рефераты курсовые

Личностные особенности психосоматических больных

p align="left">Развивая представления Ф. Александера применительно к язвенной болезни, С. Кобб создал теорию «модели охранительной реакции», в соответствии с которой при данном заболевании выявляется дисбаланс между моделью защиты и моделью нападения. Ф. Ринг, выделив личностные типы чрезмерно, недостаточно и сдержанно реагирующих, отнес больных язвенной болезнью к чрезмерно реагирующим. Работы последующих лет С. Дурента - Коссинса и О. Бока подтвердили значение эмоционального стрессирования при доминировании депрессивных тенденций как ведущих факторов патогенеза заболевания. (Бреннан Р., 1998.)

Алварес рассматривает хроническую стимуляцию пустого желудка как один из этиологических факторов при пептической язве. Этот аспект затрагивался также в экспериментах Зильбермана с ложным кормлением собак. Производился искусственный разрез пищевода, и пища, прожеванная собакой, падала на пол, не достигая желудка; собака снова хватала пищу, и этот процесс повторялся - иногда целых три четверти часа. Настолько мощная стимуляция желудочной секреции пустого желудка согласно Зильберману обычно ведет к образованию язвы. Пациент с пептической язвой во многих отношениях сродни собаке в экспериментах Зильбермана; его желудок находится в состоянии хронической стимуляции, но не в результате принятия пищи, а вследствие подавляемой психологической потребности быть любимым, получать или агрессивно добиваться того, что не получается взять свободным образом. Поскольку эти желания подавляются и не высвобождаются естественным образом через произвольное поведение, возникает постоянное напряжение. Желание быть любимым, будучи тесно связанным с желанием быть накормленным, стимулирует желудочную активность через парасимпатическую нервную систему.

Б. Миттельман и Х.Г. Вольф подвергли экспериментальному изучению влияние эмоций на желудочную активность. Они стимулировали возникновение острых эмоциональных расстройств у нормальных испытуемых и у больных, страдающих от язвы, гастрита и др. У всех испытуемых наблюдалось повышение секреции соляной кислоты, слизи и пепсина, а также усиление желудочной перистальтики; но эти явления в ответ на создаваемое в условиях опята стрессовое состояние, описываемое авторами как ощущение незащищенности, наличие тревоги, чувства вины и фрустрации, часто возникала болевая реакция, начиналось усиленное выделение желчи и кровотечение. Было отмечено также, что в ситуациях, вызывающих чувство эмоциональной защищенности и уверенности, желудочные функции возвращались в нормальное состояние. (Энциклопедия глубинной психологии: Т. 2., 2001.)

2. Эмпирическое исследование личностных особенностей психосоматических больных

2.1 Организация и методики исследования

Эмпирическое исследование осуществлялось на базе городской поликлиники №197 г. Москвы.

Объект исследования - психосоматические больные районной поликлиники.

Предмет исследования - личностные особенности психосоматических больных.

Цель исследования - изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных.

Задачи исследования:

1. Проанализировать литературу по данной теме.

2. Изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики.

3. Провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных.

4. Проанализировать полученные результаты и сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии.

В эксперименте участвовали 40 человек в возрасте 25-55 лет. Экспериментальную группу составили 20 чел., из них 5 мужчин и 5 женщин с установленным и подтвержденным диагнозом артериальной гипертензии, и 5 мужчин и 5 женщин с установленным диагнозом язвенная болезнь желудка. Контрольную группу составили 20 человек, из них 10 мужчин и 10 женщин, практически здоровый контингент.

Все пациенты из экспериментальной группы находятся на диспансерном учете по заболеваниям (гипертоническая болезнь и язвенная болезнь желудка) и проходят амбулаторное лечение в поликлинике у врача-терапевта. Пациенты контрольной группы с нормой здоровья проходили диспансеризацию от предприятий по месту жительства.

Все пациенты охотно входили в контакт и доброжелательно и с интересом относились к процедуре проведения тестирования.

Критериями исключения из группы являлись любые клинически значимые изменения: некомпенсированные заболевания почек, печени, сердечнососудистой и дыхательной системы и другие серьезные прогрессирующие соматические заболевания, органические поражения ЦНС, любая клинически значимая патология, выявляемая во время обследования.

Эмпирическое исследование проводилось в трех выборках.

Первая выборка - гипертонические больные, вторая выборка - больные с заболеваниями желудка, третья выборка - практически здоровый контингент (контрольная группа).

Для исследования личностных особенностей психосоматических больных были использованы следующие психодиагностические методики:

1. Модифицированный восьмицветовой тест Люшера;

2. ТАСТ (тест акцентуаций свойств темперамента).

Модифицированный восьмицветовой тест Люшера.

Цветовой тест Люшера - психологический тест, разработанный доктором Максом Люшером. Цветовая диагностика Люшера позволяет измерить психофизиологическое состояние человека, его стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности. Тест Люшера позволяет определить причины психологического стресса, который может привести к появлению физиологических симптомов.

Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Это т.н. «глубинный» тест. Предпочтение того или иного цвета неосознанное. Значения цветов в их психологической интерпретации определялись в ходе разностороннего обследования многочисленного контингента различных испытуемых. Макс Люшер выяснил, что восприятие цвета объективно и универсально для всех, но индивидуальные предпочтения в выборе цветов субъективны. Это отличие позволяет измерять субъективные состояния при помощи тестовых цветов.

Процедура проведения теста.

Инструкция (для психолога): «Перемешайте цветные карточки и положите цветовой поверхностью наверх. Попросите испытуемого выбрать из восьми цветов тот, который ему больше всего нравится. При этом нужно пояснить, что он должен выбрать цвет как таковой, не пытаясь соотнести его с любимым цветом в одежде, цветом глаз и т.п. Испытуемый должен выделить наиболее приятный цвет из восьми. Карточку с выбранным цветом следует отложить в сторону, перевернув цветной стороной вниз. Попросите выбрать из оставшихся семи цветов наиболее приятный. Выбранную карточку следует положить цветной стороной вниз справа от первой. Повторите процедуру. Перепишите номера карточек в разложенном порядке.

Через 2-3 минуты опять положите карточки цветовой стороной кверху и проделайте то же самое. При этом поясните, что испытуемый не должен вспоминать порядок раскладки в первом выборе и сознательно менять предыдущий порядок. Он должен выбирать цвета, как будто впервые.

Первый выбор характеризует желаемое состояние, второй действительное. В зависимости от цели исследования можно интерпретировать результаты соответствующего тестирования».

В результате тестирования получаем восемь позиций:

Первая и вторая - явное предпочтение (обозначаются ++);

Третья и четвёртая - предпочтение (обозначаются хх);

Пятая и шестая - безразличие к цвету (обозначаются = =);

Седьмая и восьмая - антипатия к цвету (обозначаются - -).

На основании анализа более 36 000 результатов исследования М. Люшер дал примерную характеристику выбранных позиций:

1-ая позиция отражает средства достижения цели (например, выбор синего цвета говорит о намерении действовать спокойно, без излишнего напряжения);

2-ая позиция показывает цель, к которой стремится испытуемый;

3-я и 4-ая позиции характеризуют предпочтение цвету и отражают ощущение испытуемым истинной ситуации, в которой он находится, или же образ действий, который ему подсказывает ситуация; 5-ая и 6-ая позиции характеризуют безразличие к цвету, нейтральное к нему отношение. Они как бы свидетельствуют, что испытуемый не связывает своё состояние, настроение, мотивы с данными цветами. Однако в определённой ситуации эта позиция может содержать резервную трактовку цвета, например, синий цвет (цвет покоя) откладывается временно как не подходящий в данной ситуации;

7-ая и 8-ая позиции характеризуют негативное отношение к цвету, стремление подавить какую-либо потребность, мотив, настроение, отражаемые данным цветом.

Тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ)

Назначение методики

Стандартизированный тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ) предназначен для диагностики акцентуаций как отдельных свойств, так и акцентуированных типов темперамента. Состав шкал теста, информативность вопросов, психометрические характеристики выверены на основе факторного анализа обширной выборки отечественных испытуемых. По результатам применения теста разработана факторная модель структуры свойств темперамента. На её основе создана новая классификация типов акцентуаций свойств темперамента, предложены уравнения регрессии для практической диагностики акцентуированных типов.

ТАСТ может найти широкое применение в контексте исследований особенностей личности и предназначен для клинических психологов, нейро-и патопсихологов, психотерапевтов, судебных психологов, специалистов в области психологии и физиологии труда, при решении вопросов профориентации, профотбора, рациональной расстановки кадров, а также для специалистов смежных областей.

Темперамент является формально-динамической характеристикой психических процессов и отражает устойчивые особенности эмоционального реагирования (возбудимость, реактивность, устойчивость) и активности (интенсивность психомоторного, интеллектуального, социального взаимодействия с реальностью). Темперамент не связан с каким-либо специфическим социально или предметно значимым содержанием ситуаций, а обобщенно характеризует индивидуальную динамику психических процессов (скорость, темп, интенсивность) в различных ситуациях.

Биопсиходинамический подход предполагает взаимоувязанное изучение как психодинамических (темперамент), так и биологических характеристик индивидуальности. Темперамент вместе с биологическими характеристиками может рассматриваться как одно из системных отображений индивидуальности, в котором связи между психологическими и биологическими свойствами образуют целостную систему свойств. Свойства темперамента оценивались опросником структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова, а глобальные черты характера и свойства темперамента - опросником акцентуаций характера Ле-онгарда-Шмишека. При изучении психосоматических расстройств у испытуемых исследовались свойства темперамента, близкие к ним глобальные черты характера в сопоставлении с нейрофизиологически-ми, вегетосоматическими, нейроэндокринными показателями. Эмоциональная сфера испытуемых дополнительно изучалась с помощью опросников ЕР1 Айзенка, личностной тревожности Тейлора, реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина, фрустрационного теста Розенцвейга. Наиболее информативными для дифференциации акцентуаций свойств темперамента и глобальных свойств характера, близких к свойствам темперамента, оказались ОСТ В.М. Русалова и опросник акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека.

Однако, по мере использования опросников В.М. Русалова и Леонгарда-Шмишека, наряду с достоинствами стали выявляться и определенные недостатки, ограничения в ряде случаев возможностей дифференцированной оценки клинически различных типовакцентуаций свойств темперамента. Это послужило стимулом для разработки на их базе усовершенствованного теста акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ). Понятие «акцентуация», введенное К. Леонгардом для описания ярко выраженных (акцентуированных) свойств темперамента и глобальных черт характера нами трактовалось более широко. Предполагалось, что усиление психодинамических характеристик неизбежно сочетается с усилением тесно с ними связанных биологических параметров, что должно приводить к существованию акцентуированных психобиологических типов. Эти типы, являясь неравновесными (неустойчивыми) системами при взаимодействии с факторами предметной и социальной среды выявляют ограниченные адаптивные резервы, что может составлять фактор риска психосоматических расстройств.

В основу разработки теста положены результаты факторного анализа обширного экспериментального материала (в том числе на уровне отдельных вопросов опросников), позволившего установить состав шкал ТАСТ, выявить наиболее информативные для отечественной выборки вопросы. По результатам применения ТАСТ разработана факторная модель свойств темперамента и на её основе - классификация типов акцентуаций, уравнения регрессии для их диагностики, определены частота встречаемости каждого из типов акцентуаций в нормативной выборке испытуемых. Тест стандартизирован, определены его психометрические характеристики, разработаны статистические нормы по шкалам, определены конвергентная валидность и тета-надежность теста. Тест акцентуаций свойств темперамента предназначен для диагностики акцентуаций свойств темперамента и типов акцентуаций свойств темперамента.

ТАСТ разрабатывался в контексте биопсиходинамической концепции психосоматических расстройств, поэтому основная область его применения - соматическая клиника. Тест может использоваться для исследования индивидуального своеобразия личности пациентов с различными соматическими и психосоматическими расстройствами. Результаты тестирования можно использовать для оценки личностных факторов риска различных заболеваний, индивидуализации терапии, для выбора методов психотерапевтических воздействий, профилактики заболеваний. Тест будет полезен в неврологической и психиатрической клиниках при нейро- и патопсихологических исследованиях пациентов.

ТАСТ предназначен для обследования клиентов старше 16 лет.

Разработка ТАСТ преследовала цель создания усовершенствованного инструмента диагностики акцентуаций, как отдельных свойств темперамента, так и типов темперамента.

В основу ТАСТ были положены хорошо себя зарекомендовавшие для диагностики типов акцентуаций опросники структуры темперамента (ОСТ) В.М. Русалова [12] и акцентуаций характера Леонгарда-Шмишека. В процессе длительного использования нами этих тестов наряду с достоинствами стали выявляться и определенные их недостатки, а также возможные пути устранения этих недостатков в новом тесте.

Описание шкал ТАСТ

Тест акцентуаций свойств темперамента сконструирован на основе опросников Леонгарда - Шмишека [3], ОСТ Русалова [12], ПДО А.Е. Личко [4], ММРI [2], ПДТВ. М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского [5], реактивной и личностной тревожности Спилбергера [15], личностной тревожности Тейлора [11], методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки, теста Я. Стреляу и других.

При проведении комплекса процедур факторизации выделился ряд биполярных шкал.

Биполярный фактор гипертимной активности - дистимной пассивности был главным и наиболее устойчивым фактором. На одном полюсе фактора размещались гипертимные личности с повышенным настроением, высоким жизненным тонусом, жаждой деятельности, оптимизмом, словоохотливостью, повышенной активностью, идеаторной, моторной активацией. На противоположном полюсе - личности с дистимной пассивностью: они безрадостны, застенчивы, всегда серьезны, замкнуты, пассивны, сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни, социально мало активны с идеаторной и моторной замедленностью. Гипертимический полюс характеризовался высокими значениями шкал социальной активности (социальная эргичность, социальный темп, социальная пластичность) и предметной активности (пластичность, темп). Дистимический - низкими значениями этих шкал.

Шкала гипертимности ТАСТ (Г) состоит из 12 вопросов, 7 - вопросы шкал Леонгарда-Шмишека, 5 - ПДО А.Е. Личко.

Наиболее информативные вопросы шкал ОСТ В.М. Русалова (социальный темп, социальная эргичность, социальная пластичность) составили в ТАСТ единую шкалу социальной активности (СА).

Шкала энергичности ТАСТ (Эн) полностью воспроизводит шкалу предметной эргичности ОСТ В.М. Русалова и содержит 12 вопросов] из этой шкалы. В факторных решениях эта шкала всегда образовывала! самостоятельный фактор, связанный, вероятно, со стойкой диспозицией субъектов к интенсивной волевой мобилизации в процессе субъект-объектных отношений.

Психическое свойство тревожности - одно из наиболее интенсивно исследуемых в мировой литературе. Шкалы тревожности под разными названиями включены практически во все многофакторные личностные опросники: шкала психастении (ММР1, ПДО А.Е. Личко), шкала тревожности (16-РР Кеттелла, опросник личностной тревожности Тейлора, опросник реактивной и личностной тревожности Спилбергера и т.д.), шкала робости (ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского) и др.

Между тем, психическое свойство тревожности весьма неоднозначно и по структуре, и по проявлениям. Выделяется личностная тревожность как предрасположенность к состояниям тревоги, реактивная тревожность как актуально переживаемое состояние тревоги. Имеется тревожность как «сквозной» симптом неврозов, включающий психические, вегетативные, соматические проявления. Наконец, тревожность может проявляться как акцентуированная черта, изолированно характеризующая особенности субъект-субъектного взаимодействия: робость, неуверенность, застенчивость, нерешительность, боязливость и т.д.

При конструировании шкалы робости ТАСТ в нее были включены вопросы шкал дистимности и тревожности опросника Леонгарда-Шмишека, сенситивности и дистимности ПДО А.Е. Личко, личностной тревожности Тейлора, личностной тревожности Сприлбергера, диагностики темперамента Я. Стреляу, депрессии ПДТ В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского и ММР1.

В шкалу робости ТАСТ были отобраны 17 наиболее информативных вопросов, отражающих переживание чувства малоценности, неуверенности в себе и робость, беспокойство, страх при субъект-субъектных и субъект-объектных взаимодействиях.

В шкалу сенситивности ТАСТ (Сен) входят наиболее информативные вопросы из шкал эмотивности тревожности и дистимности опросника Леонгарда-Шмишека и вопросы из опросников ММР1, ПДО А.Е. Личко, измеряющих данное психическое свойство. Шкала состоит из 12 вопросов.

Одиннадцать вопросов шкалы ипохондрии ММРI и один вопрос шкалы ипохондрии Личко образуют шкалу нейротизма ТАСТ (Н). Для конструирования в ТАСТ шкалы агрессивности (Агр) были использованы шкала возбудимости опросника Леонгарда-Шмишека (1 вопрос), наиболее информативные вопросы методики диагностики показателей и форм агрессии А. Баса и А. Дарки (6 вопросов), шкалы агрессивности методики диагностики психических состояний Айзенка (1 вопрос), методики диагностики темперамента Стреляу (1 вопрос), шкалы импульсивности 16-РР Кеттелла (2 вопроса), психопатии ММРI (1 вопрос). По результатам факторного анализа на уровне вопросов выделилась достаточно гомогенная шкала агрессивности ТАСТ.

В шкалу эмоциональной лабильности ТАСТ (ЭмЛ) вошли вопросы шкал циклотимности и экзальтированности опросника Леонгарда-Шмишека, шкала циклотимности ПДО А.Е. Личко. Кроме того, шкала была дополнена вопросами, направленными на выявление избыточной возбудимости вегетативной нервной системы в ситуациях психоэмоционального напряжения, заимствованные из различных опросников. Шкала эмоциональной лабильности отражает высокую эмоциональную возбудимость и неустойчивость эмоций, сопровождающиеся гиперактивностью вегетативной нервной системы. Шкала содержит 12 вопросов.

Для разработки в ТАСТ шкалы ригидности (Риг) вопросы шкал застреваемости и педантичности опросника Леонгарда-Шмишека были объединены и дополнены наиболее информативными вопросами из других известных опросников вопросы, направленных на измерение данного психического свойства: 16-РР Кеттелла, ММРI, тест Я. Стреляу, методика самооценки психических состояний Айзенка. Всего шкала включает 15 вопросов, отражающих психическую ригидность и упорство в достижении цели, настойчивость, негибкую целеустремленность. При высоких значениях шкала ригидности ТАСТ выявляет настойчивых, упрямых, противящихся изменениям, недоверчивых испытуемых, косных, трудно переключающихся в процессе деятельности, длительно переживающих одни и те же эмоции.

Шкала контроля ТАСТ включает 9 вопросов, заимствованных их шкалы искренности ЕРI Айзенка. Вопросы направлены на выявление установки испытуемого произвести на экспериментатора благоприятное впечатление и давать неискренние, социально желательные ответы. Высокие значения по этой шкале означают, что пациент отрицает отступление даже от незначительных требований

и правил, которые не соблюдаются большинством людей. При значениях по шкале контроля более 5, ответы опросника считались недостоверными.

ТАСТ в окончательном виде имеет 125 вопросов, включенных в 10 шкал, 9 из которых (помимо шкалы контроля) измеряют биполярные свойства темперамента, а именно:

1. Гипертимность - гипо-тимность (дистимность);

2. Социальная активность - социальная пассивность;

3. Энергичность - пассивность;

4. Робость - социальная приспособленность;

5. Сенситивность - реалистичность;

6. Нейротизм - психовегетативная стабильность;

7. Агрессивность - эмоциональная уравновешенность;

8. Эмоциональная лабильность

- эмоциональная стабильность;

9. Ригидность - гибкость.

Графически диагностируемые ТАСТ свойства представлены на рис. 1, кроме свойства ригидность - гибкость.

Выше нулевой линии располагаются свойства, отражающие, в основном, проявления активности и стенический полюс эмоций: жизнерадостность, оптимистичность (гипертимность), интенсивность субъект-субъектного (социальная активность) и субъект-объектного (энергичность) взаимодействия. Сюда же относятся свойства, характеризующие стабильность эмоционального фона, эмоциональную уравновешенность, психовегетативную стабильность, практическую направленность интересов (реалистичность), социальную приспособленность. Ниже нулевой линии представлены эмоции астенической направленности: пессимистичность (гипотимность), робость в социальных взаимодействиях (робость), впечатлительность, ранимость (сенситивность), бедность субъект-субъектных (социальная пассивность) и субъект-объектных (пассивность) взаимодействий. Ниже нулевой линии находятся также свойства, отражающие повышенную возбудимость и неустойчивость эмоционального фона: вспыльчивость, раздражительность, вербальную конфликтность (агрессивность), колебания фона настроения (эмоциональная лабильность), неопределенные жалобы на соматическое неблагополучие (нейротизм). В эту дихотомию свойств не вписывался лишь один вектор, измеряемый ТАСТ - ригидность - гибкость. Полюса этого вектора трудно интерпретировать в терминах стенических - астенических проявлений. Возможно, это связано с тем обстоятельством, что параметр гибкость - ригидность является не столько свойством темперамента, сколько когнитивным стилем.

Порядок проведения тестирования

Материал и оборудование

Тестирование может проводиться как с использованием бланкового варианта методики, так и компьютерного. При обследовании бланковым вариантом методики необходимо иметь текст опросника ТАСТ, состоящий из 125 вопросов; ключи для обработки; бланк для ответов; ручку или карандаш; бланк фиксации результатов (см. Приложения №№4-5). Правила работы с компьютерным вариантом теста описаны в Руководстве пользователя компьютерной программы ТАСТ.

Процедура исследования

Процедура тестирования достаточно проста и позволяет проводить как индивидуальное, так и групповое обследование.

Перед началом тестирования для того, чтобы снизить вероятность искажения результатов, важно установить благожелательную атмосферу и создать у испытуемого мотивацию к сотрудничеству.

После этого экспериментатор предъявляет текст опросника и бланк ответов. Экспериментатор предупреждает, что никаких пометок в самом тексте опросника делать нельзя. Затем тестируемый приступает к знакомству с инструкцией, приведенной перед текстом опросника: «Вам предлагается ответить на вопросы, касающиеся Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый ответ, который Вам придете голову. Если Вы согласны с утверждением, рядом с его номером на бланке ответов отметьте «Да», если нет - «Нет». Помните, что нет «хороших» и «плохих» ответов». Экспериментатор отвечает на возникшие вопросы, и предупреждает, что исправлять ответы можно, но все исправления должны быть четко видны. Далее от испытуемого требуется при ответах на вопросы теста выбирать один из двух вариантов ответа: «Да» - «Нет». Время выполнения теста не ограничивается.

В ходе тестирования необходимо следить за тем, чтобы опросник заполнялся последовательно, без пропусков. Если какой-либо

вопрос вызывает у испытуемого затруднение, нельзя подсказывать ответ, давать какую-либо дополнительную информацию, которая может спровоцировать выбор того или иного варианта ответа.

В конце тестирования экспериментатор просит испытуемого еще раз просмотреть бланк ответов и убедиться, что в нем нет пропусков.

Психологическая интерпретация шкал ТАСТ

Шкала Гипертимности (Г)

8-10 стенов - гипертимность. Характерны: повышенный фон настроения, оптимизм, общительность, активность, предприимчивость, словоохотливость, остроумие, жизнерадостность, живая психомоторика, гиперсоциальность. Такие люди являются центром внимания в коллективе, склонны к отступлению от морально-этических норм.

1 -3 стена - гипотимность (дистимность). Для таких людей свойственны сниженный фон настроения, пессимистичность, пассивность, серьезность, ответственность, ограничение социальных контактов, замедленность ассоциативных процессов, снижение инициативы, двигательная замедленность.

Шкала Социальной активности (СА)

8-10 стенов - социальная активность. Свойственна выраженная потребность в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, импульсивность в социальном взаимодействии, легкость переключения в процессе общения от одного человека к другому, высокая скорость речедвигательных актов в общении.

1 -3 стена - социальная пассивность. Для таких людей характерна невысокая потребность в социальных контактах, сдержанность в процессе социальных взаимодействий, необщительность, предпочтение уединения компаниям, замедленность речедвигательных актов в процессе общения, трудность переключения в процессе общения от одного человека к другому, ограниченность коммуникативных программ.

Шкала Энергичности (Эн)

8-10 стенов - энергичность. Характерны ощущение избытка сил и энергии, активность, инициативность, склонность к интенсивной волевой мобилизации психофизиологических ресурсов в процессе деятельности, выраженная потребность в освоении предметного

мира, стремление к умственному и физическому труду, тяга к напряженной ответственной деятельности. Такие люди реалистичны, имеют высокую потребность в осознанном планировании своего поведения, легко выделяют значимые условия и устойчивые цели деятельности, детализировано продумывают способы своих действий, легко корректируют программы поведения для получения приемлемого результата.

1-3 стена - пассивность. Такие испытуемые ощущают слабость, недостаток энергии, пассивны, безынициативны, инертны, вялы, несобранны, безвольны, не склонны к мобилизации усилий, предпочитают работать с прохладцей, без особого напряжения, не стараются брать на себя лишней ответственности, уклоняются от выполнения дополнительных обязанностей. Потребность в планировании и программировании поведения у них развита слабо, цели деятельности подвержены частой смене и редко бывают достигнутыми, планирование малореалистично. Из-за слабой сформированности процессов моделирования поведения они неадекватно оценивают внутренние условия и внешние обстоятельства деятельности, не всегда замечают изменения ситуации, с трудом определяют цели и адекватные текущей ситуации программы действий. Такие люди предпочитают действовать импульсивно, часто сталкиваются с неадекватность полученных результатов целям деятельности, действуют путем проб и ошибок.

Шкала Нейротизма (Н)

8-10 стенов - нейротизм. Характерны переживания физического неблагополучия, постоянная озабоченность соматическим состоянием, высказывание неопределенных соматических жалоб, характерных для астенических личностей, описываемых в пограничной психиатрии. Психовегетативная неустойчивость, усиливающаяся при действии различных истощающих факторов, проявляющаяся жалобами на общую слабость; отсутствие чувства отдыха после сна, трудность концентрации внимания, неприятные ощущения в голове, различных частях тела, связанные с повышенной чувствительностью к интеро-и проприоцептивным раздражителям.

1 -3 стена - психовегетативная стабильность. Лицам с такими значениями по шкале свойственна психовегетативная стабильность,

ощущение соматического благополучия, силы, здоровья, выносливости, бодрости, хорошей работоспособности. Для них характерно спокойствие, непринужденность, эмоциональная зрелость, серьезность, объективность в оценке себя и других людей.

Шкала Сенситивности (Сен)

8-10 стенов - сенситивность. Таким испытуемым свойственны: ранимость, впечатлительность, мягкосердечность, чувствительность, жалостливость, обидчивость, склонность к волнениям, утонченная эмоциональность; негативная самооценка, связанная с осознанием собственной эмоциональной впечатлительности; художественно-интуитивное восприятие мира, эстетическая направленность интересов (природа, поэзия, музыка). В реальной жизни - недостаток практичности, решительности и настойчивости в отстаивании своих интересов: уступчивость, недостаточная смелость, избегание конфликтных ситуаций.

1 -3 стена - реалистичность. Это эмоционально зрелые люди, рационалистичные, рассудочные, уравновешенные, здравомыслящие, реалистичные, не склонные к фантазиям, с прагматической ориентацией интересов, хорошо разбираются в практических вопросах жизни. Им не свойственна сентиментальность, эмоциональная утонченность, впечатлительность. Их интересы узки и однотипны, в своем поведении они руководствуются надежными реально ощутимыми ценностями. В общении им не хватает деликатности и тактичности, возможна бесцеремонность, самоуверенность, грубость, жесткость, которые воспринимаются как прямота и откровенность, а не как проявления озлобленности.

Шкала Робости (Роб)

8-10 стенов - робость. Этим испытуемым свойственны: тревожность, низкая самооценка, чувство малоценности и неуверенность в себе, робость, беспокойство, застенчивость, скованность, стеснительность в социальных контактах, неумение отстаивать свои интересы, уход от конфликтных ситуаций, повышенная впечатлительность, уступчивость, неагрессивное поведение, неуверенность при субъект-объектных отношениях.

1-3 стена - социальная приспособленность. Такие значения по шкале характерны для спокойных, решительных, смелых, уверенных в себе, жизнерадостных людей, с адекватной самооценкой, склонных к риску, адекватно реагирующих на ситуацию общения, при необходимости вступающих в конфликтные ситуации и умеющих отстаивать свои интересы. Такие люди быстро принимают решения, незамедлительно их осуществляют, не умеют терпеливо ждать, в коллективе держатся свободно, независимо.

Шкала Агрессивности (Агр)

8-10 стенов - агрессивность. Характерны вспыльчивость, раздражительность, склонность к проявлениям вербальной агрессии (ссоры, оскорбления, угрозы), легкость и импульсивность возникновения агрессивных, гневных реакций, которые плохо контролируются. Такие испытуемые в поведении раскованы, несдержанны, склонны к взрывным реакциям агрессии по незначительным поводам, считают себя незаслуженно обиженными окружающими, обнаруживают выраженную тенденцию к противодействию внешнему давлению, прямолинейному выражению своего неодобрения окружающим.

1 -3 стена - эмоциональная уравновешенность. Такие люди невозмутимы, сдержаны, спокойны, собраны, рассудительны, с ровным фоном настроения, хорошо контролируют свои эмоциональные реакции, тактичны в общении.

Шкала Эмоциональной лабильности (ЭмЛ)

8-10 стенов - эмоциональная лабильность. Этим испытуемым свойственна избыточная реактивность и неустойчивость (лабильность) эмоциональных состояний. Самые незначительные события вызывают у них легкую смену спадов и подъемов настроения; малейшие неприятности погружают их в угрюмое, мрачное настроение, а приятные события легко поднимают настроение, возвращают веселье, жизнерадостность, оптимизм. Нередко колебания настроения возникают как бы спонтанно, без видимых внешних поводов. Усиленная эмоциональная реактивность сопровождается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы: захватывает дыхание, бросает в дрожь, пересыхает во рту, тело покрывается потом.

1 -3 стена - эмоциональная стабильность. Характерно сохранение эмоциональной стабильности, организованного поведения и ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.

Такие испытуемые отличаются зрелостью, отличной адаптацией, устойчивостью настроения, отсутствием большой напряженности, беспокойства, склонны к лидерству и общительности.

Шкала Ригидности (Риг)

8-10 стенов - ригидность. Испытуемые с такими значениями консервативны, упрямы, упорны, настойчивы, аккуратны, педантичны. Они привержены порядку, правилам, предписаниям, предпочитают устоявшиеся, неизменные способы деятельности. Им сложно переключится с одних способов деятельности на другие, т. к. сначала должны все спланировать. В быстро меняющейся обстановке они проявляют неуверенность, с трудом привыкают к переменам, подозрительно относятся ко всему новому, недоверчивы к окружающим, обидчивы, застревают на негативных переживаниях. В большей части они не способны адекватно реагировать на изменения ситуации, быстро и своевременно изменить деятельность и поведение, выделить значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внести коррективы.

1 -3 стена - гибкость. Таким испытуемым свойственна высокая пластичность всех регуляторных процессов, быстрое реагирование на стремительные изменения событий, находчивость, изобретательность, сообразительность. При возникновении непредвиденных обстоятельств они не склонны к планированию своих действий, быстро оценивают и моделируют изменения условий, легко перестраивают планы и корректируют свое поведение. Они склонны к риску и успешно решают возникающие в ситуации риска проблемы.

Сведения об авторах

ПЛОТНИКОВ Вадим Владимирович

доктор мед. наук, профессор,

заведующий кафедрой психиатрии с курсом ФПО

Курского государственного

медицинского университета,

заведующий психосоматической лабораторией

Центрально-Черноземного научного центра РАМН

СЕВЕРЬЯНОВА Людмила Анатольевна

доктор медицинских наук, профессор,

заведующая кафедрой

патологической физиологии

Курского государственного медицинского университета,

заведующая лабораторией экологии поведения Центрально-Черноземного научного центра РАМН

ПЛОТНИКОВ Дмитрий Вадимович

доктор медицинских наук,

профессор кафедры психиатрии с курсом ФПО Курского государственного медицинского университета

БЕРДНИКОВ Дмитрий Валериевич

канд. медицинских наук, старший эксперт - психолог

ГУ Курская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ

2.2 Анализ и обсуждение результатов исследования

Данные полученные при помощи экспериментально-психологического исследования позволяют нам выделить особенности личности, свойственные для разных групп пациентов. Анализируя результаты, мы выяснили, какие личностные особенности характерны для гипертонических больных, а какие для больных с заболеваниями ЖКТ.

Таблица №1. Таблица сводных данных по методике Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) ГП №197 г. Москвы 2009 год

ГРУППЫ

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ

ХОРОШЕЕ

УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ

ПЛОХОЕ

Экспериментальная группа с гипертонической болезнью

0%

30%

70%

Экспериментальная группа с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

0%

0%

100%

Контрольная группа с нормой здоровья

0%

0%

100%

Где, 1 - хорошее нервно-психическое состояние;

2 - удовлетворительное нервно-психическое состояние;

3 - плохое нервно-психическое состояние.

По изучению нервно-психического состояния в экспериментальной и контрольной группах, получены следующие результаты: плохое нервно-психическое состояние наблюдается в 100% пациентов экспериментальной группы с заболеваниями ЖКТ и 100% в контрольной группе с нормой здоровья.

В экспериментальной группе с гипертонической болезнью плохое нервно-психическое состояние зарегистрировано у 70% обследованных, а у 30% исследованных нервно-психическое состояние удовлетворительное.

По результатам проведенного обследования видно, что люди не имеющие хронических заболеваний и психосоматические больные имеют одинаково плохое нервно - психическое состояние.

Таблица №2. Таблица сводных данных по методике Цветовой тест М. Люшера (стандартизированный вариант) по шкалам: «адаптивность», «утомляемость», «невротизация» ГП №197 г. Москвы 2009 год

ГРУППЫ

АДАПТИВНОСТЬ

УТОМЛЯЕМОСТЬ

НЕВРОТИЗАЦИЯ

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Экспериментальная группа с гипертонической болезнью

20%

80%

70%

30%

30%

70%

Экспериментальная группа с заболеваниями желудочно-кишечного тракта

40%

60%

70%

30%

80%

20%

Контрольная группа с нормой здоровья

10%

90%

100%

0%

20%

80%

По результатам исследования наблюдается низкий уровень адаптивности у всех исследованных групп.

Высокий уровень утомляемости выявлен также у всех обследованных групп. Самый высокий уровень невротизации выявлен в экспериментальной группе с заболеваниями ЖКТ - 80%, соответственно на 2 месте - 30% экспериментальная группа с ГБ, а невротизация в контрольной группе с нормой здоровья составляет - 20%.

Это объясняется повышением уровня утомляемости, результатом чего является плохая адаптация к рабочим условиям, что подтверждается вследствие проведенной беседы в контрольной группе.

По данным исследования психосоматических больных выявлены следующие личностные особенности.

Агрессивность отмечена у 20% гипертонических больных, и у 10% больных с заболеваниями ЖКТ и отсутствует у контрольной группы с нормой здоровья.

Эмоциональная лабильность свойственна группе с ГБ - 40% в экспериментальной группе и 10% в группе с заболеваниями ЖКТ.

Ригидность присутствует как акцентуация характера у 10% больных с ГБ и 25% в контрольной группе с нормой здоровья и отсутствует у больных с заболеваниями ЖКТ.

У всех исследованных групп отмечается низкий уровень социальной активности. Таким образом мы можем сделать вывод о том, что в контрольной группе низкий уровень адаптивности отмечен у 90%, что гораздо выше, чем в экспериментальных группах. Отмечена 100% утомляемость, но вместе с тем невротизация в 80% имеет низкий уровень. Данный показатель невротизации в контрольной группе имеет низкий уровень по сравнению с экспериментальной группой.

По результатам тестирования по методике Люшера выделены шкалы адаптивности, утомляемости и невротизации, которые имеют 2 уровня проявлений: высокий и низкий. По полученным данным в группе с Гипертонической болезнью, как видно из схемы №1 высокий уровень адаптивности - 20%, низкий уровень адаптивности - 80%, высокий уровень утомляемости - 70%, низкий уровень утомляемости - 30%, высокий уровень невротизации - 30%, низкий уровень невротизации - 70%. Эта группа отличается низким уровнем адаптации у 80%. Высокий уровень утомляемости - 70%, но невротизация имеет низкий уровень - 70%.

Таким образом, уровень адаптивности в группе больных гипертонической болезнью выше, чем в группе пациентов с заболеваниями ЖКТ, и ниже, чем в контрольной группе. Уровень утомляемости одинаков с группой пациентов с заболеваниями ЖКТ, но гораздо ниже, чем в контрольной группе. Уровень невротизации выше, чем в контрольной группе, но ниже, чем в группе с заболеваниями ЖКТ. Невысокий уровень невротизации связан с возможностью отреагирования вовне стрессовых ситуаций.

По сравнению с группой больных гипертонической болезнью, группа с заболеваниями ЖКТ (см. схема 2) мы видим, что адаптивность более высокая у 60% пациентов, что на 20% ниже, чем у гипертоников. Утомляемость в одной и другой группе составляет 70% и не отличается друг от друга. Зато уровень невротизации в группе пациентов с заболеваниями ЖКТ имеет высокие значения у 80%, что на 50% выше, чем в группе больных гипертонической болезнью.

Таким образом, в группе пациентов с заболеваниями ЖКТ более высокий уровень адаптивности, чем в группе гипертоников, при одинаковом уровне утомляемости, но невротизация в группе пациентов с заболеваниями ЖКТ гораздо выше, чем в группе пациентов с заболеваниями ГБ. Эти данные показывают, что в группе с заболеваниями ЖКТ при интровертированных переживаниях стрессовых состояний повышается уровень невротизации до 80%.

По результатам тестирования в контрольной группе низкий уровень адаптивности отмечен у 90%, что гораздо выше, чем в экспериментальных группах. Отмечено 100% утомляемости, но вместе с тем невротизация в 80% имеет низкий уровень по сравнению с экспериментальной группой.

По данным исследования психосоматических больных выявлены следующие личностные особенности.

Агрессивность отмечена у 20% гипертонических больных, и у 10% больных с заболеваниями ЖКТ и отсутствует у контрольной группы с нормой здоровья.

Эмоциональная лабильность свойственна группе с ГБ - 40% в экспериментальной группе и 10% в группе с заболеваниями ЖКТ.

Ригидность присутствует как акцентуация характера у 10% больных с ГБ и 25% в контрольной группе с нормой здоровья и отсутствует у больных с заболеваниями ЖКТ.

У всех исследованных групп отмечается низкий уровень социальной активности.

Таким образом мы можем сделать вывод о том, что в контрольной группе низкий уровень адаптивности отмечен у 90%, что гораздо выше, чем в экспериментальных группах. Отмечена 100% утомляемость, но вместе с тем невротизация в 80% имеет низкий уровень. Данный показатель невротизации в контрольной группе имеет низкий уровень по сравнению с экспериментальной группой.

2.3 Выводы

Выводы по научной работе:

1. Проблема психосоматических заболеваний актуальна на сегодняшний день и требует дальнейшего изучения и новых открытий.

2. Гипотеза исследования о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии - полностью подтвердилась.

3. Качественный анализ результатов исследования позволяет говорить о том, что для больных гипертонической болезнью и язвенной болезнью желудка характерен высокий уровень невротизации, и повышенная утомляемость.

4. Цель настоящего исследования - изучить и сравнить личностные особенности психосоматических больных - была достигнута.

5. Поставленные практические задачи - изучить факторы, влияющие на развитие психосоматики, провести эмпирическое изучение личностных особенностей психосоматических больных - были решены с помощью следующих методик «модифицированный восьмицветовой тест Люшера, и тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ).

Гипотеза о том, что пациентам с психосоматическими заболеваниями свойственны такие личностные особенности: высокая тревожность, агрессивность, носящая защитный характер, а также невротизация личности в форме депрессии - полностью подтвердилась.

Заключение

Анализ литературы по теме исследования позволяет говорить о том, что изучение личностных особенностей психосоматических больных является очень трудной, но важной задачей для оказания психологической помощи и лечения таких пациентов. Многосторонний анализ и монографическое описание личности психосоматических больных является актуальной проблемой психологии и психотерапии, поскольку будет способствовать углублению представлений о механизмах развития невротических и пограничных с ними расстройств с учетом их распространенности и влияния на психическое здоровье общества.

Психосоматические болезни - это болезни нарушенной адаптации (приспособления, защиты) организма. Человек постоянно существует в условиях стресса, т. к. он не изолирован от влияния окружающей среды. Однако, воздействие внешнего фактора может быть настолько сильным, что защитные силы организма не справляются со стрессом, и возникает болезненное состояние. Граница между реакцией адаптации и болезнью условна и зависит как от силы и длительности самого воздействующего фактора, так и от психологического и физического состояния человека. Именно от исходного состояния зависит, будет ли человек активно искать выход из стрессовой ситуации или пассивно обречет себя на «разрушение» ею.

Существует множество теорий возникновения психосоматических заболеваний. Это может быть наследственная предрасположенность к психосоматическим расстройствам; определённый тип личности и, следовательно, склонность к определённому заболеванию; внутренний конфликт между одинаковыми по интенсивности, но разнонаправленными мотивами индивида; психическое и физическое состояние на момент психотравмирующего события; неблагоприятные семейные или другие длительно действующие и непреодолимые психотравмирующие события.

Перечисленные факторы не только участвуют в генезе психосоматических расстройств, но каждый отдельно или в разных комбинациях делают человека уязвимым к эмоциональным стрессам, затрудняют психологическую и биологическую защиту, облегчают возникновение и утяжеляют течение соматических расстройств.

Для исследования личностных особенностей в этой области мы отобрали три выборки: первая выборка - гипертонические больные, вторая выборка - больные с заболеваниями ЖКТ, третья выборка контрольная группа с нормой здоровья. Использованы следующие психодиагностические методики: модифицированный восьмицветовой тест Люшера и тест акцентуаций свойств темперамента (ТАСТ), с помощью которых были выявлены личностные особенности больных с психосоматическими заболеваниями.

Рассматривая состояние научной разработанности проблемы, необходимо отметить, что в последнее время отечественными и зарубежными учеными проведен ряд исследований, направленных на решение вопросов, связанных с анализом волнующей нас проблемы.

Рядом авторов был обобщен опыт работы в изучении проблемы психосоматических заболеваний: Губачев Ю.М., Стабровский Е.М., Кулаков С.А., Курцин И.Т., Малкина-Пых И.Г., Пезешкиан Н., Соколова Е.Т., Николаева В.В., Старшенбаум Г.В., Тополянский В.Д., Струковская М.В.и др.

Литература

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М., 1998.

2. Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. - М., 2006.

3. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. - М., 1976.

4. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. - М., 2001.

5. Бреннан Р. Пособие по применению методики Александера. - СПб., 1998.

6. Гасшин В.С., Романов А.И. Эмоции и сердце. - М., 1972.

7. Губачев Ю.М., Стабровский Е.М. Клинико-физиологические основы психосоматических состояний. - СПб., 1981.

8. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М., 2006.

9. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология. - СПб., 2002.

10. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. психология больного. - СПб., 1980.

11. Ковалев Ю.В., Золотухина О.Н. Депрессия. - Н. Новгород, 2001.

12. Коган В., Шабалина Н. Психологические исследования при гипертонической болезни и симптоматической гипертонии. - М., 1969.

13. Кулаков С.А. Основы психосоматики. - СПб, 2003.

14. Курцин И.Т. Теоритические основы психосоматической медицины. - СПб, 1973.

15. Лагерлеф Х. Психофизиологические реакции в период эмоционального стресса. - СПб, 1970.

16. Лоуэн А. Биоэнергетика. - СПб, 1998.

17. Лоуэн А. Радость. - М., 2000.

18. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. - СПб, 1996.

19. Макарова О.Ф. Подростки: агрессивность и Психосоматика. - Ярославль, 1999.

20. Макарова О.Ф. Психология и практика. - Ярославль, 1998.

21. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М., 2004.

22. Меерсон Ф.М. Адаптация, стресс и профилактика. - М., 1981.

23. Менделевич В.Д., Соловьева С.Л. Неврозология и психосоматическая медицина. - М., 2002.

24. Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. - СПб., 1975.

25. Никифоров А.С., Коновалов А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология: Т.2. - М., 2002.

26. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику: Психологическое исследование. - М., 1987.

27. Оганесян Л.А. О психологическом профиле сердечного больного. - СПб., 1975.

28. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М., 1996.

29. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. - Самара, 2006.

30. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций - М., 1979.

31. Репина Н.В., Воронцов Д.В., Юматова И.И. Основы клинической психологии - Ростов, 2003.

32. Рухманов А.А. Особенности структуры личности больного гипертонической болезнью. - М., 1981.

33. Селье Г. Стресс без болезней. - СПб., 1994.

34. Сельченок К.В. Взаимосвязь психики и здоровья: Хрестоматия. - М., 1999.

35. Сельченок К.В. Психологические методы обретения здоровья: Хрестоматия. - М., 2001.

36. Смулевич А.Б. и др. Депрессии у соматических больных. - М., 1997.

37. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности - М., 1989.

38. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. - М., 1995.

39. Соколов В.П., Ковалевский Г.Т. Эмоции и воображение в условиях нормы и патологии человека. - СПб., 1971.

40. Сперанский И.И. Роль нервного фактора в происхождении гипертонической болезни. - М., 1961.

41. Старшенбаум Г.В. Психосоматика и психотерапия: Исцеление души и тела. - М., 2005.

42. Тополянский В.Д., Струковская М.В. Психосоматические расстройства. - М., 1986.

43. Уилбер К. Никаких границ. - М., 1998.

44. Фрейдимен Дж., Фрегер Р. Теория и практика личностно-ориентированной терапии. - М., 1996.

45. Фрейд З. Психология бессознательного. - М., 1990.

46. Хорни К. невротическая личность нашего времени. - М., 1993.

47. Шабалина Н.Б. Уровень умственной работоспособности на различных стадиях гипертонической болезни. - М., 1972.

48. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии. - СПб., 1998.

49. Шхвацабая И.К. Поведенческие факторы в проблеме лечения больных артериальной гипертензией. - М., 1979.

50. Энциклопедия глубинной психологии: Т. 2. - М., 2001.

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты