рефераты курсовые

Здоровье и эмоции

Здоровье и эмоции

Реферат

по психологии

На тему:

"Психология - как базовый элемент в тактике и стратегии лечения

человека".

Выполнил: ученик 11 А класса

школы №32

Кировского района

Бобылева Максима.

Самара 2000 г.

Хороший врач лечит больного не прикасаясь

к нему, врач похуже лечит едва касаясь кожных

покровов, плохой врач лечит проминая ткани

до костей, а никудышный врач травит больного

лекарствами.

Восточная мудрость.

Введение. 4

Тонкие тела человека 6

Возникновение болезни. 7

Как развивалась психотерапия. 9

Психоанализ (Зигмунд Фрейд). 10

Аналитическая психология (Карл Юнг). 12

Индивидуальная психология (Альфред Адлер). 13

Гуманистический психоанализ (Эрих Фромм). 14

Трансакционный анализ (Эрик Берн). 15

Бихевиоризм 15

Гештальтпсихология. 16

Экзистенциализм. 18

Трансцендентальная медитация. 18

Нейро-лингвистическое программирование. 18

Другие направления. 20

Первичный крик (Артур Янов). 20

«Третье сознание». 20

ЭСТ. 20

Тавистокская модель групповой динамики. 21

Психодрама морено. 22

Дзен-буддизм 22

Анонимные алкоголики. 22

СОЭВУС (Сытин Г. Н.). 23

Техники лечения. 25

Работа с аффирмациями. 25

Техники стирания. 26

Техника прощения. 27

Приложение №1 29

Приложение №2. 48

Заключение. 51

Список литературы: 52

Введение.

Человек –это очень сложная информационно-энергетическая система,

только на несколько процентов состоящая из физического тела и сознания и

95-98% - из информационно-энергетических слоев подсознания, настолько же

неизвестных нам, как и Вселенная.

Информационное поле первично по отношению к телу и определяет его

судьбу, характер и физическое состояние. Следовательно, можно сказать, что

главным условием физического здоровью являются знание и соблюдение законов

информационного поля Вселенной, законов Единства, Духовности и Любви.

Болезнь - это сигнал о том, что человек не туда идет, не так

воспринимает этот мир, не правильно с ним взаимодействует.

Мы всегда рассматриваем болезнь как катастрофу, а болезнь

является предупреждением об ошибках. Болезнь позволяет выбить человека

из привычного ритма жизни. Болея и страдая, человек должен осознать

допущенные нарушения, совершенствовать себя духовно.

Ориентация в лечении на физическое тело, на следствие, а не на

причину, бессмысленна и опасна. Да, бывает запущенное состояние, где уже

без вмешательства врача больному не удержаться за жизнь, но любой

метод лечения, не опирающийся на духовное развитие человека, на

осознание допущенных ошибок ведет к деградации. Вылечив тело, мы

можем навредить душе, так как болезнь есть защита, блокировка

неправильного поведения, непонимания окружающего мира.

Любые проблемы в жизни человека: неприятности в судьбе, неудачи,

травмы, потери, физические и психические болезни - это результат работы

системы саморегуляции информационно-полевых структур, то что называется

душой и духом.

Пока болезнь воспринимается как зло, пока с ней борются,

перемещая из одного органа в другой, пока не наступит понимание,

что болезнь является тормозом разрушения души и не начнется устранение

причин ее возникновения, болезнь будет жить с вами. Когда придет

понимание и начнется работа по устранению причин, болезнь будет

уходить сама.

Опыт лечения различных болезней показывает, что лечение во много раз

эффективнее, если воздействие направлено не на больной орган и даже не на

весь организм, а на причину, вызывающую болезнь. Болезнь – не лавина,

которую нужно убрать, расчистив участок, болезнь – вода, текущая из крана и

в первую очередь нужно закрыть кран, устранив причину болезни.

Официальная, или аллопатическая, медицина лечит нас таблетками,

процедурами, уколами. В крайнем случае, отрезает что-нибудь лишнее. То есть

эта медицина однозначно работает с тем физическим телом человека, которое

можно осмотреть и пощупать, просветить рентгеном или ультразвуком, измерить

его температуру, давление и пр. Здесь все ясно.

Но, кроме официальной медицины, существует масса других путей лечения

все тех же заболеваний. Большинство альтернативных лекарей работают все с

тем же физическим телом. Массажисты, гомеопаты, травники, изготовители

различных чудодейственных составов и приборов также лечат наше физическое

тело. Хотя и не всегда очевидным путем. Например, на что воздействуют врачи

при акупунктуре? Иголки втыкают вроде бы в то же самое физическое тело, но

при этом врачи вполне серьезно говорят о каких-то «чудесных меридианах»,

которые, однако, невозможно найти ни при каком вскрытии. Так что совершенно

неясно, существуют эти меридианы в действительности или их нет.

А экстрасенсы? Они вообще не трогают ваше тело и работают на расстоянии

с вашей энергетической оболочкой. И вполне успешно излечивают многие

болезни. То же можно сказать о различного рода заговорах, молитвах,

ритуалах.

Но это еще не все. Есть метод духовно-эмоционального освобождения М.

Лежепекова, когда на тело внимания вообще не обращают. Человек вспоминает

свои прошлые обиды, прощает или просит прощения, и его болезни проходят.

Как, почему, куда? Или кармическая диагностика С. Н. Лазарева. Он даже

обидами не интересуется. При такой диагностике вам сразу рассказывают, что

вы «абсолютизируете» в этой жизни, и предлагают попросить у Бога прощения

за это. В итоге многие также выздоравливают.

Итак, человек один, а способов исцеляющего воздействия на него

множество. И способов, отличающихся принципиально. Причем очевидно, что

воздействуют они на совершенно разные составляющие человека. А это, в свою

очередь, говорит о том, что человек состоит не только из физического тела.

Именно такой подход кажется нам вполне оправданным. Остается только

выбрать наиболее подходящую модель «устройства» человека (да простят нас

лирики за такой чисто технический термин).

Модели человека. С этим тоже нет особых проблем. Существует множество

подобных моделей «устройства» человека. Например, включающая тело и душу.

Или включающая тело, дух и душу — так представляется «устройство» человека

в христианстве. В принципе, можно остановиться на этой модели. Но нам

желательно выбрать что-нибудь более полное, то есть более инструментальное.

Этому требованию отвечают модели, предложенные в восточных эзотерических

школах. Они утверждают, что человек состоит из физического и еще шести

разных тонких тел, невидимых обычным зрением.

Подобные модели довольно подробно описываются также в работах многих

современных западных исследователей. Наиболее полное и подробное описание

шести тонких тел человека (с цветными картинками) мы можем найти в книге

американской ясновидящей Барбары Бреннан «Руки света». Нас если вполне

устраивает, поэтому мы примем ее за базовую при дальнейших рассуждениях.

Хотя названия тел будем иногда использовать другие — те, которые чаще

встречаются в эзотерической литературе.

Итак, дальше мы будем считать, что человек состоит из физического тела и

еще шести тонких тел, которые большинство людей не воспринимают из-за

ограниченных возможностей наших органов чувств.

На схеме показано, как эти тонкие тела расположены относительно нашего

физического тела. Они располагаются не снаружи физического тела, а внутри и

вокруг него. Они пронизывают наше физическое тело так, как вода пронизывает

поролоновую губку, помещенную в воду.

Аура. В совокупности тонкие тела человека образуют его ауру. После

специальных тренировок многие люди начинают видеть ауру во всем

многообразии ее цветов. Кроме того, сегодня имеются специальные аурокамеры,

с помощью которых любой человек может сфотографировать свою ауру в цвете.

Правда, эти аурокамеры снимают сразу все тонкие тела человека, не делая

различия между ними. Между тем эти различия очень важны.

Каждое тонкое тело имеет свое название и выполняет определенную функцию.

Причем в разных источниках встречаются несколько вариантов названий одних и

тех же тонких тел. Нам для единообразия придется выбрать только одно из

них.

Тонкие тела человека

Эфирное тело. Первое тонкое тело — это эфирное, или энергетическое,

тело человека. Это тело является точной копией физического тела. Оно

повторяет его силуэт, выходя за его пределы на 3-5 см.

Это тонкое тело имеет такую же структуру, что и физическое тело, включая

в себя его органы и части. Оно состоит из особого вида материи, называемой

эфиром. Эфир занимает промежуточное положение между плотной материей, из

которой состоит наш мир, и еще более тонкими, чем эфирная, видами материи.

В принципе, в восточной традиции эфирное тело даже не относится к тонким

телам, а считается разновидностью нашего плотного тела.

В принципе, любой человек при желании может увидеть голубоватую дымку

эфирного тела вокруг своих пальцев, если будет смотреть на них

рассредоточенным взглядом на белом фоне. Кроме того, сфотографировать

эфирное тело позволяет известный эффект Кирлиан.

Цвет эфирного тела, как его воспринимают экстрасенсы, изменяется от

светло-голубого до серого. У чувствительного человека оно имеет голубоватый

оттенок, у атлетически сложенного, физически крепкого человека в эфирном

теле преобладают серые тона.

Эфирное тело образует так называемую энергетическую матрицу

человеческого тела, которой соответствуют органы нашего физического тела.

Люди с высокочувствительным зрением видят все органы человеческого тела

состоящими как бы из мерцающего серого света.

Искажения, возникающие в энергетическом теле человека, приводят сначала

к расстройству и воспалению, а затем и к перерождению органов нашего

физического тела (то есть болезни). Большинство экстрасенсов ощущают руками

искажения как раз энергетического тела и вносят в него исправления. В

случае правильного воздействия вслед за исправлением энергетического тела

происходит исцеление физического органа.

В этом же теле существуют различные энергетические потоки, в том числе

те самые «чудесные меридианы», на которые воздействуют врачи при

акупунктуре и акупрессуре.

Поскольку эфирное тело полностью повторяет физическое, его иногда

называют эфирным двойником человека.

Эфирное тело человека имеет массу порядка 3-7 г. Это было установлено

американскими исследователями в ходе экспериментов, когда человек умирал,

лежа на очень чувствительных весах (безусловно, было получено согласие со

стороны этого человека). В ходе этого не очень обычного эксперимента было

установлено, что после смерти масса тела человека уменьшается именно на эти

самые 3-7 г.

После смерти человека все тонкие тела покидают наше физическое тело. Но

массу имеет только эфирное тело, остальные тела совершенно бесплотны.

Астральное тело. Следующее, астральное тело (или тело эмоций), состоит

из более тонкой материи, чем эфирное.

Это тело на 5-10 см выходит за пределы физического тела. Оно не имеет

такой четкой формы, как эфирное, и представляет собой непрерывно

переливающиеся цветные сгустки энергии. У неэмоционального человека это

тело достаточно равномерное и разряженное. У очень эмоционального человека

эти разноцветные сгустки более густые и плотные. Причем вспышки

отрицательных эмоций проявляются как сгустки энергий тяжелых и темных

цветов — бордово-красного, коричневого, серого, черного и т. д.

Если человек эмоционален, но отходчив, то сгустки отрицательных энергий

в эмоциональном теле сравнительно быстро рассасываются. А вот если человек

имеет затяжные отрицательные эмоции, например постоянную обиду на людей или

жизнь или постоянную агрессивность по отношению к жизни или другим людям

(коммунистам, демократам, евреям, начальнику, бывшему мужу и т. п.), то

такие эмоции создают долговременные сгустки отрицательной эмоциональной

энергии. Эти сгустки в дальнейшем оказывают негативное влияние на наше

здоровье.

По цветам астрального тела ясновидящие легко определяют, какие эмоции

присущи данному человеку.

Ментальное тело. Третье тонкое тело человека получило название

ментального тела. Это тело мыслей и знаний человека. Оно очень развито у

ученых, исследователей и людей, увлекающихся какой-то областью знаний

(история, архитектура, ботаника и т. п.). И слабо проявлено у людей,

занятых физическим трудом.

Ментальное тело выходит за пределы физического на 10-20 см и в целом

повторяет его контуры.

Оно состоит из еще более тонкой энергии — энергии ментального плана,

имеет ярко-желтый цвет, исходящий из головы человека и распространяющийся

на все тело. Когда человек напряженно размышляет, ментальное тело

расширяется и становится более ярким.

В ментальном теле также имеются сгустки энергий, отражающие наши

убеждения и устойчивые мысли. Эти сгустки получили название мыслеформ.

Мыслеформы могут состоять из энергии только ментального тела, — если

наши убеждения не сопровождаются эмоциями. А если убеждения соединены с

эмоциями, то мыслеформа образована энергиями ментального и эмоционального

планов. Соответственно, если в нас сидит устойчивое отрицательное убеждение

(например, по поводу нашего правительства или ближних родственников) и оно

сопровождается совсем неласковыми эмоциями, то соответствующая мыслеформа

окрашена грязными цветами эмоционального тела.

Мыслеформа может быть размытой, если наши знания или убеждения нечетки

или неточны. И наоборот, она совершенно четко очерчена, если наши убеждения

устойчивы и завершении.

Рассмотрение других тонких тел человека данная работа не

предусматривает.

Возникновение болезни.

Как все хорошее, так и все плохое в нашей жизни это следствие нашего

образа мышления, влияющего на то, что с нами происходит. Возникающая

проблема взаимодействия с внешним миром выстраивает определенные

мыслеформы. Негативные переживания образуют сгустки отрицательной

энергии в ментальном теле человека. В большинстве случаев к таким мыслям

добавляются отрицательные эмоции. Они образуют искажения в астральном

теле. После чего эти изменения переносятся на эфирное (жизненное)

тело.

Искажение информационно-полевых структур человека влечет изменения

в физическом теле. То есть определенные негативные мысли и эмоции

вызывают возникновение определенных заболеваний (См. приложение №1,2).

Философия восприятия человека только как физического тела приводит

к однобокости мышления всей современной медицины. Удалить больной

орган, почистить, отрезать, выровнять, выправить - вот основные методы

лечения.

Если человек был только телом, это было бы верно, но человек

есть одновременно и поле, причем поле важнее тела.

Мы научились хирургическим путем избавлять людей от близорукости,

поставили методику на поток. А кто анализировал результаты этой

"победы"?

Причиной близорукости является искажение полевых структур в районе

головы, которое вызывается чувством ненависти, формирующим в поле

человека устойчивые структуры. Эти структуры никуда не исчезают при

операции глаз, они продолжают в поле разрушение перемещаются на

другие органы тела.

Механика остается механикой без выхода на причину эффективно

бороться с болезнью нельзя.

В свете изложенного, роль психолога, способного выйти на причины

болезни, помочь больному разобраться в них, сформировать новые взгляды

на свои проблемы, крайне высока.

Профессиональная помощь психолога незаменима при лечении целого

ряда заболеваний, которые казалось бы напрямую и не связаны с

психикой человека. Этим объясняется стремительный рост центров

психологической помощи как за рубежом, так и у нас.

Как развивалась психотерапия.

Психотерапия началась тогда, когда первобытный человек уже усвоил 30

наиболее примитивных слов из лексики Эллочки-людоедки («дай», «кайф», «ой-

вэй» и др.) и перешел к более сложным («на», «лажа», «шухер»). Вероятно,

тогда люди знали достаточно слов, чтобы успокоить друг друга, приободрить,

пожалеть. Тот, кто занимался этим несколько чаще, чем остальные, и был

первым психотерапевтом. Вероятно, своим пациентам он казался немного

вкуснее, чем представители других профессий, съеденные во время обеда.

Первое психотерапевтическое книжное издание—Библия. В ней психотерапия

начинается от Змея-искусителя, ратовавшего за доминанту «Эго» над

безволием, и заканчивается любым поступком или притчей Иисуса.

В наше время отсчёт можно вести от венского врача Франца Антона Месмера,

искренне убеждённого в том, что лечит он «магнетизмом», но на самом деле

использовавшего гипноз, суггестию, шоу-терапию и групповую индукцию.

В XX веке психология и психотерапия особое развитие получили в США и

Западной Европе. Появились различные школы и течения, независимые ни друг

от друга, ни от какого-либо претендующего на всемирное доминирование

философского кредо. Зачастую представители различных школ на Западе сами не

понимали друг друга, использовали различную терминологию и далеко не всегда

имели ясное представление об идеях других течений. Эта ситуация сохранилась

до сих пор.

То, что я сейчас опишу, ни в коей мере не претендует на всестороннее и

подробное изложение методов психотерапии. Цель — показать, что психотерапия

это не только «закройте глаза... вы чувствуете себя хорошо... откройте

глаза... вы здоровы», а нечто более обширное и интересное.

Итак, в 1909 году австрийский психиатр Зигмунд Фрейд получил приглашение

прочитать в Гарвардском университете цикл лекций по психоанализу. После

этого психоанализ поглотил всю Америку, а через некоторое время и весь мир.

За исключением Советского Союза, где психоанализ бурно развивался до

середины 20-ых годов, а затем был свёрнут вместе с НЭПом.

Параллельно с психоанализом в США переживало свой звёздный час другое

течение — бихевиоризм, или психология поведения. Оно развивалось само по

себе, но огромное влияние было оказано физиологом Павловым, который работал

в Советском Союзе.

С 1925 года в США начала развиваться ещё одна базисная ветвь

психотерапии — гештальтпсихология, вещающая, что основные элементы психики

это не общепризнанные восприятие, мышление, сознание, память, интеллект,

ощущения, а некие целостные психологические образования, гештальты.

В начале 30-х годов США поразил колоссальный экономический кризис. Но на

психотерапию он повлиял благотворно — у людей возникла необходимость чаще

обращаться за психологической помощью. Появились новые направления, резко

возрос интерес к социальной психологии. Психотерапия используется с этого

времени не только для лечения неврозов, но и с целью помочь пациенту

избавиться от внутренних конфликтов. Широкую популярность приобретает

психологическое консультирование.

В США возникают всё новые и новые течения — экологическая, социальная,

нейропсихология, «Анонимные алкоголики», Эриксоновский гипноз, нейро-

лингвистическое программирование, биообратная связь, холотропное дыхание по

Гроффу, психосинтез Роберто Ассаджоли, «контроль мозга» Сильвы и многие

другие. Фрейдизм, бихевиоризм и гештальтпсихология продолжают развиваться в

виде неофрейдизма, необихевиоризма и неогештальтизма. Появляется поток

модных, скоропреходящих увлечений различными около психологическими

приёмами и подделками. Но несмотря на это, прогресс в данной области

достигнут огромный .

И то, что образ американца ассоциируется с уверенным в себе, весёлым,

общительным человеком, — результат не только хорошего счёта в банке, но и

того. что редко кто из них, будучи совершенно нормальным человеком, не

обращался к психотерапевту.

«Иметь своего» психотерапевта так же естественно, как «иметь своего»

парикмахера или автослесаря.

Психоанализ (Зигмунд Фрейд).

Каждый из нас, несомненно, слышал эту фамилию — Фрейд. Его концепция

бессознательного оказала огромнейшее влияние не только на процесс лечения

пациентов, но и на философию, искусство, понимание многих происходящих

событий.

Фрейд родился — 6 мая 1856 года в Австрии в еврейской семье

торговца шерстью. Отец был «свободомыслящим» — не посещал синагогу, верил в

то, что все чудеса могут быть объяснены наукой и что человеческий разум в

один прекрасный день создаст свободный от предрассудков мир. Зигмунд до 10

лет учился дома, затем с наградами окончил среднюю школу. К этому времени

он знал немецкий, английский, латинский, древнегреческий и древнелатинский

языки.

Так как в то время в Австрии евреям разрешалось заниматься только

коммерцией, правом и медициной, Зигмунд избрал последнее, питая к медицине

довольно сильное отвращение. Он хотел заниматься философией. Будучи

студентом, он большинство времени проводил в физиологических лабораториях.

Увлекшись теорией Дарвина, он на какое-то время стал «радикальным матери-

клистом».

После окончания медицинского факультета университета, чтобы оплатить

свои многочисленные долги и обеспечить молодую жену Марту, он вынужден был

оставить фи-виологию и заняться врачебной работой — сначала терапией, а

затем психиатрией. Возненавидев больничную атмосферу он решил оставить

практику и в 1885 году и прошел конкурс на желанную должность приват-

доцента в Венском университете. С этого момента в течение 10 лет Фрейд

занимался, с одной стороны, неврологией, а с другой, искал «динамическую

травму», приводящую к возникновению функциональных заболеваний. В то время

в своей практике он широко использовал гипноз, от которого впоследствии

отказался.

Фрейд, которому было 40 лет, когда он «открыл» психоанализ, потратил

последующие 43 года на теоретическую его разработку. В последние годы жизни

он принимал мало пациентов, посвятив своё время литературной работе,

преподаванию, управлению психоанализом во всём мире.

В 1938 году Австрию заняли нацисты, в результате чего Фрейд оказался в

еврейском гетто. За него Гитлеру был уплачен выкуп в размере 100.000

шиллингов, и Фрейд смог переехать в Лондон, где и умер от рака гортани 23

сентября 1939 года.

Если то новое, что придумал Фрейд, попытаться выразить одной фразой, то

эта фраза будет звучать приблизительно так:

Человеческое поведение нужно объяснять не осознанными психическими

процессами, а бессознательными.

Хотя приоритет в возникновении психоанализа Фрейд отдаёт доктору

Брейеру. Как-то доктор Брейер лечил пациентку с тяжёлым истерическим

неврозом. Эта пациентка боялась пить воду. Пытаясь найти причину

водобоязни, Брейер в гипнозе выудил у неё, что однажды она увидела, как

соседская собака пила из стакана воду. Ей стало противно, но будучи

«воспитанной дамой», она внешне никак не отреагировала, постепенно забыла

об этой ситуации, после чего сама перестала пить воду. Опять же таки в

гипнозе её удалось напоить — гидрофобия была излечена.

Отсюда вывод: для лечения психосоматического заболевания нужно суметь

докопаться до первичной психической травмы, которая, как правило,

забывается. Раскрутку нужно производить от настоящего времени до самого

раннего детства.

Другими словами, пациенты страдают «бессознательными воспоминаниями», и

симптомы болезни — всего лишь символы этих воспоминаний.

Но заболевание развивается только в том случае, если приходится

«сдерживать себя», то есть сознательно подавлять отрицательные эмоции,

возникающие в момент нанесения психической травмы. Частью эти проникшие в

бессознательное стрессы отягощают душевную жизнь, а частью перемещаются

через нервную вегетативную систему в какой-либо орган. Так может возникнуть

практически любое заболевание — гипертония, язва желудка, астма, миома, не

говоря уж о мигрени, вегетососудистой дистонии или бессоннице.

Душевная дисгармония возникает из-за того, что человек не может

связать воедино свои душевные процессы. По мнению Фрейда, невротик

напоминает женщину, которая пошла за покупками и возвращается с

большим количеством коробок свертков. Ей не хватает рук. Наклоняясь,

чтобы поднять одну вещь, она теряет другую, и так продолжается

бесконечно.

Фрейд также считал, что в одном и том же человеке существует

несколько независимых душевных группировок. Некоторыми группировками

руководит сознание, а другими - бессознательное.

Психический элемент, например какое-либо представление, обыкновенно

не бывает длительно сознательным. Наоборот, характерным является то,

что состояние осознания чего-либо зачастую быстро происходит.

Предствление, в данный момент сознательное, в следующее мгновение

переходит в бессознательную сферу, но легким усилием воли вновь

может быть возращено в сознание.

Существует два вида бессознательного: способное стать сознательным

("предсознательное") и вытесненное, которое само по себе сознательным

стать не может.

Сознанию Фрейд дал имя "Я", бессознательному "Оно". Но существует

еще в "Сверх Я".

Вот как, с точки зрения Фрейда, выглядит структура человеческой

психики.

Сверх Я (дух); совесть, чувство вины, религиозное и социальное чувство,

уважение к учителю (по аналогии с уважением к отцу).

Я (сознание): осознанные душевные процессы, разум, рассудительность.

Господствует над движениями. Вытесняет в бессознательное и сопротивляется

возвращению вытесненного в сознание.

Оно (бессознательное): доминируют страсти, влечения и удовольствия.

"Я" пытается подавить принцип удовольствия "Оно". Ночью отходит

ко сну, но руководит цензурой сновидений.

Что значит сделать нечто сознательным? Это значит некий образ, чувство

или представление воплотить в словесную оболочку.

Как ребёнок, вынужденный слушаться своих родителей, сознание («Я»), с

одной стороны, подчиняется категорическому императиву духа («Сверх Я»), а с

другой, пытается овладеть «Оно». Психоанализ — средство к этому

В «Оно» доминируют два вида влечений — сексуальное и влечение к смерти.

Сексуальное включает в себя собственно половое влечение, его сублимации и

инстинкт самосохранения. «Весь шум жизни происходит от эроса», — заключал

Зигмунд Фрейд.

Влечение к смерти — это стремление возвратить всё живое в

безжизненное состояние. Отсюда вытекает инстинкт разрушения, то есть

стремление к конфликтам, войнам. Исходя из этих двух влечений, человек во

всём двойственен, амбивалентен. Ведь недаром любовь граничит с ненавистью,

созидание— с разрушением, а гениальность — со злодейством.

Проводя лечебные сеансы, Фрейд заметил, что какая-то сила

препятствует переходу воспоминаний из бессознательной сферы в сознательную

Поэтому психотерапевту нужно уметь бороться с непроизвольным

сопротивлением пациента выздоровлению

Аналитическая психология (Карл Юнг).

Основал её ученик Фрейда швейцарский психиатр Карл Юнг считал, что

существуют два вида бессознательного — личное и коллективное. Содержание

коллективного бессознательного является достоянием не какого-либо одного

человека, а группы лиц. Этой группой может быть семья, рабочий коллектив,

страна или всё население земного шара.

Коллективное бессознательное не приобретается в течение жизни одного

человека. Это инстинкты и архетипы, формирование которых длится

тысячелетиями. В противоположность личному, коллективное бессознательное

одинаково у всех людей. Личное бессознательное— это «Оно» человека, а

коллективное состоит из так называемых архетипов. Слово «архаический»

подчёркивает, что они существуют с древнейших времён.

Но всякий человек, как и всякое живое существо, уникален, а значит и

индивидуален — с этим нельзя не согласиться. Поэтому Юнг считал, что

человек с расщеплением характера индивидуален бессознательно. Меняя маску в

разных ситуациях, он обманывает других. Но зачастую он обманывает и себя

относительно того, каков же его настоящий характер. В разных ситуациях он

надевает разные маски, никогда не видя своего собственного лица.

Маску Юнг назвал «Персона» (термин, которым обозначалась маска

древнего актёра), а внутренний характер — «Душа». Подобно тому, как Маска

сформирована воздействием внешней среды, Душа сформирована воздействием

бессознательного и его качеств.

Итак Персона (Маска) — это приспособительная реакция, поведение в

соответствии с внешними обстоятельствами. Персона — это видимый характер

человека. Какова же его Душа, зачастую не знают не только окружающие, но и

сам человек.

Но Душа, как правило, содержит всё то, чего лишена Маска. Например,

внешне жестокий, бесцеремонный и недоступный тиран внутренне очень

несамостоятелен, подвержен страхам и сомнениям. Или вдруг оказывается, что

женщина, в высокой степени женственная, обладает сильной волей и

настойчивостью.

Эта противоположность легко объяснима. И Душа, и Маска имеют как

мужские, так и женские черты, и всё дело лишь в пропорциональности этих

начал.

Индивидуальная психология (Альфред Адлер).

«Научились ли вы радоваться препятствиям?»

Надпись на одном из тибетских храмов.

Индивидуальная психология оказала огромное влияние на психиатрию,

психологию и педагогику. Её обобщил австрийский психолог Альфред Адлер.

Адлер считал, что с детства каждый человек испытывает чувство

собственной неполноценности, всю жизнь старается преодолеть свои слабости,

чтобы, в конце концов, испытать чувство полноценности.

Стремление ощутить свою силу в одних случаях ведёт к стремлению к

власти, в других — к стремлению достичь смутной конечной цели —

«самосовершенства», а в третьих приводит к творчеству.

Другими словами, стремление к власти, к познанию, творчество являются

процессами бессознательной компенсации чувства собственной неполноценности.

Для каждого человека важно ощутить собственную ценность, собственную

индивидуальность. Как только человек начинает ощущать свою бесполезность

для общества, чувство его неполноценности усиливается.

В детстве формированию чувства неполноценности способствуют следующие

три фактора.

Дети, родившиеся с физическими недостатками, воспринимают их как

жизненное препятствие. Свой стиль жизни они находят в маскировке этих

недостатков.

Бессердечные дети. Они повсюду видят врагов и ведут себя так, словно

находятся во враждебном лагере.

Но, пожалуй, самую большую категорию составляют изнеженные дети.

Когда им приходится становиться на собственные ноги, они чувствуют себя

изгнанными из рая. В последующей жизни им всегда недостаёт душевной теплоты

и они никак не могут найти взаимопонимание с другими людьми.

Ошибки, допущенные в раннем возрасте и повлекшие за собой выраженное

чувство собственной неполноценности, могут быть исправлены благодаря

осознанию человеком последствий этих ошибок.

Чем больше у кого-либо выражено стремление к власти, тем менее у него

развито чувство общественного долга. Тип людей, слишком много занимающихся

собой и стремящихся к личной власти, чаще всего считает других людей своими

врагами, желающими им только плохого. Всё человечество и его проблемы

кажутся таким людям чужими и далёкими. Поэтому нет ничего удивительного в

том, что обременённые властью люди зачастую испытывают чувство собственной

неполноценности.

Адлер также отвергает существование врождённых способностей. Он

считает, что все большие человеческие достижения есть результат правильного

обучения, упорства и соответствующих упражнений. Человек может достичь

наибольших результатов не благодаря своим дарованиям, а благодаря

постоянной упорной борьбе с возникающими на его пути трудностями. «Дайте

мне дюжину нормальных детей и специфическую среду для их воспитания, и я

гарантирую, что, взяв любого из них в случайном порядке, я смогу превратить

его в специалиста любого типа—доктора, юриста, нищего или вора,

безотносительно к его таланту, склонностям, способностям, призванию», —

говорит уже не Адлер, а бихевиорист Уотсон.

Гуманистический психоанализ (Эрих Фромм).

«Счастлив тот, кто живёт в гармонии с

собой. Разлад наступает тогда, когда вас

принуждают быть в гармонии с другими».

Оскар Уайльд

Эрих Фромм является одним из наиболее ярких представителей школы

неофрейдизма. Он считал, что в процессе развития человек приходит к

индивидуализации, то есть к обособлению, и в результате этого у него

появляется чувство одиночества. Кроме того, у каждого человека также

присутствует чувство неуверенности, ведь социальная система, навязывая ему

свой ритм, превратила его в винтик.

Задачей психоанализа, считает Фромм, является выработка средств, с

помощью которых человек избавляется от чувства безнадёжности.

Существуют следующие бессознательные механизмы избавления от этого

чувства:

1. Стремление к господству или стремление к подчинению. Так, ребёнок,

которого тиранил отец, может защитить себя, приспособив свою систему эмоций

к беспрекословному повиновению. Став взрослым, он будет находить

удовольствие в подчинении — жене, начальнику и так далее (мазохизм). Другой

же ребёнок, восстав против отцовского авторитета, может найти удовольствие

в разрушении, тирании, стремлении к господству (садизм).

2. Стремление к разрушению внешнего мира (деструктивизм) также

является способом самоутверждения, бегства от собственного бессилия.

3. Человек начинает усваивать тот образец личности, который

навязывает общество. Он перестаёт быть личностью. Мысли заменяются

псевдомыслями (автоматический конформизм).

Так как этот тип людей наиболее распространён, рассмотрим его

поподробнее.

Стиль жизни, который большинство людей находит в современном

обществе, — это принятие мышления и поведения, навязываемого окружающей

средой. Человек становится таким, каким другие ожидают его видеть. Этот

механизм можно сравнить с защитной окраской, характерной для некоторых

животных: они настолько схожи с окружающей средой, что их с трудом можно

отличить от неё.

Человеком, который уничтожил свою индивидуальность и стал автоматом,

таким же, как и миллионы других автоматов вокруг него, не владеет больше

чувство одиночества и тревоги. Однако цена этому — потеря самого себя.

Предполагается, что большинство из нас — индивидуумы, способные

думать, чувствовать и действовать так, как нам нравится. Каждый искренне

верит, что он — это он и что его мысли, чувства и желания — действительно

его.

Когда кто-то говорит «я думаю», прежде всего мы оцениваем, верно или

неверно то, что он думает, а не то, он ли думает. На следующем примере мы

убедимся, что выражение «я думаю» вовсе не означает, что думаю именно я,

говорит Эрих Фромм.

Также формируется мнение основной массы людей об искусстве. Средний

человек, который идёт в музей и видит картины, например, Рафаэля или

Репина, оценивает их как прекрасные и впечатляющие. Но на самом деле у него

нет внутреннего отклика на картину. Он считает её прекрасной, так как

знает, что этого от него ожидают. Посещая театр или филармонию, он

«восторгается» чудесной игрой.

Художники, музыканты, артисты зачастую искусственно создают себе

имидж. Публикации хвалебных заказных статей в прессе, частые показы по

телевидению — и подавляющему большинству людей этого достаточно, чтобы

иметь «своё» положительное мнение о том-то и о том-то.

Всё, о чём мы говорили, является верным не только для мышления, но и

для чувств и желаний. Большинство людей убеждены, что если они чего-то

хотят, то они действительно хотят этого. Но это одна из самых больших

иллюзий. Большинство наших желаний или решений не являются нашими

собственными, а навязаны извне, и мы успешно себя убеждаем, что сами

приняли эти решения, в то время как в действительности мы, движимые

бессознательным страхом и угрозами комфорту, только подчинились ожиданиям

других.

Подмена подлинных актов мышления, чувств и желаний псевдоактами ведёт

в конце концов к замене подлинной личности на псевдоличность. Таким

образом:

Подлинное Я — это Я, которое является инициатором умственной

активности.

Другими словами, это истинные мысли, эмоции, желания.

Псевдо Я — это роль, играемая человеком в соответствии с ожиданиями

других людей, но играемая под именем подлинного Я.

Человек может играть много ролей и быть убеждённым, что он в каждой

роли и есть он. В действительности во всех этих ролях он такой, каким, по

его понятиям, его ожидают увидеть, и у многих людей, если не у большинства,

подлинное Я полностью подавлено псевдо Я. Но зачастую то, что человек

годами подавлял, и есть самое лучшее и ценное в этом человеке.

И задача психотерапевта объяснить всё это пациенту, найти вместе с

ним и восстановить то, что утеряно, тем самым освободив пациента от

внутренних конфликтов, вызванных необходимостью приспосабливаться к

окружающей среде.

Трансакционный анализ (Эрик Берн).

Трансакционный анализ не имеет никакого отношения к трансу. Наиболее

понятный перевод этого словосочетания — «анализ общения между людьми». Всё,

что происходит между людьми, Берн называет трансакцией. Наиболее типичные

из них — игры, удары, развлечения, ритуалы, уход, работа.

И если вы до сих пор об этом направлении ничего не слышали, то

немедленно пойдите в библиотеку, возьмите и прочитайте две книги Эрика

Берна: «Игры, в которые играют люди» и «Люди, которые играют в игры».

Бихевиоризм

«Фрейдисты ошибаются. Невроз — это просто плохая привычка. Предметом

психологии является не сознание, а поведение», — так в двух словах можно

пояснить суть бихевиоризма. Отсюда и название: от английского слова

bihaviour — поведение.

До бихевиоризма методом психологии была интроспекция, то есть

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


© 2010 Рефераты