рефераты курсовые

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

b>3.7.11 Пятая ступень: ощущения + любовь + разум

Пятую стадию дисгармонии Неплюев Н.Н. определяет высшей стадией дисгармонии духа, или наименьшей дисгармонией, возможной при преобладании ощущений. Теперь рабыня ощущений - любовь берет себе в помощь разум, который теперь выполняет роль второстепенного помощника ощущений. Теперь опираясь на любовь и на разум, человек достигает целей, которые наметили его ощущения, более разумными путями: «От предыдущего настроения оно отличается только тем, что в добросердечное стремление угодить Богу дарами и осчастливить ближних всякими благами земными вносится более разумности, на службе ощущений почетный раб - любовь берет себе на помощь еще и второстепенного раба - разум и, при помощи его, достигает целей, намеченных властными ощущениями, более прежнего разумными путями» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.120..

Внешне такая дисгармония еще меньше себя проявляет в отношениях к Богу и ближним и, таким образом способна еще легче ввести в обман поверхностного наблюдателя: «Когда любовь к Богу выражают дарами и жертвами, не заботясь ни о разумном понимании воли Божьей, ни о разумной организации жизни по вере, а только пользуясь услугами разума для наилучшего, наиболее правоверного угождения Богу путем все тех же даров и жертв, не надо ошибаться, очевидно: ощущения занимают место первое, второе место принадлежит любви, а разум унижен до положения слуги, раба властных ощущений.

Когда любовь к ближним выражается исключительными заботами о материальном благосостоянии, а о жизни любви и разума в них заботятся лишь настолько, насколько это может способствовать комфорту жизни земной, не надо ошибаться: хотя любовь и искренна, и нелицемерна, хотя к достижению материального благосостояния ближних стремятся, по-видимому, разумными путями, все же и любовь, и разум - позорные рабы властных ощущений, и все, что было бы предложено и сделано во имя любви и разума в ущерб ощущениям, неизбежно подвергалось бы осуждению и было бы признано опасною и вредною утопией» Там же С.120-121..

Эта наименьшая дисгармония духа, по мнению Неплюева Н.Н., тем не менее, также устраивает ад внутри человека, так как ощущения не делятся своим царством ни с любовью, ни с разумом, но являются единоличными тиранами в управлении жизни личности: «На первый взгляд может показаться несправедливым отнести последние настроения к аду внутри человека, к геенне огненной, к рабству подзаконному. На самом деле сделать это вполне основательно. Ведь и тут царствуют ощущения, а любовь и разум неизменно остаются рабами, все равно, признанными или не признанными, почетными или униженными, во всяком случае, рабами на службе ощущений. Пока царствуют ощущения, они только пользуются услугами разума и любви, не переставая быть теми же властными, не стесняемыми ни любовью, ни разумом ощущениями, ненасытными по самой природе своей грубо эгоистичными и тем самым делающими рабство подзаконное явлением неизбежным, насущною потребностью общества, которое без того быстро дошло бы до состояния анархии» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.121..

По мнению Неплюева Н.Н. каждый человек способен испытывать разные состояния дисгармонии духа в течение всей своей жизни и в отдельные моменты своего земного существования возвышаться от позора высшей дисгармонии скотоподобного человека до святой гармонии человека богоподобного и наоборот. То состояние, которое более свойственно человеку и проявляется в нем чаще, как раз и формирует основное настроение, характер жизни и его отношение к самому себе, к Богу и ближним.

При определении нравственного достоинства определенных общественных групп не следует принимать в расчет ни действия властей, ни отдельных выдающихся представителей этих общественных групп и таким образом оправдывать их надлежащую духовную дисгармонию, но по мнению Неплюева Н.Н, необходимо вникнуть в смысл жизни большинства, «понять какое место в этой жизни занимают любовь, разум и ощущения, какая комбинация этих трех элементов является наиболее типичной не в отдельные исключительные минуты, а в рутине повседневной, обыденной жизни» Там же С.122..

3.7.12 Царство разума. Первая ступень дисгармонии духа

Сравнивая с периодом господства ощущений, царство разума, Неплюев Н.Н. определяет преддверием царства любви. К царству ощущений оно относится, как чистилище к аду Неплюев Н.Н. Трудовое братство. Господство разума. Собрание сочинений. В 3 томах. Т.3. СПб.: 2007. С.130..

Неплюев Н.Н. предлагает изобразить человеческую жизнь и настроение в зависимости от новой комбинации духовных свойств человека, в которой «…разум играет первенствующую роль во всем, намечает деятельности, указывает пути для достижения этих целей, определяет отношения к Богу, ближнему и самому себе, властно господствует над любовью и ощущениями» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.123..

Это уже не скотоподобное состояние человека, но, тем не менее, оно так же как и низшая степень дисгармонии духа препятствует совершаться правде Божьей, как в самом человеке, так и в окружающем его мире: «Согласное единой, абсолютной, вечной истине правды Божьей, в христианской гармонии духа место первое принадлежит любви, ей надлежит царствовать. Пока разум добровольно и сознательно не уступит место первое, не станет на принадлежащее ему место второе, вся деятельность его ошибочна, и это прекрасно понято и выражено еще апостолом Павлом, говорившим о людях всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины (2 Тим.3:7); знание надмевает, а любовь назидает (1 Кор.8:1). Пока разум находится в положении самозванца, удерживающего при себе в положении слуги своего законного господина любовь, он не делает самого разумного, что он прежде всего сделать должен, без чего не могут быть разумными и дальнейшие его шаги: не додумался до истинного значения любви в экономии жизни мира и не уступил ей добровольного и сознательно подобающее ей место» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.124..

Тем не менее, на данной ступени дисгармонии духа человек меняется в своем мировоззрении, в своем отношении к Богу и людям. Отношения к Богу теперь носят не кощунственный характер, как прежде. Бога, как говорит Неплюев Н.Н., «теперь стараются понять» и определенно извлечь из богословия все то, что способно послужить для благополучного существования общества: «Бога стараются понять по мере сил, Христа изучают, из Его учения и примера жизни Его стараются извлечь все, что может послужить на пользу человечеству, сообразно тому, как понимают эту пользу, но не доходят более до наивной дерзости представлений о Боге как о грубом существе: жестоком, корыстном, взбалмошном и чванливом, по образу и подобию рабов ощущений, не смеют более пытаться подкупить Его дарами, бессмысленными оргиями буквы мертвящей и благочестивых упражнений, рабской лестью самодовольных грешников, приближающихся к Нему устами своими. Тут невозможность правильно понять и исповедать Бога истинного и Христа Его зависит от того, что философию христианства ставят на место вдохновения любви, а не делают философию верным слугою и другом царственной любви» Там же С.125..

В отличие от безнадежно-мрачного мировоззрения, которое устанавливается царством ощущений, теперь, при господстве разума мировоззрение преображается, оно становится шире, разумнее и стройнее прежнего. Вот, как описывает Неплюев Н.Н. это жизненное настроение: «Идеал: всеведение и всемогущество. …

Нравственность: самоотверженное служение кумиру - науке. …

Гордость сознательная, мотивированная, признаваемая за добродетель и даже за основу всей этики. Холодная надменность разумного существа, обоготворяющего разум и сознающего себя разумным. …

Гнев проявляется чаще в форме оскорбительного презрения ко всему, что кажется неразумным и тем, что кажется провинившимся перед кумиром - разумом. …

Эгоизм сознательный, мотивированный, признаваемый за неотъемлемое священное право под именем индивидуальности. …

Вера в Бога без любви не может служить объединяющим началом даже и тогда, когда признают личного Бога, признают в теории и греховность эгоизма; от признания до реальной победы так же далеко, как от слова до дела; для признания достаточно логичной выкладки ума, для реальной победы нужна громадная духовная сила, возможная только как результат торжествующей, царственной любви. …

Уныние законное, неизбежное для поклонников разума, сознающих бессилие своего кумира отвечать на насущные вопросы о первопричинах и конечных целях бытия, о смысле жизни мира и земной жизни человека, сознающих безвыходное отчаяние своего бессмысленного, сознательно скорбного бытия. …

Радость идейная и жестокая. …

Совесть математическая, как результат бесстрастных математических выкладок властного разума, и фальшивая, насколько в этих выкладках упущен элемент любви и его истинное значение. …

Честь - плодотворное служение на пользу мысли и науке.

Долг - подчинение разуму любви и ощущений. …

Самопожертвование холодное, расчетливое и потому не логичное. …

Братолюбие еще невозможно, как и братство христианское, как торжество любви над холодным разумом и бесстрастной справедливостью, как стеснение свободолюбивой индивидуальности. …

Религия, освободившись от тяжелых цепей мелочной регламентации обоготворенной буквы мертвящей, освободившись от рабства подзаконного, не воспрянула до святого таинства преображения человека в новую тварь силою духа животворящего, а остановилась на промежуточной ступени - философии христианства. Тут впервые возможен холодный мрачный аскетизм, отрицающий права любви и ощущений во имя разума, считающий богоугодным самоистязания, умерщвление плоти, восстающей на разум. …

Основы жизни: разум, наука и корыстные соображения о выгоде личной, семейной, общественной, государственной или даже и общечеловеческой, смотря по тому, насколько широко умственное развитие поклонника разума, который может быть и очень глупым и очень наразвитым человеком, не доросшим до идеи о солидарности его личных интересов с какою-либо общественною группою. …

Сдерживающие начала - соображения о разумности и выгодности. … Путь - наука и выкладки разума. …

Истина - результат доверия в непогрешимость собственных наблюдений, опыта других людей и выкладок человеческого разума. …

Жизнь - бесцельный умственный спорт, вроде раскладывания разумом бесконечно разнообразных, но одинаково бесцельных умственных пасьянсов…

Наука - самодовлеющее божество, которому все подчиняют как священному результату деятельности обоготворенного разума…

Искусство тенденциозно до принципиальной враждебности к изяществу и красоте, ради торжества голой идеи и правды научного изучения жизни, как она есть. …

Литература - научные протоколы, долженствующие служить материалами и документами по психологии, социологии и другим наукам, или популярные трактаты для немощных разумом. …

Семья - деловое учреждение, основанное на договоре и крепкое строго определенными, основанными на взаимных выгодах отношениями всех своих сочленов. …

Отец - главный казначей, расплачивающийся за свои права мужа и отца. Сознает свое позорно-глупое положение, тяготится им и возмущается им во имя разума. …

Мать, как наиболее слабая из воюющих сторон, или вернее, как завоеванная страна, капитулировавшая при заключении мирного (брачного) договора, тяготится своею бесправностью, возмущается ею во имя разума и старается хитростью обратить в рабство своего законного властелина или, по крайней мере, оградить от его произвола себя и детей. …

Молодой человек во имя разума требует для себя всяких выгод от семьи, общества и государства, не признавая за собой никаких обязанностей по отношению к ним. …

Молодая девушка во имя разума требует уравнения ее прав с правами молодого человека. …

Муж, отрицая во имя разума права любви и ощущений, не может уважать жену как таковую и мирно уживаться с ней только в том случае, когда видит в ней умного и полезного товарища в своей деятельности дельца или ученого. …

Жена в лучшем случае заменяет любовь к мужу уважением к авторитету его ума и познаний. …

Старики сохраняют чувства собственного достоинства и уважения других, пока не ослабеют их умственные способности, пока другие могут извлекать для себя пользу от накопленных ими знаний и опыта…

Друзья - сотрудники по научным трудам, или единомышленники какой-либо области жизни разума, или соучастники в каких-либо предприятиях, или просто люди, нужные по выкладкам разума. …

Общество. Все отношения основаны на соображениях о взаимной пользе и имеют характер более или менее замаскированных биржевых сделок…

Государство признает своею обязанностью не только заботы о материальном благоденствии страны и ограждение безопасности личной и имущественной, но и гарантии свободы мысли, и прав разума, и заботы о водворении справедливости не только в отношениях между частными лицами, но и в отношениях самого государства к своим подданных…

Тут - наивная попытка путем мелочной регламентации водворить рай в отношениях между эгоистичными, злыми и порочными, хотя и умными или даже учеными демонами…

Воспитание заменяется образованием, ограничивается развитием ума и загромождением его массою сведений…

Благотворительность холодная, расчетливая, вытекающая из узко эгоистических или политических соображений, но не ограничивающаяся более помощью материальною. …

Богатство менее хвастливое, более осторожное и политичное. …

Народ менее бесправен и права свои имеет возможность отстаивать легальными путями…

Власти стремятся быть точными колесиками стройной машины государственного механизма…

Международные отношения при этом особенно интересны и поучительны. Та нравственность, которая признана необходимой в частном быту, в интересах общественного порядка и государственного благоустройства, не только не имеет никакой силы в международных отношениях, но и осмеивается, как глупое донкихотство, как убыточная сентиментальность. …

Симпатии все на стороне героев науки, изобретателей, дельцов и героев наживы, содействующих процветанию наук, искусств и цивилизации.

Антипатии преследуют все, даже и самое возвышенное, что кажется неразумным, что не ведет к осуществлению царства разума. …

Мудрость: учение - свет, а неучение - тьма. … » Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.127-132..

Таким образом, Неплюев Н.Н. представляет общую картину царства разума. Такое обширнейшее цитирование Неплюева Н.Н. позволяет нам увидеть в нем замечательного психолога. Он глубоко проникает в человеческую душу в любом ее внутреннем настроении и умело определяет мотивации общественной и частной деятельности личности.

Формула христианской гармонии духа, как «полезное зеркало» Там же С.108., о котором Неплюев Н.Н. говорил выше, действительно способна при доброй воле указать человеку, как степень дисгармонии духа проявляется не только на нашей жизни, но и в жизни окружающих нас людей.

Для Неплюева Н.Н. это «полезное зеркало» не просто средство оценки и идентификации человеческого духа, но и нечто позволяющее заглянуть в будущее человека. Так, к примеру, как и в размышлениях о царстве ощущений Николай Николаевич предполагает возможный положительный результат царства разума, когда ум человеческий находит необходимым ответить на вопросы космологии и эсхатологии. Когда роковые вопросы неразрывно связанные с вопросами о смысле жизни и разумного человеческого существования приведут в тупик безответности, тогда-то в человеке и возможно воскресение любви. Тогда возможно преображение духа до высоты христианской гармонии путем добровольного подчинения разума власти любви. Однако есть опасность остаться на данной ступени царства разума и хуже того, отчаявшись бессилием разума, впасть на низшую ступень дисгармонии духа, впасть в царство ощущений и временных наслаждений. Таким образом, на данной дисгармонии Неплюев Н.Н. усматривает три возможных исхода духа: «Властный разум, находясь на перепутье между адом царства ощущений и раем царства любви, не может не сознавать этого. Только очень ограниченные поклонники разума могут бессрочно благодушествовать в золоченой клетке позитивизма. Более сильные умы не могут, поклоняясь разуму, ограничивать его. Он непременно приведет их к роковым вопросам о первопричинах и конечных целях бытия, неразрывно связанных и с жизненными вопросами о смысле земной жизни человека и о том, как жить разумно; он непременно заставит их понять, что самостоятельно решать эти вопросы он не в силах, заставит их понять насущную потребность для разума веры в Откровение. Таким образом, результаты могут быть троякие: бессрочное пребывание в золоченой клетке позитивизма, падение до рабства ощущениям в форме бесцельного научного спорта или какой-либо другой формы пьяного прозябания, или духовное преображение духа до высоты христианской гармонии путем добровольного подчинения разума власти любви» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.132..

3.7.13 Вторая ступень: разум + ощущения

В данной комбинации дисгармонии духа Неплюев Н.Н. обнаруживает отсутствие любви, разум не допускает ее проявление, однако признаются права ощущений. Разуму легче отрицать любовь, чем ощущения и поэтому они становятся изысканным плодом разума: «Любовь отрицать легче, украв ее у Бога и ближних, чтобы всю, без остатка сосредоточить на себе самом, гораздо труднее игнорировать права ощущений… признав права ощущений, разум и не стесняет широкого разгула их, признавая неразумным только те проявления их, которые дурно отражаются на самом развратнике, внося в его собственную жизнь слишком очевидные смятения, скорби и страдания» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.133.. Для Неплюева Н.Н. всякий кто не подчиняет ощущения разуму, под единственным покровом любви, есть развратник: «Ощущениями я называю в духовной жизни человека все, что не есть разум и любовь, развратником - всякого, кто эти ощущения не подчиняет разуму под верховным главенством любви, безразлично, каковы бы ни были эти ощущения: сладострастие, корыстолюбие, честолюбие, лень духовная или распущенность беспечного веселья» Там же..

3.7.14 Третья ступень: разум + ощущения + любовь

В данной комбинации дисгармонии духа Неплюев Н.Н. предполагает, что впервые властным разумом признаются права любви, которые, однако, не нарушают высших прав ощущений и тем более самого разума. Таким образом, любовь со своими правами лишь рабыня, которая ублажает своих ущербных хозяев. Внешне человек выглядит таким же развратником на рациональных началах, только теперь появление любви делает его менее жестоким: «В действительности эта покорная любовь на службе разума и ощущений является только украшающей их тонкой позолотой, от которой и следа не остается каждый раз, как приходится выбирать между нею, с одной стороны, и правами разума и ощущений - с другой.

Это те же развратники на рациональных началах, только менее жестокие, более благодушные, причем, однако, благодушие это никогда не доходит до того, чтобы из доброжелательства к ближнему пожертвовать излюбленными ощущениями и, тем более, планами расчетливого эгоизма» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.134..

3.7.15 Четвертая ступень: разум + любовь

В данной комбинации свойств духа наблюдается отрицание разумом ощущений, но теперь не только во имя разума, но и во имя любви. Теперь любовь занимает почетное положение, уважаемого помощника разума: «Тот же разум, который прежде во имя свободы ощущений угнетал любовь, теперь всю ответственность за то возлагает на ощущения и впадает в новую крайность, отрицая само право их на существование» Там же..

Внешне подобные люди способны внушить к себе симпатии, и показаться положительными христианами, но приглядевшись, все же можно обнаружить, что в жизни человека не любовь, а разум намечает цели деятельности и лежит в основе жизни, а единственный правоспособный слуга разума - любовь, лишь скрашивает пути, которыми идут к целям, намеченным разумом.

3.7.16 Пятая ступень: разум + любовь + ощущения

На этой пограничной ступени дисгармонии духа, возможной в период царства разума, любовь властвует над ощущениями, но также покорно молчит, как и прежде подчиняется и бездействует, когда того требует властный разум. Внешне людей, такого типа все тяжелей отличить от истинных христиан. Неплюев Н.Н. говорит, что псевдохристиане такого типа определяются своим холодным благодушием по отношению к Богу и ближним, они допускают зло в своем мировоззрении, но находят возможным уживаться с ним: «Чем возможнее ошибка, тем осторожнее, осмотрительнее мы должны быть. Верным указанием для нас при этом может быть отсутствие горячей ревности о Боге, благодушная уживчивость со злом в жизни каждый раз, как разум повелевает мириться со злом, которое ему кажется непреодолимым при данных обстоятельствах. Если при достойном христианина подчинении ощущений разуму и любви любовь спокойно молчит и покорно улыбается по требованиям разума, при явном нарушении воли Бога-Любви, при отсутствии животворящего духа любви в строе жизни и взаимных отношениях между ближними, мы должны понять, что любовь еще не воссела на подобающий ей царственный престол, а продолжает быть лишь почетным слугой властного разума» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.135..

3.7.17 Царство любви. Первая ступень христианской гармонии духа

Когда любовь занимает подобающее ей первое место внутри человека-духа и обуславливает все его мировоззрение, отношение к Богу и ближним, тогда по мнению Неплюева Н.Н. - это царство любви: «Она властвует, и никогда права ее не приносятся сознательно в жертву ни разуму, ни ощущениям» Там же С.135-136..

Когда разум подавлен торжествующей любовью, как не внушающий дружеского доверия любви; когда ощущения бесправны и признаются врагом любви тогда такое состояние духа Неплюев Н.Н. определяет низшей ступенью святой гармонии духа: «Разум на этой низшей ступени святой гармонии духа настолько подавлен торжествующей после долгого рабства и подчиненного служебного положения любовью, что оказывается совершенно бесправным, не внушает к себе достаточно доверия любви, чтобы в своем новом положении она доверчиво принимала услуги своего бывшего господина, готового принять на себя роль сознательно подчинившегося верховной власти любви послушного, преданного друга.

Ощущения тоже бесправны и отрицаются во имя торжествующей любви как вековечный враг ее, грубый деспотизм которого так долго угнетал ее в период царства ощущений и так часто являлся докучливой помехой в период совместного служения властному разуму. Любовь еще не сознала всей мощи своего могущества и считает ощущения для себя опасными, в то время как она чудодейственной силой своей способна не только властвовать над ними, но и преобразить их в те чистые, безгрешные ощущения, какими они есть как осуществившаяся мысль святого, безгрешного, праведно Творца всего сущего» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.136..

Такое царство любви, где ни разум, ни ощущения не признаются действующими звеньями гармонии духа, также определяет особое мировоззрение человека. Теперь воцарившаяся любовь в человеке позволяет ему понять Бога-Любовь, изменяет его отношение к Нему на более правоверное и откровенное. Религия теперь дорастает до поклонения Богу в духе и истине. Только теперь буква закона и обряда, оживленная животворящим духом любви, перестает быть мертвящей. Теперь жизнь человека, во всех ее сферах проявления, основывается на любвеобильной живой вере в Бога-Любовь и нелицемерном братолюбии, отчего жизнь становится радостью торжествующей деятельной любви. Впервые Неплюев Н.Н. может назвать это мировоззрение христианским, однако имеющим один значительный недостаток того, что разум и ощущения не принимают участия в экономии жизни мира: «Мировоззрение впервые может быть стройным, христианским, за исключение довольно значительного пробела, происходящего от непонимания значения разума и ощущений в экономии жизни мира. Во всяком случае становится доступным понимание первопричины бытия в конечной цели творения в связи с ясным пониманием, что Бог-Любовь - альфа и омега мироздания.

Идеал - вечное царство, сила и слава Бога-Любви, преображение всех душ живых в любящих сынов Отца Небесного, организация жизни и отношений на началах любви.

Нравственность вся основана и логично вытекает из любви к Богу и ближним, хотя на этой низшей степени святой гармонии духа, при отрицании прав разума и ощущений, очень односторонняя, часто близорукая, но возвышенная и неподкупная, не подкупить ее ни соблазнами ощущений, ни доводами расчетливого разума.

Гордость невозможна и претворяется любовью в чувство собственного достоинства, неизбежное для человека, уважающего в себе образ и подобие Божье, тесно связанное с добрым христианским смирением.

Гнев из грубого неприязненного чувства, претворяется любовью в огонь святой ревности по Богу и правде Его, при доброжелательной жалости к тому, кто этот гнев вызывает, и мучительной скорби о том, что мешает любить и уважать в ближнем образ и подобие Божье.

Эгоизм есть противоположность любви, при нем нет места любви к Богу и ближним, так как он в том и состоит, что всю любовь сосредоточили на самих себе, украли у Бога и ближних. …

Уныние при этом настроении - явление ненормальное, несмотря на то что тоска по Богу и слезы о гибнущих сынах человеческих неизбежны. Когда сильно любишь, нельзя не верить в то, что любишь, а вера неразрывна с надеждой, при которой нет места унынию. …

Радость устойчивая и разумная, несмотря на скорбь земного бытия, несмотря на неизбежность гонений и злословий со стороны тех, кто любит мир и то, что в мире, и ненавидит все, что не от мира сего. … Совесть чуткая, наполняющая душу тревогой каждый раз, как в настроении или жизни наступает затмение света любви.

Честь полагается не в том, чтобы всех осилить словом и делом, не в том, чтобы, по-волчьи огрызаясь, оцарапать и укусить больнее, чем сам был оцарапан и укушен, не в том даже, чтобы ни йоты не уступить из своего права, а в том, чтобы постоянно оставаться верным духу любви, одерживать победы силой великодушия и вдохновения любви. …

Высшим долгом признается непоколебимая, неизменная верность Богу-Любви и Его любвеобильному делу, при том верность не по букве, а по духу и совести. …

Самопожертвование неизбежно, и притом не в виде редкого исключения, а как заурядное явление повседневной жизни. …

Братолюбие становится не трудным подвигом, а естественным проявлением торжествующей, деятельной любви. …

Религия доросла до поклонения Богу в духе и истине. Только теперь буква текста и обряда перестает быть мертвящею, оживленная животворящим духом любви. …

Основы жизни - любвеобильная вера живая в Бога-Любовь и нелицемерное братолюбие.

Сдерживающие начала - страх Божий и страх соблазна, понимая под соблазном все, что противоречит любви к Богу и братолюбию, а под страхом Божьим - свободное, полное достоинства опасение оскорбить горячо любимого Отца Небесного…

Путь - самоотвержение, радостное принятие на себя тяжелого креста борьбы со злом и радостное следование в направлении торжества любви и братолюбия.

Истина - любовь как первопричина и конечна цель бытия, любовь как самодовлеющий смысл жизни и вечная правда отношений к Богу и ближним.

Жизнь - радость торжествующей деятельной любви.

Наука - Боговедение и неразрывно с ним связанное полное любви и благоговения изучение творения любвеобильного Творца. … Искусство непременно отразит в себе любовь к красоте в соединении с любовью к Богу и ближним.

Литература - могучее орудие проповеди веры в Бога-Любовь, любви к Нему и стройной организации жизни на началах любви в братстве.

Семья - малая церковь, в которой любовь научает всех членов жить друг для друга, дополняя жизнь друг друга и никогда не отравляя, не задевая жизнь другого.

Молодой человек находит в любви ограждение от соблазнов и ключ понимания своих обязанностей по отношению к Богу, к семье, к ближним, к обществу, отечеству и человечеству, как бы ни были перепутаны эти обязанности в хаосе жизни, осложненной злобой и пороком.

Молодая девушка находит радость в самоотверженной любви к родителям, как потом найдет радость в самоотверженной любви к мужу и семье и в высшей радости самоотверженной любви к Богу и святому делу Его.

Муж научен любовью понимать свою обязанность быть верным супругом, рассчитывая на верность жены, и уметь уважать и ее, и свои отношения к ней…

Жена научена любовью понимать свою обязанность быть не только верной супругой, но и верным другом мужа в его духовной жизни…

Старики не завидуют молодежи и не хвастают, превознося свое время и свое поколение. Любовь научает их деликатности, смирению, бескорыстной радости успехам молодого поколения и тем самым делает их полезными, приятными, достойными любви и уважения.

Друзья - люди единомыслящие и единодушные в признании прав торжествующей любви, участники в деле проповеди любви и организации жизни на началах любви и братства.

Общество не может долее мириться со строем жизни, основанном на насилии, корысти или каких-либо других основах, кроме любви.

Государство, рядом с заботами о хлебе насущном, о свободе и безопасности, об удовлетворении умственных потребностей своих подданных, признает священной обязанностью своей ограждать кротких от волков хищных, стремиться к торжеству любви в жизни…

Воспитание ставит цели нравственные выше целей образовательных и совсем отрешилось от традиций унизительной для человеческого достоинства грубой дрессировки, свойственной воспитательным приемам периода царства ощущений и иссушающего сердце педантичного формализма, свойственного воспитательным приемам периода царства разума.

Благотворительность не может быть более ни бессистемной раздачей пятаков, ни вообще позорным подкупом Бога и общественного мнения… любовь непременно научит принести ближнему действительную и прочную пользу, не забывая, что в этом ближнем страдает не одно тело, что мы обязаны, благотворя ему, любить и уважать в нем брата, а не отделываться от него подачками и не заглушать свою совесть столь дешевой ценой.

Бедность впервые может переноситься без ропота и озлобления, не опьяняя себя грубым разгулом, с тихой радостью в сердце.

Богатство не только не служит поводом к гордости, но возлагает на обладателя тяжелые обязательства, которые любовь научает сознавать и признавать.

Народ понимает животворящий дух слов Откровения: Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя почитайте (1 Пет.2:17).

Власти научены любовью не искать своего, не себе на пользу заставлять служить всех и вся, а понимать всю тяжесть ответственности своих прав и самоотверженно выполнять священный долг…

Международные отношения не могут более иметь ни грубо зверский характер периода царства ощущений, ни расчетливо корыстный характер периода царства разума…

Мудрость - любовь к Богу и братолюбие» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.136-145..

Носители такого мировоззрения относятся к тому типу людей, которым недостает только признания прав разума и ощущений до полной гармонии духа: «Это те святые герои торжествующей любви, которых враги назовут юродствующими аскетами, а истинный христианин будет любить и почитать, не осуждая их за немощь страха разума и ощущений» Там же С.146..

Они явно выше по духу и отличны от тех благодушных, которые безразлично уживаются и часто выставляются положительными типами любвеобильных христиан, в то время как на самом деле они - мелкие эгоисты, желающие благодушной снисходительностью ко всему выкупить у Бога тихое, удобное и безмятежное житие среди зла.

Воцарившаяся любовь в человеке, как единодержавное свойство духа повергла в бесправии разум и ощущения, но жертва эта приносится не из оскорбительного для Бога недомыслия и страха, не из низких побуждений и хитроумных расчетов эгоистического разума, а из чистых побуждений бескорыстной любви и именно поэтому Неплюев Н.Н. указывает на спасительные результаты данной низшей ступени святой гармонии духа. Открыв себя любовью для Бога и ближних, человек открыл себя для радости Царства Небесного, которое внутри него: «Результаты - Царство Божье внутри человека, гонения, клевета, часто мученичество для сынов света, блуждающих поодиночке между волками хищными, небесная радость полного единомыслия и единодушия любовного, братского общения там, где многие сыны света соединятся для стройной организации жизни на началах любви и братства» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.145..

3.7.18 Вторая ступень: любовь + ощущения

Неплюев Н.Н. предлагает вторую ступень в святой христианской гармонии духа. Она еще далека от той идеальной формулы, которую он называет формулой Откровения. На данной ступени права разума не признаны правоспособным свойством духа, из-за благочестивого опасения навредить любви, однако теперь ощущения не считаются греховными сами по себе и соответственно любовь единодержавная воздает им должное внимание. По мнению Неплюева Н.Н. - это положительный шаг к уразумению животворящего духа Откровения: «Все дозволено христианину, - для чистого все чисто; вся жизнь земная не отрицается огульно, признается возможность выполнения воли Божьей на земле, яко на небеси, не достает только признания прав разума, чтобы возможно было разумное служение на дело Божье в качестве соработника Его» Там же С.146..

Сама по себе любовь благоразумна и поэтому ощущения по мнению Неплюева Н.Н. не вносят в жизнь человека вольность и распутство: «Распутство есть разнузданность жизни ощущений, не сдерживаемая любовью; разум сам по себе не играет при этом никакой роли, так как распутство в пределах эгоистического благоразумия требованиям разума не противоречит; напротив, распутство всегда противоречит правам любви, и потому где властвует любовь - там распутство невозможно. С этим многие не согласятся по привычке называть любовью эгоистическую жажду обладания при полном равнодушии ко всем и вся, кроме предмета вожделения» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.46..

На этой ступени торжествует любовь и поэтому не может быть проявлений жесткого эгоизма, здесь самоотвержение и ощущения возведенные в почетное положение уважаемого друга властной любви, даже и без помощи разума сдерживаются крепкой уздой любви к Богу и ближним: «Любовь может сторониться чего-либо, стыдливо избегать всякого соприкосновения с чем-либо, совсем не признавать права участия чего-либо в ее жизни и деятельности, но, раз признав чьи-либо права, раз приняв что-либо под власть свою, любовь не торгуется, не отмеривает вершками права и обязанности, а разом возводит в положение уважаемого друга все, что признала себе подвластным» Там же С.148..

3.7.19 Третья ступень: любовь + ощущения + разум

На третьей ступени святой христианской гармонии духа наблюдается появление разума. Теперь любовь к ближним обнаруживается для всех в своем стройном и систематичном проявлении: «Настроение это характеризуется тем, что при первенствующей заботе о торжестве любви вносят в деятельность, вытекающую из этой заботы, как и в пути достижения материального блага ближних гораздо более стройности и систематичности, чем прежде, когда любовь недоверчиво сторонилась от разума и стыдливо избегала пользоваться его услугами» Там же..

Не только ощущения, которые являются ближайшем другом любви, но и разум из раба преображается в друга, который, однако, еще менее проявляет себя: «Даже и на этом месте разум не находится в унизительном положении не только раба, но и слуги. И он, с минуты его признания, с того часа, когда его призвали принять деятельное участие в жизни торжествующей любви, разом стал в почетное положение уважаемого друга, только услугами этого друга пользуются менее и тем самым ограничивают размеры его влияния на настроение и жизнь» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.148-149..

3.7.20 Четвертая ступень: любовь + разум

На данной четвертой ступени святой гармонии духа и любовь, и разум занимают теперь подобающее им место, сообразно вечной истине правды Божьей. Не хватает только ощущений, под покровом благоразумной любви: «Любовь властно намечает цели стремлений, животворящий дух - деятельности, а разум указывает разумные пути для достижения целей, намеченных любовью, тут не только возможно, но даже неизбежно проявление деятельной любви в форме систематичной, стройной организации добра в жизни, за исключением роковой ошибки непризнания прав ощущений, со всеми логично вытекающими из нее последствиями; на ощущения смотрят, как на неизбежное зло, нечто вроде кары небесной, забывая, что даже в виде временной кары Господь не мог творить зло, причем, стройно организуя жизнь любви и разума, совсем не признают права на существование за ощущениями и стремятся не организовать жизнь ощущений, а свести эту жизнь к минимуму» Там же С.149..

Этот тип людей Неплюев Н.Н. представляет, как несовершенных аскетов, так как в них еще присутствует страх перед ощущениями. Таким образом, любовь на этой ступени тоже несовершенна, так как совершенная любовь не имеет страха. Признание ощущений - это последний знаменательный шаг перед величайшей мудростью Откровения: «Я не решаюсь назвать аскетов этой категории мудрецами только потому, что мудрость несовместима с близоруким страхом перед ощущениями, признаваемыми греховными, несмотря на веру во единого Бога Творца. На этот раз это увлечение ума, которому поддается любовь несовершенная, потому что совершенная любовь изгоняет страх» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.149..

3.7.21 Пятая ступень: любовь + разум + ощущения. Формула спасения

Данная комбинация составляет совершенный образец христианского духа, высшую ступень гармонии. Неплюев Н.Н. называет ее формулой святой христианской гармонии духа, формулой спасения и формулой Откровения: «Святая гармония духа вполне восстановлена: все признано чистым в творении Божьем, и потому ничто во всем творении не исключается из стройной организации добра на земле, во исполнение любвеобильной мудрой воли Отца Небесного на земле яко на небеси» Там же С.149-150..

Когда человек обретает в себе данную гармонию, тогда перед ним преображается весь мир, как внутренний, так и внешний. Преображается мировоззрение и прежние представления о Боге и творении обретают полноту и чистоту. Теперь, когда-то считавшийся мрачным, аскетизм преображается из самодовлеющего добра в необходимое общественное благо: «Аскетизм не признается более самодовлеющим добром, хотя и возможен и даже неизбежен каждый раз, как он требуется благом дела Божьего или благом ближних, когда избежать его нельзя, не нарушая тем верховных прав любви к Богу и Его творению» Там же С.150..

Приобрести такое настроение духа возможно, но это не значит, что человек становится уязвимым перед своей греховной склонностью. В один миг ее может повредить грехопадение человека и сбить на одну из ступеней дисгармонии. Необходимо постоянное внимание и бережное отношение к собственному духу. Минутный грех не должен застаиваться в человеке, а мгновенно искореняться через деятельное покаяние, для того, чтобы христианская гармония духа становилась все более устойчивой и с помощью Божьей окончательно обратилась от зла - это относительная святость, которая несовершенна из-за своей непостоянности; абсолютная святость достойна совершенного Бога: «Достигнуть этой высшей степени христианской гармонии духа не значит сохранить ее навсегда, возможны не только минутные падения, но и смертный грех хулы на Духа Святого продолжительного и даже окончательного, по крайней мере, во все продолжение земной жизни, предпочтения святой гармонии духа одной из многочисленных форм греховной дисгармонии.

Устойчивая гармония духа и есть святость, невозможна тут на земле, где был един свят, един Господь Иисус Христос. Невозможна святость абсолютная, но возможна святость относительная, когда падения минутны, а святость нормальна, составляя общий колорит жизни и отношений. И эта относительная святость составляет не заслугу, а обязанность каждого искренно верующего и нелицемерно любящего Бога Творца, Спасителя Христа и Духа Святого Господа Животворящего.

Можно падать, не желая того, но нельзя лежать бессрочно и тем более признавать это лежание в грязи явлением нормальным, без явного отсутствия доброй воли ходить по пути, указанному нам всем Откровением и всего более Тем, Кто был путь и истина, и жизнь (Ин.14:6).

Устойчивая святость невозможна для человека без помощи Божьей, но мы не имеем права забывать, что невозможное для человека возможно Богу» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.150..

Таким образом, Неплюев Н.Н. в данной формуле христианской гармонии духа, в данном состоянии, видит возможность осуществления Царства Божьего. Таким образом, в христианской гармонии духа ни одна из основных сил души не отрицается, но каждая ставится на подобающее ей место: первое место принадлежит любви, второе разуму, последнее - ощущениям. Все другие отношения указанных сил будут уже состоянием дисгармонии духа, когда, например, на первое место в психической жизни выдвигаются или ощущения, или разум. Рассматривая различные состояния духа в порядке восходящей гармонии его основных сил, мы находим здесь три формы в развитии гармонии духа: низшая, где господствуют ощущения, средняя - господство разума, и высшая - истинная христианская гармония духа, живущего любовью. В трактате «От ада к раю, от геенны огненной к царству Божию…» Неплюев Н.Н. От ада к раю, от геенны огненной к царству Божьему, от рабства подзаконного к свободе славы чад Божьих. Собрание сочинений. В 3 томах. Т.1. СПб.: «Профи-Центр», 2007. С.109-150 автор подробно рассматривает эти три формы или стадии в развитии царства Божия с многоразличными сочетаниями сил на каждой стадии, а также указывает, как различные дисгармонии духа (греховные дисгармонии) отражаются на отношениях к Богу, ближним, к самому себе, на всей жизни человека, как известным настроениям соответствуют известные представления о Боге, устроение жизни семейной, государственной, церковной и так далее.

VI ХРИСТИАНСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕПЛЮЕВА Н.Н.

Такое христианское мировоззрение превратило Неплюева Н.Н. в замечательного общественного деятеля.

Сам он говорит, что дело всей его жизни - это «…простая логика веры моей, исповедание той же веры делом; это было насущною потребностью веры, любви, разума и совести, естественно привело к упорядочению жизни моей и братьев моих по вере и любви к Богу всем разумением, на началах веры, действующей любовью. Чем более мы осуществляли веру нашу, тем более на опыте убеждались в мудрой и благой правде этой веры и начали понимать высокую цену для всего человечества жизненного опыта, им в нас переживаемого. Мы можем говорить это без всякого сомнения и горделивого самодовольства потому, что в богатом опыте нашем между прочим пережили, на опыте изведали и то, что сила Божья в немощи совершается. Мы не только не хотим выдавать себя за святых, но громко свидетельствуем о немощности нашей и дорожим тем, что бы всем было ясно, что чем хуже мы, тем доказательней для всего человечества жизненный опыт им в нас пережитого. Чем хуже мы, тем обязательнее для лучших нас сделать лучше и больше того, что в немощи нашей совершилось» Неплюев Н.Н. Путь веры. Письмо к Р.Н.Казимировичу. Собрание сочинений. В 3 томах. Т.3. СПб.: 2007. С.280..

Так христианское мировоззрение Неплюева Н.Н. в истории России выразилось в некоей форме христианского социализма. Понятие христианского социализма дает нам энциклопедический словарь «Христианство», в котором сказано, что это учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящегося исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключены учения, весьма далеко расходящиеся между собой и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя, и в таком случае он идет очень далеко навстречу социализму демократическому или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, то есть домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Такой характер имел христианский социализм в Англии, затем в Бельгии. В других случаях христианский социализм возник среди консервативных групп общества в виде реакции против распространения в народе социализма демократического; он указывал, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключается уже в Евангелии, в принципе нисколько не противоречат основам семьи, религии и государства и могут быть осуществлены последним. В этих случаях христианский социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения; таким в своем главном течении он явился в Германии и еще больше в Австрии Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. Т.3. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. С.172.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты