рефераты курсовые

Курсовая: Художественные стилевые направления в искусстве

склоняющийся к натурализму «клас­сик барокко» Л. Бернини.

В то же время архитектура раннего римского Барокко, на первых порах

со­храняла симметрию фасадов и элементы классического ордера, лишь усиливая

их вертикализм и живописность. Недаром за­мечают, что она во многом близка

архите­ктуре императорского Рима. И, в тоже время, композиции римских

барочных цер­квей с их базиликальным планом и высо­кими, симметрично

расположенными баш­нями поразительно напоминают готичес­кие. Наступление эры

Барокко означало возвращение романтики архитектуре хри­стианских храмов.

После центрических по­строек Ф. Брунеллески и Браманте, совер­шенно не

соответствующих религиозной духовности — капелла Пацци или Темпь-етто меньше

всего ассоциируются с хра­мом,— происходило возрождение средне­векового

стиля.

Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в

баро­чные, так как казались недостаточно вы­разительными, но готические

оставались в неприкосновенности, поскольку и Готику, и Барокко объединяет

экспрессия, пафос пространства и живописное отношение к плоскости стены. В

моду входили «трево­жные силуэты». Стены перестали воспри­ниматься как опоры,

мощные пилястры, собранные в пучки, создавали впечатление колебания

поверхности стены, то отступа­ющей, то выдвигающейся вперед. Единое,

безудержное движение всех частей ордера делало его подобным фантастической

скульптуре. Колонны из опорных столбов стали превращаться в струящиеся кверху

«потоки формы», капители потеряли тек-

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993, т. 1, с. 454.

тоническое значение разделения несущей и несомой частей архитектурной

конструк­ции. Колонны собирались в группы по две-три и устанавливались на

высокие пье­десталы. Наконец, появились совершенно деструктивные витые формы

колонн. Ха­рактерно, что в архитектуре итальянского Барокко ренессансный

принцип модульно­сти как основы рациональной гармонии пропорций был снова

заменен готической триангуляцией — отвлеченными геометри­ческими построениями

на основе треуголь­ника, символа «божественной гармонии». Это особенно

заметно в творчестве Ф. Бор-pomuhv, Не случайно его постройки совре­менники

называли «готическими».

Многим стало казаться, что архитекту­ра Рима начала терять былое равновесие.

Тектоника квадровой кладки ренессансных палаццо уступила место пластическому

принципу свободно вылепленного объема. Фасады становились вогнутыми, как бы

вбирая в себя окружающее пространство. Фронтоны разрывались посередине и

ук­рашались огромными картушами, карнизы стали колоссальными, они причудливо

из­гибались или раскреповывались. Все это делалось с целью создания ощущения

дви­жения, свободного роста формы с расче­том на эффекты светотени, зрительно

уси­ливающей скульптурность фасадов. Архи­тектура слилась со скульптурой,

статика уступила место динамике, тектоника — пластике. В этом отношении

показательно широкое распространение истинно бароч­ной формы волюты,

изобретенной Брунел­лески в декорации фонаря купола флорен­тийского собора

(см. Итальянское Возро­ждение). Волюта одинаково динамична во всех

направлениях, она связывает верти­каль и горизонталь, верх и низ, центр и

периферию. В архитектуре, как в музыке эпохи Барокко, главная тема обрастала

побочными вариациями, становящимися не просто украшением, а игравшими важную

композиционную роль. Эта формальная по­лифония создавала многомерный,

простран­ственный, динамично-контрапунктический образ, основной темой

которого оставался все тот же классический ордер.

Архитектура Барокко — это синкопи­рованные ритмы столкновений масс,

про­тивоборства инертного объема и динами­чного ощущения пространства,

матери­альности стены и иллюзорной глубины, набегающего шага вертикалей

колонн и

многократно раскрепованных горизонта­лей карнизов. И еще одно выразительное

средство Барокко: неправдоподобие мас­штабов, нечеловеческие измерения

чрез­мерно увеличенных деталей. Порталы рим­ских церквей, двери и окна своими

раз­мерами стали превышать всякие разумные границы. Основополагающий принцип

классики — соразмерность человеку — был заменен прямо противоположным —

несоответствием, иррациональностью, фан­тастичностью. Это была «архитектура

ги­гантов». Драматизм искусства Барокко за­ключался в столкновении реальных

физи­ческих свойств материала, инерции массы, тяжести, косности материи и

полета твор­ческой фантазии, стремлении вырваться за физические пределы.

Архитектурные массы и объемы приводились в зритель­ное движение, беспокойное

состояние уси­лием творческой воли, неимоверным на­пряжением, и в их

сопротивлении состоя­ла внутренняя конфликтность стиля. Такая

противоречивость композиции проявлялась в том, что архитектура как бы

взрыва­лась изнутри. Этот взрыв, «надлом», эс­тетически оценивался

положительно, в противоположность классике, как «пре­красный», вот откуда

некоторая «стран­ность», неестественность художественного образа,

театральность, надуманность, «бу-тафорность».

Внутреннее напряжение стиля Барокко выражено в противоречии: с одной

сторо­ны, стремление художника сделать «тайну и откровение осязаемыми»,

предельно ощу­тимыми, чтобы «можно было руками по­трогать»,— отсюда

невероятный, часто от­талкивающий натурализм, а с другой — общая

иррациональная, мистическая атмо­сфера. Это фантастическое, алогичное

со­единение стихийного материализма, чувст­венности и идеализма особенно ярко

про­явилось в творчестве живописца фламандского барокко П. Рубенса.

Однако символом «классического» итальянского Барокко довелось стать другому

художни­ку — Лоренцо Бернини.

Бернини — подлинный гений Барокко, архитектор и скульптор, он мастер

над­гробий и алтарей, монументальных го­родских ансамблей с фонтанами и

обели­сками. Ему принадлежит самый крупный архитектурный ансамбль Италии —

пло­щадь Святого Петра в Риме перед собо­ром, построенным Микеланжело с

гигант-

Бернини Л. Экстаз Св.Терезы. Мрамор, бронза.

Композицш в церкви Санта Мариа делла Витториа. Рим. 1647-1652

ской колоннадой, а также кафедры внут­ри собора и кивория на четырех витых

колоннах и с имитацией в бронзе тяже­лых складок драпировок. Высота кивория

29 метров. Издали это невероятное соору­жение не производит впечатления

боль­ших размеров. Но по мере приближения к нему зритель начинает осознавать

ис­тинные расстояния внутри собора и дей­ствительный масштаб витых бронзовых

колонн. Они как бы растут на глазах «ввинчиваются» ввысь, и их форма еще

более усиливает впечатление роста, дви­жения. Соответственно растет и подку-

польное пространство, и в определенный момент человек начинает чувствовать

се­бя совершенно раздавленным, потерявшим­ся перед сверхчеловеческим,

чудовищным масштабом увиденного. Вот оно, идеаль­ное воплощение идеи римского

католиче­ского Барокко! Купол возносится на го­ловокружительную высоту,

потоки света льются сверху и создают ощущение Воз­несения. А статуи огромных

размеров ка­зались бы живыми, но они невероятно велики, что еще более

обостряет чувство иррациональности происходящего. Все формы как бы взрываются

мощным напо­ром иррациональных сил. Это поистине космический всплеск материи!

В своих скульптурах Бернини с той же парадок­сальностью превращает тяжелый

мрамор и бронзу в искусство светописи и цвето-писи. Все сливается с воздухом

и мисти­ческой вибрацией архитектурного про­странства. Высеченные из мрамора

фигуры знаменитой композиции «Экстаз Святой Терезы» (1647—1652) кажутся

бестелесны­ми в лучах льющегося сверху потока све­та, и вся группа

превращается в мистиче­ское видение. В этой композиции Бернини полностью

освобождается от естествен­ных законов материального мира в поль­зу

духовного. Сбывается мечта Микелан­жело, и каменные одеяния развеваются так,

словно совершенно не существует силы тяжести, и они не зависят от

физи­ческого положения в пространстве. Если в искусстве Классицизма

драпировки обя­заны выявлять форму фигуры человека, то здесь происходит

совершенно обрат­ное: Бернини заставляет их развеваться по воздуху и создает

тем самым ирраци­ональную, нематериальную динамику и ми­стическую экспрессию.

Эта динамика ста­новится художественной категорией сти­ля, точно так же, как

вертикаль в эпоху Готики. Бернини, называя себя «мастером художественной

мистификации», говорил:

«Я победил трудность, сделав мрамор гиб­ким, как воск, и этим смог в

известной степени объединить скульптуру с живопи­сью» .

Знаменитыми архитекторами римского Барокко были также Д. Фонтана и его ученик

К. Мадерна, в мастерской которо­го, в свою очередь обучался ф. Борро-мини.

Наиболее радикальное течение римско­го Барокко называется — «стиль

иезуи­тов». Его главное произведение — цер­ковь Иль Джезу в Риме архитектора

Джа-комо делла Порта (1575). Стиль иезуитов

Мастера искусства об искусстве. М.: Искусство, 1967, т. 3, с. 45.

4 Зак. 14

связан с движением контрреформации и идеей абсолютизма римской католической

церкви. ,.

Сам Бернини работал в тесном контак­те с генералом Ордена Иезуитов Оливой.

Этот орден возник в 1540г.

«Иезуитское барокко» — мистическое, иррациональное по духу и иллюзорно-

на­туралистическое по форме. Оно получило распространение не только в Италии

и Испании, где его влияние было особенно сильным, но и в Восточной Европе.

После Люблинской унии церквей 1569г. и объе­динения Литовского княжества с

Польшей в Речь Посполитую католическое Барокко стало стремительно

распространяться в Польше, Западной Украине, Прибалтике и Беларуси. Иезуиты

строили костелы и кол-легиумы (иезуитские школы) по образцу римских, иногда

прямо по чертежам, при­сланным из Рима. Влияние их на местных художников

также было велико. Екатери­на II разрешила деятельность иезуитского ордена в

Петербурге, и, несмотря на его официальное упразднение в 1773г., ие­зуиты

продолжали действовать, пока в 1815-1820 гг. их окончательно не изгнали из

России.

Эпоха Возрождения, столь стремитель­но прошедшая в Италии, менее затронула

глубинные слои средневековой культуры на севере Европы (см. Северное

Возрожде­ние). Ее заменила эпоха религиозной ре­формации. Католическая

церковь ответила на это движением контрреформации. Все вопросы веры были

объявлены иррацио­нальными, не подлежащими обсуждению, и перенесены в область

субъективного эмо­ционального переживания. Это движение и возглавил орден

иезуитов. Именно поэтому «пафос декорации» и мистика итальянско­го

католического Барокко так легко и органично проникли на германскую почву уже

в конце XVI в., где слились с мисти­цизмом поздней Готики. В результате

ро­дилась «барочная готика», или «готичес­кое барокко». Оба стиля объединяла

ирра­циональность, мистицизм, деструктивность и живописное, экспрессивное

ощущение формы. Идеи Барокко проникали и в жи­вопись, прежде всего связанную

с архите­ктурой.

Мастерством иллюзорной декоративной росписи, стирающей границы между

архи­тектурой, скульптурой и живописью, слави­лись Пьетро да Картона и

художник-иезу-

ит А. Поццо. Плафонные росписи — излюб­ленный вид искусства Барокко. Их

главная задача — создание мистического ощущения пространства, в котором

теряются привыч­ные представления о реальной протяженно­сти, специфике

объема, цвета, света и пло­скости. В барочных интерьерах плафон из

завершающего элемента превращается в не­кое подобие иллюзорного, уходящего

вверх пространства. В этом смысле одинаковы функции купола и иллюзорной

перспектив­ной росписи. Характерно, что многие пла­фонные композиции в

интерьерах Барокко имитируют не только бесконечное простран­ство неба с

облаками и летящими фигура­ми, но и купол с его устремленностью вверх,

создающей ощущение «светового столпа». Иллюзорные перспективные рос­писи как

нельзя лучше выражали эстетиче­ский идеал искусства Барокко — пережива­ние

бесконечности пространства, движение света и цвета. Это переживание хорошо

выражено в словах главы иезуитского ордена И. Лойолы: «Нет зрелища более

прекрасного, чем сонмы Святых, уносящих­ся в бесконечность». Главным

критерием эстетики барочной живописи остается кра­сота, к ней «можно

приблизиться, но ею нельзя овладеть» . Это приближение может произойти, по

мнению художников Барок­ко, только на основе идеализации формы. Бернини

говорил, что природа слаба и ничтожна, но для достижения красоты не­обходимо

ее преобразование, духовное на­пряжение художника, подобное религиоз­ному

экстазу; искусство выше природы так же, как дух выше материи, как

мистичес­кое озарение выше прозы жизни. Художни­ки Барокко искали красоту не

в природе, а в своем воображении. И, как это ни пара­доксально, они находили

ее в классических формах. Идеальные формы античности уже содержали в себе

искусственную, перерабо­танную природу. Поэтому Бернини совету­ет начинать

изучение искусства не с приро­ды, а с рисования слепков античной скульп­туры.

Отсюда только шаг до академизма.

Второй после красоты в эстетике Ба­рокко следует категория грации (лат.

gratia — прелесть, изящество) или корте-зии (итал. cortesia — вежливость,

неж­ность, теплота), что соответствует изобра­зительным качествам движения,

пластики,

Лазарев В. Жизнь и творчество Рубен­са.— В кн.: Рубенс. Письма. М.-Л.

«Academia», 1933, с. 39.

изменчивости. Другая важнейшая катего­рия — «декорум» — отбор

соответствую­щих тем и сюжетов. В них входят только «достойные», прежде всего

исторические, героические. Натюрморт и пейзаж объяв­ляются низшими жанрами, а

мифологичес­кие и религиозные сюжеты подвергаются строгой цензуре,

подчеркивающей их мо-рализующее начало. Портрет признается лишь тогда, когда

он выражает «благо­родство и величие». Бернини часто гово­рит о «большом

стиле» и «большой мане­ре» — это его любимые термины. Он прибегает к ним,

когда хочет подчеркнуть торжественность, особый пафос и декора­тивный размах

истинного Барокко. Отсю­да преобладание в барочной живописи и скульптуре

укрупненных, намеренно утя­желенных форм, пышных мантий, дорогих тканей,

неправдоподобных по величине ар­хитектурных форм, драпировок (сравн. «Большой

стиль»).

Главный способ художественного обоб­щения в Барокко — иносказание,

аллего­рия. Превыше всего ценился замысел, ком­позиция, аллегорический смысл

и декора­тивное расположение изображаемых фигур. Более всего были

распространены огром­ные алтарные картины, предназначенные для конкретного

интерьера. Поэтому жи­вопись Барокко, искусственно вырванная из того

окружения, для которого она пред­назначалась, многое теряет в музейных залах.

На первое место постепенно выходит категория «Величественного», достигаемо­го

неимоверными контрастами и диспро­порциями. Эта категория часто обознача­ется

латинским словом «sublimis» — высо­кий, крупный, возвышенный.

Искусственная экзальтация, героизация обыденного приводили к тому, что

самы­ми распространенными терминами стали прилагательные: роскошный,

величавый, божественный, сверхчеловеческий, блестя­щий, великолепный. Причем

эти слова от­носили к обыденным, прозаичным вещам, мебели, одежде. Художники

и их заказчи­ки называли друг друга не иначе, как:

гениальный, чудесный, неподражаемый и, вероятно, вполне искренно и серьезно

име­новали себя новыми Плутархами, Цезаря­ми, Августами...

Барокко свойственна театральность, на­пыщенность в сочетании с безразличием и

даже небрежностью в отношении трактов-

так называемой алмазной гранью, и гра­вировкой.

Как исторический художественный стиль Барокко охватывает огромный отре­зок

времени — около двух столетий, при­мерно с 1550 по 1750 г. Поэтому его часто

называют «эпохой Барокко», что не лише­но оснований, хотя подобный подход и

игнорирует другие, параллельно с Барокко развивавшиеся художественные

направле­ния, течения и стили. В этом случае поня­тием «Барокко» обозначается

единство всех сторон действительности конца XVI — первой половины XVIII в. как

определен­ного социально-эстетического целого, как стиля культуры. «Под стилем

понимается не просто способ необходимого культуре внешнего оформления ее

материала, а на­глядно обнаруживаемый принцип органи­зации... Именем Барокко

названа та осо­бенность целостности в культуре эпохи, которая позволяет

рассматривать ее как художественный феномен, так как это пе­риод гегемонизма

стиля, завоевания им одной из главных функций в культуре». В трудах немецкого

историка искусства К. Гурлитта выводится понятие «человек Барокко» в силу

особого «способа его существования», когда, по его словам, про­исходит «попытка

реконструкции средне­векового христианского единства ... со­единения

имперсонализма и субъективизма и ... выдвижение личности на сверхлично­стную

роль» и культура Барокко, таким образом, оказывается «специализирующей­ся на

порождении гениев... возникновении «нового типа человека»2. В таком

широ­ком культурологическом контексте «чело­век Барокко» с его культом

«имперсона­лизма, богатства, роскоши, придворности и взрывоопасной радости

жизни» противо­поставляется гармоничной и уравновешен­ной личности «человека

ренессанса». В качестве примера барочного мироощуще­ния обычно приводится

музыка И. С. Баха с ее «соединением остро субъективного духовного переживания,

иногда мягчайше­го, сентиментального, с укрупненностью

чувственной подачи, пышной наглядно­стью» 3.

Термин «Барокко» имеет и еще множе­ство иных значений. Своеобразную форму

получили элементы стиля Барокко в Анг­лии (см. Реставрации Стюартов стиль;

Яко­ва стиль; Анны стиль; Марии стиль. В Германии борьба реформации и

контрре­формации, с той и другой стороны, также отражалась в искусстве в

формах Барокко (см. саксонское искусство). В эпоху Не­оклассицизма и

Просвещения второй поло­вины XVIII в., в частности в произведени­ях Ж.-Ж.

Руссо, Барокко считалось прояв­лением дурного вкуса и «искажением правил

истинно прекрасного искусства». Затем, на рубеже XVIII-XIX вв., в связи с

утверждением идей Романтизма, начинает господствовать точка зрения, согласно

ко­торой, наряду с классическим может суще­ствовать и иное искусство. Как

крупный исторический художественный стиль Ба­рокко было впервые рассмотрено в

книге Г. Вёлъфлина «Ренессанс и Барокко» (1888). В тоже время, многие

исследователи, в том числе и Вёльфлин, понимают термин Барокко шире, как

романтическую тенден­цию «преображения форм». Поэтому часто говорят о

прохождении «фазы барокко» в историческом развитии любого художест­венного

стиля. «Античным барокко» назы­вают динамичный, экспрессивный

эллини­стический стиль скульпторов пергамской школы III-II вв. до н. э.

Существует тер­мин «эллинистическое барокко», которым определяют особенности

архитектуры Ма­лой Азии II в. н. э., где стирались старые границы

классической греческой, западной латинской и «варварской» восточной куль­туры

.

Совершенно особое претворение стиль Барокко нашел в истории русского искус­ства.

По мнению Д. Лихачева, «русское барокко» XVII в. «приняло на себя многие из

функций Ренессанса», поскольку «на­стоящий Ренессанс ранее так и не сумел

достаточно полно проявиться на Руси»4. Это, в целом, совпадает и с

утверждения­ми Н. Коваленской, Б. Виппера о несовпа­дении логики развития

стилей в русском и западноевропейском искусстве XVII-XVIII вв.s

Отсюда достаточно условные назва­ния стилей «голицьмского» и «нарышкин­ского

барокко» по отношению к архитекту­ре Москвы XVII в., а также столичного,

Ч е ч о т И . Барокко как культурологичес­кое понятие.— В кн.: Барокко в

славянских культу­рах. М: Наука, 1982, с. 328. " Там же, с. 328-337.

"Лихачев Д. Развитие русской литерату­ры. Л., 1979, с. 176-188.

Ковалевская Н. Русское искусство XVIII в. М.-Л., 1940, с. 5. Виппер Б.

Архитектура русского барокко. М„ 1978, с. 10.

но крайне отдаленного от Европы «пет­ровского барокко» начала XVIII в. На юге

России в это же время существовало про­винциальное «украинское барокко».

Совер­шенно особый вариант «русского барок­ко» в середине XVIII в. создал

выдающий­ся зодчий Ф. Б. Растрелли. Он соединил ордерность классической

итальянской ар­хитектуры, барочную динамику, орнамен­тику французского Рококо

и полихромию древнерусского зодчества. В результате по­лучился совершенно

невероятный стиль, который было бы более правильным назы­вать не Барокко, а

«монументальным ро-коко».

ГОТИКА, ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ (франц. qothique, от итал. gotico, лат. Gothi — готы

— общее название племен, вторгав­шихся с севера в пределы Римской импе­рии в

III-V вв. и см. стиль) — историче­ский художественный стиль,

господство­вавший в западноевропейском искусстве в XIII-XV вв. Он возник на

основе народ­ных традиций готов, достижений роман­ского искусства, главным

образом архите­ктуры, и христианского мировоззрения. Го­тика характеризует

третий, заключительный этап развития средневекового искусства За­падной

Европы. Христианская культура За­пада вступила в период интенсивного

раз­вития позднее, чем уже закосневшая к тому времени культура Византии (см.

Ви­зантии искусство), но вперед продвигалась удивительно быстро. Это

объяснялось раз­нообразием природных условий и наро­дов, заселивших в V-VII

вв. бывшую -Западную римскую империю. Греки пре­зрительно называли их

варварами, что бу­квально означает «непонятно болтающие»,

подчеркивая грубо звучащий для греческо­го слуха язык. Позднее римляне дали

им общее название «готы».

Термин «готика» появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешли­вое

прозвание «варварской», не имеющей художественной ценности, уходящей эпоха

средневековья. Именно в этом смысле упо­минает готику Дж. Вазари. Долгое

время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована

романти­ками. «Готическим» первоначально имено­вали вообще все средневековье

и лишь позднее — его поздний период, отличав­шийся ярким своеобразием

художественно­го стиля. Готика — подлинный «венец средневековья», это яркие

краски, позоло­та, взлетающие в небо колючие иглы ба­шен, симфония света,

камня и стекла...

Своеобразный готический стиль в ар­хитектуре складывался на севере совре­менной

Франции, в провинции Иль де Франс, а также на территории современ­ной Бельгии и

Швейцарии. Несколько поз­же — в Германии. Есть данные, что уже в начале XII в.

мастера аббатства Сен-Дени близ Парижа под руководством аббата Сюжера начали

разработку новой конст- i рукции типично готической стрельчатой арки. Еще одна

версия говорит о заимст­вовании подобной формы из архитектуры арабского Востока

(см. арабское искусст­во). В своем исследовании «Готическая архитектура и

схоластика» Э. Панофский утверждал, что «новый стиль строительст­ва» (opus

Francigenum) — хотя и сотво­ренный, по словам Сюжера, «многими мастерами

разных народов» и вскоре дей­ствительно развившийся в истинно между­народное

явление — распространялся из «района, который умещался в радиусе ме­нее чем в

сто миль с центром в Пари­же» 2. факт рождения готического стиля

многие специалисты считают кульминаци­ей романского искусства и, вместе с тем,

его отрицанием. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали,

со­четались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный

«возрожденчес­кий» характер (см. Возрождение). О кри­зисе романского стиля как

причине появ­ления готического своеобразно писал ар-

Франкское творение (лат-).

2 Богословие в культуре средневековья- Киев: Путь

к истине, 1992, с. 53.

хитектор Н. Ладовский: «Новые архитекту­ры создавались дикарями, пришедшими в

соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели

новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие

много вполне законченных форм, не могли дви­нуться дальше» .

Классическая стадия развития искусства готического стиля, так называемая

«Высо­кая готика», приходится на годы правле­ния Людовика IX Святого (1226-

1270), поздняя — Карла V и Карла VII Валуа. В XIV-XV вв. Готический стиль

проник в Северную Италию. Готика явилась резуль­татом длительной,

многовековой эволю­ции средневекового искусства, его высшей стадией и

одновременно первым в истории общеевропейским, интернациональным

ху­дожественным стилем. Ее позднейшая раз­новидность так и называется стилем

ин­тернациональной готики.

Основой готического стиля была архи­тектура, церковное строительство,

органи­чно связанное с возвышенными идеями христианства. На Востоке, в

Византии со временем предпочтение стало отдаваться крестово-купольным в плане

храмам, на Западе — удлиненным базиликам в форме латинского креста. Римские

базилики с самого начала оказались очень удобными для проведения собраний

большого коли­чества людей, чье внимание из-за пропор­ций внутреннего

пространства естествен­ным образом обращалось к алтарю. В романской

архитектуре это пространство перекрывалось двускатной крышей, дере­вянные

стропила которой маскировались плоским «подшивным» потолком. Всю на­грузку

такого перекрытия несли стены, их приходилось делать максимально толсты­ми с

маленькими окнами. В связи с усло­жнением требований, предъявляемых к

архитектуре церквей — увеличению внут­реннего объема и его выразительности,

строители пытались ослабить нагрузку на стены, перекрывая интерьер так

называе­мыми крестовыми сводами, получаемыми от пересечения двух

полуцилиндров под прямым углом. Такая конструкция была более совершенной, она

переносила тя­жесть перекрытия со всей плоскости стены на четыре угловые

опоры. Но был один

Мастера советской архитектуры об архитектуре. М.: Искусство, 1975, т. 1, с. 344.

существенный недостаток. Крестовые сво­ды создавали боковой распор, из-за чего

столбы приходилось делать особенног-час-сивными и даже пристраивать к ним

допо­лнительные наружные опоры — контрфор­сы. 2 К тому же,

выложенные из камня своды были крайне тяжелы. В отдельных случаях их толщина

доходила до двух метров. Большое внутреннее пространство перекрыть таким

способом оказывалось невозможно. Поэтому в поисках путей об­легчения свода

строители укрепляли его каркас, делая заполнение более тонким. Каркасные арки,

образующиеся на пересе­чении крестовых сводов, стали называть нервюрами от

франц. nervure — ребро, складка. Нервюры связывали между собой опоры квадратных

в плане пролетов нефа 3, причем на каждый квадрат главного нефа

приходилось по два меньших, боковых. Такая удачно найденная конструкция

обу­словила удивительную прочность «связан­ной системы» перекрещивающихся

диаго­нальных ребер и особый архитектурный ритм внутреннего пространства,

расчленя­емого чередующимся шагом центральных и боковых опорных столбов. В этой

кон­струкции и был заложен импульс дальней­шего развития стиля. Постепенное

облег­чение стен и перенос тяжести свода на внутренние опоры здания привели к

появ­лению так называемого «переходного сти­ля», предшественника Готики. Но

вместе с новой конструкцией появились и новые сложности.

Каркасная конструкция состояла из двух диагонально пересекающихся арок и

четырех боковых. Боковые, щековые арки, опирающиеся на четыре стороны

квадрат­ного или прямоугольного в плане основа­ния, оказывались, если их

делать полуцир­кульными, значительно ниже диагональных, что было очень

неудобно. Согласовать высоту арок между собой было проще всего, придав им

вместо полукруглой за­остренную форму. Стрельчатая арка ока­залась именно

такой формой. Тогда же, видимо, строители обнаружили, что чем

Франц. contreforse от лат. contra — против и fonis — сильный, утолщение

стены, либо отдельно стоящая опора, противодействующая силе бокового распора

арки или свода.

франц. nef от лат. navis — корабль,— удлинен­ное помещение христианского

храма, чаще всего расчлененное вдоль колоннадой или аркадой на три части:

главный неф и боковые, своими пропор­циями ассоциирующееся с кораблем.

выше и острее арка, тем меньше произво­димый ею боковой распор на стены.

Вы­сокие стрельчатые арки, ребристые своды и каркасная система опор позволяли

пере­крывать гигантские пространства, увели­чивать высоту здания и

освобождать сте­ны от нагрузки, не боясь при этом, что они обрушатся. Стены

прорезались огром­ными окнами, интерьер храма становился высоким и светлым.

Так технологическая необходимость породила новую конструк­цию, а та, в свою

очередь, оригинальный художественный образ. Подчеркнем, что завоевание Готики

состоит не в открытии стрельчатой арки, которая была известна еще в Древней

Месопотамии и которую с успехом применяли арабы в VIII-IX вв. По-новому была

решена задача перекры­тия больших сводов из отдельных тесаных камней.

«Прогресс, отмечающий эпоху Го­тики,— писал О. Шуази,— выразится глав­ным

образом в окончательном и последо­вательном решении двойственной задачи:

выкладки крестовых сводов и достижения их устойчивости. Готическая

архитектура одолеет трудности выкладки применением нервюрных сводов, а

проблему устойчиво­сти решит введением аркбутанов... Исто­рия готической

архитектуры — это исто­рия нервюры и аркбутана» .

Формы архитектуры стали выражать христианскую идею духовности, устремле­ния

ввысь, к небу. Готические строители соревновались — кто выше поднимет сво­ды

собора. Ребристые своды складывались из мелких клинообразных камней и со

временем были настолько усовершенство­ваны, что становились упругими и

легки­ми, в корне меняя представления о тяже­сти каменной конструкции. Одной

из глав­ных особенностей готического стиля стала дематериализация формы.

Конструкция и физические свойства материала больше не определяли зрительный

образ. Входя в го­тический собор, человек видел ряд уходя­щих ввысь тонких

колонн и расходящиеся над ними еще более тонкие ребра сводов, которые

казалось парили в небе. На са­мом же деле эти своды были неимоверно тяжелы и

давили огромным весом на скры-

1 Ш у а з и О - История архитектуры. М.: Изд. Акад. архит., 1937, т.

2, с. 239. Аркбутан (франц. arcboutant от arc — арка и boutant — опора) —

полуарка, расположенная сна­ружи здания и передающая боковой распор сводов на

наружные устои — контрфорсы.

тыс внутри тонких пучков колонн опоры и еще более массивные контрфорсы,

выне­сенные за пределы интерьера и потому незаметные для зрителя.

Готический собор — символ самой бес­конечности. Его художественный образ,

вопреки распространенным представлени­ям, выражает не строительный расчет и

рациональную конструкцию, а иррациональ­ную, мистическую устремленность

челове­ческой души к неведомому, загадочному... И, вместе с тем, эта дерзкая

мечта вопло­щена в материальной, видимой, осязаемой форме... камень за

камнем, все выше и выше... Эта невероятная метафизика ду­ховного порыва,

дерзости и религиозного смирения, мечты и реальности, воображе­ния и расчета

прекрасно выражена в ро­мане английского писателя У. Голдинга «Шпиль».

Весь «художественный секрет» и свое-Система контрфорсов и аркбутанов. Схема

образце, неповторимость готической архи­тектуры состоит в том, что

«зрительная конструкция» здания не совпадала с ре­альной. Если последняя

работала на сжа­тие, то зрительный образ выражал идею Вознесения, устремления

души к небу, к слиянию с Богом. В камне даже выклады­вались «несуществующие»

конструктивные элементы, декоративные нервюры, созда­вавшие на сводах

сложный, прихотливый узор, их пересечения превращались в кре-стоцветы,

распускались наподобие фанта­стических каменных цветов. Происходило образное

перевоплощение всех конструк­тивных элементов. «Зрительный вес» кам­ня больше

не соответствовал физическому, тяжелый и твердый — он превращался в легчайшее

кружево резьбы. Иррациональ­ность, атектоничность — главные черты готической

архитектуры — роднят ее с Барокко. Если иррациональная архитекту­ра Барокко

является критической стадией развития и усложнения классицистических

архитектурных форм, то Готика точно так­же — высшая, завершающая стадия

разви­тия романского искусства.

О. Шпенглер, размышляя над путями развития европейской художественной

куль­туры, отмечал, что «в Готике и Барокко, как когда-то в египетском

искусстве, иска­ли с каким-то смутным чувством долга..., готический стиль

растворяет материаль­ность в пространстве». Преодоление тяже­сти тела и души

стало с этих пор главным устремлением человека в искусстве. Анти­чные формы с

их равновесием сил onopBi;

и давления для этой цели уже не годились. В искусстве Готики предмет, форма,

объ­ем — только символ «мирочувствования в пространстве», носитель

«невещественной протяженности», идеи бесконечности. Это совершенно новая для

искусства иррацио­нальная, трансцендентная идея впервые наиболее отчетливо

проявилась именно в Готике. Отсюда и основная композицион­ная доминанта —

вертикаль. Готический собор только вырастает из земли, но жи­вет в небе.

Процесс дематериализации готической архитектуры приводил к тому, что из

те­ктонической и замкнутой она превраща­лась в пластическую и

пространственную композицию. Готический собор — в боль­шей степени

организация пространства, как внутреннего, так и наружного, чем фор­мы.

Готическая архитектура не оформляет замкнутое пространство, а превращает все

вокруг себя — и земную твердь, и небо — в образно-значительное целое. Об этом

хорошо написал О. Мандельштам:

Кружевом камень будь И паутиной стань:

Неба пустую грудь Тонкой иглою рань.

На строительство соборов, как и пира­мид в древности, тратились огромные

сред­ства, силы и жизнь многих поколений. Величайшее сооружение ранней Готики

со­бор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris) был заложен в 1163г.,

строился более ста лет и достраивался до конца XIV в. Самый большой из всех

соборов находится в г. Реймсе, его длина 150 м, а высота башен — 80 м,

строился с 1210г. до начала XIV в. Миланский собор стро­ился до XIX в. Многие

соборы так и остались незаконченными: они не имеют шпиля или у них только

одна башня на фасаде; у некоторых две башни, но совер­шенно различного стиля

и размеров, так как они достраивались в разное время.

Атектоничность и символичность ком­позиции готического собора делали его не

столько архитектурой, сколько скульпту­рой, вернее множеством пластических

об-

Шпенгяер О 1993, т. 1, с. 405-411.

Закат Европы. М.: Мысль,

разов. Собор был наполнен скульптурой снаружи и внутри. В одном соборе могло

быть около двух тысяч различных скульп­турных изображений.

Леса Готической скульптуры! Как жутко все и близко в ней. Колонны, строгие

фигуры Сибилл, пророков, королей... Мир фантастических растений, Окаменелых

привидений, Драконов, магов и химер. Здесь все есть символ, знак, пример.

Какую повесть зла и мук вы Здесь разберете на стенах? Как в этих сложных

письменах Понять значенье каждой буквы? Их взгляд, как взгляд змеи, тягуч...

Закрыта дверь. Потерян ключ.

М. Волошин

Для понимания сущности готического стиля немаловажно проследить и эволю­цию

общей композиции кафедрального со­бора. Его башни постепенно теряют свою

самостоятельность и не стоят свободно, как в романской архитектуре, а

примыка­ют вплотную к главному фасаду, которым становится не южный, как

ранее, а запад­ный, и почти полностью сливаются с ним, обретая прямоугольную

форму. «Большая роза» заполняет собой образовавшееся про­странство между

двумя башнями. В ре­зультате получается абсолютно симметри­чная композиция.

Подробное описание одного из самых ранних кафедральных соборов «переход­ного

стиля» дает в своем романе «Собор Парижской Богоматери» В. Гюго: «...вряд ли в

истории архитектуры найдется стра­ница прекраснее той, какою является фа­сад

этого собора, где последовательно и в совокупности предстают перед нами три

стрельчатых портала; над ними — зубча­тый карниз, словно расшитый двадцатью

восемью королевскими нишами, громадное центральное окно — роза с двумя другими

окнами, расположенными по бокам... вы­сокая изящная ограда галереи с лепными

украшениями в форме трилистника... и, наконец, две мрачные башни. Все эти

гармонические части великолепного цело­го, воздвигнутые одни над другими в пять

гигантских ярусов, безмятежно в бесконеч­ном разнообразии разворачивают перед

глазами свои бесчисленные скульптурные, резные и чеканные детали, могуче и

неот­рывно сливающиеся со спокойным величи­ем целого. Это как бы огромная

каменная симфония; колоссальное творение... подоб. но «Илиаде» и

«Романсеро»..., чудесный результат соединения всех сил целой эпо. хи... это

творение рук человеческих могу­че и изобильно, подобно творению Бога, у

которого оно как будто заимствовало двойственный его характер: разнообразие и

вечность...» . Далее В. Гюго подчерки­вает «переходность» стиля собора

Париж­ской Богоматери, в архитектуре которого впервые произошла «прививка

стрельчато­го свода к полукруглому», и то, что «стрельчатый свод был вынесен из

кресто­вых походов» и «победоносно лег на ши­рокие романские капители»2

. Версии пря­мого заимствования франками стрельчатой арки из арабской

архитектуры придержи­вались в то время многие писатели и художники-романтики.

Однако они, как ни странно, забывали при этом о главном отличии готической

архитектуры от араб­ской — одухотворяющей ее христианской идее Вознесения и

Воскресения.

Готика заимствовала с Востока, но не от арабов, а из Византии, идею цвето-

световой организации пространства собо­ра, претворив ее совершенно иначе, не

средствами мозаики, а сиянием цветных стекол витражей и динамикой нервюр.

Но­вая конструкция окончательно освободила стену от нагрузки, витраж заменил

тради­ционную роспись и мозаику, и вся стена превратилась в одно большое

окно. При­чем не только цвет, но и переплеты витра­жа имели принципиальное

значение — сво­ими узорами они окончательно снимали ощущение плоскости стены.

Итогом этих важных нововведений стал разительный контраст симметрии,

тектоники плоскости главного фасада и совершенно иного по характеру

внутреннего пространства. Этот контраст производил ошеломляющее впе­чатление.

Сплошные ряды уносящихся ввысь пучков колонн и окон не давали возможности

сориентироваться, понять ло­гику конструкции, остановить взгляд, оце­нить

размеры и пропорции помещения — везде лишь игра света и цвета. Это и есть

готический идеал — предельно живопис­ное решение архитектурного пространства.

Готические художники умело и последова-

Г ю г о В . Собр. соч.: В 15-ти т. М.: Худ. лит., 1953, т. 2., с. 107-108.

2 Там же с. 112.

тельно, вероятно, сами того не осознавая, уничтожали всякие следы

конструктивно­сти, тектоничности, ощущения целостно­сти и замкнутости.

Человеку, находящему­ся внутри собора, должно было казаться, что пространство

уходит у него из-под ног во всех направлениях, а сам он летит в бесконечные

дали. Даже в деталях про­исходит последовательное преодоление те­ктоники в

стремлении к максимальной жи­вописности. Подобно тому, как некогда коринфская

капитель уничтожила послед­ние следы тектоники дорического ордера, так и

готическая, украшенная натурали­стически трактованными листьями, стала

выражать не опору, а только зрительную связь, пластику «живой» формы.

Переход от выражения конструкции к ее изображению, от тектоники к пласти­ке —

главная черта готического стиля. Скульптура и орнамент отрываются от

плоскости стены и становятся все более натуралистичными. Характерно, что даже

снаружи собора массивные контрфорсы, играющие исключительно конструктивную

роль и передающие давление сводов вниз, на землю, украшаются башенками-

фиала­ми, чтобы и эти элементы приняли живо­писный и динамичный вид, прямо

проти­воположный их конструктивному назначе­нию. Вертикаль становится

окончательно преобладающей, для чего используются треугольные вимперги над

порталами и окнами, маскирующие горизонтальные чле­нения фасадов. В течение

одного столетия меняется и характер башен. В более ран­нем соборе Парижской

Богоматери, по мнению многих специалистов и вопреки убеждению Э. Виолле-ле-

Дюка, башни впол­не завершены — они и должны были оставаться невысокими и

прямоугольными, как и требуется для подвески колоколов. В более поздних

сооружениях — Рейм-ском, Кёльнском соборах — целесообраз­ность уже не играет

никакой роли, и башни служат лишь для того, чтобы зри­тельно выразить

движение вверх, к небу . Готика, как и Барокко, оказывается не искусством

целесообразного, а искусством иллюзии, внешнего впечатления, шедевром

воображения. Все ее детали — «атрибуты чувства».

Готические соборы с их скульптурой, рельефами и ажурными орнаментами

Кон-Винер Э. История стилен изобра­зительных искусств. М.: ИЗОГИЗ, 1936, с. 108.

(дяошь раскрашивались, снаружи и изнут­ри. Эта окраска почти не дошла до

нашего времени. Можно представить, какое впе­чатление производили

раскрашенные статуи g полумраке собора. К ним относились как к живым: фигурам

святых поклоня­лись, а изображения адских сил и фанта­стических чудовищ

наводили ужас. Отсю­да возникло множество легенд об оживаю­щих статуях,

которые описывались позднее в популярных «готических романах». С каменной

готической скульптурой связано искусство деревянных резных алтарей. Они

делались раскрывающимися, из нескольких створок, сплошь украшенных

скульптурой, ярко расписывались и золотились. В даль­нейшем они послужили

отправной точкой для композиции запрестольного украше­ния — ретабль, или

ретабло (франц. retable, исп. retablo — позади стола), ха­рактерной для

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты