рефераты курсовые

Билеты: История театра

При театре было нечто вроде нынешнего художественного совета. В него входили

актеры, драматурги, знатоки искусства. На этом совете распределялись роли,

утверждались новые спектакли. Здесь же решался вопрос о том, сколько времени

необходимо для разучи­вания пьесы. На генеральную репетицию приглашались

драматурги, друзья театра. Они совместно решали вопрос о возможности показа

спектакля зрителям.

Пьесы реакционных авторов и самой Екатерины занимали в ре­пертуаре небольшое

место. Поэтому деятельность этого театра — театра передовой общественной

мысли, театра, пользовавшегося ог­ромной популярностью,— встревожила двор. В

1789 году Медокс был вынужден передать театр Опекунскому совету.

В 1805 году Петровский театр сгорел. Долго стоял его обугленный остов,

напоминая москвичам о погибшем демократическом, общедо­ступном театре. В том

же году московские театры потеряли самостоя­тельность: они перешли в ведение

дирекции императорских театров.

Во второй половине XVIII века получают развитие не только те­атры Петербурга

и Москвы, но и провинциальные и крепостные те­атры.

Провинциальные театры были в таких крупных городах, как Харьков, Казань,

Саратов, Нижний Новгород, но существовали они и в маленьких городках, как,

например, в Богородицке и даже на далекой окраине страны — в Иркутске. Эти

театры ставили в основ­ном пьесы отечественных авторов, отдавая предпочтение

комедийно­му жанру. Провинциальный театр способствовал широкой

профес­сионализации актерского творчества. Из среды провинциальных актеров

вышло много одаренных мастеров сцены, в том числе вели­кий М. С. Щепкин.

Русские магнаты — владельцы сотен тысяч крепостных душ — не желали отставать

от императорского двора. При своих усадьбах они воздвигали руками крепостных

роскошные театры, картинные га­лереи, пиршественные залы. Столичному

дворянству в свою очередь подражало провинциальное дворянство, заводя театры

при своих городских усадьбах и поместьях. Были крепостные театры, которые по

широте репертуара, одаренности актеров, сценической технике, роскоши костюмов

соперничали с императорской сценой. Такими были театры Шереметевых (в

подмосковных имениях Кусково и Ос­танкино), Юсупова (Архангельское под

Москвой). При них содер­жались огромные драматические, оперные и балетные

труппы, орке­стры, штат декораторов и учителей актерского искусства.

Из среды крепостной интеллигенции вышло много одаренных мас­теров —

художников, архитекторов, композиторов, актеров. Трагичяой была их судьба.

Талант и мастерство не спасали их от телесных наказаний, унижений, угрозы

быть проданными, разлученными с семьей. О беспросветно тяжелой доле

крепостных актеров написано немало произведений. К лучшим из них принадлежат

повести «Соро­ка-воровка» Герцена, «Тупейный художник» Лескова, «Записки»

Щепкина. Участь крепостных актеров нашла отражение и в комедии Грибоедова

«Горе от ума».

О тяжелой доле крепостной актрисы свидетельствует биография Прасковьи

Ивановны Жемчуговой-Ковалевой (1768— 1803). Актриса редкого трагического

дарования должна была растра­чивать свой талант на репертуар, не свойственный

ее призванию. Лишь изредка доводилось ей играть и петь в спектаклях, близких

ее таланту и актерскому сердцу (Элиана в «Самнитских браках» и др.).

Полюбивший ее граф Шереметев не мог оформить брака с крепост­ной «актеркой».

Долго оставалась она в звании наложницы, любов­ницы его сиятельства графа.

Оторванная от родных и близких, игно­рируемая высшим обществом, она жила

затворницей в богатых хоромах Шереметева. За несколько лет до смерти П. И.

Жемчугова получила вольную, и Шереметев тайно обвенчался с ней.

Непосильный труд с детских лет, тяжелая личная драма рано свели в могилу эту

замечательную актрису.

------------------------------------------------------------------------

А. Н. ОСТРОВСКИЙ

Стр 174-189

ВЕЛИКИЙ русский драматург Александр Николаевич Островский (1823—1886) родился

в семье небогатого судейского чиновника. Уже в юношеские годы театр

становится самой сильной и постоянной страстью будущего драматурга. В конце

30-х — начале 40-х годов он видит крупнейших актеров Малого театра — М. С.

Щепкина, П. С. Мочалова, В. И. Живокини, Л. П. Никулину-Косицкую, П. М.

Садовского.

Именно театру отдал Островский все свои силы, весь свой могу­чий,

разносторонний талант, всю свою жизнь.

Островский написал сорок семь пьес. И еще семь создал вместе с другими

авторами. Его пьесы стали основой репертуара русской сцены второй половины

XIX века.

Островский важен для истории театра не только как драматург, но и как

организатор театрального дела, воспитатель актеров, теоретик сценического

искусства.

Уже современники отмечали великую историческую роль Остров­ского в создании

национального театра. И. А. Гончаров писал ему: «Вы один достроили здание, в

основание которого положили крае­угольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: „У нас есть свой

русский, национальный театр". Он, по справедливости, должен называться:

„Театр Островского"».

Творчество драматурга формировалось под воздействием рево­люционно-

демократической критики — статей Белинского, Герцена, Чернышевского,

Добролюбова. В своем творчестве Островский раз­вивает лучшие традиции русской

общественной комедии — Фонви­зина, Грибоедова, Гоголя.

Пьесы Островского — это грандиозное художественное полотно, изображающее

жизнь самых разных классов и сословий России вто­рой половины XIX века.

Драматург открыл новых, еще не знакомых русской сцене героев, изобразил с

необыкновенной яркостью неведо­мый до него мир темного царства купцов-

самодуров, чиновников. Обличению законов и нравов этого темного царства

Островский как художник остался верен до конца.

Начало творческого пути драматурга тесно связано с гоголевским направлением,

с принципами «натуральной школы» русской лите­ратуры. Первая его законченная

комедия — «Семейная картина» — появилась в 1847 году, в мартовских номерах

газеты «Московский городской листок». До опубликования своей пьесы автор

читал ее в кругу литераторов и услышал много самых лестных отзывов. Этот день

надолго запомнился Островскому. Он утвердил его веру в свое призвание.

Однако сатирический смысл пьесы насторожил цензуру. Остров­ский изобразил

быт, привычки, деловые отношения и мораль купече­ства. Жизнь семьи купца

Пузатова в «Семейной картине» прими­тивна, пошла, вся пронизана ложью и

взаимным обманом. Антип Антипыч Пузатов прикарманивает чужие деньги вовсе не

потому, что находится в стесненных обстоятельствах, не потому, что у него нет

денег. Логика его поступков проста: «Отчего не надуть приятеля, коли рука

подойдет. Ничего. Можно».

Добиться разрешения играть пьесу не удалось. Комедия была запрещена на долгие

годы.

В 1849 году Островский заканчивает одно из самых значительных произведений

первого периода — комедию «Свои люди — сочтемся». Эта пьеса делает

Островского широко известным драматическим пи­сателем, приносит ему большой

успех. Комедия была напечатана в 1850 году в журнале «Москвитянин», однако

еще до этого ее хорошо знали в Москве и Петербурге. В течение зимы 1849—1850

годов Островский вместе с артистом П. М. Садовским читает новую коме­дию в

различных домах, в литературных салонах. Пьесу почти все хотят слышать,

особенно в исполнении самого автора; приглашения следуют одно за другим.

Познакомиться с автором и привлечь его к сотрудничеству в «Современнике»

стремится Н. А. Некрасов.

В центре пьесы — история ложного банкротства богатого купца Самсона Силыча

Большова. Дела Большова идут хорошо, нет ника­кой необходимости прибегать к

такой рискованной операции, и тем не менее преуспевающий купец решает

объявить себя банкротом.

Ложное, или «злостное», банкротство было весьма распространен­ным явлением в

ту пору. Объявление себя несостоятельным давало возможность не платить по

векселям, займам, кредитам. Правда, дело могло кончиться долговой тюрьмой,

если не удавалось догово­риться с кредиторами, но зато деньги оставались у

«несостоятельного должника».

Самсон Силыч большов читает в «Биржевых ведомостях» объ­явления о

банкротствах. Их так много, что большов замечает:

«Да что они, сговорились, что ли?

Подхалюзин. Уж такой расподлеющий народ-с.

большов (ворочая листы). Да тут их не перечитаешь до зав-трашнего числа».

Стремление к наживе определяет характер, поступки и мораль героев

Островского. Подхалюзин женится на дочери Большова Ли­почке, потому что это

помогает ему осуществить задуманный план обогащения. Липочка, мечтающая о

военных с усами и звенящими шпорами, выходит замуж за Подхалюзина, потому что

находит это выгодным и удобным для себя. Их разговор больше напоминает

ком­мерческую сделку, чем объяснение в любви. Завладев документами на

имущество Большова, Подхалюзин без всяких угрызений совести де­лается

полновластным хозяином всего состояния своего благодетеля. Липочка полностью

на стороне мужа. У нее нет никакого желания расставаться даже с частью денег,

для того чтобы спасти отца от позора и долговой тюрьмы...

Пьеса вызвала одобрение многих писателей и критиков. Черны­шевский, Л.

Толстой, Писемский высоко оценили талант Островского. Добролюбов отмечал

верность автора действительности, подчеркивал обличительную силу комедии: «В

„Своих людях" мы видим опять ту же религию лицемерства и мошенничества (что и

в „Семейной карти­не"— И. Р.), то же бессмыслие и самодурство одних и ту же

обманчи­вую покорность, рабскую хитрость других, но только в большем раз-

ветвлении. Здесь нам представляется несколько степеней угнетения, указывается

некоторая система в распределении самодурства, дается очерк его истории».

Цензура не допустила постановку пьесы. Автора обвинили в оскорблении

купеческого сословия. Николай I выразил недовольство появлением пьесы в

печати и запретил играть ее. За Островским установили тайный полицейский

надзор. На сцене «Свои люди — со­чтемся» появились только в 1861 году.

Трагической судьбе русской женщины посвящена пьеса Остров­ского «Бедная

невеста» (1851). Драматург назвал свое новое произ­ведение комедией, однако

история главной героини, «бедной неве­сты» Марьи Андреевны, вызывает горькое

чувство сострадания. В этой пьесе появляется значительная для всего

творчества Остров­ского тема «бесприданницы» в современном обществе.

Красота, ум, доброта, душевная чуткость Марьи Андреевны не могут принести ей

счастья. Простые, светлые человеческие чувства гибнут в мире, где все решает

выгода, расчет. Мотив безысходности, звучащий в пьесе, отметил Добролюбов,

указав на положение жен­щины в условиях самой жизни: «...она бедная невеста,

ей некуда де­ваться, нечего делать, кроме как ждать или искать выгодного

жени­ха. Замужество — это ее должность, работа, карьера, назначение жизни.

Как поденщик ищет работы, чиновник — места, нищий — по­даяния, так девушка

должна искать жениха...» .

Марья Андреевна вынуждена принять предложение состоятель­ного чиновника

Беневоленского, которого она не любит и не может даже уважать. Это тяжкая

жертва, принесенная ради матери, ради благополучия семьи. Горьким

пророчеством звучат слова Хорькова о будущем Марьи Андреевны: «Слезы,

слезы... вечные слезы... чахот­ка, не живши, не видавши радостей жизни...»

Островский не оставляет никаких иллюзий в отношении будущего своей героини. В

горькой судьбе Марьи Андреевны драматург видит чудовищную несправедливость, в

которой виновато общество.

В начале 50-х годов в творчестве Островского намечается своеоб­разный

перелом. Писатель на время отходит от обличительной лите­ратуры, от традиций

«натуральной школы». Сказался невыносимый гнет цензуры, отразившийся на

судьбе первых пьес драматурга. Кроме того, на его взгляды оказали известное

влияние идеи и теории «молодой редакции» «Москвитянина» (почвеннической), где

Ост­ровский печатал свои первые пьесы. Драматург был увлечен внима­нием

критиков и поэтов журнала (А. А. Григорьева, Е. Н. Эдельсона и др.) к основам

русской народной жизни, к языку, фольклору, нрав­ственным и эстетическим

идеалам народа. Все это привело к извест­ным переменам в его творчестве,

породило новые художественные задачи.

В 1853 году в письме к М. П. Погодину, редактору «Москвитяни­на», Островский

предельно четко изложил суть происшедших с ним перемен. В этот период он даже

отказывался от желания увидеть

«Свои люди — сочтемся» на сцене. Островский писал: «О первой ко­медии я не

желал бы хлопотать потому: 1) что не хочу нажить себе не только врагов, но

даже и неудовольствия; 2) что направление мое начинает изменяться; 3) что

взгляд на жизнь в первой моей комедии кажется мне молодым и слишком жестким;

4) что пусть лучше рус­ский человек радуется, видя себя на сцене, чем

тоскует. Исправите­ли найдутся и без нас. Чтобы иметь право исправлять народ,

не обижая его, надо ему показать, что знаешь за ним и хорошее; этим-то я

теперь и занимаюсь, соединяя высокое с комическим. Первым об­разцом были

„Сани", второй оканчиваю».

В комедии «Не в свои сани не садись» и в двух других пьесах нового

направления — «Бедность не порок» и «Не так живи, как хочется» — Островский

осуществляет высказанное в письме к Пого­дину намерение изобразить

положительные черты народного харак­тера. Драматург увлекается изображением

«вечных» основ народной морали и этики. Купечество он считает теперь

хранителем заветов и преданий старой, патриархальной Руси. Купцы вышли из

народа и не утратили связи с ним. Вместе с тем капитал ограждает их от

угнетения, от крепостнического гнета, ломающего характер крестьянина. На этом

основании Островский ищет именно в ку­печеской среде положительного героя,

возможности духовного воз­рождения человека, его способности отрешиться от

губительных страстей.

Драматург ориентируется на широкого народного зрителя, много думает о

создании народной драмы и театра. Сюжеты пьес этого вре­мени напоминают по

своей простоте народную притчу, характеры очерчены яркими, сочными красками,

ясны и определенны. Смысл пьес предельно доходчив, порой откровенно

нравоучителен. Оканчи­вались эти пьесы благополучно. Но благоприятный для

героев фи­нал, как правило, происходил в результате счастливого случая,

удач­ного стечения обстоятельств. В этом сказывалась глубинная худож­ническая

правдивость Островского при обрисовке общей картины нравов купеческого

сословия. На это обратил внимание Добролюбов, говоря об образе Дуни Русаковой

в комедии «Не в свои сани не садись»: «Для восстановления прав невинной, но

опозоренной девушки нужна великодушная выходка Бородкина, совершенно

исклю­чительная и несообразная с нравами этой среды...» Да и произвол

случая, приводящего к счастливой или трагической развязке, вы­текал из сути

самой жизни, где человек оказывался в полной зави­симости от тех, кто имел

силу и власть.

Славянофилы приветствовали новые тенденции в творчестве дра­матурга.

Чернышевский резко критиковал автора за идеализацию купеческого быта.

«Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок» были первыми произведениями

Островского, увидевшими свет рампы. Они шли не только в Москве, но и в

Петербурге. В этих пьесах раскрылось даро­вание П. М. Садовского и Л. П.

Никулиной-Косицкой, впоследствии выдающихся актеров театра Островского.

Спектакли стали события­ми в театральной жизни Москвы.

После успеха этих пьес на сценах Малого и Александрийского театров положение

Островского-драматурга заметно улучшилось.

Общественный подъем, наступивший в России после смерти Ни­колая I и окончания

Крымской кампании, увлекает и Островского. Он вновь обращается к проблемам

современной жизни. Связи со сла­вянофилами оказались недолговечными. С 1856

года драматург сбли­жается с революционно-демократическим журналом

«Современник».

В декабре 1855 года Островский закончил новую комедию — «В чужом пиру

похмелье». Центральный образ купца-самодура Тита Титыча Брускова стал

олицетворением тупости, своеволия, бессмыс­ленного упрямства, нравственной

темноты, жадности — всего того, что входило в понятие «самодур». Добролюбов

высоко ценил обли­чительное значение этого образа. В статье «Темное царство»

критик писал: «Здесь есть все — и грубость, и отсутствие честности, и

тру­сость, и порывы великодушия,— и все это покрыто такой тупоумной

глупостью, что даже люди, наиболее расположенные к славянофиль­ству, не могли

одобрить Тита Титыча Брускова...»

Предреформенная эпоха, влияние передовых общественных сил страны все

явственнее ощущались в творчестве Островского. Круг тем драматурга

значительно расширяется, проблематика пьес дела­ется особенно острой и

злободневной. В 1856 году Островский пишет одно из самых значительных

произведении этого периода — комедию «Доходное место». Автор на время отходит

от купеческого сословия,— героями его драмы становятся чиновники. Их жизнь,

образ мыслей, нормы морали — в центре внимания драматурга.

Островский изображает чиновничество как особый, самостоятель­ный мир, со

своей этикой, своими представлениями о чести. Если герои «Ревизора» Гоголя

все же боялись возможного наказания за «грехи», то чиновники Островского

полностью уверены в своей безнаказанности и правоте. Они даже не допускают

мысли о том, что их деятельность аморальна, бесчестна. Взяточничество стало

нормой, законом жизни чиновника.

Интересна в этом смысле сцена в трактире, когда Белогубов отмечает очередную

крупную выручку — получение «благодарно­сти» от просителя. Один из гостей

рассказывает о подделке векселя, что вызывает у Белогубова и Юсова

благородное негодование. «Это уже подлость! За это выгнать нужно!» —

возмущается Белогубов. «Именно выгнать. Не марай чиновников»,— присоединяется

Юсов.

И Белогубов и Юсов — взяточники; последний уже нажил себе со­стояние, первый

с успехом берется за осуществление этой цели. Но, возмущаясь поступком

чиновника, они вовсе не лицемерят. Подделку векселя они считают

мошенничеством, а не делом. Взятка же берется за дело. «Ты возьми, так за

дело, а не за мошенничество. Возьми так, чтобы и проситель был не обижен, и

чтобы ты был доволен»,— по­учает Юсов.

Долг чиновников состоит, по их мнению, вовсе не в соблюдении законов. Не

чиновник — орудие закона, исполнитель его воли, а, на­против, закон —

источник существования чиновника, средство на­живать капитал. «Дело», «долг»

и «честь» чиновников в том, чтобы использовать силу закона в интересах

«дающего», и в этом нет и не может быть ничего предосудительного. Отсюда у

Юсова такое за-видное спокойствие совести, сознание выполненного долга. «Мне

можно плясать,— признается Юсов.— Я все в жизни сделал, что предписано

человеку. У меня душа покойна, сзади ноша не тянет, семейство обеспечил,— мне

теперь можно плясать. Я теперь только радуюсь на божий мир! Птичку увижу, и

на ту радуюсь, цветок уви­жу, и на него радуюсь: премудрость во всем вижу».

Когда Вышневского отдают под суд, Юсов находит в этом рок, злую судьбу, а не

справедливое наказание за взятки. Катастрофа с Вышневским наводит его на

размышления о бренности бытия, непроч­ности земных благ: «Я все думал

дорогой, с прискорбием думал: за что такое попущение на нас? За гордость...

Гордость ослепляет чело­века, застилает глаза...»

В 1847 году Белинский в своем знаменитом письме к Гоголю пи­сал о России как

о стране, где «нет даже и полицейского порядка, а есть только огромные

корпорации разных служебных воров и гра­бителей». Островский силой своего

таланта воссоздал обобщающий и глубоко жизненный образ подобной «корпорации»

чиновников.

Сатирическое разоблачение мира чиновников в «Доходном месте» усиливается

благодаря теме протеста и возмущения, связанной с об­разом Жадова. Жадов

искренен, честен, свято верит в долг человека, в высокие общественные идеалы.

Но это далеко не однозначный, идеализированный положительный образ. Еще

современники Остров­ского высказывали две прямо противоположные точки зрения

на Жадова: одни считали его положительным героем Островского, вы­ражающим

мысли и идеалы драматурга, другие оценивали этот образ как сатиру на молодое

либеральное поколение, неспособное выдержать жизненные испытания.

Островский, безусловно, сочувствует образу мыслей Жадова. Вместе с тем он

показывает наивность молодого человека, читающе­го проповеди о честности и

долге писарям в канцелярии. Честный чиновник не является той силой, которая

способна что-либо изменить в мире бюрократии. Он неминуемо окажется жертвой

всей систе­мы. Это и произошло с Жадовым. Но из последнего монолога героя

ясно, почему его так ненавидел Юсов и безотчетно боялся Выш-невский:

«Жадов. ...Я говорил только, что в наше время... (начинает тихо и постепенно

одушевляется) общество мало-помалу бросает прежнее равнодушие к пороку,

слышатся энергичные возгласы про­тив общественного зла... Я говорил, что у

нас пробуждается сознание своих недостатков; а в сознании есть надежда на

лучшее бу­дущее».

Жадов решает «ждать того времени, когда взяточник будет боять­ся суда

общественного больше, чем уголовного». Словами своего героя Островский

указывал на одно очень важное обстоятельство: в самом обществе рождается

недовольство и возмущение, пробужда­ется совесть, растет нежелание «жить как

все». Страх находящихся у власти грабителей типа Вышневского не так уж

неоснователен. После «Доходного места» Островский пишет несколько неболь­ших

комедий, пьесу «Воспитанница» и в 1859 году — драму «Гроза».

«Гроза» — крупнейшее произведение, созданное драматургом в дореформенный

период. Новую драму Островского с восторгом встре­тила революционно-

демократическая критика. Блестящий анализ «Грозы» дал Добролюбов в статье

«Луч света в темном царстве».

В «Грозе» с особой силой сказалась обличительная мощь таланта Островского.

События семейной драмы, изображенные автором, вы­растают до значения народной

трагедии, говорят о новых явлениях в русской жизни. Простое человеческое

стремление к счастью сталкивается с косным, страшным в своей неподвижности

миром ханжества, лицемерия, грубой силы и деспотизма. Гнет этого мира так

силен, что рождает протест даже в существах слабых, делает этот протест

неизбежным, все более широким и колеблющим устои темного царства.

В самом начале драмы Островский создает своеобразную атмосфе­ру действия. Из

первых разговоров Кулигина, Кудряша, Шапкина, Бориса становится ясно, что уже

идет глухая борьба людей бедных, неимущих, зависимых с богатыми купцами

города, Диким и Кабанихой в первую очередь.

Савел Прокофьевич Дикой и Марфа Игнатьевна Кабанова — пока полновластные

хозяева города. Они требуют безропотного подчине­ния своей воле от всех и во

всем. Они безжалостны и глухи к стра­даниям даже самых близких людей. Но их

могущество начинает колебаться. Островский изображает силы, вырывающиеся из-

под их власти, не желающие терпеть гнет.

Образ Катерины — самый важный в пьесе. Его значение высоко оценил Добролюбов.

Удивительная цельность, чистота и сила этой натуры невольно противоречат

всему укладу жизни в доме Кабано­вых. В душе Катерины рождается стихийный

протест против всего того, что препятствует самым простым и естественным

стремлениям человека. «В Катерине видим мы,— писал Добролюбов,— протест

против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца,

провозглашенный и под домашней пыткой и над бездной, в которую бросилась

бедная женщина» .

Мучительная внутренняя борьба происходит в душе Катерины, когда в ней

пробуждается любовь к Борису. Она видит в своем чувстве грех, нарушение

общепринятых законов. Этим сознанием греховности и вызвана сцена покаяния во

время грозы. Но дальней­шее развитие событий убеждает в ненужности,

бессмысленности ее раскаяния. Положение ее в доме становится невыносимым,

понять и простить ее здесь не способны.

Добролюбов видел в самоубийстве Катерины свидетельство цель­ности и силы ее

характера, залог лучшего будущего русского народа. Если в самом «темном

царстве» рождаются люди, подобные Катери­не, люди, предпочитающие гибель

неволе, значит, дни самодуров сочтены: «Дело в том, что характер Катерины,

как он исполнен в „Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической

деятель­ности Островского, но и во всей нашей литературе. Он соответствует

новой фазе нашей народной жизни...» .

«Грозу» высоко оценили также И. С. Тургенев, И. А. Гончаров и другие русские

писатели.

После «Грозы» Островский создает ряд комедий, сатирически изображающих уклад

жизни дореформенной дворянской и буржуаз­ной России. В 1860 году он пишет

сцены из московской жизни — «Старый друг лучше новых двух»; в 1861 году —

«Свои собаки грызутся- чужая не приставай», «За чем пойдешь, то и найдешь»; в

1863 — «Грех да беда па кого не живет»; в 1865— «На бойком месте».

Особое внимание в 60-е годы Островский уделял историческому жанру.

Историческая драматургия в эти годы переживает период расцвета. Широкое

общественное движение, крестьянские восстания вызывали потребность осмыслить

суть исторических процессов. Осо­бенно популярными оказались эпоха

царствования Ивана Грозного и «смутное время». Обращаясь к началу XVII века,

к истории «вели­ких мятежей», драматурги искали ответов на вопросы

современной жизни.

Изображению великих исторических событий Островский при­давал огромное

значение. Он считал, что живое, правдивое воскре­шение истории России на

сцене воздействует на душу и разум ши­рокого народного зрителя, способствует

его образованию и воспита-нию: «Еще сильнее (чем бытовой репертуар.— И. Р.)

действуют на свежую публику исторические драмы и хроники: они развивают

на­родное самопознание и воспитывают сознательную любовь к отечеству» . При

этом и в историческом жанре проявляются демократи­ческие тенденции творчества

драматурга.

В 60-е годы Островский пишет несколько исторических хроник и драм: «Козьма

Захарьич Минин-Сухорук» (1861; второй вариант этой хроники — 1866), «Воевода»

(или «Сон на Волге»,— 1865), «Дми­трий Самозванец и Василий Шуйский» (1866),

«Тушино» (1866), «Василиса Мелентьева» (1867, совместно с С. А. Гедеоновым).

В 1872 году, в честь двухсотлетия русского театра, драматург создает

историческую комедию «Комик XVII столетия».

Исторические пьесы Островского занимают особое место в драма­тургии того

времени. Многие драматурги изображали историю рус­ского государства как

историю царствования самодержцев, делая их в конечном счете вершителями судеб

народа. Островский возрождает лучшие, передовые традиции русской исторической

драмы. Он пока­зывает широкое народное движение, создает образы его

представи­телей, следуя пушкинскому определению цели драматического

про­изведения — изображать «судьбу человеческую — судьбу народную».

Рисуя события 1611—1612 годов в хронике «Козьма Захарьич Минин-Сухорук»,

Островский показывает народ как главную силу, ре­шающую судьбу государства.

Именно «черный люд», крестьяне, ремесленники откликаются на призыв Минина

собрать ополчение. Именно они отдают последнее, чтобы отстоять землю русскую

от захватчиков. Этот патриотический подъем связан с общим стремле­нием парода

к свободе и независимости, к борьбе с угнетателями, предателями-боярами и

богатыми купцами.

В комедии «Воевода» («Сон на Волге») Островский изображает возмущение парода

против своих поработителей — бояр. Главный герой пьесы — посадский Роман

Дубровин, он же разбойник Худо-яр,— мстит за несправедливость и произвол

воеводы. Характеристика позиции этого героя содержится в словах Бастрюкова:

Так правда ли, что он народ не грабил И рук не кровянил; а на богатых Кладет

оброк? Служилых да подьячих Не жалует и нас, дворян поместных, Пугает крепко?

Основой образа Романа Дубровина послужили народные песни, легенды и сказания

о Степане Разине. Не случайно замысел этой пьесы возник у Островского во

время поездки по Волге в качестве участника литературной экспедиции в 1856

году.

«Воевода» — одно из самых поэтических произведений Остров­ского; оно

наполнено народными песнями, сказаниями, красочными обрядами.

В исторической хронике «Дмитрий Самозванец и Василий Шуй­ский» Островский

вновь обращается к одному из самых драматических моментов русской

истории—«смутному времени». Эта пьеса особенно близка пушкинскому «Борису

Годунову», и не только своей. формой. Так же как и Пушкин, Островский

утверждал великую роль народа в судьбе государства.

Но только история России, только ее прошлое все же не могли полностью

завладеть талантом Островского. Проблемы современной жизни нового,

пореформенного периода вторгаются в его пьесы, определяют их идейный смысл.

В 60-е и 70-е годы талант Островского раскрывается во всю мощь. Его

творчество удивительно богато, разнообразно по жанру. Он пи­шет, помимо

исторических пьес, остросатирические комедии, драмы, «сцены из жизни»,

создает «Снегурочку» — светлое, поэтическое про­изведение, полное весеннего

света.

В комедиях «Не все коту масленица» (1871), «Правда — хорошо, а счастье лучше»

(1876), «Сердце не камень» (1879) Островский продолжает изображать мир

патриархального купечества. Однако в новую эпоху, эпоху развития буржуазных

отношений, этот мир при­обрел своеобразные черты. Самодуры остались, но

изменилось их значение и место в жизни. Их мир пошатнулся. Такие фигуры, как

Ахов из комедии «Не все коту масленица», Барабошев из комедии «Правда —

хорошо, а счастье лучше», Каркунов из комедии «Сердце не камень», уже не так

страшны, как их предшественники, например Дикой и Кабаниха. Они скорее смешны

и нелепы.

Вместе с тем в пьесах Островского появляется . новый . герой. В эпоху

интенсивного развития буржуазных отношений хозяином жизни становится купец-

предприниматель, энергичный, ловкий де­лец, умеющий наживать капитал. Он

расчетлив, осторожен, порой даже честен, но безжалостен, лишен благородных

порывов и увле­чений.

Васильков, герой комедии «Бешеные деньги», узнав истинное от­ношение к себе

его жены Лидии Чебоксаровой, вначале готов чуть ли не покончить с собой. Но

стоило только Телятеву предложить ему деньги и тем самым напомнить о делах,

как Васильков приходит в себя и вместо самоубийства отправляется с ним

обедать. В конце пьесы, объясняясь с Лидией, так нерасчетливо оттолкнувшей

его, он дает ей урок на будущее: «Когда вы изучите в совершенстве хо­зяйство,

я вас возьму в губернский город, где вы должны ослепить губернских дам своим

туалетом и манерами. Я на это денег не по­жалею, но из бюджета не выйду». Эту

последнюю мысль он особенно настойчиво повторяет. Бюджет — вот главная

забота, божество Василькова.

Островский с чуткостью истинного художника увидел и показал этого нового

властелина человеческой жизни. Грустно звучат слова Лидии Чебоксаровой о

закате прежней беспечной жизни: «Моя бо­гиня беззаботного счастья валится со

своего пьедестала, на ее место становится грубый идол труда и промышленности,

которому имя бюджет... Эфирные существа, бросьте мечты о несбыточном счастье,

бросьте думать о тех, которые изящно проматывают, и выходите за тех. которые

грубо наживают и называют себя деловыми людьми». Наступало новое время —

время оскудения дворянства, разрушения дворянских гнезд.

Наиболее значительные произведения 60—70-х годов — «На вся­кого мудреца

довольно простоты» (1868), «Лес» (1870), «Волки и овцы» (1875),

«Бесприданница» (1878).

Комедию «На всякого мудреца довольно простоты» можно считать вершиной

творчества Островского-сатирика. Политическая заострен­ность, почти

памфлетностъ, злободневность этой пьесы сближают ее с политическими сатирами

Щедрина. Оригинальность и разнообразие характеров, динамичность, острота

интриги делают пьесу ярчайшим сценическим представлением.

В первом монологе главного героя комедии, Глумова, Островский дает злую и

точную характеристику московского общества порефор­менного времени.

«Конечно,— говорит Глумов,— здесь карьеру не составишь, карьеру составляют и

дело делают в Петербурге, а здесь только говорят... Чем в люди выходят? Не

всё делами, чаще разго­ворами. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой

обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть».

Москва стала «обширной говорильней», местом пустопорожних споров либералов и

консерваторов. Поняв этот «дух времени», Глу­мов излагает следующую программу

действий: «Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю

Москву, а сам ба­клуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо

смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями... Я сумею подделаться к

тузам и добиться их покровительства... Глупо их раздражать, им надо льстить

грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха».

Дальнейший ход событий — осуществление программы Глумова. У него есть один

несомненный талант: он всегда знает, что от него хотят услышать. С Мамаевым и

Крутицким он — ярый реакционер, приверженец старых порядков, постоянно

льстящий им, настолько «грубо и беспардонно», что порой его лесть отдает

издевательством. Совсем другим становится Глумов с Городулиным. Городулин

болта­ет о реформах и переменах, жаждет прослыть либералом. И потому в

разговорах с ним от почтительности, приниженности Глумова не остается следа:

он боек, развязен, пренебрежительно смел в выска­зываниях. Перед Городулиным

он произносит обличительные тирады, демонстрирует вольный образ мыслей, а

заодно и ораторское искус­ство. Это последнее качество особенно важно для

Городулина. «Нам идеи что! — откровенно заявляет Городулин.— Кто же их не

имеет, таких идей! Слова, фразы очень хороши». Не зря называл Глумов Москву

«обширной говорильней» и не сомневался в своем успехе.

Глумов прекрасно понимает реакционность Мамаева, Крутицко­го, Городулина,

видит их глупость, издевается над ними в своем дневнике и все же добровольно

служит им. Свой ум он употребляет на то, чтобы приспособиться к власть имущим

и разбогатеть при их посредничестве. Неразборчивость в средствах, авантюризм,

интриган­ство стали характернейшими чертами наступившего времени укреп­ления

буржуазных отношений.

Серьезные экономические сдвиги, связанные с развитием капита­лизма,

отразились и в другой комедии Островского — «Лес». Само название пьесы

многозначно. «Лес» — это характеристика места дей­ствия, образа жизни его

обитателей. «Зачем мы, братец, спугнули сов и филинов? — спрашивает в конце

пьесы актер Несчастливцев.— Что им мешать! Пусть их живут, как им хочется!

Тут все в порядке, братец, как в лесу быть следует. Старухи выходят замуж за

гимна­зистов, молодые девушки топятся от горького житья у своих родных: лес,

братец». С другой стороны, лес — это символ могущества, основа богатства.

Именно лес олицетворяет прочность, незыблемость суще­ствования хозяев. И

недаром он переходит от помещицы Гурмыжской к новому хозяину, купцу

Восмибратову.

Бессердечию, деспотизму и бездушию владельцев «леса» противо­стоят доброта и

бескорыстие трагика Несчастливцева и товарища его по сцене комика

Счастливцева. Аксюше и Петру, сыну Восмибрато-ва, приходится прилаживаться к

жизни, добиваясь своего счастья. Порвать с этой жизнью они не могут. Хотя

Аксюша и говорит: «Жизнь моя так горька, так горька, что и жалеть не стоит»,

однако она понимает, что счастье возможно, только если будут деньги. «Счастье

дороже денег!» — восклицает Геннадий Несчастливцев. «Мне нет счастья без

денег»,— с горечью отвечает Аксюша.

Для Несчастливцева счастье действительно дороже денег. И даже для его далеко

не добродетельного собрата по искусству счастье, во всяком случае, не в

деньгах. Они знают другие ценности в жизни, у них свои радости, неведомые и

непонятные Гурмыжской и ее окру­жению. Когда Несчастливцев зовет Аксюшу идти

на сцену, он гово­рит об искусстве как о совершенно ином мире: «И там есть

горе, дитя мое; но зато есть и радости, которых другие люди не знают. Зачем

же даром изнашивать свою душу!»

Сытое, монотонное существование не для них. Вечно бедствующий, голодный,

оборванный Аркашка Счастливцев в панике бежал из дома своего родственника,

где у него было, казалось бы, все: и крыша над головой, и еда, и даже «за

обедом и за ужином водки пей, сколько хочешь». Только «вдруг как-то за

обедом,— рассказывает Счастлив­цев,— приходит в голову мысль: „не удавиться

ли мне?"» Мысль эта оказалась настолько упорной, что Счастливцев бросил все

это благо­получие и бежал ночью из окошка куда глаза глядят.

Островский не идеализирует своих провинциальных актеров. Это живые люди, не

лишенные комических черт. Им не чуждо желание порисоваться, прихвастнуть друг

перед другом, и в жизни сыграть возвышенную роль, как на сцене. Но они

бескорыстны, способны на сильные чувства и благородные порывы. Именно поэтому

их долгое пребывание в усадьбе Гурмыжской совершенно невозможно.

В конце пьесы, отдав последние деньги для счастья Аксюши и Петра,

Несчастливцев произносит грозный, обличительный монолог. Половина его

представляет собой цитату из драмы Шиллера «Раз-бойники». Шиллер легко и

естественно входит в речь Несчастливце-ва, свободолюбивый дух великого

немецкого романтика близок, орга­ничен для него — и это возвышает

провинциального трагика. «Где же тебе со мной разговаривать! — восклицает

Несчастливцев, обра­щаясь к Милонову.— Я чувствую и говорю, как Шиллер, а ты

— как подьячий!» Моральная победа остается за этими бедными провин­циальными

актерами, которых едва терпят в «порядочном обществе».

Хищнический мир предпринимателей, дельцов, их бесчеловечную мораль изображает

Островский в комедии «Волки и овцы». Промо­тавшиеся дворяне, готовые на любую

авантюру, лишь бы поправить свои дела, оказываются беспомощными детьми рядом

с такими совре­менными дельцами, как Беркутов в «Волках и овцах» или Кнуров в

«Бесприданнице».

Для сюжета пьесы «Волки и овцы» Островский использовал ре­альный жизненный

факт — знаменитый судебный процесс игуменьи Митрофании, бывшей баронессы

Розен. Ее привлекли к суду за тем­ные махинации. В ходе разбирательства

вскрылись ее связи с круп­ными дельцами и спекулянтами. Это реальное судебное

дело дало драматургу материал для широкого социального обобщения, для

создания живых, жизненных и в то те время почти гротесковых типов.

Трагична судьба человека в мире наживы, расчета, холодного эгоизма.

Эта тема звучит в одной из самых замечательных драм Островского —

«Бесприданнице». В ней с особой силой проявилось мастерство Островского-

психолога, его лиризм, тонкость душевного анализа. «Бесприданница» продолжила

тему многих произведений драматурга.. Ближе всего главный образ этой драмы,

Ларисы Отуда-ловой, к образу Катерины в «Грозе». Судьба Ларисы столь же

тра­гична и безысходна, как и судьба ее предшественницы. Правда, Лариса живет

в другое время. Уже нет темноты, невежества, дикости «темного царства», в

котором жила Катерина. Ларису окружают совсем другие люди, с хорошими

манерами, с европейским лоском, способные на деликатное обращение. Однако

суть этих людей не из­менилась. За их «светскостью» скрывается циничный

расчет, голый эгоизм, жестокость и пренебрежение к человеку. «Что такое жаль,

этого я не знаю,— признается Паратов.— У меня, Мокий Парменыч, ничего

заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно». И ни у кого из этих

дельцов-хищников «ничего заветного нет».

Умная, чистая, намного превосходящая их духовно Лариса бес­сильна перед ними.

У нее нет защиты в мире, где все превращается в предмет торга. Она обречена

на постоянное унижение, оскорбление чувства собственного достоинства и с

горечью сознает свое положе­ние «красивой вещи». С мучительной душевной болью

звучат ее сло­ва: «Вещь... да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек. Я

сейчас убедилась в том, я испытала себя... я вещь!» Лариса не находит в себе

сил сама покончить с невыносимой для нее жизнью и выстрел Карандышева

воспринимает как благодеяние, как избавление от страданий, как спасение от

уродливой морали Кнурова, Вожеватова.

Поставленная впервые в ноябре-1878 года на сцепе Малого теат­ра в Москве,

пьеса пользовалась большим успехом. В конце XIX века драма «Бесприданница»

делается самой репертуарной во многих : театрах России.

В дальнейшем Островский продолжает развивать жанр социально-психологической

драмы. Он создает такие пьесы, как «Невольницы» (1880), «Таланты и

поклонники» (1881), «Красавец-мужчина» (1882), «Без вины виноватые»

(1883), «Не от мира сего» (1884). В этих произведениях Островский

показывает социальные и душев­ные драмы, связанные с распадом дворянства,

утверждением круп­ной буржуазии, раскрывает трагическую судьбу чистых,

духовно богатых людей, чуждых миру, где все разменивается на деньги.

Пьесы Островского поднимали репертуар театра, противостояли

безыдейным, развлекательным представлениям, пошлой оперетте.

Драматург уделял большое внимание постановке своих пьес на сцене, сам много

работал с актерами, помогал им понять, прочувст­вовать роль. Он часто читал

свои пьесы артистам, для того чтобы передать верный «тон» каждой роли и

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты