суда, выдают их за богов и повергаются ниц перед ними…Они называют их мучениками, помощниками и посредниками в их молитвах богам, хотя они только негодные рабы, награжденные плетьми…".

По следам Евнапия и в значительной степени на основании его материала написал свою "Историю" Зосим из Газы. Его история (в 4 книгах, сохранившихся частично) охватывает период от Августа до взятия Рима Аларихом в 410 г. Основная идея "Истории" Зосима - в том, что Древний Рим обязан своим величием покровительству богов и, по мере того, как древняя религия уступала место нечестивому христианству, империя падала все ниже. И Зосим отводит душу, изображая в самом неприглядном виде христианских императоров, особенно Константина I.

С первого взгляда можно подумать, что старые традиции вновь возродил философ-идеалист, комментатор Платона Прокл Ликийский (410-485 гг.): среди его произведений значится "Восемнадцать доказательств против христиан".

Но содержание этой книги не соответствует ее названию. Книга сама не сохранилась, но из почти целиком сохранившегося опровержения, написанного Иоанном Филопоном, мы знаем 15 из 18 аргументов; они представляют собою скорее аргументацию в богословском споре внутри христианства, чем доводы против христианства вообще. Эта сумбурная схоластика, остающаяся в пределах формальной, даже чисто словесной логики, отнюдь не задевает сути христианства и христианской церкви.

Примерно в таком же роде была и полемика другого философа и комментатора ряда Аристотелевых трудов - Симплиция (VI в.). Он страстно полемизирует с Иоанном Филопоном, написавшим опровержение "18 доказательств" Прокла. Симплиций не щадит своего противника, награждая его всевозможными бранными эпитетами. Закрытие афинской Академии указом Юстиниана в 529 г., конечно, вызвало бессильный гнев "эллинов", той небольшой группы языческих философов, которая поддерживала древние традиции. Вполне понятно поэтому раздражение Симплиция; по существу же его спор с христианами о вечности мира - спор богословский, а авторитет Аристотеля, как известно, прочно утвердился и в католическом богословии. Действительная борьба против христианского мировоззрения возобновилась позднее, не на заре феодализма, а на закате его, в трудах французских материалистов XVIII в. и их ближайших предшественников.

2.7 Иосиф Флавий

Иосиф Флавий (ок. 37 - ок. 100 гг.) - иудейский историк. Происходил из жреческого рода. Участвовал в антиримском восстании в Иудее 68-73 гг. Сдался римлянам. Отпущенный на свободу императором Титом, принял родовое имя последнего - Флавий. Получив римское гражданство и переехав в столицу империи, написал ряд исторических сочинений. В одном из них ("Иудейские древности") содержится упоминание об Иисусе. Рассказ о нем, дошедший до нас в греческом тексте, явно носит следы христианской правки. Но в 1971 г. была опубликована рукопись средневекового христианского епископа Агапия - "Всемирная история", написанная по-арабски. В ней приведен другой вариант сообщения Флавия об Иисусе. Ученые полагают, что он отражает подлинный текст Флавия, сохранившийся благодаря ранним переводам его сочинений на сирийский язык. Второе упоминание об Иисусе содержится в XX книге "Иудейских древностей" в связи с рассказом о казни его брата Иакова. Это место знал христианский писатель Ориген. Иаков - "брат Господа" - упомянут в Посланиях Павла, он назван среди братьев Иисуса в евангелиях от Марка и Матфея. Церковь считает его двоюродным братом Иисуса.

Иудейские древности, XVIII, 3,3

В это время жил Иисус, мудрый муж, если только его можно назвать человеком. Ибо он творил чудеса и учил людей, которые радостно воспринимали возвещаемую истину. Много иудеев и эллинов он привлек на свою сторону. Это был Христос. Хотя Пилат по доносу знатных людей нашего народа приговорил его к распятию на кресте, прежние его последователи не отпали от него. Ибо на третий день он снова явился к ним живой, как об этом и о многих других чудесных делах его предсказали богом посланные пророки. И до нынешнего дня существует еще секта христиан, которые от него получили свое имя.

Текст Агапия.

В это время был мудрый человек по имени Иисус. Его образ жизни был похвальным, и он славился своей добродетелью; и многие люди из числа иудеев и других народов стали его учениками. Пилат осудил его на распятие и смерть; однако те, которые стали его учениками, не отреклись от своего учителя. Они рассказывали, будто он явился им на третий день после своего распятия и был живым. В соответствии с этим он-де и был Мессия, о котором пророки предвещали чудеса Перевод С.С. Аверинцева. …

Иудейские древности, XX, 9, I

…(Первосвященник Анан) собрал синедрион и представил ему Иакова, брата Иисуса, именуемого Христом, равно как несколько других лиц, обвинил их в нарушении законов и приговорил к побитию камнями.

2.8. Корнелий Тацит

Корнелий Тацит (ок. 58 - ок. 117 гг.) - крупнейший римский историк. В своем труде "Анналы" он пишет о христианах в связи с грандиозным пожаром в Риме в 64. г. В народе ходили упорные слухи, что город был подожжен по приказанию самого императора Нерона.

Анналы, XV, 44

Но ни средствами человеческими, ни щедротами принцепса, ни обращениями за содействием к божествам невозможно было пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кто своими мерзостями навлек на себя всеобщую ненависть и кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат; подавленное на время, это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу, и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежащим к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, распинали на крестах или, обреченных на смерть в огне, поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения. Для этого зрелища Нерон предоставил свои сады; тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не в видах общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.

2.9. Гай Светоний Транквилл

Гай Светоний Транквилл (ок. 70 - 140 г.) - римский историк. Автор труда "Жизнь двенадцати цезарей", в котором дает их жизнеописания (от Юлия Цезаря до Домициана). В биографии Нерона упоминает о христианах.

Нерон, XVII

…Христиане, новый и зловредный вид религиозной секты, подверглись преследованию казнями.

Дошедшая до нас антихристианская литература охватывает два столетия - с 165 до 362 г. До этого периода христианское учение не привлекало внимания философов и писателей, а после Юлиана враждебные выступления против христианства уже не носят характера критики учения и его литературы, а представляют собою лишь выпады против тех или иных представителей христианской церкви или чисто богословские споры.

Критика христианства возобновляется позднее, когда возникающий новый класс, буржуазия, в своей борьбе против феодализма начинает срывать с него покров святости и подвергать резкой критике католическую церковь и ее догму.

Заключение

Христианство - одна из трех так называемых мировых религий (наряду с буддизмом и исламом).

Имеет три основные ветви: католицизм, православие, протестантизм. Общий признак, объединяющий христианские вероисповедания и секты, вера в Иисуса Христа как богочеловека, спасителя мира, воплощение второго лица триединого божества. Главный источник вероучения - Священное писание (Библия, особенно ее 2-я часть - Новый завет).

В IV в. христианство стало господствующей религией Римской империи. Через 300 лет после казни ХристаОколо 26 -36 г. н.э. - распятие Иисуса Христа., римский император КонстантинКонстантинополь - столица Византийской империи. Основан Константином I в 324 - 330 гг. на месте г. Византий, который в свою очередь основан около 660 г до н.э. Царьград (в русских литературных текстах в средние века). Константинополь в 1204 году стал столицей Латинской империи крестоносцев. Отвоеван византийцами в 1261 году. В 1453 году взят турками. Переименован в Стамбул. 1453 - 1918 - столица Османской империи, затем до октября 1923 года - столица Турции. провозглашает христианство государственной религией. Основные храмы христиан - в Иерусалиме. Главная святыня христиан - Храм Гроба Господня. Иерусалим - религиозный ("священный") центр христианВ Иерусалиме около 15 тысяч христиан и около 40 христианских храмов. , иудеев и мусульман.

Католицизм - одно из основных направлений в христианстве. Католики составляют большую часть верующих в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в латино-американских государствах, в ПольшеХристианская католическая религия и язык для поляков - фундаментальные ценности. Религия определяет национальную особенность - польскость, польский дух. Эта религия надгосударственная, во все века, с 966 года (года крещения Польши) , отстаивающая верховность духовной власти над светской. Принятием документа Дагоме Юдекс в X веке Польша объявлялась духовной провинцией Святого Престола во главе с римским епископом - папой. Жители Польши выделяли подушно по 1 денарию престолу Св. Петра. Верховным судьей поляки считали духовную власть. Религия учила, что человек верующий подобен Богу, личность человека и его душа священны. Поэтому поляк не терпит несвободы, насилия, лжи, нравственно брезглив и бесконечно предан своей Родине (Поляки на Енисее, Красноярск, "Дом польский", 2003). , Венгрии, Чехословакии, на Кубе, в Литве, в западных областях Белоруссии, Украины. Разделение христианской церкви на католическую и православную произошло в 1054 - 1204 гг. В 16 в. от католицизма откололся протестантизм. Организация католической церкви отличается строгой централизацией, иерархическим характером. Монархический центр - папство, глава - римский папа, резиденция которого - Ватикан. Источники вероучения - Священное писание и Священное предание. Особенности католицизма (по сравнению в первую очередь с православием): добавление к "символу веры " (в догмат Троицы) филиоквеФилиокве - добавление, сделанное в 7 в. западно-христианской (католической) церковью к христианскому "Символу веры" 4 в., в догмате Троицы: об исхождении святого духа не только от бога-отца, но "и от сына". Филиокве не приняла православная церковь, что позднее послужило одним из поводов для разделения церквей. ; наличие догматов о непорочном зачатии девы Марии, ее телесном вознесении, о непогрешимости папы; резкое разграничение между клиром и мирянами; целибат.

Православие - одно из главных и старейших направлений в христианстве. Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную. Богословские основы определились в Византии в 9 - 11 вв. Окончательно сложилось как самостоятельная церковь в 1054 г. Постепенно разделилось на несколько автокефальных церквей. На Руси - с конца 10 в. КрещениеКрещение - одно из главных христианских таинств. Обряд, означающий приобщение к церкви (человека погружают в воду, обливают или кропят водой). Крещение господне, один из двунадесятых православных церковных праздников, отмечается верующими (6) 19 января церемонией освящения воды (иордань). Руси (введение христианства в греко-православной форме как государственной религии) начато Владимиром Святославичем в 988 - 989 гг. Встречало сопротивление народа и языческого жречества (народные восстания, двоеверие). Способствовало становлению феодальной идеологии, государства, культуры. С 1448 ?? русская православная церковь. Старообрядчество (староверы) - совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковные реформы 17 в. (расколРаскол - отделение от русской православной церкви части верующих, не признавших церковные реформы Никона 1653-1656 гг. ) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Протестантизм откололся от католицизма в ходе Реформации XVI в. Объединяет множество самостоятельных церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптистыБаптизм - разновидность протестантизма. Возник в начале 17 в. В 1970-х годах баптистов приблизительно 27 млн. человек, в т.ч. 24 млн. в США. В России появились в 60-х годах 19 в. Упростили культовую и церковную организацию; крещение совершают над взрослыми. , адвентисты и др.). Для протестантизма характерны: отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата (обязательное безбрачие католического духовенства). В протестантизме нет культа богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению). Основной источник вероучения - Священное писание. Лютеранство - крупнейшее по численности (ок. 75 млн. приверженцев) направление протестантизма. Основано М. Лютером в XVI в. Впервые сформулировав основные положения протестантизма, лютеранство, однако, менее последовательно, чем кальвинизм, воплотило их в жизнь (особенно в церковной организации). Распространено в скандинавских странах, Германии, США, Прибалтике. Кальвинизм - направление протестантизма. Основано Ж. Кальвином. Из Женевы проник во Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под знаменем кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.) буржуазные революции. Для кальвинизма особенно характерны: доктрина об абсолютном предопределении, проповедь "мирского аскетизма", республиканское устройство церкви. Современные кальвинисты - реформаторы, пресвитериане, конгрегационалисты.

Приложение

От Моисея до…

Моисей -- (2-я пол. XIII в. до н.э.), родился в Египте. Великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (т.н. Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа-- Завет Новый. В библейской мифологии предводитель израильских племен, призванный богом Яхве вывести израильтян из фараоновского рабства. На горе Синай бог дал Моисею скрижали с 10 заповедями. Жил Моисей 120 лет. Сорок лет провёл во дворце, другие сорок -- со стадами овец в земле мадиамской, и последние сорок -- в странствовании во главе израильского народа по Синайской пустыне. У иудеев, мусульман и христиан Моисей - пророк.

Соломон царь Израильско-Иудейского царства в 965-928 до н.э. Сын Давида. Добивался централизации религиозного культа. Согласно библейской традиции, славился необычайной мудростью. По преданию Соломон - автор некоторых книг Библии.

Гомер (VIII в. до н.э.), легендарный др. греч. эпич. поэт, которому со времен античной традиции приписывается авторство "Илиады"," Одиссеи" и др. произведений. Многие современные ученые предполагают, что Гомер жил в Ионии и именно в VIII в. В его произведениях лежат истоки всей античной поэзии.

Гесиод (8-7 в. до н.э) - первый, известный по имени, др. греч. поэт. Противопоставляет свою поэзию героическому эпосу как трезвую "правду" красивой "лжи".

Гераклит Эфесский (кон. 6 - нач. 5 вв. до н.э.) др.-греч. философ диалектик. Первоначало сущего - мировой огонь, который есть также душа и разум (логос). Высказал идею непрерывного изменения, становления ("все течет", "в одну реку нельзя войти дважды"). Противоположности пребывают в вечной борьбе ("раздор есть отец всего"), в то же время в космосе существует "скрытая гармония".

Геродот (между 490 и 480 - ок. 425 до н.э.), др. - греч. историк, прозванный "отцом истории". Автор сочинений, посвященных описанию греко-персидских войн с изложением истории гос-ва Ахеменидов, Египта и др.; дал первое систематическое описание жизни и быта скифов.

Демокрит (ок. 470 или 460 до н.э. умер в глубокой старости) - др.- греческий философ - материалист. По Демокриту существуют только атомы и пустота.

Сократ (ок. 470 - 399 до н.э.) др. греческий философ. Излагал свое учение устно. Главный источник - сочинения его учеников Ксенофонта и Платона.

Аристофан (ок. 445 - ок. 385 до н.э.). др.греческий поэт-комедиограф, "отец комедии".

Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н.э) . др. греческий философ-идеалист. Ученик Сократа.

Аристотель (384-322 до н.э.) др. греческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. Воспитатель Александра Македонского.

Демосфен (ок. 384 - 322 до н.э.) - афинский оратор, вождь демократич. антимакед. группировки. Призывал греков к борьбе против захватнич. политики македонского царя Филиппа II. После подчинения Греции Македонией отравился.

Александр Македонский (356 - 323 до н.э.) Царь Македонии с 336. Сын царя Филиппа II. Воспитывался Аристотелем. Завоевал земли до р. Инд, создав крупнейшую мировую монархию древности. Через год после смерти завоевателя созданная им гигантская империя распалась. Провинции стали независимыми царствами и генералы Александра объявили себя царями. Египту достался один из способнейших генералов - македонянин по имени Птолемей.

Эпикур (341 -- 271 до н. э.) -- древнегреческий философ, основатель собственной философской школы в Афинах («Сады» Эпикура), в которой развивал этику наслаждений в сочетании с учением Демокрита. По Эпикуру познание мира не является самоцелью, они освобождает человека от страха перед неизвестным - суевериями, религией, боязни смерти и т.д. Это освобождение необходимо для счастья и блаженства человека. Сущность последних составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное. Хотя удовольствия любого рода сами по себе не являются дурными, духовное удовольствие имеет более высокий порядок, так как не зависит от внешних причин.

Зенодот (Zenodotos) (ок.325--260 гг. до н.э.) Эфесский, александрийский ученый, греческий грамматик. По мере того, как Александрия росла и процветала, набирала мощь и ее библиотека, становясь эпицентром эллинизма в большей степени, чем Греция. В библиотеке Александрии величайшие труды прошлого подверглись систематизации, кодированию, поправкам и разъяснениям. Эта работа началась при Зенодоте -- греческом грамматике, ставшем в 284 г. до н.э. первым суперинтендантом библиотеки. Комментатор Гомера. Приготовил первое критическое изд. “Илиады” и “Одиссеи” с разделением на песни. Зенодот произвольно выбрасывал многие стихи Гомера из своего текста -- за “непристойность” или “ненужность”.

Селевкиды - царская династия, правившая в 312 - 64 до н.э. на Ближнем и Среднем Востоке (осн. терр. - Сирия). Основана Селевком I - полководцем Александра Македонского. В 64 г. до н.э. завоевано Римом.

Птолемеи (Лагиды) , царская династия в эллинистическом Египте в 305 - 30 до н.э. Основана Птолемеем I (сыном Лага) - полководцем Александра Македонского. При последней представительнице династии - Клеопатре государство Птолемеев было завоевано Римом; его территория составила римскую провинцию Египет.

Каллимах (ок. 310 - ок. 240 до н.э.) др.греч. поэт. Писал в основном гимны, элегии и эпиграммы. В Александрийской библиотеке он проделал огромную работу -- составил первый предметный каталог греческих авторов с биографической и библиографической справкой. Каталог состоял из шести секций и насчитывал наименования 120 тыс. свитков классической поэзии и прозы.

Плавт Тит Макций (сер. 3 в. до н.э. - ок. 184), римский комедиограф. Создал характеры-маски в стихотворных комедиях.

Аристарх Самофракийский (ок. 217--145 гг. до н.э.) - последний библиотекарь Александрийской библиотеки из плеяды самых знаменитых автор монографий и комментариев к произведениям Гомера, Пиндара и Менандра, отправился в изгнание, спасаясь от унизительных преследований, развязанных Птолемеем VIII.

Варрон (116 - 27 до н.э.), римский писатель и ученый-энциклопедист. Автор ок. 74 работ (большинство до нас не дошло) по истории литературы , философии, истории, математике и др. Организовал в Риме публичную библиотеку.

Цицерон Марк Тулий (106 - 43 до н.э.) - римский политический деятель, оратор и писатель. Сочинения Цицерона - источник сведений об эпохе гражданской войны в Риме.

Спартак (? - 71 до н.э.), вождь крупнейшего восстания рабов 73 (или 74) до н.э. в Италии. Уроженец Фракии. Бежал с товарищами из школы гладиаторов в Капуе. Восстание охватило практически всю Италию. Армия восставших насчитывала ок. 70 тысяч человек. В 71 г. Спартак был разбит армией под руководством Красса (ок. 115 - 53 до н.э.) и погиб в бою.

Цезарь Гай Юлий (102 или 100 - 44 до н.э.). Римский диктатор в 49, 48-46, 45, с 44 - пожизненно. Убит в результате заговора республиканцев.

Помпей Гней Великий (106- 48 до н.э.). Римский полководец, участвовал в подавлении восстания Спартака. В 60-м вошел в соглашение с Крассом и Цезарем (1-й триумвират). После распада триумвирата (53 г.) воевал против Цезаря.

Вергилий Марон Публий (70 - 19 до н.э.) , римский поэт. Героический эпос "Энеида" о странствиях троянца Энея (римская параллель античному эпосу) - вершина римской классической поэзии.

Дионисий Галикарнасский (2-я пол. 1 в. до н.э.), др. греческий историк и ритор, автор "Римских древностей" - история Рима с мифических времен до 264 г. до н.э. (20 книг; сохранились полностью книги 1-9 - до 442 г. до н.э. ) - и сочинений по риторике.

Август (до 27 до н.э. Октавиан). (63 до н.э. - 14 н.э.) Первый Римский император с 27 до н.э.. Внучатый племянник Цезаря, усыновленный им в завещании. Победой в 31 г до н.э. при Акции над римским полководцем Марком Антонием и египетской царицей Клеопатрой завершил гражданские войны (43-31 до н.э.) , начавшиеся после смерти Цезаря.

Тиберий Александр (42 до н.э. - 37 н.э) , римский император с 14 г. Пасынок Августа. Добился улучшения финансового положения империи. При Тиберии был распят Иисус Христос.

Понтий Пилат - римский наместник Иудеи, отличавшийся крайней жестокостью, согласно новозаветной традиции. В 26 - 36 г. приговорил к распятию Иисуса Христа.

Филон Александрийский (ок. 25 до н.э. - ок. 50 н.э), иудейско-эллинистич. религ. философ. Соединил иудаизм с греческой философией, прежде всего - стоич. платонизмом. Разработанный им метод истолкования Библии оказал влияние на патристику (совокупность доктрин христианских мыслителей 2-8 вв. (Ориген и др.)) и ср.- век. культуру.

Иисус Христос (не позже 4 г до н.э.-- 26-36 н. э). Дата рождения Иисуса Христа определена весьма приблизительно. Самым ранним обычно называется 12 год до н. э. (год прохождения кометы Галлея, которая, по некоторым предположениям, могла быть т. н. Вифлеемской звездой), а самым поздним -- 4 год до н. э. (год смерти Ирода Великого).Согласно евангельскому рассказу, примерно в 30-летнем возрасте Иисус вышел на общественное служение, которое начал с принятия крещения от Иоанна Крестителя на реке Иордан. Общественное служение Христа продолжалось примерно три с половиной года. По учению большинства христианских церквей, Иисус Христос совместил в себе природу божественную и человеческую, являясь не промежуточным существом ниже Бога, но выше человека, но будучи и Богом, и человеком по сущности в полной мере (богочеловек). Посланный Богом к людям, Иисус Христос должен был исцелить повреждённую грехом человеческую природу, соединив её в Себе Самом с Божественной. Распятый на Кресте, Иисус затем воскрес и вознёсся в Царство Небесное. Ряд течений в христианстве (монофизиты, монофелиты, монархиане и др.) имели другие взгляды на сущность Христа. Учение и земная жизнь Иисуса Христа описаны в четырёх священных в христианстве книгах - Евангелиях. О деятельности и казни Христа в римской провинции Иудея свидетельствуют также нехристианские авторы I--II веков.

Петр - В Новом завете один из апостолов, первым провозгласивший Иисуса мессией (Христом). Церковное предание называет Петра первым римским епископом.

Павел (до крещения Савл), (предп. 5/15 -- 64/67), - в христианской мифологии один из апостолов Апостолы (от греч. посол) - в раннехритианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом завете 12 апостолов - ближайшие последователи ("ученики") Христа. . Первый из христианских писателей, чьи сочинения дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый завет. Судя по Деяниям святых АпостоловДеяния апостолов - анонимное раннехристианское сочинение, включенное в Новый завет; продолжение евангелий; повествует о распространении апостолами христианства после смерти Христа. Вопрос о времени написания спорен. Преобладает датировка - 2-я четверть 2 в. , Павел был моложе Иисуса. Весьма вероятно, что оба они находились в Иерусалиме в одни и те же пасхальные дни. Однако в Новом Завете нет никаких свидетельств о том, что Павел видел Иисуса до казни. Павел упоминает в ряде посланий, что до обращения участвовал в преследовании христиан. Пережитый Павлом опыт встречи с воскресшим Иисусом Христом привёл к обращению и стал основанием для апостольской миссии. Павел стал ревностным проповедником Евангелия в Палестине, Греции, Малой Азии, Италии и других регионах античного мира. За распространение христианства Павел был обезглавлен в Риме при Нероне...

Матфемй Левий (?- ок. 60 г.) (один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа, персонаж Нового Завета. По традиции, считается автором Евангелия от Матфея, написанного на арамейском языке. Единственный достоверный факт, сообщаемый Евангелиями, то что Левий Матфей был мытарем, то есть сборщиком пошлин. В тексте Евангелия от Матфея апостол назван «Матфей мытарь», что, возможно, указывает на смирение автора, так как мытари глубоко презирались иудеями. О дальнейшей жизни Матфея почти ничего не известно. По одним источникам, он проповедовал в Эфиопии, где и был замучен ок. 60 года; по другим, он был казнён за проповедь христианства в малоазийском городе Иераполис.

Марк (? - 68 г.) один из четырёх евангелистов, по происхождению иудей (родился в Иерусалиме), но ещё юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была одной из горячих последовательниц Христа. В ночь крестных страданий Христа он следовал за Ним. Был учеником апостола Петра. Основал Церковь в Египте, был первым епископом в Александрии. Здесь положил начало христианскому училищу. С проповедью Евангелия путешествовал в Ливии, Нектополе, посетил внутренние области Африки. Посетил апостола Павла в Риме, где он находился в узах. По преданию, здесь апостол Марк написал Евангелие для уверовавших язычников. Язычники напали на него во время богослужения, избили его, проволокли по улицам города и бросили в темницу. Наутро толпа язычников снова варварски повлекла апостола Марка в судилище, но по дороге святой евангелист скончался. Было это 25 апреля 68 года.

Иоамнн Богосломв, один из 12-ти апостолов, автор Евангелия от Иоанна, Книги Откровения и трёх посланий, вошедших в Новый Завет. Был рыбаком, призван Иисусом Христом в число Своих учеников. Иоанн наряду с братом Иаковом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Господа. На Кресте Иисус поручил Иоанну заботиться о своей матери -- Деве Марии. Во время гонения на христиан, начатого императором Нероном, апостол Иоанн, по преданию, был отведен в узах на суд в Рим. За исповедание своей пламенной веры в Иисуса Христа апостол был приговорен к смерти. Однако, выпив предложенную ему чашу со смертельным ядом, он остался живым. Также он вышел невредимым и из котла с кипящим маслом. После этого апостол был сослан в заточение на остров Патмос, где прожил много лет. Около 67 года была написана Книга Откровения (Апокалипсис) святого апостола Иоанна Богослова. После длительной ссылки апостол Иоанн получил свободу и вернулся в Эфес, где продолжил свою деятельность, поучая христиан остерегаться возникающих ересей. Около 95 года апостол Иоанн написал в Эфесе Евангелие. Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет, оставшись единственным живым апостолом, видевшим Иисуса Христа во время Его земной жизни. Остальные апостолы в это время все уже скончались мученической смертью.

Лукам - апостол, христианский святой, почитаемый как автор одного из четырех Евангелий и Деяний святых апостолов. Был врачом, возможно судовым. Евангелист Лука в православии также считается первым иконописцем и святым-покровителем врачей и живописцев. По-преданию, уроженец Антиохии Сирийской. В числе 70-ти апостолов (учеников) Иисуса Христа был послан на первую проповедь о Царствии Небесном ещё при земной жизни Спасителя. Был сподвижником святого апостола Павла и принял участие во втором миссионерском путешествии Павла, и с тех пор они были неразлучны. В городе Фивы (Греция) принял мученическую смерть. В Библии ничего не сказано о происхождении Луки, предание же говорит, что апостол происходил родом из просвещённой греческой среды и, возможно, был единственным автором Нового Завета нееврейского происхождения.

Сенека Луций Анней (ок. 3 г. до н.э. - 65 н.э.) , римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Воспитатель Нерона. По его приказу покончил жизнь самоубийством. Презрение к смерти, проповедь свободы от страстей отличают его философско-этические сочинения "Письма к Луцилию", трактаты и полные риторического пафоса трагедии: "Эдип", "Медея" и др. В духе "Менипповой сатиры" сатирическое описание кончины императора Клавдия.

Петроний, или Гай Петроний Арбитр (Gaius Petronius Arbiter), римский писатель-сатирик и поэт, погибший, согласно Тациту (Анналы XVI 18), в 66 г. н.э. Здесь рассказывается, как император Нерон вынудил писателя покончить с собой. В качестве завещания Петроний составил подробный перечень бесчинств Нерона, указав также имена участников его оргий.

Нерон (Nero) (37-68 гг.). Римский император с 54 г., из династии Юлиев-Клавдиев. Репрессиями и конфискациями восстановил против себя разные слои римского общества.

Веспасиан (9-79) римский император с 69 г. Основатель династии Флавиев. Покорил Иудею.

Тит (39-81) - римский император с 79 г. Сын Веспасиана. В Иудейскую войну взял и разрушил Иерусалим (70)

Колумелла (1 в.) - римский писатель и агроном. Сочинение "О сельском хозяйстве" (в 12 кн.) - с.-х. энциклопедия древности.

Иосиф Флавий (ок. 37 - ок. 100 гг.) - иудейский историк. Происходил из жреческого рода. Участвовал в антиримском восстании в Иудее 68-73 гг. Сдался римлянам. Отпущенный на свободу императором Титом, принял родовое имя последнего - Флавий. Получив римское гражданство и переехав в столицу империи, написал ряд исторических сочинений. В одном из них ("Иудейские древности") содержится упоминание об Иисусе. Рассказ о нем, дошедший до нас в греческом тексте, явно носит следы христианской правки. В 1971 г. была опубликована рукопись средневекового христианского епископа Агапия - "Всемирная история", написанная по-арабски. В ней приведен другой вариант сообщения Флавия об Иисусе.

Марциал (ок. 40 - ок. 104) римский поэт. Эпиграммы Марциала (15 книг) отличаются меткостью и остроумием.

Плутарх (ок. 45 - ок. 127), др. греч. писатель и историк. Главное сочинение "Сравнительные жизнеописания" выдающихся греков и римлян (50 биографий). Остальные дошедшие до нас многочисленные сочинения объединяются под условным названием "Моралии".

Фронтин, Frontоnus, Sextus Iulius, неизвестного происхождения, (ок. 40 г. - ок. 105 г.) римский политический деятель и писатель. Является первый раз в 70 г. городским претором. В правление императора Домициана он жил вдали от государственных дел и занимался литературными трудами то в Риме, то в сельском уединении. Императором Нервой он снова был вызван и сделался curator aquarum; эту должность занимали всегда знатнейшие лица в государстве.

Домициан (51-96) - римский император с 81 г. Из династии Флавиев. Ущемлял права сената, убит в результате дворцового заговора.

Флор Публий Анний (Florus) -- древнеримский писатель и историк, живший в конце I и начале II в. С именем Флор дошел до нас исторический трактат, озаглавленный "Две книги войн римлян".

Траян (53-117) , римский император с 98, из династии Антонинов. В результате завоевательных войн империя достигла максимальных границ.

Тацит Корнелий (ок. 58 - ок. 117) - римский историк. Главные труды посвящены истории Рима и Римской империи ("Анналы" и "История")

Плиний Младший (61 или 62 - ок. 114) , римский писатель, консул в 100, имп. ЛегатЛегат (в Др. Риме) назначавшийся сенатом посол или уполномоченный. в провинции Вифиния и Понт в 111 - 113. Из сочинений сохранились сборник писем и похвальная речь "Панегирик" императору Траяну.

Светоний Гай Транквилл (ок. 70 - ок. 140) , римский историк и писатель. Автор недошедших сочинений энциклопедического характера. В своем главном сочинении "О жизни двенадцати цезарей" (в 8 кн.) с равной обстоятельностью излагает исторические события и привычки цезарей (от Юлия Цезаря до Домициана).

Адриан (76 - 138) , римский император со 117 из династии Антонинов. Опирался на всадниковВсадники - в ряде античных государств (Афинах, Риме и др.) наряду с аристократией привилегированное сословие с высоким имущественным цензом. . На границах империи создал систему мощных укреплений и оборонительных валов.

Фронтон Марк Корнелий (ок. 100-166). Юрист, знаменитый оратор своего времени, ни одна из его речей не сохранилась. Фронтон служил воспитателем у будущего императора Марка Аврелия.

Цельс (Celsus,) (2 в.), античный языческий писатель. О жизни его ничего не известно. Утрачен и его памфлет "Правдивое слово" - одна из самых ранних попыток литературной борьбы против христианства. Книга Цельса как самостоятельное литературное произведение не сохранилась. Но «отец церкви» Ориген в своей апологии «Против Цельса» (contra Celsum) приводит в цитатах и в перифразах почти все сочинение своего противника.

Гай (2 в) , римский юрист. Основное произведение - институцииИнституции - (наставление) название элементарных учебников римских юристов. Наиболее древние - институции Гая. - классическое изложение римского права по отдельным институтамЗдесь "институт" -совокупность норм права по определенному кругу общественных отношений (институт брака, институт наследования и т.д.). .

Апулей - (ок. 124 н.э. - ? ) - др. римский писатель, софистСофистика - 1) рассуждение, основанное на преднамеренном нарушении законов логики (употребление софизмов). 2) учение др. греч. софистов 5- 4 вв. до н.э. Софизм (уловка, выдумка, головоломка) - мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся. . "Метаморфозы в XI книгах", "Золотой осел".

Татиан (120 - ?), сирийский апологет христианства.

Лукиан - (ок.125 - ок. 200) др. греческий писатель-сатирик. Ранние сочинения принадлежат направлению софистики второйСофистика вторая (софистика новая), течение в др.-греч. литературе эпохи Римской империи (возникло в нач. 2 в.), стремившееся обобщить многовековой опыт античной риторики, сделать традиционную культуру слова средоточием возрождаемого "эллинства" и обрести в ней иллюзорную замену утраченной политической свободы и гражданской морали. Новая волна софистики второй (т.н. поздняя софистика) в 4 в. обусловлена борьбой язычества против христианства (Либаний, Юлиан Отступник и др.). Практика и теория софистики второй были восприняты византийской литературой. . Основное содержание зрелого творчества - философская сатира.

Димон Камссий Кокцеамн (155 - 235 гг.) -- римский историк греческого происхождения, автор часто цитируемой «Римской истории» в 80 книгах, охватывающих историю от основания города до времён Александра Севера.

Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс (ок. 160 - после 220). Христианский теолог и писатель. Один из апологетовАпологеты - собирательное название раннехристианских писателей, главным образом 2-3 вв., защищавших принципы христианства от критики нехристианских философов. Среди апологетов - Юстин Мученик, Ориген, Тертуллиан.. В конце жизни сблизился с монтанистамиЕресь монтанистов возникла во второй половине II в. Основатели ее были Монтан по церковным источникам - бывший жрец Кибелы, оскопивший себя в ее честь), его ближайшими продолжателями - Присцилла и Максимилла. и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательности проведения принципов аскетизма и мученичества.

Коммод Лумций Эмлий Авремлий (31 августа 161-- 31 декабря 192) -- римский император с 180, последний представитель династии Антонинов, сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей. После смерти Марка Аврелия получил власть по наследству. Опирался на преторианцев, преследовал сенаторов, конфисковывая их имущество. Требовал для себя почестей как для бога. Участвовал в боях гладиаторов. Коммод убит заговорщиками из числа придворных. Личность Коммода получила широкую известность благодаря художественному фильму Ридли Скотта «Гладиатор» (2000), где императора сыграл Хоакин Феникс. Правда, многие важные события фильма не являются историческими.

После убийства императора Коммода Римская империя вступила в Кризис третьего века, когда начали появляться многочисленные солдатские императоры, а также узурпаторы, что привело к расколу Римской империи в 395 году на Западную Римскую империю и Восточную Римскую империю. В 476 году Западная Римская империя пала, а Восточная Римская империя, называемая историками с этого времени Византией, продолжала существовать ещё практически тысячу лет, до 1453 года, когда Константинополь был захвачен турками-османами, с перерывом с 1204 по 1261 год, когда Константинополь был захвачен крестоносцами.

Ипполит (Св. Ипполит Римский. (ок. 170 - ок. 237 гг.)) Последний крупный римский автор, писавший на греческом. Хорошо знаком с александрийским богословием. Прекрасно знал греческую философию и религию. При папе Каликсте I (Каллисте) (217-222 г.) Ипполит отделился от Римской Церкви. Он обвинил папу в послаблении церковной дисциплины. Его провозгласили епископом Рима. Таким образом, он стал первым в истории Римской Церкви антипапой.

Ориген (185-254 гг.) Одной из самых загадочных, великих и, вместе с тем, темных и трагических фигур в истории Церкви является Ориген, влияние которого на современников и последующие поколения можно сравнить с влиянием Платона на философию. Ориген был сыном христианского мученика. Когда ему минуло 60 лет от роду, написал два величайших произведения -- "Толкование на Евангелие Матфея" и "Ответ Цельсу". Соединяя платонизм с христианским учением, отклонялся от ортодоксального церковного предания, что привело впоследствии (543 г.) к осуждению Оригена как еретика.

Каракалла (186- 217) , римский император с 211 г. Политика давления на Сенат, казни знати, избиение жителей Александрии, противившихся дополнительному набору в армию, вызывали недовольство и привели к убийству Каракаллы заговорщиками.

Филостраты (единственное число Philostratos): Старший (кон. 2 в.) и его внук Ф. Младший (2-я половина 3 в.), др.-греч. писатели, жившие в Риме. Каждый из них написал книгу "Картины" с описанием произведений эллинистического и др.-римского искусства. Представители "второй софистики".

Минуций Феликс (ок. 200-?) - римский юрист и писатель. Автор первой латинской христианской апологииАпология - защита, обычно предвзятая. (защита, обычно предвзятая) - трактата-диалога "Октавий".

Киприан Епископ карфагенский (III в.) Св. Киприан Карфагенский (лат. Thascius Caecilus Cyprianus; ум. 14 сентября 258 г. .) -- епископ Карфагена и искусный латинский богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола.

Плотин (ок. 204/205 - 269/270), греческий философ - идеалист, основатель неоплатонизмаНеоплатонизм - идеалистическое направление античной философии 3 - 6 вв., систематизировавшее учение Платона в соединении с идеями Аристотеля, неопифагореизма и др. В центре неоплатонизма - учение о единстве и иерархическом строении бытия, разработанное Плотином и завершенное Проклом. .

Александр Север (208--235)-- римский император c 222 г. по 235 г., последний из династии Северов.

Порфирий (ок. 233 - ок.304) - греческий философ-идеалист. Ученик Плотина (неоплатоник) Порфирий в своем памфлете "Против христиан" пророчества Даниила ставил под сомнение, считая, что они были написаны уже после их исполненияСогласно Порфирию, автор этой книги был иудеем, жившим во времена Антиоха Епифана (царь из династии Селевкидов), который и изложил современную ему историю в форме пророчеств. Таким образом, получалось, что написанное Даниилом отражает такие события, как угнетение евреев в Иерусалиме, осквернение храма Антиохом Епифаном (в 178 г. до н.э.), его беззакония и национальное восстание маккавеев (в 164 г. до н.э захватили Иерусалим). Согласно мнению большинства религиозных комментаторов XIX в., книга Даниила - это апокриф, составленный через много лет после смерти легендарного Даниила, жившего в VI веке до н.э.. Это произведение, написанное около 165 года до н.э.., предназначалось для того, чтобы воодушевить движение сопротивления против тирании Антиоха Епифана. Существует много доказательств, не позволяющих сомневаться в том, что эта книга является плодом сильнейшей экзальтации, вызванной среди евреев преследованиями Антиоха. .

Диоклетиан (243 - между 313 - 316) , римский император в 284 - 305. В 303-304 предпринял гонение на христиан.

Константин I Великий (ок. 285 - 337), римский император с 306. Последовательно проводил централизацию государственного аппарата, поддерживал христианскую церковь, сохраняя также языческие культы. В 324 - 330 основал новую столицу Константинополь на месте г. Византий.

Дидим Слепой (Дидим Александрийский; ок. 312 - 398) -- греческий христианский писатель, богослов, представитель александрийской богословской школы. Был защитником учения Оригена, которого называл «величайшим учителем Церкви после апостолов».

Аврелий Виктор Секст (4 в.), римский историк, автор книги "О цезарях", в которой даны краткие биографии римских императоров от Августа до Констанция (30 до н.э - 360 н.э).

Епифаний - христианский епископ и писатель (IV в.)

Либаний (Libanius) (314 -- около 393), греческий софист и ритор. Получил образование в Афинах. Сохранилось около 64 его речей, около 50 декламаций, свыше 1605 писем и автобиография.

Констанций II (317-361) . Римский император в 337 - 361. Поддерживал арианствоАрианство - течение в христианстве в 4 - 6 вв. По учению Ария, Христос как творение бога -отца - существо, ниже его стоящее. Арианство осуждено как ересь церковными соборами 325, 381 гг. , закрыл языческие храмы, запретил жертвоприношения.

Юлиан Отступник (331-363) , римский император с 361 г. Получил христианское воспитание. Став императором, объявил себя сторонником языческой религии, реформировав ее на базе неоплатонизма. Издал эдикты против христиан. От христианской церкви получил прозвище отступник.

Амвросий (340 - 397). Епископ в Медиолане (современном Милане) с 374 г. Святой Амвросий боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви.

Иероним (Jeronimus) Стридонский, Евсевий Софроний, (ок. 350--420), зап. отец Церкви, переводчик Библии.

Симмах Квинт Аврелий (Quintus Aurelius Symmachus), (около 340-402), римский писатель и оратор, политик и дипломат.

Евнапий из Сард, Eunapius, (ок. 345 -- ок. 420) -- византийский историк и софист. Учился у неоплатоника Хрисанфия, будущего воспитателя императора Юлиана Отступника. Написал историческую хронику, прослеживающую события до начала V века, центральное место в ней отведено правлению императора Юлиана, которому дана высокая оценка. В то же время Евнапий критиковал деяния Константина Великого , называя его «врагом и убийцей философов» в своем труде «Жизнеописания софистов»

Грациан (Gratianus), римск. император, сын Валентиниана I, (359 - 383), на престоле с 375, уничтожил остатки языческого культа в государственных учреждениях, убит.

Феодосий I Великий (Флавий Феодосий, 346--395 гг.) -- последний император, единой Римской империи. В 379 году получил власть над восточной частью Римской империи как соправитель императора Грациана, в 394 году стал править всей Римской империей единолично. После его смерти в 395 империя окончательно разделилась на западную часть и восточную, получившую в современной историографии название Византия. Феодосий выбрал и утвердил законом никейскую формулу христианства (католическое течение) в качестве единой государственной религии империи. Он стал преследовать (без жестоких репрессий) другие религиозные течения в христианстве (ереси) и запретил языческие культы, в результате чего после 393 года прекратилось празднование Олимпийских игр. Деятельность императора Феодосия определила направление религиозного развития Европы, за что он удостоился от христианских писателей эпитета Великий.

Аттик - патриарх константинопольский с 406 по 426 гг., один из вожаков в заговоре против св. Иоанна Златоуста, имени которого он долго отказывал дать место в диптихахДиптих - две картины, связанные единым замыслом. церкви.

Прокл Ликийский (410-485 гг.) философ-идеалист, комментатор Платона, среди его произведений значится "Восемнадцать доказательств против христиан".

Феодосий II (10 апреля 401 -- 28 июля 450) -- император Восточной Римской империи (византийский император) на протяжении 48 лет, с 402 г., когда он стал соправителем своего отца Аркадия, а в 408 году после его смерти занял престол единолично. Вероисповедание - православие, династия - Валентиниана-Феодосия. Несмотря на рекордный для империи срок правления, Феодосий никогда не держал бразды управления государством в собственных руках, передоверив ведение дел своим царедворцам и родственникамОсновные заботы Феодосия и его министров состояли в отражении нападений варваров с севера (гунны), запада (вандалы) и востока (персы). В 422 и 447 гг. империя сумела отбить наступления Сасанидов, однако в 429 г. вандалы заняли большую часть византийской Северной Африки, а вождь гуннов Аттила, несмотря на примирительную политику Феодосия, в 441-43 и 447 гг. опустошил дунайские провинции империи. С западным императором Валентинианом III Феодосий старался поддерживать дружественные отношения и выдал за него свою дочь Лицинию Евдоксию. К чему Феодосий питал подлинную склонность -- так это занятие науками. При нём в 425 г. открылся Константинопольский университет. В 420-22 гг. он дал разрешение открыть школы в Западной Армении.. В 438 г. был издан кодекс Феодосия, собравший воедино все императорские постановления начиная с 312 г. Христианскую церковь в правление Феодосия II потрясали смуты. В 450 г. Феодосия на охоте сбросил его конь, и он умер от повреждения позвоночника. На нём закончилась династия его деда, Феодосия Великого.

Валентиниан III , Флавий Плацидий,(419--455), сын Констанция, соправителя Гонория и Плациды, дочери Феодосия Великого. Шести лет объявлен императором; отличался трусостью и жестокостью. В 429 вандалы отняли у Валентиана. провинцию Африку, затем франки - Галлию, в 449 саксы - Британию, в 452 Аттила вступил в его владения. В 454 Валентиниан убил Аэция, а в 455 убит сам.

Юстиниан I - (482 (или 483) - 565), византийский император с 527 г. Завоевал Северную Африку, Сицилию, часть Испании, Италию. Провел кодификацию римского права (кодекс Юстиниана), стимулировал большое строительство (храм св. Софии в Константинополе, система крепостей по Дунайской границе).

Фотий (ок. 810 или ок. 820-890-е гг.), константинопольский патриарх в 858 - 867, 877 - 886. Способствовал распространению влияния византийской церкви в Болгарии, Моравии, на Руси, что привело к конфликту с папством.

Суда (Свида) - название византийского толкового словаря греческого языка, содержащего объяснения античных реалий, биографические заметки, цитаты из древних авторов и т.п. материал (в осн. Античные традиции), сохраненный византийской наукой. Возник ок. 1000 г. Слово "суда" до 20 в. принималось за имя автора и читалось как Свида.

Владимир I Святославич (? - 1015) - князь Новгородский c 969 г., киевский с 980. Младший сын Святослава. В 988 - 989 ввел в качестве государственной религии христианство. В русских былинах называют Красное Солнышко. Канонизирован русской церковью.

Евстафий Солунский (ок. 1115 - ок. 1195) , византийский церковный писатель. Архиепископ Солуни (Салоник) с 1178(?). Памфлет о падении нравов монашества.

Лютер Мартин (1483-1546), деятель РеформацииРеформация - широкое общественное движение в Западной и Центральной Европе в 16 в. Носило в основном антифеодальный характер, приняло форму борьбы против католической церкви. Началась в Германии с выступления М. Лютера. Реформация положила начало протестантизму. в Германии. Основатель лютеранства. Перевел на немецкий язык библию.

Кальвин Жан (1509-1564) - деятель Реформации, основатель кальвинизма. Француз. Став с 1541 г. фактическим диктатором Женевы, превратил ее в один из центров Реформации. Отличался крайней религиозной нетерпимостью.

Вольтер (1694 - 1778), французский писатель и философ-просветитель. Сыграл огромную роль в идейной подготовке Великой французской революции, в развитии мировой, в том числе русской обществ.-философской мысли.

Наполеомн I Бонапамрт (1769-1821) император Франции в 1804 -1815 гг., французский полководец и государственный деятель, заложивший основы современного французского государства.

Маркс Карл (1818-1883) - основоположник научного коммунизма.

Энгельс Фридрих (1820-1895) - один из основоположников научного коммунизма, друг и соратник Маркса.

Дессау Герман (Dessau H.) (1856 - 1932) - историк древнего мира. Занимался историей Рима времен Империи. Основной труд Дессау - «Избранные латинские надписи».

Фрейд Зигмунд (1856-1939) - австрийский врач-психиатр и психолог, основатель психоанализаФрейдизм - общее обозначение филос.- антропологической и психологической концепции З. Фрейда и всей совокупности развившихся на ее основе учений и школ. Фрейдизм следует отличать от психоанализа как конкретного метода исследования бессознательных психических процессов, принципам которого Фрейд придавал универсальное значение. Исходя из учения Фрейда о бессознательном, фрейдизм стремится свести формы культуры и социальной жизни к проявлениям первичных влечений (полового влечения - у Фрейда, стремления к самоутверждению - у Ф. Адлера и т.п.). Неофрейдизм - направление в современной, преимущественно, американской философии и психологии. Возник в конце 1930-х годов. Перенося центр тяжести с внутрипсихических процессов на межличностные отношения, неофрейдизм истолковывает психические нормы как приспособление личности к социальной среде (учение о защитных формах поведения в духе бихевиоризма и др.). Неофрейдизм отклоняет учение З. Фрейда о либидо и сублимации и либо вообще отрицает роль бессознательного, либо видит в нем связующее звено между социальными и психич. структурами. "Социологизация" психологии сопровождается в неофрейдизме психологизацией самих социальных явлений. Либидо (лат. libido - влечение, желание, стремление), в сексологии - половое влечение. Одно из основных понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преимущественно бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патологической регрессии или сублимации и т.п.). Сублимация (психол.) - психический процесс преобразования и переключения энергии эффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900 г.), рассматривающим сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению. Вытеснение - защитный механизм психики, состоящий в изгнании из сознания неприемлемых для него переживаний - влечений и импульсов, а также их производных - эмоций, воспоминаний и др.; Одно из основных понятий психоанализа. . Развил теорию психосексуального развития индивида, в формировании характера и его патологии главную роль отводил переживаниям раннего детства. От разработанного совместно с Й. Брёйером "катартического" метода (отреагирование с помощью гипноза забытых психических травм) перешел к методу свободных ассоциаций как основе психоаналитической терапии. Универсализация психопатологического опыта привела Фрейда к психологизации человеческого общества и культуры (искусства, религии и т.д.)

Древс Артур (1.11.1865 -- 19.7.1935), немецкий философ-идеалист. В основе бытия, по Древсу, лежит иррациональная и безличная божественная стихия, обретающая самосознание в религиозном и философском творчестве человека. С позиции этого "конкретного", или "динамического", пантеизма Древс выступил против христианства, утверждая веру в бессознательный божественный дух.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия. 1985

2. А.Б. Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М. Политиздат. 1990

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты