рефераты курсовые

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

еплюев Н.Н. говорит об участи поместных православных церквей Под наименованием поместных церквей Николай Николаевич подразумевает отдельных членов общей Христовой церкви. Таким образом, Христову церковь составляют истинные чада Божьи - праведники, а также и изменники веры, которых большинство и от них Господь ожидает исправления.. Так церкви, сохранившие традиции времен апостольских, устои первохристианских братств, в жизни, которых сохраняется горячая любовь к Христу, таким образом, наследуют высшие божественные блага, уготованные искренно любящим Бога: «Только те церкви поместные устоят, как светильники перед престолом Божьим, о которых сказано: Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. Вот Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, - вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя. И как ты сохранил слово терпения Моего, то и Я сохраню Тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле (Откр. 3:8-10)» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.53..

Соответственно те поместные церкви, которые не устояли в любви к Богу будут отвергнуты Им, так как богатства и прелести земные они поставили выше благ небесных: «Не все церкви поместные устоят в первой любви своей, многие будут отвергнуты Господом Богом - все те, которые оставят первую любовь свою, все те, чьи последние дела не будут больше первых, все те, которые полагаются на богатство и силу» Там же С.52-53..

Неплюев Н.Н. указывает на причины гибели многих членов церкви: кто-то погибнет из-за того, что предпочитал жертву, а не милость; предпочитал строгость, а не любовь; кто-то погибнет из-за того, что, как иудеи, гордились и любили лишь собственное правоверие; кто-то погибнет из-за того, что смирялся с окружающим его беззаконием, злом и не боролся с ним; кто-то из-за того, что предпочитал строй жизни, противоположный строю первохристианских братских общин; кто-то погибнет из-за того, что был чрезмерно снисходителен к пороку и греху; кто-то, считавший себя христианином, но, не прикладывал усилий на пути к святости, погибнет из-за самообольщения; кто-то, имевший земные богатство и власть, тоже погибнет от того, что так и не признал истинную христианскую драгоценность - небесное богатство, уготованное человеку Богом: «Одни погибнут, поставив жертву выше милости и строгость мертвящую выше любви животворящей; другие - по примеру иудеев, гордясь своим правоверием, а в действительности представляя из себя сборище сатанинское; третьи - вследствие благодушной уживчивости со злом; четвертые - вследствие строя жизни, несогласного с верой, и снисхождения женской распущенности; иные потому, что только носят имя, будто живы, но мертвы; другие потому, что говорят: Я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, и не понимают, что в действительности жалок, и нищ, и наг» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.53..

Неплюев Н.Н. считает, что уже ныне печать за печатью срываются с таинственной книги домостроительства Божьего, что ангелы Божьи уже сейчас с трубными звуками посылаются на землю, для того чтобы изменить заблудшие в грехах души, и наставить их на путь достойный звания истинного христианина. Таким образом, происходит отсеивание уверенных антихристов, от тех, кто может еще освободиться из уз собственного заблуждения и внять призванию Божьему: «В то время, как на небе печать за печатью срывается с таинственной книги домостроительства Божьего и ангел за ангелом посылаются на землю трубными звуками призывать блудных сынов Отца Небесного познать себя, покаяться и сотворить плоды, достойные покаяния, антихристы все более ожесточаются и хулят имя Бога нашего; все для них - соблазн и повод к измене и отступничеству» Там же С.54..

Неплюев Н.Н. осмеливается толковать самую таинственную книгу Священного Писания - Откровение Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета. В 3 томах. Т.3. Стокгольм, 1987. С.496.. Так, например, он мыслит победоносного белого коня, который упоминается в 6-ой главе 2-ом стихе, как начало христианства, которого впоследствии сменяет рыжий конь (Откр. 6, 4.) - конь войны, затем вороной конь (Откр. 6, 5.) - конь торговли Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.54..

Неплюев Н.Н. считает, что последние два образа Откровения настолько прижились на земле, что теперь люди в своем бесчестии доходят уже до крайних сатанинских пределов. Дух войны заглушил дух взаимопонимания и любви, этот воинственный дух теперь витает среди людей, как обыденное средство решения мировых проблем: «Воинственная среда преданных борьбе за существование детей мира сего скоро становится для них соблазном, и сами они становятся на сторону грубой силы, забывая, какого они духа быть должны» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.54..

В торговле же человечество изощрилось на столько, что готово рекламировать любой порок обществу, стремясь соблазнять им всех без исключения, и, как говорит Неплюев, готовы предать торговле и тело, и душу свою - абсолютно все, не исключая Самого Господа и Его благодать: «Продажная среда детей мира сего, оценивающих и продающих не только вещи, но и тела, и души свои, и ум, и таланты, и силу, и любовь становится тоже соблазном для них, и сами они становятся торгашами, продающими все, не исключая и Бога, и благодать Его» Там же..

Далее Неплюев Н.Н. отмечает сказанное в 19-ой главе 10-ом стихе Откровения, где белый конь победоносный, но несущий болезни и смерть, явится на смену предыдущим и укажет тем самым, что настал день страшного суда. Души праведников тогда переполнятся святым гневом ревности о Боге и будут ожидать справедливого наказания человечества, а антихристы в это время все будут издеваться над непрактичностью и их наивными утопиями: «И является на смену белый конь - болезни и смерти души; души праведных переполняются святым гневом ревности о Боге, приближается великий день суда, а антихристы вполне довольны собой, издеваются над непрактичностью праведников и наивными утопиями их» Там же..

Далее Неплюев Н.Н. рассуждает над семью ангелами, упоминаемыми в Откровении семь раз (Откр. 8:2; 8:6; 15:1; 15:6 ;15:8; 17:1; 21:9). Николай Николаевич не указывает точно, какое место в Писании он подвергает разбору, но по содержанию похоже на Откровение 15:1. Семь ангелов, которые посланы на землю Богом с силою трубных звуков, указывают людям на страшные последствия их отступничества, двоедушия и корысти, ангелы указывают людям на то, что они сами уничтожают друг друга, но антихристы, так и остаются верны своим заблуждениям и не внемлют божественным обличениям: «Семь ангелов, посланных с неба один за другим, с силою трубных звуков указывают людям на страшные последствия их отступничества, холод сердец их и жизни позорной для христиан; как град, побивает корыстный строй жизни их, повергая в отупляющее нищенство множество братьев по вере; потоки крови проливаются людьми, продолжающими носить имя христиан, все радости жизни отравлены и становятся горьки, как полынь, свет любви и свет разума меркнут в сердцах и умах людей, постоянно увеличивающееся вооружение и численность войск пожирают, как ненасытная саранча, и богатство, и лучшие годы жизни, и часто саму жизнь многих миллионов детей народов; наступает эпоха страшной силы огня, железная броня заменяется огненной и серной, самозащита - нападением, люди проповедуют анархию и готовы весь мир взорвать на воздух, страдания человечества так велики, что живые завидуют мертвым (пессимизм и самоубийства), и несмотря на все это, антихристы остаются грешниками нераскаянными, продолжают по-прежнему поклоняться кумирам земным и золоту, по-прежнему развратничают, воруют и убивают» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.54-55..

Неплюев Н.Н. отмечает то, что пророчества, о которых говорил апостол Иоанн, уже исполняются, и тот не приемлет этих свидетельств, чье сердце переполнено антихристианской злобой и корыстью. Для верующего же исполнение пророчеств настолько очевидно, что они благодарят Господа за Его справедливость и опеку, теперь они все больше думают о встрече с Ним, все более ожидают время избавления их из темницы земного существования: «Много надо злой воли, чтобы во всем этом не признать пророчества, точно исполнившегося со времен апостола Иоанна до наших дней, исполнившегося во всех деталях до милитаризма и пропаганды анархии и динамита включительно. Пусть неверующие закрывают глаза, чтобы не увидеть во всем этом осязательное чудо исполнившегося пророчества, для верующих и пророчество, и чудо ясны как день, и они воздадут славу Богу, благоволившему дать уму нашему эту новую опору для веры нашей и, пережив истину первой части пророчества, будут с благоговейным доверием внимать ему до конца» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.55. .

Размышляя над словами Откровения, Неплюев замечает, что неоднократно взывает Господь к обществу антихристов, ожидая обращения их сердец от временного, суетного и порочного. Эти воззвания Господни, к сожалению, встречаются ныне лишь насмешками и поруганием. И ничего не значат их минутные просветления, если не произойдет самого глубокого раскаяния сердца: «Напрасно налагают ангелы небесные печать Бога на чело избранников, напрасно появляются среди них пророки, по силе мысли и слова равные пророкам ветхозаветным, антихристы и их побивают камнями и, осилив их грубою силою, поздравляют друг друга с этими новыми злодеяниями и радуются, что избавились от тех, кто возмущал покой установившейся рутины позорной жизни их, и только в редкие минуты, когда, несмотря на все свое ослепление, даже антихристы видят, что вечно именно то, что они гонят и убивают, они устрашаются и на мгновение воздают славу Богу. Мгновение прошло, и пуще прежнего свирепствуют антихристы и язычники по духу» Там же..

Откровением 12:3 и здесь Иоанн Богослов повествует о новом знамении, которое появится с неба в виде красного дракона, в виде древнего змея, который будет гнать церковь - жену Христову и нападать на детей ее - на верных Божьих свидетелей. Неплюев Н.Н. отмечает то, что напрасны действия Сатаны, ведь погубленные им христиане восхищаются на небо к Богу, а на их место становятся новорожденные дети церкви земной и Христа. Таким образом, Неплюев Н.Н. говорит о крепости церкви, которую она сохранит до конца мира: «Тем временем жена Христа - церковь земная - продолжает рождать детей для Царства Божьего; напрасно силится красный дракон - великий древний змей, называемый дьяволом и сатаною, поглотить рождаемых ею детей, - они восхищаются на небо к Богу. Дракон, рассвирепев за то на церковь Христа, заставляет ее бежать и спасаться в пустыне, а сам с новою яростью нападает на тех, кто остался верен заповедям Божьим и свидетельству Иисуса Христа» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.55..

Неплюев Н.Н. отмечает повествование Откровения 13:1-10; 13:11-18 о двух зверях выходящих из моря и из земли, которые воздвигаются красным драконом для борьбы с верными чадами Божьими. В этих зверях он обнаруживает точное изображение светской власти, которая отвернулась от дела Божьего и изображение духовной власти, которая променяла животворящий дух на мертвящую букву закона и ради дружбы с окружающим миром стала врагом Богу: «Тогда нарождается из моря человечества новая страшная сила, воздвигаемая драконом для борьбы против верных чад Божьих. Сила эта двоится, и Откровение говорит о ней, как о двух зверях, согласно действующих в одном направлении и поддерживающих друг друга…

…в описании этом невозможно не признать точного изображения светской власти, не радеющей о деле Божьем, и власти духовной, променявшей животворящий дух на букву мертвящую и ставшею врагом Богу ради дружбы с миром сим» Там же С.55-57..

Неплюев Н.Н. отмечает великое долготерпение Божье и Его желание спасти заблудившиеся во тьме греха и гордости души, Его желание о том, чтобы все в разум истины пришли. Он указывает на Откровение 15:1-8 - это место, где описывается явление семи ангелов с неба, несущих последние семь чаш полные Божьего гнева. Неплюев отмечает, что Господь их посылает для того, чтобы указать людям на логичные последствия их богоотступнической жизни. Эти чаши гнева Божьего принесут страдания и болезни богоотступникам, которые станут следствием ожесточения их же сердец, но и в таком состоянии грешники не примут увещеваний Господа, а еще более будут хулить Его: «И вот новые семь ангелов посланы с неба с семью последними чашами, полными гнева Божьего, показать людям логичные последствия этой новой комбинации жизни по обычаю мира сего. На людях появляются жестокие и отвратительные раны, не только море жизни превращается в море крови, но даже реки и источники, прежде утолявшие жажду, теперь обращаются в ту же кровь, негодную для питья, солнце веры и знания, прежде освещавшее пути человечества, только мучит его томящим зноем; пятая чаша изливается на самый престол зверя.

И несмотря на все это не вразумились грешники, а по-прежнему продолжали за все язвы, происшедшие от ожесточения злых сердец их, хулить Бога, Его обвинять во всех скорбях своих» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.57..

В образе вавилонской блудницы (Откр. 18:7-13; 19:22-23) Неплюев Н.Н. видит матерь всех мерзостей, в которой объединилось все зло мира. Суд над ней произведет Господь, погубив ее той же силой, на которую опиралась и на которой сама прежде восседала. Многие доверившиеся ей будут обличены вместе с ней, как собеседники ее нечестия, лишь тогда они увидят дьявольский обман. Те, кто строил культуру без Бога, культуру анархии и безбожия, культуру, наполненную базаром и разбоем, коварством, корыстью и страхом, если не отрекутся от всего этого в пользу христианского братства, то также погибнут вместе с этой вавилонской блудницей, которая заманила их обманом в свои волшебные сети: «С тех пор Откровение не говорит более о двух зверях, а объединяет все зло на земле в образе одной женщины, называя ее великой блудницей, тайною, Вавилоном великим, матерью блудницам и мерзостям земным.

Суд над этою великою блудницей заключается в том, что она погибнет от той же самой силы, на которую опиралась и на которой прежде спокойно восседала…

Кто не поймет этого вдохновенного описания страшного конца культуры без Бога, той торгашеской и разбойничьей культуры, основанной на страхе и корысти, которая неизбежно погибнет в хаосе анархии, если сама добровольно не отречется от себя в пользу христианского братства, в котором весь строй жизни во всей его совокупности будет основан на вере и любви!» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.57-58..

У Неплюева Н.Н. мы однако встречаем хилиастическое мысли Вера в "тысячелетнее царство" бога и праведников на земле, то есть в осуществление мистически понятого идеала справедливости еще до конца мира. Термин обычно применяется к раннехристианским учениям, осужденным церковью в 3 в., но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Некоторые мотивы хилиазма повлияли на развитие утопического мышления.. Так например он понимает повествование Откровения 20:4-8: «Небо радуется тому, что Бог осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим.

Наступает тысячелетнее торжество добра, называемое Откровением воскресением первых, торжество добра, имеющее осуществиться здесь, на земле, ранее второго пришествия и страшного суда.

После этих тысячи лет опять настанет эра искушений, как бы для того, чтобы отделять от чистого золота последнюю примесь тех, которые не устоят в добре даже и после столь продолжительного торжества его, когда добро стало привычно и успело наложить печать свою на весь строй жизни человечества.

Так говорит об этом Откровение: Когда же окончится тысяча лет, сатана будет освобожден из темницы своей и выйдет обольщать народы <…> и собирать их на брань; число их как песок морской. И вышли на широту земли, и окружили стан святых и город возлюбленный (Откр.20:7-8).

В эту решительную минуту, когда все зло соединится против добра, чтобы истребить его, Господь оградит добрых силою Своею и придет во славе Своей судить живых и мертвых» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.58-59. (Подобные мысли встречаем на С.61,63). Вера в «тысячелетнее царство» (хилиазм или милленаризм) - это понятие, которое применяется некоторыми раннехристианскими учениями, осужденными церковью еще в 3 веке Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. Т.3. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. С.493.

, но возрождавшимся в средневековых народных ересях и позднейшем сектантстве. Эта мысль по сути плод буквального толкования Откровения о тысячелетнем Царстве Христа на земле в конце истории. В широком смысле под хилиазмом понимают учение о периоде торжества правды Божьей на земле. Впервые хилиазм в этом последнем смысле встречается у пророков, например в пророчестве Исайи о всеобщем мире и установлении гармонии между человеком и природой (Ис.2:2-4; 11:6-9). Элементы хилиазма есть в пророчестве о Новом Иерусалиме у пророка Иезикииля (40-48). Пророчества о временном мессианском Царстве на земле особенно часто встречаются в междузавеный период и в 1 веке нашей эру в апокрифах (кн.Еноха, Апокалипсис Варуха, 3-я Кн.Ездры). Многие древнехристианские писатели святоотеческого периода разделяли хилиастические убеждения (Папий, св.Иустин, Юлий Африкан, свт.Ириней Лионский, свт.Ипполит Римский, Тертуллиан, Аполлинарий Лаодикийский и др.). В то же время свт.Дионисий Великий, Евсевий Кесарийский, свт.Василий Великий, свт.Григорий Назианзин, блж.Иероним, блж.Августин, блж.Феодорит Кирский и другие высказывались против хилиазма. Дискуссия по этому поводу не утихала в течении веков. В той или иной мере хилиазм проповедовали Иоахим Флорский, радикальные реформаторы типа Томаса Мюнцера и анабаптистов, Сведенборг, Юнг-Штиллинг, мормоны, иеговисты. Следуя блж.Августину, католики полностью отказались от хилиазма и толкуют пророчество о тысячелетнем Царстве символически (в 1944 хилиазм был официально осужден католическими церковными властями) Христианство // Энциклопедический словарь. В 3т. Т.3. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1995. С.493-494.. Православное богословие оставляет этот вопрос открытым. Об этом к примеру пишет прот.Сергий Булгаков: «История догмы, знает отдельные частные мнения притом различные по полной противоположности, однако не было и нет еще определения церковного… Можно оставлять втуне или аллегоризировать обсуждаемый текст Апокалипсиса, но кто же решится совсем вычеркнуть эти слова или же утверждать, что их значение вполне для него ясно и устраняет всякие религиозно-хилиастические перспективы, кто дерзнет на такое насилие над священным текстом, кто чувствует себя уполномоченным на такое насилие!» Булгаков С.Н. Сочинения в 2 томах. Избранные статьи. Т.2. М.: Изд-во «Наука», 1933. С.421.. Таким образом, Неплюев Н.Н., как мы увидели также не остался равнодушным к местам Откровения содержащим религиозно-хилиастические перспективы.

Несмотря на свою хилиастическую тенденцию толкования некоторых мест Откровения, в этой главе Неплюев Н.Н. предстал перед нами смелым толкователем самой таинственной книги Священного Писания Толковая Библия или комментарии на все книги Св.Писания Ветхого и Нового Завета. В 3 томах. Т.3. Стокгольм, 1987. С.496.

. Однако задачей для Неплюева Н.Н., как мы увидели, все же оставалось не столько толкование Ветхого и Нового Заветов, сколько вразумительная и обличительная проповедь христиан, не вступивших на спасительный путь созидания христианской гармонии и, таким образом, идущих в вечность от Бога. В главе ниже, Неплюев Н.Н. еще более развивает эту тему.

3.6.1 Судьба воинствующей церкви

В данной главе Неплюев Н.Н. повествует, что судьбы детей Божьих, которые составляют церковь воинствующую, находятся под воздействием антихристов, падших детей мира сего. Эти условия, в которых Господь поставляет церковь воинствующую, воспитывают детей Божьих в их намерении оставаться святыми перед Господом. В этих условиях святость детей Божьих должна быть динамичной и концентрироваться на исправлении всех людей, через проповедь праведности и слова Божьего. Таким образом, Неплюев Н.Н. поясняет слова Откровения 13:10: «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых». Вот его мысль: «…перечень грядущих судеб церкви воинствующей. Часть судеб ее заключается в судьбах детей мира сего, насколько она обречена терпеть скорбное соприкосновение со злом в долине плача и печали земного скитания. Каждая новая язва, поражающая сынов противления, отражается косвенно и на ней и для ее членов может быть соблазном и тяжелым страданием: они не повинны в тех грехах, логичным последствием которых являются все новые и новые язвы, они не ослеплены грехом, не возлагают на Господа ответственность за скорби земные, как делают это именно те, которые знать не хотят воли Божьей и тем более не хотят подчиниться благой воле Того, Кто желает для них блаженства вечного; истинные члены церкви воинствующей понимают все это: не впадают в безумие перед Богом, не хулят Его, среди всех скорбей земли не водворяется ад в души их, вера, сознательная надежда и вдохновение любви дает мир равнодушным к злу окружающей жизни они не могут, и Откровение, излагая повесть грядущих судеб антихристов, не раз повторяет: здесь терпение и вера святых» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.59..

Таким образом, в словах повествования Откровения (2:2-3,9,13,19; 3:8,10) Неплюев видит прямое указание на судьбу церкви воинствующей, зависящей от преданности божественным заповедям, от личной праведности, которую дети Божьи сумели сохранить в окружении соблазна и порока: «Спасется, останется членом Церкви Христовой только тот, кто претерпит до конца, не только не соблазнившись злом, но и не перестав быть воином христолюбивым, не потеряв мужества и веры среди торжествующего зла» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.60..

Неплюев Н.Н. считает, что согласно Откровению, в таких соблазнительных и тяжелых условиях для воинствующей церкви будет осуществляться отделение из их среды всех неверных Богу. Он считает, что Откровение даже определяет их число в сто сорок четыре тысячи. «Нива Господня увлажнилась кровью Агнца, глубокие борозды проведены в ней апостолами, семя слова Божьего дало богатые всходы. …мы видели какие плевелы посеял враг среди пшеницы: возрастает зло, возрастает и добро, возрастает вместе с тем и различие между сынами света и сынами тьмы. Ангел, имеющий печать Бога живого, налагает печати на челах рабов Бога нашего.

Апокалипсис даже определяет в сто сорок четыре тысячи число запечатленных на земле Там же..

Когда Неплюев Н.Н. говорит о конечной судьбе воинствующей церкви, то вновь выражает свои хилиастические мысли, они для него есть очевидное свидетельство Откровения. Он считает, что конец мира будет ознаменован тем, что в церкви воинствующей образуются два сильных движения: строгое осуждение зла и обособление от него. Жизнь, обособившихся от зла, окажется настолько благочестива и свята, что к ним, по мнению Неплюева Н.Н. явится Христос, чтобы царствовать над ними тысячу лет: «В церкви воинствующей начинаются два сильных движения: строгое осуждение зла и обособление от него, настолько честное согласование жизни с верою, что Откровение говорит о брачной вечере Агнца, явлении Христа и сослужении ангелам ранее второго пришествия во славе.

Это благодатное движение усилится и укрепится до того, что Откровение говорит о тысячелетнем бессилии скованного сатаны.

После этих благодатных тысячи лет дьявол вновь будет раскован и все зло мира сего соединится для того, чтобы раздавить царство кротких.

Тогда венец власти мира сего на земле и Бог-Слово приходит в славе Своей судить живых и мертвых» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.61..

3.6.2 Судьба торжествующей церкви

В своих рассуждениях о конечной судьбе церкви торжествующей Неплюев Н.Н. опирается на повествование Откровения (4-10), однако ему удалось больше описать торжество небесных членов, чем указать на конечную судьбу.

В самом начале своих рассуждений он делает оговорку о том, что мы лишь отчасти способны познать тайну Откровения о грядущей торжествующей церкви: «…все то, что Откровение благоволило поведать нам о небе и церкви торжествующей, насколько мы можем вместить понимание небесного, насколько возможно передать неописуемое на жалком лепете детей земли» Там же..

С таким настроем Николай Николаевич приступает к 4-ой главе Откровения. Он говорит о Сидящем на престоле, Который «не упразднен грехом и своеволием блудных сынов Его; на небе Господь царствует; Он силен, велик и прекрасен, и все окружающее Его исполнено славою Его» Там же С.62.. Неплюев обнаруживает здесь указание на свойства Бога - неизменяемость и Его святость.

В Откровении 4:4: «И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» - в этих словах Неплюев видит указание на то, как свойства Божьи преображают членов торжествующей церкви: «…на небе у престола Божьего не может быть одряхления и старости, тут слова старость и старец означают не внешний вид дряхлости, а мудрость и достоинство, без которых и на земле старость не внушает к себе никакого уважения» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.62.. Старцам, которым Господь дал престолы, Он и «разделил с ними силу и славу Свою» Там же.. Неплюев говорит, что они «в белых одеждах потому, что чистота жизни их равна величию и мудрости их» Там же..

Таким образом, Неплюев описывает картину невообразимого торжества церкви небесной, по Откровению 4:5-8: «И от престола исходили молнии и громы и гласы - все полно жизни, силы и вдохновения там, где власть Господняя. И семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих, - семь ангелов, вся жизнь которых - пламень вдохновения. И перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу, - безбрежное пространство, где все чисто и прозрачно, где нет места никакой тайне и никакой грязи. И посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. Все видящие и все знающие. И первое животное было подобно льву - сила, и второе животное подобно тельцу - терпение, и третье животное имело лицо, как человек - разум, и четвертое животное подобно орлу летящему - вдохновение. Все они непрестанно взывают: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет, то есть все они во всякое мгновение бытия своего сознательно всем существом своим поют Богу хвалу.

Все жаждут Царства Божьего и сознают мудрость и благость святой воли Его» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.62..

Неплюев Н.Н. указывает на духовную и домостроительную взаимосвязанность торжествующей и воинствующих церквей. Так он размышляет над 5-ой главой Откровения: «…видел в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями», Неплюев определяет ее «книгой домостроительства Божьего, книгой судеб человечества, книгой жизни, книгой Откровения. Книга эта запечатана, и печати эти должны сниматься с нее по мере зреющей закваски Царства Божьего, по мере того, как человечество, возрастая духом, будет становиться все более и более способным вместить разумение воли Божьей, плана домостроительства Его и разумных путей служения святому делу Его, переходя от внешней буквы в глубь животворящего духа, от написанного вне к написанному внутри» Там же С.62-63..

Неплюев Н.Н. говорит о том, что печати мудрости уже снимаются с книги, Сидящего на престоле; человечество уже постепенно переживает на опыте вечную истину правды воли Божьей: «…антихристы, испытывая все новые и новые скорби, не Богом на них насылаемые, а логично вытекающие из их противления благой и разумной воле Творца миров, христиане, открывая все новые глубины вдохновения, любви и мудрости в слове, воле и деле Бога живого, по мере того как они возрастают из веры в веру, из любви в любовь, из вдохновения во вдохновение» Там же С.63..

Неплюев Н.Н. замечает, что вскисание святой закваски не имеет ничего общего с теорией эволюционного развития и понимать постепенность вскисания следует не как продукт машинообразного мирового организма, а живое дело воздействия Духа Святого на живые и свободные души человеческие; тут и речи быть не может ни о безответственности, ни о насилии Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.63..

Неплюев Н.Н. говорит, что все домостроительство Божье ориентировано на конечную цель бытия, которая есть торжество правды, добра и вечное блаженство всего творения. Но от каждого зависит кем он будет в жизни земной: делателем или тормозом в деле милостивого Бога: «Пути домостроительства Божьего непреложны и неизбежно приведут к конечной цели бытия - торжеству правды, добра и блаженства вечного, но от каждого из нас зависти сделаться делателем или тормозом в деле многомилостивого Бога, приблизить или отдалить наступление полноты времен конечного торжества вечного дела Бога долготерпеливого» Там же..

Неплюев Н.Н. описывает как Господь проявляет Свою совершеннейшую любовь, как Он не оставляет на произвол тех кто тормозит торжество добра и блаженства. Для них Он посылает ангелов, которые являются прикровенно, как некие ангелы-хранители. Через них Господь направляет отступников на путь святости. Так Неплюев комментирует Откровение: «Не предоставлено дело Божье и на произвол капризов грешного человечества. Время от времени посылает Господь с неба делателей на жатву Свою. Апокалипсис говорит об ангелах, нисходящих на землю с поручениями от Бога; это не значит, что ангелы эти воплощаются, они могут, становясь ангелами-хранителями тех, кого Господь без насилия может привлечь к Себе и сделать избранниками Своими, таким образом через этих людей исполнять поручение, возложенное на них Господом Богом» Там же..

Комментируя Откровение 4-10, Неплюев вновь высказывает свой хилиазм: «Прежде этих посланцев должен был придти на землю Тот, Кому суждено было заложить на ней зерно горчичное Царства Божьего, снять печати с таинственной книги, находящейся в руке Божьей. Все небожители сознают мудрость и правду домостроительства Божьего.

Посеяно семя, заложена закваска, одна за другой вскрываются печати таинственной книги, один за другим ниспосылаются ангелы Божьи на землю.

Первый ангел имел печать Бога живого и наложил печать эту на чело рабов Бога нашего. И когда он снял седьмую печать, сделалось безмолвие на небе. Зреет закваска Царства Божьего, и вдохновение избранников подобно огню с самого жертвенника Божьего.

Семь ангелов спускаются на землю один за другим, пробуждая человечество трубными звуками, указывая ему на страшные последствия жизни без Бога. В то же время между шестым и седьмым ангелами нисходит отдельно «ангел сильный», напоминающий человечеству правду Откровения Божьего и требующий от него проверить жизнь свою и отношение к Богу при свете Откровения.

И пришла на небе война. Агнец стоит на горе Сион, и с ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах.

И увидел я другого ангела, летящего на середине неба.

Следуют два ангела, возвещая гнев Божий нечестивым. Затем два серпа пожинают землю, но это еще не жатва последняя.

Верные чада Божьи стоят пред престолом Божьим на стеклянном море.

В то же время на землю нисходят один за другим еще семь ангелов, опрокидывая на землю семь золотых чаш, наполненных гневом Божьим.

Зло окончательно заклеймлено и осуждено, добрые обособляются от зла и стройно организуют добро.

Когда добрые обособятся от злых и жизнь их будет стройно организована по правде Божьей, станет возможным на земле воплощение святых духов» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.63..

Как мы сказали в начале главы, в своих рассуждениях о конечной судьбе церкви торжествующей толкователю Неплюеву Н.Н. удалось больше описать торжество небесных членов, чем указать на их конечную судьбу. Подобное явление, как и хилиазм Неплюева Н.Н. стал причиной его буквального видения многих мест Откровения.

3.6.3 Пришествие во славе

Как было сказано выше для Неплюева очевидна хилиастическая мысль. Тот, кто обособился от зла на тысячу лет находился в брачной вечери Агнца-Христа. Неплюев считает, что именно этот период Откровение называет первым воскресением и царством с Христом. Далее, комментируя Откровение, Неплюев говорит, что после царства добра наступает последнее искушение веры и терпения святых. Теперь все зло мира соединяется против верных чад Божьих, несмотря на то, что на челах их сияют печати Его, и знамения Его отмечают их праведный путь: «После длинного периода беспрепятственной жизни по вере обособившегося от злых народа Божьего, народа святого, царственного священства, людей, взятых в удел, периода, который Откровение называет тысяча лет и брачная вечеря Агнца, после жизни, которую Откровение называет воскресением первым и царством с Христом; после этого благодатного периода наступает последнее искушение для веры и терпения святых, все зло мира соединяется для последней попытки восторжествовать над ненавистным добром, окрепшим и стройно организованным.

Что за дело сынам противления до того, что сияет печать Бога живого на челах верных чад Его, что жизнь из запечатлена отраженною славою Бога любви, что поколебались все светила небесные в помраченных умах их и ни один луч Света от Света Небесного не озаряет тьму скорбного сознания скорбного бытия их, нигде и ни в чем они не признают тени Бога, в Которого не желают верить злые и своевольные сердца их.

Для них все зло мира - естественное явление природы, добро - наивная утопия и мистические бредни» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.64-65..

Можно предположить, что в последнем предложении Неплюев Н.Н. обращается к своим обидчикам, которые не принимали строй братства, всячески мешали развитию благочестивой идеи о преображении человечества и называли ее утопией. Таким образом, Неплюев Н.Н. наблюдая реализацию слов Откровения, проецирует их на современное ему общество: «Та же чудовищная ненависть соединит и в последний день всех практичных дельцов и политиков против ненавистной для них утопии любви и братства, когда они увидят, что утопия эта стройно организована и окрепла в жизни.

Как защитить себя овцам от волков, не сделавшись волками, чтобы от волков по-волчьи огрызаться?! Защитят их силы небесные» Там же С.65-66..

Неплюев Н.Н. говорит, что как в ветхозаветные времена, так и в новозаветные, существует невероятная ненависть против Христа Спасителя, Который обнародовал Свою правду, святость, любовь. Неплюев определяет этот исторический акт ненависти, как неизгладимое пятно позора человечества. Новозаветные люди в своем большинстве не ценили и не ценят долготерпеливой Христовой любви, ныне они объединились под одним знамением богопротивления, с которым восставали в ветхозаветные времена, восстают и теперь на святых чад Божьих: «Как ни чудовищна, как ни невероятна была ожесточенная ненависть против Христа Спасителя, Которого вся жизнь была правда, святость и любовь, однако ненависть эта - исторический факт, неизгладимое пятно позора в летописях грешного человечества; она соединила против Христа и фарисеев, гордившихся своим правоверием и точным знанием мертвящей буквы пророчеств о Нем, и саддукеев, воссевших на седалище Моисеевом в роли официальных представителей церкви ветхозаветной, и иродиан, представителей законной власти народа избранного, и даже тот самый народ жестоковыйный, с медным лбом и необрезанным сердцем, который отплатил за самоотвержение, благодеяния и любовь криками: распни, распни Его.

Та же чудовищная ненависть злобы и порока против любви и святости всегда соединила сынов противления и во время Ветхого завета против пророков, и во времена Нового завета против святых, во все времена гордых, самоуверенных волков хищных против кротких овец, терзать которых волки неизменно находят практичнее, чем между собою грызться» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.65..

Называя в «Христианском мировоззрении» эту главу «Пришествие во славе», Неплюев Н.Н. не пишет о том пришествии Христа, которое называется вторым пришествием Спасителя в православной догматике Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Ч.3. М., 1997. С.282.. Оно в отличие от Его Первого пришествия на землю, будет со славою и величием - «…придет Сын Человеческий во славе Отца Своего…» (Мф.16:27).

В православной богословской традиции принято считать, что в тот день, то есть в день Второго пришествия, явится знамение сына Человеческого на небе (Мф.24:30). Священное Писание не уточняет, что это за знамение, но, по Преданию, этим знамением будет крест. Явление Спасителя будет чувственным, в человеческой плоти. Ангелы говорят апостолам после Вознесения Христова: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян.1:11). Господь придет окруженный Ангелами (Мф.16:27; Иуд.14).

Апостол Павел сравнивает пришествие Христово с трубным созыванием войска или возвещением юбилейного года: «…Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1 Фес.4:16). Явление Спасителя будет всеобщим и для всех явным - «…как молния исходят от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф.24:27). Подобные сведения Неплюевым Н.Н. были опущены в главе «Пришествие во славе». Он по сути повествовал о тех, кто будет обособлен от зла на тысячу лет и находится в брачной вечери Агнца-Христа. Таким образом, все изложенное Неплюевым Н.Н. в этой главе не соответствует заданной теме.

3.6.4 Воскресение мертвых

По учению православной церкви в последний день, в который совершится славное пришествие Христово, последует воскресение мертвых и тождественное с ним по существу и действию изменение живых Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. С.311.. Эта мысль достаточно явно отражена, как в Ветхом (Иов. 19:25-27; 3 Цар.17:19; 4 Цар.4:29; 4 Цар.13:21; Ис.26:19; Дан.12:2; Иез.37:1-10; 2 Мак.7:9), так и в Новом (Ин.11:24; 5:25; 6:40,54; 1 Кор. 15: 16-17) Заветах.

Свою веру в воскресение мертвых особо ярко конечно выразил св.Иоанн Дамаскин: «Верим же и в воскресение мертвых. Ибо оно истинно будет, будет воскресение мертвых. Но, говоря о воскресении, мы представляем себе воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное воздвижение упавшего; души же, будучи бессмертными, каким образом воскреснут? Ибо, если смерть определяют - как отделение души от тела, то воскресение есть, конечно, вторичное соединение и души и тела, и вторичное воздвижение разрешившегося и умершего живого существа. И так, само тело, истлевающее и разрешающееся, оно само воскреснет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале произвел его из праха земли, не не может снова воскресить его, после того как оно опять, по изречению Творца, разрешилось и возвратилось назад в землю, из которой оно было взято» Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. С. 267..

Подобно и для Неплюева Н.Н. воскресение мертвых не вызывает сомнения. Вслед за святым Иоанном Дамаскиным он говорит, что если Господь создал человека, то в Его силе и воскресить всякого после смерти: «Даже наука доказывает нам, что материя, как вихрь, проноситься через наш организм, на мгновение только вступая в таинственную связь с тем пребывающим, индивидуальным Я, которое любит, мыслит, ощущает и сознает свое бытие. Грубая материя, кожаная одежда духа, прах земной, тюрьма и цепи наши только на мгновение принимает облик существа нашего, постоянно должна быть возобновляема пищею, нами поглощаемой, прекрасна и озарена славою духа нашего только до тех пор, пока входит в состав живого организма, превращаясь в прах и тление с минуты смерти, когда порваны цепи, разрушается тюрьма и дух свободный покидает долину плача и печали земного скитания» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.66..

Неплюев Н.Н. делает справедливое замечание, что для неверующих странной кажется вера в воскресение мертвых, когда для верующих, странным кажется то, что некоторые могут находить невероятным второе воплощение, в то время когда мы на опыте переживаем воплощение - свою реальную земную жизнь Там же..

Таким образом, истинную возможность воскресения мертвых, Неплюев Н.Н. обосновывает не свидетельством Священного Писания, не свидетельством Святых Отцов и Учителей Церкви, но логическим путем - на признании первого воплощения человека.

3.6.5 Суд Божий. Вечность мучений и вечность блаженства

По воскресении Неплюев Н.Н. признает страшный Божий суд, после которого каждого ожидает определенный удел.

Неплюев мыслит адские муки порочного сообщества, как логическое следствие их безрассудной жизни. Они сами устраивают себе ад, избирая свой путь без Бога. Замечательно выражает эту мысль Неплюев Н.Н.: «Не Господь немилосердно осудит грешников, а Господь милосердный оградит верных чад Отца Небесного, тех, у кого царство Божье внутрь есть, от адской муки сообщества с теми, у кого ад в душе, кто ад этот повсюду принесет с собой» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.66..

Неплюев Н.Н. говорит о необходимости всем живой веры, ведь она есть признак святого пути, которого ожидает Господь Славы от всех чад земли. Николай Николаевич таким образом уверяет в словах апостола Иакова 2:20: «Откровение нигде не различает веры живой от дел веры, от жизни по вере, потому что вера живая не может не проявляться в делах веры: вера без дела мертва, а дела веры невозможно без веры живой, непосильны без причастия Духа Святого, которого переживают одни верующие живою верою: по плодам их узнаете их» Там же.. Но очевидно для Неплюева Н.Н. и то, что «…недостаточно иметь в руках светильники дел наших, нужен елей веры и огонь любви.

Нет таких дел, которые бы сами по себе могли спасти нас, если любовь не занимает в сердце нашем места первого, если дела наши не являются плодами любви. Не дела наши пойдут за нами в вечность, а вдохновение любви сделает нас близкими, родными, братьями по духу ангелам и святым в Царстве Божьем, сделает нас достойными причастия мудрости и любви Бога святого, способными вместить блаженство вечное, уготованное нам прежде создания мира» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.68-69..

Неплюев Н.Н. далее напоминает, что Господь - есть Любовь, и поэтому Он желает каждого в разум истины привести; привести в торжество правды и добра - это Его домостроительный замысел о всем творении. Именно поэтому Господь оберегает верных чад Своих от зла: «Тот, кто вдали от дома Отца Небесного не тосковал по родине небесной, кто в этом мире, который весь во зле лежит, не гнушался и не возненавидел зла, а, напротив, чувствовал себя в грязи земной, как рыба в воде, и остался равнодушным даже и к высшему проявлению добра среди мрака и злобы - слову и делу Спасителя Мира, тот не имеет извинения в грехе своем, по слову Его: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем. Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего. Если бы Я не сотворил между ними дел, каких никто другой не делал, то не имели бы греха; а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего (Ин.15:24).

Когда нас окружает добро, любовь и вдохновение, мы, как дети неразумные, можем не понимать всю цену того, что нас окружает, легкомысленно не дорожить тем, что имеем. Если потеряем все эти сокровища, мы не плачем об утраченном, не только не алчем и не жаждем правды Божьей, но, даже видя во тьме внешней, там, где плач и скрежет зубов, луч Света от Света Небесного, отворачиваемся от него, не любим дела Его, не чуем сердцем животворящей правды слов жизни, исходящих из уст Его, мы злые демоны, ангелы сатаны, ненавидим Бога живого, Христа Его и все силы небесные, возлюбили тьму и не полюбим свет, хотя бы в минуту смерти или в страшный день суда и устрашились последствий нашей злобы» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.66-67..

Неплюев Н.Н. отмечает, что по отношению к Своему творению Господь проявляет божественное долготерпение и, желая всем прийти в торжество блаженства Он не насилует свободу и волю нечестивых, так как это не прилично Его природе. Он не превращает нечестивых в бездумных кукол, заведенных на добро: «Чтобы таких упорных сынов противления сделать смиренными и любящими чадами Отца Небесного и братьями по духу ангелам и святым, надо было бы, чтобы Господь совершил насилие над ними, но верен Себе неизменный и верный, не отступит Он от духа любви и свободы, не унизит Он Себя до превращения свободного духа в жалкую куклу, заведенную на добро» Там же С.67..

Неплюев Н.Н. говорит, что каждый человек создан Богом для блаженства, но безумствуя венец творения изменяет своему Создателю со злом, Господь же в Свою очередь изменить со злом не может и из жалости приблизить к Себе добровольных антихристов, ведь таким образом, Он подверг бы верных чад Своих мукам и позору проституции общения с нечестивыми: «Господь все живые существа создал для блаженства причастия мудрости и вдохновения любви Его, всех готов допустить на брачный пир Свой, но он свят и не может не любить невольных рабов, ни насиловать сынов противления, ни нарушать святости Своей проституцией общения со злом, не может, из жалости к злым, подвергнуть добрых мукам и позору проституции общения со злыми и свят Господь Бог наш» Там же С.67-68..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты