рефераты курсовые

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

платонических оттенках Неплюев Н.Н. рассуждает о теле человека, как о темничной оболочке, в которой находиться мятущаяся душа и ждет своего высвобождения. Но замечательны выводы, которые делает Николай Николаевич, говоря о том, что, высвободившись из уз телесных, душа обретает свое сообщество, духовное сообщество света или тьмы. Ведь уже в земной жизни душа святая испытывает лучи света от общения со своими добрыми собратьями, а от общения с нечестивыми обнаруживает свою духовную проституцию. Смерть прекращает мучения святых душ и обособляет их от нечестивого духовного мира. В этом Неплюев видит начало вечного блаженства и вечного мучения: «Даже теперь, когда мы так тщательно обособлены друг от друга грубыми стенами темницы тела нашего, мы ежеминутно испытываем влияние лучей духа тех, с кем имеем общение, испытываем адскую муку духовной проституции общения с духовными мирами, враждебными нам по настроению.

Когда мы сбросим грубую оболочку тел наших, или душевное тело наше изменится соответственно тому, увеличатся и радость, и страдания духовного общения, смотря по тому, рай или ад внутри того живого существа, духовные лучи которого пронизывают собою наш мир духовный.

В этом источник мук и источник блаженства вечного» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.67..

Таким образом, Неплюев Н.Н. видит причину осуждения грешников в том, что они не приняли света, которым Господь желал просветить их души, и не вняли Его всевозможным призывам. Вечность этих мучений, Неплюев Н.Н. видит в добровольном признании грешников сожительствовать злу. Теперь они вечно будут находиться за стенами Небесного Иерусалима, в беспросветном окружении злобы и страстей: «Неверующий уже осужден, осужден на обособление от Бога и верных чад Его, осужден на скорбное общение с подобными себе, которых любовь не привела к вере живой, потому что любви он предпочел разум или ощущения, осужден не по недостатку милосердия к нему, а потому что в светильнике души его не нашлось для встречи жениха огня любви и вдохновения, потому что ему нечего делать на браке агнца и в доме Отца Небесного, потому что он родственен духом не ангелам и святым, а дьяволам и злым сынам противления, с которыми он и будет оставлен во тьме внешней, за стенами Иерусалима Небесного, в озере огненном злобы и страстей, где будет продолжаться бессрочно плач и скрежет зубов» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. Собрание сочинений. В 3 томах. Т.1. СПб.: 2007. С.68..

Вечными наследниками Небесного Иерусалима становятся соответственно те, которые добровольно избрали сожительствовать добру. Описывая великолепие града Божьего, Неплюев Н.Н. говорит, Господь, сотворивший видимое небо и землю, созерцаемые нами под единым именем удивительной окружающей природы, приносит человеку великую радость и вдохновение, даже несмотря на то, что ныне этот прекрасный мир омрачен проклятием земли в делах человеческих. Однако невозможно вообразить и даже как-то приблизить свои фантазии и представления к тому блаженству, которое ожидает чад Божьих: «Все в этом городе гармония и красота, ибо: потому что Бог не есть Бог неустройства, но мира. Мы любуемся красотою природы теперь, когда природа эта омрачена проклятием земли в делах человеческих; какова же будет красота ее, когда вся она будет озарена сиянием вдохновения любви, мудрости, силы и славы Божьей!

Велика будет радость созерцания красоты Бога и творения Его, большая будет радость причастия мудрости Его, когда лучи разума Его, озаряя умы, научат их всему; высшая радость будет в причастии любви Его, когда могучая волна вдохновения Его вознесет избранных в безбрежное море света любви и вдохновения» Там же С.70..

Таким образом, в данной главе Неплюев Н.Н. доказывает действительность будущего Высшего Суда над всем человечеством и в назидательной форме объясняет принцип его осуществления. Он также объясняет аспект вечности мучений и блаженства.

