рефераты курсовые

Христианское мировоззрение в понимании и деятельности Неплюева Н.Н.

х мир ненавидит, потому что они не от мира сего, и однако, именно он та соль земли, ради которой долго терпит Господь, не желая, чтобы грешник погиб, но чтобы все в разум истины пришли.

И всякий Каин и Хам может стать добрым Авелем, потому что нет человека, не созданного по образу и подобию Божьему для блаженства вечного причастия любви и мудрости Бога живого.

Достаточно полюбить Авеля, чтобы понять в нем Бога: поняв Бога, нельзя не полюбить Его, полюбив, нельзя не уверовать живою верою, уверовав, нельзя не уразуметь силу и славу Божью, уразумев, нельзя не смириться, смирившись, нельзя не возжаждать причастия Духа Божьего, пережив причастие Духа Божьего, нельзя не стать самому добрым Авелем.

Невозможное для человека возможно для Бога, когда Он может, не насилуя нас, творить чудеса» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.29..

В этой главе Неплюев Н.Н. предстает перед нами не только толкователем Писания, но и учителем нравственности, проповедником истинных жизненных ценностей - христианских ценностей, среди которых, любовь к Богу и ближним должна занимать первенствующее, руководящее место в жизни истинных сынов Божьих - членов Православной Церкви.

3.3.11 Избранники Божьи

Неплюев Н.Н. в начале своих рассуждений об избранниках Божьих задается вопросом об их природе: человеческая она или ангельская. Неплюев говорит, что Божественное Откровение косвенно указывает на воплощение ангельской природы в избранниках Божьих, но далее замечает, что данные воззрения не совпадают с церковно-богослужебным наследием о Едином святом Боге, Который явил людям Свой Свет в лице Христа. На таком основании Неплюев Н.Н. приходит к выводу о том, что природа избранников Божьих - человеческая, а, следовательно, и не лишена склонности к греху, но жизнь их - это, ничто иное, как ангельское служение Богу на земле. Николай Николаевич рассуждает таким образом: «Обыкновенные ли то люди? Не воплощаются ли по временам безгрешные ангелы?

Есть места в Откровении, которые как будто указывают на высшую природу, по крайней мере, некоторых из избранников Божьих. Многие из них с раннего детства выказывают признаки такой святой гармонии духа, которая не составляет удел среднего человеческого существа их возраста; о некоторых из них Откровение говорит, что Господь избрал их прежде, чем тело их образовалось в утробе матери.

Если мы сопоставим с этим слова литургии, которыми церковь напоминает нам, что един свят, един Господь Иисус Христос и свидетельство Откровения, которое со свойственною ему божественною искренностью повествует о великих немощах избранников Божьих, поясняя, что Господь в немощах творит силу, чтобы никакая плоть не возгордилась, то нам станет ясно, что если Господь и посылает на землю духов, предназначенных быть избранниками Его, все же они не безгрешны и могут, по примеру сына притчи, сказать иду к Отцу Небесному и, воплотившись, не пойти, что мы и видим на примере Самсона, который погубил и себя, и народ свой» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.30..

Неплюев Н.Н. говорит, что любой христианин способен попасть в число избранников Божьих, ведь все созданы по образу и подобию Божью, а следовательно, каждый кто стремится к святости достоин стать избранным сосудом благодати Святого Духа. Господь, не насилуя воли человеческой, призывает каждого стать Его особым служителем - избранником Божьим: «…если кроме Христа Спасителя не было между сынами человеческими ни одного безгрешного существа, может ли стать избранником Божьим каждый из нас, грешных детей грешного Адама, или мы имеем основание, говоря об избранниках Божьих, повторять излюбленную формулу извинения греховности: уж где нам, грешным?

Все мы одинаково созданы по образу и подобию Божьему, все мы одинаково созданы для блаженства вечного, всем нам Господь одинаково желает спастись и в разум истины прийти; ко всем нам готов приблизиться Господь, если сами мы искренно желаем приблизиться к Нему, всем нам Он готов дать Духа Святого, если мы возжелаем Его, каждый из нас может стать храмом Его, во всякой немощи нашей силен Господь соделать силу, и, следовательно, нет ни одного из нас, которого Господь не желал бы принять в число избранников Своих, если Он может делать это, не насилуя нас» Там же..

Неплюев Н.Н. говорит, что дары Духа Святого подаются каждому, но степень восприимчивости благодати каждого зависит от их устойчивости в святости. Пока душа мечется между добром и злом, благодать Божья не может поселиться в сердце человека, так как Господь не желает насильно приручить нашу волю, а призывает личность добровольно, с любовью совершить подвиг праведности: «Господь готов дать Духа Святого всякому с верою просящему у Него и дать Духа Своего без меры, но мы воспринимаем дары Духа Божьего в меру устойчивости любви и веры нашей. Пока мы остаемся людьми с двоящимся умом и сердцем двоедушным, пока, как волны морские, мы то воздымаемся, то вновь падаем, притом не делами нашими, а стремлениями духа нашего, до тех пор Дух Святой не может, не насилуя нас, придти и вселиться в нас, и сделать из нас храм Свой.

Только устойчивая жажда правды Божьей, устойчивая верность и любовь к Нему может дать право Ему, святому, без насилия сделать нас избранниками Своими. Если мало между нами людей с печатью избранника Божьего на челе, мы можем видеть из этого, как мало в мире сем, который весь во зле лежит, устойчивой веры и постоянства любви к Тому, Который до ревности любит нас» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.30-31..

Итак, для стяжания даров Святого Духа необходима устойчивая добрая воля человека к богообщению. Бог не желает насилия Своему творению, поэтому, только сознательная воля личности разверзает человеческую природу для восприятия Божества. Тем и отличаются, по Неплюеву Н.Н. избранники Божьи, что имеют твердую волю в стремлении соединиться с Господом.

Неплюев Н.Н. приводит слова Писания: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин.6:44). Бог производит в нас и хотение, и действие, по Своему благоволению (Флп.2:13). Первые слова сказаны были Христом Спасителем, вторые - апостолом Павлом, будучи обращены к верующим Филиппийской церкви. Таким образом, если человек не особым явным образом избран Богом, как, к примеру, были избранны некоторые пророки и апостолы, значит, промышляя о нем же Господь призывает его добрую волю сознательно отдать ум, сердце и жизнь в святую руку Его, чтобы, не насилуя, Он мог привлечь к Себе, возбудить святое хотение и творить в немощи человеческой благо.

Однако Неплюев Н.Н. говорит, что «…и этого малого - устойчивой доброй воли - не обретается в громадном большинстве даже лучших из грешных детей земли, что и не дозволяет Богу, без насилия над ними, возвысить их в сан избранников Своих.

Понять это может помочь нам сравнение. Когда Христос Спаситель преобразился перед учениками Своими, Он показал им славу Свою. Так точно и Бог дает славу Духа Своего не в той мере, насколько он хочет, а в той мере, в какой мы можем и хотим принять Его» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.31..

Неплюев Н.Н. отмечает, что и избранники Божьи, о которых шла речь выше, являясь орудием просвещения суетного земного мира, иногда сами проявляют свою слабость к греху. Господь не отвергает их, если то было следствие немощи ума и сердца, а не сознательная измена Богу, в которой пребывает большая часть человечества: «Становятся ли безгрешными избранники Божьи, когда они имеют добрую волю не противиться тому, чтобы Он производил в них и хотение, и действие? Нет, они не становятся богами, они могут погрешать и в славе, и в деле, так как и их не насилует Господь, и рядом с хотениями от Бога могут быть в них и другие хотения, рядом с действиями послушания Богу они могут творить и другие действия; люди будут иметь основание строго судить их, но Бог не отрицает их, если то были следствия немощи ума и сердца, а не сознательная измена Богу и делу Его.

Тех, в чьей груди горит устойчивый огонь святого желания быть работником на дело Божье и творить волю Отца Небесного, Господь принимает в число соработников Своих. Они - избранники Его, через них призывает Господь блудных сынов вернуться в дом Свой, через них проливает на землю свет Откровения Своего, через них продолжает земное домостроительство Свое и воздвигает стены Иерусалима Небесного» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.31-32..

Неплюев Н.Н. подобно, как и в предыдущей главе выступает проповедником высших руководящих христианских ценностей. Избранники Божии, как и сыны, о которых было сказано выше - это все христиане стремящиеся исполнять любовь не только в слове, но и деятельности. Слова Неплюева Н.Н. поистине назидательны для ищущих спасительных путей!

3.3.12 Смысл земной жизни

В некоторых исследованиях русской философии встречаются далеко не справедливые высказывания о значении и ценности по отношению Неплюева Н.Н. По Неплюеву Н.Н. смысл жизни состоит в том, чтобы человек осознал и возжелал свое земное счастье, осуществляемое в Боге: «Смысл земной жизни в том и состоит, чтобы вдали от видения силы и славы Божьей всем существом своим пережить сознание невозможности счастья без Бога и возжелать единомыслия и единодушия с Ним не из страха и не из корысти, а в силу непреодолимой потребности духа, алчущего и жаждущего правды и любви.

Пока человек не признает этой внеземной конечной цели бытия, земная жизнь не имеет и не может иметь для него никакого разумного смысла: неизбежность смерти делает одинаково бессмысленными для него и скорби, и радости, и всякую надежду. Он может только бессмысленно прозябать, опьяняя себя, упиваясь грубыми страстями, научными калейдоскопами, игрушечного дела эстетикою или предаваясь сонливой апатии будничной рутины» Там же С.17.. И еще: «…смысл земной жизни человека: убедиться, что счастье невозможно без Бога, и сознательно предпочесть своеволию искания по миру приключений единомыслие с высшим разумом и единодушие с высшею любовью в доме Отца Небесного - Царстве Божьем» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19.. Подобным образом Неплюев Н.Н. перекликается с Владимиром Соловьевым, который основательно подошел к этому вопросу смысле жизни. Мы вспоминаем о В.Соловьевом потому, что его значение для духовной жизни русского народа давно признано и выражено высокими оценками выдающихся русских мыслителей, такими как Лев Михайлович Лопатин, князь Сергей Николаевич Трубецкой и многими другими Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.3.. Он обличил бессмысленное существование многих обольщенных жизнью рода: «Каждое поколение и в нем каждая особь существует лишь затем, чтобы породить свое потомство, но и это последнее существует только для того, чтобы произвести следующее за ним поколение. Значит каждое поколение имеет смысл своей жизни только в следующем, т.е., другими словами, жизнь каждого поколения бессмысленна; но если бессмысленна жизнь каждого, то значит - бессмысленна жизнь всех.

Это бессмысленное существование называется «жизнью рода». Но есть ли это в самом деле жизнь? Если каждое поколение существует только для того, чтобы погибнуть с появлением нового, которому в свою очередь предстоит такая же гибель, и если род живет только в таких непрерывно гибнущих поколениях, то жизнь рода есть постоянная смерть, и путь природы есть явный обман. Цель здесь для каждого полагается в чем-то другом (в потомстве), но и это другое само также бесцельно и его цель опять - в другом, и так далее без конца. Настоящей цели нигде не находится, все существующее бесцельно и бессмысленно, как неисполнимое стремление…» Там же С.22-23.. Владимир Соловьев не только обнаруживает и обличает бессмысленное человеческое существование, но и указывает на триумф человеческого бытия: «Итак, в высшем смысле мира (мир надо здесь понимать, как космос) соединяется все, что мы ищем: и благо, и истина, и красота. Невозможно, чтобы всеобъемлющий смысл мира был только в нашей мысли. То единство, которым держится и связывается вселенная, не может быть только отвлеченной идеей. Оно есть живая личная сила Божия, и всеединящая сущность этой силы открывается нам в богочеловеческом лице Христа, в Нем же вся полнота Божества обитает телесно. Помимо Христа Бог не имеет для нас живой действительности. К Христу тяготеет и вся наша личная религия, на Нем же основана и общая вселенская религия» Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.16.. И более того В.Соловьев повествует: «Мы называем бессмысленным все то, что ни с чем не вяжется и не ладится, что всему противоречит и ни с чем несовместно. Итак, злое и бессмысленное в сущности одно и то же. То самое, именно эгоизм каждого и раздор всех, что извнутри (для воли) есть зло, то самое снаружи (для ума и в представлении) есть бессмысленное. Отсюда наша практическая задача - сделать внешнюю среду проницаемою для нашей воли или послушную нам, - и наша теоретическая задача - сделать ту же среду прозрачною для нашего ума, ясною или понятною нам - обе составляют одну и ту же задачу. И для исполнения ее прежде всего мы сами должны стать светлыми и проницаемыми для всего. Иначе возможно будет только внешнее и насильственное, злое и бессмысленное подчинение. И если злобный разлад всех составляет бессмыслие в мире, то смысл мира будет противоположное, т.е. всеобщее примирение и лад. Это так есть и по значению слова, ибо мир или мир (космос) значит именно согласие и лад. В смысле слова «мир» показывается нам и смысл самого мира. И этот смысл не есть наше произвольное требование или субъективный идеал, а открывается нам, хотя и не вполне, самою действительностью. Хотя в основе мировой жизни лежит разлад и раздор всех - хаос, хотя все существа и силы в злом и бессмысленном стремлении враждуют и сталкиваются между собою, теснят и гонят друг друга, но все-таки, помимо их воли, вопреки всеобщему разделению и противоречию, - мир существует и живет как нечто единое и согласное. На темной основе разлада и хаоса невидимая сила выводит светлые нити всеобщей жизни и слаживает разрозненные черты вселенной в стройные образы. Мир не пустое слово; есть в мире смысл, и он всюду проглядывает и пробивается сквозь одержащее его бессмыслие» Соловьев В. Духовные основы жизни. (Spiritual Fundaments of Life). Bruxelles: Жизнь с Богом, 1953. С.73.. По сути дела для В.Соловьева «смысл мира, в нем же и правда Божия, есть внутреннее единство каждого со всем. В виде живой личной силы, это единство есть любовь» Там же С.85.. Каким образом человек утратил это единство каждого со всем и как возвратить это счастье повествует Неплюев Н.Н. Он подхватывает мысль В.Соловьева развивает ее и приводит к логическому заключению.

Неплюев Н.Н. обнаруживает причину утраты единства каждого со всем, причину несчастного существования и говорит, что изначально путь человека к счастью обусловливается определенной дисгармонией духа, которую личность проходит в три этапа: низшая ступень дисгармонии человеческого духа - это состояние скотоподобия, вторая ступень - это власть ощущений и третье состояние дисгармонии духа - это власть разума, эта стадия возвышается над двумя другими: «Пока дух пребывает в состоянии эгоистического своеволия, он не чувствует потребности вернуться в дом Отца Небесного, способен удовлетворяться приятным прозябанием или завистливою ненавистью к тем, с кем борется за возможность этого приятного прозябания. Это люди, преданные суете, - дети мира сего на степени высшей дисгармонии духа - скотоподобный человек. На этой степени духовного отчуждения от Бога не только невозможно общение с Богом, но и нет потребности в святой радости причастия Духа Святого. Если страх или переданная от отцов рутина заставляют их обращаться к Богу, они приближаются к нему устами своими и устами своими чтут Его, сердца же их далеко отстоят от Него; молитва их - кощунство и Богопочитание - оскорбление Бога, святости имени Которого они совсем не понимают, судя о Нем по себе, воображая, что можно подкупить Его дарами и льстивыми словами, оставаясь злыми и порочными.

Когда человек пробуждается от угара власти ощущений, он начинает чувствовать потребность разумной жизни, он переходит из периода царства ощущений в период царства разума, становиться из скотоподобного существа - существом разумным. Бессмысленное пьянство жизни не может более удовлетворять его; он не может более отделываться от потребности ума и сердца пробудившегося духа, забавляясь игрою в науку, эстетику, благочестие, благотворительность и любовь. Если нравственные потребности духа и не заговорили в нем с силою духовной жажды, потребности разума стали для него главным делом его жизни, заняли в ней место первое» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.17-18..

По Неплюеву Н.Н. на последнем этапе разум логически должен привести человека к вере в мудрого Творца, в противном случае приводит к пессимистическим настроениям; равно сказать, что разум распоряжается жизнью и смертью духа: «Если при таких обстоятельствах жажда духа жить разумно и разумно относиться ко всему окружающему не приведет логично к вере в высшей разум мира, мудрого Творца того стройного творения, изучение которого и составляет содержание всех наук, она непременно приведет к сознанию подавляющего величия и разнообразия мирового организма, к сознанию ничтожности, беспомощности, затерянности среди него песчинки - человека, к сознанию бесцельности сознательно скорбного прозябания. Тут только и может быть два выхода: возвращение к скотоподобию, на этот раз сознательному и потому сугубо позорному, - явлению, известному в наше время под именем культурного одичания, или духовное безумие беспросветного отчаяния - явление, не менее нам известное под видом пессимистической философии с ее мировой тоской» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.18..

Неплюев Н.Н. далее размышляет о вере в мудрого Творца, которую человек способен обрести на третьем этапе искания счастья. Она приводит личность к гармонии духа; тогда человек обретает истинную любовь и неверие в мудрого Творца более невозможно: «Когда гармония духа восстанавливается до первенствующего значения любви, неверие более невозможно: нельзя любить добро, не любя источник добра; нельзя любить творение, не любя творца; нельзя любить человечество, не любя высшее проявление добра на земле, лучшего из смертных - Спасителя - Христа. Нельзя любить не веруя, нельзя любя не устраивать жизнь на основе любви, нельзя не веруя верить в возможность победы добра и в любовь, как основу жизни.

Когда таким образом блудный сын убедится в невозможности счастья вдали от дома Отца Небесного и любовь пробудит в нем память веры умом и сердцем он более не принадлежит миру сему, по духу он стал братом ангелам и святым» Там же С.19.. Когда же человек находится в таком состоянии гармонии духа, тогда Сам Господь постоянно возобновляет благодатное общение с человеком. И это - вечное счастье человека: «Господь, не насилуя его, может возобновить благодатное общение с ним - источник блаженства вечного: с этого времени он знает, в Кого верует и верою ходит, а не видением. Из сына мира сего он стал чадом Божьим, Царство Божье внутри его есть и день смерти для него лучше дня рождения - это день, в который он сбросит пыльную одежду земного скитания, омоется банею смерти от пыли и праха долины плача и печали и добровольно, сознательно, радостно вернется в дом Отца Небесного, чтобы больше не покидать его» Там же..

Эта глава обнаруживает в Неплюеве Н.Н. религиозного философа, который сумел в данном вопросе разработать мысль великого русского мыслителя Владимира Соловьева и не отпасть от христианско-православных ценностей. Итак, для Неплюева Н.Н. смысл жизни человека - это достижение богообщения, стяжание даров Духа Святого, которое достигается через гармоничное устроение духовных свойств человеческой природы, где любовь должна непременно занимать первенствующее место.

3.3.13 Промысл Божий

Несмотря на то, что в данном вопросе мы встретимся с внутренней противоречивостью мысли Неплюева Н.Н., тем не менее его нельзя назвать деистомОбыкновенно противополагается теизму и обозначает, по определению Канта, убеждение в существовании первопричины, имманентной миру и определяющей собою мировой порядок. Теизм, напротив, обозначает веру в личного Бога и в существование Промысла (подробнее см.в энциклопедическом словаре: Христианство. В 3 томах. Т.1. М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 1993. С.467.).. Он не отвергает общее святоотеческое мнение о том, что сотворивший мир Бог не устраняется от творения, но имеет постоянное попечение о сохранении его бытия. Он непрерывно промышляет о нем. Промышление (провидение) объемлет весь сотворенный мир, видимый и невидимыйМалиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. С.251..

В своем труде «Христианское мировоззрение» Неплюев Н.Н. приводит противоречивые мысли о Боге, как Промыслителе. Неплюев Н.Н. утверждает, что Бог - Творец и Вседержитель всего сущего после грехопадения человека оставляет Свое царствование над миром видимым, и теперь человек, отделившийся от Божественного покровительства, может лишь наблюдать некий след мудрости Творца на окружающем человека творении: «С того времени, как Бог проклял землю в делах человеческих, Он перестал царствовать над нею, но не перестал быть ее Творцом, почему печать мудрости Его и осталась на всем творении Его, но Он более не царствует на земле, не направляет все на благо всем…» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19.. На первый взгляд это деистическая мысль, но мы находим у Неплюева Н.Н. и такие рассуждения, которые все-таки сближают его с православной богословской традицией. Ниже Неплюев Н.Н объявляет, что Господь все-таки, по промыслительной необходимости, иногда проявляет Свою благодатную силу на человечестве, и, несмотря на то, что Он более не царствует на земле, не направляя все на благо всем, «минутно» может вмешиваться в жизнь земного мира и совершать различные чудеса Там же..

По Неплюеву Н.Н. Бог не идет против воли и свободы выбора человека, но через верных Ему чад церковных осуществляет промыслительную деятельность обо всем мире, таким образом, совершая домостроительство спасения всего человечества: «Господь никого не искушает, никого не насилует, но не покидает мудрого плана и домостроительства Своего и продолжает с долготерпением и милосердием вечное дело Свое через тех, кто добровольно отдает себя в руку Его и жизнь свою на святое дело Его» Там же..

Следует признать, что св.Иоанн Дамаскин не допускает подобных противоречий, которые порой допускает Неплюев Н.Н. Он последователен и более того объясняет наличие божественного Промысла над творением: «…Промысл есть имеющее место со стороны Бога попечение в отношении к тому, что существует. И опять: Промысл есть воля Божия, по которой все сущее целесообразным способом управляется. Если же воля Божия есть Промысл, то совершенно необходимо, чтоб все бывающее вследствие Промысла, согласно с здравым смыслом, происходило и наиболее прекрасно, и наиболее соответственно Божию достоинству, и так, что не могло бы произойти более лучшим образом. Ибо необходимо, что Один и Тот же есть Творец сущего и Промыслитель; потому что ни прилично, ни последовательно то, что один - творец сущего, а другой - промыслитель; ибо при этих условиях оба безусловно находятся в бессилии: один - творит, другой - промышляет. Поэтому Бог есть и Творец, и Промыслитель; и творческая Его сила, также и содержащая все, и промыслительная есть благая Его воля: ибо вся елика восхотев, Господь сотвори на небеси и на земли; и воле Его не противится никто. Он восхотел, чтобы произошло все, и оно произошло. Он желает, чтоб образовался мир, и он образуется; и все, что Он желает, происходит. А что Бог промышляет и что Он промышляет прекрасно, правильнее всего кто либо мог бы обсудить таким образом. Один только Бог - по природе благ и мудр. И так, как благий, Он промышляет, ибо кто не промышляет, тот не - благ. Ибо и люди, и неразумные животные по природе пекутся о своих собственных детях, и кто не печется, тот порицается. А как мудрый, Он заботится о сущем наилучшим образом» Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. С.111..

В начале мы упоминали о деистической тенденции мысли Неплюева Н.Н., теперь же укажем на его веру в Промысл Божий. Неизменное благое участие Бога в мире видимом и невидимом Неплюев Н.Н. объясняет природным следствием Небесного Отца. В своем религиозно-философском труде «Христианское мировоззрение» Николай Николаевич говорит, что свойства вечности и неизменности божественной любви, определяют волю Бога, которая по существу, направлена на то, чтобы возвысить человечество до устойчивой любви к единому Создателю и Промыслителю: «Дело Божье - одно вечно единое и неизменное: дело возвышения человечества до единомыслия с Собою, как высшего разума, до единодушия с Собою, как высшей любовью, до устойчивой верности Себе, как высшей святости» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19..

Неплюев Н.Н. говорит о том, каким образом Бог осуществляет в мире Свою промыслительную деятельность. Он говорит, что она совершается через соработников и избранников Божиих - ангелов-хранителей и праведных людей, которые по Его научению, призывают грешное человечество к делу созидания Царства Божьего, стен Небесного Иерусалима: «Промысел Божий и состоит в том, что Он неустанно через ангелов-хранителей и избранников Своих призывает нас работать на дело созидания Царства Небесного, как живые камни устроят из себя дом духовный, и делаться соработниками Его в деле созидания стен Иерусалима Небесного, тех благодатных стен, за которыми мы будем ограждены от общения скорбного со злыми и объединены силою Божьей и причастием Святого Духа Его в радостном общении вдохновения любви и мудрости с Богом живым и всеми верными чадами Его» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.19-20..

Таким образом, промысл Божий по Неплюеву Н.Н. - это, во-первых, возможность каждого кающегося к стяжанию дара Святого Духа. Такими способностями Господь наделяет человека по грехопадении и так падшее творение привлекается к Творцу. В этом Неплюев видит промыслительную деятельность Господа: «Промысел Божий и состоит в том, что Он привлекает к Себе всех, желающих приблизиться к Нему, любить всех, позволяющих Ему, святому, любить себя, без меры дает Духа Святого, всем просящим у Него, в немощи творит силу и через верующих сдвигает горы предрассудков, рутины, злобы, гордости и лени» Там же С.20..

Во-вторых, Неплюев Н.Н. говорит, что все гонения в истории христианства и вообще вся злоба мира не пресекаются Творцом, ведь таким образом отделяется истинное благо, отделяется истинная праведность и таким образом созидается Царство Божие. И в этом состоит промысл Божий: «Промысел Божий и состоит в том, что Он, не насилуя злых и гордых детей мира сего, не препятствует им побивать камнями пророков, издеваться над распятым Христом, травить в цирке христиан XIX веков тому назад и делать из ума, талантов, богатства и физической силы волчьи зубы на растерзание кротких в настоящее время, все, и даже злодеяния злых и гордых детей мира сего, направляет к благу духовному детей Божьих, к успеху зреющей закваски Царства Божьего, к вечному царству, силе и славе добра» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.20..

Таким образом, несмотря на то, что в некоторых выражениях Неплюева Н.Н. можно обнаружить деистический уклон, тем не менее, на наш взгляд, он смог в достаточной форме выразить действительность Промысла Божия в бытии мира.

3.4 Христология

Христианское откровение в самых ясных чертах изображает ту мысль, что Сын Божий есть Бог, Бог в собственном и строгом смысле (метафизическом), Бог по естеству, а не Бог или Сын Божий в каком-либо не собственном смысле, как называются в Писании иногда и люди и ангелы богами и сынами Божьими Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. С.139..

В своем учение о Христе Иисусе Неплюев Н.Н. более стремиться указать на Его нравственный облик, а не на Его Божество. Христология Неплюева Н.Н. практически не разработана и поэтому его фрагментарные мысли не изображают подлинный облик Иисуса Христа.

Изначально признавая в лице Иисуса Христа обещанного Спасителя и Примирителя человеческого рода Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.31-32., Неплюев говорит о миссии Христа, как о таинстве. Неплюев Н.Н. видит в данном явлении домостроительства спасения, не только те стороны, которые адаптированы для познания человеческим умом и сердцем, но и такие таинственные стороны, которые могут быть лишь отчасти доступны человеческому духу, руководимому Духом Святым. Эта таинственная сторона, по Неплюеву Н.Н., так и остается непостижимой, ведь, испытанное в Духе Святом недоступно человеческому уразумению, недоступно человеческому языку: «В деле спасения человечества Сыном Божьим есть стороны, доступные для ума нашего, другие - доступные для нашего сердца, есть сторона таинственная, превышающая силы ума и сердца нашего, тайна домостроительства Божьего, которую может постигать дух в минуты вдохновения, озаренный причастием Духа Святого, но изложить которую на языке человеческом нельзя и пытаться не надо» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.32.. Так, называя дело спасения человечества таинством, Неплюев Н.Н. передает повествование святоотеческое: «Иже во образе Божии сый - наклонив небеса, нисходит, то есть, неучижимую Свою высоту неуничиженно уничижив, нисходит для пользы Своих слуг таким снисхождением, которое было и неизреченно, и непостижимо; ибо это обозначает слово: нисхождение. И, будучи совершенным Богом, Он делается совершенным человеком, и совершается дело, новейшее из всего нового, дело, которое одно только - ново под солнцем и через которое открывается беспредельное могущество Божие. Ибо что - больше того, что Бог сделался человеком?» Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. С.121..

Николай Николаевич Неплюев в след за святыми Отцами, не только утверждает таинство спасения и ограниченность человеческого познания о Боге, но и определяет важность ценить и беречь все то, что Господь все-таки допустил до человеческого познания. Неплюев Н.Н. определяет, что эти истины являются самым необходимым для согласования ума и сердца с волей Господа, для формирования мировоззрения, ведущего к спасению: «Откровение, сообщая нам все необходимое для уразумения смысла земной жизни нашей и согласования ума, сердца и жизни с волею Отца Небесного, не задается целью удовлетворять любопытство ума нашего в тех случаях, когда это не может иметь значения для настроения нашего собственного духа и личного поведения нашего» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.32..

В один ряд с таинством домостроительства человеческого спасения Неплюев Н.Н. поставляет и другие таинственные богооткровенные истины: о троичности Бога, о предвечном рождении Сына, о воплощении Спасителя, о таинственном значении страданий, крестной смерти и воскресении Христа, о примирении человечества с Богом. Верные чада Православной Церкви эти таинства должны принимать верой, а не разумом: «К этим тайнам Божьим, не разъясненным Откровением, принадлежат и троичность ипостасей Бога единого, и предвечное рождение Бога-Слова, и воплощение Спасителя от Духа Святого и Марии Девы, и таинственное значение страданий, смерти и воскресения Праведника в деле примирения грешного человечества с Богом Святым; все это тайны Божьи, в которые мы должны смиренно верить, но рассуждать о которых есть дело гордости и детской наивности, дело невозможное по неимению источников, дело ненужное по своей совершенной неприменимости к жизни нашей, дело вредное по невозможности соглашения между фантазирующими людьми, воображающими себя богословами и философами, что мы и видели во времена грустной памяти схоластической полемики.

Благоговейно признавая таинственное значение Искупителя в деле домостроительства Божьего, мы не позволим себе никакой попытки проникнуть нашим человеческим умом в тайну Божью и обратимся к уразумению того, что Откровение нашло нужным и полезным разъяснить нам» Там же С.32-33..

И действительно православная догматика утверждает, что рационального постижения догмата человеческим умом быть не может Давыденков О., свящ. Догматическое богословие. Ч.1. М., 1997. С.33.. Не случайно отец Павел Флоренский называл христианские догматы «крестом для разума» Флоренский П.А. Около Хомякова. Сергиев Посад, 1916. С13., потому что падший человеческий разум действует, основываясь на предпосылке, что никаких преград для его познавательных способностей не существует, что все существующее в мире так или иначе может быть рационально постигнуто.

Так и Неплюев Н.Н. утверждает, что догмат есть препятствие для разума. Пытаясь осмыслить догмат, человек должен совершить подвиг самоотречения, отречения от своего разума, т.е. отказаться от претензии на всезнание, на постижение всего и вся в этом Богом созданном мире. Таким образом, постижение догматов всегда связано с определенным аскетическим усилием, актом отречения от своего ума.

Неплюев Н.Н. утверждает, что нашему уму достаточно принять то, что Христос - единственный Учитель наш, а сердцу достаточно принять для руководства собственной жизнью - пример жизни Его. Это та божественная тайна, та сторона Откровения, которая открывается человеческому уразумению: «Что вполне доступно уму нашему - это учение Того, Кто сказал: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья (Мф.23,8); что вполне доступно пониманию нашего сердца - это пример жизни Того, Который был един свят - Я есть путь, и истина, и жизнь» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.33..

Неплюев Н.Н. говорит, что Иисус Христос - это Свет от Света Небесного. Воплощение Сына Божьего явило собой полноту Откровения, и только тогда человеческий разум получил успокоение, озарился Светом: «Воплотился Бог-Слово, и человечество получило полноту Откровения, разум его был озарен Светом от Света Небесного, озаряющим с тех пор всякого человека, грядущего в мир» Там же..

В воплощении Христа Спасителя человек получает достаточные указания для того, чтобы стать наследником блаженной жизни. Иисус явил Собой в воплощении верный путь, истину и жизнь; Он стал для людей, как бы виноградною лозой и все хотящие принести добрый плод, должны стать ветвями её. Вот слова Неплюева: «Он стал истинною виноградною лозою, которой все человечество должно быть ветвями, от Него получая и соки и жизнь, если не хочет завянуть, а хочет приносить плоды, полные вина доброго, огня святого и вдохновения - плоды, угодные Богу и полезные на добро Божье созидания стен Иерусалима Небесного» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.33..

Следует заметить, что в Священном Писании о спасении говорится двояким образом. Приведем две цитаты из апостола Павла: «Вы спасены, и сие не от вас, Божий дар» (Еф.2:8). Здесь о спасении говорится как о чем-то уже совершившемся и от нас не зависящем. Именно такие цитаты обычно приводят в подтверждение своей сотериологической доктрины протестанты. Как обычно, протестанты «обрезают» мысль ап.Павла и пытаются втиснуть Божественное Откровение в свои произвольные схемы. Н у того же ап.Павла имеются и другие высказывания: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп.2:12). Значит, ап.Павел не считал, что спасение есть нечто такое, что уже человеку дано было в момент обращения. Если бы это было так, то как же можно было бы совершать спасение, да еще со страхом и трепетом? Таким образом, Священное Писание различает истину уже совершенного нашего спасения и истину необходимости совершения спасения каждым верующим во Христе, то есть личного усвоения открытого для нас во Христе спасения. Значит, спасение синергично, оно предполагает соработничество Бога и человека. Неплюев Н.Н. определенно, как мы указали выше, придерживается православной точки зрения о том, что спасение необходимо совершать в Боге в святой гармонии духа.

Неплюев Н.Н. говорит об Искупителе, Который внес в жизнь человечества все самое лучшее и святое, Он принес в мир то, что не смог бы принести ни один из избранников Божьих - совершенную любовь. Любовь Христа - это доказательство Его божественности. Вот что говорит Николай Николаевич: «Воплотился, жил, страдал и умер Агнец Божий, и человечество пережило высший пример любви, какой не мог быть дан ему никем из избранников Божьих, а только Тем, Кто добровольно оставил радостное общение с миллионами любящих добрых духов, чтобы, не имея греха, подвергнуть Себя скорбному общению со злобою и пороком, зная, что придется испытать клевету, истязания, издевательства и позорную казнь, только Тем, Кто каждую минуту мог умолить Отца и легионами ангелов оградить Себя от злобы врагов и не сделал этого, до конца оставшись верным духу кротости, смирения и самопожертвования» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.33..

Таким образом, Неплюев Н.Н. свидетельствует о Сыне Божием, как об Искупителе человеческого рода, не отклоняясь от православной богословской традиции.

3.5 Экклезиология

Слово «церковь», как заменяющее собой греческое: з екклуйб ( от еккблещ - вызываю на собрание, еврейское же kahal), которое вообще означает собрание или общество званных, в христианском смысле, по точному переводу, может означать общество лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву и потому составляющих род избранных, то есть общество избранных в смысле уверовавших во Христа Спасителя (в отличие от неверующих в Него). Общество истинно верующих в Иисуса Христа, но лишь имеющих особую природу, основы и задачи своей жизни, и является церковь по составу своих членов Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. С.49..

Также, ссылаясь на апостола Павла (Еф.5:23), Неплюев Н.Н. говорит, что с крестной смертью Христа произошло возглавление Им церкви. Эта церковь двусоставная - состоит из верных сообществ чад Божьих земных и небесных: «Совершилось, и церковь Христова начала быть. Главою церкви этой, на все дни, до скончания века, стал Христос, членами ее - все те, кто на небе и на земле любит Бога и верных чад Его, кто алчет и жаждет правды, для кого Дух Святой составляет высшее благо и неизменное сокровище» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.34..

Хомяков А.С. о взаимоединстве земной и небесной Церквей повествует: «Церковь одна, несмотря на видимое ее деление для человека, еще живущего на земле. Только в отношении к человеку можно признавать раздел Церкви на видимую и невидимую: единство же есть истинное и безусловное. Живущий на земле, совершивший земной путь, не созданный для земного пути (как ангелы), не начинавший еще земного пути (будущие поколения), все соединены в одной Церкви - в одной благодати Божией. Ибо еще не явленное творение Божие для Него явно, и Бог слышит молитвы и знает веру того, кто еще не вызван Им из небытия к бытию. Церковь же, Тело Христово, проявляется и исполняется во времени, не изменяя своего существенного единства и своей внутренней, благодатной жизни. Поэтому когда говорится: «Церковь видимая и невидимая», - то говорится только в отношении к человеку» Хомяков А.С. Работы по богословию. Сочинения в 2 томах.Т.2. М.: Изд-во «Медиум», Журнал «Вопросы философии», 1994. С.5.. Следуя за Хомяковым А.С., Неплюев Н.Н., также утверждает целостность Церкви новорожденной - земной и Церкви небесной, утверждая их целостность на единстве Христа. Неплюев Н.Н. не указывает, как его предшественник Хомяков А.С. на то в каком контексте эти Церкви разделены, но лишь определяет небесную Церковь - торжествующей, а земную - воинствующей: «Вся Церковь Христова едина и нераздельна, как един и неразделен глава ее - Христос. На небе церковь ограждена от скорбного сообщества и соприкосновения со злом, и причастие Духа Святого непрестанно, и Дух Святой всех объединяет в одну любовь. Это церковь торжествующая. На земле к ней принадлежат все, сознающие нищету духовную, все, плачущие по родине небесной, все, алчущие и жаждущие правды, все, любящие Бога живого и Христа Его, все, искренно желающие отвергнуть себя, взять Крест Христа и идти за ним. Эти земные члены церкви еще не ограждены от скорбного соприкосновения со злом, не могут уживаться с ним, не отпадая от церкви, и потому должны постоянно бороться за добро против зла. Это воинство христолюбивое; это церковь воинствующая» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.34..

В определении православности экклезиологических взглядов Неплюева Н.Н. нельзя не упомянуть для сравнения, вдохновенного проповедника и выдающегося экклезиолога РПЦ - священномученика архиепископа Иллариона (Троицкого) Свщм.Иларион (Троицкий) в миру Владимир Алексеевич Троицкий, архиепископ РПЦ (1886 - 1929). Родился в с.Липицы Московской губернии, в семье священника. В 1910 окончил МДА и был оставлен при академии профессорским стипендиатом. А 1913 получил степень магистра за труд «Очерки по истории догмата о Церкви». В 1912 году принял постриг. Был профессором и инспектором МДА, участвовал в Поместном Соборе 1917 - 1918, на котором выступал поборником восстановления патриаршества. Хиротонисан в 1920 во еп.Верейского, викария Московской епархии. С 1923 архиепископ. Был репрессирован. Скончался и погребен в Ленинграде.

Новомученик архиеп.Иларион (Троицкий), ближайший сподвижник святителя Тихона, оставил Церкви богатейшее богословское наследие. Особо важны сегодня его работы, отстаивающие вечные и незыблемые истины Православия - церковные догматы, без понимания которых невозможно правильное устроение духовной жизни.. Он в своих трудах стремился начертать идеал Церкви как общности людей, живущих благодатной силой Святого Духа. В тесной связи с экклезиологией стоит и очерк свщм.Илариона «Священное Писание и Церковь», в котором намечены общие контуры православного учения о Библии. Свщм.Иларион противопоставил свой взгляд протестантскому. Ведь особенно либеральный протестантизм, делал ударение на религиозно-этическом учении, которое изложено в Библии; между тем, как отмечает автор, Христос и Его апостолы проповедовали не новую доктрину, а новое бытие. Основные понятия веры новозаветное благовестие берет из Ветхого Завета, который был признан Церковью «с самого начала»: «Христос создал Церковь. Церковь существовала и тогда, когда ни одной книги Священного Писания Нового Завета еще не было. Ведь книги Нового Завета написаны апостолами уже после, в течение более нежели полустолетия от начала исторического бытия Церкви. В написанных ими книгах апостолы оставили памятники своего устного благовествования. Писали они для Церкви уже существующей, и книги свои Церкви вручили для вечного назидании. Очевидно, книги Священного Писания не составляют сущности христианства, потому что самое христианство не есть учение, а есть именно новая жизнь, создаваемая в человечестве Духом Святым на основе воплощения Сына Божия» Иларион (Троицкий) свщм., архиеп. Без Церкви нет спасения. М. - СПб.: Изд-во «Знамение», Сретенский монастырь, 1999. С.7-8..

Если для свщм.Илариона было важно отстаивать вечные и незыблемые истины Православия - церковные догматы, без которых невозможно было бы правильное устроение духовной жизни и проповедовать то, что без Церкви нет спасения, то для Неплюева Н.Н. важно было не только понять, как сохранить многострадальное и уязвимое в новом экономическом времени христианство, но и сотворить достойные плоды любви на благо Русской Православной Церкви и всего земного Отечества.

Неплюев Н.Н. замечает, что в мире лежащем во зле, осуществить дело Божье, а именно сохранить Церковь Христову, возможно лишь при условии его стройной организации: «В осложненной жизни земной всякое дело требует стройной внешней организации. Требует ее и дело Божье, насколько оно совершается в недрах экономии мира земного» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.34-35.. Именно, поэтому дело воинствующей церкви, встречается с постоянными проблемами из-за конфликта совместимости и первенства внешнего и внутреннего: «Всякая внешняя организация предполагает возможность разлада между духом животворящим и буквою мертвящею формы» Неплюев Н.Н. Христианское мировоззрение. С.35.. Однако для Неплюева очевидно то, что со временем Господь, таким образом, очищает воинствующую церковь от ненужного и негодного. Божье дело сосуществует с ненужным и негодным до определенного момента, для того, чтобы резкое вмешательство Бога не навредило доброму, чтобы в итоге еще более обличить зло, замешенное в делах человеческих. Эту мысль Неплюев Н.Н. утверждает на евангельской притче о пшенице и плевелах: «Если нива Господня имеет протяжение, занимает известное пространство земли, на пространстве этом среди пшеницы может враг посеять и плевелы. Придет время жатвы, Господь отвергнет плевелы; но до жатвы Он не велел вырывать, плевелы, чтобы не причинять зла и пшенице; в глазах людей до жатвы и плевелы растут на ниве Господней, составляют Его достояние.

Так было сначала, так есть в настоящее время, так будет до жатвы страшного суда» Там же.. Так Неплюев Н.Н. вспоминает и верных апостолов Божьих, в числе которых до определенного момента присутствовал Иуда-предатель. Неплюев Н.Н. говорит, что во все времена в обществе и даже иерархии христиан присутствуют антихристы, которые будут обличены в день Божьей жатвы: «Между апостолами нашелся Иуда-предатель, в общинах первых христиан были люди, которых апостол называет антихристами, и в настоящее время есть на всех ступенях иерархии христианского общества, будут таковые и во всяких христианских общинах и братствах, пока не придет Царство Божье с соблюдением, ибо Царство Божье внутри нас есть» Там же..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


© 2010 Рефераты