рефераты курсовые

Основы психологии

p align="left">31. Основные механизмы и факторы развития индивидуальности

Индивидуальность - характерная черта всего живого.

2 группы факторов развития индивидуальности: биологические и социальные (ситуативные).

Различают ситуативные факторы и ситуационные. Ситуативные - стабильные факторы, которые отличаются продолжительностью действия в жизненном пространстве субъекта. Ситуационные - кратковременные, приходящие.3 основных ситуативных фактора: семья, профессия, школьное обучение.

Семья: 3 аспекта семейной жизни, которые в наибольшей степени определяют инд-психол.особенности: размер семьи и конфигурация, порядок рождения ребенка, стиль воспитания. Роберт Зайонц (70-е гг. США) исследовал интеллект.

Стили воспитания уровень контроля;уровень принятия

+ принятии, + контроль - авторитетный

- принятие, + контроль - авторитарный

+ принятие, - контроль - разрешающий (попустительский)

- принятие, - контроль - пренебрегающий

Особенности индивидуальности зависят от стиля воспитания:

Авторитарный - способствует формированию заниженной самооценки, негативного Я-браза, трудности во взаимодействии со сверстниками

Разрешающий - формируется социальная незрелость, повышенная агрессивность, т.к. сталкивается с запретами.

Пренебрегающий - ребенок чувствует себя брошенным, возникает ощущущение одиночества, покинутости, другие дети компенсируют эти чувства примитивными способами. Характерна высокая импульсивность, соуиально незрелые, не ориентируются на достижения, не достигают высокого соц. статуса.

Авторитетный - формирует чувство уверенности, позитивного Я-образа, адекватную самооценку, стремление ставить посильные задачи и достигать их.

Обучение:

1. Личность первого учителя играет важную роль в развитии ребенка. Имеет более важную роль, чем технология обучения и учебный курс. Личностные отношения учителя очень сильно определяют характеристики "Я-образа". Надо различать понятия "Профессиональное знание учителя", "знание методик" и "отношение к ученикам".

2. Фактор, связанный с технологией. Те, кто задействуют в учебной деятельности память (репродуктивные), мышление критическое и творческое (способность к нестандартному мышлению, сильная интуиция)

Профессиональный фактор

Уровень включенности в сферу проф. деятельности, наличие проф.успехов.

Биологические основы индивидуальных различий:

Индивидуальные различия имеют двойную обусловленность - социальную и биологическую. К биологическим факторам относят:

1. телесную конституцию (Существуют конституциональные теории темперамента), особенности обмена веществ (уровень содержания кислорода, сахара, скорость обменных процессов). Существуют гуморальные тории темперамента (Гиппократ)

2. Обменные процессы определяют не только биоритмологические типы людей (жаворонки,совы), но и особенности восприятия человеком времени: переоценка времени (везде опаздывают), недооценка времени (приходят раньше).

3. Функциональная асимметрия парных органов и полушарий головного мозга. На уровне асимметрии парных органов не выявлено никаких различий в индивидуальности, а полушария определяют психологические развития: художественный и мыслительный тип; пессимисты и оптимисты.

4. свойства н.с.

5. пол человека

Св-ва н.с. рассматриваются как ведущий биологический фактор. Павлов ввел понятие свойств н.с. 3 св-ва: сила, уравновешенность, подвижность. В психологии св-ва н.с. начал изучать Теплов. Он пытался определить зависимость св-в н.с. с темпераментом и характером. Использовать понятие св-в н.с. некорректно. Надо говорить о типологических особенностях, о степени выраженности. Когда мы говорим об особенностях н.с., то нучно говорить не просто о св-вах н.с., а о степени выраженности любого св-ва. Тип - устойчивое сочетание выраженности св-в. Структура св-в н.с.: в качестве первичных или основных св-в Павлов считал силу и подвижность, а уравновешенность - вторичным. Большинство ученых считают, что св-ва н.с. не рядоположены, а организованы в структуру. Большинство ученых предпочитали структуру Небылицина. 4 первичных св-ва н.с.: сила, подвижность, динамичность, лабильность. Характеризуют как возбужение, так и процессы торможения. (всего 8 первичных св-в). В качестве вторичных св-в оценивают баланс этих свойств по силе, по подвижности, лабильности и динамичности возбуждения и торможения. В школе Теплова и Небылицина было введено представление об общих св-вах н.с. и парциальных св-вах н.с. Небылицин усомнился, что св-ва н.с., которые выделилил Павлов и которые он сочетал в типы, действительно можно поставить в соответствие к 4-м типам темперамента.

3 проявления типологических особенностей.

1. Проявление св-в на уровне индивида: проявление в познавательных процессов. Доказано, что люди с сильным типом н.с. лучше концентрируют внимание, но плохо его распределяют. Переключение внимания лучше связано у людей со слабой н.с. и с высокой подвижностью нервных процессов.

Св-ва н.с. и св-ва темперамента: На сегодняшний день ученые в основном отказались от попытки найти соответствие типа темперамента и типа ВНД, кроме школы Мерлина.

2. На уровне личности:Сильная н.с. - св-ва личности (по Кеттеллу): высокое самообладание, упорство, ответственность, хорошая контролируемость эмоций и поведения, сдержанность, уверенность в себе. Подвижность, возбуждение: склонность к сомнению, подозрительность, ориентация на внешнюю реальность. Инертность возбуждения: доверчивость, погруженность в себя, ориентация на внутренний мир. Подвижность торможения: слабая настойчивость, подозрительность, плохая контролируемость эмоций и поведения, склонность к сомнениям. Инертность торможения: упорство, ответственность, доверчивость, ориентации на внешнюю реальность, чувство вины, консерватизм, хорошая контролируемость эмоций и поведения.

3. Уровень индивидуальности: Проводились исследования, целью которых являлось изучение связи св-в н.с. и стиля деятельности (Климов. Мерлин). Определено 2 стиля деятельности:

1)Исследовательская деятельность - после подготовки.

2) Стиль деятельности, когда предварительная стадия практически отсутствует. Проблемы устраняются в процессе выполнения.

Существует связь типа н.с. со стилем деятельности. Первый тип характерен для людей со слаб. Н.с.

Функциональная асимметрия.

Со 2-й половины 19 века возникла идея о том, что истончником право- и леворукости является доминантность того или иного полушария. Начало было положено исследователем Полем Брока, который открыл центрречи в 1836 г. Он считал, что у правшей центр речи - в левом полушарии, а у левшей - в правом. Впоследствии выяснилось, что данные Брока были ошибочны. Центр речи у всех находится в левом полушарии. Правое полушарие также связано с речью, но оба полушария выполняют разные функции. В левом - центр речи отвечает за моторную сторону речи, в правом - смысловой центр. Брока также обнаружил перекрест на уровне ствола мозга. Импульсы из правого полушария идут в левую сторону.

Механизмы развития индивидуальности.

1. дифференцированности (Уиткин). Все психические образования по мере своего развития дифференцируются. Например, эмоции у младенца не дифференцированы. Постепенно происходит дифференциация положит.и отрицат.эмоций. У взрослых - целый спектр эмоций. Дифференциация считается уникальным механизмом развития. Дифференциация в одной системе сопровождается дифференциацией во взаимосвязанных системах. (Развитие моторной системы руки способствует развитию речи). Уровень дифференциации психических структур и скорость диф.слабо связаны с наследственными факторами. Зависят от среды.

2. иерархичности (субординации)

3. координации

2 и 3 тесно связаны между собой.

Ананьев: два механизма хоть и имеют разную направленность, но взаимодополняют друг друга и связаны. Субординация - отношение доминантности - подчиненности. Низшие структуры подчинены высшим (личностные особенности важнее организационных). Св-ва характера или темперамента рассматриваются как подчиненные свойствам личности (характер).

Механизм координации говорит о взаимодействии св-в индивидуальности одного уровня. Например, сочетание таких свойств темперамента как нейротизм и экставерсия (эти св-ва работают автономно).

4. интегрированности (Мерлин) Действие этого механизма направлено на обеспечение целостного взаимодействия св-в как по горизонтали, так и по вертикали с целью обеспечения их согласованной работы как целого.

32. Иерархическая модель развития индивидуальности

Индивидуальные различия многообразны. Они затрагивают разные сферы и проявляются на разных уровнях. Эти инд.различия не рядоположены. Они имеют разный "вес" в индивидуальном и неповторимом облике человека. Линия индивидуальности упорядочена в иерархическую линию. В иерархической модели выделяют 4 уровня:

4. Индивидуальность

3. Личность

2. Индивид

1. Организм

Научное общепринятое мнение, что уровень организма представляет низший уровень.

Организм - телесный фактор индивидуальности. Включает в себя: анатомо-морфологические особенности, физиологические процессы, работу органов чувств, морфофункциональная асимметрия мозга. Особенности организма откладывают отпечаток на психические особенности (дефекты конституции, органов чувств).

Кречмер выделил 4 типа конституции: атлеты, пикники, диспластики, астеники. Шелдон нашел психологические особенности в зависимости от конституции.

· Первый тип телосложения - астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

· Второй - пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) - человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

· Третий - атлетик - средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

· Четвертый - дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: "тонко чувствующие люди", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"). Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков, можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

Шелдон пришел к выводу о существовании трех "соматотипов". Классификация производилась только на здоровых людях, в основу было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы, эктодермы.

Эндоморфный тип - (преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, отложениями жиров.

Мезоморфный - (преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из кот. формируются скелет, мускулы) - широкие плечи, грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество жира, мощная голова.

Эктоморфный (развитие внешнего зародышевого слоя, из кот. формируется нервная система и мозг) - худой, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, хорошо развита нервная система.

Ананьев называл конституциональный фактор индивидуальности первичным и определяющим особенности всех последующих уровней.

Уровень индивида: половые особенности, возрастные, нейродинамические особенности (темперамент), природные особенности организации психических процессов (ощущение, восприятие, память и т.д.). Все индивидуальные харатеристики имеют биологическую природу, к ним не применяются содержательно-оценочные критерии (хорошо-плохо).

Не все ученые соглашаются с необходимостью выделений индивидуальных свойств в особый класс. Отечественная психология выделяет этот класс, зарубежные психологи индивидные свойства рассматривают в совокупности с личностными. (темпераментные относят к личностным).

Уровень личности Большинство авторов под личностью понимают психосоциальную сущность человека. В понятии "личность" фиксируется факт принадлежности человека в социуме. Личность - лицо человека в обществе. Особенности: характер, способности, направленность. Высшими уровнями направленности являются ценности и идеалы (=мировоззрение).

Уровень индивидуальности - интегральная биопсихосоциальная характеристика человека.

2 мнения: 1) инд-ть является качественно новой характеристикой, описывающей интегральный способ проявления человеком себя в окружающем мире. 2) рассматривают инд-ть как то, что суммирует все нижележащие уровни.

Выделяют 2 класса характеристик интегральной инд-ти:

1. Содержательные характеристики:

- адаптивность - способность субъекта перестраиваться в соответствии с требованиями изменяющейся среды. (школьник стал студентом, девушка вышла замуж)

- компенсаторность - способность субъекта сохранять сбалансированное функционирование (не выходить из равновесия) не смотря на наличие непривычных условий деструктивных факторов).

- оптимальность - возможность достижения субъектом максимальных результатов при минимальных энергетических затратах.

- результативность - способность субъекта достигать поставленных задач.

2. Формально-динамические характеристики - отражают особенности взаимодействия субъекта с окружающей средой.

- интенсивность взаимодействия - готовность человека к энергозатратам.

- устойчивость взаимодействия - показывает временные параметры взаимодействия человека со средой (в старости у людей друзья с детства)

- широта - масштаб взаимодействия человека со средой (человек одновременно работает в 5 местах, масса знакомых)

- включенность во взаимодействие - мера эмоциональной вовлеченности.

Принципы диф-психол. анализа

1. Принципы формального подхода: анализ требует проведения тонкого различия между такими индивидуальными характеристиками, которые являются типичными, стабильными и воспроизводимыми и теми характеристиками, которые являются случайными, изменчивыми, хотя и определяют индивидуальное своеобразие. Изучения яркой инд-ти не проводится. К формальным характеристикам инд-ти относятся: энергетические (активность, интенсивность, скорость, псластичность) и регулятивные (эмоц. чувствит-ть, фон настроения, тип реагирования в слож. сит.) Характер, кроме формальных характеристик, включает в себя и содержания. Содержат. х-ки мы оцениваем, формальные - нет.

2. Интегральный анализ. Изучение любой формальной характеристики должно проводиться через все уровни иерархической модели инд-ти.

3. Принцип взаимосвязи интра- и интериндивидуальных закономерностей. Интра - внутренние закономерности, интер - между инд. Интра - результат интериндивидуальных взвамодействий.

4. Принцип взаимодействия эндо- и экзофакторов.

3 типа зависимости (Пломин):

Он изучал особенности развития детей в разных семьях.

1) Пассивный характер связи. Члены одной семьи имеют одинак. наследственность и общую среду (близнецы)

2) Реактивный. Генотип определяет особенности среды. Врожденные особенности ребенка предопределяют отношение к нему родителей, широкого окружения и, следовательно, формируют определенные черты инд-ти.

3) Активный. Взрослые сознательно и целенаправленно создают среду, которая наилучшим образом соответствует генотипу.

5. Принцип статистической оценки изучаемых явлений.

33. Понятие о темпераменте. Различные классификации типов темперамента. Стили деятельности как проявления темперамента. Методы диагностики темперамента

Темперамент - динамическая сторона деятельности. Изучается чаще в диагностическом подходе. Темперамент - это совокупность индивидуально-типологических свойств личности, характеризующих особенности динамики психической деятельности (интенсивности, скорости, темпа и ритма) психич. проц. и состояний, поведения и деятельности.

Компоненты: активность (интенсивностьи объем взаимодействия человека со средой.; эмоциональность (характеризует особенности возникновения, протекания и угасания эмоционального состояния), моторный - особенности двигательной сферы: темп реакции, мышечная интенсивность, ритм и т.д.

Гиппократ Темперамент в переводе с латинского - "смесь", "соразмерность". Он считал, что темперамент человека определяется тем, какая из четырех жидкостей организма преобладает: если преобладает кровь ("сангвис" по-латыни), то темперамент будет сангвинический, т.е. энергичный, быстрый, жизнерадостный, общительный, легко переносит жизненные трудности и неудачи. Если преобладает желчь ("холе"), то человек будет холериком - желчный, раздражительный, возбудимый, несдержанный, очень подвижный человек, с быстрой сменой настроения. Если преобладает слизь ("флегма"), то темперамент флегматичный - спокойный, медлительный, уравновешенный человек, медленно, с трудом переключающийся с одного вида деятельности на другой, плохо приспосабливающийся к новым условиям. Если преобладает черная желчь ("мелана-холе"), то получается меланхолик - несколько болезненно застенчивый и впечатлительный человек, склонный к грусти, робости, замкнутости, он быстро утомляется, чрезмерно чувствителен к невзгодам.

Психологическая характеристика типов темперамента определяется следующими свойствами: сензитивностью, реактивностью, соотношением реактивности и активности, темпом реакций, пластичностью - ригидностью, экстраверсией - интроверсией, эмоциональной возбудимостью.

Конституционную типологию личности предложил Кречмер на основе выделения четырех основных типов конституции телосложения (врожденные особенности телосложения человека предопределяются динамикой внутриутробного развития младенца из трех зародышевых слоев: внутренний, средний, внешний).

Первый тип телосложения - астеник (преимущественно шло развитие внешнего зародышевого слоя) - человек хрупкого телосложения, с плоской грудной клеткой, узкими плечами, удлиненными и худыми конечностями, вытянутым лицом, но сильно развитой нервной системой, головным мозгом.

Второй - пикник (преимущественно внутренний зародышевый слой) - человек малого или среднего роста, с выраженной жировой тканью, выпуклой грудной клеткой, с большим животом, круглой головой на короткой шее.

Третий - атлетик - средний зародышевый слой обусловливает развитие крепкого скелета, выраженной мускулатуры, пропорционального крепкого телосложения, широкого плечевого пояса.

Четвертый - дипластик - человек с неправильным телосложением.

С выделенными типами строения тела Кречмер соотнес определенные типы личности.

Астеническое телосложение имеет шизотимик, он замкнут, склонен к размышлениям, к абстракции, с трудом приспосабливается к окружению, чувствителен, раним. Среди шизотимиков Кречмер выделил разновидности: "тонко чувствующие люди", идеалисты-мечтатели, холодные властные натуры и эгоисты, сухари и безвольные. У шизотимиков происходит колебание между чувствительностью и холодностью, между обостренностью и тупостью чувства ("обидит другого и при этом обидится сам"). Их можно подразделить на следующие группы: 1) чистые идеалисты и моралисты, 2) деспоты и фанатики, 3) люди холодного расчета.

Пикническое телосложение имеет циклотимик, его эмоции колеблются между радостью и печалью, он общителен, откровенен, добродушен, реалистичен во взглядах. Среди циклотимиков Кречмер выделяет разновидности: веселые болтуны, спокойные юмористы, сентиментальные тихони, беспечные любители жизни, активные практики. Среди циклотимиков, можно выделить следующие типы исторических лидеров: 1) храбрые борцы, народные герои, 2) живые организаторы крупного масштаба, 3) примиряющие политики.

Атлетическое телосложение имеют искотимики, они бывают двух видов: энергичный, резкий, уверенный в себе, агрессивный либо маловпечатлительный, со сдержанными жестами и мимикой, с невысокой гибкостью мышления. Кречмер соотносит тип телосложения с психическими заболеваниями, причем предполагает, что между нормальным человеком и психическим заболеванием нет резкой грани: биотипы индивидуальности нормального человека (циклотимик, шизотимик) могут перерасти в аномалии характера (циклоид, шизоид), а затем и в психическое заболевание (маниакально-депрессивный психоз, шизофрения).

Шелдон пришел к выводу о существовании трех "соматотипов". Классификация производилась только на здоровых людях, в основу было положено соотношение видов тканей организма, развивающихся из трех зародышевых слоев: эндодермы, мезодермы, эктодермы.

Эндоморфный тип - (преувеличенно развивается внутренний зародышевый слой, из которого формируются внутренние органы и жировые ткани) отличается круглой головой, крупными размерами внутренних органов, сферической формой тела, мягкостью тканей, тонкими руками и ногами, неразвитыми костями и мышцами, отложениями жиров.

Мезоморфный - (преимущественное развитие среднего зародышевого слоя, из кот.формируются скелет, мускулы) - широкие плечи, грудная клетка, мускулистые руки и ноги, минимальное количество жира, мощная голова. Эктоморфный (развитие внешнего зародышевого слоя, из кот.формируется нервная система и мозг) - худой, вытянутое лицо, тонкие длинные руки и ноги, слабая мускулатура, хорошо развита нервная система.

И. П. Павлов: типология темперамента (построение типологии за несколько шагов). Темперамент связан со свойствами нервной системы. Свойства н.с. - это устойчивые особенности н.с. Они не определяют содержательную сторону психических свойств личности, но являются физиологической основой психодинамических свойств или темперамента, на основе которых легче формируются одни формы поведения и труднее другие.

1) выделение основных (не сводимых к другим) свойств нервной системы. А) сила - слабость. Сила НС - ее устойчивость к длительному возбуждению определенного раздражителя. Б) уравновешенность - неуравновешенность. Уравновешенность НС - возможность перехода от процессов возбуждения к процессам торможения в критической ситуации. В) подвижность - инертность. Подвижность НС - скорость образования новых условных связей.

2) выделение типов НС. Это устойчивое соетание свойств ервной системы, кот.лежит в основе типа темперамента. Возможные комбинации: свойства НС + возбуждение / торможение = много! Выделение действительных типов. У слабой НС нельзя говорить про уравновешенность / нет. В неуравновешенной НС нельзя говорить о скорости образования условных связей. Вывод: 4 типа НС.

3) соотнесение типов НС с типами темперамента. 1. Сильный, уравновешенный, подвижный - сангвиник. 2. Сильный, уравновешенный, инертный - флегматик. 3. сильный неуравновешенный - холерик. 4. Сл - меланхолик.

Русалов Темперамент имеет следующие свойства: эргичность, пласичость, темп, эмоциональность. Эргичность - это степень активности, проявляемой человеком в общении с людьми и практической работе. Пластичность - это легкость переключения одного вида деятельности на выполнение другого ли изменения поведения в общении с людьми. Темп - скорость выполнения отдельных действий, пераций, движений. Эмоциональность - склонность человека эмоционально реагировать на различные события, связанные с его практической деятельностью и общением с людьми.

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Стиль - соединительное звено между психикой и внешним миром. Сущность стиля двойственна:

1. стиль изобретен человеком и ему принадлежит

2. стиль всегда есть стиль чего-то.

Е. А. Климов: индивидуальный стиль деятельности - средство эффективного приспособления к данной профессиональной деятельности и ее объективным требованиям. Индивидуальный стиль - обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Схема индивидуального стиля: ядро - темперамент, пристройка - способы деятельности. Отношение между ядром и пристройкой: а) совершенствование природной индивидуальности. б) совершенствование профессиональной индивидуальности: формирование структуры индивидуального стиля.

Функции стиля:

1. системообразующая - сложная иерархическая система, которая включает разные уровни организации от биохимических до социально-психологических.\

2. компенсаторная - каждый человек так старается организовать свою деятельность, чтобы было удобно выполнять.

Критерий выбора - ощущение комфорта и отсутствие напряженности в моменте выполнения деятельности.

Мерлин выделил 3 компонента в структуре стиля: стиль операций, стиль действий или реакций, стиль целеполаганий

Диагностика:

Опросник Стерляу Шкалы: уровень процессов возбуждения, процессов торможения, подвижности

Опросник Айзенка Шкалы - экстраверсия-интроверси,и нейротизм - эмоц.стабильност, ложь.

34. Понятие о характере. Структура характера. Акцентуации характера и их классификация. Психодиагностика характера

Существуют различные определения характера:

Характер - это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. (Платонов, Левитов)

. Характер - индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе (степень требовательности, критичности, самооценки); к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т.п.); к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.); в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

По своей структуре характер представляет собой единство отношения и способа действия.

В структуре характера выделяют следующие черты:

- черты, которые выражают отношение человека к другим людям (доброта, чуткость, вежливость, гуманность, общительность.

- черты, выражающие отношение человека к вещам и продуктам деятельности (аккуратность, небрежность, практичность, скупость, добросовестность)

- черты, выражающие отношение к себе (самообладание, самоуважение, высокомерие, гордость, эгоистичность.)

- черты, выражающие отношение к труду и деятельности (активность, пассивность, ответственность, самостоятельность, трудолюбие)

Формирование черт характера не может быть оторвано от формирования мотивов поведения.

Существуют различные подходы к оценке взаимоотношения темперамента и характера:

1 - отождествление темперамента и характера (Кречмер);

2 - противопоставление, установление антагонистических отношений между ними, указание на то, что характер может входить в конфликт с темпераментом (Левитов);

3 - признание темперамента элементом характера;

4 - признание темперамента основой формирования характера, как врожденную основу характера (Рубинштейн, Ананьев).

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт. Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе относят черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относят интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

Среди черт характера выделяют общие и частные. Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. 5 глобальных черт характера Шмелев, Бодунов, Норман): самоуверенность - неуверенность; согласие, дружелюбие - враждебность; сознательность - импульсивность; эмоциональная стабильность - тревожность; интеллектуальная гибкость - ригидность

Локальные свойства характера (частные) - влияют на узкие ситуации: общительность-замкнутость, лидерство-подчиненность, оптимизм-уныние, смелость-осторожность, миролюбие-агрессивность и др.

Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.В отличие от психопатии акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонград выделяет 12 типов акцентуации, каждый из них предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам :гипертимический (гиперактивный); дистимичный; циклоидный; эмотивный; демонстративный; возбудимый; застревающий; педантичный; тревожный

Диагностика:

Тест-опросник Кеттелла Шкалы:сердечность - обособленность; доминантность - конформность

ММРI (Маккинли, Хатауэй)

Шкалы: 10 базисных и 200 дополнительных

1. контроль

2. пессимистичность

3. эмоц.лабильность

4. импульсивность

5. мужественность/женственность

6. ригидность

7. тревожность

8. индивидуалистичность

9. оптимистичность, стенический тип реагирования

10. интроверсия

Контрольные шкалы: ложь, аггравация, самооценка

Количество вопросов 550, 566

Патохарактерологический опросник Личко

Теоретическое основание: теории акцентуированных типов Леонгарда, теория личности Мясищева

Предметы: типы акцентуации черт характера

Шкалы:

1. гипертимный

2. циклоидный

3. эмоц.лабильный

4. астено-невротический

5. сенситивный

6. психостенический

7. шизоидный

8. эпилептоидный

9. истероидный

10. неустойчивый

11. конформный

Вопросов 25

Опросник акцентуированных черт личности Шмишека

Теоретич.основание: Леонгард - акцентуации

Предмет: типы акцентуаций

Шкалы:

1. гипертимный

2. тревожный

3. дистимичный

4. педантичный

5. возбудимый

6. эмотивный

7. застревающий

8. демонстративный

9. циклотимический

10. экзальтированный

Процедура: получение сырых баллов, сравнение с нормативом,построение профиля личностной акцентуации.

Психодиагностический тест Ямпольского

Предмет: черты личности

Шкалы:

1-го уровня Невротизм, психотизм, депрессия, совестливость, расторможенность, общая активность, робость, общительность, этетическая впечатлительность, женственность.

2-го уровня психическая неуравновешенность, асоциальность, интроверсия, сензитивность.

35. Понятие о способностях. Общая характеристика способностей. Классификация способностей. Взаимосвязь задатков и способностей. Диагностика способностей

Способности - это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих ЗУН не сводятся. По отношению к ЗУН способности человека выступают как некоторая возможность (приобретения ЗУН). А приобретение ЗУН зависит от множества условий. Способности - это возможность, а необходимый уровень мастерства в том или ином деле - это действительность. Выявившиеся у ребенка музыкальные способности - не гарантия того, что он станет музыкантом. Способности обнаруживаются только в деятельности, и притом только в такой деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Способности обнаруживаются не в ЗУН, как таковых, а в динамике их приобретения, т.е.в том, насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности.

Способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее ЗУН.

Качественная характеристика способностей:

С. - сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор "переменных величин", позволяющий идти к цели разными путями. В основе одинаковых или сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма разных способностей. (компенсация одних свойств другими).

Выгодский указывал, что если ребенок не решает задачу, то этот факт еще не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать о том, что ребенок не имеет соответствующих ЗУН и поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой.ю а в процессе обучения, т.е.в постоянном общении со взрослыми. Поэтому то, что ребенок не может сделать сам, он может сделать с помощью взрослого. А следовательно, завтра он сумеет научиться работать самостоятельно. Метод оценки способностей - изучение расхождения между результатами самостоятельного решения и решения с помощью взрослого - метод определения зоны ближайшего развития.

По Теплову, СПОСОБНОСТИ - это совокупность индивидуально-психологических особенностей, отличий одного человека от другого, которые обеспечивают успешное овладение и осуществление определенных видов деятельности и при этом не сводится к имеющимся знаниям, умениям и навыкам.

Признаки:

1. индивидуально-психологические особенности (имеют психологическую природу, диапазон индивидуальных различий).

2. связь способностей с успешным осуществлением деятельности

(этот признак ограничивает круг идивидуально-психологических особенностей человека только теми, которые обеспечивают эффективный результат деятельности.

3. несводимость способностей к имеющимся у человека знаниям, умениям, навыкам выполнения определенного вида деятельности. Способности обеспечивают быстроту и легкость приобретения соответствующих ЗУН.

Недостаток теории Теплова: на осуществление деятельности оказывают влияние цель, мотивация, и т.д. - это упускается.

По Шадрикову, понятие "способности" характеризует свойства вещи, но способности нетождественны любому свойству вещи, а только такое, которое обеспечивает эффективность реализации вещью некоторых функций. (Атом способен делиться).

Поэтому способности можно определить как функциональное свойство или совокупность свойств вещи.

Способности - это свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции (ощущать, воспринимать, мыслить, представлять, запоминать).

Способности, как свойства, проявляются в процессе деятельности и могут менять меру своей выразительности у каждого конкретного индивида.

В обычной жизни способности выступают как характеристики конкретного человека, но поскольку каждый человек индивидуален, то развиваются и выражены по-разному.

Роль наследственности в развитии способностей.

Задатки (по Теплову) - врожденные анатомо-физиологические особенности н.с. или мозга, которые составляют природные предпосылки развития способностей. (особенности строения слухового, зрительного анализатора и т.д.)

Согласно Теплову, существует различие понятий "наследственный" и "врожденный". Наследственный - признак получен наследственным путем, или через генотип. Врожденный - признак, присущий человеку с первого дня жизни. Понятие "врожденный" шире, чем понятие "наследственный".

Задатки выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, т.е.способности формируются на основе задатков. Но развитие способностей осуществляется в процессе какой-либо практической или теоретической деятельности. Нельзя утверждать, что способность существует до того, как началась деятельность. До этого существует задаток. Способности не только проявляются в деятельности, но и создаются в этой деятельности.

По Шадрикову, свойства нейронов и нейронных модулей, или групп нейронов, из которых состоит та или иная функциональная система, называется задатками.

И способности, и задатки являются свойствами. Способности - свойствами функциональных систем, а задатки - свойствами отдельных элементов этих систем.

При таком понимании соотношения, способности не формируются из задатков. Развиваются сами функциональные системы. В результате такого развития изменяются их свойства.

Виды способностей:

По Теплову, общие и специальные.

Общие обеспечивают успешное овладение и осуществление различных видов деятельности (умственные).

Специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным специальным видам деятельности и могут быть классифицированы на математические, художественные, музыкальные и т.д.

Шадриков классифицирует по характеру познавательных процессов и выделяет следующие виды способностей: способности ощущения (свойства сенсорной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений); способности восприятия ( свойства перцептивной системы, функцией которой является отражение предметов и явлений в совокупности их свойств при непосредственном воздействии на органы чувств); способности памяти (свойства мнемических процессов, функцией кот.является отражение прошлого опыта субъекта: запоминания, сохранения и воспроизведения); способности представления и воображения (реализ.функцию воссоздания и преобразования образов предметов или явлений в данный момент не воздействующих на органы чувств; способности мышления (реализ.функцию отражения объективного мира в связях и отношениях между объектами); способности внимания (реализ.фунцию организации психических процессов); психомоторные способности (реализ.функцию объективацию всех форм психич.отражения в движениях);

Отдельно выделяют духовные способности - свойства, которые позволяют человека создавать и осваивать духовные творения.

Интеллектуальные способности - свойства интеллекта, которые характеризуют успешность интеллектуальной деятельности.

Конвергентные способности проявляются в показателях правильности и скорости нахождения единственно возможного ответа в регламентированных условиях деятельности.

Дивергентные способности - интеллектуальные способности, которые проявляются в готовности выдвигать множество в равной мере правильных идей относительно одного объекта.

Креативность - способность человека к порождению оригинальных идей и использованию нестандартных способов интеллектуальной деятельности.

Способности и одаренность

Одаренность - качественно своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, т.е. деятельности, связанной с созданием субъективно о объективно новых идей, использование нестандартных подходов к решению проблем и открытию инноваций. Одаренность существует к чему-либо.

От одаренности зависит не успех выполнения какой-либо деятельности, а возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения какой-либо деятельности требуется не только даренность (наличие соотв.сочет. способностей), но и облалание необходимыми ЗУН.

Диагностика

Тесты общих способностей:

· Векслера

Шкалы: 11 субтестов: 6 вербальные: осведомленность, понятливость, арифметический субтест, сходство, повторение цифр, словарный субтест и 5 невербальных: шифрование цифр недостающие детали кубики Коса, последовательные картинки, составление фигур.

· Тест структуры интеллекта Амтхауэра, Прогрессивные матрицы Равенна, Школьный тест умственного развития:Тест КОТ (кратки ориентировочный тест)

36. Воля как объект психологического исследования. Структура волевого действия

Все действия человека могут быть поделены на 2 категории: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные д-я совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно осознаваемых побуждений. Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана. Пример: поступки в состоянии аффекта

Произвольные д-я - предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность. Эти действия производны от воли человека.

Воля - сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека. Воля проявляется как уверенность человека в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам человек считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций; сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, дисциплинированность и т.д. Воля может не сформироваться при определенных словиях жизни и воспитания в детстве: избалованность, подавление волей родителей

Волевые действия связаны с функционированием мозга. Важную роль выполняют лобные доли мозга, в которых происходит сличение достигнутого результата с предварительно составленной программой цели. Поражение лобных долей приводит к абулии - болезненному безволию.

Структура волевого действия:

Волевая деятельность состоит из волевых действий. Они бывают простыми и сложными

К простым относятся те, при которых человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.

В сложном волевом действии выделяют следующие этапы:

- осознание цели и стремление достичь ее;

- осознание ряда возможностей достижения цели;

- появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

- борьба мотивов и выбор;

- принятие одной из возможностей в качестве решения;

- осуществление принятого решения;

- преодоление внешних препятствий при осуществлении принятого решения и достижении поставленной цели.

Первый этап не всегда сопровождается борьбой мотивов в сложном действии. Если цель задана извне и ее достижение обязательно - остается ее понять и сформировать образ будущего результата действия. Борьба мотивов возникает тогда, когда у человека есть возможность выбора целей или очередности их достижения. Это этап волевой деятельности. Каждый из мотивов, прежде чем стать целью, проходит стадию желания (когда цель выбирается самостоятельно). Желание - это существующее идеально содержание потребности. Столкновение противостоящих, несовпадающих побуждений - борьба мотивов. Она решается выбором цели действия. Напряжение ослабевает.

Второй этап - это собственно мыслительное действие, являющееся частью волевого действия, результатом которого является установление причинно-следственных отношений между способами выполнения волевого действия в имеющихся условиях и возможными результатами.

На следующем этапе возможные пути и средства достижения цели соотносятся с имеющейся у человека системой ценностей, включающей убеждения, чувства, нормы поведения, ведущие потребности. Здесь каждый из возможных путей проходит обсуждение в аспекте соответствия конкретного пути системе ценностей данного человека.

Этап борьбы мотивов и выбора - центральный в сложном волевом действии. Здесь, как и на первом этапе, возможна конфликтная ситуация, связанная с тем, что человек принимает возможность легкого пути достижения цели, но в то же время в силу своих моральных чувств или принципов не может его принять. Другие пути являются менее экономичными, но более соответствующими его системе ценностей.

Результат решения этой ситуации - этап принятия одной из возможностей в качестве решения. Характеризуется спадом напряжения. Решается внутренний конфликт. Уточняются средства, способы, последовательность их использования, т.е. осуществляется уточненное планирование.

На этапе осуществления принятого решения начинается реализация намеченного. Практическое осуществление цели опять сопряжено с преодолением препятствий.

Результаты волевого действия:

1. достижение конкретной цели;

2. человек оценивает свои действия и извлекает соответствующие уроки относительно способов достижения цели, затраченных усилий.

Функции воли:

1. побудительная - обеспечивается активностью человека. Если у человека отсутствует актуальная потребность осуществить действие, воля создает дополнительные побуждения, изменяющие смысл действия, делающие его более значимыми.

2. тормозная - проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности (например при несоответствии мировоззрению, идеалам, убеждениям).

Волевое усилие

Звенья волевого акта - принятие решения и исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, волевое усилие. Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека (память, мышление, воображение), создающего дополнительные мотивы к действию, которые отсутствуют или недостаточны, и перживаемого как состояние значительного напряжения.

В результате волевого усилия удается затормозить действие одних и предельно усилить действие других мотивов.

Волевые качества

Воля - это власть над собой. Характеризуется силой и слабостью.

Слабоволие: абулия - возникающая на почве мозговой патологии отсутствие побуждений к деятельности, неспособность при понимании необходимости принять решение действовать или исполнять его;

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое нарушением мозговых структур (лобных долей)

Наиболее типичное проявление слабоволия - лень - стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие.

Положительные качества воли: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


© 2010 Рефераты