3.6.6 Царство Божье

Идея о царстве Божием занимает исключительное и особенное положение в христианстве сравнительно с другими религиозными и нравственными идеями. Не смотря на всю свою важность в христианской религии, даже идея об искуплении, например или о любви, как главном начале морали, в этом отношении уступают место всеобъемлющей и великой идее царства Божия, принесенной на землю и отчасти осуществленной Евангелием. Мало сказать, что эта идея господствует в Новом Завете надо всем и выступает на первый план, - нет идея царства Божия совмещает в себе все содержание евангельского учения как догматического, так и нравственного, объемлет собою все бесконечно разнообразное и неисчерпаемое содержание христианского религиозно-нравственного учения, в том числе, конечно, и указанные идеи искупления и о любви, как главном моральном начале. В этом смысле идея царства Божия является центральной и коренной идеей в христианском миросозерцании, краеугольным камнем христианского миросозерцания. Идея царства Божия служит поэтому ключом к правильному пониманию христианства в целом, сущности его, основой верного представления о христианской религии, как цельном миросозерцании. Вот, что говорил по этому поводу духовный писатель, протоиерей Павел Яковлевич Светлов 1861 года рожедния. Бывший профессор богословия в Киевском университете и Нежинском историко-филологическом институте. Образование получил в МДА. Магистерская диссертация: «Значение Креста в деле Христовом». Подробнее смотреть в: Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. Т.3. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. С.519-520., который считался одним из ведущих исследователей в вопросе идеи Царства Божия: «Существо христианства со всею полнотою и точностью открывается нам не иначе, как только в свете всеобъемлющей и всерадостнейшей евангельской идеи царства Божия, - и горе тем, которые ищут иных ключей и путей к святому святых христианства, к самому внутреннему существу его! Горе и тем, которые захотели-бы отпереть двери к святому святых поддельными ключами искаженной евангельской идеи царства Божия! Мы должны позаботиться о самом точном и верном усвоении столь решающей в нашей христианской религии и судьбу нашего общего миросозерцания евангельской идеи. Но что значит правильно понять евангельскую идею царства Божия? Это значит правильно понять все евангельское учение в целом, ибо все существенное содержание евангельского или, что тоже, христианского учения сводится к проповеди и раскрытию идеи царства Божия, служащей сокращением содержанию? Оно - благовестие или Евангелие царства Божия, по определению самих евангелий (Мф.4:23; 9:35; 24:14; Мк.1:14); царствие Божие - вот главный предмет и содержание Христова и апостольского благовестия: «и Он», часто повторяют евангелия, «беседовал о царствии Божием» (Лук.9:11; 3:43; Деян.1:3 и др.); точно также проповедь апостолов называется благовестием царствия Божия и этим определяется ея существенное содержание (Деян.8:12; 19:8; 20:25; 28:31)» Светлов П.Я., прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905. С.363..

Неплюев Н.Н. также со всей серьезной оценкой отнесся к вопросу Царства Божиего. Он считал, что в действительности нет и быть не может такого живого и разумного существа, которое не жаждало бы осуществления Царства Божьего Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.75.. Но для каждого человека представление Царства Божьего индивидуально в силу индивидуальной базы познанного о Боге и человеческом существовании.

Сознательно верующий, по Неплюеву, понимает, что благо Царства Небесного настолько превосходит его понимание, что он только восхищается и прославляет своего Творца, Который есть Домостроитель этого блаженства, уготованного святым Его. Так, Неплюев выражает мысль апостола Павла о блаженном соприсутствие Богу: «Благой и разумный Творец всего, первопричина всего сущего, все сделал для благой и разумной цели. Царство Божье и есть осуществление того высшего блага, для которого и сотворено все существующее. Воля Божья не может расходиться с благом Его создания, а заключает в себе благо, бесконечно превосходящее самые смелые желания ума и сердца нашего. Но как сказано: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор.2:9)» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.75..

Так, по мнению Неплюева Н.Н., сознательно верующий христианин представляет Царство Бога и не может думать иначе.

Что же касается человека, который лишь изображает из себя верующего христианина, не понимая в сущности в кого верует, то для такого Царство Божье представляется местом удовлетворения его земных желаний. Он мыслит о том боге, с которым ему удобно уживаться. Верующий, но незнающий Бога истинного, фрагменты собственных знаний и рассуждений о Нем смешивает с понятиями о своей суетливой жизни, которая порой ему доставляет удовлетворение. По мнению Неплюева человек становиться в таком состоянии похожим на демона, который позволяет себе ложно судить о Господе: «Люди верующие, когда они не знают, в кого веруют, когда умы и сердца их не озарены Светом от Света Небесного абсолютной истины Откровения, представляют тоже изумительное разнообразие в определении путей, ведущих к Царству Божьему, сообразно бесконечному разнообразию их представлений о Боге. Очень ошибочно думать, что все люди, называющие себя христианами, веруют в одного и того же бога. Совершенное незнакомство с первоисточником Откровения и вопиющий разлад между верой и рутиной жизни делает возможным, даже заурядным то, что люди, одинаково убежденные в неукоснительности своего правоверия, поклоняются совершенно разным богам, не имеющим с истинным Богом пророков, Христа и апостолов ничего общего. Один воображает себе бога грозным и гордым властителем мира и считает лучшим способом быть допущенным в Царство Божье - заручиться сильной протекцией райских вельмож, имеющих доступ к ступеням престола; другие веруют в злого бога, грубого, мрачного человеконенавистника, неприязненно следящего за каждым шагом своих созданий, всегда готового изловить, обличить, казнить, в мрачное божество, для которого всякая радость - оскорбление, умилостивить которого можно только услаждая его видом непрерывных самоистязаний; третьи веруют в корыстное и чванливое божество, которого легко подкупить дарами и лестью на благодушную уживчивость со злобою и кривдою; четвертые верят в божество капризное и слабоумное, боящееся света разума, благоволящее исключительно к бессмысленным благочестивым упражнениям, к многословию торопливого бормотания бесчисленных молитв, к благочестивой гимнастике бития поклонов. Все они сходятся в одном: в совершенном непонимании Бога истинного, Бога Откровения, любвеобильного и мудрого Отца Небесного, в совершенном непонимании того, что Бог-Любовь не может благодушно уживаться со злыми демонами, что бы эти демоны ни делали, что единственный способ заслужить Его благоволение и быть допущенными в Царство Его - перестать быть демонами по настроению, покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, покаяться не только в злобе, но и в холодности сердца своего, сотворить плоды, достойные покаяния, не в смысле жертвы, тяжелого долга, самодовольной благотворительности, не с ожесточением и скрежетом зубов, а в смысле насущной потребности любящего сердца, естественного плода торжествующей любви, смиренного братолюбия, достигшего мощи вдохновения деятельной любви» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.77-78..

Неплюев Н.Н. предполагает и о том, как могут неверующие представить свое счастье, помимо понятия о Царстве Божьем. По мнению Неплюева «логика» неверующих, отрицающая Творца доводит их до безнадежного пессимизма, и лишь когда они не логичны, не принимая истинной веры, впадают в различные суеверия, тогда и выстраивают свои глупые оптимистические надежды на счастье; лишь тогда им кажется, что все само собой обратиться в добро путем некой эволюцией зла: «Люди неверующие или воображающие себя таковыми, когда они логичны, естественно впадают в мрачный пессимизм, понимая беспочвенность всякой надежды при отрицании высшего разума, направляющего мировой организм к благой цели; когда они не логичны, отказываясь от веры, они впадают в суеверие, строя свои оптимистические надежды на безосновательной гипотезе о том, что дурная машина сама себя исправит, что из зла путем эволюции выйдет добро, и злые демоны путем борьбы за существование превратятся в светлых ангелов» Там же С.77..

Неплюев Н.Н. останавливается на словах Самого Спасителя (Лк.17:20): «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом». Для Николая Николаевича эти слова есть указание на то, что никакие учреждения, организации, никакая деятельность величайших человеческих сообществ не способна заменить блаженство Небесного Иерусалима Там же С.78-79.. Истинное Царство Божье ожидает каждого, кто обнаружит его в первую очередь внутри себя, а уж затем постарается устроить его внешне (Лк.17:21): «Вот почему сказал Господь: Царство Божье внутри вас есть…, в тайнике ума, в тайнике сердца вашего. Если по настроению духа вы чужды Богу и святым Его, напрасны все жертвы, напрасны все дела. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Кор.13:3). И так, без соответствующего настроения, не имеют никакого значения никакая организация, никакие дела. Во всякую организацию, и в церковь поместную, и в братство, повсюду могут проникать люди, настроению духа которых не соответствуют организации и дела, в ней совершаемые, причем не будет Царства Божьего внутри них, не будут они причастниками Царства Божьего, и, таким образом, сама организация может быть только более или менее верным отображением Царства Божьего внутри большинства своих сочленов, а не видимое осуществление самого Царства Божьего на земле» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.78-79..

В связи с этими размышлениями Неплюева Н.Н. следует сказать, что таким образом он выступал и против мнения графа Л.Н.Толстого, который вообще отрицал необходимость существования любых организаций и человеческих сообществ стремящихся преобразить мир. Для Неплюева такие мысли неприемлемы, ведь свое трудовое братство он организовал не для того, чтобы оно заменило людям рай небесный, но для того, чтобы хранить и созидать, некогда найденное внутри себя Царство Божье: «Следует ли из этого, как думает граф Л.Н.Толстой, что всякая организация не нужна? Те же дела, которые, без соответствующего настроения, не имели никакого спасительного значения, становятся неизбежными проявлениями Царства Божьего внутри человека с той минуты, когда они являются естественным плодом деятельной, торжествующей любви. Так и в деле всякой организации: организация сама по себе, без соответствующего настроения большинства участников в ней, не только не может иметь никакого спасительного значения, но даже фатально предназначена к вырождению до уровня настроения большинства, созидающего в ней жизнь; та же организация, при наличии соответствующего ей настроения большинства участников, является естественным, неизбежным проявлением этого настроения» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.79..

Так Неплюев Н.Н. возмущался против анархических мыслей графа Л.Н.Толстого. Николай Николаевич говорил, что если не организовать свою жизнь в нечестивом обществе, значит подчиниться злу, погибнуть самому, и оставить на погибель не могущих защищаться: «Отсутствие всякой организации есть анархия, совсем не соответствующая ни мудрой воле мудрого Творца, ни Царству Божьему внутри человека. Не организовать добра среди организованного зла и неразумно, и жестоко по отношению к кротким овцам, блуждающим поодиночке среди волков хищных. Нельзя служить неразумно разумному делу Божьему. Нельзя с сердцем, исполненным братолюбия, не желать реального братского общения, не желать ревнивого обособления братьев от зла и соответствующей тому организации» Там же С. 79-80..

Среди многочисленных сочинений Н.Н.Неплюева мы не находим какого-либо специального трактата о царстве Божьем, тем не менее Неплюев Н.Н. тот исключительный человек, который всем своим существом предавался исканию царства Божьего и служению ему на земле, все стремился воодушевить идеей царства Божьего. Его современник профессор Университета Святого Владимира, протоиерей П.Я.Светлов, который положительно относился к делу Неплюева Н.Н. писал: «Слово и дело таких людей есть в целом красноречивая проповедь о царстве Божием даже тогда, когда они не называют его; не выговариваемая, за всем скрывается всепроникающая идея царства Божия, которой живут такие писатели. К числу их принадлежит и Н.Н.Неплюев» Светлов П.Я. прот. Идея Царства Божия в ее значении для христианского миросозерцания. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1905. С.363.. Более того профессор Светлов говорит, что Неплюев в этом вопросе превзошел и В.Соловьева: «В отличие … даже от Вл.Соловьева сочинения Н.Неплюева, впрочем, всюду изобилуют более частыми упоминаниями о царстве Божием, и мы находим не мало страниц, посвященных прямо выяснению понятия царства Божия, положенного в основу всего миросозерцания, которое раскрывается в сочинениях Н.Неплюева.

Что дает нам Н.Н.Неплюев для уяснения царства Божия? Заслуги этого рода, конечно, не подлежат осязательному подсчету, и мы будем близки к истине, если скажем, что сделано в этом отношении здесь не мало, - гораздо более, чем это сделать только писателю: идею царства Божия Неплюев уяснил нам не только словом, но и делом, наглядным осуществлением ея, в известной степени, в основанном им Крестовоздвиженском Трудовом Братстве» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.79-80..

Итак, в данном вопросе Неплюев Н.Н. дал нам гораздо более, чем это дано сделать только писателю: идею Царства Божия он уясняет не только словом, но и делом, наглядным осуществлением ее, в известной степени, в основанном им Крестовоздвиженском Трудовом Братстве и других социальных проектах.

3.7 Антропология Неплюева Н.Н.

3.7.1 Христианская гармония духа. Формула спасения

На рубеже веков Неплюев Н.Н. пишет статью «Христианская гармония духа» Там же С.75-150., в которой он теоретически выясняет, во-первых, то, что Откровение дает возможность не только вполне ясно понять, какое настроение соответствует Царству Божьему внутри человека, но и выразить в удобоусвояемой краткой формуле эту святую гармонию истинно христианского настроения духа.

Во-вторых, Неплюев Н.Н. определяет свойственную этой формуле определенную шкалу порочности и добродетели, сообразно степени дисгармонии духа, от грубого скотоподобия царства ощущений, через чистилище царства разума, к богоподобию святой гармонии царства любви.

В-третьих указывает на то, как отражается та или другая степень дисгармонии духа на наших отношениях к Богу, к самому себе, к ближним нашим, на организацию и быт нашей семьи, общества и государстваНеплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 80..

Таким образом, Неплюев Н.Н. теоретически выясняет идеальное соотношение между основными силами души человека: 1) любовью, 2) разумом и 3) «ощущениями», под которыми он понимает все остальное - чувства, эмоции, хотения, привязанности. С точки зрения христианства верна только формула 1+2+3, и причем именно в указанном порядке - важнее всего любовь, далее - разум, а все остальное должно держаться в узде. Неплюев формулирует это так: «разум, подчиняясь любви, должен властвовать над ощущениями»Там же С.104..

Аббат Грасье, хорошо знавший Неплюева, называет его «апостолом братской любви»Неплюев Н.Н. Подвижник земли русской (венок на могилу). Сергиев-Посад, 1908. С.116.. И думается, что это - не преувеличение. Вся жизнь этого удивительного человека - без остатка служение делу любви, служение Богу-Любви, как часто писал сам Неплюев. Бесчисленны его высказывания о любви:

«Вы знаете, какая для меня святыня любовь, - пишет Неплюев, - знаете, что она для меня и воздух, и свет, и жизнь»Неплюев Н.Н. Отчеты блюстителя о религиозно-нравственной жизни братства. Полное собрание сочинений. В 5 томах. Т.5. СПб.: 1908. С.106..

«В действительности любовь всегда святыня и все собою освящает, все очищает до святости. Не будем ошибаться. Любовь остается святыней при всех обстоятельствах. Она неменьшая святыня и в сердце атеиста, и в сердце разбойника, и в сердце блудника. Греховно их злое равнодушие к Богу и всему остальному Его творению, так греховно, что в этой мрачной пучине тонет святая капля их исключительной любви, но капля эта остается сама по себе не менее святою и делает святынею все, что сделано в духе этой искренней любви. Вот почему лучше, чище, святее атеист, разбойник и блудник, имеющие эту каплю святыни в сердце, нежели самодовольный фарисей, лишенный ее» Неплюев Н.Н. К лучшему будущему. Полное собрание сочинений. В 5 томах. Т.3. СПб.: 1908. С.49..

«Я пришел к убеждению, что наивысшее благо Церкви поместной, русской православной Церкви, к которой принадлежу, моей христианской отчизны, как и личное благо всех ближних моих, состоит, главным образом, в том, чтобы вся жизнь стройно организовывалась на единой истинно-христианской основе - братской любви» Экземплярский В.И. Памяти Николая Николаевича Неплюева. // Труды Киевской Духовной Академии. 1908. № 6, С.284.

.

Мысль о христианской гармонии духа есть основополагающая мысль всего богословия Неплюева Н.Н., на ней зиждется все его христианское мировоззрение. Ведь сам процесс выстраивания сил души в христианскую гармонию, при определенных усилиях и терпении, созидает внутреннего человека и все более делает его устойчивым в святости. Эта гармония лично пережитая им определила все его служение Богу и ближним, всю его любовь к своему Отечеству; именно поэтому Неплюев Н.Н. призывает прислушаться к своему опыту жизни всех христиан, дабы в них воссиял Свет Христовой любви: «Любящий Христа брат мой, ты, любовь и ревность к которому давно побуждают меня братски поделиться назревшими в уме и сердце моем мыслями о святой гармонии Царства Божьего внутри человека, прими этот труд как сжатый конспект, который тебе предстоит разработать и применить к себе, своему настроению, обстоятельствам собственной жизни.

Если тебе удастся, при помощи доброй воли, увидеть как в зеркале себя, свою семью, свою отчизну, свою эпоху, понять степень дисгармонии собственной души, близких тебе людей, большинства твоих соотечественников и современников, не останавливайся на бесплодной работе мысли, на безрезультатной классификации. Поняв степень дисгармонии, покайся за себя и других, сотвори плоды, достойные покаяния, плачь, взывай к Господу, пока не проснется душа от холода и сонливой апатии, пока не воспрянет она до вдохновения торжествующей, деятельной любви, алчущей и жаждущей правды святой гармонии Царства Божьего для себя и для других, пока нелицемерное братолюбие любви, на пользу стройной организации добра в жизни, созидания стен Иерусалима Небесного» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 80-81..

3.7.2 Дух и тело. Критика материализма и спиритуализма

Неплюев Н.Н. критик и материалистической, и спиритуалистической философии.

Неплюев Н.Н. говорит, что коренной вопрос в материалистической и спиритуалистической философии это вопрос о том, что подчиняется одно другому, сила материи или материя силе. Для Николая Николаевича это основная разница двух противоположных мировоззрений: материалистического и спиритуалистического.

Для Неплюева Н.Н. несостоятельность материализма очевидна, ведь материалисты не смогут отрицать, того, что материи отчасти свойственны нематериальные признаки и характеристики: «Материалист приписывает все жизненные явления проявлению свойств живой материи и не может допустить ни при каких обстоятельствах существования духовного начала, независимого от материи, не изменяя материализму. Не только ощущения, но и сознание, и любовь он должен признавать за свойства живой материи, постоянно возобновляемой поглощаемою нами жареной, вареной и сырой пищей. Если бы он признал в чем-либо проявление свойства пребывающего духовного Я, отделенного от вихря материи, тотчас ускользает из-под его ног самая почва материализма, и всякие рассуждения, выводы и обобщения материалистического характера теряют всякую доказательность; самая основа материалистического мировоззрения нарушена, и, приписав одно проявление активной жизни духу, нет никакого разумного основания не видеть проявления духовного начала и во всех прочих аналогичных явлениях» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 81..

С таким же подобным критическим подходом Неплюев Н.Н. обращается к спиритуалистам. Они не могут, не делаясь материалистами, приписывать материи какое-либо из свойств живого духа: «Для него (спиритуалиста) материя только пассивно подчиняется физическим законам природы, но никаких активных свойств, а следовательно, и никаких желаний иметь не может. Достаточно допустить существование живой материи, хотя бы приписав материи свойство ощущать, чтобы ускользнула из-под ног сама почва спиритуализма и потеряли тотчас всякую доказательность и логичность всякие рассуждения, выводы и обобщения спиритуалистического характера» Там же С. 81-82..

Николай Николаевич замечает, однако, что лишь крайние спиритуалисты доходят до отрицания самого существования материи, но «это явление может быть названо отрадным только в смысле восстановления гармонии, как явление, симметричное материализму» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 82..

Неплюев Н.Н. говорит, что примерить материализм и спиритуализм возможно лишь с помощью Откровения. Оно научает признавать за истину среднее между этими двумя крайностями: «Откровение… не отрицает существования материи, но смотрит на нее, как на безразличный прах земной, бренную оболочку, сбрасываемую духом в минуту смерти. Признавая свободу воли и неразрывно связанную с нею ответственность живого духа абсолютной истиной, краеугольным камнем христианской нравственности, нельзя допускать раздвоения человека до двух совместно в нем пребывающих живых существ, нельзя смешивать сопутствующие физические и химические явления организма со свойствами живого духа и их проявлениями» Там же..

Так, Неплюев Н.Н. приходит к выводу о том, что человек - это свободный, обладающий нематериальной энергией дух. Свойства этого духа он сводит к трем категориям: любви, разуму и ощущениям: «Итак, весь человек - это однородный дух, одаренный Творцом многоразличными свойствами и свободою воли, дозволяющею ему по произволу направлять энергию свою на проявление того или другого свойства духа… я постараюсь доказать словами Откровения, при свете животворящего духа веры, что все свойства духа можно свести к трем категориям, что каждая из этих категорий имеет свое определенное место в стройной гармонии христианского настроения духа и что именно от взаимного их соотношения в настроении и жизни человека и зависит степень греховной дисгармонии или святой гармонии духа человеческого, ад или рай внутри нас» Там же С. 85..

Неплюев Н.Н. предостерегает от неразумности христиан, которые приписывает ощущения телу. Он обличает их в непоследовательности, так как все живое может быть лишь свойствами духа, а не материи. Для Неплюева абсурдно мыслить в человеке два живых начала: «… я не задаюсь целью доказывать ложность материалистических воззрений и правду спиритуалистических. Христианин не может вступать ни в какие компромиссы с материализмом, и главною целью настоящей главы было показать верующим христианам, к какому абсурду неизбежно приведет их столь распространенное заблуждение чисто материалистического характера, по которому ощущения не считаются свойством духа и относятся к области жизни тела, не только чуждой, но даже враждебной жизни духа» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 84..

Так, по Неплюеву Н.Н. разумно признать, что человек - это единое Я, которое есть дух, а тело лишь обременяет его в нечестии, и заключает его, как в темнице до самой смерти, до времени разделения мертвой бренной плоти от живого Я. Такое отношение к плоти Николай Николаевич стремится утвердить словами Писания, которое якобы предостерегает верующих: Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин.6:63); Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит (2 Кор.3:6); Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода (2 Кор.3:17).

На слова апостола Павла в послании к Галатам: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух - противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал.5:16-17), Неплюев Н.Н. говорит, что «…это одно из тех мест в Писании, которое понимается узко, буквально и потому неверно понимаемых текстов Писания встречается у того же апостола Павла, так заботливо предостерегавшего нас от увлечения буквою мертвящею. Если мы не хотим быть кощунствующими буквоедами, мы не позволим себе обвинить апостола Павла в проповеди материализма, а поймем, что кратким словом плоть апостол обозначает многоразличные проявления жизни духа, соприкосновенные с поддержанием благосостояния организма тела, с ограждением духа от неприятных ощущений, неизбежных для воплощенного духа при всяком расстройстве сложной машины телесного организма, который сам по себе ничего не ощущает, но, при всяком нарушении стройной гармонии своих отправлений, доставляет духу неприятные или болезненные ощущения. Поймем, что кратким словом дух апостол противопоставляет области ощущений, столь тесно связанных с жизнью духа во плоти, все остальные области жизни духа, способного любить и сознавать, признавая эти области высшим сравнительно с жизнью ощущений и таким образом утверждая великую истину, что не все свойства духа равноправны и что для святой гармонии духа необходимо господство высших свойств духа над низшими» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 84-85..

Таким же образом Николай Николаевич интерпретирует слова апостола плоть желает. Неплюев говорит, что «…считать, что апостол Павел признает ощущения за свойство живой материи, а не духа, было бы также неосновательно, как и сказать, понимая буквально слова книги «Бытие» о грешниках допотопных: потому что они плоть, что Господь Бог предписал нам исповедать материализм по отношению к грешникам» Там же С. 85..

3.7.3 Первенство любви

Неплюев Н.Н. объясняет, почему в христианской гармонии духа именно любовь должна первенствовать над разумом и ощущениями. Отталкиваясь от Священного Писания, Неплюев Н.Н. строит свои убеждения о высшей категории духа - любви: «Из всех свойств духа Откровение настойчиво выделяет любовь, настойчиво отводя любви место первое, настойчиво вознося любовь на такую высоту, с которой она, как светоч, озаряла бы общее настроение и всю жизнь верных чад Отца Небесного, нелицемерных, честных христиан.

Откровение так богато местами, отмеченными печатью вечного закона главенства любви над всеми прочими свойствами духа, что привести здесь все изречения, проникнутые духом этого закона, невозможно, выбрать из них самые яркие и сильные - затруднительно, такая сила, такой божественный огонь, такое парящее вдохновение проникают слова избранников Божьих каждый раз, как им приходится исповедовать значение любви в экономии жизни мира» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 86..

Апостола Иоанна Богослова Николай Николаевич выделяет, как действительного певца любви. Для Неплюева любимый ученик Христа - это и есть «…великий исповедник первенствующего значения любви в гармонии христианского настроения, в гармонии христианской жизни по вере» Там же..

Однако Неплюев выделяет и других апостолов Христовых, которые ярко исповедовали в своей жизни и слове величайший, вечный закон правды Божьей о первенствующем значении любви. Например, апостол Павел, который позже всех примкнул к апостольской семье также был вознесен до высоты разумения значения любви. Неплюев поставляет его наравне с апостолом Иоанном, как великого свидетеля истины и проповедника любви: «1 Кор.13 по справедливости может быть поставлена рядом с первым соборным посланием апостола Иоанна; обе эти дивные страницы Откровения, полные трепетом торжествующей любви, являются самыми светлыми лучами той беспредельной любви, которую завещал Господь Иисус Христос в последней беседе с апостолами» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.86..

В апостольском словосочетании Бог есть любовь (1 Иоан.4:4,16) Неплюев Н.Н. видит Евангелие правды Божьей. Эти слова для Николая Николаевича являются самыми драгоценными, ведь в них он обнаруживает разумный смысл творения, откровение безмерной жертвы воплощения Сына Божьего ради нашего спасения, а также твердое основание разумной надежды на блаженство вечное - конечную цель бытия всего сущего.

Именно эти слова для Неплюева Н.Н. считаются краеугольным камнем веры. В этих словах он и видит источник понимания святой гармонии в Духе Божьем, путь восстановления святой гармонии мятущегося духа человека, созданного по образу и подобию Божьему: «Апостол не называет Бога разум, не называет Бога всемогущество, не называет Бога вечность, он говорит Бог есть любовь и тем самым исповедует, что первое место в вечной, неизменной, святой гармонии Духа Божьего занимает любовь, что ей подчинены и мудрость, и всемогущество, и все прочие свойства Божьи; исповедует, что и в человеке, созданном по образу и подобию Божьему, любовь должна занять место первое и в духе, и в жизни, что без этого не могут быть восстановлены в нем извращенные грехом образ и подобие Творца, не может быть достигнуто единодушие будущего сына с любвеобильным Отцом Небесным, не может быть примирения, не может быть мира духовного, не может быть Царства Божьего внутри нас» Там же С. 86-87..

Эти слова - слова осуждения тех бездеятельных и мертвых христиан, которые не видят возможность осуществить любовь в нынешнем строе общества, представляя любые подобные затеи наивной утопией. Это слова осуждения тех, кому легче основывать жизнь общества на его собственном нечестии, чем бороться за строй общества, основанного на вложенной Богом в его природу любви: «Бог есть любовь. Этими словами навеки осуждены ересь из ересей, безумное заблуждение, гнуснейшее из кощунств, позорная ложь тех наглых самозванцев, которые осмеливаются называть себя христианами и даже кичиться своим правоверием, оставаясь холодными, черствыми и сухими сердцем, не признавая любовь своею первою, основною обязанностью, не ценя любовь в других, мирясь со строем жизни, основанном на корысти или насилии, не веруя в высшую разумность любви, считая за наивную утопию самую возможность стройной организации жизни на основах любви» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 87.

Само христианское богопознание для Неплюева Н.Н. единственно заключается в любви человеческой. Познавать Бога возможно лишь любящему сердцу, а не исполняющему букву закона: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Напрасны все старания избегнуть этого основного закона христианства, подменить какою-либо фальшивою монетою чистое золото живой, деятельной, торжествующей любви. Елейность языка и льстивые речи не обманут и не удовлетворят Бога-Любовь. Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим (Мф.15:8-9). Не поможет им ссылка на освященный давностью обычай, переданный от отцов: вы устранили заповедь Божию преданием вашим. Лицемеры! (Мф.15:6-7). Не поможет и уверение в любви, скромно скрытой в глубине верующего сердца: от избытка сердца говорят уста (Мф.12:34). Но хочешь ли знать неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак.2:20).

Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь - непременный признак истинного христианства, необходимый признак неукоснительности правоверия, притом любовь, доходящая до нежности: будьте братолюбивы друг к другу с нежностью (Рим.12:10), до ревности, по примеру Божьему: до ревности любит дух живущий в нас (Иак.4:5), до самопожертвования, до смерти крестной: Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас (Ин.13:34)» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.87..

Для Неплюева Н.Н. становится очевидным то, что если человек не ставит любви во главе своего земного существования, тогда приобрести и небесное существование будет не способен; тогда даже все его богословское образование, аскеза, благотворительность, правоверие бессмысленны, все это тогда выглядит, как бесплодное времяпрепровождения, не способное отворить двери Царства Небесного. Таким образом, без любви к Богу и людям все христианство бессмысленно и не способно приблизить к Творцу, одарившему каждого способностью любить спасающей и умиротворяющей любовью: «Бог любви и мира не может предпочесть деятельной живой, нежной любви ни богословские знания, ни подвижничество непрестанного самоистязания, ни самую широкую благотворительность, ни самое неукоснительное соблюдение правоверной ритуальности, ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью (Галл.5:6).

Без самоотверженной, живой, деятельной, нежной любви, властно господствующей в духе нашем, проникающей собою весь склад ума и весь строй жизни нашей, непрестанно торжествующей во всех отношениях наших к Богу и ближним, нет христианства.

Без такой любви нет никакой заслуги в глазах Божьих, нет возможности примирения с Отцом Небесным, нет спасения» Там же С. 88..

Никакой подвиг и даже добровольное мученичество не принесет пользы человеку и не откроет его для Бога, если только конечно не руководит человеком живая любовь: «Нет заслуги ни в самом увлекательном красноречии, ни в самых обширных познаниях, ни в самой непоколебимой вере, ни в чудесах, порождаемых верою, ни в самой разорительной благотворительности, ни даже в добровольном мученичестве, если все это не имеет любовь своим источником, не является естественным плодом любви. Одна любовь, и притом любовь исключительная, дает право быть служителем на дело Божье, посредником-миротворцем между грешным человечеством и Отцом Небесным, дает право пасти овец стада Христова.

Именно любовь и не что иное, как любовь, должна быть конечной целью церковной проповеди, всякого назидания, всякой благочестивой беседы» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С.88..

Неплюев Н.Н. возвышает любовь над самой верой, ведь любовь включает в себя веру, как свою неотъемлемую часть: «…нельзя любить ближних, не любя Творца их, нельзя любить Бога, не веруя в Него, нельзя любить человечество, не веруя в возможность его преображения до светлого идеала, достойного любви, нельзя надеяться на это преображение, не веруя в любвеобильного, мудрого и всемогущего Творца, предопределившего вечное бытие любви, свету, гармонии и красоте» Там же С. 89.. Более того Неплюев Н.Н. говорит, что верующий без любви - это верующий без Самого Бога, который есть Любовь. Верующий без любви ни чем не отличается от идолопоклонника: «Кто любит Бога? Верующий христианин не может любить без Бога, не может отнять у Бога место первое в сердце своем, не делаясь тотчас язычником, сотворившим себе кумира, все равно, будет ли этим кумиром отец, мать, сын, дочь, жена, или друг, наука, искусство, богатство, власть, или, что всего чаще случается, Я, чрево. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10:37)» Там же..

Возвысив любовь над верой, Неплюев Н.Н. возвещает о месте разума. Разум должен подчиняться любви, ведь она совершенное свойство духа, которая предполагает и разумность. Без любви, говорит Неплюев Н.Н., разум выступает разрушителем человека и его любви: «Любовь важнее знаний и потому должна господствовать над разумом, а не ему подчиняться; разум может и не привести к любви, а напротив, приведя к гордости, иссушить сердце, угасить любовь. Любовь не может отказаться от разума, не может не желать разумно понять волю Божью, не может не желать разумно сделать наибольшее добро ближнему, не может не любить разума как дорогой талант, вверенный горячо любимым Отцом на пользу горячо любимых братьев» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 88-89..

Любые низменные свои желания человек преображает и возвышает в жизни своей, воспитывая себя в любви к Богу и людям. Неплюев Н.Н. так говорит, к примеру, о похоти человеческой: «Именно любовь к Богу и претворяет эгоистическую языческую похоть в разумную христианскую любовь, научает, как любить, возносить любовь на высоту святая святых мира, научает понимать, что любовь - венец мудрости, первопричина бытия, конечная цель творения, нерушимая основа блаженства вечного в Царстве Божьем.

Как любовь должна господствовать над разумом, так любовь к Богу должна господствовать над всякою другою любовью, проникая ее насквозь, очищая ее до святости» Там же С. 89..

Таким образом, Неплюев Н.Н. доказывает, что именно любовь может быть единственным руководителем к спасению. Таковы его выводы: во-первых: любовь руководящее духовное начало личности; во-вторых: вера в Бога должна составлять неотъемлемую часть главного свойства вечного духа - любви; в-третьих: разум не враждебен любви, но является естественным слугою любви.

Для Неплюева Н.Н. эта схема гармонии духа, указывается в Откровении. Священное Писание, по мнению Николая Николаевича, отводит любви не только первое место в экономии жизни мира и христианской нравственности, но даже прямо признает, что в ней весь смысл бытия, совокупность совершенства, вечная основа блаженства вечного. Об этом и слова Самого Христа Спасителя: По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою (Ин.13:35).

3.7.4 Разум

Неплюев Н.Н. под разумом понимает естественную способность духа к сравнению, обобщению и тому подобной умственно-творческой деятельности. Основываясь на Священном Писании Неплюев стремится указать на место и значение разума в христианской гармонии духа: «…второе место после любви и в экономии жизни мира, и в жизни по вере, и в христианской гармонии духа Откровение отводит разуму, понимая под этим словом как самую способность духа сознавать, сравнивать, обобщать, творить, так и всю вытекающую из этой способности умственную деятельность и знания, как результат этой деятельности» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 90..

Неплюев Н.Н. называет разум человека суетливым и мелочным, если он не помышляет о вечном, о воле Творца, о мудром плане домостроительства Божьего. Это разум нечестивых, они, по мнению Николая Николаевича, так разрушают гармоничную субординацию собственного духа. Разумник мира сего, тот «…кто нарушает святую гармонию духа, отводя разуму место, по праву принадлежащее любви, - место первое, в ком крамольный разум отрицает высшие права веры и любви» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 91..

Разум лишь тогда преображается до мудрости, света, правды и истины, когда «…остается верным слугой любви» Там же.. Откровение, по мнению Неплюева Н.Н., восхваляет и ценит именно такой разум, окружая его ореолом почтения.

Неплюев Н.Н. говорит, что если не признать любовь первенствующей в деле гармоничного состояния духа, то тогда можно впасть в ересь отрицания действительного разума, который является естественным плодом непогрешимой любви. Если человек все же руководствуется разумом, как неоднородным членом любви, то тогда впадает в еще большее безумство - в ересь отрицания необходимости самой веры.

Все это для Неплюева Н.Н. логические следствия отрицания первенства и руководства любви, нарушения субординации человеческого духа: «Действительно, после отрицания любви, худшая ересь - отрицание разума. После еретиков - врагов любви, самые опасные для истинного христианства, для истинного правоверия еретиков - враги разума. После страха любви лучшее доказательство отпадения от правоверия - страх разума; после грубого глумления над несбыточной утопией стройной организации жизни на основах любви и братства худшее кощунство - отрицание необходимости сознательной веры, разумного понимания мудрой воли высшего разума мира, разумного служения на разумное дело мудрого Творца» Там же..

Неплюев Н.Н. оправдывает лишь того, кто возможно не по собственной вине слаб верой и не обладает достаточным для правоверия умственным знанием, но который со всей любовью готов служить добру: «Господь не отрицает слабых умом, простых верою, если они не по собственной вине слабы и просты. Если эти слабые умом, простые верою люди любовью вознесены на высоту христианского настроения, водворившего Царство Божье внутри них, Господь не поставит им в вину ни суеверие, ни недомыслие. Но горе вам, умные, не возлюбившие Бога всем разумением своим, не полагающие для силы разума не познание воли Божьей, на озарение темных умов светом разумения, на стройную организацию жизни по вере!» Неплюев Н.Н. Христианская гармония духа. Психологический этюд. С. 92..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты