p>В этих условиях Германия вышла на первое место по объему промышленной продукции среди капиталистических стран Европы.
С середины 1931 г. многие финансовые магнаты Германии стали добиваться передачи власти Гитлеру–лидеру СДПГ, т. к. они еще в начале 20-х гг. оказывали покровительство и денежную помощь нацистам. 30 января 1933 г. Гитлер был назначен рейхсканцлером, а весной–летом 1933 г. в основном завершилось формирование фашистского режима. Правительство и лично Гитлер получили право издавать законы. Более того, эти законы могли не соответствовать конституции.
Гитлеровская диктатура утвердилась на социально-политической основе монополистического капитализма и вскоре приступила к осуществлению системы мер по государственному регулированию экономики. Основной чертой капитализма в гитлеровской Германии стало всеобщее регулирование государством всей экономики с целью подготовки к войне.
Милитаризации экономики Германии способствовали многие крупные монополии Великобритании и США. Широко развернувшееся производство различного вида вооружений обеспечило немецким военным концернам невиданный рост прибылей. Укрепление монополий вело к массовому разорению мелких и средних предпринимателей. Аграрная политика гитлеровцев выражалась в поддержке крупного помещичьего землевладения и деревенской буржуазии.
В 1933 г. в условиях новой расстановки политических сил в Европе, связанной прежде всего с приходом к власти в Германии фашизма, в советской внешней политике произошел существенный поворот, выражавшийся в отходе от восприятия всех “империалистических” государств как реальных врагов, готовых в любой момент начать войну против СССР. В конце 1933 г. Народный комиссариат иностранных дел по поручению ЦК ВКП(б) разработал развернутый план создания системы коллективной безопасности в Европе. С этого момента до 1939 г. советская внешняя политика приобретает явную антигерманскую направленность. Ее главным приоритетом становится стремление к союзу с демократическими странами с целью изоляции Германии и Японии.
В июле 1936 г. в Испании генерал Франко возглавил фашистский мятеж против республиканского правительства. Италия и Германия оказывали испанским фашистам существенную материальную и техническую помощь.
В середине мая 1938 г. немецкие войска сконцентрировались на границе с Чехословакией.
Несмотря на очевидную сложность европейского внешнеполитического курса, положение на западных границах СССР было относительно спокойным... В то же время на его дальневосточных рубежах бурные дипломатические и политические конфликты выливались в прямые военные столкновения.
Одновременно монополии США поставляли стратегические материалы в Японию. Американские политики считали, что Япония, увязнув в Китае, не будет покушаться на тихоокеанские владения США. С другой стороны, они были убеждены, что японская агрессия в Китае неминуемо приведет к нападения Японии на СССР. Первый военный конфликт произошел летом –осенью 1929 г. в Северной Маньчжурии, захватив в 1931 г. Маньчжурию, создала непосредственную угрозу дальневосточным границам Советского Союза. В ноябре 1936 г. Германия и Япония подписали так называемый Антикоминтерновский пакт, к которому затем присоединились Италия и Испания.
15 марта 1939 г. Гитлер ввел войска в Прагу и окончательно ликвидировал Чехословакию как независимое государство.
Весной 1939 г. Германия предъявила требования к Польше о присоединении к рейху Данцига, имевшего статус вольного города, и части польской территории. Гитлер, не отказавшись от силового решения “польского вопроса”, предложил СССР начать переговоры о заключении пакта о ненападении. Перед Сталиным встал нелегкий выбор. И чем труднее шли переговоры с западными державами, тем больше Сталин склонялся к выводу о необходимости подписать мир с фашистской Германией, которая не только обещала ему территориальные приобретения и внешнеполитические преимущества, но и предоставляла возможность выиграть время для укрепления советской обороны, тем более что на восточных границах Япония начала широкомасштабные военные действия против МНР, и СССР, имеющей договор с Монголией, ввел на ее территорию свои войска. Начались тяжелые бои с применением танков и боевой авиации. Перед Советским Союзом вырисовывалась реальная перспектива ведения войны на два фронта.
В августе 1939 г. СССР и нацистская Германия подписали договор о ненападении, а затем договор о дружбе.
Несомненно, в тот период договор был выгоден обеим странам. Гитлеру он позволял без лишних осложнений начать захват первого бастиона на востоке и одновременно убедить свой генералитет о том, что Германии не придется воевать сразу на нескольких фронтах. Сталин, заключив договор с Германией, значительно отодвинул от СССР исходные позиции потенциального врага, получил выигрыш во времени для укрепления обороны страны и реальную возможность восстановить Советское государство в границах бывшей Российской империи. При этом нельзя сбрасывать со счета и тот факт, что советско-англо-французские переговоры фактически зашли в тупик, ибо западные державы пытались навязать СССР односторонние военные обязательства.
Уладив дела на западе, СССР активизировал военные действия на востоке.
Тема 15.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НА ПУТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ НОВЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ НАРОДАМИ. Экономические итоги войны.
Более 55 миллионов человек погибло, более 100 миллионов осталось инвалидами. Совокупные расходы воюющих государств превысили 900 миллиардов долларов в текущих ценах. Европа к концу войны обеспечивала себя неболее трети необходимого уровня производства промышленных товаров и от четверти до 60% сырья. Транспорт был полностью дезорганизован. Было уничтожено 90% японского флота, более 80% французского парка локомотивов, более 70% мостов и дорог. В Германии было разрушено 40% жилья, в Великобритании– 30%, во Франции – 20%, в Японии –25%. Промышленное производство сократилось более чем на треть к предвоенному уровню, в том числе в Японии– в пять раз, в Германии – в 2, 5 раза. Численность занятых в США возросла с 54 млн. человек в 1940 г. до 64 млн. в 1945 г. Объем промышленной продукции возрос в 1, 5 раза. К концу войны на долю США приходилось более половины мирового ВВП и промышленного производства и 2/3 мирового золотого запаса. ВВП Швеции увеличился за годы войны на 25%. Швейцарии–на 33%. К тому же швейцарские банки стали хранителями нацистского золота, сыгравшего не последнюю роль в превращении этой страны в мировой банковский центр. Политический нейтралитет оказался с экономической точки зрения весьма выгодным.
В большинстве стран Запада во время войны установилось социальное согласие, которое удалось сохранить и в послевоенное время.
Создание ООН.
25 апреля 1945 года в Сан-Франциско открылась конференция Объединенных Наций –крупнейший международный форум того времени, собравший более 800 делегатов от 50 стран. Представители многих стран, участвовавших в войне против фашистской Германии и Японии, собрались вместе, чтобы решить вопрос о создании такой международной организации, которая помогла бы обеспечить мир и безопасность всем народам после войны. Сан-Францисская конференция была заключительным шагом в создании ООН. Она подвела итоги долгой и сложной дипломатической борьбы, отразившей коренные перемены на мировой арене за годы второй мировой войны. Инициаторам создания международной организации по поддержанию мира и безопасности были державы антигитлеровской коалиции–СССР, США и Великобритания. Члены ООН обязались принимать коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и пресечения актов агрессии, договорились разрешать свои споры мирными средствами, избегая угрозы силой или применения силы. Они решили развивать дружественные отношения между собой на основе уважения равноправия и самоопределения народов, сотрудничать в разрешении экономических, социальных и культурных проблем, поощрять уважение к правам человека.
Важнейшим направлением деятельности ООН стала и борьба за ликвидацию колониализма во всех его формах и проявлениях. Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам (1960), Декларация о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1963), Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него (1973) и др. ООН внесла существенный вклад в освобождение Туниса, Алжира, Марокко, Кипра и других стран от колониальной зависимости, в борьбу прогрессивной мировой общественности против расистских режимов на юге Африки; сыграла положительную роль в урегулировании ряда международных конфликтов.
План Маршалла.
К началу 1947 года в Европе сложилась весьма тревожная ситуация. Значительные разрушения военного времени, огромная задолженность, превышавшая 7 миллиардов долларов, холодная зима, апатия значительной части населения привели континент на грань голода и новых социальных потрясений. Коммунисты во Франции и Италии, активно участвовавшие в сопротивлении нацистам, существенно усилили свои позиции. Они получили значительную часть голосов на выборах в местные органы власти и вполне могли победить на национальных выборах. Красная Армия оккупировала Восточную Европу и, казалось, была готова двинуться в Западную. С другой стороны –имелась довольно-таки развитая рыночная инфрастуктура, богатые традиции предпринимательства еще не были забыта, рабочая сила не потеряла квалификацию, а буржуазные ценности, основанные на “священности” частной собственности, глубоко укоренились в психологии значительной части населения. Для восстановления экономического роста необходим был внешний импульс–единовременное “вливание” в экономику материальных и финансовых ресурсов, которое не только позволило бы запустить экономический механизм, но и восстановило бы психологические силы европейских наций, дав им “надежду на лучшее будущее”. Осуществить такое “вливание” могли в тот период только Соединенные Штаты.
В июне 1947 года госсекретарь США генерал Джордж Маршалл, выступая в Гарварде, выдвинул план помощи европейским государствам, включавший меры по преодолению разрухи, стабилизации финансового обращения, снятию напряженности в политической сфере. В апреле 1948 года Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам, и осуществление плана Маршалла началось. За четыре года (1948 –1951) западноевропейские страны (прежде всего Британия, Франция, Германия и Италия) получили помощь на 17 млрд. долларов в текущих ценах (более 150 млрд. в ценах конца столетия), из которых 70% пришлось на топливо и продовольствие, Американский экспорт за этот период возрос на 60%, европейский–на 50%. Производство важнейших видов промышленной продукции выросло в Европе на 60– 200%. В 1951 году европейский ВВП на 15% превысил довоенный уровень. Изначальными условиями предоставления помощи были: отказ от национализации промышленности, свобода предпринимательства, снижение таможенных тарифов. Позднее к ним прибавились ограничения в торговле с соцлагерем и предоставление территорий для размещения американских военных баз.
Советскому Союзу также было предложено участвовать в плане Маршала. Если бы он принял это предложение, то влияние США в Европе усилилось бы существенно в меньшей степени, а восстановление хозяйства СССР прошло бы намного успешнее. Но руководители СССР (Сталин и Молотов) совершили грубую политическую ошибку, отвергнув предложение помощи (на что американские политики, кстати говоря, очень рассчитывали) и втянув страну в 45-летнее противостояние с экономически более сильным противником.
План Маршалла является одной из наиболее успешных экономических программ в истории, поскольку были достигнуты практически все его явные и тайные цели: · экономика стран Западной Европы была восстановлена;
· европейские страны смогли расплатиться по внешним долгам; · влияние коммунистов и СССР было ослаблено;
· вокруг СССР был возведен “железный занавес”; · США и Канада получили огромный рынок сбыта;
· был восстановлен и укреплен европейский средний класс – гарант политической стабильности и устойчивого развития. (СЭВ, 1949)
Коммунистические страны были отгорожены от остального мира “железным занавесом”. Опираясь на военную силу, Сталин диктовал лидерам этих стран линию поведения не только на международной арене, но и во внутренней политике. Однако их послушность объяснялась не только военным фактором и единством марксистской доктрины строительства социализма, но и огромной материальной помощью со стороны СССР. За 1945 - 1952 гг. сумма только долгосрочных льготных кредитов этим странам составила 3 млрд. долларов. Оформление экономических основ советского блока произошло в 1949 г. с образованием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ).
Бреттон-Вудская система.
Первые международные валютные соглашения были заключены в 1944 г. в американском городе Бреттон-Вудсе.
Для стран –участниц Бреттон-Вудской системы была введена система корректируемых фиксированных курсов валют. Курсы валют фиксировались на уровне, позволяющем странам реализовать свои внутренние программы развития. Если через какое-то время не удавалось привести равновесные курсы к фиксированным, фиксированный курс корректировался.
Курсы валют были привязаны к доллару США, доллар США к золоту (1 доллар = 1 грамм) и свободно на него обменивался. Однако при разных темпах экономического развития стран-участниц было тяжело поддерживать систему жестких курсов, что привело, в конечном счете, к ограничению международной торговли. В 1971 г. доллар США девальвировался, Бреттон-Вудская система распалась. Была введена система управляемых плавающих курсов (отклонение до 2, 5%). Но многие страны и сейчас не пускают свои валюты в “свободное плавание”, а стараются поддержать определенную связь между ними и одной из “главных” валют. Так, около 20 африканских стран входят в “франко-зону”... Центральная и Северная Европа ориентированы на немецкую марку. Страны Юго-Восточной Азии–на японскую иену. В Западном полушарии “главной” валютой является доллар США, по прежнему являющийся мировым резервом № 1.
Международный валютный фонд (МВФ).
Был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году и начал функционировать с марта 1917 года. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его европейское отделение–в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и Западного полушария.
Официальными целями МВФ являются содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, предоставление государствам– членам средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов. В настоящее время в МВФ входит более 170 стран, капитал фонда составляет более 150 млрд. долларов (около 30% приходится на долю США, по 5-6% на Великобританию, Францию, Германию и Японию, 4% на Саудовскую Аравию, по 2, 5-3, 5% на Италию, Канаду, Голландию и Китай), количество сотрудников превышает 2. 000 человек.
Советскому Союзу было предложено вступить в МВФ еще в 1946 году, с третьей по величине долей после США и Британии, но Сталин отверг это предложение, также как предложение использовать рубль в международных расчетах наряду с долларом, при курсе 1 к 1. Россия была принята в МВФ в 1992 году с шестой по величине долей участия.
Международный (Всемирный) банк реконструкции и развития (МБРР, или ВБРР). Специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе в 1944 году. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 году, но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР– Вашингтон. Высшими органами МБРР является Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессия Совета, состоящего из министров финансов и управляющих центральными банками, проводится раз в год, совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса определяются квотой страны в капитале банка. Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит большой семерке.
Официальная цель деятельности банка – оказание финансовой и организационной помощи странам –участницам на компенсационной основе. Первоначально МБРР аккумулировал средства для стимулирования частных инвестиций в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время второй мировой войны. С середины 50-х деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки.
Источник средств – акционерный капитал, размещение облигационных займов, продажа облигаций. Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь.
МВФ и Мировой банк иногда называют бреттон-вудскими сестрами. Создание и деятельность (ЕЭС), (ЕС), (ГАТТ) и (ВТО).
Ряд западноевропейских государств (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург) в 1958 г. создали Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Оно превратилось в мощную экономическую группировку, превосходящую по численности население США в 1, 4 раза и обладающую сравнимым с ними хозяйственным потенциалом. С расширением состава ЕЭС происходило углубление интеграции с переходом от преимущественно торгового сотрудничества к объединению и других сфер хозяйства, включая научно-техническую деятельность (организация совместных исследований и разработок, создание совместных программ). С завершением этих процессов интеграционное объединение стало именоваться Европейское сообщество (ЕС).
В ЕС осуществляется свободный обмен национальных валют и создана европейская валютная система со своим механизмом регулирования расчетов, установления валютных курсов и выработки общей позиции по валютным вопросам в мировом хозяйстве. Учреждена коллективная валютная единица, которая стала одной из мировых валют и вступила в обращение в качестве мировых денег во всемирном хозяйстве.
До сих пор ЕС представляет собой объединение полноправных стран-участниц. Они тесно связаны между собой: на внутриинтеграционную торговлю приходится около 60% общего внешнеторгового оборота стран ЕС. После ликвидации большого количества таможенных барьеров страны ЕС смогли сэкономить, согласно предварительным оценкам, 14-27 миллиардов долларов.
Европейское сообщество находится в противоречивых отношениях с двумя другими основными центрами мирового капиталистического хозяйства–США и Японией. Интеграция помогла западноевропейскому капиталу на равных противостоять своим основным конкурентам. Страны, не входящие в ЕС, стремятся нейтрализовать преимущества стран–членов интеграционного объединения. Они повышают роль других, более широких по составу экономических организаций, такой, например как Всемирная торговая организация– ВТО (бывшее Генеральное соглашение по тарифам и торговле ГАТТ). ГАТТ, первоначально подписанное 23 странами в 1947 г. , теперь включает более 90 государств. Ныне Всемирная торговая организация (ВТО) добивается снижения таможенных пошлин и других барьеров, препятствующих товарообмену между странами.
Хельсинское соглашение 1975 г.
В начале 70-х гг. канцлер ФРГ В. Брандт от имени своей страны заключил договоры с СССР, Польшей, ГДР, Чехословакией об основах взаимоотношений, в которых признавалась территориальная социально-экономическая нерушимость государственных границ, сложившихся в Европе после второй мировой войны. Было заключено четырехстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания и Франция) по урегулированию статуса Западного Берлина. Тем самым на основе разумного компромисса была разрешена одна из самых сложных проблем европейской безопасности.
Однако эти компромиссы носили вынужденный характер, закреплялся послевоенный раздел Европы на две части. Многие аналитики Запада исходили из того, что внутренняя неустойчивость в восточноевропейских странах неизбежно уведет их в сторону от коммунистических режимов без внешнего вмешательства. Советские же руководители и политики были довольны тем, что Запад признал их право оказывать влияния на Восточную Европу в выгодном им духе.
Этот компромисс был закреплен на Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе. В этом Совещании участвовали руководители и представители 33 европейских стран, а также США и Канада. 1 августа 1975 г. в Хельсинки (Финляндия) был подписан Заключительный акт Совещания. Основа его–декларация принципов, которыми государства должны руководствоваться во взаимных и межгосударственных отношениях. Вот эти принципы: суверенное равенство; взаимный отказ от применения силы или угрозы силой; нерушимость границ, территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм права. К сожалению, в дальнейшем советское руководство не всегда точно и честно соблюдало их, что объективно подрывало доверие к Советскому Союзу, его многочисленным миролюбивым предложениям и делам.
Все же эта беспрецедентная в истории встреча стала событием огромного международного значения. Она заложила основы перехода к новому этапу разрядки напряженности, явилась важным шагом на пути закрепления принципов мирного сосуществования и налаживания отношений равноправного сотрудничества между различными государствами.
Социальное рыночное хозяйство.
В результате социально-экономических преобразований в США периода Великой депрессии, а в Западной Европе–послевоенного восстановления по плану Маршалла сформировался принципиально новый тип экономических взаимоотношений основанных социальных слоев (труда, интеллекта и капитала), отличный как от традиционного капитализма свободной конкуренции (или его монополистической версии), так и от тоталитаризма советского, германского или иных образцов.
Отличительными чертами общества социально партнерских отношений являются: ·массовое производство потребительских товаров, значительная часть которых доступна всем слоям населения, хотя бы через систему долгосрочного кредита; ·преодоление антагонизма интересов труда и капитала на основе роста доли заработной платы в ВВП и участия работников в прибылях компаний и корпораций, через владение акциями;
·сохранение и развитие института частной собственности как базового экономического института общества;
·ограничение наиболее разрушительных форм конкуренции, при сохранении конкуренции и механизмов рыночного ценообразования в качестве основных элементов предпринимательской экономики, обеспечивающих устойчивый экономический рост.
·утверждение значительной роли государственного регулирования экономики и социальной сферы, осуществляемого посредством законодательной деятельности, налогообложения, государственных расходов и госпредпринимательства; ·достижение принципиального социального согласия в обществе на основе широких социальных программ, гарантирующих большинству населения равные экономические права и стартовые возможности (образование, здравоохранение, страхование), социальную защиту “слабым группам” (инвалидам, старикам, безработным, детям), учет интересов социальных, национальных, сексуальных меньшинств. Сочетание черт, присущих капитализму и социализму, позволяет назвать систему социального рыночного хозяйства– смешанной экономикой. Именно экономика такого типа демонстрировала первые 25 лет своего существования выдающиеся темпы экономического роста (4 - 8% годовых), а следующие 25 лет–умеренные, но вполне приемлемые темпы роста (1, 5 - 3, 5% годовых). Однако социальное рыночное хозяйство не лишено и внутренних противоречий. Одно из самых существенных противоречий, иногда именуемых даже “фундаментальным культурным противоречием Запада”, состоит в том, что со стороны предложения смешанная экономика опирается на хорошо известные принципы протестантской трудовой этики: трудолюбие, скромность, аскетизм, самообладание, ответственность, инициативность, твердость. А вот со стороны спроса общество массового потребления использует и даже культивирует: экстравагантность, фривольность, чувственность, леность, расслабленность, внушаемость.
Будущее смешанной экономики и общества социального партнерства напрямую зависит от того, удастся ли в дальнейшем удерживать баланс между этими противоречивыми тенденциями, используя противоречия в качестве движущей, а не разрушительной силы.
Тема 16.
РАСПАД МИРОВОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ. БОРЬБА ОСВОБОДИВШИХСЯ НАРОДОВ ЗА НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК.
Страны Латинской Америки, обеспечивая поставки сырья и продовольствия антигитлеровской коалиции, добились некоторого изменения в свою пользу основных ценовых пропорций. Перед войной они предоставляли убежище эмигрантам, преследуемым нацистским режимом, после войны–нацистам и их сторонникам. Таким образом, эти страны получили приток весьма квалифицированных специалистов.
Крах японской и германской колониальных империй, а также ослабление метрополий – Англии, Голландии и Франции –повысило шансы колоний на достижение независимости. В течение 20 послевоенных лет колониальные империи прекратили свое существование. В мире осталось две империи: американская финансово-промышленная и советская ресурсно-террито-риальная. Сложившийся между ними баланс военных сил обеспечил остальным экономически развитым государствам 50 лет мирного развития при незначительных тратах на военные нужды.
Роль интеграционных объединений в развивающихся странах.
Важную роль играют интеграционные объединения развивающихся стран. Эти страны заинтересованы в интеграции потому, что они имеют одинаковые условия и задачи хозяйственного строительства. Сотрудничество дает им преимущества в применении неравномерно распределенных между ними природных и иных экономических ресурсов. Оно позволяет воспользоваться выгодами целенаправленного разделения труда, производственной специализации отдельных стран. Принадлежащие к одному региону государства, как правило, сильно отличаются друг от друга по многим экономическим показателям, включая природные богатства (особенно запасы минерального сырья и топлива, гидроресурсы, земельные угодья и т. д. ), рабочую силу, промышленную структуру, возможности транспорта и т. д. Интеграция, с одной стороны, открывает государствам, не имеющим необходимых для развития ресурсов, доступ к их источникам. А с другой стороны, позволяет странам, обладающими такими благоприятными условиями, но неспособным самостоятельно их осваивать, получить выгоду от их использования.
Энергетический кризис 70-х.
Если 50-е годы именуются в экономической литературе Запада не иначе как “серебряные”, а 60-е–как “золотые”, то 70-е, безусловно, окрашены в темные тона. Неприятности начались уже в 1970 году, когда в большинстве стран Запада ускорился рост цен, спровоцированный избыточным ростом заработной платы в 1967– 1969 гг. Трудности усилились кризисом золото-долларового стандарта в 1971 –1973 гг. , приведшем к отмене фиксированного курса доллара по отношению к золоту и сокращению мировой торговли. А когда в 1973 году крупнейшие производители нефти, за исключением США и СССР, объединились в Организацию стран– производителей и экспортеров нефти (ОПЕК) и подняли цену сырой нефти с 2, 5 – 3 до 10, а впоследствии –до 30 долларов за баррель (более 200 долларов за тонну), страны Запада испытали настоящий“нефтяной шок”.
Вслед за ценами на нефть выросли цены на бензин, авиационное топливо, электроэнергию, услуги транспорта. Темпы инфляции возросли до 8–14% годовых. Производство сократилось, а безработица существенно возросла. Усиленные нефтяным шоком циклические кризисы 1975– 1977 и 1980 –1982 годов обесценили кейнсианские рецепты экономической политики, основанной на выборе между инфляцией и безработицей, поскольку страны Запада столкнулись с явлением стафляции–высоких темпов роста цен, при спаде производства и сокращении занятости, чего ранее никогда не наблюдалось.
В срочном порядке пришлось перестраивать экономические системы ведущих стран на ресурсосберегающие технологии.
От больших автомобилей пришлось отказаться, и наступила эпоха малолитражек. Японские автомобили и начали теснить американские даже в самой Америке. Потребители включились в программу экономии энергии и сырья. Мощный импульс получили атомная энергетика и разработка “экзотических”, способов получения энергии–ветряные, геотермальные, солнечные станции. Началась разведка и разработка ресурсов в ранее “неперспективных” районах– на Аляске, в Канаде, джунглях Амазонии, на шельфе Северного моря. В экономической политике на смену кейнсианской школе пришла неолиберальная –монетаристская, рецепты которой состоят в снижении степени государственного вмешательства в экономику, снижении налогового бремени, сокращении избыточных социальных программ, поддержании стабильных и умеренных темпов роста денежной массы, освобождении предпринимательской инициативы.
Для преодоления последствий нефтяного шока потребовалось около 10 лет, после чего ведущие страны Запада вышли на траекторию устойчивого экономического роста, на которой они находятся вот уже 15 лет. Задействовав новейшие достижения науки, США сумели не только добиться очевидной и сокрушительной победы в экономическом соревновании с СССР, но и достичь невиданного высокого уровня жизни для 80% своего населения. Уровня жизни, к которому пока не может приблизиться ни одна крупная мировая или региональная держава. Повышение цен на нефть привело к временному перераспределению доходов в пользу стран, расположенных в зоне Персидского залива, где сконцентрирована половина мировых разведанных запасов нефти. Одни страны– Кувейт, Саудовская Аравия, Бахрейн, Эмираты –успешно воспользовались сложившейся конъюнктурой, произвели модернизацию и шагнули из феодализма прямо в постиндустриализм. Этому способствовала не только грамотная экономическая политика правительств, но и относительно малое население этих стран. Другие–Иран, Ирак, Ливия использовали доходы от нефти для реализации милитаристских программ, что не позволило им покинуть “клуб”наименее развитых в экономическом и социальном отношении государств. Милитаризация же экономики и поддержка международного терроризма привели к бойкоту этих стран Соединенными Штатами, в любой момент грозящему перерасти в прямое военное вмешательство в их внутренние дела.
Тема 17.
ИНТЕГРАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ И ДРУГИХ СТРАН СНГ В МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. В апреле 1985 г. на пленуме ЦК КПСС новое советское руководство провозгласило курс на ускорение социально-экономического развития страны. Главными его рычагами виделись научно-технический прогресс, техническое перевооружение машиностроения и активизация “человеческого фактора”.
Суть российской внешней политики в отношении стран “дальнего зарубежья” на протяжении последних пяти лет может быть выражена одной фразой: переход от надежд на равноправное партнерство к защите своих национальных интересов. Принципиально новым фактором международных отношений стало окончание “холодной войны”. Крупные внешнеполитические инициативы, вынужденно предпринятые М. Горбачевым в годы “перестройки”: отказ от глобального противоборства с капитализмом и идеологизированных симпатий к социалистическим и “антиимпериалистическим” странам (так называемое “новое мышление”–1987 г. ); ликвидация в два раза большего, по сравнению с американским, количества ракет средней дальности в Европе (с 1987 г. , в течение трех лет); отказ от поддержки региональных конфликтов в мире и вывод советских войск из Афганистана (февраль 1989 г. ); прекращение контроля за восточноевропейскими союзниками, приведшее к падению в странах Восточной и Юго-Восточной Европы коммунистических режимов (1989–1990 гг. ); заключение советско-американского договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-1), несмотря на пропорциональность сокращений более выгодного американской стороне (июль 1991 г. ); односторонний роспуск ОВД–Организации Варшавского договора и прекращение деятельности СЭВ (весна-лето 1991 г), означавший потерю военно-поли-тических союзников; наконец, отказ от военного присутствия в Европе и начало вывода с территории бывших союзников советских войск (с 1991 г. ), - свидетельствовали о прекращении военно-политического противостояния Востока и Запада, социализма и капитализма. Окончательно похоронил советское военное и политическое могущество на мировой арене роспуск СССР.
Двухполюсная картина мировой политики, сложившаяся после окончания второй мировой войны, рухнула. США остались единственной сверхдержавой. Но российские лидеры так и не признали, что Россия, оставаясь ядерным государством, перестала быть великой державой, и в течение нескольких лет питали иллюзии о возможности равноправных отношений с ведущими странами мира.
Спустя год после провозглашения курса на ускорение стало ясно, что одними призывами, даже очень привлекательными, исправить положение в экономике невозможно. Руководство страны приступило к разработке программ экономических реформ, но в дальнейшем ни одна из реформ, так и не была доведена до логического завершения, а значит, и не дала положительных результатов. При переходе к рынку и отказе государства от регулирования экономики добиться сбалансированности государственного бюджета можно было за счет сокращения и даже ликвидации нескольких расходных статей. Во-первых, сократить военные расходы (в связи с прекращением военного противостояния с Западом) и государственный аппарат. Во-вторых, прекратить выделение дешевых кредитов государственным предприятиям для поддержания производства и субсидирование централизованного импорта (главным образом, продовольствия). В-третьих, инвестиции предприятиям для развития производства осуществлять не из государственного бюджета. Это позволило бы снижать расходы на социальные нужды.
Осуществление в стране финансовой стабилизации оказалось чрезвычайно затруднено тем, что не существовало скоординированной экономической политики. Важным показателем перехода к рыночной экономике является формирование финансовой инфраструктуры, включающей в себя банки, страховые компании, валютно-финансовые биржи, различные кредитные организации. Все они обслуживают денежный рынок; рынок капитала (ценных бумаг: акций, государственных облигаций, векселей) переживает стадию формирования.
В первые два года реформ основной формой торговли промышленным оборудованием и сырьем стали прямые сделки между производителями, зачастую в натуральной форме (бартер). После введения конвертируемости рубля бартер стал уменьшаться. Независимые коммерческие посредники не сыграли существенной роли в оптовой торговле, хотя в середине 1992 г. их было зарегистрировано более 20 тысяч. Огромный сельскохозяйственный сектор свидетельствовал об экономической отсталости, а большой промышленный сектор и минимальный сектор услуг–о структурных перекосах. В этом смысле структура экономики России была более отсталой, а чем в крупных латиноамериканских странах, Мексике, Бразилии, Аргентине. Переориентация экономики на удовлетворение потребностей населения и приближение ее структуры к нормальной рыночной должны были состоять в сокращении промышленного производства группы А (сырье и средства производства) и расширении торговли, услуг и финансовой сферы. При этом необходимо было создать много новых мелких предприятий торговли и сервиса.
Спад поразил не только технически отсталые отрасли (легкую, стройматериалов), но и высокотехнологичные: приборостроение, судостроение, электронную, электротехническую, которые были ориентированы прежде всего на военное производство. Провал конверсии на этих предприятиях, утрата ими перспективных научно-технических разработок и квалифицированного персонала, вкупе с деградацией машиностроения угрожают деиндустиализацией страны, потерей ею статуса развитой промышленной державы.
Интеграция России в мировую экономику проходит таким образом, что за ней закрепляется статус экспортера топлива и сырьевых материалов (не первичных– руды, а лишь в минимальной степени переработанных –стали и цветных металлов). 41% всего экспорта составляют топливно-энергетические ресурсы (нефть и нефтепродукты, газ), увеличивается доля металлов и уменьшается доля готовых изделий.
На мировом рынке высокотехнологичных изделий доля России составляет менее 1% (доля США– 21%, Японии – 16%, стран Юго-Восточной Азии –9%). Россия утратила свои позиции в мировом экспорте оружия: СССР довел свою долю до 38%, Россия сейчас осуществляет 10% продаж оружия на мировом рынке. Только с 1995 г. Россия начала постепенно наращивать экспорт оружия, стараясь возвратиться на утраченные рынки. Производя около 25% мирового объема урана, Россия продает лишь 4% от его мировых продаж. Ведущие страны Европы и США через посредство международных финансовых организаций, преследуя свои естественные интересы, косвенно стимулируют развитие энергосырьевых отраслей и тормозят экспортный потенциал России в области готовой продукции, особенно связанной с высокими технологиями. Явно прослеживается намерение западных предпринимателей перенести на территорию России производства, сильно загрязняющие окружающую среду. Не случайна высокая доля иностранных инвестиций в цветную металлургию, химическую и целлюлозно-бумажную промышленность, то есть в те производства, которые из-за ужесточающихся экологических норм свертываются в развитых странах Запада.
Одной из серьезных финансовых проблем является внешняя задолженность... 17 мая 1993 г. Россия взяла на себя обслуживание внешнего долга Советского Союза, получив в наследство также и оставшиеся у Госбанка СССР незначительные активы и советскую собственность за рубежом. Задолженность стран “третьего мира” Советскому Союзу составляла более 150 млрд. долларов, но рыночная цена этого долга–от силы 10%. Большинство этих стран не признавали своего долга или были не в состоянии платить, лишь Индия, Вьетнам и Алжир стали рассчитываться с Россией поставками товаров.
Традиционно источником валюты для покрытия внешней задолженности являлась внешняя торговля. В 1991 г. СЭВ– экономическая ассоциация социалистических стран –прекратил свое существование, и внешняя торговля стала вестись почти полностью на основе расчетов валютой.
Прогрессировавшая в течение 1991 г. дезинтеграция экономик союзных республик и последовавший в декабре окончательный распад СССР нарушили многолетние хозяйственные связи между предприятиями, вели к нарастанию кризиса во всех государствах СНГ.
С 1991 г. началось снижение общего объема валютной внешней торговли (экспорт + импорт), которое продолжилось и в 1992 г. –первой половине 1993 г. Главной причиной этого в условиях новой независимой России было сохранение единого денежного пространства с другими республиками бывшего Советского Союза, отсутствие границ и таможен (“открытость” границ). В соответствии с межгосударственными соглашениями Россия поставляла странам СНГ энергоносители и важнейшие производственные ресурсы–цветные, черные, редкие металлы. И зачастую эти ходовые (и оплаченные по низким внутренним ценам предоставленными Россией же кредитами) экспортные товары реэкспортировались за пределы СНГ. Шел огромный поток контрабанды дешевых российских стратегических товаров (особенно металлов) через Эстонию. Россия не только не получала от этого экспортной выручки, но и несла прямые валютные потери, так как цены на цветные металлы на мировом рынке упали. В июле 1993 г. Россия ввела собственную национальную валюту, единое денежное пространство со странами СНГ перестало существовать, межгосударственная торговля с ними переходила на долларовые расчеты. И положительный баланс торговли со странами СНГ оставил 5, 2 млрд. долларов. Внешняя торговля со странами дальнего зарубежья также имела положительное сальдо. Положительный баланс был достигнут, при продолжавшемся снижении и экспорта и импорта, за счет того, что импорт падал быстрее.
Отношения с зарубежными партнерами.
Развал старой системы внешней торговли нарастал со времен перестройки: в конце 1986 г. была ликвидирована государственная монополия внешней торговли, и отраслевые министерства получили право торговать на мировом рынке. С 1988 г. (по Закону о государственном предприятии 1987 г. ) такое же право получили крупные государственные предприятия, и их количество постоянно росло. Основных проблем в организации внешнеторгового оборота было две. Первая –огромная разница внутренних и мировых рыночных цен на основные экспортные товары. Вторая–необходимость вернуть экспортную выручку в страну. Обе были связаны с необходимостью ввести рыночную конвертируемость рубля.
В январе 1992 г. все предприятия получили право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью. В отношении импорта была проведена полная либеризация: в первой половине 1992 г. не было ни квот (т. е. ограничений количества), ни даже тарифов (т. е. пошлин, налогов) на импорт. Со второй половины 1992 г. , стремясь получить доходы в бюджет (на чем настаивали Минфин и МВФ), Россия ввела единый тариф на импорт, составлявший 15% от стоимости. Затем были установлены дифференцированные тарифы на разные товары, а импортные квоты и лицензии отменены.
Сложнее проходила либерализация экспорта. В отношении неглавных экспортных товаров, внутренние цены на которые были отпущены, с января 1992 г. был установлен свободный экспортный режим. На экспорт других товаров: нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля, электроэнергии, цветных металлов, целлюлозы, пшеницы, алкогольных напитков, рыбы и леса, - составлявших 70% российского экспорта, сохранялись квоты и лицензии. Квоты на экспорт определяло Министерство экономики, чтобы не оставить российский рынок без важнейших товаров, соблазн вывоза которых был очень велик, так как их внутренние цены составляли лишь 1% мировых. Соперничество экспортных фирм за квоты обогащало чиновников.
В целом в России преобладает теперь рыночный способ распределения, с установлением прямых (или через коммерческих посредников) контактов между производителем и потребителем и свободным назначением цены на товары, услуги и труд.
С 1988 г. широко распространилась продажа российского сырья за границу по низким ценам–шло расхищение национального богатства, переход его из общественного достояния в частное. Поэтому Министерство внешнеэкономических связей выдавало экспортную лицензию, чтобы проверить правильность цены в контракте российского экспортера и иностранного партнера. В 1992 г. было введено новшество: экспортеры регулируемых статей экспорта должны были платить экспортные тарифы (пошлины), исчисляемые в европейских валютных единицах (ЭКЮ), чтобы покрыть большую часть разницы между внутренней и мировой ценой. Но это вызвало яростное сопротивление экспортеров: большинство искало лазейки для уклонения от уплаты, самые крупные фирмы добились от правительства статуса “специальных экспортеров”, освобожденных от налога.
Естественным решением этой проблемы была либерализация цен внутреннего рынка на главные экспортные товары. Эти цены росли, несколько сократился перечень стратегических товаров, снизились экспортные налоги и уменьшилась привлекательность статуса “специального экспортера”. С 1 января 1995 г. квотами ограничивается около 5% наименований экспорта, как правило, это товары, экспорт которых осуществляется в соответствии с международными договорами России. В целом российская внешняя торговля стало соответствовать требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и осенью 1993 г. Россия подала заявление о приеме в ГАТТ. Участие в этой организации позволяет получить принятые в международной торговле льготы, в частности, режим наибольшего благоприятствования. Но в связи с общей финансовой неустойчивостью, а также из-за введения ряда протекционистских пошлин на импорт вопрос о приеме России в ГАТТ был отложен.
С началом денежного этапа приватизации правительство надеялось на приток иностранных капиталов. В августе 1994 г. был достигнут пик иностранных инвестиций: зарубежные компании приобрели за месяц акций российских предприятий на сумму 500 млн. долларов. Иностранцы предпочитали вкладывать деньги в отрасли с быстрой окупаемостью вложений и гарантированной валютной выручкой. Первоначально это были предприятия торговли и общественного питания, отели, затем все больше– сырьевой сектор.
Между тем иностранные предприниматели считают основными причинами, сдерживающими их участие в российской экономике, общую экономическую и политическую нестабильность в стране, коррумпированность и бюрократизм государственных чиновников, преступность.
МВФ.
Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял 103, 9 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась в 56, 5 млрд. долларов. Несмотря на это 1 апреля 1992 г. президент США Дж. Буш и канцлер Германии Г. Коль от имени семи наиболее развитых западных стран заявили, что в 1992 г. России будет оказана финансовая помощь в размере 24 млрд. долларов. На практике в отношениях с Россией Запад поступал как кредитор, стремящийся к возвращению своих денег, но отнюдь не заинтересованный в появлении сильного конкурента на мировых рынках.
Финансовая помощь реформам, как ее представлял Запад, могла заключаться в отсрочке и льготах по выплате уже имевшихся долгов. 27 февраля правительство России подписало с Международным валютным фондом, представлявшим интересы кредиторов, вспомогательную программу, дававшую отсрочку в выплате долгов и обеспечивавшую кредитование закупок продовольственного зерна за рубежом. В качестве жесткого условия такого соглашения МВФ (Международный валютный фонд) потребовал, чтобы реформы в России были направлены на достижение двух стратегических целей: полную либерализацию цен и ликвидацию бюджетного дефицита.
Перестройка системы государственного регулирования экономики. Основной чертой рыночной экономики является свободное предпринимательство: человек должен иметь право создавать, развивать и ликвидировать свое частное предприятие, управлять им и извлекать прибыль, решать, что и как производить, покупать и продавать, с кем вступать в деловые отношения и добровольно заключать контракты, свободно назначать цены на свою продукцию и услуги. Таким образом, в основе свободы предпринимательства лежат: а) свобода назначения цен; б) свобода торговли; в) свобода организации производства. Конечно, ни в одной стране не существует абсолютной рыночной свободы, государство на практике всегда в какой-то степени ограничивает рыночную стихию, но свобода предпринимательства обязательно провозглашается и закрепляется в законодательстве.
К 1993 г. в России регулирование цен осталось только в двух секторах: энергетике и сельском хозяйстве из-за их сложного и особенного положения естественных монополистов.
Накануне радикальной экономической реформы, в декабре 1991 г. российские цены (на внутреннем рынке) на энергоносители были смехотворно низки–менее 1% мировых рыночных цен; цена на нефть, в частности, составляла 0, 4% мировой цены. С началом реформ и ослаблением государственного контроля над энергоресурсами это привело к их легальной и нелегальной перекачке коммерческими структурами в страны дальнего и особенно ближнего зарубежья. Сохранение низких цен на энергоносители за счет бюджетных дотаций противоречило рыночным принципам, но было выгодно государственным промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, которые в противном случае становились убыточными и оказывались перед угрозой закрытия.
Летом 1993 г. правительство подняло цены на газ и электроэнергию, сохранив регулирование цен на них в зависимости от конкретных условий каждого региона. В указе Президента от 3 декабря 1991 г. провозгласившем либеризацию цен, предполагалось, что закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию тоже не будут регулироваться и государство будет приобретать на равных условиях с другими покупателями продукцию колхозов и совхозов. Но, учитывая особую остроту продовольственного вопроса для России, политические спекуляции на тему о грядущем голоде, государство в течение 1992–1993 гг. оставалось гарантом продовольственного обеспечения граждан: оно закупало на условиях льготного кредитования 35% зерна у производителей, субсидировало централизованный импорт зерна. Однако уже в 1993 г. импорт зерна государством сократился почти вдвое по сравнению с предшествующим годом, так как все в большей степени наполнение продовольственного рынка осуществлялось негосударственными структурами.
Экономические прогнозы на дальнейшее сотрудничество России с “ближним зарубежьем”.
Хотелось бы отметить, что отношения России с “ближним зарубежьем” –это непрерывная цепь проблем и поисков их решения: в трудном диалоге вырабатываются новые формы взаимоотношений государств на постсоветском пространстве. Нелегко подобрать критерий, по которому эти отношения можно было бы оценить как успешные или неуспешные. До сих пор не ясно, какая тенденция в СНГ возобладает: к полному обособлению и поиску новых стратегических партнеров вне Содружества или к интеграции (экономической, политической, военной и т. д. ) внутри СНГ. Многое будет зависеть от позиции России: сумеет ли она преодолеть психологический барьер и начать строить отношения со странами СНГ как равная с равными или возобладают “неоимперские” намерения главенствовать на всем постсоветском пространстве.
Тема 18.
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА НА РУБЕЖЕ ХХ И XXI ВВ... Этапы становления глобальной экономики.
Первые шаги по пути к глобальной (охватывающей весь земной шар) экономике были сделаны благодаря международному разделению труда и торговле между странами. Эти шаги привели в XVI веке к возникновению мирового рынка. Мировой рынок –единая совокупность международных торгово-денежных, торгово-экономических и кредитно-финансовых отношений стран. Такой рынок достиг высокого уровня развития на индустриальной стадии производства в XIX столетии. На современном этапе развития мирового хозяйства появились новые направления его прогресса:
а) международное сотрудничество государств строится на основе их материальной заинтересованности. Сейчас исключается былое внеэкономическое принуждение стран и народов; б) расширяется мировое рыночное пространство. Многие отсталые в экономическом отношении страны, имевшие натуральное или полунатуральное производство, переходят к рыночным отношениям. Бывшие социалистические государства, входившие в замкнутые союзы, становятся странами с открытой рыночной экономикой;
в) развиваются все формы хозяйственных связей между странами. Если в начальный период развития международных экономических отношений преобладала внешняя торговля, то теперь эти отношения становятся все более разнообразными. Сюда входят:
- внешняя торговля; - интеграция (объединение национальных хозяйств);
- обмен научно-технической информацией и технологическими разработками; - перемещение рабочей силы из одной страны в другую;
- международный кредит и иностранные инвестиции; - валютные взаимоотношения государств;
г) дальнейшее развитие интернационализации (превращение в международные) производства. Новый этап интернационализации производства.
Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация (“интер” по-латыни – между, “нацио” – народ) производства. Она означает развитие таких организационно-экономических связей, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других странах. Международные связи национальных экономик укрепляются, когда постоянно налаживаетсямеждународное разделение труда –обособление отдельных стран на производстве тех или иных товаров и услуг в целях их продажи в других странах.
Первоначально специализация странна изготовление каких-либо изделий была обусловлена их различиями в природно-климатических условиях производства (особенно это касается сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров). Как известно минеральные ресурсы крайне неравномерно распределены по территории Земли. В разных регионах имеется неодинаковый земельный фонд, который в одних местах лучше пригоден для земледелия, а в других–для животноводства. Из-за различий в атмосферно-погодных условиях во многих странах имеются неодинаковые возможности для выращивания разных сельскохозяйственных культур или для развития определенных пород скота. Такая естественная зависимость страновой специализации производства существовала издавна и сохранилась до сих пор.
На индустриальной стадии производства в экономических взаимоотношениях стран возобладалпринцип сравнительного преимущества. Согласно этому принципу страны специализируются на производстве тех товаров, которые они могут делать с относительно более низкими издержками по сравнению с другими странами. В условиях свободной конкуренции между какими-либо двумя странами их граждане будут покупать, скажем, обувь только той страны, где–она обходится дешевле. Будет ли выгодно каждой стране экспортировать товар, в производстве которого она имеет сравнительное преимущество, и импортировать продукт, изготовление которого в этой стране является относительно менее эффективным? Ответ на этот вопрос очевиден. Государство, обладающее сравнительным преимуществом, будет богаче, но и стране, у которой нет такого преимущества, тоже не станет хуже. В итоге человеческое сообщество от торговли выигрывает, и торговля никому не наносит ущерба.
Новый, современный этап интернационализации производства порожден научно-технической революцией. Глубокие изменения в науке, технике и производстве имеют по ряду признаков глобальный характер и требуют международных усилий. Эти изменения столь масштабны, что осуществить их уже невозможно силами одной, даже крупной державы.
Научно-техническая революция позволяет в короткий срок настолько увеличить выпуск новой продукции. Что внутренние рамки отдельных стран оказываются слишком узкими для ее полного использования. Становится необходимым и экономически оправданным развертывать производство в расчете не на одну страну, а гораздо в более широких масштабах.
Научно-техническая революция углубляет общественное разделение труда –осуществляется переход от предметной (межотраслевой) специализации к подетальной (внутриотраслевой).
В рамках внутриотраслевой специализации предприятия, расположенные на территории какой-то страны, становятся лишь обособленными звеньями разделения труда в общей международной организации производства определенного товара. Например, значительную часть операций по изготовлению американских телевизоров и другой электронной аппаратуры выполняют рабочие заводов, расположенных в Южной Корее, на Тайване и в других развивающихся странах.
Современный этап интернационализации производства значительно расширяет рамки международной кооперации труда. Во многих национальных хозяйствам повышается роль тех их частей, которые порождены организационно-техническим взаимодействием разных стран. Все большее количество предприятий, входящих в национальные комплексы, становятся звеньями мирового хозяйства. В результате независимо от форм собственности и общественного строя разных стран происходит их все более полная экономическая взаимозависимость.
Разоружение, безъядерные зоны.
Отношения СССР с “дальнем зарубежьем” в 1991 г. развивались по двум основным направлениям: в военно-политической и экономической сфере. В военно-политической сфере, демонстрируя свои дружественные намерения, Россия проводила политику уступок и открытости, шла навстречу стратегическим интересам США. В ответ она получила международную поддержку, важную для становления Россия как самостоятельного государства. Россия стремилась утвердиться в качестве правопреемницы СССР на международной арене–и ей было предоставлено место Советского Союза в Совете Безопасности ООН. Россия заняла место СССР во всех международных организациях. Россия заявила о намерении остаться единственной ядерной державой на постсоветском пространстве, что отвечало духу международных договоров о нераспространении ядерного оружия (советское ядерное оружие оставалось на территории еще трех государств–Украины, Белоруссии и Казахстана). США были заинтересованы в сохранении надежного контроля за ядерным оружием и проведении сокращений, предусмотренных договором ОСНВ-1, поэтому они всемирно поддержали Россию.
В январе 1993 г. президенты России и США подписали в Москве новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2), предусматривавший, что к 2003 г. ядерные силы двух стран должны быть взаимно сокращены до уровня, составляющего 1/3 от уровня, зафиксированного ранее договором ОСНВ-1. Верховный Совет России, считая договор недостаточно проработанным, не ратифицировал его, а в октябре 1996 г. Государственная Дума выступила против ратификации договора ОСНВ-2, считая, что он ведет к уничтожению ракетных войск стратегического назначения и нарушению ядерного паритета России и США.
Свидетельством отказа России от экспансии и военного противостояния с другими странами стала ее новая доктрина. “Основные положения военной доктрины Российской Федерации” предусматривали формирование российских Вооруженных сил на основе принципа достаточности для поддержания обороноспособности страны во всех направлениях. К числу приоритетных задач российских Вооруженных сил было отнесено обеспечение действий Совета Безопасности ООН и других международных организаций по поддержанию мира и стабильности в международных отношениях. Что свидетельствовало о намерении российской дипломатии играть сопоставимую с США роль “миротворца” в любых региональных конфликтах.
В целом российская дипломатия в этот период оказалась несвободна в своих решениях и на международной арене безоговорочно поддерживала действия США. Россия поддержала военно-инспекционный контроль иракских военных объектов и международные санкции против Ирака. Это подрывало политическое влияние России на Ближнем и Среднем Востоке и наносило ей серьезный экономический урон (Ирак был одним из главных покупателей советского оружия и крупнейшим должником). Россия присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии (Сербия + Черногория), введенным из-за поддержки югославами боснийских сербов в межнациональном конфликте в Боснии. Это не соответствовало исторически традиционной роли России как покровительницы Сербии и шло вразрез с ее политическими интересами на Балканах. Во всех этих случаях российская дипломатия отдавала приоритет сохранению дружественных отношений с США. Что касается отношений с другими крупными государствами, то с ФРГ они были в этот период демонстративно дружескими: продолжался вывод войск из Восточной Германии, и ФРГ выделяла значительные денежные суммы на их социальное обустройство в новых местах дислокации. Отношения с Францией несколько затормозились: у обоих государств не было точек экономического и политического соприкосновения.
Сложными были отношения с Японией: в 1991 г. во время визита М. Горбачева советская делегация официально признала существование территориального вопроса– о государственной принадлежности четырех Южно-Курильских островов. В апреле 1996 г. руководители стран “семерки” (США, Великобритании, Германии, Италии, Канады, Франции, Японии) и России, встретившись в Москве, достигли соглашения о необходимости полного прекращения ядерных испытаний в целях упрочения ядерной безопасности и нерасширения группы ядерных государств. И 25 сентября 1996 г. в Нью-Йорке был подписан официальный Договор о запрещении ядерных испытаний во всех средах (на тот момент официально разрешенными оставались лишь подземные испытания, но Китай проводил также и атмосферные), к которому присоединились 158 государств (кроме Индии).
Нестабильность мирового хозяйства.
Во второй половине ХХ столетия в глобальной экономике стали остро проявляться нарушения ряда жизненно важных хозяйственных пропорций. Своими отрицательными последствиями такие нарушения стали представлять угрозу всей человеческой цивилизации. В связи с этим мировое сообщество выделяет требующие первоочередного разрешенияглобальные экономические проблемы. Демографическая (относящаяся к численности народонаселения) проблема порождена тем, что во второй половине ХХ в. начался “демографический взрыв” –стремительные рост населения Земли. 80% прироста мирового населения приходится на Азию, Африку и Латинскую Америку. Если в развитых странах (Великобритания, Германия, США, Австрия) семья состоит в среднем из 3 человек, то в развивающихся странах (Сирия, Иран, Пакистан, Филиппины, Тайланд) в семьях проживает вдвое больше людей.
Быстрый рост населения в развивающихся странах вызывает ряд серьезных социально-экономических осложнений. В некоторых государствах так быстро увеличивается численность населения, что обнаруживаются признаки общего перенаселения, препятствующего эффективному хозяйствованию. Размеры потребления в расчете на душу населения остаются невысокими по сравнению с действительными потребностями людей, и особенно– в сопоставлении с уровнем потребления в развитых странах. Непосредственно затрагивает условия существования значительной части населения всех континентовпродовольственная проблема. Ее основное проявление –голод и недоедание, вызывающие болезни и даже смерть людей, препятствующие нормальному физическому и умственному развитию человека. От недоедания страдает свыше 800 миллионов человек, а от голода ежегодно умирает 20– 30 миллионов. В то же время нынешний уровень развития науки и техники позволяет увеличить производство продуктов питания по крайней мере в 4 раза. Этого достаточно для удовлетворения потребностей в продовольствии большего числа людей, чем то, которое, по современным представлениям демографов, когда-либо будет одновременно обитать на нашей планете.
Основным путем решения продовольственной проблемы является продовольственное самообеспечение развивающихся государств по крайней мере относительно наиболее важными продуктами питания для основной массы людей и улучшения распределения этих продуктов среди населения. Важно также в рамках мирового хозяйства создавать такие экономические условия, которые бы надежно обеспечивали потребности всех людей в продуктах питания.
Достижение этих целей непосредственно связано с решением проблемы преодоления экономической отсталости развивающихся стран. В современном мировом хозяйстве увеличивается разрыв в уровне богатств между развитыми и развивающимися странами, усиливается сосредоточение мирового богатства в немногих странах. Корни такого положения обнаруживаются в чрезмерном отставании технического уровня производства во многих государствах. Чтобы преодолевать экономическую отсталость большинства стран мира, требуется проводить в них прогрессивные преобразования социально-экономических отношений и хозяйственного механизма. Необходимо также перестраивать международные экономические отношения.
Как известно, издавна сложились ненормальные экономические отношения между западными государствами и большинством развивающихся стран. Эти отношения строились на неэквивалентной торговле, дававшей огромную выгоду странам-монополистам. Последние продают свою готовую промышленную продукцию по повышенным ценам, а покупают сырье и энергоносители в слаборазвитых странах по пониженным ценам. В результате быстро растет долг развивающихся стран развитыми.
Новый мировой экономический порядок, основанный на равноправной основе в торговле, призван гарантировать справедливое возмещение затрат труда и природных ресурсов, поступающих из этих стран в распоряжение развитых участников мирового хозяйства. Уменьшение отставания развивающихся стран и повышение уровня жизни их населения может способствовать оживлению экономической активности в западных государствах, даст возможность полнее использовать их производственные возможности. Экологический кризис.
С появлением цивилизации, и особенно государства, деятельность человека стала носить определенный вред окружающей его природной среде. Но до середины ХХ века этот вред был весьма незначительным и исправимым. Например, в раннее средневековье новые леса в Европе росли быстрее, чем человек успевал вырубать старые. Но взрывные темпы роста населения и еще более высокие темпы роста производства и потребления материальных благ положили конец этой идиллии. Реальностью стали:
·деградация, вследствие злоупотребления удобрениями и химическими средствами борьбы с вредителями зерновых, миллионов гектар некогда плодородной земли; · сведение на дрова тропических лесов – “легких планеты” и наступление пустынь; ·истощение озонового слоя из-за превышающих допустимые нормы выбросов в атмосферу фреонов;
·комплексное загрязнение воздуха, воды и почв токсичными и радиоактивными промышленными отходами;
· варварское уничтожение (на мясо и сырье) многочисленных видов животных и рыб. В результате окружающей среде нанесен серьезный ущерб, который, в свою очередь, ведет к росту заболеваемости, особенно дыхательных путей и онкологической. Ответственность за ухудшение окружающей среды несут прежде всего экономически развитые страны, ведь именно на их долю приходится более 2/3 всех потребляемых человечеством природных ресурсов и менее 20% населения.
Но и в развивающихся (слаборазвитых) странах соединение нищеты и стремительного роста населения наносит серьезный ущерб природе. В частности, рисовые поля и домашний скот, дающие пропитание двум миллиардам человек, служат основными источниками выбросов в атмосферу метанола, способствующего формированию “парникового эффекта”. Индустриализация и модернизация в этих странах проводится зачастую отнюдь не на базе новейших экологически чистых технологий. Следует учитывать и тот факт, что некоторые виды ресурсов, например нефть, уголь, газ, руды металлов, исчерпаемы. Расчеты, произведенные в середине 70-х специалистами Римского клуба, едва не посеяли настоящую панику– по их данным, основные ресурсы должны были исчерпаться уже к 1995 –2025 году. И хотя дальнейшие исследования показали. Что ресурсов, о которых идет речь, хватит еще лет на 100, особых оснований для самоуспокоения у человечества нет. Экологические проблемы действительно остры и носят глобальный характер.
Если в XXI веке не будут найдены пути их эффективного решения, этот век действительно может оказаться последним в земной истории человечества.
Список используемой литературы:
1. Березин И. – Краткая история экономического развития. Москва, 1999. 2. Борисов Е. Ф. – Основы экономики. Москва, 1998.
3. Всемирная история экономической мысли. Москва, 1997. 4. Греков Б. Д. – Киевская Русь. Москва, 1953.
5. Под общ. редакцией проф. Данилова А. А. – Россия и мир. Учебная книга по истории. Москва, 1994. 6. Липсиц И. , Любимов Л. , Антонова Л. – Раскрывая тайны экономики. Москва, 1994. 7. Мальм В. А. – Промыслы древнерусской деревни. Москва, 1956. 8. Пол А. Самуэльсон, Вильям Д. Нордхаус. – Экономика. Москва, 1997. 9. Павлов В. А. – История Российской Политической Экономии. Москва, 1995. 10. Рыбаков Б. А. – Киевская Русь и русские княжества XII – XIII вв. Москва, 1982. 11. Рыбаков Б. А. – Мир Истории. Москва, 1987.
12. Рябикин С. П. – Новейшая история России (1991 –1997): Пособие для учителей, старшеклассников, абитуриентов и студентов. Санкт-Петербург, 1997.
13. Романенко А. В. – Пособие по истории России ХХ век. Для выпускников и поступающих в вузы. Санкт-Петербург, 1996. 14. Под редакцией проф. Ройзберга Б. А. – Курс экономики. Москва, 1997. 15. Смирнов С. Г. – Задачник по истории средних веков. Для средних учебных заведений. Москва, 1995. 16. Тимошина Т. М. – Экономическая история России. Москва, 1998. 17. Харькова Е. П. – История предпринимательства и меценатства в России”. Москва, 1998.