рефераты курсовые

Достижение эквивалентности стихотворного художественного перевода

единство первой, второй и третьей строф - единственный случай из всех

четырех переводов; и большинство смысловых аспектов; однако ритм оригинала,

благодаря употреблению трех- и четырехсложных слов и образованию пиррихиев,

не передан: потеряны образы Triumph и Disaster, введен новый образ Леты;

не переданы некоторые смысловые аспекты (см. выше).

Перевод А. Грибанова “Если сможешь”.

|R. Kipling |А. Грибанов |

| | |

|IF |ЕСЛИ СМОЖЕШЬ |

| | |

|If you can keep your head when all |Сумей, не дрогнув среди общей |

|about you |смуты, |

|Are losing theirs and blaming it on |Людскую ненависть перенести |

|you, |И не судить , но в страшные |

|If you can trust yourself when all |минуты |

|men doubt you, |Остаться верным своему пути. |

|But make allowance for thier |Сумей не раздражаться |

|doubting too; |ожиданьем, |

|If you can wait and not be tired by |Не мстить за зло, не лгать в |

|waiting, |ответ на ложь, |

|Or being lied about, don’t deal in |Не утешаясь явным или тайным |

|lies, |Сознаньем, до чего же ты хорош.|

|Or being hated, don’t give way to | |

|hating, | |

|And yet dont’t look too good, nor |Умей держать мечту в |

|talk too wise: |повиновеньи, |

| |Чти разум, но не замыкайся в |

|If you can dream - and not make |нем, |

|dreams your master; |Запомни, что успех и пораженье |

|If you can think - and not make |- |

|thoughts your aim; |Две лживых маски на лице одном.|

|If you can meet with Triumph and | |

|Disaster |Пусть правда, выстраданная |

|And treat those two impostors just |тобою, |

|the same; |Окажется в объятьях подлеца, |

|If your can bear to hear the truth |Пусть рухнет мир, умей |

|you’ve spoken |собраться к бою, |

|Twisted by knaves to make a trap for |Поднять свой меч и биться до |

|fools, |конца. |

|Or watch the things you gave you life| |

|to, broken, |Сумей, когда игра того |

|And stoop and build’em up with |достойна, |

|worn-out tools: |Связать судьбу с одним броском |

| |кости, |

|If you can make one heap of all your|А проиграв, снести удар |

|winnings |спокойно |

|And risk it on one turn of |И без ненужных слов начать с |

|pitch-and-toss, |нулей. |

|And lose, and start again at your |Сумей заставить сношенное тело |

|beginnings |Служить сверх срока, не сбавляя|

|And never breathe a word about your |ход. |

|loss; |Пусть нервы, сердце - все |

|If you can force your heart and |окаменело, |

|nerve and sinew |Рванутся, если Воля подстегнет.|

|To serve you turn long after they are| |

|gone, | |

|And so hold on when there is nothing |Идя с толпой, умей не слиться с|

|in you |нею, |

|Except the Will which says to them: |Останься прям, служа при |

|“Hold on!” |королях. |

| |Ничьим речам не дай звучать |

|If you can talk with crowds and keep |слушнее, |

|your virture, |Чем голос истины в твоих ушах. |

|Or walk with Kings - nor lose the |Свой каждый миг сумей прожить |

|common touch, |во славу |

|If neither foes nor loving friends |Далекой цели, блещущей с |

|can hurt you, |вершин, |

|If all men count with you, but none |Сумеешь - и земля твоя по |

|too much; |праву, |

|If you can fill the unforgiving |И, что важней, ты Человек, мой |

|minute |сын! |

|With sixty seconds’ worth of distance| |

|run, | |

|Yours is the Earth and everything | |

|that’s in it, | |

|And- which is more - you’ll be a Man,| |

|my son! | |

Название оттеняет возможность, потенциальность, отчего теряется

характеристика заповеди, внушения; фигура адресата затемнена, несмотря на

использование определенно-личных форм глагола.

В переводе сохранена базовая форма оригинала (см. приложение 2,3): во

многих стихах присутствует цезура после 2-й стопы; переданы смысловые

отношения сопоставления и противопоставления (антитеза); рифмуются в

основном одно- и двухсложные слова, глагольные формы с именами

существительными, что подчеркивает динамику, сохранен оценочный характер

рифм: ложь-хорош; присутствует внутренняя рифма и звуковые ряды:

раздражаться ожиданьем; не лгать в ответ на ложь; в переводе сохранены

переносы (enjambements):

0.

0. Не утешаясь тайный или явным

0. Сознаньем, до чего же ты хорош.

0.

Сохранен образ Воли (Will), однако здесь он теряет элементы

олицетворения из-за отсутствия прямой речи:

|Киплинг: |Грибанов |

|Except the Will which says to |Рванутся, если Воля подстегнет |

|them:”Hold on!” | |

А. Грибанов сохраняет образ Человека, подчеркивая цезуру в последней

строке, кроме того, он переводит ее почти дословно:

|Киплинг: |Грибанов |

|And - which is more - you’ll be a |И, что важней, ты Человек, мой |

|Man, my son! |сын! |

К достоинствам перевода также следует отнести наличие некоторых

довольно точных смысловых эквивалентов оригиналу: одним броском костей;

держать мечту в повиновенье; игра того достойна; начать с нулей.

Однако необходимо отметить следующие отступления от оригинала:

многочисленные пиррихии (например, во 2-й строфе их 11), создающие

ритмические сбои, разрушающие цезуры; рефрен не сохранен, начало стихов

оформлено повелительными формами глаголов, анафора используется только один

раз: Не мстить; Не утешаясь.

Переводчик разрушает аллегорический ряд: Triumph и Disaster уже

традиционно становятся успехом и пораженьем, knaves - подлецом (что,

однако, ближе, чем подлость у Корнилова) - возникает новый метафорический

образ - две лживых маски на лице одном.

В этом переводе так же не сохранен смысловой аспект двойной потери,

one heap of all your winnings становится просто судьбой, однако А. Грибанов

сохраняет другой, на наш взгляд важный смысловой оттенок:

|Киплинг: |Грибанов |

|And lose, and start again at your |И без ненужных слов начать с нулей|

|beginnings | |

Здесь герой, проигрывая, начинает все сначала, как и у Киплинга.

Киплинговский образ героя в четвертой строфе семантически сужается и

трансформируется: если у Киплинга его герой talk with crowds (и, возможно,

с позиций власти), walk with kings, - то у Грибанова он куда-то идет с

толпой, с нею, правда, не сливаясь, а при королях он служит:

|Киплинг: |Грибанов |

|If you can talk with crowds-and |Идя с толпой, умей не слиться с |

|keep your virtue, |нею, |

|Or walk with kings - nor lose the |Останься прям, служа при королях. |

|common touch, | |

Киплинговские foes and loving friends (враги и друзья) у Грибанова

превращаются в голос истины, а понятие unforgiving minute (непрощающего

времени) - в далекую цель, что также очень далеко от оригинала:

|Киплинг: |Грибанов |

|If neither foes nor loving friends|Ничьим речам не дай звучать |

|can hurt you |слышнее |

|If all men count with you, but |Чем голос истины в твоих ушах |

|none too much | |

|If you can fill the unforgiving |Свой каждый миг сумей прожить во |

|minute |славу |

|With sixty seconds worth of |Далекой цели, блещущей с вершин |

|distance run | |

Далее, А. Грибанов не только сохраняет образ воина, но и дополняет

его новыми выразительными подробностями, которые у Киплинга просто

отсутствуют:

|Киплинг: |Грибанов |

|Or watch the things you gave your |Пусть рухнет мир, умей собраться к|

|life to, broken |бою, |

|And stoop and build them up with |Поднять свой меч и биться до |

|worn-out tools |конца. |

Помимо указанных нами ранее отклонений от оригинала, основным

недостатком перевода А. Грибанова является его вольность - переводчик

предлагает в некоторых местах свою смысловую интерпретацию ситуации,

практически убирает некоторые строки, заменяя их своими, что ведет к

смещению и даже искажению смысловых аспектов подлинника.

Перевод А. Шараповой “Из тех ли ты...”

|R. Kipling |Алла Шарапова |

| | |

|IF |ИЗ ТЕХ ЛИ ТЫ |

| | |

|If you can keep your head when all |Из тех ли ты, кто не дрожал в |

|about you |сраженье, |

|Are losing theirs and blaming it on |Но страх других себе в вину |

|you, |вменил, |

|If you can trust yourself when all |Кто недоверие и осужденье |

|men doubt you, |Сумел признать, но доблесть |

|But make allowance for thier |сохранил? |

|doubting too; |Кто бодро ждал и помнил, что |

|If you can wait and not be tired by |негоже |

|waiting, |Неправдою отплачивать лжецу |

|Or being lied about, don’t deal in |И злом злодею (но и этим тоже |

|lies, |Гордиться чресчур нам не к лицу). |

|Or being hated, don’t give way to | |

|hating, |Ты - друг мечты, но средь ее |

|And yet dont’t look too good, nor |туманов |

|talk too wise: |Не заблудиться смог? И не считал, |

| |Что Мысль есть Бог? И жалких |

|If you can dream - and not make |шарлатанов - |

|dreams your master; |Триумф и Крах - с улыбкой отметал?|

|If you can think - and not make | |

|thoughts your aim; |И ты сумеешь не придать значенья, |

|If you can meet with Triumph and |Когда рабы твой труд испепелят |

|Disaster |И смысл высокий твоего ученья |

|And treat those two impostors just |Топла на свой перетолкует лад? |

|the same; | |

|If your can bear to hear the truth |Рискнешь в игре поставить |

|you’ve spoken |состоянье, |

|Twisted by knaves to make a trap for |А если проиграешь все, что есть, -|

|fools, | |

|Or watch the things you gave you life|Почувствуешь в душе одно желанье: |

|to, broken, |Встать от игры и за труды засесть?|

|And stoop and build’em up with | |

|worn-out tools: |Послушна ли тебе и в боли дикой |

| |Вся армия артерий, нервов, жил? |

|If you can make one heap of all your|Воспитана ли Воля столь великой, |

|winnings |Чтоб телу зов ее законом был? |

|And risk it on one turn of | |

|pitch-and-toss, |Ты прям и прост на королевской |

|And lose, and start again at your |службе? |

|beginnings |С простолюдином кроток? Справедлив|

|And never breathe a word about your | |

|loss; |К достойному назло вражде и |

|If you can force your heart and |дружбе? |

|nerve and sinew |Властителен порой, но не кичлив? |

|To serve you turn long after they are|И правда ли, что даже малой доли |

|gone, |Своих часов, минут ты господин |

|And so hold on when there is nothing |Ну что ж! Земля твоя, и даже боле |

|in you |Тебе скажу: ты Человек, мой сын! |

|Except the Will which says to them: | |

|“Hold on!” | |

| | |

|If you can talk with crowds and keep | |

|your virture, | |

|Or walk with Kings - nor lose the | |

|common touch, | |

|If neither foes nor loving friends | |

|can hurt you, | |

|If all men count with you, but none | |

|too much; | |

|If you can fill the unforgiving | |

|minute | |

|With sixty seconds’ worth of distance| |

|run, | |

|Yours is the Earth and everything | |

|that’s in it, | |

|And- which is more - you’ll be a Man,| |

|my son! | |

Переводчик сохраняет образ адресата, присутствует местоимение ты;

стихотворение начинается словами Из тех ли ты и заканчивается, как и в

оригинале, раскрытием образа адресата - мой сын.

Отдельно хотелось бы отметить некоторые фрагменты этого перевода, как

созвучные с предложенной нами интерпретацией:

Из тех ли ты что не дрожал в сраженьи,

Но страх других себе в вину вменил,

Далее:

Послушна ли тебе и в боли дикой

Вся армия артерий, нервов, жил?

Как нам кажется, эти примеры поддерживают образ воина, созданный

Киплингом.

Далее, при том, что переводчик сохраняет графическое размещение

стихов - единственный случай из всех 4-х приведенных переводов (см.

приложение 2,3), размер оригинала, строфическое деление на октавы,

перекрестную рифмовку; несмотря на активно используемую звукопись: дрожал в

сраженье, негоже, лжецу, тоже - тем не менее этот перевод наиболее далек от

оригинала. Уже на уровне ритма видны глубинные отличия:

0. Широкое употребление четырехсложных слов (недоверие, осужденье,

простолюдином) приводит к возникновению большого числа пиррихиев - в 1-й

строфе их 9, во 2 и 3 по 8, в 4-й -7, что намного больше, чем в оригинале

и в первых трех переводах, что, в свою очередь, замедляет ритм, делает

его прерывистым, отличным от оригинала.

0. Формально сохраненная цезура за счет большого числа пиррихиев почти не

прослеживается.

А. Шарапова подчеркивает интонацию вопроса, сама семантика названия,

частица ли выражают сомнение. Хотя автор оформляет начало стихов при помощи

глагольной формы повелительного наклонения, отказываясь от лексических

рефренов-анафор, но за основу принята интонация вопроса - в переводе

используется большое количество вопросительных предложений с частицей

“ли”.

В области архитектоники можно отметить следующее: автор редко рифмует

односложные слова: жил-был, чаще это двухсложные слова с трех- или

четырехсложными: справедлив-кичлив, господин-сын, испепелят-лад, что также

приводит к замедлению ритма.

Антитеза, как основная фигура речи оригинала, не находит своего

отражения в данном переводе, отчего теряется выразительность и смысловые

аспекты ситуации и модели поведения в ней.

Следующей особенностью этого перевода является обилие переносов

(enjambements) и введение инверсий, что разрушает логику и цельность

повествования, присущих оригиналу, интонационные паузы разбивают стихи на

простые смысловые оттенки.

В области лексики этот перевод также довольно интересен - с одной

стороны, переводчик стремится сохранить аллегорический ряд: Триумф и Крах,

Воля, Человек с другой - меняет семантическое звучание большинства образов:

|Киплинг: |Шарапова |

|If you can dream - and not make |Ты - друг Мечты, но средь ее |

|dreams your Master |туманов |

|If you can think - and not make |Не заблудиться смог? И не считал, |

|thoughts your aim | |

|If you can meet with Triumph and |Что Мысль есть Бог? И жалких |

|Disaster |шарлатанов - |

|And treat those two impostors just |Триумф и Крах - с улыбкой отметал? |

|the same; | |

А. Шарапова вводит новые образы Мечты и Мысли, наделяя последний

качественно новым звучанием, создавая новую аллегорию и гиперболизирует

семантику aim - Бог. Это вносит дополнительную экспрессию, но разрушает

ясность и четкость оригинала.

Очевидно, что большая часть стихов претерпевает довольно резкие

изменения, переводчик нарушает смысловые отношения между стихами - то, что

в оригинале умещалось в одном стихе, у А. Шараповой оформляется в два.

Несмотря на то, что переводчик стремится сохранить прямое введение оценок:

those two impostors - жалких шарлатанов, лексика в общем более отвлеченная

и абстрактная. Так, например, во второй строфе киплинговские knaves

превращаются в рабов, the truth в ученье, а глагол twisted - в испепелят:

|Киплинг: |Шарапова |

|If you can bear to hear the truth |И ты сумеешь не придать значенья |

|you’ve spoken | |

|Twisted by knaves to make a trap |Когда рабы твой труд испепелят |

|for fools | |

|Or watch the things you gave your |И смысл высокий твоего ученья |

|life to, broken | |

|And stoop and build them up with |Толпа на свой перетолкует лад? |

|worn-out tools; | |

Здесь также теряется смысловой аспект потери и то, что герой все

восстанавливает.

В третьей строфе переводчик сохраняет понятие игры (правда, здесь оно

очень общее), смысловой аспект еще одной полной потери и нового начинания:

|Киплинг: |Шарапова |

|If you can make one heap of all |Рискнешь в игре поставить |

|your winnings |состоянье, |

|And lose it on one turn of |А если проиграешь все, что есть, -|

|pitch-and-toss | |

|And lose and start again at your |Почувствуешь в душе одно желанье: |

|beginnings | |

|And never breathe a word about |Встать от игры и за труды засесть?|

|your loss; | |

Однако здесь же теряется очень важная косвенная характеристика героя:

And never breathe a word about your loss;

Следует отметить, что переводчик вводит эмоциональные характеристики

поведения героя, что разрушает киплинговский образ воина: бодро ждал, с

улыбкой отметал, кроток, не кичлив.

Далее, образ Воли не наделен прямой речью, что делает его гораздо

менее ярким в сравнении с оригиналом:

|Киплинг: |Шарапова |

| |Воспитана ли Воля столь великой |

|Except the Will which says to |Чтоб телу зов ее законом был? |

|them:”Hold on!” | |

В четвертой строфе crowds Киплинга трасформируются в образ

простолюдина (сужение семантического значения), а walk with Kings

переведено как на королевской службе, вполне конкретные киплинговские foes

and loving friends превращаются в безличные вражду и дружбу, смысловой

подтекст первой строки (общение с народными массами с позиции власти)

проявляется затем неожиданно, противореча той самой королевской службе;

затем появляется совершенно новый собирательный образ - достойный, что

вообще искажает замысел автора (у Киплинга в первой строке есть слово

virtue - достоинство):

|Киплинг: |Шарапова |

|If you can talk with crowds-and |Ты прям и прост на королевской |

|keep your virtue, |службе? |

|Or walk with kings - nor lose the |С простолюдином кроток? Справедлив|

|common touch, | |

|If neither foes nor loving friends|К достойному назло вражде и |

|can hurt you |дружбе? |

|If all men count with you, but |Властителен порой, но не кичлив? |

|none too much | |

Как нам кажется, этот перевод можно назвать самым неадекватным из

всех рассмотренных. Потерян киплинговский ритм, антитеза очень размыта, не

передана и киплинговская категоричность суждений, переводчик словно

сомневается в том, о чем пишет.

Подводя итог сравнительно-сопоставительного анализа, нам кажется

целесообразным представить формальную структуру английского стихотворения и

четырех его русских переводов в сравнительной таблице, чтобы наглядно

показать, насколько точно каждый из русских авторов воспроизвел форму

оригинала (см. приложение № 2,3).

Из приложений видно, что в принципе во всех приведенных русских

переводах сохранена базисная формальная структура английского оригинала. Но

наряду с этим следует отметить, что ритмический рисунок военного марша,

важный для передачи замысла автора, нарушен в каждом переводе, в основном

из-за употребления трех- и четырехсложных слов, что привело к образованию

пиррихиев - в каждом переводе их больше, чем в оригинале. Это объясняется

тем, что в среднем английские слова короче русских, и поэтому английский

стих вмещает большее число слов-понятий - отсюда и больше пиррихиев во всех

русских переводах.

Смысловые отношения противопоставления и сопоставления сохранены в

каждом переводе, некоторые смысловые аспекты донесены верно, так,

например, образ воина, созданный Киплингом, в большей или меньшей мере

передан каждым переводчиком; в этой связи необходимо отметить, что для

следующих киплинговских строчек все переводчики нашли очень удачные, на наш

взгляд, эквиваленты:

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve your turn long after they are gone

And so hold on when there is nothing in you

Except the Will which says to them: “Hold on!”

|М. Лозинский |В. Корнилов |

|Умей принудить нервы, сердце, тело|Когда способен сердце, нервы, тело|

|Тебе служить, когда в твоей груди |Служить себе заставить, хоть они |

|Уже давно все пусто, все сгорело |Не тянут - вся их сила отслужила, |

|И только Воля говорит: “Иди!” |И только Воля говорит: “Иди!” |

| | |

|А. Грибанов |А. Шарапова |

|Сумей заставить сношенное тело |Послушна ли тебе и в боли дикой |

|Служить сверх срока, не сбавляя | Вся армия артерий, нервов, |

|ход |жил? |

|Пусть нервы, сердце - все |Воспитана ли Воля столь великой, |

|окаменело | |

|Рванутся, если Воля подстегнет | Чтоб телу зов ее законом был? |

Эти строчки, завершая смысловой и синтаксическое целое трех первых

строф, обладают самым сильным эмоциональным воздействием: в принципе, все

испытания, через которые проходит герой стихотворения, требуют немалых

усилий воли. Но, видимо, ни одно из них не сравнимо с тем, едва ли не самым

тяжелым испытанием, когда человек вынужден бороться со своим собственным

телом, заставляя отступить усталость и боль. Именно после этого испытания

герой поднимается на качественно новую ступень - может быть, поэтому эти

киплинговские строчки нашли наиболее точное отражение во всех переводах.

Мы привели этот пример во-первых, для доказательства теоретического

постулата о том, что главной движущей силой переводчика должна являться

идея, внушенная оригиналом, которая заставляет его искать адекватные

языковые средства для отражения в словах мысли, и что художественный

перевод представляет собой адекватное соответствие оригиналу не в

лингвистическом, а в эстетическом понимании; во-вторых, этот пример

показывает, что в принципе, все трудности перевода были вполне преодолимы.

Но некоторые другие смысловые аспекты переданы неверно или

отсутствуют вовсе, причем эти отклонения имеют место в каждом переводе, как

показал наш анализ.

Так, например, в каждом переводе в какой-то мере утерян смысловой

аспект полной потери героем всего, что он имеет, причем дважды - и то, что

он каждый раз начинает все сначала; потеряна киплинговская образность

определения игры; в трех переводах (кроме М. Лозинского) искажен смысловой

аспект того, что герой поднимается до уровня королей, общается с ними на

равных - в остальных приведенных переводах герой служит при королях. Образ

воина, хотя и сохранен в целом в каждом переводе, несколько искажается

привнесенными прямыми эмоциональными характеристиками.

Учитывая вышесказанное, мы считаем, что ни один из приведенных

переводов не может быть назван адекватным; но наиболее точными мы можем

назвать переводы М. Лозинского и В. Корнилова, так как в них с большей

степенью достоверности переданы основные идеи стихотворения Р. Киплинга

“IF”; найденные лексико-стилистические эквиваленты поэтичны, точны и

естественны для русской стихотворной речи.

Переводы А. Грибанова и А. Шараповой отличаются субъективизмом,

навязыванием собственной художественной системы переводимому автору,

необоснованно произвольным отношением к подлиннику, так что они не могут

быть названы адекватными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенного исследования, мы можем сделать вывод о

том, что и в поэтическом переводе остаются в силе основные требования,

которым должен удовлетворять адекватный художественный перевод,

приведенные нами в первой главе: точность, сжатость, ясность и

литературность.

Таким образом, стихотворный перевод подчиняется общей

методологической основе теории художественного перевода, на которой

строится творчество переводчика - сохранение существенного и адекватная

замена каких-либо элементов в соответствии с художественной

действительностью подлинника. Как показал проведенный анализ, переводы

могут содержать условные изменения по сравнению с оригиналом - и эти

изменения совершенно необходимы и оправданы, если целью является создание

аналогичного оригиналу единства формы и содержания на материале другого

языка, однако тот же анализ подтвердил, что адекватность перевода зависит

как от объема, так и от характера этих изменений.

Стихотворение “IF”, как произведение искусства является

художественным целым, и его следует рассматривать в единстве формы и

содержания, оно требует чуткого, внимательного прочтения и глубокого

понимания. Мы показали это на примере анализа ритма стихотворения - хотя он

и является элементом формальной структуры подлинника, однако нарушение

ритмического рисунка военного марша, важного для передачи замысла автора,

повлекло за собой искажение общего впечатления от стихотворения.

Примеры отдельных, по-разному удачно переведенных строк, показали,

что точная передача смысла оригинала нередко связана с необходимостью

отказа от дословности, но также необходимо создание адекватных смысловых

соответствий. Поэтому в случае появления дилеммы между буквальной

точностью воспроизведения оригинала и точностью его поэтического содержания

(а таковая существовала и будет существовать всегда), если невозможно

добиться того и другого, согласно мнению многих ведущих переводчиков,

которое мы полностью поддерживаем, выбирать нужно второе.

Однако не следует забывать, что любой перевод должен быть творческим

лишь в рамках, установленных оригиналом, любое дополнение авторской мысли

или образа может исказить смысл оригинала.

ЛИТЕРАТУРА

0. Анализ стилей зарубежной художественной и научной литературы. Выпуск 1.

Межвузовский сборник. //Л.: Ленинградский университет, 1978.

0. Бархударов Л. С. Тетради переводчика. Сборник статей. // М.:

Международные отношения, 1971, № 6.

0. Г. Г. Гачечиладзе. Художественный перевод. // М.: Советский писатель,

1980.

0. Гумилев Н. Перевод стихотворный . // Перевод - средство взаимного

сближения народов. Сборник статей. // М.: Прогресс , 1987.

0. Долматовский Е. Василий Верещагин и Редьярд Киплинг . // Наука и жизнь.

-1979.- № 6.

0. Зверев А. If . Вглубь одного стихотворения. // Иностранная литература.

- 1992. - № 1.

0. История зарубежной литературы конца IX - начала XX в. // М.: Высшая

школа , 1970.

0. Киплинг Р. Отважные капитаны . // М.: Детская литература , 1991.

0. Киплинг Р. Избранное. // Л.: Художественная литература , 1980.

0. Киплинг Р. Инструменты для работы . // М.: Детская литература , 1986, №

6.

0. Киплинг Р. Стихотворения. // Санкт-Петербург: Северо-Запад , 1994.

0. Кузнец М. Д., Скребнев Ю. М. Стилистика английского языка. Л.: Учпедгиз,

1960.

0. Лозинский М. Искусство стихотворного перевода . // Перевод - средство

взаимного сближения народов. Сборник статей. // М.: Прогресс , 1987.

0. Маршак С. Я. Портрет или копия? (Искусство перевода) . Собрание

сочинений в 4-х томах. Том 4 (статьи, заметки, воспоминания). М.:

Правда, 1990.

0. Мирский Д. Поэзия Редьярда Киплинга . Сборник статей. // М.:

Художественная литература, 1987.

0. Скрипов Г. С. О русском стихосложении. // М.: Просвещение, 1979.

0. Смирнов А. А. “Мастерство литературного перевода”. // М.: Литературная

энциклопедия, том VIII, стр. 526-531, 1934.

0. Сухарев-Мурышкин С.Л. Некоторые особенности строфического стиха и

стихотворный перевод. Сборник научных работ. Л.: Ленинградский ордена

Трудового Красного Знамени государственный педагогический институт имени

А. И. Герцена, 1977.

0. Тугушева М. К вопросу о переоценке Киплинга. //Вопросы литературы. -

1966. - № 3.

0. Урнов М. В. Очерки английской литературы . // М.: Наука , 1970.

0. Федоров А. В. Искусство и жизнь литературы. Л.: Советский писатель. -

1983.

0. Федоров А. В. Очерки общей и сопоставительной стилистики. М.: Высшая

школа. - 1971.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

СТИХОТВОРЕНИЕ “IF” Д. Р. КИПЛИНГА

IF

If you can keep your head when all about you

Are losing theirs and blaming it on you,

If you can trust yourself when all men doubt you,

But make allowance for thier doubting too;

If you can wait and not be tired by waiting,

Or being lied about, don’t deal in lies,

Or being hated, don’t give way to hating,

And yet dont’t look too good, nor talk too wise

If you can dream - and not make dreams your master;

If you can think - and not make thoughts your aim;

If you can meet with Triumph and Disaster

And treat those two impostors just the same;

If your can bear to hear the truth you’ve spoken

Twisted by knaves to make a trap for fools,

Or watch the things you gave you life to, broken,

And stoop and build’em up with worn-out tools:

If you can make one heap of all your winnings

And risk it on one turn of pitch-and-toss,

And lose, and start again at your beginnings

And never breathe a word about your loss;

If you can force your heart and nerve and sinew

To serve you turn long after they are gone,

And so hold on when there is nothing in you

Except the Will which says to them: “Hold on!”

If you can talk with crowds and keep your viture,

Or walk with Kings - nor lose the common touch,

If neither foes nor loving friends can hurt you,

If all men count with you, but none too much;

If you can fill the unforgiving minute

With sixty seconds’ worth of distance run,

Yours is the Earth and everything that’s in it,

And- which is more - you’ll be a Man, my son!

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА ФОРМАЛЬНЫХ СТРУКТУР

ОРИГИНАЛА И ПЕРЕВОДОВ.

|Киплинг |М. Лозинский |Вл. Корнилов |А. Грибанов |А. Шарапова |

|Октава |Сохранена |Сохранена |Сохранена |Сохранена |

|Пятистопный |Сохранен |Сохранен |Сохранен |Сохранен |

|ямб | | | | |

|Шестистопный |Не сохранен |Сохранен |Не сохранен |Не сохранен |

|ямб в 1, 2, | | | | |

|3, 4 стихах | | | | |

|10- и |Сохранены |Сохранены |Сохранены |Сохранены |

|11-сложные | | | | |

|стихи | | | | |

|Количество |Сохранено |Увеличено |Увеличено |Увеличено |

|пиррихиев | | | | |

|Перекрестная |Сохранена |Сохранена |Сохранена |Сохранена |

|рифмовка | | | | |

|AbAbCdCd | | | | |

|Женские и |Сохранены |Сохранены |Сохранены |Сохранены |

|мужские рифмы| | | | |

|Внутристиховы|Сохранены |Сохранены |Сохранены |Сохранены |

|е ритмы | | | | |

|Цезуры после |Сохранены |Сохранены |Сохранены/ |Сохранены/ |

|2-й стопы | | |менее |менее |

| | | |отчетливы |отчетливы |

|Еnjambements.|Сохранены |Сохранены |Сохранены |Изменены |

| | | | | |

|Синтаксис |Изменен |Изменен |Изменен |Изменен |

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ГРАФИЧЕСКОЕ ОТОБРАЖЕНИЕ ОРИГИНАЛА

И ПЕРЕВОДОВ

Условные обозначения:

“~” - ударный слог;

“_” - безударный слог;

“ / “ - цезура.

|R. Kipling |

|IF |

|I |

|If you can keep your head / when all |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|12|

|about you |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |~| |

|Are losing theirs and blaming it on |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |10|

|you, |_ ~ |_ _ |_ _ |~ _ |_ _ | | |

|If you can trust yourself / when all|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|12|

|men doubt you, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |~| |

|But make allowance / for thier |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |11|

|doubting too; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_| |

|If you can wait and not be tired by | | | | | |~|12|

|waiting, | | | | | | | |

|Or being lied about, / don’t deal in| | | | | |_|10|

|lies, | | | | | |~| |

|Or being hated, / don’t give way to | | | | | | |10|

|hating, | | | | | | | |

|And yet dont’t look too good, / nor | | | | | | |12|

|talk too wise: | | | | | |_| |

| | | | | | |~| |

|II |

|If you can dream- /and not make |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_|11|

|dreams your master; |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|If you can think - /and not make |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | |10|

|thoughts your aim; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_| |

|If you can meet with/ Triumph and |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |11|

|Disaster |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|And treat those two impostors just |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|10|

|the same; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|If your can bear to hear/ the truth | | | | | | |11|

|you’ve spoken | | | | | |_| |

|Twisted by knaves/ to make a trap for| | | | | | |10|

|fools, | | | | | | | |

|Or watch the things you gave you life| | | | | | |11|

|to, broken, | | | | | | | |

|And stoop and build’em up/ with | | | | | | |10|

|worn-out tools: | | | | | | | |

|III |

|If you can make one heap/ of all |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_|11|

|your winnings |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|And risk it on one turn/ of |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | |10|

|pitch-and-toss, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_| |

|And lose, and start again/ at your |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |11|

|beginnings |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|And never breathe/ a word about your |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|10|

|loss; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|If you can force your heart/ and | | | | | | |11|

|nerve and sinew | | | | | |_| |

|To serve you turn long /after they | | | | | | |10|

|are gone, | | | | | | | |

|And so hold on when there is nothing | | | | | | |11|

|in you | | | | | | | |

|Except the Will / which says to them:| | | | | | |10|

|“Hold on!” | | | | | | | |

|IV |

|If you can talk with crowds /and keep|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|11|

|your virtue, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Or walk with Kings - / nor lose the |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |10|

|common touch, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_| |

|If neither foes nor loving friends |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |11|

|can hurt you, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|If all men count with you, /but none |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_|10|

|too much; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|If you can fill the / unforgiving | | | | | | |11|

|minute | | | | | |_| |

|With sixty seconds’ / worth of | | | | | | |10|

|distance run, | | | | | | | |

|Yours is the Earth and everything | | | | | | |11|

|/that’s in it, | | | | | | | |

|And-/ which is more -/ you’ll be a | | | | | | |10|

|Man, my son! | | | | | | | |

“~” - ударный слог;

“_” - безударный слог;

“ / “ - цезура.

|М. Лозинский |

|ЗАПОВЕДЬ |

|I |

|Владей собой /среди толпы смятенной, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Тебя клянущей/ за смятенье всех, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Верь сам в себя,/ наперекор |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|вселенной, |_ ~ |_ _ |_ _ |~ _ |_ _ | | |

|И маловерным/ отпусти их грех |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Пусть час не пробил /- жди, не |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|уставая, |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Пусть лгут лжецы /- не снисходи до |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|них; | | | | | | |11|

|Умей прощать/, и не кажись, прощая, | | | | | | | |

|Великодушней/ и мудрей других. | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|II |

|Уметь мечтать, /не став рабом |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|мечтанья, |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|И мыслить,/ мысли не обожествив; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Равно встречай /успех и поруганье, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Не забывая,/ что их голос лжив; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Останься тих,/ когда твое же слово |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Калечит плут,/ чтоб уловлять глупцов,|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

| |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Когда вся жизнь разрушена,/ и снова | | | | | | |11|

|Ты должен все/ воссоздавать с основ. | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|III |

|Умей поставить,/ в радостной надежде,|_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

| |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|На карту все,/ что накопил с трудом, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Все проиграть/, и нищим стать,/ как |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|прежде, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|И никогда не пожалеть о том; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Умей принудить/ сердце, нервы, тело |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Тебе служить,/ когда в твоей груди |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Уже давно все пусто, / все сгорело. | | | | | | |11|

|И только Воля говорит: /”Иди!” | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|IV |

|Останься прост,/ беседуя с царями, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Останься честен, /говоря с толпой; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Будь прям и тверд с врагами и |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|друзьями, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Пусть все, /в свой час,/ считаются с |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|тобой; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Наполни смыслом каждое мгновенье, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Часов и дней неумолимый бег, - |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Тогда весь мир ты примешь, /как | | | | | | |11|

|владенье, | | | | | | | |

|Тогда, мой сын, ты будешь Человек! | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

“~” - ударный слог;

“_” - безударный слог;

“ / “ - цезура.

|Вл. Корнилов |

|КОГДА |

|I |

|Когда ты тверд,/ а все вокруг в |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_~|12|

|смятенье, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Тебя в своем смятенье обвинив, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |10|

|Когда уверен ты,/ а все в сомненье, |_ ~ |_ ~ |_ _ |~ _ |_ ~ |_ | |

|А ты к таким сомненьям терпелив; |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_~|11|

|Когда ты ждешь, /не злясь на |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|ожиданье, |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |12|

|И клеветой за клевету не мстишь, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|За ненависть не платишь той же данью,| | | | | |_ |11|

| | | | | | |_~| |

|Но праведным отнюдь себя не мнишь | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |12|

|II |

|Когда в мечте не ищешь утешенья, |_ ~ |_ ~ |_ _ |~ _ |_ ~ |_ |11|

|Когда не ставишь самоцелью мысль, |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Когда к победе или к пораженью |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Ты можешь равнодушно отнестись; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ _ |_ | |

|Когда готов терпеть,/ что станет |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |~_|11|

|подлость |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ | |

|Твой выстраданный идеал чернить, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |10|

|Ловушкой делать, /приводить в |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ | |

|негодность, | | | | | | |12|

|А ты еще готов его чинить; | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|III |

|Когда согласен на орла и решку |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Поставить все /и тотчас проиграть, |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|И тотчас же, /мнгновенья не помешкав,|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

| |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Ни слова не сказав, сыграть опять; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Когда способен сердце, нервы, жилы |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Служить себе заставить,/ хоть они |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Не тянут - /вся их сила отслужила, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|И только Воля требует: /“Тяни!” | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|IV |

|Когда- /хоть для тебя толпа не идол |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | |10|

|- |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|При короле ты помнишь о толпе; |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Когда людей ты понял,/ и обиды |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Не нанесут ни враг,/ ни друг тебе; |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |~_|11|

|Когда трудом ты каждый миг заполнил |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|И беспощадность Леты опроверг, |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ _ |~ _ | |11|

|Тогда, /мой сын, Земля твоя/ - |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |~ | |

|запомни! - | | | | | |_~|12|

|И - /более того, ты/ - Человек! | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |12|

“~” - ударный слог;

“_” - безударный слог;

“ / “ - цезура.

|А. Грибанов |

|Если сможешь |

|I |

|Сумей,/ не дрогнув среди общей смуты,|_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

| |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ _ |_ ~ | | |

|Людскую ненависть перенести |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|И не судить ,/ но в страшные минуты |_ ~ |_ ~ |_ _ |~ _ |_ ~ | | |

|Остаться верным своему пути. |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |11|

|Сумей не раздражаться ожиданьем, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Не мстить за зло, /не лгать в ответ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|на ложь |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Не утешаясь явным или тайным | | | | | | |11|

|Сознаньем,/ до чего же ты хорош. | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|II |

|Умей держать мечту в повиновеньи, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |11|

|Чти разум,/ но не замыкайся в нем, |_ ~ |_ _ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Запомни,/ что успех и пораженье - |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Две лживых маски на лице одном. |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Пусть правда, /выстраданная тобою, |_ ~ |_ _ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Окажется в объятьях подлеца |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Пусть рухнет мир - /умей собраться к |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|бою, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Поднять свой меч /и биться до конца. | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|III |

|Сумей,/ когда игра того достойна, |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Связать судьбу с одним броском |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|костей, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|А проиграв,/ снести удар спокойно |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|И без ненужных слов начать с нулей. |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Сумей заставить сношенное тело |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Служить сверх срока, /не сбавляя ход.|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

| |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Пусть нервы, сердце /- все окаменело,| | | | | | |11|

| | | | | | | | |

|Рванутся, /если Воля подстегнет. | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|IV |

|Идя с толпой, /умей не слиться с нею,|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

| |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Останься прям,/ служа при королях. |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Ничьим речам не дай звучать слушнее, |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Чем голос истины в твоих ушах. |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |~_|11|

|Свой каждый миг сумей прожить во |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ | | |

|славу |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ _ |~ _ | |10|

|Далекой цели, /блещущей с вершин. |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |~ | |

|Сумеешь /- и Земля твоя по праву, | | | | | | |11|

|И, /что важней, /ты Человек, мой сын!| | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

“~” - ударный слог;

“_” - безударный слог;

“ / “ - цезура.

|Алла Шарапова |

|ИЗ ТЕХ ЛИ ТЫ |

|I |

|Из тех ли ты, /кто не дрожал в |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|сраженье, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Но страх других себе в вину вменил, |_ _ |_ ~ |_ _ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Кто недоверие и осужденье/ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Сумел признать, но доблесть сохранил?|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |11|

| |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Кто бодро ждал и помнил, /что негоже |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Неправдою отплачивать лжецу |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|И злом злодею /(но и этим тоже | | | | | | |11|

|Гордиться чересчур нам не к лицу). | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|II |

|Ты - /друг Мечты, но средь ее |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|туманов |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Не заблудиться смог? /И не считал, |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Что Мысль есть Бог? / И жалких |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|шарлатанов - |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Триумф и Крах - /с улыбкой отметал? |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|И ты сумеешь не придать значенья, |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Когда рабы твой труд испепелят |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|И смысл высокий твоего ученья | | | | | | |11|

|Топла на свой перетолкует лад? | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|III |

|Рискнешь в игре поставить состоянье,|_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |11|

| |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|А если проиграешь все,/ что есть, - |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Почувствуешь в душе одно желанье: |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Встать от игры и за труды засесть? |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|Послушна ли тебе и в боли дикой |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Вся армия артерий, нервов, жил? |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ |10|

|Воспитана ли Воля столь великой, |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Чтоб телу зов ее законом был? | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

|IV |

|Ты прям и прост на королевской |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|службе? |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|С простолюдином кроток? /Справедлив |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|К достойному назло вражде и дружбе? |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ _ |_ ~ | | |

|Властителен порой, /но не кичлив? |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |11|

|И правда ли, /что даже малой доли |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ | | |

|Своих часов,/ минут ты господин? |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ ~ |_ |10|

|Ну что ж!/ Земля твоя/ - и даже боле |_ ~ |_ ~ |_ _ |_ ~ |_ ~ | | |

|Тебе скажу: ты Человек, мой сын! | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |11|

| | | | | | | | |

| | | | | | | |10|

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

ПОДСТРОЧНЫЙ ПЕРЕВОД СТИХОТВОРЕНИЯ “IF”

Если

Если ты можешь держать (хранить) свою голову ( здравый смысл, рассудок)

когда все вокруг тебя

Теряют свои и обвиняют/упрекают в этом тебя,

Если ты можешь верить (доверять) себе, когда все люди сомневаются в тебе,

Но также принимать во внимание их сомнения;

Если ты можешь ждать и не уставать от ожидания,

Или будучи оболганным/оговоренным не прибегать/не иметь дела с

ложью,

Или будучи ненавидимым, не уступать ненависти,

И еще/притом ни выглядеть слишком хорошим, ни говорить слишком

мудро;

Если ты можешь мечтать - и не делать мечты своим хозяином;

Если ты можешь думать - и не делать мысли своей целью;

Если ты можешь встретиться с Триумфом и Бедствием/Катастрофой

И обращаться с этими двумя обманщиками/самозванцами одинаково;

Если ты сможешь услышать и вынести то, как правда, которую ты говоришь

Выворачивается/ переворачивается мошенниками для того, чтобы сделать

ловушку для глупцов,

Или видеть/наблюдать те вещи/дела, которым ты отдал/посвятил свою жизнь,

разрушенными/сломанными,

И сутулиться и выстроить их заново изношенными инструментами;

Если ты можешь сделать/сложить /в/ одну кучу/горкой (?) все твои выигрыши

И рискнуть ими на единственном кону (партии/повороте) орлянки,

И проиграть, и начать снова с самого начала

И никогда не выдохнуть и/ни слова о своей потере;

Если ты можешь заставить свое сердце, нервы и тело

Служить тебе еще долго после того как они износились

И так держаться когда в тебе ничего нет (не осталось),

Кроме Воли, которая говорит/приказывает им: "Держитесь!" (Продолжайте

держаться)

Если ты можешь говорить с толпами и хранить свое достоинство/добродетель,

Или прогуливаться с Королями - не теряя простоты в общении

Если ни недруги, ни любящие друзья не могут ранить/причинить боль тебе,

Если все считаются с тобой, но никто слишком /много/;

Если ты можешь заполнить непрощающее мгновение

Шестьюдесятью секундами, стоящими /течения/ этого момента,

Твоя Земля и все, что на (в) ней есть,

И - что больше/важнее - ты будешь Человеком/мужчиной, мой сын!

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты