/b>Глава 3. ПророчествоПрочитанное дает нам возможность понять следующее.1. Правильный путь для человека - жить в послушании Богу, т.е. по законам Ислама, а для этого необходимы знания и вера: знания о Боге и Его качествах; об избрании праведного пути и о Судном дне; неотступная вера в правду и достоверность этих знаний.2. Бог великодушно избавил человека от трудной задачи приобретать знания самому, затрачивая неимоверные усилия. Наоборот, Он дал эти знания своим пророкам, выбранным из разных общин, наказал им передать Свою волю людям и направить их на правильный путь. Это спасло человечество от страшных несчастий.3. Долг всех мужчин и женщин признать Пророка, искренне поверить ему, его учениям, добросовестно повиноваться его указаниям и следовать ему во всем. Это единственный путь к спасению. В этой главе мы рассмотрим природу, историю и другие аспекты пророчества.Пророчество: Его природа и необходимостьВы видите, что Бог великодушно дал человеку все, что ему необходимо для жизни. У него есть глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, нос, чтобы обонять и дышать, руки, чтобы касаться и брать, ноги , чтобы ходить, ум, чтобы размышлять. Все те способности, силы и возможности, что необходимы человеку, заботливо подобраны и чудесно вложены в крошечное тельце новорожденного. Каждая сиюминутная потребность предусмотрена и обеспечена. Ничто не оставлено без внимания. Так же обстоит дело и с миром, в котором человек живет. Все, что необходимо для жизни, обеспечено: воздух, тепло, вода и т.д. Ребенок , открыв глаза, находит пищу в материнской груди. Родители любят его инстинктивно и в их сердцах -непреодолимая потребность ухаживать за ним, воспитывать его и жертвовать всем ради его благополучия. Под покровительством и заботой родителей ребенок достигает зрелости, и на каждом этапе его жизни он получает от природы все, что ему нужно. Все материальные условия для выживания и развития ему обеспечены, и он находит, что Вселенная в его распоряжении и служит ему. Более того, человеку дарованы способности и силы, физические, умственные и нравственные, - все, что ему требуется в борьбе за жизнь. Здесь Бог замечательно распорядился. Он не распределял эти дары строго одинаково между всеми, что сделало бы людей полностью независимыми друг от друга и исключило бы возможность взаимной заботы и сотрудничества. И хотя человечество в целом обладает всем необходимым, но между отдельными людьми способности распределены неодинаково. Одни обладают высоко развитым интеллектом, другие - физической силой и отвагой. Одни талантливы в области искусства, поэзии и философии, другие отличаются военной проницательностью, склонностью к коммерции или математическим умом, научной любознательностью и т.д. Эти склонности выделяют человека и делают его способным понимать даже те тонкости, которые не замечает другой человек. Эти интуитивные наклонности и таланты являются даром Божьим. Они воплощены в сущности тех людей, кому Бог предначертал быть выдающимися. В основном они врожденные и не приобретаются путем тренировки или обучения.Таланты распределены среди людей замечательным образом. Те способности, которые являются существенными для общего развития человеческой цивилизации, даны большему количеству людей, в то время как выдающимися дарованиями, которые требуются в ограниченной степени, наделен узкий круг избранных. Число солдат, крестьян, мастеровых и рабочих велико, но военачальников, ученых, государственных мужей, поэтов и писателей несравненно меньше. Точно так же обстоит дело со всеми искусствами и ремеслами. Главное правило таково: чем выше способности и талант, тем меньше людей наделено ими. Гениев, которые оставляют неизгладимый след в человеческой истории, насчитываются вообще единицы.Здесь мы сталкиваемся с другим вопросом: ограничиваются ли потребности человеческой культуры только областями политики, науки, медицины, искусства, финансов и экономики и т.д., или же она нуждается также в людях, способных указать праведный путь - путь к Богу и к спасению? Специалисты дают знания обо всем, что требуется в повседневной жизни, но ведь должен быть кто-то , кто расскажет человеку о цели и значении самой жизни. Что такое человек и для чего он создан? Кто обеспечил его средствами к существованию и зачем? Каковы истинные ценности жизни и как они могут быть получены? В этом кардинальные потребности человека, и, пока он не знает этого, он не может воздвигнуть здание культуры на здоровой почве, не может преуспеть в жизни на этом и на том свете. Наш разум отказывается верить, что Бог, который наделил человека самыми обыкновенными потребностями, не позаботился об этой самой большой, самой важной и самой жизненно необходимой потребности. Нет, такого быть не может! Создавая людей с разными способностями и талантами, Господь также сотворил людей с глубокой проницательностью, интуицией, с самыми высокими способностями понимать и признавать Его. Им Он Сам открыл путь благочестия, набожности и праведности. Он дал им знания о конце жизни и моральных ценностях и доверил им честь передать Свое Откровение другим и указать им путь праведный. Эти люди - пророки и посланники Бога.Пророки отличаются особыми качествами, прежде всего проницательным умом, высокой нравственностью и, разумеется, особой набожностью. Они Такие же гении в сфере пророчества, как другие в области искусства или науки. Гений не похож на других людей. Например, когда мы слушаем прирожденного поэта, мы тотчас узнаем, что перед нами человек выдающийся. Рядовым же людям, даже старательным, но не обладающим талантом, все равно не удастся достичь таких высот. То же относится и к прирожденным актерам, ораторам, писателям, лидерам, изобретателям. Каждый талант отличается своей исключительностью, и другие не могут с ним равняться. Так же и с пророком. Его разум схватывает проблемы, которые ускользают от других. Он проливает свет на предметы, о которых никто больше не может говорить; он вникает в такие сложные вопросы, которые никто бы не смог понять даже после многолетних глубоких рассуждений и раздумий. Разум воспринимает все, что он говорит; сердце чувствует его истину, а мировой опыт и анализ происходящих явлений свидетельствуют об истинности каждого слова, вышедшего из его уст. Но если мы сами попытаемся проделать ту же или подобную работу, нас ожидает крах. Его натура столь чиста, что во всех делах он поступает только честно и благородно. Он никогда не допустит ничего недостойного, никогда не совершит зла. Он повсюду и везде прививает добродетель и праведность, и сам соблюдает то, что проповедует Другим. Ничто в его жизни не противоречит идеалу. Ни его слово, ни его дело не продиктовано личными интересами; он страдает ради блага других и никогда не Допустит страданий других ради собственного блага. Вся его жизнь - это пример благородства, истинности, чистоты высоких помыслов и дел, самой возвышенной гуманности. Его характер лишен недостатков. И даже придирчивому взгляду не обнаружить ни пятнышка в его жизни. И все это свидетельствует о том, что он - пророк, посланный Богом и в своей вере нужно полагаться на него. Когда очевидно, что такой-то человек является истинным пророком, естественно, что его слова должны беспрекословно приниматься, его указаниям нужно строго следовать, а его наказы безусловно выполнять. Совершенно неразумно признать человека пророком и не верить в то, что он говорит, или не следовать его указаниям, ибо раз вы приняли его как Божьего пророка, то вы признали, что все сказанное им исходит от Бога, и что бы он ни делал, он поступает в соответствии с Божьей волей и желанием. Отныне непослушание пророка становится непослушанием Богу, а непослушание Богу не ведет ни к чему, кроме разрушения и опустошения. Поэтому само признание пророка возлагает на вас обязанность подчиняться его указаниям и принимать их без каких-либо возражений. Здесь не должно быть места сомнениям и подозрениям. Ваша неспособность понять его не говорит о том, что его проповеди ложны, ибо обычный человек ограничен и не должен быть подготовлен к усвоению истины. Очевидно, что тот, кто не знает досконально какого-либо ремесла, не может понять его тонкостей, но этот человек будет глупцом, если станет отвергать советы специалиста только на том основании, что он полностью не понимает его. Примечательно, что во всех важных мирских делах вы советуетесь со специалистом и целиком доверяете его опыту. Лучше отказаться от своего права суждения и беспрекословно следовать за ним. Любой обыкновенный человек не может быть знатоком во всех сферах деятельности. Самый верный путь для него - делать то, что он умеет, а в отношении тех вещей, с которыми он не знаком, применить всю свою мудрость и смекалку, чтобы отыскать нужного человека, кто мог бы руководить и помочь ему, а после того, как такой человек нашелся, принять его совет и следовать ему. Когда вы уверены, что определенный человек - это тот, кто вам необходим, вы просите у него совета и руководства и полностью ему доверяете. Перебивать его на каждом шагу, говоря "разъясни мне сначала, а потом продолжай дальше...", - просто неблагоразумно. Когда вы нанимаете поверенного, вы не вмешиваетесь в его действия то и дело. Вы верите ему и следуете его совету. Заболев, вы идете к врачу и выполняете его предписания, не вступая в дебаты с врачом. Так же должно поступать и в отношении религии. Вам требуется знание о Боге, вам необходимо знать, каков должен быть образ жизни в соответствии с Божьей волей, а у вас нет источника этих знаний. На вас возлагается обязанность найти истинного пророка, и вам нужно проявить величайшую осторожность и проницательность в своих поисках, ибо если вы выберете не того человека, то он направит вас по неверному пути. Но если вы после тщательных обдумываний определяете, что именно этот человек Божий пророк, то вы должны полностью доверять ему и точно исполнять все его указания.Теперь ясно, что праведный путь для человека - это только тот, на который указывает пророк, а правильный образ жизни - тот, о котором пророк говорит от имени Бога. Легко понять, что верить Пророку, повиноваться и следовать ему необходимо всем людям, а человек, который игнорирует указания пророка, определенно сбивается с пути.В этом отношении люди сами виноваты в страшных ошибках. Есть люди, которые признают пророка, но не полагаются на него в своей вере, не следуют за ним в жизненных делах. Такие люди - не только кафиры, но и ведут себя просто, как глупцы, ибо не следовать за пророком после признания его истинным означает сознательное следование не истине, а лжи. Что же может быть безумнее этого?Некоторые заявляют: "Нам не нужен пророк для руководства, мы сами можем найти путь к истине". Это грубое заблуждение! Вы, должно быть, изучали геометрию и знаете, что между двумя точками может быть только одна прямая линия, а все остальные кривые. Так и в случае с путем к истине, что на языке Ислама звучит как "сиратaл - мустаким" (прямой путь). Этот путь начинается от человека и ведет прямо к Богу, и этот путь может быть, очевидно, единственным; все остальные же будут отклонениями от него. Этот прямой путь указан Пророком Мухаммадом, другого прямого пути не существует. Человек, игнорирующий лежащий перед ним прямой путь и занятый напрасными поисками, попадает в собственную ловушку. Он выбирает путь и воображает, что он верный, но вскоре обнаруживает, что запутался и заблудился в лабиринтах ошибок и грехов. Что вы подумаете о человеке, который заблудился, а когда добрый человек показывает ему дорогу, не слушает его, высокомерно заявляя: "Я не приму вашего совета и не пойду по этой дороге, я сам наощупь в незнакомом месте отыщу верный путь и достигну конечной цели по-своему". Если каждый будет пытаться снова и снова все начинать сначала, это будет пустой тратой времени и сил. Мы никогда так не поступаем в области науки или искусства. А почему же здесь так поступать можно?Это общая ошибка, которая сразу бросается в глаза. Но если пойти чуть дальше, то можно прийти к выводу, что человек, не верящий в истинность Пророка, не может совсем найти какой-либо путь к Богу. Перспективы истины отдаляются от него, и он становится жертвой собственного упрямства, предубеждения и порочности. Часто причиной отказа от веры в Пророка является ложная самонадеянность, слепой консерватизм и упрямая приверженность примеру предков, а также слабоволие, из-за которого человек оказывается в плену самых своих низменных желаний. Для таких людей дорога к истине и спасению закрыта. Они не могут реально смотреть на вещи. С другой стороны, если люди искренни и правдолюбивы, если они не рабы предрассудков и комплексов, они с радостью принимают веру Пророка. Более того, они обнаруживают в учениях Пророка эхо своей души и открывают самих себя, открывая Пророка. Самое же главное то, что истинный Пророк возвышен Самим Богом. Именно Он послал его к людям передать Свое Послание. Это Его приказ положиться в своей вере на Пророка и следовать ему. Таким образом, тот, кто отказывается верить Божьему Посланнику, отказывается следовать и Господним Заповедям и становится бунтовщиком. Ведь ясно, что тот, кто отказывается подчиняться помощнику господина, не признает и власть самого господина. Это неповиновение превращает его в бунтаря. Бог - Хозяин Вселенной, истинный Господь, Царь царей. И долг каждого человека признавать власть Его посланников и апостолов и повиноваться им. И тот, кто отворачивается от пророка Господа - определенно кафир, даже если он себя считает верующим.Краткая История пророчестваДавайте окинем беглым взглядом историю пророчества, посмотрим, как начиналась эта длинная цепочка, как постепенно она раскручивалась и окончательно завершилась явлением последнего из пророков, Мухаммада (мир ему!) Вес люди, появившиеся на свет, произошли от первой пары - Адама и Евы (З). Историческая наука и религия единодушны в этом. Научные исследования о происхождении человека также не говорят о том, что различные люди появились одновременно в различных частях света. Большинство ученых также высказывают предположение, что сначала появился первый человек, а все человечество произошло от него. Адам - первый человек на земле - был назначен Творцом также первым Пророком. Он открыл свою религию - Ислам, ему Господь поручил передать своим потомкам, что Аллах - один, Творец, опора мира , что он - Владыка Вселенной Его одного нужно боготворить и Ему одному повиноваться, что однажды всем придется к Нему вернуться и к Нему одному следует обращаться за помощью; что люди должны прожить вести набожную и справедливую жизнь в соответствии с желанием Бога, и, если они будут так поступать, то будут вознаграждены своим Творцом, а если они отвернутся от Него и ослушаются Его, будут наказаны на этом свете, а на том понесут самую суровую кару за неверие и непослушание.Одним из потомков Адама пошли верным путем, но другие, отказавшись от учения Отца, постепенно отклонились от прямого пути и пошли в разные стороны. Одни начали боготворить солнце, луну, звезды, другие - деревья, животных, реки. Третьи верили, что воздух, вода, огонь и все блага и силы Природы находятся во власти разных богов, каждый из них должен быть ублажен. Таким образом, невежество дало начало многим формам политеизма и идолопоклонства, и появились десятки религий. Это был век, когда потомство Адама распространялось по всему земному шару и образовывало нации со своими религиями, условностями и ритуалами. Бог единственный Господь и Создатель человечества и Вселенной - был забыт. Потомки Адама забыли даже образ жизни, который Бог открыл им, которому их учил великий прародитель. Они следовали своим собственным планам. Они не могли отличать правильное от неправильного: зло стало считаться добром, а добро - злом (4). В этот период Аллах начинает воспитывать пророков среди всех народов, которые проповедовали Ислам. Каждый напомнил своим людям об уроке, который он забыл. Они учили людей Бога почитанию, осуждению идолопоклонства и "ширка", т.е. приданию кого-либо Господу в сотоварищи, отвергали все невежественные обычаи, наставляли на правильный путь согласно Божьей воле, дали им жизнеутверждающие законы, которые необходимо соблюдать и проводить в жизнь. Истинные Божьи пророки были во всех странах и среди каждого народа. Все они проповедовали одну религию - Ислам (5). Несомненно, методы обучения людей и законы у разных пророков несколько отличались в зависимости от потребностей и культурного уровня того общества, из которого они вышли, а также от того зла, с которым пророк сталкивался и которое пытался искоренить. Когда люди находились на примитивной ступени развития цивилизации, их законы и правила были просты, однако они модифицировались в соответствии с эволюцией и прогрессом. Однако все эти различия были только внешние и незначительные. Фундамент же всех религий оставался одним и тем же - это вера в единственность Бога, приверженность набожной жизни, доброте и согласию, вера в жизнь после смерти с ее справедливым механизмом вознаграждения и наказания.Отношение людей к любому пророку было неоднозначным. Сначала они отказывался его слушать, а иногда даже изгоняли или убивали. Некоторые пророки, сталкивались с безразличием людей, продолжали проповедовать и с трудом приобретали несколько последователей. Чаще всего пророков осмеивали, унижали, но те не сворачивали с пути Господня. Их терпение, наконец-то, увенчалось успехом: их проповеди не остались незамеченными. Большие группы людей и целые народы обращались в их веру. Однако вековое упорное уклонение от праведного пути и невежество сделали свое дело. После смерти многих пророков люди стали возвращаться к старым, ошибочным верованиям и изменять учение пророков, а в ряде случаев стали обожествлять пророков или представлять их сыновьями Бога и т.д. Некоторые народы превратили в идолов тех самых людей, чьей святой миссией было развенчать идолов. Смешав религиозное представление с невежественными обычаями и традициями, люди так извратили идеологию пророков, что с течением столетий она стала гибридом настоящего и вымышленного, а учения Пророков так сильно затерялись в море лжи и извращений, что стало невозможно отделить зерно от плевел. Не удовлетворяясь извращением учения пророков, они стали придумывать непристойные истории об их жизни, так что было очень трудно узнать правду. И все же, несмотря на все извращения последователями, работа пророков не была напрасной. Идея о Боге и о жизни после смерти была усвоена в той или иной форме. Некоторые принципы добра, преданности Господу и нравственности являются также общими во всем мире. Пророки, таким образом, подготовили сознание людей к успешному внедрению универсальной религии, которая в полном согласии с природой человека воплощает все, что было хорошего в других верованиях, которая естественна и приемлема для всего человечества.Как уже сказано, вначале учение каждого пророка предназначалось конкретным народам, к которым они принадлежали. Причина этого в том, что в те времена нации были настолько отрезаны друг от друга территориальными границами, что возможностей для общения почти не существовало. В таких условиях было очень трудно проповедовать общую всемирную веру с сопутствующей ей системой законов. Кроме того, общие условия жизни народов резко различались между собой. Поэтому появилась необходимость в появлении разных пророков, которые должны были нести людям правду, приобщить их к Богу, постепенно уничтожать зло и отступничество, искоренять невежественные традиции, учить благородным принципам простой, набожной и праведной жизни и, таким образом, перевоспитывать людей. Много тысяч лет ушло на это нравственное и духовное преобразование человека. Наконец, пришло время, когда его детство кончилось, и он вступил в пору зрелости.С распространением торговли, развитием промышленности и ремесел между нациями установилось общение. Начали регулярно совершать по морю и суше путешествия в Китай, Японию и далекие страны Европы и Африки. Стали распространяться письменность, научные идеи. Великие завоеватели захватывали колоссальные территории, создавая великие империи и тем самым объединяя многие нации в одной политической системе. Так различия между нациями по их уровню развития становились все меньше и меньше.При таких обстоятельствах Господь решил послать всему человечеству единую веру, удовлетворяющую моральные, духовные, политические, экономические, социальные, культурные и все другие потребности людей. Более 2000 лет назад человечество достигло высокого прогресса и, казалось, все оно стремилось к универсальной религии. Возникший в Индии буддизм, хотя и не представлял собой законченной жизненной системы, распространился в Японии, Монголии, Афганистане и Бухаре. Его миссионеры путешествовали по всему свету. Несколько веков спустя возникло христианство. Хотя религия, проповедуемая Иисусом Христом (Мир Ему!) была не что иное как Ислам, его последователи исказили ее. Эта религия достигла в самых отдаленных мест Персии и Малой Азии, Европы и Африки. Из этих фактов ясно, что условия жизни в те времена потребовали общей религии для всего человечества. Вот почему так широко стали распространяться среди народов даже ущербные и неполные религии. На этом критическом этапе человеческой цивилизации, когда человеческий разум сам стремился к мировой религии, появился Пророк в Аравии, который принес единственно верную религию для всего мира. Это был опять Ислам, но теперь уже в форме завершенной и вполне развитой системы, охватывающей все аспекты духовной и материальной жизни человека. Этот Пророк, посланный Аллахом для всего человечества, был Мухаммад.Пророчество МухаммедаЕсли мы окинем взором атлас мира, то увидим, что не могло быть другой более подходящей страны, чем Аравия, для столь желанной мировой религии. Аравия расположена в центре Азии и Африки, недалеко от Европы. Центральная часть Европы во времена появления Мухаммада (мир ему!) была населена цивилизованными и передовыми нациями, находится на таком же расстоянии от Аравии, как и Индия. Это позволило занять Аравии центральное положение, т.е. никакой другой народ не подходил для такой высокой миссии, как арабы.Великие нации боролись за мировое превосходство, и в этой борьбе они истощали свои ресурсы и жизненные силы. Так называемый прогресс породил у них дурные привычки, в то время как арабам чужды были бездеятельность и греховные развлечения, появляющиеся от роскоши и пресыщения. Язычники-арбы в V в.н.э. не подвергались порочному влиянию навязанной искусственно социальной системы и цивилизации. Они обладали всеми лучшими человеческими качествами, которые только могут быть присущи народу. Они были храбры, бесстрашны, щедры, верны обещаниям, свободолюбивы, политически независимы. Их жизнь была очень проста, им была неведома роскошь. Несомненно, и у них были нежелательные черты, о чем мы еще будем говорить, но их причиной являлось то, что в течение тысячелетий среди них не было пророка, не появлялся реформатор, который, возможно, принес бы цивилизацию, свободную от пороков. Кочевая жизнь в течение многих веков в песчаных пустынях сделала их крайне невежественными. Поэтому они так упорствовали, сохраняя свои традиции, что изменить их было задачей не для простого человека. В то же время, однако, они обладали способностью откликнуться на призыв и с готовностью действовать для достижения цели, не жалея ни сил, ни жизни, если нашелся бы необычный человек, представивший им благородный идеал и полную жизненную программу. Они бы, не дрогнув, встретили бы лицом к лицу враждебность всего мира радиисполнения своей миссии. И, поистине, именно такие молодые, сильные и мужественные люди были необходимы для распространения учений Пророка мира - Мухаммада (мир ему!).А теперь задумайтесь: есть ли язык, более подходящий, чем арабский, для выражения высоких идеалов, для объяснения тонких и сложных проблем Божественных знаний, чтобы повлиять на сердце человека и подчинить его Господу. Небольшие предложения выражают мир идей, они столь сильны, что западают в сердце, звук арабского слова вызывает слезы и экстаз. Эти звуки настолько сладки, словно мед вливается в уши, они так полны гармонии, что этой сладостной симфоний слушатель готов внимать бесконечно. Это такой богатый и сильный язык, который только и нужен был для Корана, Великого Слова Господа. Вот почему проявил великую мудрость Господь Бог, выбрав землю Аравии для рождения мирового Пророка. Давайте теперь посмотрим, насколько уникальна и необычна была благословенная личность, выбранная Аллахом для миссии мирового Пророка.Мухаммад - последний пророкЧетырнадцать столетий тому назад мир совершенно отличался от нашего. Как малы были возможности для обмена идей! Как ограничены и неразвиты были средства коммуникации! Как малы и ничтожны были человеческие знания! Как узок был человеческий кругозор! Как был запутан он предрассудками!Тьма правила миром. Был только один слабый проблеск учения, который едва освещал горизонт человеческих знаний. Не было ни радио, ни телефона, ни телевидения, ни кинематографа. О поездах и автомобилях, самолетах даже не мечтали. Рукописные книги были редкостью. Образование предназначалось в основном только для самых богатых, и образовательные учреждения были очень малочисленны. Запас человеческих знаний был скуден, представления человека о мире ограничивалось его окружением. Даже ученому того времени не доставало знаний, а самый культурный человек был менее изысканный, чем сегодняшний человек с улицы.Человечество погрязло в предрассудках. Казалось, любые проблески учености терпели поражение в борьбе с невежеством. Те знания, которыми обладает теперь школьник, едва ли можно было в те дни приобрести даже путем длительных размышлений и терпеливых исследований. Люди предпринимали рискованные путешествия и тратили всю жизнь на получение скромной информации, известной сегодня каждому. То, что мы теперь расцениваем как мифы и предрассудки, являлись неоспоримыми истинами в то время. Поступки, которые считаются современным человеком отвратительными и варварскими, тогда были в порядке вещей. Люди перестали верить во что-либо возвышенное, величественное. Все непонятное им казалось сверхъестественным и жутким. Они даже не могли себе представить, чтобы человек имел благочестивую душу и вел праведный образ жизни.Аравия - пропасть темнотыВ эту погруженную во мрак эпоху была территория, где темнота лежала сильнее и гуще. В соседних странах: Персии, Византии, Египте - был проблеск цивилизации и слабый свет учености. Но они не оказали какого-либо культурного влияния на Аравию. Она была изолирована, отрезана от мира необъятными пустынями. Арабские торговцы проходили огромные расстояния, доставляя свои товары в далекие страны, но они едва ли могли приобрести крупицу знаний во время своих путешествий. В их собственной стране не было ни зданий ни библиотек. Казалось, никто не был заинтересован в распространении знаний. Те немногие, кто был грамотным, не были достаточно образованные, чтобы иметь отношение к наукам и искусствам. У них был хороший литературный вкус. Но изучение их литературного наследия показывает, как ограничены были их знания, как низок был их культурный уровень, как они были подвержены предрассудкам, как жестоки и дики были их нравы и обычаи и как грубы были их нравственные принципы.Это была страна без правительства. Каждое племя считало себя независимым. Они жили по закону джунглей. Грабеж, поджог и убийство невинных и слабых людей были в порядке вещей. Жизнь, собственность и честь нисколько не ценились. Различные племена постоянно враждовали друг с другом. Любой незначительный повод мог привести к длительной войне на всей территории Аравии. На самом деле, бедуину трудно было понять, почему он должен отпускать человека из другого племени с миром; по его мнению, он имел право грабить и убивать (6).Все понятия арабов того времени о морали и культуре были примитивны и грубы. Они едва отличали порочное от непорочного, законное от незаконного, приличное от неприличного. Их жизнь была безумной, их методы - варварскими. Они занимались прелюбодеянием, азартными играми, пьянством. Грабеж и разбой - вот был их девиз, убийство и насилие - их привычки. Они появлялись друг перед другом нагими без стеснения. Даже их женщины обнажались на церемонии хождения вокруг Каабы. Из-за глупого представления о престиже они хоронили дочерей живыми, чтобы никто не стал их зятем. Они женились на своих мачехах после смерти отцов. Они были невежественными даже в повседневной жизни, не имея представления о правилах приема пищи, одевания, умывания. Что касается их религиозных верований, то они страдали от тех же зол, которые разрушали и остальной мир. Они поклонялись камням, деревьям, идолам, звездам и духам, - короче, всему, кроме Бога. Они ничего не знали об учениях пророков. Они считали, что Ибрахим и Исмаил были их предками, ничего не зная об их религиозных проповедях и о Боге, которому они поклонялись. Рассказы о "Ad and Thamud" были найдены в их фольклоре, но в них нет следов учений пророков. Иудеи и христиане передали им некоторые легенды имеющие отношение к еврейским пророкам. Но их учения были фальсифицированы их воображением, а жизнь представлена очень мрачно. Даже сегодня можно иметь представление о религиозных концепциях тех людей, проанализировав сведения о еврейских традициях, которые передали нам мусульманские комментаторы Корана. Действительно, картина, представляющая историю пророчества и характер еврейских пророков, является антитезой всего того, за что их благородные приверженцы истины выступали.Спаситель родилсяВ такой темный век и в такой погруженной во мрак стране рождается необыкновенный человек. Он был совсем мал, когда умерли его родители; несколько лет спустя та же печальная участь постигает его деда. Следовательно, Мухаммад (мир ему!) был лишен даже того скупого обучения и воспитания, которое арабский ребенок в те времена мог получить. В юности он пас отары овец и коз вместе с мальчишками-бедуинами. Став старше, он принимается за торговлю. Все его связи и дела были связаны только с арабами, чьи условия жизни мы только что описали. Он не смог обучиться даже грамоте. Ему никогда не представлялся случай оказаться в обществе образованных людей, ибо таких вообще не было в Аравии. Из своей страны он несколько раз вместе с торговыми караванами выезжал лишь в Сирию. Если по пути ему и встречались люди более или менее цивилизованные, то эти случайныевстречи никак не могли отразиться на формировании его личности настолько, чтобы благодаря им он возвысился над окружающей средой и поднялся на такую высокую ступень в интеллектуальном и нравственном отношении, что не осталось бы никакого сходства между ним и обществом, в котором он родился. Эти встречи не могли также стать и источником глубоких и обширных знаний, с помощью которых неграмотный бедуин мог бы стать путеводной звездой не только в своей стране и свое время, но и на всей земле и во все века. Действительно, каким бы ни был уровень интеллектуального и культурного влияния его спутников, что они никогда не смогли бы передать ему те концепции и принципы религии, этики, культуры и цивилизации, которые вообще не существовали в те времена, и они не могли создать столь высокую и совершенную модель характера будущего Пророка, которую и нигде нельзя было встретить тогда.Бриллиант в груде камнейСейчас мы можем взглянуть на жизнь и деятельность этого благородного человека в условиях не только арабского общества, каким оно было в тот период, но и мирового. Мухаммад (мир ему!) разительно отличается от людей, среди которых родился и с кем провел свои молодые годы. Среди своих соплеменников он всегда выделялся безукоризненной честностью. Даже злейшие враги никогда не обвиняют его во лжи. Он разговаривает только вежливо, из его уст не вылетают ругательства и непристойности. У него обаятельная внешность, а обхождение покоряет сердца всех, с кем он кто вступает в контакт. В своих поступках он всегда следует принципам справедливости. Годами он занимается торговлей, но никогда не вступает ни в какие сомнительные сделки. Все, кто имеет с ним дело, полностью доверяют ему. В обществе его называют Аль - Амин (верный и надежный). Даже его враги сдают ему на хранение свои ценности, и он никого не подводит. Мухаммад (мир ему!) - само воплощение скромности. Живя в обществе, в котором пьянство и азартные игры считаются добродетелью, он презирает и то, и другое занятия. Его народ груб, некультурен и неопрятен, он же олицетворяет собой высокую культуру. Он всегда подтянут и чрезвычайно опрятен. Видя вокруг жестокость и бессердечие, он помогает беднякам, сиротам и вдовам, до которых никому нет дела. Он гостеприимен и добр со странниками. Он никому не причиняет зла, но он готов сам страдать за других. Живя среди тех, для кого война является повседневным делом, он настолько миролюбив, что сердце его болит за соплеменников, когда он видит, как они берутся за оружие и режут друг другу глотки. Он стоит в стороне от междоусобиц, но всегда готов к мирным переговорам. Хотя он воспитан в идолопоклонничестве, у него настолько ясный ум и такая чистая душа, что он сам пришел к выводу, что нет на земле и на небе никого и ничего более достойного поклонения, чем единственный истинный Господь Бог. Мухаммад (мир ему!) не поклоняется никакому живому существу и не принимает участия в жертвоприношениях идолам даже в детстве. Инстинктивно он ненавидит все виды преклонения, кроме поклонения Богу. Короче, возвышенная и лучезарная личность этого человека среди погруженного во мрак невежества общества может сравниться с маяком в темной ночи и с бриллиантом в груде камней.Грядет переворотПосле проведения большей части своей жизни столь целомудренно и возвышенно, он понял, что уже не в состоянии переносить ту грубость, жестокость, которые царят вокруг него. Он хочет остаться незапятнанным в этом мире невежества, безнравственности, идолопоклонничества. Он находит, что все вокруг находится в дисгармонии с состоянием его души. Он удаляется в пещеру, прочь от шумных идиких соплеменников. Он проводит дни и ночи в полном уединении. Он постится, чтобы его душа и тело очистились. Он долго и глубоко размышляет в поисках источника света, который развеял бы окружающую тьму. Он хочет овладеть той силой, с помощью которой смог бы уничтожить беспорядок и хаос и заложить основы нового и лучшего мира.Смотри! Свершается великое преобразование его личности. Неожиданно его сердце освещается Божественным Светом, дающим ему силу, к которой он стремился. Он выходит из добровольного заточения, идет к людям и объявляет им: "Кумиры, которым вы поклоняетесь, есть не что иное, как обман. Прекратите поклоняться им сейчас же. Никакое смертное существо, никакая звезда, никакой камень, никакое дерево не достойны человеческого поклонения. Поэтому не склоняйте головы, поклоняясь им. Вся Вселенная со всем, что есть на ней, принадлежит только одному Всемогущему Господу Богу. Он один - Создатель, Кормилец, Опора и, следовательно, истинный Повелитель, перед кем все должны склонить головы и кому все должны молиться и повиноваться. Поклоняйтесь Ему одному и повинуйтесь только Ему. Ограбление и разбой, убийство и насилие, несправедливость и жестокость - все пороки, присущие вам, - преступление перед Богом. Оставьте свой пагубный образ жизни. Создателю он ненавистен. Говорите правду. Будьте справедливы. Не убивайте. Не крадите. Берите только свое, законное. Отдавайте Должное по справедливости. Вы - люди, а все люди равны перед Богом. Никто не рождается с пятном позора на лице или с мантией славы. Тот только возвышен и славен, кто бога боязлив и честен. Различия в рождении не являются критериями величия и чести. Тот, кто боится Бога и совершает добрые дела, является самым благородным из всех людей. А кто погряз в своем неверии и совершает дурные поступки, тот обречен. День, когда вы предстанете перед Господом после своей смерти, не назначен. Вас привлекут к ответу за все деяния, добрые или злые, и вы не сможете тогда что-либо скрыть. Вся ваша жизнь - открытая книга для Него. Ваша судьба после смерти будет определяться лишь вашим поведением в этой жизни. Перед лицом истинного Судьи - Всеведущего Господа Бога - вам не помогут ни деньги, ни родственные связи. Вы не сможете Его подкупить. Ваше происхождение, ваша родословная во внимание приниматься не будут. За истинную веру и честные поступки человек будет достойно вознагражден. Он будет пребывать на Небесах, вкушая райское блаженство. Лживые, злые, неверующие будут брошены в огонь ада".Но невежественные люди не прислушиваются к словам Пророка (мир ему!). Оскорбления и камни сыплются градом в спасителя человечества. Его подвергают насмешкам, его хулят, на него сыплются невероятные обвинения, и это длится не день, не два, долгих и трудных 13 лет. Наконец, он изгнан из родного города. Но и в изгнании его продолжают преследовать. Вся Аравия объединяется против него. Так проходит еще восемь лет. Все это время он стоически переносит все испытания, не уступая ни на йоту в своих взглядах. Он решителен, тверд и непоколебим, так как он уже познал истину.Отчего вся эта неприязнь?Можно задать вопрос: как получилось, что весь его народ стал заклятым врагом Мухаммада (мир ему!)? Были ли там споры из-за золота, серебра или других ценностей? Может все это связано с кровной местью? Просил ли он что-либо? Нет! Вся эта вражда вызвана тем, что он призывал людей поклоняться одному настоящему Господу Богу и жить в справедливости, правде и добре. Он проповедовал отказ от идолопоклонства и поклонения кому-либо другому, кроме Бога, и отвергал их преступный образ жизни. Он рубил на корню козни и интриги духовенства. Он не признавал различий людей по социальному положению и презирал клановые и расовые предрассудки как явное невежество; он стремился изменить всю общественную структуру. В свою очередь, его сограждане говорили ему, что его призывы враждебны традициям их предков, и просили его либо отказаться от них, либо подвергнуться еще худшим лишениям. Во имя же чего он вынес все эти горькие испытания? Его народ готов был даже признать его вождем и отдать все сокровища, если он прекратит проповедовать новую религию и откажется от своей миссии (7). Но он предпочел страдать во имя своей цели, не приняв соблазнительных предложений. Почему? Должен ли был он выиграть, если бы люди стали верующими и праведными? Почему его не интересовали нисколько ни богатство и роскошь, ни власть и слава, ни свобода и достаток? Или он хотел достичь других благ, по сравнению с которыми эти казались бы незначительными? Были ли эти блага настолько притягательными, что он решил пройти через все страдания и муки души и тела в течение многих лет, но не лишить себя возможности достичь таких благ? Нужно глубоко поразмыслить над этим, прежде чем найти ответ. Можно ли себе представить более высокий пример самопожертвования, добропорядочности, великодушия, любви к своим собратьям, чем то, что человек разрушил свое счастье во имя других, в то время как эти самые люди, ради чьего блага он старался изо всех сил, забрасывают его камнями, оскорбляют, изгоняют его, мучают даже на чужбине, а он, несмотря ни на что, не отказывается от борьбы за их благополучие. Может ли неискренний человек пройти через все эти испытания ради ложной цели? Может ли нечестный человек или мечтатель проявить до конца подобную стойкость и настойчивость, придерживаясь своих убеждений до последнего, и оставаться спокойным и невозмутимым перед лицом опасности, когда вся страна поднялась с оружием в руках против него? Эта вера, это упорство, эта решимость, с которой он шел к окончательной победе, являются красноречивым доказательством высочайшей истинности его цели. Если бы в его душе было бы хоть малейшее сомнение или неуверенность, он никогда бы не смог выдержать этот натиск, продолжавшийся во всем его неистовстве 21 год. Это одна сторона переворота в его существе. Другая еще более чудесная и замечательная. Человек преобразился в 40 лет. Почему? До зрелого возраста Мухаммад жил среди арабов, ничем не выделяясь. Его не знали ни как государственного деятеля, ни как священника или оратора. Никто раньше не слышал о его необычайной мудрости и знаниях, как это стало известно позже. Его никогда не видели беседующим с учеными о законах метафизики, юриспруденции, этики, политики, экономики и социологии. О нем не знали как о рядовом солдате, не говоря уж о крупном генерале. Он никогда не распространялся о пророках, об истории народов, о Судном дне, о жизни и смерти, об аде и рае. Несомненно, у него был великолепный характер и вежливые манеры, но в нем не было ничего такого поразительного, что могло бы заставить людей ожидать от него чего-то значительного в будущем. Среди своих знакомых он слыл трезвенником, спокойным, мягким, законопослушным гражданином. Но когда он вышел из пещеры с Посланием, это уже был другой человек. Когда он стал проповедовать Послание, вся Аравия была в благоговейном страхе и удивлении. Люди были поражены его красноречием и ораторским искусством. Его проповедь настолько впечатляла и захватывала, что его злейшие враги испугались, что она может запасть глубоко в их души и заставить откликнуться на его призыв. Послание, принесенное им, оказалось настолько несравненным, что целый легион арабских поэтов, священников и лучших ораторов не могли противопоставить ей ничего достойного по красоте языка и глубине мысли, когда он вызывал своих противников сотворить хотя бы одну строчку, подобную той, что он читал.Все охватывающее посланиеТеперь Мухаммад (мир ему!) предстал перед народом как глубокий философ, реформатор, творец новой культуры и цивилизации, тонкий политик, великий лидер, мудрый судья и несравненный полководец. Этот неграмотный бедуин, странник пустыни, говорил так ярко и убедительно, как никто не говорил до него и не будет говорить после. Он решал сложные проблемы метафизики и теологии. Он выступал по вопросам возникновения и распада наций и империй, подкрепляя свои слова историческими данными. Он обобщал достижения старых реформаторов, высказывал мнения о различных религиях, существовавших в мире, и высказывал свое мнение о спорах между народами. Он выдвигал этические и культурные принципы. Он сформулировал также законы социальной культуры, экономической организации, группового поведения и международных отношений. Даже известные мыслители и ученые могут понять их мудрость только после изучения их в течение всей жизни и долгих экспериментов. Этот тихий и миролюбивый торговец, который никогда раньше не держал меча в руках, который только однажды присутствовал при сражении, и то как зритель, превратился сразу в такого храброго воина, который ни разу не отступил назад даже в жестоких схватках. Он стал таким крупным полководцем, что завоевал всю Аравию за девять лет, в то время когда оружие было весьма примитивным, а средства связи очень бедны. Его полководческие качества, такие как проницательность и смекалка, достигли столь высокого уровня, а боевой дух, который он вселял, и военная подготовка, которую он проводил с пестрой толпой арабов, совершали такие чудеса, что в течение двух лет они одолели две самые грозные державы того времени и стали хозяевами большей части света того периода.Этот сдержанный и скромный человек, который до 40 лет не интересовался политикой, появился неожиданно на мировой арене таким великим политическим реформатором и государственным деятелем, что без средств массовой информации - радио, печати - он сумел объединить жителей пустыни, разбросанных на территории 12 млн. квадратных милей, т.е. народ воинственный, невежественный, непокорный, некультурный и ввергнутый в междоусобные племенные войны он объединил под одним знаменем, одним законом, одной религией и культурой, одной цивилизацией и единой формой управления (8).Он изменил их образ мышления, их привычки и мораль. Грубых и неотесанных людей он превратил в культурных; варваров - в цивилизованных; злобных и жестоких - в набожных и богобоязненных. Их непокорные упрямые характеры превратились в образцы послушания и повиновения закону и порядку. Народ, который до этого не дал миру ни одного великого человека, в течение следующих столетий под влиянием его учения подарил человечеству тысячи благородных душ, которые пошли на край света проповедовать основные законы религии, морали, цивилизации (9).