рефераты курсовые

История экономики - (курсовая)

p>Финансовая олигархия стремилась расширить колониальную империю (колонии превышали метрополию по территории в 109 раз, а по населению почти в 10 раз), куда доступ конкурентов затруднен и увеличить сверхприбыли, часть которых использовалась для ослабления остроты социальных противоречий внутри страны. Финансовая олигархия как главный носитель государственно-монополистических тенденций.

    Германия.

К началу ХХ в. монополии стали господствующей силой в экономике. Почти вся добыча угля, производство чугуна и стали контролировались четырьмя монополиями. Выросшее морское судоходство попало в руки двух монополий. Две группы монополистов контролировали почти всю химическую промышленность, а две другие– электропромышленность. Увеличилось могущество банков, кредитовавших промышленников, особенно “Дисконтгезельшафт” и “Дойче банк”, контролировавших бульшую часть финансов страны. Владельцы сросшихся промышленного и банковского капиталов представляли собой финансовую олигархию.

    Франция.

Темпы роста производственных сил во Франции в конце XIX в. оказались ниже, чем в США, Германии и Англии. Это имело ряд причин. Экономика страны серьезно пострадала от проигранной войны: была ослаблена выплатой 5 млрд. франков контрибуции, потерей Эльзаса и Восточной Лотарингии, дававших немало железной руды, цветных металлов, угля.

Характерной чертой Франции было наличие множества мелких крестьян и мелких предпринимателей–ремесленников, торговцев, составлявших значительную часть населения. Относительная устойчивость таких крестьян и предпринимателей обеспечивалась только чрезмерной работой самих хозяев, членов их семей и наемных работников. Их покупательская способность оставалась низкой, и они не могли использовать новейшую технику, развивать современное производство.

В начале ХХ в. Франция вышла на первое место в Европе по производству автомобилей и развитию авиации. Три крупнейшие банковские монополии–Национальная учетная контора, Лионский кредит и Генеральное общество, возникшие еще в середине XIX в. , стали контролировать значительную часть промышленности. Почти вся металлургическая промышленность оказалась в руках монополий, объединенных “Комитетом тяжелой промышленности”, химическая–компаниями Сен-Гобена и Кюльмана и т. д. Монополии сосредоточили в своих руках промышленность, перерабатывавшую продукцию сельского хозяйства. Через скупщиков сырья они диктовали свои цены.

Главным оплотом финансового капитала являлся Французский банк. В управлявший им совет входили крупнейшие банкиры и промышленники. К началу ХХ в. финансовый капитал был сосредоточен в руках 200 семейств, составлявших финансовую олигархию.

За четверть века экспорт французского капитала почти утроился, по этому показателю она занимала второе место в мире. Причем французский капитал за границей был преимущественно ростовщическим капиталом, который отдавался в “рост”– взаймы под высокие проценты.

Влияние передовых индустриальных стран на формирование Японии. Япония широко использовала технические достижения Западной Европы и США, успешно училась у них организации капиталистического производства. В конце XIX–начале XX в. в стране завершился промышленный переворот и ее промышленность стала развиваться во много раз быстрее, чем в западно-европейских странах, хотя доля Японии в мировом производстве была еще невелика.

“Мицубиси” и несколько других фирм создали объединения –концерны... Эти концерны представляли собой гигантские акционерные компании. Акционерами стали крупные землевладельцы, чиновники, генералы и офицеры... С монополистами были тесно связаны высшие государственные и военные деятели страны, до премьер-министра и императора включительно.

Владельцы японских концернов составляли финансовую олигархию, которая стала истинным хозяином страны.

    Империализм.

Концентрация производства и капитала, их слияние, удаленность источников сырья и рынков сбыта от национальных границ, стремительный рост мировой торговли и строительства привели к формированию мощных финансово-промышленных компаний, которым становилось тесно в этих национальных границах. Они вели борьбу между собой уже по всему миру, стремясь к вытеснению конкурентов и захватумонопольных позиций, особенно в финансовой сфере. В этой борьбе они опирались на поддержку своих правительств и вооруженных сил, прежде всего флота, отождествляя собственные и национальные интересы. Так, например Центральная Америка стала зоной интересов компании “Юнайтед фрутс”.

Территориальный раздел мира, практически завершившийся к началу ХХ века, дополнился его экономическим разделом, где-то совпадавшим, а где-то и не совпадавшим с территориальными границами. Правительства ведущих стран дипломатическими и военными средствами оказывали содействие проникновению и закреплению своих монополий на интересующих их территориях. Так, США в рассматриваемый период более ста раз вмешивались во внутренние дела стран Западного полушария, отстаивая интересы своих монополий. Активная поддержка государством монополий позволила сделать вывод о переходе “классического капитализма” в новое качество– государственно-монополистический капитализм. Истоки и эволюция антитрестовской политики.

Экономика знает несколько форм обеспечения выгод от монопольного контроля рынка за счет регулирования цен в интересах фирм-монополистов. Использование этих способов зависит от типа конкуренции на рынке: одно дело, если на рынке сложилась ситуация частной монополии, и совсем другое, если это олигопольный рынок, то есть на нем сосуществует несколько крупнейших фирм. При чистой монополии фирма, контролирующая рынок, обычно устанавливает на свои товары более высокие цены, чем могли бы сложиться в условиях чистой (совершенной) конкуренции. Поскольку целью фирмы является получение наибольшей суммы прибыли, то фирма-монополист подбирает такое сочетание цены и объемов производства (величину предложения) товаров, при котором и достигается эта цель. И как правило, это означает появление на рынке меньшего количества товаров и с ценами более высокими, чем в условиях чистой конкуренции. Кроме того, пользуясь своей абсолютной властью на рынке, чистый монополист обычно пытается осуществить ценовую дискриминацию. Ценовая дискриминация–это коммерческая практика, связанная с продажей одного и того же товара разным покупателям по неодинаковым ценам.

По-иному складывается картина монополистического ценообразования на олигопольном рынке. Здесь наиболее частой формой нарушения нормальной работы рыночного механизма ценообразования являются монопольные сговоры о ценах. В 80 – 90-х гг. все больше богатств в США концентрировалось в руках трестов. (Трест –в котором, сохраняя юридическую независимость, предприятия, производящие однородную продукцию, объединяют финансы, производственные мощности и сбыт. ) Основателем первого треста был Д. Рокфеллер. Разбогатев на военных поставках в годы гражданской войны, Рокфеллер установил контроль над нефтеперегонными предприятиями и торговлей, а позднее и над добычей нефти.

На примере США можно увидеть эволюцию антитрестовской политики. Когда в 1890 г. появился закон Шермана, он был принят практически без осуждения. Это было время, когда экономисты верили, что только совершенная конкуренция может дать наилучшие результаты и только она является альтернативой монополии.

Однако позднее, в период после Великой депрессии, в США получила распространение защита компаний от “чрезмерной” конкуренции. Во избежание “войны цен” и во имя “честной торговли” государство устанавливало минимальные цены на продукцию. Причина этого–изменение общественного климата (вне которого понять экономическую политику страны вообще невозможно): в данном случае в общественном сознании американцев произошел резкий поворот к консерватизму.

В 80-е годы в антимонопольной политике многих стран мира произошло существенное изменение акцентов: приоритетным направлением стала защита потребителей. Больше внимания стало уделяться проблемам роста эффективности и динамики потребительских цен.

Сложился взгляд, что важны не уровень рыночной концентрации и не масштабы корпорации самой по себе, а последствия монополизации отрасли для потребителей. Было осознано, что далеко не всегда появление многих более мелки фирм–благо для потребителей. Изменились и критерии для запрета слияний и поглощений в отраслях: государства стали более терпимыми в отношении этого явления среди крупных корпорациях.

Кредитовавшие тресты крупнейшие банки США располагались на небольшой нью-йорской улице–Уолл-стрит, ставшей деловым центром станы. В Соединенных Штатах установилось фактическое господство финансовой алигархии.

Добиваясь удовлетворения своих интересов, тресты и банки подкупали членов правительства, чиновников, судей, проводили послушных им кандидатов на выборные должности. Хозяева банков и трестов сами стали занимать многие высшие должности в стране. Угодные им должностные лица получали крупные пакеты акций, посты в руководстве трестами и банками. Так финансовая олигархия срасталась с государственным аппаратом.

    Милитаризм.

Борьба за ресурсы и сферы влияния привела к усилению внутри ведущих стран мира позиций офицерского корпуса и военной промышленности. Военно-промышленные нужды стали поглощать все большую часть ресурсов и долю бюджетов. Особенно сильна эта тенденция была в России, Германии и Японии, где военная служба стала единственной приемлемой сферой деятельности старой феодальной аристократии, лишившейся абсолютного права землевладения. Неспособная к иной деятельности каста военных толкала правительства своих стран к попытке решения экономических проблем силовым способом. Тем более, что война рассматривалась ими как “благородное дело”, к тому же способное поднять их авторитет в обществе. Идеологическая подготовка к войне сопровождалась созданием образа врага, угрожающего всей нации.

    Причины первой мировой войны.

Основной причиной войны было стремление монополий различных стран, в первую очередь Германии, осуществить передел (экономический и территориальный) мировых сфер влияния. Для этого Германия инициировала строительство железной дороги Берлин– Стамбул –Багдад, успешное завершение которого позволило бы ей прорваться к стратегически важному региону Персидского залива и оттуда угрожать британским интересам в Индии и французским в Африке.

Англо-французская коалиция с помощью войны хотела прекратить экономический рост в Германии, окончательно лишить ее колоний, сырья и рынков сбыта, и тем самым вернуть себе лидирующие позиции в мире.

Дополнительной причиной стало желание за счет нагнетения военной истерии, а в будущем за счет дележа добычи сплотить нацию и отвлечь нижние слои общества от борьбы за свои экономические интересы. Особенно сильной такая мотивация была у Японии и России.

    Тема 14.
    МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО В ПЕРИОД МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.
    Экономические итоги войны.

В войне погибло более 10 миллионов человек, еще 10 миллионов умерло от голода и эпидемий. 20 миллионов человек было ранено или травмировано. На 16 млн. человек за пять военных лет сократилась рождаемость. Таким образом, население Европы в 1919 году оказалось на 36 млн. человек меньше (почти на 10%), чем должно было быть в ходе мирного развития.

За годы войны было потоплено 500 боевых кораблей, 2. 000 вспомогательных плавсредств и 6. 000 торговых судов. Значительные территории во Франции, Австрии, Германии и России подверглись разграблению и разрушениям. Национальное богатство стран Европы сократилось в среднем на треть, в то время как в Японии выросло на 25%, а в США–на 40%. Доля Соединенных Штатов в мировом промышленном производстве превысила 50%. В США производилось 60% мирового чугуна и стали, добывалось 65% мировой нефти, производилось 85% мирового выпуска автомобилей. Американские инвестиции за границей увеличились с 2, 5 до 7 млрд. дол.

Германия потеряла 12% своей довоенной территории в Европе и все заморские колонии общей площадью 3 млн. кв. км с населением 13 млн. человек, большая часть которых отошла Англии. Ее сухопутная армия была сокращена до 100 тысяч человек, а офицерский корпус– до 4. 000.

Австрийская, Турецкая и Российская империи распались. В Австрии, Венгрии, Чехии, Польше, Румынии, Италии к власти пришли слабые буржуазные правительства, которые за 20 лет так и не сумели вывести свои страны на траекторию устойчивого экономического развития, вследствие чего эти страны стали легкой добычей фашистов. В Турции к власти пришли военные, которым удалось осуществить модернизацию страны. Сильнее всего пострадала Россия, где власть захватили большевики.

    Парижская мирная конференция – Версальский договор.

Вскоре после окончания первой мировой войны (1914-1918 гг. ) державы-победитель-ницы приступили к дележу захваченной добычи. 18 января 1919 г. в Париже открылась мирная конференция. В ее работе участвовали представители 32 государств. Советская Россия приглашения не получила. Делегации побежденных стран были вызваны лишь для подписания мирных договоров.

Основная роль конференции –борьба с революциями в России, Венгрии и других странах. Были приняты решения об усилении военной интервенции и широкой поддержке белогвардейских армий. Рассматривался и вопрос о расчленении Республики Советов на отдельные части–Сибирь, Украину, Кавказ, Среднюю Азию и т. д. , чтобы превратить их в колонии капиталистических держав.

В ходе мирной конференции обнаружились острые разногласия между недавними союзниками. Американские миллиардеры, нажившиеся на войне, претендовали на мировое господство и требовали широкого принципа “открытых дверей”. Чтобы не допустить первенства Франции и Великобритании в Европе, делегация США выступила за сохранение сильной милитаристской Германии. Рассчитывая тем самым укрепить американские позиции на европейском континенте, а главное, сохранить реакционную Германию для борьбы против Советской России.

Французская сторона, наоборот, добивалась максимального ослабления Германии с целью установления своего господства в Европе. Она требовала присоединения к Франции Саарского угольного бассейна и других немецких земель на левом берегу Рейна. Французская дипломатия предприняла шаги к сколачиванию в Европе антигерманского блока из ряда государств (Польши, Чехословакии, Румынии и др. ).

Сокрушив морское и экономическое могущество Германии английская буржуазия добивалась теперь включения в состав Британской империи бывших германских колоний. Ллойд Джордж пустил в ход все свои дипломатические способности, чтобы помещать Франции усилиться за счет Германии.

В конце концов путем взаимных уступок руководители держав завершили составление проекта мирного договора, который получил название Версальского. Он был подписан 28 июня 1919 г. в Зеркальном зале Версальского дворца. Франция вернула себе Эльзас и Лотарингию, Саарская область передавалась под управление Лиги Нации на 15 лет, а угольные шахты переходили в собственность Франции. Германия признала независимость Польши, передала ей часть польских земель, захваченных в свое время Пруссией: Познань, часть Верхней Силезии, некоторые районы Восточной Пруссии. Польша получила Восточное Поморье и тем самым– прямой выход к Балтийскому морю. Германия лишилась также всех своих колоний. Договор обязывал Германию уплатить репарации. Во время конференции победители не смогли договориться ни о размерах репарационных платежей, ни о величине доли, причитающейся каждому из них.

Составной частью Версальского мирного договора стал Устав Лиги Наций. Он определял основные задачи Лиги: развитие сотрудничества между народами, обеспечение мира и безопасности. Устав предусматривал также ряд коллективных мер–санкций в отношении государства-агрессора. В то же время в Уставе не давалось определения, что такое агрессия и кто считается агрессором. Это открывало перед капиталистическими государствами широкие возможности для произвольного толкования характера международных конфликтов.

Лига Наций служила инструментом политики Великобритании и Франции, помогая им охранять новую систему международных отношений. В 20-х–начале 30-х гг. ее деятельность носила явно враждебный первому социалистическому государству характер.

    План Дауэса.

В 1923 году в Германии была проведена денежная реформа и инфляция практически прекратилась. 1 сентября вступил в действие План Дауэса, по которому снимались ограничения в развития германской промышленности, платежи по репарациям устанавливались в размере 1– 1, 75 млрд. золотых марок в год (с 1928 года –по 2, 5 млрд. ), а источниками выплат определялись пошлины и налоги на предметы массового спроса, отчисления с доходов германских железных дорог и дополнительные налоги с промышленности. В июне 1929 года план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому общий объем репараций снижался до 114 млрд. марок, срок выплат растягивался на 37 лет (в среднем по 2 млрд. в год), а единственными источниками платежей определялись: государственный бюджет и доходы железных дорог.

    Хозяйственный подъем 20-х гг.

В 1924 г. капиталистический мир вступил в полосу стабилизации. Послевоенная разруха сменилась хозяйственным подъемом 20-х гг. Быстро развивались новые отрасли промышленности–электротехническая, автомобильная, авиационная, химическая. Непрерывно возрастала добыча нефти и газа. В то же время традиционные отрасли промышленности (угольная, текстильная) не знали подъема. Между капиталистическими государствами восстанавливалось устойчивое денежное обращение, крепли экономические связи. Усилилась монополизация крупного производства, возникли гигантские монополистические объединения. Однако стабилизация капитализма была временной и частичной. Капитализм уже не являлся всеохватывающей системой хозяйства. Вступление Советского государства на путь строительства социализма лишило иностранный капитал источника огромных прибылей. Производственные мощности многих капиталистических стран в значительной мере оставались незагруженными. Крайне медленно сокращалась безработица.

В тяжелом состоянии находилось и сельское хозяйство. Повышенный спрос на хлеб, которого не было ни у побежденных, ни у победителей, вызвал резкое повышение цен на него. В ряде государств началось расширение посевных площадей под зерновые культуры. Хлебная лихорадка охватила аграрные штаты Северной Америки, Канаду, Аргентину, Австралию и некоторые европейские капиталистические страны. Однако через несколько лет под влиянием рыночной стихии сельскохозяйственная продукция не стала находить достаточного сбыта. В результате многие крестьянские и фермерские семьи были вынуждены продавать имущество и в поисках работы уходить в города, пополняя ряды безработных.

Развитие экономики в различных странах шло неравномерно. За годы стабилизации объем промышленного производства увеличился по сравнению с 1913 г. в США на 70%, во Франции– на 43%, в Германии –на 17%. Однако в Великобритании производство едва достигло довоенного уровня. Это неотвратимо вело к новому обострению капиталистических противоречий. Углубление кризиса колониальной системы также подрывало капиталистическую стабилизацию. Новая волна национально-освободительного движения (в Марокко, Индии, Китае и других странах); вызванная растущим грабежом колоний, расшатывала позиции империалистов в колониях и зависимых странах. Относительная стабилизация капитализма происходила главным образом за счет усиления эксплуатации рабочих и других трудящихся слоев населения. Предприниматели широко применяли потогонную систему организации труда путем специального надзора за ритмом работы при непосильной для человека скорости движения конвейера.

    Мировой экономический кризис 1929 – 1933 гг.

В конце 1929 г. разразился небывалый по глубине экономический кризис. Он начался в ведущей стране капитализма–США и вскоре охватил весь капиталистический мир. Причиной мирового экономического кризиса явился выросший объем капиталистического рынка в результате восстановления и развития хозяйства. Это побуждало буржуазию вкладывать в экономику крупные капиталовложения ради получения высоких прибылей. Через несколько лет возникло перенасыщения рынков сбыта товарами, которые не находили покупателей.

Мировой экономический кризис оказался крайне затяжным и разрушительным. В большинстве капиталистических стран он продолжался около четырех лет. Кризис в промышленности слился с аграрным кризисом. Катастрофическое падение закупочных цен на сельскохозяйственные продукты ограничило возможности крестьян и фермеров приобретать промышленные товары. Промышленный кризис усилил, таким образом, аграрный, а аграрный кризис, в свою очередь, обострил промышленность. Чтобы получить большие прибыли, магнаты капитала искусственно поддерживали высокие розничные цены на продукты сельского хозяйства. С этой целью зерно сжигалось в топках паровозов, уничтожались миллионы голов скота. Кризис разорил тысячи мелких и средних промышленников. Это сопровождалось дельнейшей концентрацией капиталов в руках узкого круга лиц. Резко ухудшилось положение в колониях. Страны–поставщики сырья и продовольствия терпели огромные убытки от быстрого падения цен на хлопок, шелк-сырец и другие колониальные товары.

В 1933-1934 гг. капитализм вышел из мирового экономического кризиса. Тяжелые потрясения, которые обрушились на капиталистическую систему, заставили капиталистические государства, как и в годы первой мировой войны, прийти на помощь монополиям.

Ускорилось перерастание монополистического капитализма в государственно-моно-полистический, соединение силы монополий с силой государства в единый механизм. Государство пыталось регулировать развитие различных отраслей хозяйства, а также отношения между трудом и капиталом. Монополиям предоставлялись выгодные военные заказы, займы, субсидии, налоговые льготы. Государственно-монополистический капитализм по-разному проявил себя в различных странах. Однако всюду, где происходил переход к государственно-монополи-стическому капитализму, усиливался процесс концентрации производства и капитала, а гнет монополий становился тяжелее. Начавшееся после мирового экономического кризиса промышленное оживление было слабым и незначительным. С осени 1937 г. большинство стран капиталистического мира вновь вступило в полосу экономического кризиса. Германия, Италия и Япония также испытывали воздействие нового экономического кризиса, которое было ослаблено в результате принятых правительствами и монополиями мер по переводу экономики этих стран на военные рельсы и переходу во внешней политике к осуществлению захватнической программы.

Американский капитализм вступил в полосу временной, частичной стабилизации в конце 1922 г. –раньше, чем капитализм других государств. Этому благоприятствовали большая емкость внутреннего рынка и рост экспорта в зарубежные страны, особенно в Европу и Латинскую Америку. Монополистическая буржуазия обогащалась, получая от государств-должников проценты по займам и платежи по военным долгам. Центр мирового капиталистического мира переместился из Великобритании в США, которые стали сильнейшей капиталистической державой. В 1929 г. США производили 44% промышленной продукции капиталистического мира, то есть больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые. Крупные магнаты усилили контроль над экономикой США. Среди них выделялись финансовые группы Моргана, Рокфеллера, Дюпона, Меллона, а также территориальные группы финансовой олигархии–чикагская, бостонская, кливлендская. Предприятия, не выдержавшие конкуренции, поглощались крупными трестами.

Стремясь обеспечить непрерывный рост прибылей, капиталисты внедряли рационализацию производства. Многие предприятия перешли на массовый выпуск стандартных изделий. Широкое применение быстро движущихся конвейеров требовало от рабочих ускоренных темпов и повышенного внимания.

Крах на нью-йоркской бирже в конце октября 1929 г. возвестил о начале небывалого по глубине и разрушительной силе очередного экономического кризиса. К лету 1932 г. промышленное производство в США сократилось почти вдвое по сравнению с уровнем 1929 г. Тысячи банков, промышленных и торговых компаний обанкротились. Но крупные корпорации, поглотившие множество мелких и средних фирм, удержались благодаря помощи государства.

    “Новый курс” администрации Ф. Рузвельта.

На выборах в ноябре 1932 г. , проходивших в атмосфере возросшей политической неустойчивости, республиканцы потерпели поражение. Президентом США был избран кандидат от демократической партии буржуазный либерал Франклин Делано Рузвельт (1882– 1945), гибкий и дальновидный политик.

Выражая интересы монополистической буржуазии, правительство стало на путь осуществления целой системы государственных мероприятий в экономической и социлаьно-полити-ческой областях. Чтобы преодолеть последствия кризиса, оно пыталось смягчить обострившиеся противоречия капитализма США. Эта система получила практической выражение в “новом курсе” Рузвельта. Цель выдвинутой им программы состояла в том, чтобы с помощью буржуазных реформ, путем активного вмешательства государства в экономическую жизнь укрепить господство монополий. В законодательстве “нового курса” важнейшее место занимал закон о восстановлении и национальной промышленности. При участии монополистов для всех отраслей индустрии вырабатывались “кодексы частной конкуренции”. Они устанавливали объем производства, цены на продукцию, размеры заработной платы, регулировали рынки сбыта и т. д. Национальная администрация восстановления (NRA) пыталась осуществить “плановое” сокращение производства, обеспечив корпорациям выход из кризиса с наименьшими потерями. В условиях конкурентной борьбы, исключающей плановое ведение хозяйства, этот путь привел к усилению концентрации производства в руках крупных монополий.

Конгресс учредил Администрацию регулирования сельского хозяйства (ААА). Стремясь поднять цены на сельскохозяйственную продукцию, она выдавала денежное вознаграждение тем фермерам, которые сокращали посевы и поголовье скота. Но деятельность ААА принесла выгоду лишь крупным сельскохозяйственным компаниям и богатым фермерам.

В целях сокращения безработицы правительство осуществляло программу общественных работ. Молодежь направляли в трудовые лагеря, где ее нередко использовали на строительстве объектов, имевших военное значение. Под воздействием рабочего и демократического движения “новый курс” в 1935 г. вступил во второй этап, когда был осуществлен ряд социальных реформ, в частности, проведено рабочее законодательство. Конгресс принял закон о трудовых отношениях (закон Вагнера). Он закрепил за рабочими право на организацию профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями. Впервые в США был принят закон о социальном страховании, предусматривавший пособие по безработице и пенсию по старости. Специальным законом устанавливался минимум заработной платы и максимум продолжительности рабочей недели (был предусмотрен также постепенный переход к 40-часовой рабочей неделе).

В 1937 г. США вновь охватил экономический кризис, из которого удалось выйти лишь после начала второй мировой войны.

Экономическое положение России после Октябрьской революции 1917 г. Экономическое положение России после Октябрьской революции 1917 г. было плачевным. Учитывая печальный опыт Временного правительства, растерявшего кредит доверия из-за нежелания решать главные проблемы революции, Ленин сразу же предложил II съезду Советов принять декреты о мире, о земле и власти. В основу Декрета о земле были положены 242 местных крестьянских наказа, в которых излагались представления крестьян об аграрной реформе. Крестьяне требовали отмены частной собственности на землю, установления уравнительного землепользования с периодическими переделами земли. Эти требования никогда не выдвигались большевиками, они были составной частью эсеровской аграрной программы. Но Ленин прекрасно понимал, что без поддержки крестьянства удержать власть в стране вряд ли удастся. Поэтому он перехватил у эсеров их аграрную программу. Крестьяне пошли за большевиками.

Придя к власти, большевики имели в своем экономическом багаже две основополагающие идеи: введение рабочего контроля над производством и распределением продуктов и необходимость национализации всех банков страны и слияния их в единой общенациональный банк.

В 1919 г. в области промышленного производства был взят на курс на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности, а не только важнейших, как предусматривал де-крет 28 июля 1918 г.

11 января 1919 г. был издан декрет “О разверстке хлеба и фуража”. Согласно этому декрету, государство заранее сообщало точную цифру своих потребностей в зерне. Затем это количество распределялось (разверстывалось) по губерниям, уездам, волостям и крестьянским дворам. Выполнение плана хлебозаготовок было обязательным. Причем продразверстка исходила не из возможностей крестьянских хозяйств, а из весьма условных “государственных потребностей”, что на деле означало изъятие всех излишков хлеба, а зачастую и необходимых запасов. Логическим продолжением экономической политики большевиков стало фактическое упразднение товарно-денежных отношений. Сначала была запрещена свободная продажа продовольствия, затем других товаров широкого потребления, которые распределялись государством в качестве натурализированной заработной платы. Однако, несмотря на все запреты, нелегальная рыночная торговля продолжала существовать.

Глобальный социально-политический кризис европейской цивилизации, проявившийся в первой мировой войне и крушении традиционных политических структур в Германии, России, Австро-Венгрии, привел к победе в России некапиталистического, альтернативного варианта развития, предложенного большевиками. Именно этой силе удалось не только сохранить суверенитет России, но и предложить в условиях кризиса традиционных рыночных отношений новую экономическую модель– нэповскую.

К более гибкой экономической политике большевиков толкали крайне сложная обстановка в стране. К 1921 г. население России по сравнению с осенью 1917 г. сократилось более чем на 10 млн. человек; промышленное производство уменьшилось в 7 раз; в полнейшем упадке был транспорт; добыча нефти находилась на уровне конца XIX в. ; резко сократились посевные площади; валовая продукция сельского хозяйства составляла 67% довоенного уровня.

Последствия гражданской войны сказались и на городе. Из-за нехватки сырья и топлива закрылись многие предприятия. В феврале 1921 г. остановились 64 самых крупных завода Петрограда, в том числе и Путиловский. Рабочие оказались на улице. Многие из них уехали в деревню в поисках пропитания. В 1921 г. Москва потеряла половину своих рабочих, Петроград–две трети. Резко упала производительность труда. В некоторых отраслях она достигала лишь 20% от довоенного уровня. Одним из наиболее трагических последствий военных лет была детская беспризорность.

Переход к нэпу –новой экономической политике был провозглашен В. И. Лениным в марте 1921 г. на Х съезде РКП (б). Первым шагом новой экономической политики стала отмена продразверстки. Вместо нее вводился натуральный налог, который, во-первых, был вдвое меньше разверстки и, во-вторых, объявлялся заранее (накануне посевной). Он не мог быть увеличен в течении года. Все излишки, оставшиеся после внесения налога, поступали в распоряжение крестьян. Это создавал материальный стимул для увеличения производства сельскохозяйственной продукции. Но чтобы этот стимул заработал, большевикам пришлось вернуться к свободе торговли. Коренные изменения произошли и в области промышленного производства. Прежде всего был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Теперь мелкие и даже часть средних предприятий вновь передавались в частные руки. А некоторые крупные промышленные предприятия разрешалось брать в аренду частным лицам. Допускалось также создание концессий с привлечением иностранного капитала, смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. Все эти “новшества” потребовали отмены принудительного труда и введения рынка рабочей силы, реформирования системы заработной платы (была введена тарифная система оплаты труда). Была проведена денежная реформа, итогом которой стало введение в стране твердой денежной единицы, обеспеченной золотом, - “золотого червонца”, который высоко ценился на мировом валютном рынке. Вместе с тем значительная часть промышленности, вся внешняя торговля оставались в руках государства, или, как говорили большевики, они сохранили за собой “командные высоты в экономике. Декретами Совнаркома в 1923 г. были определены новая структура и устав государственных промышленных предприятий (трестов) и государственной торговли (синдикатов). Они получили большую хозяйственную самостоятельность, их деятельность строилась на принципах хозрасчета и самоокупаемости.

Наиболее быстро приспособились к нэпу мелкая промышленность, розничная торговля и деревня. Более медленными темпами шло восстановление тяжелой промышленности. Но внедрение хозрасчета, материальной заинтересованности, реабилитация понятия прибыли все же дали свои плоды.

Несмотря на частые кризисные явления, динамично развивалось и промышленное производство. К 1928 г. страна по основным экономическим показателям, в том числе и по национальному доходу, достигла довоенного уровня. Значительные темпы экономического роста в период нэпа во многом объяснялись “восстановительных эффектом”: в промышленности–введением в эксплуатацию уже имевшегося оборудования, которое не использовалось, так как население было занято войнами и революциями, в сельском хозяйстве–восстановлением заброшенных пахотных земель. Когда в конце 20-х гг. эти резервы иссякли, стране понадобились огромные капиталовложения для реконструкции старых заводов и создания новых отраслей промышленности. Пойти проторенным российским путем привлечение иностранных инвестиций большевики не смогли, хотя и пытались. Внутренние резервы были минимальны. Частный капитал, как известно, не допускался в крупную и в значительной степени даже в среднюю промышленность; в стране существовала драконовская система налогообложения; отсутствие юридических гарантий заставляло население скрывать вои накопления, держать их не в сберегательных кассах и ценных государственных бумагах, а в тайниках и кубышках, пускать на спекуляцию, т. е. частный капитал не мог достаточно быстро модернизировать отсталую российскую экономику. Государственный же сектор, хотя и признавался приоритетным, был малорентабельным.

Сельскохозяйственные проблемы усугублялись растущим промтоварным голодом. У крестьян пропадал стимул к расширению товарного производства. Столкнувшись с фактическим отсутствием необходимых для модернизации средств, большевистская власть уже с середины 20-х гг. пыталась решить эту проблему путем все большей централизации в руках государства финансовых и материальных ресурсов и ужесточения распределительной политики. Однако конкретные формы и методы корректировки экономического курса определились в результате сложной политико-идеологической борьбы среди партийных лидеров.

    Образование ССС и его экономические последствия.

После окончания гражданской войны на территории бывшей Российской империи существовал ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). В каждой республике были свои органы государственной власти и управления, действовала своя конституция, но фактически в большинстве из них власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б). Это значительно облегчало процесс объединения суверенных республик в единое государство. Вместе с тем к государственному объединению подталкивали и экономические обстоятельства. Но самое главное, что идея принадлежности к единому великому государству жила в умах и настроениях народов, населявших бывшую Российскую империю.

Актом учреждения нового государства –Союза Советских Социалистических Республик стал договор, заключенный 27 декабря 1922 г. между четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией... 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Значительную часть своих полномочий республики передавали центральным органам: международное представительство, оборону, просмотр границ, государственную безопасность, внешнюю торговлю, транспорт, бюджет, связь, денежное обращение. В ведении союзных республик оставались внутренние дела, земледелие, просвещение, юстиция, социальное обеспечение и здравоохранение.

Таким образом, большевики собрали большую часть территории Российской империи в единое государство. Начался очередной этап развития Российского государства теперь уже в форме Союза Советских Социалистических Республик. По мере его развития федералистские принципы организации, заложенные в основу Союза, постепенно заменялись прежними, унитарными.

По мере того как большевистская власть укрепляла свои позиции внутри страны, стабилизировалось и положение СССР на международной арене. 1924–1925 гг. вошли в историю международных отношений как период дипломатического признания советского государства.

Униженная Версальским договором Германия усматривала в партнерстве с СССР не только политический, сколько экономический расчет. Отношения между странами не ограничивалась только взаимовыгодной торговлей. Германия оказывала Советской республике широкую техническую помощь.

Вместе с тем СССР умело пользовался ожесточенной конкуренцией между капиталистическими фирмами, создавая в рекламных целях для некоторых из них режим наибольшего благоприятствования. В конце 1929 г. с СССР сотрудничали уже 40 американских фирм. Хотя, естественно, для разрушенной советской экономики и огромных пространств страны отдельные энтузиасты погоды не делали. Нужны были крупные государственные кредиты, а их-то как раз Советскому Союзу и не предоставляли.

В качестве первоочередной задачи развития советской экономики в конце 1925 г. были проблемы индустриализации, тогда же были определены и ее основные цели: ликвидация технико-экономической отсталости страны; достижение экономической независимости; создание мощной оборонной промышленности; первоочередное развитие топливной, металлургической, химической, машиностроения. Выполнение этих задач тормозилось отсутствием необходимых материальных и финансовых средств, что вынуждало руководство идти по пути все большей централизации распределения имевшихся в стране ресурсов.

В 1927 г. советские экономисты приступили к разработке первого пятилетнего плана, который должен был предусмотреть комплексное развитие всех районов и использование всех ресурсов для индустриализации страны. Масштабность задач и крайняя лимитированность всех средств заставляли усиливать централизованное планирование, жестко регламентировать задания, ресурсы для их выполнения, формы оплаты труда, режим работы. Эти же обстоятельства диктовали тактику индустриального рывка.

Для выполнения сталинских планов требовалось огромное количество рабочей силы. В короткий срок была ликвидирована безработица. Главным источником средств, пошедших на осуществление первой пятилетки, были “внутренние накопления”, полученные прежде всего за счет населения. Из страны интенсивно вывозилось сырье, продовольствие–хлеб, масло, сахар, потребление которых собственным населением было резко ограничено. Вывозили нефть, золото, лес, распродавались сокровища русских музеев.

Вместе с тем значительную помощь в поставке новейшего оборудования оказывали иностранные фирмы. Сложилась парадоксальная ситуация–правительство США не спешило с юридическим признанием СССР, но американские частные фирмы активно сотрудничали с Советским правительством потеснив после 1928 г. немецких предпринимателей.

Осуществление грандиозной индустриализации требовало коренной перестройки аграрного сектора. В конце декабря 1929 г. Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”. В деревне происходили два взаимосвязанных насильственных процесса: создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективным хозяйствам материальной базы.

Ликвидация кулаков, лишая деревню наиболее предприимчивых, наиболее независимых крестьян, подрывала дух сопротивления. Кроме того, судьба раскулаченных должна была послужить примером остальным, тем, кто не желал добровольно идти в колхоз.

В результате политика сплошной коллективизации привела к катастрофическим результатам: за 1929–1934 гг. валовое производство зерна сократилось на 10%, поголовье крупного рогатого скота и лошадей за 1929– 1932 гг. сократилось на одну треть, свиней – в 2 раза, овец –в 2, 5 раза. Однако Сталин праздновал победу: несмотря на сокращение производства зерна, его государственные поставки увеличились в 2 раза. Но самое главное, коллективизация создала необходимые условия для осуществления планов индустриализационного скачка. Она предоставила в распоряжение города огромное количество рабочих рук, попутно ликвидировав и аграрное перенаселение, позволила, при значительном уменьшении числа занятых, поддерживать производство сельскохозяйственной продукции на уровне, не допускавшем длительного голода, обеспечила промышленность необходимым сырьем. Коллективизация не только создала условия для перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации, но и выполнила важную политико-идеологическую задачу, уничтожив последний островок рыночной экономики– частнособственническое крестьянское хозяйство. Централизация всех внутренних источников позволила в необычайно короткие сроки достичь невиданных результатов в области промышленного производства. Темы роста тяжелой промышленности были в 2-3 раза выше, чем в России перед первой мировой войной. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в конце 30-х гг. вышел на 2-е место в мире после США. Сократилось отставание от развитых капиталистических стран по производству промышленной продукции на душу населения. Среднегодовые темпы роста промышленного производства были самыми высокими в мире и составляли от 10 до 17%.

По ряду направлений было преодолено качественное отставание советской промышленности. СССР стал одной из стран, способных производить любой вид промышленной продукции обходиться без импорта существенно необходимых товаров. Созданный в 30-е гг. экономический потенциал позволил накануне и в годы войны развернуть многоотраслевой военно-промышленный комплекс, продукция которого по многим параметрам превосходила лучшие мировые образцы.

Но скачок в развитии тяжелой промышленности был куплен ценой отставания других отраслей экономики, прежде всего легкой промышленности и аграрного сектора; сверхцентрализации экономической жизни; предельного ограничения сферы деятельности рыночных механизмов; полного подчинения производителя государству; все более широкого применения мер внеэкономического принуждения. Многие задачи вставшие перед Советской страной, могли решаться только на основе высокой сознательности и трудовой активности трудящихся и для выполнения сталинских планов использовалась политика “кнута” и “пряника”. После того как горняк А. Стаханов 30 августа 1935 г. вырубил за смену 102 т. угля вместо 7 т. по норме, “почин” Стаханова подхватили другие шахтеры, он распространился во многих отраслях промышленности.

В 30-е годы все больше нарастает атмосфера враждебности со стороны западных держав, США и Великобритания имели далеко идущие политические цели. Важнейшая из них–превратить Германию в основное орудие борьбы против СССР. Со своей стороны Германия намеревалась вернуться к осуществлению планов “Дранг нах Остен” (“натиск на восток”).

    Вызревание предпосылок второй мировой войны.

Частичная стабилизация экономики Германии имела более шаткую основу, чем в других капиталистических странах, поскольку одним из ее основных источников служил приток иностранного капитала, главным образом из США и Великобритании. Помимо получения от своих вложений сверхприбылей, США и Англия помогали восстановление военно-промышленного потенциала Германии. Этим планам отвечало и благоприятное для немецких монополий решение репарационного вопроса. Германия, выплатившая в течение 1924–1931 гг. в счет репараций 11 млрд. марок, получила займов и прямых капиталовложений в экономику на сумму 26 млрд. марок.

Своеобразный “золотой дождь” иностранных займов был использован немецкими капиталистами для модернизации индустрии. В Германии возникли новые мощные монополии. В Голландии, Швейцарии, Испании и других странах на предприятиях, находившихся под контролем немецких монополий, строились военные самолеты и подводные лодки для Германии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты