рефераты курсовые

Христианский брак и современные вызовы

p align="left">Господь освобождает от цепей душевных связей и зависимости от порнографии. В последнее время в Сети стали создаваться христианами сайты с хорошо продуманными сетевыми дистанционными интерактивными курсами, цель которых помочь христианам оставить множество греховных привычек, таких как душевное общение, онанизм, супружеская неверность, гомосексуализм и др. Авторами таких ресурсов являются христиане, находившиеся в подобной зависимости, и получившие свободу во Христе. Курсы, как привило, рассчитаны на несколько месяцев ежедневных выполнений заданий с обратной связью для отправки отчетов о своих победах и поражениях христианам-наставиникам, которые через электронную почту со всяким постоянством ежедневно молитвами и своими ответами поддерживают проходящих реабилитацию пользователей. Обязательным условием прохождения всего курса является установка на компьютер одной или нескольких специальных компьютерных программ - контент-фильтров, назначение которых заключается в отказе пользователю переходить на известные программе сайты знакомств, эротики и др. развлекательных порталов, блокировании непристойного контента при просмотре незнакомых веб-страниц и удалении поступающих сообщений электронной почты, затрагивающих сексуальность человека или имеющих ссылки на сайты сомнительного содержания.

Христианам, страдающим от подобных проблем, я бы порекомендовала посетить международный христианский интерент-портал settingcaptivesfree на русском языке - его адрес: http://www.settingcaptivesfree.com/home/index_russia.php. На этом сайте находятся несколько основных бесплатных курсов: "Путь Чистоты" (целью этого 60-дневного интерактивного курса является приобретение полной и окончательной свободы от порнографии и любой сексуальной нечистоплотности; "Дверь Надежды" ("Иисус сказал, "Я - дверь" (Ин. 10:7). Этот 60-дневный интерактивный курс поможет освободиться от гомосексуальности и научит наслаждаться вновь обретёнными отношениями с Господом); "Стремление к чистоте" (30-дневный интерактивный курс для подростков, с целью научить их жить чистой и энергичной жизнью); "Стол Господень" (этот 60-дневный интерактивный курс поможет наслаждаться вновь обретёнными отношениями с Господом и покажет выход от дурных привычек питания); "Новое Вино" (данный 60-дневный интерактивный курс поможет испить “Новое Вино”, которое принесёт сердцу радость, и таким образом укажет путь к освобождению от алкоголя и наркотиков) и др.

Единственный способ преодолеть порнографическую зависимость - признать свой грех перед Богом и Его служителями, осознать свою неспособность своими силами освободиться от существующей неконтролируемой сексуальной зависимости и заполнить свой разум Словом Божьим, сделать жизнь насыщенной встречами с христианами, регулярным посещением богослужений.

«Порнография бессильна, когда действует любовь. Вместе со свободой любить, мужчины могут начать узнавать цель, ради которой Бог призвал их участвовать в истории, цель, которая гораздо больше, чем их собственные. В отличие от порнографии, которая унижает и порабощает, Бог освобождает их от цепей уныния, чтобы жить для большей цели. С обновленной верой в то, что Бог сделал для него в прошлом и горячей надеждой в то, что Он собирается сделать для него и через него в будущем, у мужчины есть ради чего жить сегодня. Независимо от его профессии или финансовых средств, он может знать радость и значимость, являясь воином Божьей армии» [29].

2.12. Сквернословие

Сейчас матерный язык слышен везде: в семьях неверующих людей, на улице, в транспорте, и даже в кабинетах должностных лиц. Сквернословие употребляется не только в общении взрослых, но и в разговоре родителей с маленькими детьми, и, что парадоксально, скверными словами перекидываются даже влюбленные. Причиной для матерщины уже не являются раздражение или гнев, гнилые слова стали частью обыденной речи. Многие используют их для связи слов в предложении, как бы вставляя мат через каждое нормальное слово. Это признак крайней деградации нашей культуры, нашего духовного и нравственного разложения.

Издревле матерщина в русском языке именуется сквернословием. В словаре В. Даля сказано: «Скверна - мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, кал, смрад, вонь, непотребство, разврат, нравственное растление, все богопротивное».

Вот в какие дебри шагнуло современное общество. В прежни времена за сквернословие строго наказывали, так как полагали, что в мате присутствует сатанинский дух. И недаром в русском народе матерщинников называли богохульниками. Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке. Если мы хотим, чтоб наш народ не прогнил, не рассыпался бесплотным прахом, мы должны решительно отказаться от сквернословия и беречь великий Божий дар - человеческий язык.

Апостол Павел учит: «Никакое гнилое слово, да не исходит из уст ваших, а только доброе» (Еф. 4:29). Слова должны приближать к Богу а, не удалять от Него. Когда человек говорит матерные слова, он не только оскверняет свои уста, но и льет грязь в уши окружающих, развращает их содержанием матерщины, наводит на дурные мысли - сеет зло, даже когда сам этого не осознает. Когда мы слышим что человек ругается матом, нам следует его поправить, сказав чтобы он не говорил подобных слов, но если он нас не послушает, лучше отойти от зла, чтобы не повредить своей душе. Как сказано в Писании: «Отвращайся от зла, прилепляйся к добру» (Рим. 12:9).

Сквернословие - начало пути к еще большему злу, это начало богоотступничества. «Горе сквернословам: гортань их открытый гроб» (Рим. 3:13). Антоний Великий учил: «Господь хранит твою душу, пока ты хранишь свой язык». «Смерть и жизнь во власти языка…» (Прит. 18:22). «Я сказал, буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим» (Пс. 38:2).

На разных полюсах стоят слова созидательные и слова разрушительные, слова молитвы и слова брани. Первые лечат и совершенствуют сущность человека, вторые вызывают болезни и низводят нас до уровня существ, живущих только животными инстинктами [29].

  Оскверняясь матом, человек отталкивает от себя Духа Божия. Устами христианин принимает Пречистое Тело и Кровь Христовы. Оскверняя матерщиною уста, освященные прикосновением к ним Тела и Крови Христовых, человек прогневляет Христа Спасителя [30].

Есть еще одна причина (научная), по которой следует выбросить каждому человеку из своего лексикона матерные слова. В России сквернословие связано практически только с половыми органами. Пробужденная в подсознании информация о сексуальных извращениях начинает постепенно, незаметно для человека воздействовать не только на его нравственность, но и на физиологические процессы, определяющие зарождение и развитие маленького человека. Не только ученые, но и писатели давно заметили, что дети, появляющиеся у любящих друг друга родителей, не только меньше болеют и быстрее развиваются, но даже красивее зарожденных «мимоходом» или в состоянии подпития. И именно поэтому, пока еще не до конца понятому учеными, но очень действенному процессу зарождения красивых, нормально развивающихся людей наносит свой невидимый, но сокрушительный удар сквернословие [31].

Необходимо сознавать, что любую речь нашу слышат не только люди, которых мы привыкли не стесняться, но слышат и Ангелы, и Сам Господь. Современное общество нуждается в покаянии в этом гнусном грехе и Церковь должна донести опасность этого порока до каждого человека. Ведь нам давно известно, что «… злоречивые… Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:10).

2.13. Брачность и разводимость в России

На протяжении более 30 лет ежегодно в России заключалось более миллиона браков. Годы максимальной брачности:

1960 - 1499,6 тыс. браков,

1977- 1979 гг. - более 1,5 млн.

Однако с 1992 г. их количество стало резко снижаться

1991 г. - 1277,2 тыс.,

1992 г. - 1053,7 тыс.,

1993 г. - 1106,7 тыс.,

1994 г. - 1080,6 тыс.,

1995 г. - 1075,2 тыс.

В 1996 г. количество зарегистрированных браков в России впервые оказалось меньше 1 млн. (1996 г. - 866,6 тыс.).

Обратная тенденция наблюдалась с количеством разводов.

Если в 1960-1961 гг. в России ежегодно регистрировалось менее 200 тыс. разводов, то уже в 1972 их количество впервые перевалило за отметку 400 тыс., а в 1976 г. - за 500 тыс.

В 1991 г. ежегодное количество разводов впервые подошло к отметке 600 тыс. (597,9), а в 1992-1996 превысило и эту громадную величину:

1992 г. - 639,2 тыс.,

1993 г. - 663,3 тыс.,

1994 г. - 680,5 тыс.,

1995 г. - 665,9 тыс.

Только в 1996 г. количество регистрируемых разводов существенно сократилось и составило 562,4 тыс.

По данным переписи населения 2002 года, число молодых людей, никогда не состоявших в браке, увеличивается - эта категория населения насчитывала почти 25 млн. человек (пятая часть взрослого населения страны), это на 7 млн., или на 40% больше, чем в 1989 году [32].

В возрасте 20-24 года 75% мужчин и 53% женщин никогда не состояли в браке, в возрасте 25-29 лет - треть мужчин и пятая часть женщин. Как видно из статистики, создание брачного союза к возрасту 25 лет перестало быть нормой.

В соответствии со сложившимися тенденциями увеличивается средний возраст вступления в первый брак: в 2002 году он составил 26,2 года у мужчин и 23,5 года у женщин.

Люди сейчас вступают в брак, прежде всего, чтобы быть вместе с любимым человеком (отмечают 57% респондентов); для продолжения рода (40%); чтобы не быть одинокими, гарантировать стабильную старость (24%); «по расчёту», чтобы найти партнёра не только в семье, но и в карьере, бизнесе и т. п. Реже заключают брак, потому что «так принято», в соответствии с религиозными и национальными традициями (7%) и для того, чтобы иметь надёжного сексуального партнёра (7%) [33].

Мнение, что наиболее распространены браки по любви, доминирует во всех группах опрошенных с разным семейным положением. Но более всего характерен такой ответ для холостых/незамужних, женатых/замужних и вдовых опрошенных (58-59%), наименее характерен он для состоящих в гражданском браке и тех, кто живут отдельно, но не разведены (по 48%). Причину «продолжение рода» чаще других указывают холостые / незамужние и женатые / замужние респонденты (41-43%), реже - те, кто живут отдельно, хотя и не разведены (16%). На боязнь одиночества ссылаются, прежде всего, вдовцы и вдовы, а также живущие в гражданском браке (по 28%). На расчёт - в первую очередь разведённые (25%). На традицию - живущие порознь, но не разведённые (24%) [33].

Ко всему прочему, регистрируемые браки становятся менее стабильными. Более трети распавшихся браков, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) за 2006 год, составляют молодые супружеские пары, просуществовавшие менее 5 лет, почти половина бывших брачных пар имели детей.

ВЦИОМ представляет данные о том, кто из супругов, с точки зрения россиян, чаще бывает виноват в разводах; что обычно вынуждает людей к разводам, а что препятствует этому; в каких случаях можно разводиться; кому лучше оставлять детей после развода; как респонденты относятся к фиктивным бракам и разводам.

Кто больше виноват в распаде семьи - муж или жена? Большинство опрошенных (62%) считают, что, как правило, оба супруга в равной мере (причём в 1990 г. это мнение также доминировало - 59%). 13% склонны возлагать вину на мужей, 7% - на жён. По мнению 16% респондентов, в разводе никто из супругов не виновен, всё дело в обстоятельствах. Среди мужчин 10% обвиняют в распаде семьи жён, 6% - мужей; среди женщин 18% - мужей, 3% - жён [34].

По общим данным, толкают людей к разводам прежде всего алкоголизм или наркомания одного из супругов (отмечает 51% опрошенных), отсутствие собственного жилья (41%), невозможность прокормить семью из-за низких доходов (29%), вмешательство родственников в дела семьи (18%) [35]. Реже среди причин разводов указывают невозможность иметь детей (10%), длительное раздельное проживание (8%), тюремное заключение (3%) или хроническую болезнь одного из супругов (2%). По мнению 31% опрошенных, в распаде семьи обычно виноваты сами супруги, а не какие-либо обстоятельства [34].

При этом за последние 17 лет возросла доля тех, кто в качестве причин разводов называют алкоголизм или наркоманию (рост с 33% до 51%), отсутствие собственного жилья (с 21% до 41%) и невозможность прокормить семью (с 8% до 29%) [36].

С утверждением, что "можно разводиться в любом случае, хуже от этого не будет" согласилось 9% молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет, и 12% в возрасте от 25 до 34 лет. Такое же количество людей по обеим возрастным категориям придерживается противоположной точки зрения - нельзя разводиться ни в коем случае и нужно сохранять брак любой ценой. Общая доля респондентов, осуждающих разводы в принципе, составляет 12%. 17 лет назад выступающих за сохранение брака "любой ценой" было больше - 17% [35].

Препятствуют разводам чаще всего невозможность «поделить» детей между родителями (33%), сложности с разделом жилья, имущества (32%), материальная зависимость, несамостоятельность одного из супругов (24%), несогласие на развод одного из супругов (20%). Ссылаются также на неприятную, тяжелую процедуру развода (12%), национальные и религиозные обычаи (10%), осуждение родственников, друзей (8%). По мнению 23% россиян, на пути развода нет непреодолимых препятствий, развестись можно всегда; в 1990 г. эта точка зрения озвучивалась чаще - 29% [34].

«Кому лучше оставлять детей после развода - матери или отцу? В настоящее время, как и в 1990 г., относительное большинство (43%) полагает, что это зависит от конкретных людей. За 17 лет сократилось число тех, кто отмечает, что в одиночку ни мать, ни отец не могут хорошо воспитать ребёнка - с 33% до 14%. Одновременно возросла доля тех россиян, кто встает на сторону матери - с 17% до 38%. В пользу отцов по-прежнему высказываются лишь 2% опрошенных. Соотношение тех, кто считает, что матери лучше воспитывают детей, чем отцы, среди женщин составляет 46% против 1%. Интересно, что и мужчины чаще высказываются в пользу матерей (в соотношении 29% против 3%).

Фиктивные браки и разводы ради решения бытовых проблем считают допустимыми 50% опрошенных, нетерпимо к этому относятся 39% респондентов. В 1990 г., напротив, доля тех, кто осуждал подобные поступки, немного превышала долю тех, кто их считал оправданными (43% против 39%). Опрошенные до 60 лет, особенно молодёжь, скорее допускают фиктивные браки и разводы, респонденты старше 60 лет - скорее нет» [34].

Таким образом, браков в России заключается меньше на 4%, но за 10 лет возросла доля людей, живущих в гражданском браке - с 3 до 7%. По переписи 2002 года среди 20-24-летних и 25-29-летних каждый пятый и седьмой брачный союз соответственно не были юридически оформлен (среди населения всех возрастов - 10%). Несмотря на то, что официальная статистика не учитывает гражданские союзы, они, как утверждают исследователи Института экономики переходного периода, стали довольно устойчивыми. Замещение формального брака гражданским может свидетельствовать о более серьезном отношении к этому институту, нежели у старшего поколения [35].

III. РЕАКЦИЯ ЦЕРКВИ НА СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ

3.1. Реакция христианской семьи на современные вызовы

Так как Церковь состоит из семей, а семьи в свою очередь состоят из отдельных личностей, важно рассмотреть роль каждого верующего в отношении к существующей мировой системе.

3.1.1.Отношение христианина к миру

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего.

1 Иоан.2:15-16.

Для начала раскроем понятие христианин. Наиболее удачно дать это определение, по моему мнению, удалось Ричарду Нибуру: «Христианин - это человек, считающий себя членом сообщества людей, для которых Иисус Христос - Его жизнь, слова, дела, судьба - представляют высшую ценность как Ключ к пониманию себя и мира; как Источник знания о Боге, человеке и нравственности; как постоянный Спутник совести; как долгожданный Избавитель от зла» [37].

Понятие «мир» часто относится к тому миропорядку, который образовал сатана. Этот миропорядок существует независимо от Бога. В этом веке сатана использует мирские идеи, нравственность, философию, психологию, культуру и т.д., чтобы противостоять Богу и Его праведным стандартам. К примеру, он может использовать медицину, чтобы оправдывать и поощрять убийство не рожденных детей; сельское хозяйство, чтобы производить губительные для жизни наркотики и алкоголь, образование, чтобы насаждать нечестивую философию. Мировая система состоит не только из явного зла, безнравственности и греховных удовольствий; это также - дух бунта, противления и безразличия к Богу [38].

Сатана - это бог сегодняшней мировой системы. Он организовал этот мир в политическую, культурную, экономическую и религиозную системы, враждебные Богу и Его народу [38].

Насколько злым является дьявол, настолько же злым является и этот мир, который воплощает в себе все испорченное и растленное и который развращает всех, кто попадает под его власть и влияние.

Иаков отмечает, что принадлежность миру влечет за собой определенный склад ума: «Не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу» (Иак. 4:4). Вражде против Бога сопутствует сосредоточенность на себе. Павел описывает противоположность между миром и верующими, связывая ее с абсолютно разными восприятиями вещей. Причина различия в понимании заключается в различии участвующих в нем «духов»: « Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога… (1 Кор.2:12). Исходящее от Христа предполагает направление ума, совершенно отличное от взглядов мира. Иисус говорил, что Он не связан со злыми помыслами, мнениями и обычаями мира, и Он показывал это Своей жизнью. Его ученики и последователи должны делать то же самое [39].

В мире верующие - это странники и пришельцы. Они должны выйти из мира, не сообразовываться с ним и побеждать его. Любовь к миру оскверняет наше общение с Богом. Невозможно любить мир и Отца одновременно. Любить мир означает быть в близком общении, тесно соприкасаясь и принимая его ценности, интересы, пути и удовольствия; это означает получать удовольствие или наслаждаться тем, что оскорбительно или противно для Бога. «Похоть очей»: в наше время это включает желание развлекаться просмотром порнографии, насилия, безнравственности в театре, по телевизору, в кино и журналах. «Гордость житейская»: заключается в стремлении превозносить, прославлять и возвышать себя как центр жизни [39].

Мир и истинная Церковь - это две совершенно разные группы людей. Мир - под властью сатаны; Церковь принадлежит исключительно Богу. Таким образом, верующие должны отделить себя от мира [39].

3.1.2. Духовное отделение верующих

Отделение от всего злого очень важно для отношений с Богом. Отделение самого себя морально и духовно от греха и от всего, что противно Иисусу Христу, приближает к Богу, вводит в близкие отношения с Ним и приводит к таким отношениям, при которых Бог наш Небесный Отец, а мы являемся Ему сынами и дочерьми.

В Ветхом Завете отделение постоянно требовалось Богом от Его народа. Народ Божий должен быть иным, святым и отделенным от всех других народов, чтобы принадлежать Богу. Одной из причин, почему Бог наказал Свой народ пленением, было их постоянное желание перенимать идолопоклонство и безбожный образ жизни окружающих народов.

В Новом Завете Бог заповедал отделение верующего от пораженной мировой системы, от ложных учителей и церквей, вводящих в заблуждение. Цель отделения заключается в том, чтобы мы как Божий народ могли устоять в спасении и святости, жить только для Бога и, главное, убеждать неверующий мир в истине Евангелия.

Отказ верующего отделиться от зла, лжи и нечистоты повлечет за собой потерю отношений с Богом [38].

Чтобы одержать победу над грехом, необходимо освящение верующих.

3.1.3. Освящение

Писание учит, что «никто не увидит Господа» без святости (Евр. 12:14). Дети Божьи достигают освящения верой через возрождающую работу Святого Духа в их сердцах. Благодаря Святому Духу они способны не грешить, даже если не избавлены от искушений и возможности греха.

Освящение - работа как Бога, так и Его людей. Для выполнения Божьего завета верующие должны участвовать в освящающей работе Духа через сознательное прекращение злых дел.

Истинное освящение требует, чтобы верующий поддерживал близкое общение с Христом, общался с верующими, посвящал себя молитве, умерщвлял грех, любил праведность и исполнялся Духом.

В Новом Завете освящение не рассматривается как медленный процесс оставления греха. Это процесс всей жизни, которым мы постоянно умерщвляем греховные желания плоти, постепенно изменяемся в образ Христа и проявляем все большую любовь к Богу и людям.

3.1.4. Побеждая мир

Однако реакция верующего на мир не должна выражаться просто в уходе от него. Это было бы в значительной мере негативным и пораженческим подходом. Как Христос пришел в мир, так и христианин должен проявлять праведность и являть ее миру, чтобы тьма в мире рассеялась. Павел призывал филиппийцев «быть неукоризненными и чистыми, чадами Божьими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире» (Фил. 2:15). Но верующим следует быть готовым к тому, что свет, который они являют, будет отвергаться и даже встречать вражду и противоборство.

Слово побеждать предполагает, что последователи Иисуса встретятся на своем пути с сопротивлением. В самом деле, ненависть к ним со стороны мира - показатель того, что они принадлежат Христу, а не миру. Иисус ободряет: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33).

Верующему нет нужды находиться под властью мира. Осуждение его уже состоялось. В духовном смысле мир был осужден через смерть на кресте и воскресение Христа. Однажды мир подвергнется настоящему суду и осуждению пред Божьим престолом. Фактически, верующие сами будут участвовать в суде над миром, так что сейчас они не должны покоряться миру [39].

3.1.5. Выживание христианской семьи в современном мире

Современное поколение христианских семей находится под угрозой. Светская система школьного образования подрывает устои семьи, телевидение, кинофильмы, журналы и музыка расшатывают Божественные законы о семье и приносят неправильные стереотипы в христианскую семейную жизнь. И в этой борьбе победить могут только духовно сильные христиане, знающие Иисуса Христа, живущие по Писанию (Ефес.1:3) и исполненные Духом Святым (Ефес.5:18).

В современном мире одиночество стало чуть ли не нормой, и сатана вновь и вновь нашептывает людям, что они должны брать от жизни всё, что только возможно, например, менять жён и мужей. Если к этой печальной картине прибавить ещё поголовное увлечение модой и украшениями, то развод и измена, колеблющие наше общество, станут ещё более очевидными.

К правильной семейной жизни невозможно прийти случайно, она не возникает сама собою. Это кропотливый труд обоих супругов. Если же супруги не могут создать правильные взаимоотношения в семье, основанные на Слове Божием, то их жизнь обесценивается и обессмысливается. «Нехорошо быть человеку одному», - говорит Библия.

Мужчина крайне нуждается в помощнике, и потому сатана направляет свои удары именно на него. Мир предлагает свободную жизнь без брачных уз и ответственности за аморальное поведение. К сожалению, есть христиане, попавшиеся на эту удочку. Страдают от ударов мира и жены, забывая о самой святой их обязанности - об учреждении семейного очага и воспитании детей (Притчи 31:10-31) [40].

Святое Писание не утратило своей актуальности и сегодня, поскольку человек не изменился. Слово Божие конкретно и ясно определяет обязанности каждого члена семьи и подчеркивая важность их исполнения во благо самой семье, как родителям, так и детям.

Библии есть одна заповедь, обращенная непосредственно к детям: «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость». «Почитай отца твоего и мать», это - первая заповедь с обетованием: «Да будет тебе благо и будешь долголетен на земле» (Ефес.6:1-3).

Слово «дети», в греческом подлиннике означает не только «маленькие дети», но «все дети, находящиеся на иждивении родителей». Любой, живущий в доме и считающий себя сыном или дочерью этой семьи, должен повиноваться своим родителям и почитать их [40].

Не всегда дети с удовольствием повинуются своим родителям, тогда последним приходится напоминать им, что это их обязанность. Дети должны знать о своей обязанности повиноваться родителям и почитать их. А этому их должны научить родители.

Если родители любят друг друга настоящей Божественной любовью, то у них есть все возможности научать детей повиновению и послушанию. Ведь послушание является ничем иным, как ответом детей на родительскую любовь. Порядок в семье также помогает детям проявлять послушание.

Писание указывает и на обязанность родителей: «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Ефес.6:4). Мы уже видели, что в жизни это очень трудно осуществить, но Бог посылает необходимые силы и мудрость. Часто родители-христиане отдают своих детей на воспитание миру, переложив свои обязанности на плечи государства, надеясь, что оно воспитает детей христианами. Практика показывает обратное - дети ещё дальше уходят от Христа [40].

Родители должны без всяких компромиссов встать на сторону Иисуса Христа, сознательно порвать с безбожной системой и посвятить свою жизнь своим семьям. При этом нужно помнить, что какие бы ошибки они ни допускали в прошлом, Бог милосердно простит им их. Если они исполнят сой долг, Бог вознаградит них [40].

Приведу один научный опыт. Ученые взяли обыкновенную лягушку и посадили её в таз с холодной водой, причём лягушка в любой момент могла из этого таза выпрыгнуть. Воду в тазу начали очень медленно подогревать. Её подогревали настолько медленно, что лягушка не обращала на это внимания, продолжая сидеть в тазе. Температура воды постепенно дошла до кипения, и лягушка, не подавая никаких признаков неудобства, просто сварилась заживо. Она в любой момент могла бы выскочить из таза и избежать смерти, но ей казалось, что всё обстоит нормально, она просто не замечала этого.

Этот пример служит хорошей иллюстрацией того, что происходит сейчас во многих христианских семьях. Сначала мы находились в ситуации, которую можно считать «прохладной», поскольку традиционно христианский уклад в церквях способствовал созданию соответствующей духовной обстановки. Поэтому нам было вполне удобно и комфортно «сидеть» на месте. Но постепенно температура воды стала повышаться. Ведь мир все больше и больше разлагается, а христиане, привыкшие к подобной жизни, не замечают как приближается гибель. Уже давно христианские семьи должны были бы «выпрыгнуть из этого таза», из мирского окружения.

Мы не можем и дальше утешать себя тем, что жизнь в нашей стране способствует улучшению нашего духовного состояния. Мы не должны доверять этой обманчивой ситуации, где сатана и все умножающиеся грехи «подогревают воду» всё сильнее. Христиане должны пробудиться и вернуться к библейским принципам.

Только тогда, когда каждый человек отдаст свою жизнь в руки Бога, когда Господь Иисус войдёт в каждую семью и когда эти семьи будут исполнены Духом Святым, тогда станет не только возможным, но даже просто нормальным существование семьи, основанной на Божественных установлениях и принципах.

Что же характеризует семью, в центре которой находится Иисус Христос? Семья, которая исполнена Духом Святым? Согласно Посланию к Ефесянам (6:1-4), в такой семье обязательно будет послушание детей (ст.1-3) и затем послушание родителей (ст.4). Не следует забывать, что образ жизни христиан должен радикально отличаться от образа жизни мирских людей. Верующие в Христа должны быть светом в этом греховном мире (Мат.5:13-16). Бог призывает каждого, кто называется Его именем к этому и наша жизнь должна быть совершенно особой жизнью, отличающейся от того, что диктует современный мир [40].

Священное Писание призывает нас думать, говорить и поступать по-новому. Мы должны быть выше всего земного, мы должны облечься в «нового человека» (Ефес.4:24; Кол.3:10), мы должны поступать достойно звания, в которое мы призваны (Ефес.4:1), но мы не должны быть привязанными к тому, что на земле (Кол.3:2) и не должны поступать, как прочие народы (Ефес.4:17). Мы, верующие, не можем жить так, как живет мир. Другими словами, мы «избавлены от царства тьмы и введены в царство возлюбленного Сына» (Кол.1:13) [40].

Отличие христиан от людей мира сего заключается в стремлении уподобиться Христу. Для достижения этого необходимо быть истинным христианином, руководимым Духом Святым. Мир, видя нас, верующих людей, может прийти ко Христу.

3.2. Духовная реакция Церкви на современные вызовы

С появлением новых вызовов, Бог Духом Святым дает Церкви вырабатывать иммунитет против них, чтобы сохранить общество от морального разложения и чтобы Церковь могла устоять под напором новых концепций греха.

Наше присутствие на земле, как учеников Христа, действует подобно соли в мясе. Процесс греховного разложе-ния уже налицо. Он проявляется во всех сферах человеческой деятельности - моральной, религиозной, общественной, политической. Мы не можем уничтожить разложения, которое уже явлено в наличии, но мы можем приостановить его на достаточно долгое время, чтобы цели Божьей милости и благодати были исполнены. Затем, когда наше влияние пе-рестанет ощущаться, разложение достигнет высшей точки и результатом будет всеобщая деградация, сопровождающаяся приходом антихриста [41].

К сожалению, некоторые проповедники используют это учение о явлении антихриста для того, чтобы вселить в христиан позицию пассивности и фатализма. «Антихрист идет, говорят они. И становится все хуже и хуже, и ничего уже нельзя сделать». И, в результате, христиане слишком часто сидят сложа руки в благочестивом страхе и наблюдают, как разрушительные действия сатаны беспрепят-ственно происходят вокруг них [41].

Как соль земли, мы, Христовы ученики, несем двойную ответственность. Во-первых, благодаря нашему присутствию, Бог не лишает землю Своей милости и благодати. Во-вторых, силою Святого Духа в нас мы сдерживаем силы разложения и беззакония до назначенного Богом срока [41].

Осуществляя эти цели, Церковь выполняет роль барьера, препятствующего осуществлению крайне амбициозных планов сатаны - подчинить мир своей власти.

Пока Церковь стоит твердо и бескомпромиссно, она в силах помешать окончательному приходу антихриста. Сатана хорошо понимает это и поэтому его главная цель подорвать веру и праведность Церкви, Если он достигнет этого, барьер упадет и для него откроется свободный путь к захвату духовного и политического контроля над всей землей [41].

Бог доверил Своему народу на земле власть, посредством которой Его Церковь можем противостоять демоническим нападкам на нравственные стандарты общества (Лук. 10:19; Ефес. 6:12). Господь ожидает, что Церковь использует эту власть для Его славы. Если мы не оправдаем Его ожиданий, на нас ляжет ответственность за последствия [41].

В это последнее время Бог поднимает многочисленный народ, людей порядочных и богобоязненных. Церковь, состоящая из спасенных и очищенных детей Божьих способна противостоять греху и всякому злу.

Имея Духа Святого, мы можем разрушать любое зло в обществе, а силою добра и любви освобождать пленных от уз дьявола [42], с.34.

«Ибо тварь с надеждой ожидает откровения сынов Божиих, - потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле Покорившего ее, - в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божьих» (Рим. 8:19-21).

Везде, куда бы мы ни приходили, нам нужно разрушать дела дьявола и провозглашать господство Иисуса.

«Сегодня Господь поднимает авторитет Церкви в обществе, делая ее сильной. Он очищает Свою Церковь, наполняя добротой и любовью, чтобы через нее мир увидел Его - Бога живого, освобождающего и дающего надежду, изменяющего и восстанавливающего жизни людей» [42].

3.2.1. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения

Одно из приоритетных направлений Церкви это воспитание молодежи. Цель воспитания - дать сердцу человека правильное направление, соответствующее главной цели бытия, развить в нем деятельную любовь к Богу и ко всему Божественному, священному, воспитать "вкус" сердца. Об этом же пишет русский философ И.А. Ильин, утверждая, что необходимо как можно раньше "зажечь и раскалить" в ребенке "духовный уголь": чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте [10].

3.2.1.1. Половое воспитание молодежи

Тема брака и «половое воспитание» подрастающего поколения неразрывно связаны друг с другом. Молодежь и дети - это самое уязвимое звено в теле Христовом. Они наиболее подвержены влиянию мировой системы. Сексуальность - это главная сфера, в которой идет борьба за детские сердца.

Современные дети разговаривают о сексе везде: в раздевалке, в коридорах и в классах. Сама среда, в которой они живут, буквально толкает их на подобные размышления. Кино и телевидение превозносят секс. Реклама буквально тонет в нем. Он везде и всюду словно национальная религия. Но, с другой стороны - многие авторитетные люди по разным поводам говоря детям, чтобы они оставили секс в покое, не вкладывают в их незрелые ума правильное здоровое понимание сексуальности. Во многих церквях существует совсем неправильная позиция, детям говорят: «Секс - творение дьявола. Бог ненавидит секс».

В современных церквях подростки как правило слышали, что чудеса и услады секса сопряжены с серьезной опасностью, и что неразумно поддаваться сексуальному влечению, пока не выполнены необходимые предварительные условия. Но лишь не много церквей целенаправленно поставили перед собой задачу полового воспитания подрастающего поколения.

Далее будет предложена примерная тематика, которую следует раскрывать перед современными подростками.

Если вы достигли определенного возраста и физической зрелости, когда пробуждается половой инстинкт, вы ощущаете известное напряжение и живой интерес к полу, то это естественно и этом нет ничего предосудительного. Бог создал мужской и женский пол друг для друга, дав каждому полу именно те свойства, которые необходимы другому. Посмотрите, например, как мужское и женское тело подходят друг другу. Изучая их анатомическое строение, кто угодно, даже страстный эволюционист, убедится в том, что они созданы друг для друга. Точно так же эмоциональное устройство мужчины и женщины словно бы дополняют друг друга. Они прилегают друг к другу, как рука и перчатка.

Итак, пол прекрасен. И желанен. Каждый чувствует это и каждый хочет этого -- особенно, когда наступает половая зрелость и происходит выброс половых гормонов. Это часть совершенного замысла Творца.

Бог создал половую страсть. Но секс, согласно чудесному замыслу Творца, это не просто способ размножения. Это необыкновенный способ выразить любовь и близость к другому человеку. Двое поистине становятся единой плотью. Пол столь прекрасен, свят, совершенен и могущественен, что ему нужно отвести должное время и место. Иначе вся его прелесть исчезнет, будет испорчена или уничтожена. Но и это не все. Если сексуальные влечения проявятся недолжным образом и в неправильном контексте, это может привести к пагубным результатам. Хотели бы вы путешествовать по сверхскоростному шоссе, по которому мчатся водители, погрузившиеся в чтение романа? Чтение - хорошее занятие, но не за рулем, если только вы не хотите повстречаться со скорой помощью или катафалком.

Есть много причин, по которым надо дождаться половой близости, и все их стоит серьезно обдумать.

• Секс приносит больше наслаждения и удовлетворения в браке.

Женатые люди, сохранившие себя друг для друга, обычно здоровее, счастливее и спокойнее, чем те, кто этого не сделал.

• Секс вне брака опасен и чреват нежелательной беременностью, венерическими заболеваниями, возможностью будущего бесплодия.

• Секс до брака может исказить или разрушить здоровые отношения между людьми. Секс до брака зачастую мешает наладить успешную жизнь в браке.

Для вас это может быть неожиданностью, но секс, словно эмоциональный супер-клей, обладает способностью приклеивать людей друг к другу.

В момент физической близости ты полностью раскрываешься. Хочешь - не хочешь, а это серьезная операция на душе. Ты становишься уязвимым, отдаешь себя. И нельзя встать с операционного стола тем же человеком, каким тебя внесли. Возможные результаты половой активности - в первую очередь образование тесных эмоциональных связей и зачатие детей - имеют глубокий, сложный и даже вечный смысл [43].

Вот почему взаимные обязательства, безопасность и постоянство необходимы для формирования полноценных и счастливых интимных отношений.

Секс, в основе своей, сводится к тому, чтобы передать свою жизнь другому. А это всегда опасно.

Презерватив не имеет ничего общего с ремнем безопасности, пристегнутым во время прогулки на катере. После увеселительной прогулки ты просто сойдешь на берег и скажешь: “Да, ничего себе! Ну, а куда теперь?”. Ты поучаствовал и испытал физические ощущения. Потом все кончилось. С сексом все иначе. Кончившись, он не кончается. Как кто-то сказал, “для сердца презервативов нет”. Или все-таки... есть? Подумайте вот о чем: опасность отдать свое тело и душу резко снижается, когда другой участник сделки дает обет любить и почитать тебя, “пока смерть не разлучит вас”. Верность этому обету и составляет всю разницу. Секс действительно опасен, но брак - это страховая сетка, позволяющая пойти на риск. Это узы, которые сохранят и защитят. Вот где расцветает взаимопонимание, эмоциональная связь крепнет и углубляется, а детям достается надежная родительская любовь. Только брак может удерживать в себе всю силу секса, обращая ее во благо и созидание. По большому счету, опасным секс бывает только вне брака. Такой секс опасен невероятно - все равно, что забраться на ограду Большого Каньона. А увечья и беды, которым ты подвергнешь себя и других, если рискнешь и упадешь, более чем реальны.

Секс по природе своей далеко выходит за рамки телесного. Любовь в высшем смысле никому не дано запечатлеть. Вот почему порнография так уродливо нелепа, пуста и бесчеловечна. Сам половой акт - только надводная часть айсберга. Это внешнее, земное проявление глубинной реальности и полного единения двух душ. Вступая в такую связь, ты волей-неволей участвуешь в ней на каждом уровне своего бытия: физическом, психологическом, умственном, эмоциональном и духовном.

Попробуйте провести дома такой эксперимент. Склейте два листа разноцветной бумаги, а когда клей высохнет, попробуйте потянуть их в разные стороны. Что получается? Разве они спокойно отделились друг от друга? Отнюдь... Рвутся они неровно, кусочки от каждого остаются на другом листке. И никогда они не будут теми же, что до склеивания. С сексом точно так же. Слившись с другим человеком во время полового акта, ты отдаешь ему частицу сердца и души, - она к тебе никогда не вернется. Эта часть тебя останется с ним, к добру или не к добру. Но на всю жизнь. Странно, что на уроках по половому воспитанию об этом никогда не упоминают [43].

Все это значит, что, когда твоя связь с тем самым вторым оборвется, сердце ждет немало тоски и страданий. Это не просто разрыв с парнем или девушкой, все гораздо глубже. Рвать “с мясом” невидимые, бесплотные связи душ.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что процент разводов среди взрослых, начавших половую жизнь подростками, невероятно высок. Статистика разводов особенно высока для вступивших в сожительство до брака; выявленные результаты колеблются от 50 до 100%”. И не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понять, что добрачные связи грозят, в первую очередь, душе. А боль душевная лечится трудней всего.

Христианство учит, что одно из наиболее тяжелых следствий грехопадения - блудная страсть, которая мучает практически всех людей - в той или иной степени, от раннего отрочества и подчас до глубокой старости. Если потакать ее проявлениям, то она неминуемо повлечет человека за собой через все ступени блудных непотребств. А неизбежный результат - душевные и физические расстройства, вплоть до самых тяжелых степеней и проявлений.

В школьные годы у подростка происходит сложный и бурный процесс физиологического созревания, когда проявляется и настойчиво дает о себе знать еще не оформленное в ясные нравственные рамки чувственное влечение к противоположному полу и болезненные блудные переживания растут не по дням, а по часам. Если оставить подростка в этом состоянии наедине с собой и никак не контролировать его поведение на основе христианской морали - посредством воспитания в нем отношения к своему телу как к храму Божьему, а не вместилищу скверных пороков, то результаты будут самыми плачевными.

Если не рассматривать проблему на уровне общества, то нравственная деградация молодежи рано или поздно лишит страну достойного будущего.

Отсутствие в «половом воспитании» каких бы то ни было сдерживающих христианских основ, полное непризнание аморальности подросткового блуда равносильно целенаправленному провоцированию школьников к массовой практике беспорядочных сексуальных связей.

Если формировать детскую нравственность на основе христианского, уважительного отношения к человеческой личности, бережного обращения с его душой и телом, то это сохранит его жизненную силу на многие, многие годы вперед, обеспечит ему нормальную любовь, полноценную семью и здоровых детей. Ведь вся история человечества доказала, что ранний секс однозначно уродует человека, отдаляет от высокой нравственности и духовных традиций, вносит преступное чувство вседозволенности и безответственности в дело создания семьи, насаждает в человеке неверность, непостоянство, разврат, внушает, наконец, дух богоборчества.

В дальнейшем, если процесс «полового воспитания», а точнее, организованное растление нравов, продолжится, то будет окончательно уничтожена семья в ее христианском понимании как венчанный союз соблюдших себя в чистоте до брака мужа и жены, соединяющихся «в плоть единую» для раскрытия в себе бесценной личности, образа Божьего и воспитания детей в христианской вере. А не будет нормальной, крепкой семьи, основанной на взаимной любви, верности и вере в Бога - не будет и нормального общества, которое испокон веков держалось именно на такой семье.

Мы вплотную стоим перед выбором: либо на смену нам придет поколение «барби» и транссексуалов, которых не будет интересовать ни прошлое страны, ни ее настоящее, ни тем более ее духовность, а только разврат и деньги, либо мы через личную христианскую жертвенность все-таки внесем свою лепту в возрождение традиционной духовности, где «половое воспитание» будет, наконец, заменено воспитанием у детей любви к Богу и ближним [11].

3.2.2. Христианское целомудрие

Не всегда с кафедры можно услышать о такой деликатной теме как «интимные отношения». Но в настоящее время, как никогда раньше, Церковь нуждается в защите и сохранении себя от сексуального разгула, который мы наблюдаем в мире. Библия дает нам четкие и ясные указания в вопросе целомудрия.

Верующие, больше чем все остальные, должны быть чисты морально и сексуально. Слово «чистый» или «целомудренный» означает отсутствие даже пятнышка непристойности. Через супружество жена и муж становятся одной плотью. Интимные половые отношения предназначены только для супругов, они принимаются и благословляются Богом только в этом случае, Бог серьезно относится к физическим и к эмоциональным наслаждениям, получаемым при верных брачных отношениях.

Супружеская неверность, внебрачные половые связи, гомосексуализм относятся к смертным грехам в глазах Бога, поскольку оскверняют брачные отношения. Писание сурово осуждает такие грехи. В Ветхом Завете, например, прелюбодеяние каралось смертью, так как оно нарушает нравственный закон Божий.

Верующий должен владеть собой и твердо воздерживаться от любых половых отношений до свадьбы. После вступления в брак сексуальная близость должна быть полностью отдана супругу. Библия относится к целомудрию как к одному из плодов Духа, чистому и правильному поведению, которое противоположно безнравственной сексуальной игре, измене и неверности.

Библейские определения сексуальной безнравственности описывают ее сатанинское происхождение. Развращать означает лишать кого-то моральной чистоты и целомудрия, которого Бог от него требует, с целью удовлетворения эгоистических желаний. Вызывать в ком-то сексуальное влечение, которое не может быть удовлетворено праведно, - также означает развращать [38].

В вопросе соблюдения чистоты в половой сфере женщина ответственна не менее, чем мужчина. Женщина - христианка должна быть осторожна и внимательна к своей одежде: она не должна одеваться так, чтобы привлекать внимание к своему телу, вызывая у мужчин искушение и тем самым потворствуя похоти. Нескромность в одежде является грехом «…жены, в приличном одеянии, со стыдливостью…» (1 Тим. 2:9). Слово «стыдливость» предполагает стыд перед обнажением тела. Источник такой скромности - сердце самой женщины, ее внутренняя сущность, характер. Скромность - это внешнее выражение внутренней непорочности и чистоты

Весьма прискорбно, что в церквах игнорируются библейские стандарты скромной одежды и пассивно допускаются мирские обычаи. В наши дни половой вседозволенности церковь должна действовать и одеваться иначе, чем развращенное общество, которое отбрасывает и высмеивает желание Святого Духа относительно скромности и чистоты.

Истинные христианки также не должны участвовать в непристойных танцах. Светские вечеринки, танцы и нехристианские фильмы отвращают от Бога, возбуждают страсти и затрудняют способность различать грех, праведность и суд. В таких вещах детям Божьим не следует принимать участие. Согласно Писанию, исключительно радостные события в Израиле отмечались импровизированными танцами еврейских женщин и девушек, особенно после побед в битвах, когда они пели хвалу Господу. Однако Писание нигде не упоминает, чтобы еврейские мужчины танцевали с женщинами, а также чтобы еврейские женщины танцевали когда-либо публично перед зрителями. Танец дочери Иродиады перед собранием мужчин был элементом язычества, где это практиковалось. Публичное выступление нечестивой девушки перед Иродом и его гостями повлекло за собой смерть одного из самых святых людей [38].

Жены - христианки сегодня должны оставаться верными Христу и Его слову в мире, управляемом материализмом, изменчивыми модами, самоутверждением, сексуальной озабоченностью и презрением к ценностям дома и семьи.

Альтернатива половой распущенности является преданность Богу и удовлетворение естественных сексуальных желаний через святую жизнь в браке.

3.3. Участие Церкви в общественно-политической жизни общества

3.3.1. Пути преодоления общественного греха

Конкретная общественная ситуация, в которой оказывается каждый человек не по своей воле - включая политическую и экономическую систему, наши интеллектуальные и семейные истоки и корни, даже географический район и место, где мы родились, - неизбежно вносит свой вклад в те или иные проявления зла и в некоторых случаях делает грех неизбежным. Грех является элементом нынешнего общественного устройства, от которого личность не может избавиться. Важно воспринимать все это в контексте грехопадения. Раз грех человечества внес искажение и порчу во все творение, несомненно, что это относится и к социальным структурам. И если существует аспект греха и зла, выходящий за пределы конкретных или отдельных человеческих существ, то нам остается решить, какой подход мы должны усвоить в отношении коллективного греха. Существует несколько путей преодоления общественного греха [39].

3.3.1.1. Духовное возрождение

Один из подходов основан на понимании социального аспекта греха как простого соединения грехов отдельных личностей. Поскольку коллективный грех есть лишь социальное проявление индивидуальных грехов, общественные проблемы невозможно разрешить путем изменения общества. Общество не является какой-то сущностью со своей собственной волей и своим собственным разумом. Направление движения общества определяется разумом и волей составляющих это общество членов. Поэтому перемена в нем может быть достигнута только изменением личностей, которые его составляют. Это стратегия духовного возрождения. Она основана на утверждении, что если все люди в обществе преобразятся, то преобразится и само общество [39].

В основе этой точки зрения лежит глубокое убеждение в человеческой порочности и греховности. Человек внутренне испорчен. Исправление внешних обстоятельств или окружающих его условий не изменит внутренней природы человека. А без внутреннего преображения человека греховное состояние общества просто снова вернется, восстановится [39].

Для этой стратегии характерен упор на личность. Единицей нравственности определяется отдельная личность. Группа не считается сущностью, обладающей органическим единством. Это всего лишь собрание или набор индивидуумов [39].

Описанное христианское «пробуждение снизу» длится уже свыше 2000 лет. Из маленькой, оккупированной римлянами, страны оно распространилось по всему миру от сердца к сердцу.

3.3.1.2. Реформа

Для другой стратегии характерно общее убеждение, что имеющиеся проблемы выходят за рамки воли отдельных личностей, а следовательно, должны решаться на более широкой основе, чем индивидуальное обращение и духовное возрождение. Надо менять непосредственно общественные структуры [39].

Наиболее распространенный вариант - реформа (изменение политической формы общества). Он подразумевает работу по осуществлению такой перемены с помощью политических средств. Для переустройства общества надо избрать законодателей, которые примут законы, изменяющие нежелательные общественные условия: поставить зло вне закона.

Например, в нашей стране через механизмы закона можно создать общественный совет по нравственности на телевидении, который займется предварительным просмотром программ и фильмов на телеканалах, а также анализом вышедших передач. Совет по нравственности мог бы аккумулировать те общественные запросы и интересы, которые есть в нашем обществе, и предотвратить попытки навязать низкие стандарты, разрушающие нормы морали и нравственности. Законодательным путем можно: запретить продажу пива и других алкогольных напитков, а также их рекламу; аннулировать повсеместную практику абортов; ввести запрет на деятельность народных делителей, гадателей, колдунов и чародеев; решить проблему с игровыми заведениями, казино, сритптиз-барами и т.п.

Введение в действие подобной законодательной практики изменит условия, порождающие структурное зло. Эту точку зрения можно назвать подходом или стратегией реформ. Она основывается на той идее, что структура группы - группа при этом может быть сколь угодно широкой, в том числе и всем обществом - имеет свою собственную реальность, независимую от воли отдельных членов группы. Хотя и нет гарантии, что с изменением структуры обязательно изменятся и личности, но, по крайней мере, будут изменены условия или обстоятельства, в которых они живут и действуют [39].

3.3.1.3. Революция

Самый радикальный подход к изменению общественных структур предполагает их разрушение или упразднение и замену их другими, при необходимости с применением силы. Идея заключается в том, что структуры эти настолько испорчены, что их нельзя уже освободить от пороков путем преобразования. Необходима новая отправная точка, а это требует радикального ниспровержения существующих форм. Какое бы влияние не оказывали общественные структуры на людей, влияние это является динамическим, а не статическим. Таким образом, когда какая-то структура упраздняется, ее влияние прекращается. Она уже не вызывает такого извращения человеческой природы, пагубное действие которого прекратится лишь тогда, когда произойдет духовное возрождение [39].

Эта стратегия, которую можно назвать стратегией революции, характерна для наиболее радикальных форм политической и религиозной философии. Ее опасные идеи с недавних пор стал провозглашать известный в России и странах СНГ пастор из Риги Алексей Ледяев, выпустив книгу под названием «Новый мировой порядок». Однако его идеи были отвергнуты всеми протестантскими деноминациями и широкого распространения не получили.

Из трех описанных выше подходов в преодолении общественного греха можно сделать вывод: если, зло является по своей природе как индивидуальным, так и общественным, то наступление на него надо вести при сочетании стратегий, а не с помощью лишь одной из них. Поскольку сердца и личностная природа отдельных людей испорчены, духовное возрождение необходимо. С другой стороны, поскольку существуют структуры зла в мире, выходящие за пределы возможностей отдельных людей, должны применяться какие-то средства и способы обновления этих структур. Стратегия революции - слишком крайний подход; она отступает от учения Христа в отношении насилия. Наш Господь кроткий и смиренный сердцем и Царство Его не от мира сего. Агрессивность противна Святому Духу.

Сочетание стратегий духовного возрождения и ненасильственных реформ внушает более всего надежды в борьбе с грехом и злом в нашем мире. Здесь требуется выдвижение на первый план проповеди Евангелия, а также активного мирного преобразования общества [39].

3.3.2. Преобразование общества

Уже своим пребыванием в обществе мы свидетельствуем о той Истине, Которая вдохновляет нас поступать по доброй совести, жить мирно, относиться к ближнему со вниманием…

[Христианин] не тот, кто отрекся от каких-либо контактов с миром, но тот, кто ходит перед Богом, чем бы ни занимался: метет ли двор, составляет ли смету, пишет компьютерную программу или учит детей.

Артемий Владимиров

Истинная миссия, цель и полномочия Церкви не в том, чтобы выйти из этого мира, а напротив - влиять на него и насаждать в нем культуру и природу Царства Божьего. Церковь, которая понимает Божьи принципы, может эффективно применять их как на личном, так и на глобальном уровне. Современное общество нуждается в христианах во всех социальных сферах: в сфере торговли, средств массовой информации, искусства, правительства, социальных услуг и многих других сферах, которые находятся за пределами Церкви. Бог предназначил каждому верующему оказывать влияние и приносить перемены в тех областях, где он имеет авторитет и вес.

Даже самая многочисленная Церковь будет бесполезной, если она не воздействует на общество и не изменяет культуру страны, если она не обращается к обществу с призывами и не решает проблемы, существующие в стране [44].

Призвание Церкви без лицеприятия служить людям из всех социальных групп нашего общества, особенно «малым сим» (Матфея 25:40), а не только состоявшимся успешным людям. Церкви следует обратить внимание на людей, которые в обществе считаются наименее влиятельными и ценными, на тех, кто находится на самом его дне. Истинное служение заключается в том, чтобы касаться жизни этих людей и изменять ее.

Подавая пример решения проблем общества, верующие христиане вдохновляют многих последовать своему примеру. Многие служители Божьи сегодня делятся своим опытом: «Вместо того чтобы обвинять правительство в бездействии, мы берем ответственность на себя - создаем программы, регистрируем свои общественные организации и начинаем движение, которое нацелено на решение определенной проблемы» [44].

Сегодня, как и 2000 лет назад христиане призваны идти к людям с Божьими принципами и преподносить их в такой форме, не искажая при этом учение Христа, которую они с удовольствием будут принимать, прислушиваясь к нашим словам. Многочисленные общественные организации, основанные христианами, дают Богу возможность действовать и производить изменения в стране, не вызывая противостояния со стороны власти. Когда Церковь занимает сильную и активную позицию в обществе, люди Божьи могут приходить к власти и добиваться влияния на самых высоких постах в государстве [44].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Если нравственность имеет своим источником веру в Бога, и Церковь является школой нравственности, то христианский брак и семья становятся той институцией в земной человеческой жизни, где любовь и христианские нравственные нормы актуализируются прежде всего. В падшем мире, где все искажено греховными страстями и преступлением, где глубочайшим образом повреждена сама человеческая природа, брак и семья все же остаются той укрепленной цитаделью, где хранится и действует любовь, где из поколения в поколение передается жизнь, где воспитывается совесть, взращивается вера [7].

Когда мужья и жены работают для Царства Божьего, у них не остается времени для внутренних проблем, конфликтов, измен, депрессий и других пороков и грехов, в которых утопает этот мир. Если семья любит Бога, исполняется Святым Духом, горит для Него, выполняет Его планы на этой земле, то в ней не будет места для праздности и духа поражения.

Господь наполняет христианские браки особым духовным смыслом и содержанием, вкладывая в сердца Своих детей цели и глобальные мечты совершать великие дела для Его Царства. Богу нужны семьи, которые будут охвачены Божьей идеей распространять Евангелие по всей земле и которые соответствовали бы Его высоким стандартам, готовые посвятить себя на служение и взять возложенную на них ответственность. Уверена, люди не смогут оставаться равнодушными видя Божий свет таких браков.

Истинная христианская семья, построенная в соответствии с принципами Царства Божьего, может стать ответом на многочисленные вопросы и проблемы, которые стоят перед современным человеком.

Из истории гонений первых христиан в Римской империи видно, что верующие своим мученическим подвигом и активной проповедью Евангелия буквально очистили все пороки и низкие нравственные стандарты идущей к закату цивилизации, и совершили радикальное ненасильственное преобразование общества. И сегодня учение Христа способно трансформировать любую культуру, наполнив ее истинным духовным содержанием.

Из проделанной мною работы, как верующие, так и неверующие люди могут еще яснее увидеть надвигающиеся вызовы нравственности нашему обществу, их специфику и направленность к изменению массового сознания, разрушению семейных и общечеловеческих ценностей. В работе предложены механизмы реакции христиан и Церкви Христовой на современные вызовы.

В заключении, хочется сказать, что истинная проблема духовно-нравственного кризиса России заключается не во внешней политике или экономике, а в падении морали. Народу ставят ложный диагноз проблем, разные партии, политики, идеологи и попытка решения нравственных проблем силами государства, без вмешательства Церкви только усугубляет ситуацию. Церковь является главным средоточием морали и нравственности, и ей государство и общество должны предоставить полномочия для духовно-нравственного преобразования общества, всех социальных институтов. Но, даже если общество не предоставит Церкви должных полномочий, не даст «зеленый свет» в политику и бизнес, закроет доступ в те сферы, где царствуют идолы по имени «жизненные ценности», Церковь Христова всегда готова и будет со всяким постоянством совершать свое служение нуждающимся людям, семьям и народностям.

Литература

[1] Ники и Шила Гамбл. Как прожить в супружеском союзе долго и счастливо. - М.: Российский Альфа офис, 2004 г., - 330 с.

[2] Новый Библейский комментарий: В 3 ч. Ч. 1. Ветхий Завет. Книга Бытие - Книга Иова. - Спб.: Мирт, 2000 г., - 646 с.

[3] Фердинанд Кренцер. Завтра мы снова будем верить. Основы католического вероучения. Электронная версия книги.

[4] Петер Майер. Чистота, любовь, брак (Божий порядок - путь благочестия). 1993 г., - 215 с.

[5] Религиозно-нравственный смысл христианского брака. А.Л. Анисин. Сибирская Православная газета. Электронная версия журнала.

[6] Крэйг Хилл. Брак завет или контракт. - К.: «Основания семьи», 2004 г., - 64 с.

[7] Протоирей Владимир Воробьев. Православное учение о браке.

[8] Уилсон Дуглас. Преобразование брака. - Спб.: Ортодоксальное христианство, 2002 г., - 144 с.

[9] Мир на распутье. Глобальные общественные процессы перед лицом новых нравственных вызовов. Алексий II, патриарх Московский и всея Руси

Церковь и время. №28 (2004).

[10] Ценностный потенциал базового образования в духовно-нравственном воспитании учащихся: Монография / Т. И. Петракова; Институт общего образования МО России: Международный научный педагогический Интернет-журнал. Ред. совет: В.П. Борисенков, Б.С. Гершунский, Н.И. Загузов, Н.Д. Никандров, В.А. Поляков, Б.Н. Сизов, Д.И. Фельдштейн и др.; гл. ред. Р.П. Будаков;

[11] Сексуальная революция в Российской школе. Не пора ли остановиться? Михаил Ходанов, член Союза писателей России. - Народное образование 9/07.

[12] Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - М.: Изд-во СВБ, 1993 г., - 223 с.

[13] Что случилось с нравственностью? К.А. Савельева. Материалы «Круглого стола», посвященного Дню философии ЮНЕСКО. Кыргызско-Российский Славянский университет / Под общ.ред. И.И. Ивановой. Бишкек, 2004 г., с.123-127.

[14] Послание к Римлянам и Галатам. П.И. Онуфрийчук. Международный кассетный библейский институт, 2003 г., с.19.

[15] Кэтрин А. Лист, Досси Истон. The Ethical Slut. М.: Livebook, 2006 г., - 90 с.

[16] Новый путь мышления (или мышление нового мирового порядка). Владимир Хубирьянц. Газета «Для тебя».

[17] Чума порнографии.

[18] Социальная концепция Русской Православной Церкви о семье.

[19] По направлению к биороботу. И.Медведева, Т.Шишова. Электронная версия журнала «Москва».

[20] 15 лет россиянка провела в секс-рабстве. Аргументы и факты. №43, 2007 г.

[21] Традиционное христианство и нетрадиционная сексуальная ориентация. Д. Подорожный. Христианский портал «Дом на скале».

[22] Гражданский брак всегда обречен. Ирина Рахимова. Статья на сайте «Настоящая любовь», в разделе «Мифы о любви»,

[23] Дом без крыши. Ирина Мошкова. Статья на сайте «Настоящая любовь», в разделе «Мифы о любви»,

[24] Александр Ткаченко, журнал «Фома». Цитата на сайте «Настоящая любовь», в разделе «Мифы о любви»,

[25] Генри Клауд, Джон Таунсенд. Брак: где проходит граница? - М.: Триада, 2006 г., - 352 с.

[26] В сетях нереальной реальности. Алина Скачкова. Журнал «Миссионер» №1'07, с. 44.

[27] Тревожна статистика: статья портала «Ребенок в сети».

[28] Общение в социальный сетях может привести к разводу: статья на сайте Всероссийского Цента изучения общественного мнения.

[29] Д. Олсон. Когда глаза мужчины начинают блуждать. Электронная версия буклета, переведенная на русский язык Романом Петровым.

[30] О грехе сквернословия. Электронная версия «Православной газеты».

[31] О сквернословии. М.Таранов. Газета «Тайная Власть».

[32] Брачное состояние населения России. Сайт «Всероссийская перепись населения 2002».

[33] Жениться по любви, но с брачным договором: статья на сайте Всероссийского Цента изучения общественного мнения.

[34] Кризис брака: кто виноват и что делать? Статья на сайте «Год семьи 2008».

[35] Из-за водки россияне разводятся чаще, чем из-за тещи: статья на сайте Всероссийского Цента изучения общественного мнения.

[36] Из-за чего разводятся в России? статья на сайте Всероссийского Цента изучения общественного мнения.

[37] Ричард Нибур. Христос и общество. - Новосибирск: Посох, 1999 г., - 256 с.

[38] Полноценная жизнь. Библия с комментариями. Под ред. Дональда Стэмса. USA: Life Publishers Internationnal, 2001 г., - 1400 с.

[39] Миллард Эриксон. Христианское богословие. - Спб.: Библия для всех, 2004 г., - 1088 с.

[40] Христианская семья под угрозой влияния современного мира. Джон Мак-Артур. Статья на сайте «Христианская семья и школа».

[41] Д. Принс Влияние на историю через пост и молитву. - Львов: Тимофей 2004. - 130 с. [42] С. Аделаджа. Церковь славная и победоносная. - К.: Светлая звезда, 2005 г., - 120 с.

[43] Никаких извинений: правда о жизни, любви и сексе. Пособие для преподавателя.- М.: Духовное возрождение, 2001 г., - 208 с.

[44] С. Аделаджа. Реформация. - К.: Светлая звезда, 2008 г., - 216 с.

[45] Б. Уилкинсон. Библейский портрет супружества. Учебное пособие. - Киев: «Путешествие по Библии», 2000 г., - 100 с.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты