рефераты курсовые

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

Методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы

35

Курс лекций по методике психосоциальной деятельности в системе социальной работы Лекция. Введение в курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»

План:

1. Цель и задачи и место курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» в системе профессиональной подготовки специалистов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

3. Психосоциальный подход в социальной работе.

Литература:

1. Барбру Леннер-Аксельсон, Ингела Тюлефорс. Психосоциальная помощь населению. - М., 1998. - 232 с.

2. Психология социальной работы / Под ред. М.А. Гулиной. - СПб.: Питер, 2002. - 352 с.

3. Фирсов М.В., Шапиро Б.Ю. Психология социальной работы: Содержание и методы психосоциальной практики. - М., 2002. - 192 с.

Введение в России социальной работы и подготовки социальных работников кардинально изменило концептуальные основы различных смежных дисциплин, изучающих человека и общество, потребовало нового содержательного наполнения социальных дисциплин, педаго-гики, экономики, права и, конечно же, психологии. Содержание этих дисциплин начало концентрироваться на болевых точках, на социаль-ном и личностном неблагополучии, которое может быть вызвано самыми разнообразными факторами и причинами, далеко не всегда осознавае-мыми человеком.

Потребность в социальном работнике и его помощи всегда возникает именно в таких кризисных ситуациях, когда от социального работника требуется, прежде всего, разобраться в проб-леме своего пациента, определить источник его неблагополучия, ко-торый может носить самый разнообразный характер, - безработица, болезни, адаптация после пребывания в местах лишения свободы, се-мейные и служебные конфликты и т.д.

Совершенно очевидно, что дале-ко не всегда социальный работник способен оказать необходимую помощь и далеко не все проблемы входят в пределы его компетенции, и в таких случаях он выполняет как бы диспетчерские функции, адре-суя, к соответствующим специалистам.

К таким проблемам, требующим специальной профессиональной помо-щи относятся, безусловно, и психологические, которые, кстати, имеют ту особенность, что, по сути дела, сопровождают практически любое кризисное состояние, которое может быть вызвано не только причинами внутреннего психологического характера, но и внешними обстоятельствами, вызывающими личностные кризисы и социальную дезадаптацию, будь то безработица, заболевание, потеря близких, смена места жительства и т.д.

Таким образом, в идеале психосоциальная работа, направленная на психологическую поддержку насе-ления в различных затруднительных случаях, вызывающих психологи-ческий дискомфорт и эмоциональную нестабильность, должна стать неотъемлемой частью социальной работы, так как психосоциальная помочь требуется при решении самого широкого круга проблем

1. Цель курса «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы»:

формирование системных представлений о содержании и методах психосоциальной деятельности, выработка на этой основе психосоциального мышления применительно к особенностям социальной работы, овладение технологиями и навыками психосоциальной работы с разными субъектами и группами в различных социальных учреждениях и сферах жизнедеятельности.

Задачи курса:

1) овладение знаниями, позволяющими грамотно осуществлять психосоциальную деятельность, осмысление основных подходов и концепций психосоциальной работы, описывающих разные методические и содержательные подходы к ее организации и осуществлению,

2) выработка навыков и умений психосоциального мышления и психосоциального поведения будущих специалистов, помочь в выработке навыков практической психосоциальной работы с разными группами людей,

3) овладение общими методами и технологиями психосоциальной работы, изучение возможностей и ограничений каждого из методов, наиболее распространенных и оптимальных ситуациях их использования,

4) осмысление особенностей психосоциальной работы в учреждениях разного типа, специфических проблем, встающих перед социальным работником,

5) освоение специфических методов психосоциальной помощи в каждом из типов учреждений, в различных областям социальной работы,

6) осмысление взаимосвязей методов и содержания социальной работы, взаимосвязей различных пластов и аспектов психосоциальной помощи: социального, психологического и т.д.,

7) формирование представлений о месте психологической помощи клиентам в системе социальной работы,

8) развитие представлений о психологии социальной работы как основе повышения эффективности психосоциальной помощи клиентам, осознание значимости психолого-педагогической подготовки специалиста по социальной работе,

9) развитие профессионального самосознания будущих специалистов, побуждение к самоисследованию своего личностного и профессионального потенциала.

Место курса в профессиональной подготовке.

Курс «Содержание и методика психосоциальной деятельности в системе социальной работы» принадлежит к числу специальным дисциплинам - рассчитан на выработку специальных конкретных знаний, выработку практически значимых умений и навыков психосоциального мышления и психосоциального поведения, развитию специальной профессиональной компетентности (праксиологических аспектов социальной работы).

Курс принадлежит к числу практико-ориентированных. Он дополняет, обогащает и углубляет социально-психологическую проблематику теории и практики социальной работы. Являясь теоретической базой для приобретения навыков, умений и ориентиров профессиональной деятельности социальных работников, данный курс служит основой в работе с различными категориями населения. Курс читается в тесной связи с дисциплинами общепсихологического, социально-психологического, социологического, социально-педагогического циклов.

2. Понятие, сущность и основные направления психосоциальной работы в мировой практике.

В последнюю редакцию (март 2000 г.) Государственного образовательного стандарта подготовки специалистов по социальной работе вошел новый учебный модуль -- «психосоциальная рабо-та». Такой подход полностью согласуется с международной теори-ей и практикой оказания социальной помощи населению. Цен-тральной задачей практической социальной работы считается со-действие оптимальной адаптации как отдельных личностей, так и семей и других групп населения к социальной среде и, в частно-сти, к своему окружению.

Психосоциальная помощь является тем понятием, которое включает пограничную область между психотерапией и социаль-ной работой.

Психотерапия осуществляется, как правило, психолога-ми или психиатрами и социальными работниками с допол-нительной терапевтической подготовкой. Только незначи-тельное число из них, однако, работает с психотерапией в чистом виде. Точно также не все клиенты пригодны для психотерапии в традиционном смысле этого слова. Напротив, имеется много достаточно больших профессиональных групп, которые получают пользу от применения в своей ра-боте отдельных элементов психотерапевтических знаний и делают это более или менее сознательно. Эти знания опреде-лялись в аналитической работе по психотерапии как «психотерапевтический характер (образ) отношений», но это определение, по мнению многих, было слишком слабым. И в итоге пришли к необходимости делать различие между психотерапией и социальной работой.

Психосоциальная работа является для многих достаточ-но расплывчатым понятием. В докладе по психотерапии (1975) она определялась как «профессиональное занятие с ясным пониманием того, какое значение имеют социальная организация и формы человеческого общения для психичес-кого развития и благополучия индивида».

Психосоциальная работа -- это направление в социальной ра-боте, которое уделяет особое внима-ние психологическим аспектам трудной жизненной ситуации кли-ента.

Понятие "психосо-циальный", с одной стороны, определяет точку зрения на причины человеческого страдания -- социальные и психиче-ские проблемы взаимодействуют друг с другом, с другой сто-роны, указывает способы решения проблемы, учитывающие как социальные, так и психологические аспекты, с которы-ми, в свою очередь, работают параллельно.

В практической работе границы между психотерапией и психосоциальной работой часто являются подвижными.

Той профессиональной группой, которая находится на водоразделе между психотерапией и психосоциальной рабо-той, являются социальные работники в системе социальной защиты, криминального исправления, школьного образова-ния и большей части учреждений здравоохранения. В своей практической деятельности они часто применя-ют психотерапевтические знания, но не уверены, в какой мере при этом они регулярно осуществляют психотерапию. Поэтому в последние годы их работу стали называть психо-социальной. Сравнить различные рабочие формы психотера-пии и психосоциологии можно на примере их различных це-лей и уровня притязаний, когда речь идет об изменении си-туации пациента/клиента.

Здесь можно выделить три направления психосоциальной работы:

1. Социальная служба.

2. Психосоциальная работа:

-- общественно направленное воздействие;

-- индивидуально направленное воздействие.

3. Лечение (воздействие):

-- психосоциальное воздействие;

-- психотерапия.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА

Примером социальной службы является посредничество различного вида:

· выплаты социальных пособий;

· предоставле-ние информации о том, где можно найти работу, получить образование и жилье;

· помощь в списании долгов;

· как до-биться льгот в очереди на детский сад или на место в больнице.

Содержание контактов концентрируется на опосредовании имеющихся возможностей и информации. Личность нуждающегося в помощи на этом уровне не затрагивается или затрагивается незначительно. В центре стоит внешняя социальная ситуация. Редко возникают какие-либо особые отношения друг с другом, поскольку контакты с большинст-вом клиентов кратковременны. Ранее этот тип работы доми-нировал в системе социальной защиты.

ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

Психосоциальная работа имеет место в большинстве на-правлений лечебной, воспитательной и исправительной дея-тельности:

· забота о здоровье матери и ребенка,

· детские ясли,

· школы,

· система социальной зашиты,

· система уголовного исправле-ния,

· воспитание молодежи,

· психиатрия.

· психосоциальная работа осуществляется и в такой специфической сфере, как производство.

Психосоциальная работа включает в себя две различные формы:

1) Обществен-но направленное воздействие или профилактическая психосоциальная работа, как она иначе именуется, заключа-ется в просветительской деятельности или передаче знаний различным группам. Примером этой работы могут служить информация и курсы в школе об алкоголе и половых отно-шениях, примером ее объекта -- группа для родителей в дет-ском здравоохранении.

2) Другая форма психосоциальной работы применяется во время контактов с отдельными лицами, т.е. речь идет об ин-дивидуально направленном воздействии.

Личность клиента затрагивается в большей степени, чем при оказании социальной помощи. Беседы являются по сво-ему характеру поддерживающими и нацелены на проработку пограничных проблем. Речь может идти и о беседе с лицом, находящимся в кризисном состоянии, а также о советах в различной форме. Беседы не нуждаются в особой системати-зации, а исходят из актуальных потребностей клиента. Не происходит вникания в прошлое индивида. Целью не явля-ется достижение каких-либо существенных изменений лич-ности, даже если эффект и мог бы стать терапевтическим, т.е. лечебным и освобождающим. Работа, проводимая неспе-циалистами, например, воспитателями или надзирателями различного вида, можно сказать, находится на данном уров-не психосоциальной работы.

Работа по изучению психосоциальной обстановки и мотивационная деятельность также преимущественно относят-ся ко второму уровню.

ОКАЗАНИЕ ПСИХОСОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Работа по оказанию психосоциальной помощи является в высшей степени индивидуально направленной. Проблемы проявляются здесь социально и/или психологически. Клиент должен иметь иную, более сильную мотивацию, чтобы по-мощь стала актуальной. Социальный работник и клиент при-ходят к согласию о начале совместного процесса решения проблемы.

Воздействие более систематизировано и структурирова-но, чем общественная психосоциальная работа. По продол-жительности оно простирается от многократных до много-летних контактов. Завязываются более личные отношения, которые используются для осуществления изменений. Такая психосоциальная деятельность также направлена на изменение личности, отношений и/или социальной ситуации.

ПСИХОТЕРАПИЯ

Психотерапия определяется как «воз-действие, основанное на психологической теории и методах и заключающееся в систематических, целенаправленных мерах по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросе урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психосоматических симптомов, которые являются беспокоящими».

В психотерапии используется ряд методов:

· гипноз,

· поведенческая терапия,

· психодинамическая терапия,

· образная терапия,

· манипуляционный (трансактный) анализ.

В отличие от психосоциального воздействия, психические проблемы стоят в самом центре.

К сожалению, психотерапия в течение длительного вре-мени считалась более «высокой», чем психосоциальное воз-действие, и имела более высокий статус. Ряд социальных работников, прошедших дополнительную подготовку по психотерапии, покинули организацию, где преимущественно занимались психосоциальным воздействием, и перешли к другой дея-тельности. Нет никаких оснований возвышать одну форму работы над другой. Обе направлены на глубокие изменения и предъявляют высокие требования к компетенции воздействующего лица.

Многие ученые и практические работники рассматривают психотерапию и психосоциальное воздействие как равноценные формы работы.

Психосоциальное воздействие означает, что прорабатывается как социальная, так и психологическая ситуация, в то время как в фокусе психотерапии находится психическое страдание. Кроме того, эти формы применяются в различных организациях, направ-лены на различные группы и отличаются друг от друга рабо-чей методикой, обусловленной специфическими проблемами целевых групп.

3. Психосоциальный подход в социальной работе

Социально-психологическая направленность (личность -- об-щество) эволюционировала на протяжении всей истории профес-сиональной социальной работы в XX в. и привела к возникнове-нию психосоциального подхода. Данный подход обычно связыва-ют с именами М. Ричмонд (Mary Richmond) и Ф.Холлиз (Florence Hollis), а в 1950--1960-е гг. большое влияние на его формирова-ние оказали психоаналитические идеи Фрейда, затем -- работы Дж. Боулби.

В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуа-ции», т.е. психосоциальность.

Цель психосоциального подхода -- поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистем-ными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются воз-можности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих Условий, ресурсов и помощи. Суть помощи -- эффективное учас-тие в решении психологических, межличностных и социальных Проблем «личности в ситуации».

В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях -- в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должно-стных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социаль-ной работе. Соответственно, интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как

· оказание граж-данам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования;

· помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях;

· расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодо-ления имеющихся трудностей;

· помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и фи-зических ресурсов для выхода из кризисного состояния;

· стимули-рование самоуважения клиентов и их уверенности в себе.

Лекция: Дистантное консультирование

1. Телефонное консультирование.

2. Консультативная переписка.

Литература:

1. Бруно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1987.

2. Максшан С.П., Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. Спб., 1993.

3. Снигерева Г.В. Подростковый телефон доверия как форма работы практического пси-холога// Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1991.

Консультативная психология трактуется как раздел знания, содержащий систематическое описание процесса оказания пси-хологической помощи (консультирования). Консультативная психоло-гия исходит из представления о том, что с помощью специально органи-зованного процесса общения у обратившегося за помощью могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способно-сти, которые в свою очередь, могут обеспечить отыскание новых воз-можностей выхода из трудной жизненной ситуации.

Одним из оснований для классификации консультативного процесса является пространство, пространственная организация консультации.

С этой точки зрения можно выделить два вида консультирования:

1. Контактное (когда психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то, что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling" .

2. Дистантное консультирование, которое подразделяется на теле-фонное и письменное.

Синонимом 1-го вида консультирования является "очное консультирование", 2-го -"заочное".

Контактному консультированию в России уже посвящен ряд серьез-ных работ. Дистантное консультирование и особенно консультативная переписка пока неза-служенно остаются в тени.

Телефонное консультирование

Когда преподобный Питер У. Уэст из клеменсвудской баптистской церкви в Илфорде и преподобный Чад Вара из церкви св.Стефана в Уолбруке (Лондон) в 1953 году объявили свои служебные телефонные номера для того, чтобы люди одинокие, растерянные или имеющие суицидные намерения, могли обратиться за помощью, то ни один из них не предполагал, какая цепная реакция звонков последует и как отзо-вется это по всему миру.

В настоящее время на разных континентах существует несколько крупных международных служб телефонной помощи. Это Междуна-родная федерация служб неотложной телефонной помощи - IFOTES , международные линии жизни (Life Line), движение Самаритян (Befriending International) .

В 1982 году в Москве открыт первый в Советском Союзе Телефон Доверия. Его основателем стала профессор Айна Григорьевна Амбрумова. Сегодня Российская Ассоциация Телефонной Экстренной Психологической Помощи объединяет 245 служб. Более 2500 консультантов в разных концах России 24 часа в сутки оказывают поддержку своим соотечественникам.

При наличии общих корней, принципов и методов оказания консультативной помощи -- консультирование по телефону имеет свою специфику. Специфика эта имеет два основания.

Первое из них связано с дистантной помощью как таковой и опреде-ляет моменты, общие для телефонного консультирования и для кон-сультативной переписки.

Второе обусловлено спецификой именно телефонного контакта. Говоря об общих явлениях, возникающих при дистантной помощи, необходимо отметить следующее.

При общении с телефонным консультантом у клиента неминуемо формируется фантазийный образ консультанта. Этому способствуют принци-пы анонимности как большинства консультантов, так и клиентов.

Клиент, получая большой простор для построения образа, бессозна-тельно формирует то, что наиболее потребно для развития позитивного (а иногда и негативного) переноса; наделяет консультанта как "необхо-димым" внешним видом, так и личностными чертами. Создается соот-ветствующая структура "мифа".

Вторая группа специфических явлений связана с особенностями телефонного контакта, как таковыми - отсутствие зрительных впечатле-ний (блокирование визуального канала восприятия информации) на-кладывает нагрузку на слуховой канал. Причем большое значение при-обретает не только сам текст сообщения (вербальное выражение про-блемной ситуации), но и такие нюансы человеческого голоса, как тон и тембр, скорость речи, паузы, продолжительность молчания. При хоро-шем качестве телефонной связи можно также говорить и о темпе дыха-ния.

Стадии консультативного процесса и основные приемы консульти-рования (выслушивание, перефразирование, резюмирование, отраже-ние чувств и содержания и т.п.) совпадают с теми, что используются при face-to-face counseling.

Однако, следует особо отметить ряд консультативных обращений, возможных только при телефонном контакте.

1. Молчащие звонки (молчаливое обращение)

Звонит абонент, которому не хватает решительности начать разго-вор, или который не в состоянии переступить барьер недоверия, страха и т.п. Молчание абонента - не повод для прерывания контакта. Напро-тив, должны быть изысканы средства, помогающие удержать его и раз-говорить.

Абонент должен почувствовать вашу поддержку, которая может быть выражена самыми простыми фразами: "Пожалуйста, говорите, я готов выслушать вас... Я понимаю, иногда бывает трудно начать разго-вор" и т.п.

В других случаях необходимо обеспечение обратной связи. Может быть описание каких-либо звуков, которые слышит консультант (на-пример: шум транспорта, дыхание клиента и т.п.).

Иногда полезно придумать какой-либо условный код (стук по труб-ке), обозначающий "Да" и "Нет" и т.д.

2. Маскированные обращения

"Это вызов такси?... А куда это я попал? А что это у вас за Телефон Доверия? ... А могу я вам довериться?" -- нередко за такими фразами скрываются очень серьезные психологические проблемы.

3. Засорение (дурачества, шутки и т.п).

Услышав по телефону шутку, можно ответить шуткой, можно задать вопрос: "Это все, что вы хотели сказать?" В любом случае консультант готов принять и такое поведение клиента.

4. Сексуальные звонки.

Имеются различия между звонками людей, имеющими сексуальные проблемы, в связи с которыми они ищут помощи, и манипулирующей разновидностью "сексуальных звонков". "Сексуальные звонки" быва-ют от людей (преимущественно мужчин), получающих половое удов-летворение обычно путем мастурбации, при фантазиях о каком-то виде интимных отношений с телефонным консультантом (обычно женщиной).

Все кризисные службы во всем мире сталкиваются с этим типом звонков. Насколько часто -- зависит почти полностью от того, как к этим звонкам они относятся и на них реагируют.

У абонента может возникнуть половое возбуждение, в то время как телефонный консультант ничего об этом не знает. В этом случае, когда в середине откровенного значительного разговора абонент внезапно оборвет беседу, то дежурная сотрудница телефона может узнать, что ее, таким образом, просто "использовали" и может быть шокирована. Из-за приятных аспектов такого разговора для абонента он может стремиться повторить свои действия с другим консультантом в следующий раз. Для некоторых такое использование телефона может стать обычным спосо-бом для удовлетворения сексуальных потребностей.

Некоторые абоненты могут быть вполне откровенны и точны в отно-шении того, чего они хотят. Они могут даже просить об этом. Другие будут более скрытными, а может быть и смущенными этим. Трудно описать типичный "сексуальный звонок". Кто-то может задавать лич-ные вопросы об одежде телефонного консультанта, ее теле, половых отношениях или ее мнениях по этому поводу. Некоторые получают удовлетворение, пытаясь шокировать консультанта своими высказыва-ниями или выражениями. Другие будут играть роль людей, действи-тельно ищущих информации или помощи.

Для каждого телефонного консультанта важно самопознание (само-сознание). Это необходимо для того, чтобы они или она чувствовали себя комфортно в отношении своей собственной сексуальности и их бы стало труднее испугать или смутить. Неловкость может мешать помощи абоненту, которому действительно нужно откровенно поговорить о сво-их половых взаимоотношениях.

Тремя важными аспектами реагирования на такие звонки для теле-фонных консультантов должны быть: принятие (не осуждение), дифференцировка и твердость. Заботливое принятие абонента можно сохра-нять, даже если возникла необходимость сказать ему, что он переступил границы возможного обслуживания. Дифференцировка необходима для выбора ракурса между приятием человека и утверждением своих собственных законных прав не быть подвергнутым манипуляции. Твер-дость важна для того, чтобы придерживаться линии, требуемой центром в отношении этого вида звонков.

Звонки категории "сексуальных звонков" могут быть самыми труд-ными и неприятными из всех, с которыми сталкивается телефонный консультант. Абонент может быть настойчив, требователен и с большим трудом распознаваем. Очень вероятно, что он нашел путь для получе-ния полового удовлетворения и его больше ничего не интересует. Из-за трудностей такого звонка и из-за того, что такие требования явно выхо-дят за рамки и не соответствуют целям службы, многие центры устано-вили политику прерывания таких звонков.

Другие центры, признавая потребность, идущую от низкой само-оценки и малой веры в себя, которые обычно имеются у таких абонен-тов, сделали попытку найти к "сексуальному абоненту" особый подход. Самаритяне в Лондоне, например, создали специальную группу теле-фонных консультантов, названных "Бренда", к которым направляются такие абоненты. Как только "сексуальный звонок" идентифицирован, консультант говорит что-то типа: "Вам следует позвонить Бренде... Она дежурит в ...час, пожалуйста позвоните тогда".

Консультативная переписка

Марк Евгеньевич Бурно замечает, что пациенты с давних пор своими письмами подсказывали врачам этот психотерапевтический способ. После выхода в свет знаменитых психотерапевтических писем Оппенгейма (H.Oppenheim, 1908) появилось много изданий в таком духе и научных работ по терапии письмами, особенно в последние годы .

Введение этой новой формы психологической помощи обусловленно тем, что часто телефонное консультирова-ние затруднялось из-за большой загрузки Телефона Доверия или отсут-ствия телефона у клиента, решиться же на прямой контакт с психоло-гом, психотерапевтом он не отваживался. К тому же часть кли-ентов, нуждающихся в психологической помощи, находилась и нахо-дится в условиях изоляции от общества. Это, например, заключенные, отбывающие наказание в ИТК. Еще одной причиной может быть то, что многие небольшие населенные пункты не имеют собственных служб психоло-гической помощи, и переписка с психологами, психотерапевтами в районных, краевых, областных центрах является единственной возможностью получения психологической помощи жителями района, края, области.

Различные термины - "пси-хотерапевтическое письмо", "психотерапевтическая переписка", "письменная психологическая помощь", "терапия домашней перепи-ской с врачом", "терапия письмом" - вносят значительный разнобой, порой разночтения и разные толкования, не охваты-вающие всей широты и глубины методики. Исходя из этого, отечественными психологами введено новое наименование, устраняющее пестроту, а порой -- излишнее многословие прежних названий. Мы будем называть данный подход термином скриботерапия (от латинских слов: scribo -- "писать" и therapia -- "лечение"), имея в виду то, что в переписке отражаются как воздействие консультанта (психотерапевта) на клиента, так вербаль-ное и невербальное самовыражение клиента.

В наиболее общем виде работу консультанта-психолога (психотера-певта), занимающегося скриботерапией, работающего с письмом, мож-но разделить на два этапа:

1) психодиагностика,

2) консультирование или психотерапия.

Коротко остановимся на каждом из них.

Опыт, накопленный на сегодняшний день практической психоло-гией и психотерапией, позволяет говорить о следующих диагностических возможностях скриботерапии.

Во-первых, письмо дает достаточно большую психодиагностиче-скую информацию:

а) подробнейшее изложение истории психологического страдания, многих побудительных причин, мотивов, действий разных лиц и т.д. на нескольких листах, а порой и не в одном письме, -- раскрывают пробле-мы клиента, его личность больше, чем единичный телефонный контакт или очная консультация. Например, от одной нашей клиентки мы пол-учили в течение месяца четыре письма, подборку стихотворений и несколько рисунков;

б) стиль изложения, характер построения фраз, само содержание письма позволяют не только разобраться в проблеме клиента, но и уловить явную психопатологическую симптоматику. Например, мужчина преклонного возраста, инвалид II группы, живущий в доме инвалидов, жалуется на преследование бывшей сожительницы, которая якобы, занимаясь проституцией, зараба-тывает у турков и немцев по 200 долларов и подкупает пьяниц избивать его ("дабы все смеялись надо мной"), подкуплена у нее и милиция, которая его "уберет", а если это произойдет, "то у ней эти гробовщики и труп мой не увезут на кладбище, а выбросят дорогой". Нет сомнений, что в данном случае можно говорит о паранойяльном синдроме;

в) зачастую в письмах имеются и прямые указания на предшеству-ющую госпитализацию в психиатрические учреждения.

Во-вторых, скриботерапия позволяет использовать традиционные психодиагностические приемы, такие, как проективные техники, ис-следование продуктов творчества: рисунков, стихотворений, прозаиче-ских произведений клиентов.

Могут быть использованы и некоторые графические показатели: характер почерка, в том числе неровность, разные размеры букв и т.п., дающие, на наш взгляд, вспомогательную информацию об эмоциональ-ном состоянии клиента, о некоторых его психических свойствах.

Контент-анализ, более приемлемый для исследования писем от группы людей со сходными психологическими проблемами, может быть использован и как вспомогательное средство диагностики в работе с единичным клиентом, если с таковым ведется продолжительная пере-писка. Например, уменьшение в тексте таких категорий анализа, как слова, описывающие негативные эмоции, проблемы личности, и замена их на единицы положительного плана может быть косвенно свидетель-ствовать об эффективности скриботерапии.

Ниже приводятся примеры из писем клиентки И. Письмо от 09.04.93. "Я их достала своим присут-ствием", "тоска"'очень больно", "потенциальныйсуицид". Письмо от 20.05.93: "Все-таки ты для меня довольно часто -- врач... Скорей даже не врач, а лекарство. А наше общение своеобразный наркотик". Письмо от 04.06.93: "Я уже почти справилась с собой... по Глобе я получилась очень плохая "дочь Луны"... Чуть не расплакалась. А потом подумала: а, по фиг! А зато я добрая колдунья" и "драгоценная собеседница". Письмо от 12.11.93: "Хорошо, что хорошо... радуюсь... видимо, я нау-чаюсь любить людей. Кто любит, мудр".

Перспективным для скриботерапии представляется и фоносемантический анализ текстов.

Второй частью обсуждаемой методики является консультативное (психотерапевтическое) действие, кото-рое, в свою очередь, включает следующие два момента.

Во-первых, предоставление клиенту обратной связи -- подтвержде-ние того, что он обратился именно в ту службу, в которой нуждается, что здесь его поймут, разделят его неприятности, обсудят его пробле-мы и т.п.

Накопленный опыт позволяет выделить несколько конкретных при-емов, которые использует консультант, давая клиенту обратную связь и осуществляя психологическую поддержку.

1) Пересказ -- цитирование того, что было написано клиентом.

2) Уточнение -- обращение к нему с просьбой что-то дополнить, разъяснить. Например: "Поясните, пожалуйста, что вы имели в виду". Здесь возможно использование 12 вопросов метамодели, типа: "Как?", "Что именно?" и т.п. Скажем, клиент сообщает: "Я не могу рассердить-ся". Метавопросами здесь могут быть следующие: "Что вам мешает рассердиться?", "Что случится, если вы рассердитесь?"

3) Дальнейшее развитие мыслей собеседника -- письменное изло-жение подтекста сообщенного клиентом (в рамках высказанного им смысла), выдвижение гипотез относительно причин произошедшего или дальнейшего хода событий. Например: "Возможно, в этом случае вы сделаете..."

4) Сообщение о восприятии консультантом состояния клиента, зеркальное отражение его чувств. Например: "Видимо, вы этим очень огорчены".

5) Сообщение о восприятии консультантом самого себя и своих чувств в данной ситуации. Например: "Меня беспокоит, что мы с вами..."

6) Замечания о ходе письменного диалога (при получении повтор-ных писем). Например: "Я думаю, что мы с вами нашли ряд вариантов разрешения проблемы".

Эти приемы мало отличаются от тех, что используются в социально-психологическом тренинге и очном консультировании. Но их применение в скриботерапии имеет свою специфику. Например, при пересказе выбираются лишь главные, клю-чевые слова, фразы для выражения отношения консультанта к отдель-ным частям текста. Широко используются подчеркивание, выделение большими буквами, восклицательные знаки и т.п.

Принцип психологической поддержки клиента, обязательного предоставления ему обратной связи мы используем и в письмах с запросами на юридическую, врачебную и другую помощь для снятия негативного эмоционального фона, обязательно присутствующего в такого типа посланиях. После этого часто следует дача конкретной рекомендации обратиться к соответствующему специалисту (юристу, терапевту и т.п.) с указанием нескольких конкретных адресов и телефонов.

Если же мы приходим к мысли о необходимости более глубокой психотерапевтической работы с данным клиентом, то следующим мо-ментом является выбор и применение конкретной психотерапевтиче-ской тактики, берущей начало от одного из традиционных психотера-певтических направлений: психоаналитического, бихевиористского или экзистенциально-гуманистического. Впрочем, в последнее время мы все больше склоняемся к терапевтическому эклектизму, к синтети-ческому подходу в консультировании и психотерапии. Спектр конкрет-ных техник достаточно широк: от косвенной суггестии до парадоксаль-ной интенции. Все они известны и поэтому не являются предметом нашего обсуждения.

Стоит обратить внимание и на некоторые специфические особенно-сти, отличающие консультативно-психотерапевтическое письмо от письма обычного или делового. Мы считаем, что письмо в обязательном порядке должно писаться от руки, а не печататься, например, на компьютере -- это делает контакт между клиентом и консультантом более доверительным и близким. Важным является черновой вариант письма, который консультант (психотерапевт) может прочитать и внести в него необходимые коррективы. Черновик также дает возможность вспом-нить уже написанное, при получении повторного письма.

Использование скриботерапии (консультативно-психотерапевтиче-ской переписки) в работе социально-психологических центров чрезвы-чайно перспективно расширяет круг оказываемой помощи, дает ряд новых диагностических и консультативных возможностей. Тем не ме-нее скриботерапия как консультативно-психотерапевтическая методи-ка имеет и ряд ограничений:

1. Дистантность помощи во многих случаях затрудняет диагностику, не позволяет опереться на невербальные проявления клиента, увидеть неконгруэнтность поведения и вербальных сообщений.

2. При осуществлении переписки затрудняется рефлексия консуль-тантом (психотерапевтом) своих собственных действий: часто он оста-ется вообще без какой-либо обратной связи со стороны клиента.

3. Известно, что многие невротические проявления требуют прямого психотерапевтического действия врача или психолога.

Переписка в этом случае служит лишь начальным, передаточным звеном к помощи непосредственной -- к работе лицом к лицу.

ЛЕКЦИЯ: Психологическое консультирование в социальной работе

1. Теоретические основы консультирования.

2. Организация и формы психологического консультирования.

3. Этапы процесса психологического консультирования.

4. Методы работы консультанта в процессе консультирования.

В профессиональной деятельности специалистов по социальной работе большое значение имеет непосредственное целенаправленное психо-логическое воздействие на клиента. Среди различных способов подоб-ного воздействия ключевая роль принадлежит психологическому кон-сультированию. Оно является важным неотъемлемым элементом в лю-бой из сфер социальной работы с различными категориями клиентов

Психологическое консультирование -- один из эффективных мето-дов психологического воздействия на человека с целью оказания
профессиональной помощи в решении конкретных проблем.


Психологическое консультирование связано с другими формами
активного воздействия на личность (психологической коррекцией,
психотерапией и др.). Специфика психологического консультирования
состоит в непосредственном двустороннем целенаправленном общении
консультанта с клиентом, как правило, протекающем в форме доверительной индивидуальной беседы.

Консультирование предназ-начено для оказания психологической помощи практически здоровым людям, испытывающим различные затруднения при решении жизнен-ных задач. Психокоррекционное же или психотерапевтическое воз-действие ориентировано на решение глубинных личностных проблем
человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и
конфликтов.

Умение консультировать является показателем профессионального мастерства специалиста по социальной работе. В системе мероприятий по социальной защите населения психологическое консультирование в перспективе может стать одним из наиболее частых видов оказания профессиональной помощи. К его преимуществам относятся: сравнительная простота, экономичность, возможность оказания непос-редственной экстренной помощи.

Объективная необходимость рассматриваемого метода психологиче-ского воздействия связана с тем, что значительная часть клиентов службы социальной защиты находится в острых или хронических стрессовых состояниях, испытывают трудности социальной адаптации, име-ют неустойчивую социальную мотивацию, признаки отклоняющегося поведения, сталкиваются со сложностями межличностных отношений; преодолевают трудности критических возрастных этапов и поэтому нуждаются в психологической поддержке и коррекции, направленной на решение конкретных внутренних проблем.

Теоретические основы психологического консультирования связаны с современными представлениями о структуре и функционировании личности, механизмах взаимодействия людей в процессе непосредст-венного общения. Теоретические знания существенно помогают психо-логу-консультанту работать целенаправленно, правильно выбирать способы и оценивать результаты собственных воздействий на клиента.

Проведем первоначальный анализ основных закономерностей, которые могут быть положены в основу теории кон-сультирования.

Наиболее важным принципом является представление о непрерыв-ном процессе формирования и. развития личности на протяжении жизненного пути. Оно было выдвинуто и обосновано в гуманистическом направлении современной психологии и психотерапии крупнейшими его представителями Карлом Роджерсом и Эриком Эриксоном. Такой подход предполагает, что процесс личностного роста может быть продолжен и возобновлен в любых сложных ситуациях, даже таких, которые кажутся неразрешимыми. Каждая нормальная личность обла-дает достаточными внутренними ресурсами для преодоления возникших задержек психологического роста и отставания в развитии. Другими словами, у каждого человека имеется внутренний потенциал непрерывного развития, независимый от внешних условий жизни.

Дополняет вышеизложенный принцип концепция сензитивных и кризисных периодов развития личности. В наиболее развернутом виде эта концепция представлена в трудах Э.Эриксона. Он описал восемь психосоциальных кризисов, которые неизбежно наиболее дол-жен преодолеть человек в течение жизни. От исхода кризиса (бла-гоприятного или неблагоприятного) зависит возможность дальнейшего гармоничного развития личности, или же существенной ее дефор-мации. Именно в эти периоды может оказаться особенно полезной профессиональная помощь психолога-консультанта.

С изложенным выше принципом сензитивных и кризисных периодов развития личности тесно взаимосвязаны представления о стрессовых и экстремальных состояниях человека, а также способах их преодоления. В современном понимании стресс -- это процесс приспособления к обстоятельствам, которые представляют угрозу или нарушают психо-логическое равновесие человека.

В проблематике стресса важное самостоятельное место занимают так называемые кризисные (экстремальные) состояния. Это, по существу, экстраординарные случаи (единичные чрезвычайные происшествия) в жизни человека. К ним относятся: смерть близких, внезапная тяжелая болезнь или травма, столкновение со стихийным бедствием, физическим насилием, участие в боевых действиях и др.).

Согласно Ролло Мэю для успешной работы психологу-кон-сультанту необходимо:

1. Провести диагностику личности клиента (в соответствии с представлениями о структуре личности).

2. Вместе с клиентом определить основные направления развития его личности и создать для этого необходимые условия.

3. Выявить источник личностных проблем и реальные пути их решения.

4. Создать оптимальную психологическую среду в ситуации консультирования, обеспечивающую успешное решение клиентом заяв-ленных им психологических проблем.

Важнейшим из принципов консультирования Р.Мэй называет необходимость для консультанта иметь представление о структуре и компо-нентах личности клиента, то есть уметь дать ее ясное определение. В частности, автор утверждает: «Сознательно уклонившись от такого определения, консультант сформулирует его для себя бессознательно, невольно исходя в своей работе с клиентом из предположения, что тот должен развить в себе личностные качества хотя бы своего консультан-та, или любого героя, или черты характера, считающиеся идеальными для данной национальной культуры. Мудрый терапевт сознательно и разумно нарисует портрет личности, не доверяя такое серьезное дело причудам подсознания». Р. Мэй считает основными компо-нентами личности свободу (то есть понимание себя открытое самовы-ражение и принятие ответственности за свои поступки), индивидуаль-ность, социальную интегрированность и глубину религиозности (нрав-ственности).

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты