рефераты курсовые

Личностные особенности психосоматических больных

Личностные особенности психосоматических больных

Введение

Актуальность изучения данной проблемы обусловлена тем, что на современном этапе в практике лечения и оказания психологической помощи пациентам, страдающим хроническими заболеваниями наиболее важной и в то же время сложной задачей, является определение личностно-типологических особенностей больных и характеристики типов личностного реагирования на соматическое заболевание. Следует отметить, что диагностика нервно-психических расстройств у хронических больных представляет собой довольно трудную задачу, требует много времени для кропотливого расспроса и изучения нервно-психического статуса. В обычной практике терапевта нюансы психики не всегда удается установить. Больные зачастую не стремятся обращать внимание врачей на изменения в нервно-психической сфере. Они не хотят, чтобы их сочли больными «нервными». Вследствие перечисленных трудностей большую актуальность приобретает изучение личностных особенностей психосоматических больных. (Кулаков С.А., 2003.)

В последние десятилетия ХХ века изучению психологического профиля соматических больных были посвящены многочисленные работы как отечественных, так и зарубежных авторов. Эти исследования были направлены на понимание роли, характера действия заболевания на изменение личностных особенностей пациента и адаптацию человека в сложных стрессовых условиях, в качестве которых могут выступать заболевания. Ряд исследования был направлен на количественные и качественные измерения механизмов совладающего поведения. Вместе с тем, в существующей литературе отсутствуют монографические научные работы, в которых личностный профиль соматического больного изучался бы одновременно в различных плоскостях (клинико-биологической, психологической и социальной). (Кулаков С.А., 2003.)

Таким образом, многосторонний анализ о монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества. Этим и был обусловлен выбор темы нашего исследования: «Личностные особенности психосоматических больных». (Кулаков С.А., 2003.)

Объект исследования - психосоматические больные районной поликлиники №197 г. Москвы.

Предмет исследования - личностные особенности психосоматических больных.

Цель исследования - изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.

3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных.

4. Проанализировать полученные результаты сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии.

Методы исследования:

- наблюдение,

- беседа,

- тестирование,

- математическая обработка данных.

1. Психологическое содержание проблем психосоматических заболеваний

1.1 Современные концепции личности

Термин «личность» имеет разные значения. Наука о личности - персонология - это дисциплина, стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путем использования различных исследовательских стратегий. Современная психология личности, являясь научной дисциплиной, трансформирует умозрительные рассуждения о природе человека в концепции, которые могут быть подтверждены экспериментально.

Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, от чего зависят мотивы его поступков.

Решающим для понимания характера является взаимопонимание между общественно и личностно значимым для человека. В основе единства, цельности, силы характера лежит направленность личности Обладание целями жизни - главное условие образования характера. Однако характер и направленность личности не одно и то же. Направленность личности накладывает огромный отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. (Фрейд З., 1990.)

Различие теорий личности может быть проиллюстрировано на примере. Карл Роджерс определял личность в терминах самости: как организованную, долговременную сущность, составляющую сердцевину наших переживаний. Гордон Олпорт определял личность как то, что индивид представляет собой на самом деле, как внутреннее нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром. Джордж Келли рассматривал личность, как присущий каждому индивидууму уникальный способ осознания жизненного опыта. А Эрик Эриксон представлял личность как функцию результатов психосоциальных кризисов в течение жизни человека. (Фрейд З., 1990.)

Зигмунд Фрейд: психодинамическое направление в теории личности.

Фрейд ввел в анатомию личности три основных структуры: Ид, Эго и Суперэго. Сфера Ид полностью не осознаваема, в то время как Эго и Суперэго действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Ид.

Ид по Фрейду означает примитивные инстинктивные и врожденные аспекты личности. Оно целиком функционирует в бессознательном и тесно связано с инстинктивными биологическими побуждениями, которые наполняют наше поведение энергией. Ид - нечто темное, не подчиняющееся правилам. Оно выражает первичный принцип всей биологической жизни - немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, когда они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в личностном функционировании. Поскольку Ид не ведает страха и тревоги, оно не прибегает к предосторожностям в выражении своей цели.

Эго - это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желание Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Это помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. В борьбе за выживание, как против внешнего социального мира, так и инстинктивных потребностей Ид. Эго является «исполнительным» органом личности и областью протекания интеллектуальных процессов и решения проблем.

Суперэго - это интернализованные общественные нормы и стандарты поведения, полученные в процессе «социализации». Суперэго, пытается полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы, со стороны Ид, пытаясь направить человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. (Фрейд З., 1990.)

Альфред Адлер: индивидуальная теория личности.

Индивидуальная психология Альфреда Адлера имеет несколько ключевых принципов, исходя из которых, описывает человека:

1) человек является единым самосогласующимся и целостным;

2) человеческая жизнь - это динамическое стремление к превосходству;

3) индивидуум - есть творческая и самоопределяющая сущность;

4) социальная принадлежность индивидуума.

Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве, и переживая неполноценность, в течение жизни борются за превосходство.

Согласно Адлеру, стиль жизни особенно ясно проявляется в установках личности и ее поведении, направленном на решении трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь.

Центральным понятием всей теории Альфреда Адлера является творческое «Я». В этом понятии воплощается активный принцип человеческой жизни, то, что придает ей значимость; то, под чьим влиянием формируется стиль жизни. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека и способствует развитию социального интереса. (Фрейд З., 1990.)

М. Эриксон, К. Хорни: теория личности в эго-психологии.

В теории Эрика Эриксона наибольшее значение имеет Эго и его адаптивные способности. К другим особенностям его теории, названной эго-психология, относятся:

- акцент на изменениях, происходящих в процессе развития на протяжении жизни человека;

- упор на психически здорового человека;

- особая роль идентичности;

- сочетание клинических наблюдений с изучением культурно-исторических факторов в изучении структуры личности.

Э. Эриксон описал восемь стадий психосоциального развития личности:

- младенчество (базальное доверие - базальное недоверие);

- раннее детство (автономия - стыд и сомнение);

- возраст игры (инициативность - вина);

- школьный возраст (трудолюбие - неполноценность);

- юность (эго-идентичность - ролевое смешение);

- ранняя зрелость (интимность - изоляция);

- средняя зрелость (продуктивность - инертность);

- поздняя зрелость (эго-интеграция - отчаяние).

Карен Хорни отвергла положение З. Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия мужчин и женщин, утверждая, что решающим фактором в развитии личности является характер социальных отношений между родителями и ребенком. Согласно К. Хорни в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности в безопасности, это приводит к возникновению базальной враждебности, а та ведет к возникновению базальной тревоги - основе невроза. Базальной тревогой она назвала ощущение беспомощности во враждебном мире.

К. Хорни описала десять невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью, порожденными базальной тревогой. В отличие от здоровых людей, невротики опираются на одну потребность при реагировании на различные ситуации. Десять невротических потребностей следующие:

- в любви и одобрении;

- в руководящем партнере;

- в четких ограничениях;

- во власти;

- в эксплуатировании других;

- в общественном признании;

- в восхищении собой;

- в честолюбии;

- в самодостаточности и независимости;

- в безупречности и неопровержимости. (Фрейд З., 1990.)

Г. Олпорт, Р. Кеттел, Г. Айзенк: диспозитивное направление.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определенное постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация тех психофизиологических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его приспособление к среде.

С точки зрения теории Г. Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Г. Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Г. Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные - личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии о черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Г. Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывается верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Г. Олпорт длительное время работал над сознанием адекватного описания «зрелой личности», заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

1) зрелый человек имеет широкие границы «Я»;

2) зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям;

3) зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самопринятие;

4) зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;

5) зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;

6) зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Раймонд Кеттел - следующий представитель диспозиционного направления. Подход Кеттела основан на исполнении точных эмпирических методов исследования. Согласно Р. Кеттелу, личность-это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Он рассматривает личность как сложную и дифференцированную структуру черт, где мотивация по преимуществу зависит от субсистемы так называемых динамических черт. Черта - наиболее важное понятие у Р. Кеттела.

Центральным для Р. Кеттела является различение между поверхностными и исходными чертами. Он считает исходные черты более важными, чем поверхностные. Динамические черты можно разделить на три группы: аттитюд, эрг и чувство.

Теория типов личности Г. Айзенка основывается на факторном анализе. Его иерархическая модель структуры личности включает типы, черты личности, привычные реакции и специфические реакции. Типы представляют собой множества, в которых между двумя экстремальными точками располагаются характеристики индивидов. Г. Айзенк подчеркивает, что большинство людей не подпадает под крайние категории. По Г. Айзенку, в основе структуры личности лежит два главных типа (суперчерты): интроверсия - экстраверсия и стабильность - нейротизм, представляемой в виде «круга Айзенка». (Фрейд З., 1990.)

Эрих Фромм: типологические модели социальных характеров.

Эрих Фромм продолжил постфрейдистскую тенденцию в психологии личности, акцентируя внимание на влияние на личность социально-культурных факторов. Э. Фромм утверждал, что определенной частью людей движет желание бегства от свободы, осуществляющееся посредством механизмов авторитаризма, деструктивности и конформизма. Здоровый путь освобождения по Э. Фромму - в обретении позитивной свободы благодаря спонтанной активности.

Э. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих человеку: в установлении, в преодолении, в корнях, в идентичности, в системе взглядов, в преданности.

Э. Фромм полагал, что основные ориентации характера являются следствием способа удовлетворения экзистенциальных потребностей.

Непродуктивные типы характера по Э. Фромму:

1) рецептивный (сентиментальный, зависимый и пассивный, считающий, что надо быть любимым, а не любить),

2) эксплуатирующий (человек, который добивается от других желаемого силой и обманом),

3) накапливающий (скупой, упрямый, ориентированный на прошлое).

Э. Кречмер: типологическая модель личности.

Существует целый ряд концепций, в которых свойства темперамента, принимаемые как наследственные или врожденные, связывались с индивидуальными различиями в особенностях телосложения. Эти типологии получили название конституционных типологий. Наибольшее распространение получила типологическая модель, предложенная Э. Кречмером, который в 1921 г. опубликовал свою знаменитую работу «Строение тела и характер». Главная идея заключалась в том, что люди с определенным типом сложения имеют определенные психологические особенности. Им было проведено множество измерений частей тела, что позволило ему выделить 4 конституционных типа:

1. Лептосоматик - характеризуется хрупким телосложением, высоким ростом, плоской грудной клеткой; плечи узкие, худые и длинные нижние конечности;

2. Пикник - человек с выраженной жировой тканью, чрезмерно тучный, характеризуется малым или средним ростом, расплывающимся туловищем с большим животом и круглой головой на короткой шее;

3. Атлетик - человек с развитой мускулатурой, крепким телосложением, характерен высокий или средний рост, широкие плечи, узкие бедра;

4. Диспластик - люди с бесформенным, неправильным строением; индивиды этого типа характеризуются различными деформациями телосложения (например: чрезмерный рост, непропорциональное телосложение).

С названными типами строения тела Э. Кречмер соотносит два главных типа темперамента, которые он называет шизотимический и циклотимический. Шизотимик имеет астеническое телосложение, замкнут, склонен к колебаниям эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, с трудом приспосабливается к окружению. Циклотимик имеет пикнитическое телосложение, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми и реалистичен во взглядах.

Э. Кречмер развивает свою теорию темпераментов, отдельно выделяя таблицей «специальные дарования», свойственные полноценным социальным вариантам темпераментов. Например: поэт - циклотимик для него «реалист, юморист», а шизотимик - скорее романтик, художник формы. Подобным образом разделяет он характеры исследователей и вождей.

Теория Э. Кречмера была очень распространена в Европе, а в США приобрела популярность концепция темперамента У. Шелдона, сформированная в 40-х годах прошлого столетия.

К. Леонгард: типологические модели акцентуаций и психопатий.

Типологическая модель К. Леонгарда включает в себя 10 типов акцентуированных личностей. Они разделены на 2 группы:

- акцентуации характера (демонстративный, педантичный, застревающий, возбудимый);

- акцентуации темперамента (гипертимический, дистимический, тревожно - боязливый, циклотимический, аффективный).

К. Леонгард считает, что люди отличаются не только акцентуированными чертами. Черты, определяющие индивидуальность, относятся к разным психическим сферам:

1) к сфере направленности интересов и склонностей;

2) к сфере чувств и воли;

3) к сфере ассоциативно - интеллектуальной.

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. До сих пор еще не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием ее становления и развития. Не всегда легко, считает К. Леонгард, провести разницу между акцентуированными чертами и чертами, определяющими вариации индивидуальности человека. (Фрейд З., 1990.)

1.2 Понятия физического и психического здоровья: норма, патология

«Здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», - записано в уставе Всемирной организации здравоохранения.

В общем понятии здоровья имеются две неотделимые составляющие: здоровье духовное и психическое.

Духовное здоровье человека зависит от системы его мышления, отношения к людям, событиям, ситуациям, своему положению в обществе. Оно достигается умением жить в согласии с окружающими людьми, способностью анализировать различные ситуации и прогнозировать их развитие, а также вести себя в различных условиях с учетом необходимости, возможности и желания.

Психическое и духовное здоровье находятся в гармоничном единстве и постоянно взаимно влияют друг на друга.

Слово «здоровье» первоначально означало «целостность». Психически здоровые люди пытаются сбалансировать и развить различные стороны своего «я» - физическую, психическую, эмоциональную, а иногда и духовную. Они ощущают целесообразность своего существования, контролируют свою жизнь, чувствуют поддержку окружающих и сами оказывают помощь людям. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Психическое здоровье - это не состояние непрерывного блаженства, а взаимодействие как отрицательных, так и положительных эмоций и настроений.

Критерии психического здоровья (по ВОЗ):

- осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;

- чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;

- критичность к себе и своей собственной психической деятельности и ее результатам;

- соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;

- способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;

- способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать это;

- способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

Понятие нормы и нормальной личности перестало быть безликим, усредненным и среднестатистической единицей. То, что представляет собой статистически усредненную норму, в конкретном случае выглядит как отсутствие индивидуальности, характер, который в быту называют «пирожок - ни-с-чем». Такие люди вполне приспособлены к жизни, ни чем не интересные и не имеющие никаких проблем. Они как эхо отражают наиболее расхожие социальные веяния и тенденции, все делают «как все», чрезвычайно конформны и не имеют собственного мнения. Им не нужны советы психолога, индивидуализированная профессиональная или семейная консультация, так как у них нет психологических проблем.

Интерес с любой точки зрения представляют люди с очерченным характером: проблемы у них тесно связаны с индивидуально - личностными особенностями, чем и обуславливается необходимость личностно-ориентированного подхода, идет ли речь об учебном процессе, кадровом и профессиональном отборе, семейном консультировании и пр. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Черты характера, т.е. особенности, развивающиеся в процессе взаимодействия врожденных индивидуально-типологических свойств с ближайшим окружением, отражаются в методике разнообразными профилями с достаточно большим разбросом показателей по разным шкалам в пределах нормы.

Однако «коридор нормы» вполне широк, а верхняя граница сближает то, что мы называем характером нормальной личности с акцентуированной личностью, в профиле которой некоторые шкалы завышены и выделяют трудно компенсируемые черты, затрудняющие адаптацию человека в сложных условиях. (Малкина-Пых И.Г., 2004.)

Взаимовлияние соматического и психического здоровья бесспорно. Известно, что соматические заболевания изменяют психическое состояние больных и способствуют патологическим изменениям личности.

1.3 Личностные особенности больных сердечнососудистой системы и желудочно-кишечного тракта

Гипертоническая болезнь (ГБ) - одно из самых распространенных заболеваний населения в развитых странах. Как отмечают О.В. Кербиков, М.В. Коркина, А.В. Снежневский, заболевание возникает в результате более или менее интенсивных и длительных состояний психического напряжения организма человека. (Сперанский И.И., 1961.)

Работами Г.Ф. Ланга, А.А. Мясникова и многих других ученых установлено, что ГБ развивается преимущественно у лиц, рабочая и обычная обстановка которых включает чрезмерное нервное напряжение, частые психические травмы, эмоциональное перенапряжение, переутомление нервно - психической сферы. Классическим примером этих факторов является резкое увеличение заболеваний ГБ жителей Ленинграда во время блокады в годы Великой Отечественной войны. (Гасшин В.С., 1972.)

Представители западной психосоматической медицины, получившей широкое распространение в США, такие как Александер, Данбер, Ринч, Соколов и др. считают, что именно психика, склад личности являются основной определяющей причиной гипертонической болезни. (Репина Н.В., 2003.)

Еще в конце прошлого века У. Ослером были описаны особенности личности «коронарных» больных. Он характеризовал их сильными, уверенными в себе, энергичными и честолюбивыми людьми. В современной зарубежной психосоматической литературе «коронарная личность» описывается в виде сочетания качеств, способствующих достижению успеха в деятельности, - стремления к достижению поставленной цели, настойчивости в соревновании, стремления к признанию и продвижению по службе, привычки к ускорению жизненного темпа, отсутствия удовлетворенности от завершения работы и неумения отдыхать. (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998.)

Многочисленными работами было доказано, что частота гипертонических состояний увеличивается по мере приближения к урбанизированным центрам цивилизации, население которых вовлечено в ритмику современной жизни с ее напряженностью и ускоренным темпом, а также имеет широкую зону межличностных контактов, создающих возможность конфликтов.

Сильные, но сдерживаемые эмоции и служат причиной того невроза сосудодвигательных центров, которые касаются рефлексов ситуационных, защитных, которые И.П. Павлов понимал как рефлексы, связанные с людскими общественными отношениями, с состояниями угрозы, обороны. (Сперанский И.И., 1961.)

В. Коган и Н. Шабалина в своем обследовании гипертонических больных выделили следующие психологические особенности, характерные для данной группы. У больных ГБ в начальной стадии преобладают признаки эмоциональной возбудимости, которая проявляется в ригидности скоростной установки, преобладании быстрого темпа. При ГБ II стадии отмечается торможение ассоциативных реакций. В познавательной сфере наблюдается сужение объема сознания, замедление умственной работоспособности вследствие утомляемости. (Коган В., Шабалина Н., 1969.)

А.А. Рухманов отмечает у больных ГБ ригидность самооценок, отсутствие динамичности в определении связей между характерологическими особенностями личности и окружающей средой, высокий уровень тревоги, зависимости, повышенную интенсивность эмоциональной агрессивности, низкую комфортность, нарушение уровня социальной адаптации. Тест Розенцвейга по данным ряда авторов, показывает преобладание инрапунитивного типа реагирования, т.е. тенденции к самообвинению, гипертрофированному чувству вины, что ставит адаптацию больных под угрозу срыва.

По данным Рухманова при исследовании больных тестом Роршаха на первый план выступает непродуктивная форма контроля: эмоции не регулируются, а подавляются, приводя к высоко - эффективной напряженности. Наряду со снижением категориальной четкости познавательных процессов и возможных интеллектуальных достижений, повышенная тревожность усиливается чувством неудовлетворенности собой и окружением, трудностями принятия решений, ведет к состоянию фрустрации и может легко привести к аффективной дезорганизации психической деятельности, к декомпенсации. (Рухманов А.А., 1981.)

Н.Б. Шабалина при исследовании уровня умственной работоспособности на различных стадиях ГБ, отмечала, что для больных характерно привлечение внимания окружающих к своему состоянию, имеющимися затруднениями и конфликтами; на более поздней стадии наблюдались выраженные нарушения динамики в интеллектуальной деятельности. (Шабалина Н.Б., 1972.)

И.К. Шхвацабал были отмечены тенденции к пессимистической оценке больными ГБ перспектив, раздражительность, внутренняя направленность, повышенная активность, несмотря на свойственное им быстрое физическое утомление. Стремление доминировать, авторитарность, склонность к независимости сочетались с высокой чувствительностью к психосоциальным стрессам. (Шхвацабая И.К., 1979.)

Общий облик больного остается в большинстве случаев депрессивно - астеноидным. Часто наблюдается слабодушие, тоскливость, плаксивость, неуверенность в своих действиях, подозрительность. В деловой жизни больные обнаруживают безынициативность, утомляемость, неспособность приспосабливаться к меняющейся обстановке среды. Память у больных почти всегда понижена. (Оганесян Л.А., 1975.)

Часто меняющаяся жизненная обстановка сопровождается настройкой адаптационных механизмов. Ситуация «стресса» предъявляет к ним повышенные требования, что проявляется различными свидетельствами адаптационного напряжения, в том числе повышением артериального давления. Психологические стрессоры играют важную роль в возникновении гипертонии. Реакции кровяного давления на такие стрессоры различны у различных лиц: при ГБ они четко выражены.

Отрицательные эмоциональные реакции повышают артериальное давление у здорового человека, но давление вновь становится нормальным, как только раздражители, вызывающие данные реакции ликвидированы. Для лиц, больных ГБ, характерно хроническое повышение артериального давления; в условиях же воздействия на них отрицательных раздражителей артериальное давление более повышается, что может привести к сердечно - сосудистым нарушениям (гипертоническим кризам, инсультам). (Меерсон Ф.М., 1981.)

Именно длительное психоэмоциональное напряжение приводит к возникновению и развитию гипертонической болезни сердца, считают В.П. Соколов и Г.Т. Ковалевская. Психическая напряженность - это своеобразная форма отражения субъектом трудной (фрустрирующей) жизненной ситуации. Психическая напряженность возникает в результате не разрешения противоречий между личностью и значимыми для нее сторонами действительности. Неумение найти выход из фрустрирующей ситуации влечет за собой психическую и физиологическую дезорганизацию личности, что впоследствии сможет вызвать функциональные нарушения, в частности - ГБ. (Соколов В.П., Ковалевский Г.Т., 1971.)

В работах «ранних» психосоматиков К. Бингер, Ф. Александера, В. Харис, подчеркивались как основные личностные черты больных ГБ: скрытность, упрямство, неудовлетворенность собой и окружением, враждебная настроенность, сочетающаяся с выраженным контроле и подавлением агрессивных тенденций поведения, что приводило к постоянной внутренней напряженности и тревоге. Однако в дальнейших исследованиях отмечались и неуверенность, и личная несостоятельность, и чувствительность к критике, и тенденция обнаруживать интенсивную реакцию в форме депрессии на психологический стрессор. (Кулаков С.А., 2003.)

Дисгармоничность, акцентуированность личностных характеристик больных отмечена в работах Ленинградского института им. В.М. Бехтерева и в исследованиях последних лет, проведенных в 1-м Московском медицинском институте А.Д. Соловьевой, Ф.И. Комаровым, А.М. Вейном и С.Н. Коцюком. Особенности личности выступают, по мнению А.М. Вейна, как фактор, обусловливающий негативное поведение вегетативных реакций, сопровождаясь избыточным увеличением тонуса сосудов сопротивления при физической нагрузке и недостаточным приростом сердечного выброса при напряжении. (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981.)

Ведущей причиной, нарушающей равновесие этой сбалансированной системы, являются длительные, застойные психоэмоциональные перенапряжения, особенно при их сочетании с выраженным неудовольствием.

Принципиально важно установление нейропсихологических предпосылок для особенно тяжелого течения ГБ с частыми кризами. Больные, характеризующиеся «кризовым» течение ГБ, по своим личностным особенностям отличались выраженной эмоциональной лабильностью, легко расстраивались даже по незначительным поводам, были вспыльчивы, имели агрессивные тенденции, но гнев проходил у них довольно быстро, фронт конфликтных отношений был довольно обширен, тревога наблюдалась постоянно. (Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В., 1976.)

Постоянно повторяющиеся личностные черты гипертоников описываются как трудолюбие, приверженность долгу, общительность, большое чувство ответственности. В связи с этим у них возникают внутренние и внешние конфликты, от которых они не могут эмоционально отстраниться. В своей специфической установке на скромность они отказываются от своих потребностей в пользу других, желая получить от них одобрение и не провоцировать агрессию или неприязнь. Именно эти признаки, описываемые независимо друг от друга разными исследователями как готовность помочь, стеснительность, хронически подавляемая агрессивность, и составляют манифестные свойства личности, которые имеют большое значение для формирования характерных реакций подавления потребностей, воспринимаемых как опасные, т.е. представляет собой форму защиты от собственных агрессивных побуждений. (Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А., 1998.)

На гипертониках Александером были проведены систематические психоаналитические исследования. В одном из таких исследований было обнаружено, что хронически подавляемые агрессивные импульсы, которые всегда связаны с тревогой, сильно влияют на уровень кровяного давления. Несмотря на то, что в группе больных были представлены самые разные типы личности, общим для всех больных свойством была их неспособность свободно выражать свои агрессивные импульсы. Иногда у таких больных случаются вспышки гнева, но в целом у них достаточно высокий самоконтроль, так что при поверхностном обследовании они производят впечатление хорошо приспособленных, зрелых людей. Действительно, довольно часто эти пациенты были чрезвычайно милыми и уступчивыми и изо всех сил старались понравится.

В психодинамических наблюдениях поддерживается психосоматическая точка зрения относительно этиологии генерализованного сужения кровеносных сосудов, характерного для гипертонии. Страх и гнев - как у животных, так и у человека - быстро проходят; эти эмоции связаны с временными физиологическими изменениями, посредством которых тело становится готовым к концентрированному усилию, направленному на борьбу или бегство. Повышение артериального давления - один из компонентов этой физиологической подготовки. Когда ситуация, вызывающая страх, прекращается, давление также возвращается к норме. В современном обществе свободное выражение агрессии запрещено; человек часто испытывает враждебные чувства, но не имеет возможности выразить агрессию непосредственно, в свободном поединке. Наше общество требует, чтобы человек полностью контролировал все свои агрессивные импульсы. При этом, хотя это ограничение распространяется на всех, некоторые люди подавляют свою способность выражать агрессивные и самоутверждающие тенденции сильнее, чем другие, которые не могут дать выход своим агрессивным импульсам, даже каким-либо вполне легитимным и доступным способом. Соответственно они живут в состоянии хронического подавления агрессии. Можно предположить, что хронически подавляемый гнев, вызываемый подобными ограничениями, может приводить к хроническому повышению кровяного давления, поскольку гнев не разряжается ни с помощью телесной агрессии, ни с помощью какой-либо сублимированной формы поведения, направленного на самоутверждение. Таким образом, невыраженные агрессивные чувства могут стать источником постоянной стимуляции сердечнососудистой системы; это аналогично ситуации, в которой организм постоянно находился бы в процессе подготовки к сражению, которое никогда не состоится. (Энциклопедия глубинной психологии: Т.2. - М., 2001.)

Язвенная болезнь желудка. Заболевание органов пищеварения занимает второе место по распространенности среди населения, уступая лишь патологии сердечно - сосудистой системы. Пептидная язва поражает более 10% населения, в основном мужской пол. В происхождении пептической язвы имеет значение наследственная предрасположенность. У больных отмечается астеническая конституция и влажность ладоней, усиленное потоотделение, температурные аномалии. В детстве у таких людей наблюдаются проявления невропатии, их перекармливают, наказывают за нарушение жесткого пищевого режима.

Заболевание развивается на фоне дистимии, которая связана с длительной психотравмирующей ситуацией. (Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В., 1976.)

Издавна известна роль депрессивно-ипохондрических расстройств в развитии желудочно-кишечных болезней. В состоянии тревоги, стресса повышается кислотность желудочного сока и уровень пищеварительных ферментов пепсина с повреждением слизистой оболочки. Язва может возникать во время стресса в течение нескольких суток. Развитие язвенной болезни приводит к дезактуализации психотравмы, после чего больные сосредоточены на телесных страданиях. Они фиксируются на проблемах питания: выборе продуктов, приготовлении пищи и ее приеме через определенные промежутки времени. Больные устанавливают себе строгую диету, опасаются употреблять некоторые продукты. (Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н., 2001.)

В. Зандер считает, что пусковым фактором в развитии болезни является зависть: «Язва возникает, когда человек с голодной установкой должен видеть, как питается другой». Имеется ввиду глубокая связь, существующая между желанием ребенка быть любимым и накормленным. (Старшенбаум Г.В., 2005.)

В глубине души язвенный больной бессознательно стремится к защищенному существованию маленького ребенка. Он тщательно скрывает эту зависимую установку от самого себя и подавляет ее, так что она не находит своего выражения в открытом поведении и в личных отношениях. Подавленное желание любви - это бессознательный психологический стимул, непосредственно связанный с физиологическими процессами, ведущими в итоге к образованию язвы. Это желание является причиной благотворного влияния лечения отдыхом, во время которого больной освобождается от постоянной ответственности и ежедневной борьбы. После того как симптоматика становится угрожающей или происходит кровоизлияние, больной может, открыто выразить желание снять с себя ответственность, и тогда ему уже не нужно больше подавлять в себе это желание. Серьезное органическое заболевание как бы оправдывает такую слабость.

Если желание получить, быть любимым, зависеть от других отрицается взрослым «эго» или фрустрируется внешними обстоятельствами, не находя удовлетворения в контактах с людьми, то может возникать регрессия: желание быть любимым преобразуется в желание быть накормленным.

(Старшенбаум Г.В., 2005.)

Стиль питания есть отражение аффективных потребностей душевного состояния человека; последнее, в свою очередь, находится под его воздействием. При этом нельзя пройти мимо тесной связи тем любви и питания. Это нашло отражение в многочисленных бытовых оборотах - говорят о любовном голоде, о том, что любовь идет через желудок или, что кого-то готовы «прямо-таки съесть». Наш орган приема пищи, рот, остается одновременно пожизненным слугой нежности и любви. Эта связь питания и любви прослеживается вплоть до ранних фаз развития.

Кауфманн обратил внимание на то, что различные средства питания указывают на определенные особенности структуры потребностей. В капитальной работе он классифицировал пищу относительно ее психологического фона. Так, он различает пищу с компонентами уверенности, вызывающую чувство защищенности (напр., молоко); пищу с магическим действием, дающую физическое укрепление (бифштекс, кровяная колбаса); пищу, подчеркивающую социальный статус (икра и прочие редкости); пищу взрослых, которая запрещена для детей (кофе, пиво, вино) и пищу, означающую благодарность или вознаграждение (например, сладости). (Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., 1996.)

Миллер Экхарс удачно заметил, что многие женщины ищут в кондитерских изделиях те сладости, которых им не хватает в любви. Поэтому страсть к лакомствам часто занимает место самовознаграждения на фоне скуки и недостатка любви. Прием пищи находится не только в тесной связи с потребностью в любовной заботе, он является коммуникативным процессом.

По мнению С.М. Сальникова, возможной причиной развитии заболевания могут являться условия труда, требующие длительного напряжения психической активности человека. Основное значение при этом имеет несоответствие психических возможностей, внутреннего ритма психической активности ритму, задаваемому условиями профессиональной деятельности. Подобная ситуация наблюдается и при развитии язвенной болезни в детском возрасте, когда имеет место несоответствие между возможностями ребенка и предъявляемыми ему требованиями. (Кулаков С.А., 2003.)

В многочисленных работах показано изменение отдельных функций желудка в условиях психологического дискомфорта. Г. Энгел нашел, что напряжение, беспокойство, тревога, чувство обиды, негодования и гнева почти всегда сопровождается увеличением секреции соляной кислоты и пепсина. Одновременно выявился гиперкинез желудка. Подобные реакции наблюдались и у здоровых лиц, но у больных язвенной болезнью был выражены резче.

С. Волф и Х. Волф при изучении динамики показателей секреции и изменения состояния слизистой желудка через фистулу определили относительно специфические сдвиги в условиях провоцирования различных психологических состояний. Реакции агрессивного типа (враждебность, негодование, ярость) сопровождались развитием гиперемии слизистой, появлением кровоточащих эрозий и повышением секреции, тогда как пассивные реакции (тревога, обида) сочетались с побледнением слизистой, уменьшением секреторной и моторной активности желудка. (Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., 1981.)

Изучение М.В Черноруцким личностных особенностей больных язвенной болезнью определяет как наиболее частое качество их повышенную эмоциональную возбудимость и склонность к эмоциям тревоги, опасения и страха. Именно это качество реагирования определяется чертами личности, выявлен у больных другими авторами: тщеславием, ранимостью, впечатлительностью и робостью по Ф. Александеру, развитой психоастеничностью в сочетании со стремлением к самоутверждению и честолюбием, мнительностью при склонности к ипохондризации и замкнутости по И.Ф. Лорису. Астенические личностные черты нередко сочетаются у больных язвенной болезнью с повышенной самооценкой, ответственным отношением к своим обязанностям, прямолинейностью в демонстрации развитого чувства долга, утрированной приверженностью морально - этическим стандартам по В.П. Белову и Т.А. Немчину.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты