рефераты курсовые

Ответы на вопросы государственного экзамена

территориальных органов производится соответствующими федеральными органами

исполнительной власти по согласованию с администрацией краев, областей,

автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В таком же

порядке производится назначение руководителей территориальных органов, а их

финансирование, как правило, осуществляется за счет средств федерального

бюджета. Численность аппарата, структура, штаты и фонд оплаты труда

территориальных органов определяются с учетом особенностей региона

федеральными органами по согласованию с краевыми, областными, окружными

администрациями.

В республиках, входящих в РФ, тоже есть высшие, центральные и

территориальные республиканские органы. К государственно-территориальным

относятся органы управления, краев, областей, городов федерального

значения, автономной области и автономных округов. Каждую региональную

систему управления возглавляет соответствующая администрация, руководимая

ее главой ( мэром, губернатором). Администрации подчинены главные

управления, управления, отделы, комитеты, комиссии и иные областные,

краевые, окружные органы специальной компетенции.

В городах и районах исполнительная власть представлена местной

администрацией и подчиненными ей органами специальной компетенции (

управлениями, отделами, комитетами, комиссиями, агентствами). В селах,

поселках есть сельская, поселковая администрация.

Президент РФ

Пост Президента учрежден Законом "О Президенте РСФСР", принятым

Верховным Советом 24 апреля 1991 г. На этот пост может быть избран только

гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом.

Президент избирается сроком на 4 года путем всеобщих, равных, прямых

выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту

должность более двух сроков подряд.

В соответствии с законом Президент вступает в должность не позднее

одного месяца со дня официального объявления результатов выборов. При этом

он приносит присягу на торжественном заседании высшего органа

государственной власти республики. Место нахождения Президента - столица

России город Москва.

Вопросы Президентуры регулируются Конституцией РФ, принятыми в 1991 г.

законами о Президенте РСФСР ( РГ. 1991. 27 апреля), о выборах Президента

РСФСР, О вступлении в должность Президента РСФСР. Ряд полномочий Президента

закреплен в Законе "О чрезвычайном положении" ( РГ. 1991. 21 мая) и в

других правовых актах.

Президент как высшее должностное лицо республики наделен большими

полномочиями. Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности,

ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и

межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

Ему предоставлено право назначать и отзывать дипломатических

представителей РФ, принимать верительные и отзывные грамоты дипломатических

представителей.

Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей:

законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов

государственной власти и управления. Он олицетворяет единство России, ее

суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное

согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.

Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По

его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ,

он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом

законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14

дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом

отлагательного вето, т. е. правом не подписывать ( а значить и не

обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать

его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон

принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и

опубликовать его в течение 3 дней.

Как высшее должностное лицо республики Президент обращается с

посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает

специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии

с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища,

осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.

Президент, Правительство РФ, главы исполнительной власти и советы

министров республик в составе РФ, главы администрации и органы

исполнительной власти автономных и административно-территориальных

образований образуют единую систему исполнительной власти в РФ. Как глава

всей управленческой иерархии, всей системы исполнительной власти Президент

наделен большими полномочиями.

Он руководит деятельностью Правительства республики и принимает меры

для эффективного осуществления Правительством своих полномочий. С согласия

Федерального Собрания российский Президент вправе назначить главу

правительства, а по представлению последнего - назначать и освобождать

министров, руководителей комитетов и иных центральных ведомств РФ.

Президент вправе отметить постановление, распоряжение Совета

Министров, если оно незаконно.

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РФ до

проведения выборов главы администрацией краев, областей, автономных

областей и округов, городов и районов назначаются Президентом или по его

поручению главами администрацией вышестоящего уровня по согласованию с

соответствующими Советами народных депутатов. В таком же порядке пока

решается и вопрос о досрочном прекращении полномочий глав администрации.

Очевидно, что в случае необходимости Президенту могут делегировать и другие

полномочия, продлить срок действия ранее делегированных.

Можно различить постоянные полномочия Президента, предоставленные ему

Конституцией и текущим законодательством, ( 1) и временно делегированные (

2).

Глава исполнительной власти России обязан принимать меры по

обеспечению государственной и общественной безопасности, он возглавляет

Совет безопасности РФ, в установленном законом порядке объявляет

чрезвычайное положение.

Президент вправе издавать указы и распоряжения, обязательные к

исполнению на всей территории республики, и проверять их исполнение. Указы

могут быть как правоприменительными, так и нормативными. В зависимости от

обстоятельств можно различать обычные и чрезвычайные указы, а по характеру

реализуемых полномочий и процедуре издания - принимаемые самостоятельно,

после согласования с Федеральным Собранием, местными Советами. Акты

Президента публикуются в "Собрании актов Президента РФ и правительства РФ".

Организационное российский Президент никому не подчинен, он обладает

высокой степенью независимости от других государственных органов. Но в

правовых актах, регулирующих его статус, закрепляется вторичный,

подзаконный характер президентской власти. Указы Президента принимаются на

основе и во исполнение Конституции и законов РФ, решений законодательных

органов Федерации и не могут противоречить законам.

Законодательные органы воздействуют на исполнительную власть и с

помощью финансовых рычагов, определяя размер государственного бюджета,

статьи его доходов и расходов, размер средств на содержание аппарата

управления.

Конституцией РФ предусмотрена политическая ответственность Президента

за нарушение Конституции, законов РФ и данной им присяги. За такие действия

он может быть отрешен от должности.

Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией

Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-

аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения.

Администрация выполняет главным образом подготовку проектов указов и

других актов; подготовку различных заседаний, совещаний и т. п. ;

хозяйственное обслуживание и делопроизводство; поддержание связей с

общественными организациями, средствами массовой информации; контроль за

деятельностью исполнительных органов, выполнением указов и распоряжений

Президента.

Президент, администрация Президента, многочисленные Советы при них

образуют самостоятельный орган управления - Президенту РФ. Этот орган

единолично возглавляет Президент. Он назначает и определяет полномочия

главы администрации Президента, советников и ряда других должностных лиц,

занимающих ключевые посты в Президентуре.

Президент назначает своих представителей в краях, областях, автономных

округах, городах Москве и Санкт-Петербурге по представлению Руководителя

своей администрации. Представитель Президента вправе осуществлять контроль

на соответствующей территории, координировать деятельность территориальных

федеральных органов, принимать участие в работе органов исполнительной

власти, запрашивать необходимую информацию. По отдельным поручениям

Президента он осуществляет другие полномочия. Представители Президента и их

аппараты входят в структуру Администрации Президента.

Правительство

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Он

возглавляет систему органов государственного управления, обеспечивает их

согласованную деятельность и правомочен решать вопросы государственного

управления, отнесенные Конституцией и законами к ведению РФ. правовой

основой деятельности Правительства является Конституция, Закон "О

ПРавительстве Российской Федерации", и иные законы, а также указы и

распоряжения Президента РФ. Правительство подотчетно Федеральному Собранию

и Президенту РФ.

Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят

Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры,

председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата

Правительства. По представлению главы Правительства Президент вправе

включать в состав Правительства руководителей других подведомственных ему

центральных органов государственного управления.

Членов Правительства можно различать и по другому критерию:

1. занимающие должности в аппарате Правительства РФ;

2. руководители иных государственных органов, которые по должности

являются членами Правительства;

3. персонально, в порядке исключения, входящие в число членов

Правительства.

Председатель Правительства назначается на должность Президентом с

согласия Высшего органа законодательной власти. Если высший

представительный орган не согласился с предложенной кандидатурой, Президент

вправе назначить на срок до трех месяцев исполняющего обязанности

председателя и до истечения этого срока представить другую кандидатуру.

Первые заместители, заместители главы Правительства, министры, председатели

государственных комитетов, руководитель аппарата Правительства назначаются

на должность по представлению главы Правительства Президентом и

автоматически включаются в состав Правительства.

Все члены Правительства, а также их заместители не могут занимать

должности в государственных, коммерческих, общественных организациях, не

имеют права на предпринимательскую деятельность или иную другую

оплачиваемую должность ( кроме преподавательской, научной и иной

творческой).

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и

слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая

выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства. Законом

предусмотрена возможность отставки Правительства в тех случаях, если:

1. Федеральное Собрание выразило ему недоверие;

2. такое решение с согласия Федерального Собрания принял Президент;

3. Правительство само приняло решение подать в отставку и Президент

ее принял;

4. подал в отставку Председатель Правительства и Президент ее

принял.

При отставке Правительства Президент обязан в трехмесячный срок

сформировать новое, поручив старому Правительству исполнение обязанностей

до того момента, когда будет сформировано новое.

Наряду с коллективной отставкой Правительства возможна и персональная

отставка отдельных его членов. Члены Правительства, кроме его председателя,

могут освобождаться от должности Президентом. А это влечет изменения в

персональном составе Правительства.

Как федеральный орган управления общей компетенции Правительство

наделено широкими полномочиями во всех областях жизни страны. В сфере

экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ

экономического развития, занимается экономическими процессами, создает

условия для свободного предпринимательства на основе рационального

сочетания всех форм собственности, способствует укреплению денежной и

кредитной системы, приводит единую политику цен, рационального

использования природных ресурсов. Правительство разрабатывает федеральный

бюджет и организует его исполнение.

Акты, принимаемые Президентом и Федеральным Собранием, решения,

требующие финансирования их государственного бюджета и федеральных

внебюджетных фондов, принимаются с учетом заключений Правительства.

Правительство подготавливает программы социального развития,

организует здравоохранение, народное образование, способствует развитию

культуры. Важное направление его деятельности - руководство социальным

обеспечением, поддержка наименее социально защищенных групп населения,

совершенствование системы административной опеки за этими группами граждан.

Главное направление деятельности Правительства - защита интересов

государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка,

обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него

возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и

международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-

технического и культурного сотрудничества.

Порученные задачи Правительство частично выполняет непосредственно, но

в основном через подведомственные ему органы. Он направляет работу

центральных федеральных органов исполнительной власти, координирует и

контролирует их деятельность. В пределах предоставленных ему полномочий

Правительство РФ направляет и проверяет работу Правительства республик в

составе РФ, администраций краев, областей, городов Москва и Санкт-

Петербург, автономной области и автономных округов. Он вправе отменять акты

подведомственных ему центральных исполнительных органов, а также глав

краевых, областных администраций, противоречащие законодательству РФ, актам

Президента и Правительства.

Заседания Правительства проводятся не реже одного раза в квартал, на

них решаются основные вопросы управления страной, хозяйственной и социально-

культурной деятельности. Заседание считается правомочным, если на нем

присутствуют не мене двух третей членов Правительства, решения принимаются

большинством голосов его членов.

Центральные органы федеральной исполнительной власти.

В настоящее время в России существует несколько организационно-

правовых форм центральных органов федеральной исполнительной власти:

1. Федеральные министерства;

2. иные федеральные органы исполнительной власти.

Все центральные органы РФ наделены специальной компетенцией, они

руководят порученными им отраслями или сферами управления и являются

отраслевыми или межотраслевыми ( функциональными). они подчинены

непосредственно Правительству и действуют на основании законов, актов

Президента и Правительства. Правовой основой деятельности служат также

специальные положения. Положения о каждом из центральных органов

утверждаются Президентом РФ или по поручению Правительством, которое

устанавливает предельную численность работников центральных аппаратов

министерств, государственных комитетов и других центральных органов

исполнительной власти, размеры ассигнований из бюджета на их содержание. В

случае необходимости он вправе передавать ( делегировать) им решение

отдельных вопросов.

Правительство РФ назначает и освобождает от должности заместителей

руководителей центральных органов, членов их коллегий, комитетов,

осуществляет контроль за их деятельностью и вправе отменять акты всех

подведомственных ему органов.

Как правило, каждый центральный орган федеральной исполнительной

власти возглавляет определенное ведомство, выполняет функции его центра,

штаба, обеспечивает выполнение всех производственных и наряду с ними

экономико-экологических, специальных задач, стоящих перед ведомством.

Обычно центральный орган построен по схеме:

1. руководство ( руководитель, его заместители, коллегия, комитет,

ведомственные научные и иные советы);

2. производственные структурные подразделения, которые руководят

службами, непосредственно выполняющими те задачи, ради которых ведомство и

создано;

3. штабные подразделения, занимающиеся внутриорганизационной

деятельностью в рамках ведомства ( управления бухгалтерского учета, кадров

и др.).

Слова "министерство", "комитет", "российское агентство", "федеральная

инспекция" имеют двойное значение, ими обозначаются разные понятия. Во-

первых, министерство, государственный комитет, российское агентство - это

центральный орган исполнительной власти, возглавляющий административное

ведомство, центральный аппарат ведомства, его штаб. Все они находятся в

Москве. А, во-вторых, министерство, комитет - это система министерства,

комитета, т. е. административное ведомство.

И когда о ком-то говорят, что он работает в МВД, что она служит в

Министерстве обороны, то имеют в виду чаще всего работу ( службу) в

определенном ведомстве. Те, кто занимает должности в центральном органе

управления, чаще всего сообщают, что они трудятся в центральном аппарате

министерства, комитета и т. д.

Федеральные административные ведомства могут быть общефедеральными и

совместными ( название условное, так как пока нет легальных названий).

Общефедеральные представлены отраслями и сферами деятельности, которые в

соответствии с федеративным договором полностью находятся в ведении

федеральных органов ( министерства обороны, путей сообщения,

государственный таможенный комитет и др. ). Центральные органы

общефедеральных ведомств руководят подведомственными отраслями, сферами

управления как непосредственно, так и через территориальные федеральные

органы, которые подчинены только по вертикали своим ведомственным центрам и

содержатся за счет федерального бюджета.

Совместные федеральные ведомства созданы для упорядочения деятельности

в тех отраслях и сферах управления, которые являются предметами совместного

ведения РФ и ее субъектов. Центральные органы смешанных ведомств руководят

частично подведомственными отраслями непосредственно, а в основном через

республиканские, областные, краевые, окружные, городские ( Москвы и Санкт-

Петербурга) органы. А республиканские, краевые, областные, окружные,

городские органы подчинены по вертикали центральному органу федеральной

исполнительной власти, а по горизонтали - Правительству республики или

соответствующей администрации. Горизонтальное подчинение является линейным,

вертикальное - функциональным.

В совместных ведомствах федеральный центр осуществляет общее

руководство, а непосредственное управление отраслями, сферами на территории

субъекта федерации - дело их органов. К совместным федеральным органам

относятся, например, министерства здравоохранения, финансов, культуры,

государственные комитеты по делам гражданской обороны, антимонопольной

политике.

Выше речь шла о признаках, общих для всех организационно-правовых

центральных органов исполнительной власти. Но между ними есть и

определенные различия.

1. Министерства являются центральными единоначальными органами и, как

правило, отраслевыми. Их образует, реорганизует и упраздняет Федеральное

Собрание по предложению Президента. Министров назначает и освобождает от

должности Президент по представлению Председателя Правительства

самостоятельно, а министров иностранных дел, внутренних дел, обороны - с

согласия Российского парламента.

Министерством единолично руководит министр, который по должности

входит в Правительство, издает приказы, распределяет обязанности между

своими заместителя. в министерствах имеются совещательные органы-коллегии.

Они, как правило, состоят из руководящих работников министерства.

Председатель коллегии министр, ее решения проводятся в жизнь его приказами.

2. Государственные комитеты - центральные органы, осуществляющие

межотраслевое управление, они наделены значительной функциональной властью.

Их образует, реорганизует, упраздняет Федеральное Собрание по предложению

Президента. Во главе госкомитета находится председатель, который

назначается и освобождается от должности Указом Президента и по должности

входит в состав Правительства.

Как центр ведомства Государственный комитет выполняет две группы

задач:

межотраслевое ( функциональное) управление порученной ему

сферой. Эта внешняя организационная деятельность и ее осуществление -

главная задача органа;

линейное руководство подчиненными ему организациями,

внутриведомственное управление.

Межотраслевое регулирование осуществляется на коллегиальной основе,

важнейшие решения по таким вопросам принимаются совместно членами комитета

в виде постановлений. Члены комитета назначаются Правительством РФ из числа

руководящих работников госкомитета, представителей других ведомств, ведущих

ученых.

Оперативное руководство межотраслевой деятельностью госкомитета,

внутриведомственное управление осуществляет его председатель единолично.

Председатель по должности входит в состав Правительства РФ, он вправе

издавать приказы, распоряжения, распределять обязанности между своими

заместителя.

3. Центральные органы третьей группы называются комитетами РФ,

федеральными службами, надзорами, инспекциями, российскими агентствами. Как

правило, это органы функциональной или смешанной компетенции, наделенные

властными межотраслевыми полномочиями, занимающиеся межотраслевой

координацией, контролем и иными ведомствами, они образуются,

реорганизуются, упраздняются Федеральным Собранием по представлению

Президента. они построены на основе единоначалия. Их руководители

назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ и в состав

Правительства не входят. В порядке исключения по представлению Председателя

Правительства Президент может руководителя центрального органа третьей

группы назначить на должность члена Правительства. В этой группе

центральных органов немало таких, которые действуют на основе специальных

законов, регламентирующих работу соответствующих ведомств и их центральных

органов. Это, например, законы о государственной налоговой службе,

санитарно-эпидемическом благополучии.

Краевая, областная, окружная, районная городская, сельская

администрация

В формировании исполнительной власти по-новому важнейшую роль сыграли

три российских закона: "О Президенте РСФСР", "О краевом, областном Совете

народных депутатов и краевой областной администрации", "О местном

самоуправлении в РСФСР", в соответствии с которыми в Конституцию были

внесены необходимые изменения. Их основные положения закреплены и иной

Конституцией.

В административных структурах сложился организационный обычай, в

соответствии с которым центральный и местный аппараты должны быть построены

на единых началах. Это создает лучшие возможности для их взаимодействия, а

значит, и повышения эффективности управления. Теперь на всех уровнях

управленческой иерархии укреплено единоначалие, всеми органами управления

общей компетенции единолично руководят должностные лица. Главы

администрации, как и Президент не избираются Советами, исполнительная

власть стало более независимой от представительных органов,

дистанцировалась от них. Значительное изменение расширение компетенции глав

администраций, которые не просто унаследовали полномочия исполнительных

комитетов, но получили много нового, в числе которых и те, которые

позволяют активно воздействовать на соответствующий представительный орган.

С другой стороны, усовершенствован механизм контроля за региональной и

местной администрацией, четкое правовое закрепление получили ее

политическая ответственность и судебный контроль за нею. Столь серьезные

изменения правового положения органов общей компетенции повлекли и

изменение их названия. Соответствующие органы управления на уровне района,

города, поселка, села названы местными администрациями, а на краевом,

областном уровне - краевой, областной администрацией.

Администрация - единоначальный орган исполнительной власти,

действующий в рамках определенной государственно-национальной,

административно-территориальной единицы, ставшая правопреемником

существующего ранее коллегиального органа исполнительного комитета. Как

орган общей компетенции администрация возглавляет систему органов

управления соответствующего уровня: отделов, управлений, комитетов,

комиссий, руководит органами специальной компетенции.

К областной, краевой администрации относятся краевые, областные

комитеты, отделы, управления. Но не все, а только те, которые являются ее

органами, структурными подразделениями, подчинены главе администрации. Что

же касается территориальных федеральных органов - контор ( управлений)

Центрального банка, военкоматов, управлений безопасности, налоговых

инспекций, центров госсанэпиднадзора и других, то к местной, краевой,

областной администрации они не относятся. И тем более не входят в нее

межтерриториальные органы центральных ведомств ( командования военных и

пограничных округов, управления железных дорог и др. ), администрация

государственных предприятия краевого, областного масштаба ( облэнерго) и

др.

Структура краевой, областной, районной, городской администрации

утверждается соответствующим представительным органом. Если администрацию

понимать широко, то комитеты, отделы, управления следует признать

разновидностями ее структурных подразделений.

За последние 2-3 года в системе администрации произошли существенные

изменения.

Во-первых они обусловлены реализацией на этих уровнях принципов

разделения властей и единоначалия. Во-вторых, изменения в экономической

политике привели к появлению областных, краевых антимонопольных комитетов,

комитетов по экономике, конверсии, земельной реформе, а с другой стороны, и

ликвидации таких отраслевых органов, как управления бытового обслуживания,

общественного питания. В-третьих, гуманизация содержания административной

деятельности стала причиной возникновения служб по делам молодежи,

национальным отношениям, материнства и детства, по связям с общественность,

с прессой.

С целью объединения деятельности ряда структурных подразделений широко

практикуется создание новых по названию и содержанию деятельности органов -

департаментов. Особого внимания заслуживает такое проявление местной

инициативы, как создание областных, городских правительств.

В пределах своей компетенции глава администрации издает постановления

и распоряжения, а руководители органов администрации - приказы. Они как и

все иные правовые акты управления вступают в силу немедленно, с момента их

подписания, если иное не установлено в самом акте или в акте вышестоящего

государственного органа. Акты направляются в соответствующий

представительный орган в 10-дневный срок, а на краевом, областном уровне -

в день их принятия.

В ст. 33 Закона о местном самоуправлении содержится такая норма:

постановления главы местной администрации, затрагивающие права граждан,

должны быть доведены до сведения населения.

Кто и по каким основаниям вправе отменить акт главы администрации,

подчиненного ему органа? Акты главы администрации могут быть отменены

соответствующими представительными органами, вышестоящим исполнительно-

распорядительным органом или судом, если они противоречат законодательству

и решениям представительного органа, принятым в пределах его компетенции.

Иными словами, субъекты власти, не входящие в систему данной администрации,

могут вмешиваться в ее действия только по мотивам целесообразности. В этом

можно видеть одно из проявлений реализации принципа разделения властей. А

глава администрации в отношении подчиненных ему органов наделен более

широкими полномочиями. Он вправе отменять приказы руководителей органов и

структурных подразделений местной администрации. Значит, приказы могут быть

отменены как незаконные и в связи с их нецелесообразностью. Столь же

широкими являются и полномочия главы краевой, областной администрации,

который руководит на принципах единоначалия и несет ответственность за

надлежащее осуществление ее полномочий.

ВОПРОС №63.

ВИДЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ.

ПОД ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРяДИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ИЛИ ИНАчЕ ОРГАНАМИ

ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ (КАК ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ) - ПОНИМАЕТСя

ПОЛИТИчЕСКОЕ УчРЕЖДЕНИЕ, СОЗДАННОЕ ДЛя УчАСТИя В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ФУНКЦИЙ ЭТОЙ

ВЛАСТИ И НАДЕЛЕННОЕ ДЛя ЭТОГО ПОЛНОМОчИяМИ ГОСУДАРСТВЕННО-ВЛАСТНОГО

ХАРАКТЕРА.

I. В соответствии с федеративным государственным устройством РФ и

Конституцией РФ различают:

1. федеральные . органы исполнительной власти.

2. органы исполнительной власти субъектов федерации.

II. По организационно-правовым формам и в соответствии с Указом

Президента РФ от 30.09.92 "О системе центральных органов исполнительной

власти" различают:

1. правительства - руководят на подведомственной территории

всеми/большинством отраслей и сфер управления, обеспечивая там

эконом. и социально-культурное развитие.

2. советы министров - имеют статус правительств.

3. министерства - осуществляют руководство порученной им отраслью

управления или сферой деятельности.

4. гос. комитеты - осуществляющие, на основе коллегиальности,

межотраслевое регулирование.

5. комитеты - осуществляющие гос. регулирование и межотраслевую

координацию по вопросам, находящимся в их ведении.

6. федеральные службы.

7. федеральные инспекции осуществляющие специальные исполнительные

функции.

8. главные управления - контрольные и надзорные функции.

9. управления.

10. агентства.

III. По характеру компетенции выделяют органы:

1. общей компетенции - руководят на подведомственной территории

всеми/большинством отраслей и сфер управления, обеспечивая там

экономическое и социально-культурное развитие

2. отраслевой компетенции - осуществляют руководство в

подведомственных им отраслях (МПС, Комитет по торговле)

3. межотраслевой - выполняют общие специализированные функции для

всех/большинства отраслей и сфер управления

4. внутриотраслевой - руководят в рамках отраслей определенными

участками работ

IV. По порядку разрешения подведомственных вопросов различают:

1. коллегиальные органы - организационно и юридически объединенные

группы лиц, которым принадлежит приоритет в принятии решений по

вопросам компетенции данного орган

2. единоначальные органы - решающая власть по всем вопроса их

компетенции принадлежит возглавляющим данные органы руководителям

В нормативно-правовых актах термин "административное ведомство"

охватывает в одних случаях все центральные органы отраслевого и

межотраслевого управления, включая министерства и гос. комитеты, в других -

все такого рода органы, кроме министерств и гос. комитетов, т.е. комитеты,

управления, инспекции, службы и агентства.

1. Министерство - центральный орган исполнительной власти,

осуществляющий руководство порученной ему отраслью управления или сферой

деятельности.

а) министерство - единоначальный орган, возглавляемый министром,

который входит в состав Правительства, имеет все полномочия в сфере

компетенции министерства и несет всю полноту ответственности за

деятельность министерства, издает приказы, инструкции и дает указания по

вопросам деятельности министерства.

б) в министерстве образуется коллегия в составе министра, его

заместителей и руководящих сотрудников системы министерства. Она

рассматривает важнейшие вопросы и принимает соответствующее решение в форме

постановлений.

2. Гос. комитет - центр. орган исполнительной власти осуществляющий

межотраслевое регулирование в подведомственной им сфере.

а) гос. комитет - коллегиальный орган, состоящий из назначенных

Правительством членов и принимающий по вопросам своей компетенции

постановления, являющиеся межведомственными актами.

б) оперативное руководство по функциям комитета осуществляется

председателем. гос. комитета на принципах единоначалия. Он в пределах своей

компетенции издает приказы, инструкции и указания по внутриведомственным

вопросам

в) в гос. комитетах наряду с решающим коллегиальным органом образуются

малые коллегии в составе председателя комитета, его заместителей и

руководящих работников комитета и подведомственных организаций

3. Остальные ведомства в той или иной степени повторяют

организационную структуру либо министерств, либо гос. комитетов.

4. В формах структурных подразделений административных ведомств нет

принципиального единообразия. Структура подразделений и их организационная

форма определяется решением Правительства в соответствие с потребностями и

задачами административного ведомства и утверждается Президентом ил

Правительством. Это могут быть департаменты, управления, отделы, советы,

центры, бюро, секретариаты.

Правительством РФ с целью упорядочения структуры административного

ведомств принято спец. постановление от 05.11.95 "О структуре центрального

аппарата федеральных органов исполнительной власти", где даны основные

положения для формирования структуры центр. аппарата административного

ведомства:

а). кол-во ведущих должностей гос. служащих <= 10% от общей

численности работников ведомства.

б.) старших <= 40%.

в). численность департамента >= 35 штатных единиц.

г). управления >= 20.

д). отдела >= 10.

е). отдела в составе департамента >= 5.

ж). .в структуру департамента управления входит не менее 3 отделов.

з). внутренняя организация структурных подразделений регламентируется

органами, в составе которых они формируются и действуют.

Административное ведомство

Под административным ведомством следует понимать систему органов

управления специальной компетенции и руководимых ими организаций,

организационно подчиненных одному центру. Наряду с административными

существуют и иные государственные ( например, прокуратура РФ) и

негосударственные ( например, ВОС РФ) ведомства. Особенностью первых

является то, что ими руководят исполнительно-распорядительные органы, их

управленческие подсистемы -

составная*******************************************************************

***********************************************************************

***********************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

****************************************************************************

***************************************************************************у

рсов, охраны природы, совершенствование внутренних социальных связей,

удовлетворение потребностей своих работников. Иными словами, каждое

ведомство одновременно выполняет задачи: социальную производственную,

экономико-экологическую и социальную. В соответствии с ними формулируются и

нормативно регулируются функции соответствующих органов управления.

Во-вторых, административное ведомство представляет собой четко

обособленную сложную систему, состоящую из самостоятельных организаций,

подчиненных одной из них, которая является ее центром.

В-третьих, каждое ведомство построено иерархично, по линейному

принципу, нижестоящие организации организационно (административно)

подчинены вышестоящим, а последние несут ответственность за их

деятельность.

В-четвертых, ведомство представляет собой экономико-правовую общность.

У него во владении есть определенное имущество, которое состоит из

имущества организаций и централизованных фондов ( резервов), принадлежащих

системе в целом.

Ведомство является адресатом многих нормативных и плановых актов.

Внутри его действуют акты руководящего системой органа.

Административное ведомство моноцентрично, у него единый субъект управления,

который вне системы действует от ее имени, распоряжается ее фондами и

резервами, осуществляет значительную по объему внутриорганизационную

деятельность.

Определенной обособленностью и устойчивостью характеризуется и

субстанциональная ( предметная) структура ведомства. Внутри системы

создается и используется определенная информация, складывается

специфическая организация документооборота, взаимоотношений ее компонентов.

Внутриведомственнные связи отличаются активностью и устойчивостью. Каждое

ведомство имеет свое название. Будучи сложной самоуправляемой системой,

оно, как правило, состоит из трех групп элементов:

1. организаций, непосредственно выполняющих его основную

производственную задачу;

2. организаций, обслуживающих его внутренние потребности;

3. органов управления;

Можно сказать иначе: каждое ведомство состоит из трех блоков:

1. производственного;

2. обслуживающего;

3. управленческого.

В последнем необходимо различать уровни (звенья) управления.

Минимальное их количество - два: центр и администрация ведомственной

организации. В случае необходимости создаются одно, два и даже более

промежуточных звеньев. При одном промежуточном звене ведомственный аппарат

управления становится трехуровневым, при двух - четырехуровневым и т. д.

Например, система Минздрава РФ - облздрав - горздрав - администрация

больницы насчитывает четыре звена управления.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


© 2010 Рефераты